ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУААЕНТОЗ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СТАНДАРТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СТАНДАРТИЗАЦИИ
МОСКВА — 1986
3.4.1. Программы на системы общетехнических и организационно-методических стандартов межотраслевого значения разрабатывают Госстандарт и министерства (ведомства), ответственные за создание соответствующих систем стандартов, одновременно с пятилетним планом государственной стандартизации.
3.4.2. Программы комплексной стандартизации продукции (ПКС) разрабатывают министерства (ведомства)—головные в производстве конечной продукции. Программы должны быть направлены, в первую очередь, на нормативно-техническое обеспечение целевых комплексных народнохозяйственных программ (ЦКП) и научно-технических программ.
Разрабатывают проекты программ одновременно и в тесной увязке с проектом пятилетнего плана государственной стандартизации на важнейшие группы, подгруппы и виды продукции, важнейшие системы (комплексы) машин и оборудования совместного применения, оборудование высокоэффективных технологических процессов, предусмотренных в научно-технических программах.
В программах обеспечивают сбалансированность показателей технического уровня и качества конечной продукции с требованиями к сырью, материалам, комплектующим изделиям, оборудованию и средствам контроля, используемым при производстве конечной продукции.
В программы включают задания по разработке стандартов (государственных, отраслевых, стандартов СЭВ) и технических условий (пересмотру или внесению изменений в действующие стандарты и технические условия) на новую (модернизируемую) продукцию, полностью отвечающие конечной цели программы. В намечаемых к разработке (пересмотру) стандартах или технических условиях устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ ОТТ на группы однородной продукции новые, более прогрессивные нормы и требования, опережающие достигнутый уровень производства, с дифференцированными нормативами сроков их введения.
3.4.3. Программы метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства и промышленности (ПМО) разрабатывают министерства (ведомства).
ПМО разрабатывают с целью совершенствования техники измерений, испытаний и контроля параметров производственных процессов и качества продукции, повышения эффективности внедрения АСУ технологическими процессами, создания эталонов образцовых и рабочих средств измерений, необходимых для создания и внедрения новых видов техники и технологии и решения важнейших народнохозяйственных задач.
3.4.4. Комплексные программы метрологического обеспечения по отдельным видам и областям измерений разрабатывает Госстандарт совместно с министерствами (ведомствами), заинтересованными в развитии данных видов измерений.
В комплексных программах предусматривают:
Ю
разработку, организацию изготовления и внедрения государственных и рабочих эталонов;
разработку и организацию производства образцовых средств измерений и поверочного оборудования;
разработку и организацию производства стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
разработку и пересмотр государственных стандартов в области метрологии;
разработку и организацию производства рабочих средств измерений;
оснащение лабораторий государственной и ведомственных метрологических служб необходимыми средствами поверки и создание специальных лабораторий.
3.4.5. Межотраслевые комплексные программы ГСССД по обеспечению народного хозяйства достоверными данными о свойствах веществ и материалов и программы по государственной регистрации материалов и веществ разрабатывают и утверждают по согласованию с Госстандартом министерства (ведомства)—головные в производстве продукции, для которой разрабатываются стандартные справочные данные.
В комплексные программы ГСССД включают работы по созданию фондов достоверных данных о свойствах веществ и материалов, разработку системы информационных, справочных и официальных изданий ГСССД, работы по созданию и вводу в эксплуатацию автоматизированных Центров данных ГСССД по свойствам и применению веществ и материалов, а также разработку комплекса нормативно-методических материалов, обеспечивающих функционирование ГСССД.
В программы по государственной регистрации материалов и веществ включают разработку регистрационных и информационных документов на важнейшие материалы и вещества, представляемые в систему государственной регистрации.
3.4.6. Программы унификации продукции разрабатывают, в первую очередь, на группы однородной продукции, имеющей важнейшее народнохозяйственное значение.
Программы унификации продукции разрабатывают на период 5—15 лет (по пятилетиям).
Разрабатывают межотраслевые и отраслевые программы унификации.
Программы разрабатывает министерство (ведомство)—головное (ведущее) по данной группе однородной продукции.
В соответствии с программами унификации продукции разрабатывают программы специализации производства, в состав которых должны включаться задания по их нормативно-техническому и метрологическому обеспечению.
3.4.7. Задания по стандартизации и метрологическому обеспечению, предусмотренные в программах (пп. 3.4.1—3.4.5), должны быть направлены, в первую очередь, на нормативно-техниче-
11
ское и метрологическое обеспечение ЦК.П и научно-технических программ.
Эти программы реализуются в пятилетних и годовых планах государственной стандартизации, планах стандартизации министерств (ведомств), союзных республик, объединении (предприятий) и организаций.
Задания программ метрологического обеспечения по созданию и освоению средств измерений, испытаний и контроля включаются также в пятилетние и годовые планы освоения и производства новых видов промышленной продукции.
Задания программ унификации продукции реализуются в планах стандартизации и планах проведения научно-исследовательских работ.
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЛАНЫ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ В СССР СТАНДАРТОВ СЭВ
4.1. Разрабатывают государственные пятилетние и годовые планы по разработке и применению в СССР стандартов СЭВ. Эти планы разрабатывают Госстандарт и Госстрой СССР (по закрепленной за ним номенклатуре) на основе проектов планов министерств (ведомств) и в соответствии с порядком и сроками разработки государственных планов экономического и социального развития СССР.
4.2. Государственные пятилетний и годовой планы по разработке и применению в СССР стандартов СЭВ как составная часть государственных планов экономического и социального развития СССР включаются в раздел «Мероприятия по развитию социалистической экономической интеграции СССР с другими странами — членами СЭВ».
4.3. Планирование разработки и применения в СССР стандартов СЭВ должно способствовать своевременной реализации мероприятий по сотрудничеству, вытекающих из долгосрочных целевых программ сотрудничества (ДЦПС), соглашений и договоров по специализации и кооперированию производства стран — членов СЭВ, а также способствовать выполнению обязательств СССР по стандартизации, проводимой в рамках СЭВ и международных организаций по стандартизации и метрологии.
5. ПЛАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
5.1. В СПС разрабатывают пятилетние и годовые планы государственной стандартизации.
Пятилетние и годовые планы государственной стандартизации разрабатывают Госстандарт и Госстрой СССР (по закрепленной за ним номенклатуре) на основе проектов планов государственной стандартизации министерств (ведомств) и Советов Министров (Госпланов) союзных республик.
12
5.2. Планы государственной стандартизации должны быть направлены, в первую очередь, на выполнение постановлений и решений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, постановлений Госстандарта, нормативно-техническое обеспечение ЦКП и научно-технических программ, на реализацию программ стандартизации, унификации и метрологического обеспечения.
В целях создания нормативно-технической базы государственного управления разработкой и выпуском отечественной продукции, соответствующей высшему мировому техническому уровню, требованиям народного хозяйства и населения страны, потребностям обороны и экспорта, планируется разработка государственных стандартов с перспективными требованиями на группы однородной продукции (ГОСТ ОТТ) в составе научно-исследовательских работ по определению перспектив развития этой продукции.
В соответствии с установленными в ГОСТ ОТТ значениями показателей технического уровня и качества соответствующих групп однородной продукции в программы комплексной стандартизации и планы государственной стандартизации включают задания по разработке и пересмотру нормативно-технических документов на конкретные виды (марки, типы, модели) продукции.
5.3. Пятилетний план государственной стандартизации утверждают в составе Государственного пятилетнего плана экономического и социального развития СССР.
Для обеспечения выполнения заданий пятилетних планов государственной стандартизации разрабатывают программы стандартизации, метрологического обеспечения и программы унификации продукции.
Годовой план государственной стандартизации является составной частью Государственного годового плана экономического и социального развития СССР.
6. ПЛАНЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВ (ВЕДОМСТВ) СССР
6.1. В СПС разрабатывают пятилетние и годовые планы стандартизации министерств (ведомств) СССР в составе пятилетних и годовых планов экономического и социального развития отраслей.
Пятилетние и годовые планы стандартизации министерств (ведомств) должны включать:
задания планов государственной стандартизации, направленные на решение проблем стандартизации и метрологического обеспечения, как правило, межотраслевого значения (государственная стандартизация);
задания, направленные на решение отраслевых проблем стандартизации и метрологического обеспечения (отраслевая стандартизация).
6.2. Задания по государственной стандартизации формируются в соответствии с планом государственной стандартизации.
Задания по отраслевой стандартизации формируются на осно-
13
ве отраслевых научно-технических программ и отраслевых программ стандартизации, унификации и метрологического обеспечения, а также других документов (приказов, планов-графиков, предложений ведомственных служб, предприятий и др.) министерства (ведомства) по совершенствованию управления производством в отрасли, по улучшению качества выпускаемой продукции, обеспечению безопасности труда, совершенствованию системы отраслевой стандартизации и т. д.
В планах стандартизации министерств (ведомств) СССР должно обеспечиваться снижение массы изделий, уменьшение расхода топлива, энергии, сырья и материалов, повышение надежности и экономичности, максимальное использование вторичного сырья, установление перспективных требований к конкретным видам, типам новой (модернизируемой) продукции в соответствии с ГОСТ ОТТ на группы однородной продукции.
Задания по разработке ГОСТ ОТТ на группы однородной продукции в соответствии с установленными ГКНТ и Госстандартом этапами их выполнения включают в планы научно-исследовательских работ и планы стандартизации министерств (ведомств).
6.3. Планы стандартизации министерств (ведомств) СССР утверждают министерства (ведомства) СССР но согласованию с Госстандартом.
7. ПЛАНЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
7.1. В СПС разрабатывают пятилетние и годовые планы стандартизации союзных республик в составе пятилетних и годовых планов экономического и социального развития союзных республик.
Планы стандартизации союзных республик разрабатывают Госпланы союзных республик совместно с республиканскими управлениями Госстандарта на основе предложений союзно-республиканских и республиканских министерств (ведомств) союзных республик.
7.2. Планы стандартизации союзных республик должны включать задания планов государственной стандартизации, касающиеся данной республики, и задания по республиканской стандартизации.
Планы стандартизации союзных республик должны быть направлены, в первую очередь, на решение заданий государственной стандартизации и важнейших проблем республиканской стандартизации, обеспечивающих всемерный рост эффективности общественного производства, экономию и рациональное использование сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов, устойчивое и сбалансированное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции, в том числе товаров народного потребления, улучшение организации торговли и бытового обслуживания.
7.3. Задания по республиканской стандартизации формируются на основе:
14
республиканских научно-технических программ, республиканских программ стандартизации и метрологического обеспечения;
предложений союзно-республиканских и республиканских министерств (ведомств) союзных республик;
предложений министерства торговли союзной республики по повышению потребительских свойств продукции и удовлетворению спроса населения на товары народного потребления, выпускаемые предприятиями республики.
7.4. Планы стандартизации союзных республик утверждают Советы Министров (Госпланы) союзных республик по согласованию с Госстандартом.
8. ПЛАНЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕНИЙ [ПРЕДПРИЯТИЙ]
8.1. В СПС разрабатывают и утверждают пятилетние и годовые планы стандартизации объединений (предприятий) в составе пятилетних и годовых планов экономического и социального развития этих объединений (предприятий).
Планы стандартизации объединений (предприятий), независимо от их специфики и особенностей производства, должны включать:
задания по государственной и отраслевой (республиканской) стандартизации;
задания (работы, мероприятия) по решению собственных проблем стандартизации и метрологического обеспечения производства.
Работы по стандартизации предприятий непроизводственного назначения включаются в соответствующие планы этих предприятий в качестве самостоятельного раздела.
8.2. Планы стандартизации объединений (предприятий) должны быть направлены, в первую очередь, на реализацию заданий программ комплексной стандартизации, программ метрологического обеспечения и отраслевых (республиканских) программ, решений директивных органов и приказов министерства (ведомства). Эти задания должны включаться в план в полном соответствии с программами (директивными документами) с теми же показателями и сроками выполнения работ.
Задания по разработке стандартов и ТУ с перспективными показателями на новую (модернизируемую) продукцию должны включаться в планы стандартизации объединений (предприятий) в соответствии с дифференцированными нормативами сроков обновления продукции и перспективными требованиями ГОСТ ОТТ на группы однородной продукции.
9. ОТЧЕТНОСТЬ В СПС
9.1. Составной частью СПС является государственная статистическая отчетность по выполнению планов государственной стандартизации.
15
Объективные закономерности развития социалистического общества предопределяют существенное увеличение возможностей стандартизации в решении проблем развития экономики, укрепления научно-технического прогресса, повышения технического уровня и улучшения качества выпускаемой продукции.
В этой связи принципиальное значение приобретает формирование единой целостной системы планирования стандартизации, направленной на комплексное нормативно-техническое обеспечение целевых комплексных народнохозяйственных и общесоюзных научно-технических программ.
В настоящий сборник включены основные положения системы планирования стандартизации в СССР, методические документы по планированию стандартизации на всех уровнях управления народным хозяйством: государственном, отраслевом, республиканском и на уровне производственных объединений (предприятий), а также включено Положение о порядке подготовки пятилетних и годовых планов государственной стандартизации и государственных планов по разработке и внедрению стандартов СЭВ.
Методические документы, вошедшие в сборник, разработаны в соответствии с ГОСТ 1.0-85, устанавливают организационно-методическое единство планирования стандартизации в стране и направлены на решение задач, поставленных XXVII съездом КПСС, обязательны для применения министерствами (ведомствами) СССР, Госпланами союзных республик н производственными объединениями (предприятиями) при разработке пятилетних и годовых планов стандартизации.
Методические документы РД 50—375—82, РД 50—354—82, РД 50—348—82 и РД 50—335—82 разработаны с учетом изменения Ns 1, утвержденного в декабре 1985 г.
Методические документы разработаны коллективом авторов ВНИИС и ВНИИМС под научным руководством д-ра эконом, наук А. В. Гличева и канд. эконом, наук. Ф. А. Амирджанянца.
© Издательство стандартов, 1986
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ В СССР
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
РД 50-479-84
РАЗРАБОТАНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам ИСПОЛНИТЕЛИ
Ф. А. Амирджанянц, канд. экон. наук (руководитель темы); М. М. Агеева; Б. А. Лапин, канд. экон. наук; А. П. Ларичев, А. Н. Лебедев, канд. экон. наук; Е. А. Заец; Э. В. Лескова; Н. Е. Цегель.чик; Г. А. Свиридова
ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам
Начальник Технического управления М. А. Довбенко
УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 июня 1984 г. №2114
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Система планирования стандартизации в СССР. Основные положения
Взамен Основных положений СПС, утвержденных Постановлением Госстандарта от 29 мая 1980 г. № 54
Утверждены Постановлением Госстандарта от 26 июня 1984 г. № 2114, срок введения установлен
Настоящие методические указания определяют основные положения системы планирования стандартизации в СССР и в развитие ГОСТ 1.0-85 устанавливают цель, принципы и задачи этой системы, организационно-методическое единство планов и плановых документов, планируемые показатели, а также комплекс методических документов по планированию стандартизации и метрологического обеспечения на всех уровнях управления народным хозяйством.
Методические указания обязательны для применения министерствами, государственными комитетами, ведомствами СССР, министерствами и ведомствами союзных республик (далее по тексту — министерства (ведомства), Госпланами союзных республик и республиканскими управлениями Госстандарта, головными и базовыми организациями по стандартизации, головными и базовыми организациями метрологической службы, производственными, научно-производственными объединениями, предприятиями и организациями (далее по тексту — объединения (предприятия), участвующими в разработке проектов планов и плановых документов по стандартизации, а также подразделениями Госстандарта и его научно-исследовательскими организациями.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Система планирования стандартизации в СССР (СПС) является составной частью системы планирования экономического и социального развития СССР и Государственной системы стандартизации и представляет совокупность объединенных целевой направленностью планов и плановых документов, устанавливающих организационно-методическое единство планирования стандартизации и метрологического обеспечения на всех уровнях управления народным хозяйством (справочное приложение 1).
5
1.2. Основная цель СПС состоит в том, чтобы установить место системы планирования стандартизации в общей системе планирования экономического и социального развития СССР, поднять на качественно новый уровень содержание планирования стандартизации и метрологического обеспечения в стране на основе усиления роли перспективных планов стандартизации, широкого применения программно-целевого метода и выбора наиболее эффективных путей достижения высоких конечных народнохозяйственных результатов.
Широкое применение программно-целевого метода в СПС должно позволить целенаправленно сосредоточить работы по стандартизации и метрологическому обеспечению в отраслях промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, связи на решении важнейших проблем развития экономики, сбалансировать требования к конечной продукции, сырью, материалам, комплектующим изделиям, оборудованию, средствам и методам контроля, показателям качества продукции и параметрам технологических процессов.
1.3. Основные задачи СПС:
концентрация работ но стандартизации и метрологии на нормативно-техническом и метрологическом обеспечении целевых комплексных народнохозяйственных программ (ЦКП) и научно-технических программ;
разработка и введение в действие государственных стандартов с перспективными требованиями на группы однородной продукции (ГОСТ ОТТ), устанавливающими качество и ассортимент продукции на высоком техническом уровне, обеспечивающими широкое применение энергосберегающих техники и технологии, повышение надежности и долговечности выпускаемой продукции, экономию материальных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, внедрение гибких автоматизированных производств, безотходной и малоотходной технологии, применение прогрессивных методов и средств контроля качества продукции;
обеспечение выполнения обязательств СССР по стандартизации, проводимой в рамках СЭВ и международных организаций по стандартизации и метрологии;
повышение научно-технического уровня создаваемых нормативно-технических документов по стандартизации, уровня унификации изделий и типизации технологических процессов, совершенствование метрологического обеспечения отраслей в целях интенсификации общественного производства, повышения степени удовлетворения постоянно растущих общественных потребностей, более полного использования имеющихся резервов, достижения высоких конечных народнохозяйственных результатов;
обеспечение целевого и организационно-методического единства планов и плановых документов по стандартизации, разрабатываемых на всех уровнях управления народным хозяйством, в их тесной увязке по номенклатуре, основным показателям технического уровня и качества стандартизуемой продукции, срокам б
проведения работ и исполнителям с соответствующими разделами плана экономического и социального развития СССР (министерства, ведомства, союзной республики, объединения, предприятия).
Целевое и организационно-методическое единство разработки планов и плановых документов в СПС обеспечивается на основе взаимодействия комплекса методических документов по планированию стандартизации, включающего основополагающие, типовые и специальные документы.
1.4. Качественное решение задач системы планирования стандартизации в СССР основано на соблюдении плановой дисциплины, широком применении программно-целевого метода и принципов целенаправленного, комплексного и сквозного планирования стандартизации и метрологического обеспечения.
2. СОСТАВ ПЛАНОВ И ПЛАНОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В СПС
2.1. В составе СПС разрабатывают перспективные плановые документы, пятилетние и годовые планы:
проблемный раздел «Стандартизация и метрология» Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 20 лет (по пятилетиям);
основные направления развития стандартизации и метрологии как составная часть Основных направлений экономического и социального развития СССР на 10—15 лет;
межотраслевые, отраслевые и республиканские программы стандартизации и метрологического обеспечения;
пятилетний и годовой планы государственной стандартизации;
государственные пятилетний и годовой планы по разработке и применению в СССР стандартов СЭВ;
пятилетний и годовой планы стандартизации министерств (ведомств);
пятилетний и годовой планы стандартизации союзных республик;
пятилетний и годовой планы стандартизации объединений (предприятий).
Главной формой планирования стандартизации являются пятилетние планы стандартизации.
2.2. В СПС разрабатывают следующие программы: программы на системы общетехнических и организационно-методических стандартов межотраслевого значения;
программы комплексной стандартизации продукции (межотраслевые программы);
программы унификации продукции;
программы метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства;
комплексные программы метрологического обеспечения по видам и областям измерений;
7
межотраслевые комплексные программы Государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД) по обеспечению народного хозяйства достоверными данными о свойствах веществ и материалов;
программы по государственной регистрации материалов и веществ;
отраслевые и республиканские программы стандартизации.
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
3.1. В целях повышения роли перспективного планирования стандартизации, определения генеральной цели, перспективных проблем и направлений развития стандартизации, их комплексного и целенаправленного решения в тесной увязке с важнейшими народнохозяйственными и научно-техническими проблемами разрабатывают плановые документы по стандартизации на перспективу 20, 10—15 лет.
3.2. Для определения генеральной цели и перспектив развития стандартизации и метрологического обеспечения на двадцатилетний период разрабатывают проблемный раздел «Стандартизация и метрология» в составе Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 20 лет (по пятилетиям).
Проблемный раздел направлен на реализацию перспективных научно-технических и социально-экономических народнохозяйственных задач путем интенсификации нормативно-технического и метрологического обеспечения как разработки, так и внедрения достижений науки и техники.
В задачи раздела входят:
обоснование приоритета отдельных направлений развития науки и практики в области стандартизации и метрологии, масштабов применения методов стандартизации и метрологии в отраслях народного хозяйства;
оценка возможных социально-экономических последствий развития стандартизации и метрологии;
обоснование направлений совершенствования хозяйственного механизма и организационной структуры органов и служб стандартизации;
разработка первоочередных мероприятий, способствующих осуществлению долгосрочной научно-технической политики в области стандартизации и метрологии.
Научная обоснованность проблемного раздела обеспечивается комплексными прогнозами развития стандартизации и метрологии в народном хозяйстве.
Проблемный раздел «Стандартизация и метрология» составляют по народнохозяйственным комплексам. Он содержит:
основные проблемы развития стандартизации и метрологического обеспечения, их обоснование на длительный период (по пятилетиям), очередность реализации и технико-экономические результаты;
8
основные направления и мероприятия по развитию стандартизации и метрологического обеспечения с разбивкой их по пятилетиям.
Проблемный раздел «Стандартизация и метрология» является исходным документом для разработки проекта основных направлений развития стандартизации и метрологии на 10—15 лет.
3.3. Проект основных направлений развития стандартизации и метрологии на 10—15 лет разрабатывает Госстандарт совместно с министерствами (ведомствами) СССР и советами министров (Госпланами) союзных республик исходя из задач, определяемых съездами КПСС на длительную перспективу, и проблемного раздела «Стандартизация и метрология» Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 20 лет.
Основные направления развития стандартизации и метрологии предусматривают перспективы создания нормативно-технической базы по стандартизации для решения важнейших народнохозяйственных и научно-технических проблем.
В составе основных направлений должны определяться главные задачи развития стандартизации и метрологического обеспечения на перспективу (но пятилетиям), основные проблемы и направления их решения.
Основные направления являются исходным документом для разработки пятилетних планов государственной стандартизации.
В основных направлениях развития стандартизации и метрологии устанавливаются намечаемые к развитию и совершенствованию системы общетехнических и организационно-методических стандартов межотраслевого значения, важнейшие группы (подгруппы, виды) продукции, подлежащие комплексной стандартиза.-ции, направления унификации промышленной продукции, направления работ по метрологическому обеспечению отраслей народного хозяйства, а также перечень важнейших программ стандартизации, унификации и метрологического обеспечения, цели их разработки, исполнители, ожидаемые экономические, социальные и технические результаты.
Перечень программ является основой для включения заданий по разработке программ, приведенных в п. 2.2 настоящих методических указаний, в планы государственной стандартизации.
3.4. Программно-целевой метод является основным в планировании стандартизации и метрологии.
Практическое применение программно-целевого метода в СПС осуществляется на основе разработки и реализации программ стандартизации, унификации и метрологического обеспечения.
Программы обеспечивают сбалансированность показателей, норм и требований, намечаемых к разработке стандартов и руководящих нормативных документов (РД), устанавливают порядок в разработке и внедрении стандартов и РД, а также взаимоувязанные сроки выполнения и исполнителей заданий программ.
9