ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУААЕНТОЗ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СТАНДАРТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СТАНДАРТИЗАЦИИ
МОСКВА — 1986
(для объединений и предприятий машиностроения и приборостроения) по трем показателям:
уровень применения типовых технологических процессов;
уровень применения стандартной переналаживаемой технологической оснастки;
уровень применения стандартного переналаживаемого и агрегатного оборудования, а также включают задания по стандартизации технологической оснастки, применяемой при внедрении типовых технологических процессов, групповых методов обработки и др.
3.2.3. Раздел 3. Внедрение и контроль за соблюдением действующих НТД (см. табл. 4 рекомендуемого приложения 2). В разделе указывают перечень НТД, подлежащих введению в соответствии с планами организационно-технических мероприятий по их внедрению в планируемом периоде, включают задания по составлению планов организационно-технических мероприятий и приказов (распоряжений) по внедрению стандартов, по проверке соблюдения применяемых в объединении (предприятии) стандартов и других документов по стандартизации и метрологическому обеспечению с целью установления соответствия показателей и норм, приведенных в них, современному уровню развития науки и техники, требованиям народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, возросшим возможностям данного объединения (предприятия). Планирование работ по внедрению стандартов и других НТД должно проводиться в соответствии с ГОСТ 1.20-85.
3.2.4. Раздел 4. Общетехнические и организационно-методические работы (см. табл. 5 рекомендуемого приложения 2). В данный раздел включают мероприятия по проведению нормоконтроля и метрологической экспертизы технической документации изделий основного производства, разрабатываемой объединением (предприятием), технологической оснастки и технологических процессов; задания на разработку, изготовление и метрологическую аттестацию нестандартизованных средств измерений и испытаний, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, разработку и метрологическую аттестацию методик измерений, испытаний, контроля; задания по расчетам экономической эффективности работ по стандартизации и метрологическому обеспечению; по изучению и распространению передового опыта в области стандартизации и метрологии; по научно-техническому и организационно-методическому руководству работой по стандартизации и метрологическому обеспечению в цехах, отделах и других подразделениях объединения (предприятия), по оказанию им технической помощи; участие в мероприятиях по аттестации продукции, а также аттестации технологических процессов и изделий вспомогательного производства; задания по обучению специалистов предприятия основам стандартизации и метрологии, по проведению ведомственного контроля за метрологическим обеспечением производства, проведению поверки и ремонта средств измерений, проведению метрологической экспертизы технологической, проектной, 158
технической документации, а также другие работы, предусмотренные РД 34—74 и положениями о метрологических службах министерств (ведомств).
В этот раздел также включают обобщенное задание по составлению отзывов на проекты государственных, отраслевых, республиканских стандартов и стандартов предприятия.
3.3. Задания по разработке и внедрению стандартов должны быть увязаны со сроками проведения (номенклатурой, объемами и другими показателями) научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, освоения производства новых видов промышленной продукции, внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, со сроками поставок оборудования и материалов, капитального строительства, технической подготовки производства для обеспечения выпуска продукции по новым стандартам в заданные сроки.
3.4. Служба стандартизации объединения (предприятия) обеспечивает разработку планов организационно-технических мероприятий по внедрению стандартов и привлекает для их составления соответствующие цехи, отделы, лаборатории.
В целях своевременного материально-технического и организационно-технологического обеспечения внедрения стандартов служба стандартизации направляет предложения соответствующим подразделениям объединения (предприятия) о включении отдельных мероприятий (работ) по внедрению стандартов в планы материально-технического обеспечения, подготовки производства, капитального строительства и другие планы и осуществляет контроль за реализацией этих предложений.
3.5. Стандартизуемые показатели годового плана должны быть не хуже показателей, установленных в пятилетием плане стандартизации объединения (предприятия).
3.6. Основными показателями годового плана стандартизации объединения (предприятия) являются:
объекты планирования (наименование вновь создаваемых, пересматриваемых, внедряемых или контролируемых НТД, наименование унифицируемой продукции, типовых технологических процессов, стандартной переналаживаемой технологической оснастки, стандартного переналаживаемого и агрегатного оборудования, наименование общетехнических и организационно-методических работ и мероприятий по стандартизации и метрологическому обеспечению, а также этапы работ, как-то: разработка технического задания на создание НТД, первая или окончательная редакция НТД, внесение изменений, утверждение НТД и др.);
технико-экономические показатели, требования, нормы, методы, правила, процессы, намечаемые к стандартизации;
уровень унификации изделий (на конец планируемого года);
уровень применения типовых технологических процессов, стандартной переналаживаемой технологической оснастки, стандартного переналаживаемого и агрегатного оборудования (на начало и конец планируемого года);
159
сроки выполнения (разработки, утверждения) работ (этапов работ) по стандартизации, унификации, метрологическому обеспечению и др.;
исполнители и соисполнители работ (службы, отделы, цехи, ответственные лица).
Показатели плана могут быть уточнены и дополнены с учетом специфики и особенностей производства объединения (предприятия).
3.7. Для отражения хода реализации заданий по нормативнотехническому и метрологическому обеспечению целевых комплексных народнохозяйственных и отраслевых программ, программ комплексной стандартизации и метрологического обеспечения по каждому заданию на разработку или внедрение НТД в плане указывают шифр соответствующей программы.
4. ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И ОТЧЕТНОСТЬ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА СТАНДАРТИЗАЦИИ
4.1. Объектами оперативного учета, контроля и отчетности о выполнении плана стандартизации объединения (предприятия) являются основные показатели плана стандартизации.
4.2. Организацию оперативного учета, контроля и отчетности о выполнении плана стандартизации объединения (предприятия) осуществляет служба стандартизации в порядке, установленном действующими нормативными документами и приказами (распоряжениями) министерства (ведомства), объединения (предприятия) .
4.3. Оперативный учет, а также контроль выполнения плана проводят путем внесения отметок о фактическом выполнении заданий по стандартизации непосредственно в установленную форму годового плана.
4.4. Служба стандартизации составляет отчеты о выполнении заданий планов государственной (по форме 1-СТ) и отраслевой (республиканской) стандартизации и в установленном министерством (Госпланом союзной республики) порядке направляет их в базовую (головную) организацию по стандартизации для обобщения материалов и представления сводных отчетов в вышестоящие организации.
4.5. Отчетность о внедрении государственных стандартов на продукцию составляют по форме 13-НТ и высылают в соответствующий орган Госстандарта, в министерство по подчиненности и в территориальные органы ЦСУ СССР.
160
ПРИЛОЖЕНИЕ I Рекомендуемое
ФОРМА ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
Директор (зам. директора) базовой (головной) организации по стандартизации
Директор (главный инженер)
стандартизации_.на 19 —19 годы
наименование объединении (предприятии)
Т аблица |
Наимеиоаание «ахания и направления работ по стандартизации |
Обоснование для включения я план |
Срои исполнения (год. квартал) |
Ответственны! исполнитель (цехи, отделы, лаборатории, ответственные липа) |
яаяало |
окончание |
1 |
3 |
3 |
4 |
в |
|
Начальник службы стандартизации И., о., фамилии |
Главный метролог и., о., фамилии
Руководители цехов, отделов, лабораторий— И . о., фамилии
ответственные исполнители работ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое
ФОРМЫ ГОДОВОГО ПЛАНА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
СОГЛАСОВАНО:
Директор (зам. директора) базовой Директор (главный инженер)
(головной) организации по стандартизации
__ И.. О., фамилия
И., о., фамилия
*_>_19 г.
ПЛАН
стандартизации _па 19 год
наименование объединения (предприятия)
Разработка новых и пересмотр действующих нормативно-технических документов
Таблица I
Няи хеком вяе
НТД |
Срок исполнения, месяц |
Процент готовности на планируемый год |
Ответственный исполнитель к соисполнители (цехи, отделы, лаборатории) |
Годовой
экономический
эффект
(тыс. руб.) |
ТЗ |
1-я
редакция |
окончательная
редакция |
утверждение |
регистрация |
■адаяис |
1 |
3 |
i |
4 |
5 |
6 |
7 |
Я |
9 |
10 |
Примечание. В графе 1 после наименования НТД указываются технико-экономические показатели, требования, нормы, методы, правила, процессы, намечаемые к стандартизации.
Повышение уровня унификации изделий и применение типовых технологических
процессов.
Унификация изделий
Таблица 2 |
Наименование группы или продукции (по |
под
вида
ОКП) |
Уровень унификации на конец года. % |
Содержание мероприятия. направленного на реализацию задания |
Срок
выпол
нения
(месяц) |
Ответственный исполнитель (цех, отдел) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Повышение уровней применения типовых технологических процессов, стандартной переналаживаемой технологической оснастки, стандартного переналаживаем
мого и агрегатного оборудования
Таблица 3 |
Наименование показателя н его величина. % |
Содержание мероприятия. направленного на достижение намеченного показателя |
Срок выполнения (месяц) |
Ответственный исполнитель (цех. отдел) |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Внедрение и контроль за соблюдением действующих НТД |
Таблица 4 |
Обозначение и наименование НТД |
Срок завершения мероприятий по внедрению НТД, месяц |
Цех (отдел), где намечено внедрение НТД |
Исполнитель работ по внедрению НТД (цех, отдел, ответственное лицо) |
Годовой SKOBO-мичсский эффект от внедрения
(тыс. руб.) |
Срок проверки, дата |
Цех (отдел), где намечена проверка |
Ответственное лицо, проводящее проверку |
1 |
2 |
3 |
4 |
б |
|
Примечание. Очередность включения заданий: внедрение НТД
контроль соблюдения действующих НТД
Общетехнические и организационно-методические работы
Таблица 5 |
Наименование работ н мероприятий |
Срок исполнения, месяц |
Ответственный (должность, и.. |
исполнитель о., фамилия) |
1 |
2 |
3 |
|
И., о., фамилия |
Начальник службы стандартизации Главный метролог
Руководители цехов, отделов, лабораторий *— ответственные исполнители работ
163
Объективные закономерности развития социалистического общества предопределяют существенное увеличение возможностей стандартизации в решении проблем развития экономики, укрепления научно-технического прогресса, повышения технического уровня и улучшения качества выпускаемой продукции.
В этой связи принципиальное значение приобретает формирование единой целостной системы планирования стандартизации, направленной на комплексное нормативно-техническое обеспечение целевых комплексных народнохозяйственных и общесоюзных научно-технических программ.
В настоящий сборник включены основные положения системы планирования стандартизации в СССР, методические документы по планированию стандартизации на всех уровнях управления народным хозяйством: государственном, отраслевом, республиканском и на уровне производственных объединений (предприятий), а также включено Положение о порядке подготовки пятилетних и годовых планов государственной стандартизации и государственных планов по разработке и внедрению стандартов СЭВ.
Методические документы, вошедшие в сборник, разработаны в соответствии с ГОСТ 1.0-85, устанавливают организационно-методическое единство планирования стандартизации в стране и направлены на решение задач, поставленных XXVII съездом КПСС, обязательны для применения министерствами (ведомствами) СССР, Госпланами союзных республик н производственными объединениями (предприятиями) при разработке пятилетних и годовых планов стандартизации.
Методические документы РД 50—375—82, РД 50—354—82, РД 50—348—82 и РД 50—335—82 разработаны с учетом изменения Ns 1, утвержденного в декабре 1985 г.
Методические документы разработаны коллективом авторов ВНИИС и ВНИИМС под научным руководством д-ра эконом, наук А. В. Гличева и канд. эконом, наук. Ф. А. Амирджанянца.
© Издательство стандартов, 1986
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
РАЗРАБОТКА ПЛАНОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕНИИ (ПРЕДПРИЯТИИ). ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
рд 50 — 335 — 82
РАЗРАБОТАНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам ИСПОЛНИТЕЛИ
Б. А. Лапин (руководитель темы); М. М. Агеева; Е. А. Заец; А. Н. Лебедев; А. А. Скокова; А. П. Ларичев; Т. Я. Абрамова
ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам
Начальник Технического управления М. А. Довбенко
УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 6 апреля 1982 г. N° 1394
УДК 389.6.003
РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Разработка планов стандартизации объединений (предприятий). Основные положения
Введены
впервые
Утверждены Постановлением Госстандарта от 6 апреля 1982 г. № 1394, срок введения установлен
с 01.01.83
Настоящие методические указания распространяются на производственные (научно-производственные) объединения и предприятия (в дальнейшем — объединения (предприятия)) всех отраслей промышленности и являются основой для разработки отраслевых нормативно-технических документов (НТД) или стандартов предприятия, регламентирующих порядок, методику и организацию разработки планов стандартизации с учетом специфики отрасли, применительно к условиям производства конкретных объединений (предприятий).
Настоящие методические указания устанавливают общие принципы и единые требования к порядку и методике разработки пятилетиях и годовых планов стандартизации производственных объединений (предприятий) и являются нормативным документом Системы планирования стандартизации в СССР, основные положения которой утверждены Постановлением Госстандарта от 26 июня 1984 г. № 2114 (РД 50—479—84).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основными задачами планирования стандартизации в объединениях (предприятиях) являются создание, своевременный пересмотр и введение в действие НТД по стандартизации. Предусмотренные в НТД требования должны превышать достигнутый уровень и соответствовать перспективному мировому уровню техники и технологии, обеспечивать повышение научно-технического уровня стандартов, уровня унификации изделий, типизации и широкой автоматизации технологических процессов, агрегатирования оборудования и технологической оснастки, совершенствование метрологического обеспечения в целях повышения эффективности производства, технического уровня и качества выпускаемой продукции, роста производительности труда, ускорения внедрения исследований и разработок, широкого использования имеющихся ресур-
153
сов, совершенствования организации производства и управления объединением (предприятием).
Планирование стандартизации в объединениях (предприятиях) осуществляется на основе применения программно-целевого метода.
1.2. Объединения (предприятия) разрабатывают пятилетние и годовые планы стандартизации в составе своих пятилетних и годовых планов экономического и социального развития в разрезе входящих в них предприятий, организаций (цехов, служб, отделов, лабораторий). Задания по стандартизации должны быть увязаны с соответствующими разделами этих планов в целях обеспечения их необходимыми материальными и трудовыми ресурсами.
Порядок и сроки разработки планов стандартизации объединений (предприятий) устанавливают министерства (ведомства).
1.3. Планы стандартизации объединений (предприятий) должны быть направлены, в первую очередь, на реализацию заданий по нормативно-техническому и метрологическому обеспечению целевых комплексных народнохозяйственных и отраслевых программ, программ комплексной стандартизации продукции, программ унификации продукции и метрологического обеспечения. Задания включаются в план стандартизации в полном соответствии с программами и с теми же показателями и сроками их выполнения. При необходимости отдельные задания программ детализируются в плане на этапы работ.
Планы стандартизации должны быть также направлены на создание стандартов с перспективными показателями и нормами, определяющими наивысший уровень качества продукции.
1.4. Проекты пятилетнего и годового планов стандартизации разрабатывает служба стандартизации объединения (предприятия) — конструкторско-технологический отдел, бюро или уполномоченный по стандартизации (в дальнейшем — служба стандартизации) совместно с метрологической службой объединения (предприятия) и с участием заинтересованных подразделений (функциональных отделов, конструкторских и технологических служб, производственных цехов и лабораторий), согласовывает с базовой, головной) организацией по стандартизации в порядке, установленном отраслевыми нормативными документами, и проводит технико-экономическое обоснование в соответствии с ГОСТ 20779— 81. Проекты планов утверждает руководитель объединения (предприятия).
1.5. Методическое руководство планированием стандартизации осуществляет служба стандартизации на основе нормативных документов отрасли, объединения (предприятия) в соответствии с РД 34—74 и настоящими методическими указаниями.
1.6. Служба стандартизации объединения (предприятия) в соответствии с ГОСТ 1.15-85 при участии заинтересованных подразделений должна обеспечивать не реже одного раза в пять лет проверку действующих стандартов предприятия с целью замены устаревших показателей и своевременного отражения в них требований производства, рационального использования сырьевых, 154
топливно-энергетических и материальных ресурсов, достижений науки и техники.
1.7. Формы и показатели пятилетнего и годового планов стандартизации объединений (предприятий) устанавливают эти объединения (предприятия) по согласованию с базовыми (головными) организациями по стандартизации. В рекомендуемых приложениях 1 и 2 приведены формы пятилетнего и годового планов стандартизации объединения (предприятия).
1.8. Структуру пятилетнего и годового планов стандартизации объединения (предприятия) определяют его отраслевой принадлежностью, масштабностью, характером производства, сложностью выпускаемой продукции и устанавливают в каждом конкретном случае с учетом специфики и объемов проводимых работ по стандартизации.
Работы по стандартизации предприятий непроизводственного назначения включаются в соответствующие планы этих предприятий в качестве самостоятельного раздела.
1.9. Планы стандартизации объединений (предприятий) в общем виде состоят из двух частей:
I часть — задания планов государственной и отраслевой (республиканской) стандартизации;
II часть — задания по решению собственных проблем стандартизации и метрологического обеспечения производства.
1.10. Задания по разработке стандартов и технических условий (ТУ) с перспективными показателями на новую (модернизируемую) продукцию должны включаться в планы стандартизации объединений (предприятий) в соответствии с дифференцированными нормативами сроков обновления продукции и перспективными стандартами на группы однородной продукции (ГОСТ ОТТ).
1.11. Объединения (предприятия) должны обеспечить обновление действующих стандартов и ТУ на продукцию (с целью своевременной замены устаревших показателен) и приведение их в соответствие с потребностями народного хозяйства, населения, обороны страны и экспорта.
2. РАЗРАБОТКА ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА СТАНДАРТИЗАЦИИ
2.1. Пятилетний план стандартизации объединения (предприятия) разрабатывают в соответствии с проектом пятилетнего плана экономического и социального развития этого объединения (предприятия) на основе:
заданий пятилетнего плана отраслевой (республиканской) стандартизации;
заданий по нормативно-техническому и метрологическому обеспечению целевых комплексных народнохозяйственных и отраслевых программ, программ комплексной стандартизации, программ унификации продукции и метрологического обеспечения, касающихся данного объединения (предприятия);
155
приказов и распоряжений министерства по вопросам стандартизации, метрологического обеспечения и повышения качества продукции;
предложений головных (базовых) организаций по стандартизации и головных (базовых) организаций метрологической службы;
предложений-заявок предприятий отрасли и смежных отраслей, составляемых в соответствии с РД 50—375—82;
результатов оценки, научно-технического уровня действующих в объединении (предприятии) стандартов и технических условий;
предложений отделов, цехов и общественных организаций по устранению недостатков, выявленных при обследовании объединения (предприятия).
2.2. Пятилетний план стандартизации объединения (предприятия) разрабатывают по формам и показателям, установленным соответствующим министерством (ведомством) с учетом конкретных условий и специфики этого объединения (предприятия).
В общем случае пятилетний план стандартизации объединения и предприятия (см. таблицу рекомендуемого приложения 1) включает:
разработку и пересмотр общетехнических и организационно-методических стандартов, стандартов и технических условий на продукцию, совершенствование метрологического обеспечения производства;
повышение уровня унификации изделий, уровня применения типовых технологических процессов, уровня применения стандартной переналаживаемой технологической оснастки и стандартного переналаживаемого и агрегатного оборудования.
Пятилетний план стандартизации объединения (предприятия) должен составляться с учетом заданий по разработке (модернизации), снятию с производства устаревшей продукции и замене ее новой. Задания определяются в соответствии с дифференцированными нормативами сроков обновления продукции.
2.3. Задания пятилетнего плана стандартизации более детально раскрываются при разработке годовых планов на отдельные работы и этапы работ, указываются конкретные исполнители (цехи, отделы, лаборатории, ответственные лица), конкретизируются сроки выполнения работ по каждому этапу, приводятся подлежащие стандартизации показатели технического уровня и качества.
3. РАЗРАБОТКА ГОДОВОГО ПЛАНА СТАНДАРТИЗАЦИИ
3.1. Годовой план стандартизации объединения (предприятия)' разрабатывают в соответствии с пятилетним планом стандартизации на основе:
заданий целевых комплексных народнохозяйственных и отраслевых программ, программ комплексной стандартизации, программ 156
унификации продукции и программ метрологического обеспечения;
заданий годового плана отраслевой (республиканской) стандартизации, касающихся данного объединения (предприятия);
приказов и распоряжений министерства и других вышестоящих органов;
предложений головных и базовых организаций по стандартизации, головных и базовых организаций метрологической службы;
предложений-заявок предприятий отрасли и смежных отраслей;
результатов оценки уровня действующих в объединении (предприятии) и закрепленных за ним стандартов и технических условий и результатов анализа состояния измерений;
предложений отделов, цехов, лабораторий и общественных организаций по устранению недостатков, выявленных при обследовании объединения (предприятия).
3.2. В общем случае годовой план стандартизации объединения (предприятия) должен включать следующие разделы:
3.2.1. Раздел 1. Разработка новых и пересмотр действующих нормативно-технических документов (см. табл. 1 рекомендуемого приложения 2). В этот раздел включают: разработку и пересмотр стандартов предприятия и технических условий по вновь утвержденным государственным, республиканским и отраслевым стандартам; разработку и пересмотр стандартов предприятия, обеспечивающих функционирование комплексных систем повышения эффективности производства и качества работы; разработку стандартов предприятия на детали, сборочные единицы, нестандартное оборудование; работы по совершенствованию метрологического обеспечения производства (разработку системы стандартов предприятия, регламентирующих метрологическое обеспечение производства, в том числе стандартов предприятия, составляющих организационно-методическую основу подсистемы метрологического обеспечения КС УКП в объединении (на предприятии); совершенствование организации и управления производством; повышение качества планирования стандартизации.
Если объединении! (предприятию) вышестоящая организация поручает разработку программ комплексной стандартизации продукции или разработку государственных, отраслевых, республиканских стандартов, то эти задания должны включаться в этот же раздел в первую очередь. Разработка программ должна осуществляться в соответствии с РД 50—158—82.
3.2.2. Раздел 2. Повышение уровня унификации изделий и уровней применения типовых технологических процессов (см. табл. 2 и 3 рекомендуемого приложения 2). В этом разделе предусматривают, например, работы по составлению карт применяемости, учету и анализу унифицированных деталей, узлов, конструктивных элементов изделий основного производства, по классификации и кодированию продукции, определению коэффициентов унификации изделий основного и вспомогательного производства, которые рассчитывают на основе РД 50—33—80.
В разделе также указывают задания по внедрению ЕСТПП
157