АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕАВТОМОБИЛИ, ПРИЦЕПЫ И ПОЛУПРИЦЕПЫ
СБОРНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ И ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАЛЕЙ
ТОМ 1
Часть 2
Издание официальное
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва 1974
Автомобилестроение
часть II
Редактор Р. Г. Говердовская Технический редактор А. М. Шкодина Корректор М. Н. Гриноальд
Сдало в набор 5/Ш 1974 г. Поди, в печ. 10/XII 1974 г. Формат 60X90'/*. Бум. тип. М 2, 20,75 уч.-изд. л. 22,0 п. л. Цена в переплете 1 руб. 15 коп. Изд. № 3528/ОТГир. 1000Э
Издательство стандартов. Москва. Д-22, НовопресненскиА пер., 3 Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256. Зак. 424
В сборник <гАвтомобилестроение. Автомобили, прицепы
и полуприцепы» включены государственные и отраслевые стандарты и отраслевые нормали, утвержденные до I мая 1974 года.
В стандарты и нормали внесены все изменения, принятые до указанного срока. Около номера стандарта и нормали, в которые внесены изменения, стоит знак*.
Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных государственных стандартах, а также о принятых к ним изменениях, публикуется в выпускаемом ежемесячно € Информационном указателе стадартов», об отраслевых стандартах и нормалях — в выпускаемом ежеквартально *Информационном указателе отраслевых стандартов (нормалей) автомобилестроения».
© Издательство стандартов, 1974
Группа Д22
ГОСТ
3163-69
Взамен ГОСТ JIM—54
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССГ
ПРИЦЕПЫ И ПОЛУПРИЦЕПЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ
Общие технические требования
Trailers and semitrailers automobils. General technical requirements
Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 12/XII 1969 г. № 1354 срок введения установлен
с 1/1 1971 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт распространяется на прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки грузов по дорогам общей сети СССР и буксируемые автомобильными тяговыми средствами.
Требования, предусмотренные пп. 8, 16, 19, 26, 27, 29, 32 настоящего стандарта, не распространяются на прицепы и полуприцепы, подготовка производства и производство которых начаты до внедрения настоящего стандарта.
2. Прицепы и полуприцепы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
3. Узлы и агрегаты прицепов и полуприцепов, на которые имеются государственные стандарты, должны изготовляться в соответствии с требованиями указанных стандартов.
4. Весовые параметры и габариты прицепов и полуприцепов должны соответствовать требованиям ГОСТ 9314-59.
Присоединительные размеры полуприцепов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12105-74.
5. Профиль обода и крепление колес прицепов и полуприцепов должны соответствовать требованиям ГОСТ 10408-63, ГОСТ 10409—63, а шины — требованиям ГОСТ 5513-69, ГОСТ 8430-67 и ГОСТ 4754-74.
Допускается применение шин и колес других типоразмеров с согласованием в установленном порядке.
6. Дорожный просвет прицепов и полуприцепов (кроме тяжеловозов — прицепов и полуприцепов, предназначенных для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных и тяжело-
ГОСТ 3163-69
веемых грузов) должен быть не менее чем у основного тягового автомобиля.
7. Колея прицепов и полуприцепов (кроме тяжеловозов) должна соответствовать колее основного тягового автомобиля, а величина ее — определяться в соответствии с требованиями ГОСТ 14650—69.
8. Прицепы и полуприцепы полной массой свыше 0,75 т должны иметь рабочие тормоза на все колеса с приводом от тягового автомобиля.
По согласованию между заказчиком и предприятием-изготови-телем допускается применение инерционного тормоза (тормоза «наката») для прицепов (кроме роспусков) полной массой не более 2,5 т. Полная масса прицепа при этом не должна составлять более 60 % полной массы основного тягового автомобиля.
9. Пневматический привод тормозов прицепов и полуприцепов должен соответствовать требованиям ГОСТ 4364-67.
10. Тормозные системы прицепов и полуприцепов должны обеспечивать автоматическое затормаживание их при аварийном отрыве от тягового автомобиля. Прицепы, не имеющие тормозов, а также все одноосные должны быть оборудованы предохранительными (аварийными) цепями или тросами.
11. Эффективность действия тормозных механизмов (отношение общей тормозной силы на колесах к полной массе) прицепов и полуприцепов должна быть не ниже, чем эффективность действия тормозных механизмов одиночного тягового автомобиля.
12. Прицепы (кроме роспусков) и полуприцепы, оборудованные рабочими тормозами, должны иметь стояночный тормоз с механическим приводом. Прицепы и полуприцепы, не имеющие стояночного тормоза, а также все роспуски должны быть укомплектованы двумя противооткатными упорами («башмаками»).
13. Стояночный тормоз должен удерживать прицеп и полуприцеп с полным грузом в заторможенном состоянии на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне не менее 20 %, а прицеп (полуприцеп)-тяжеловоз — не менее 12%. Усилие на рукоятке привода стояночного тормоза не должно быть более 40 кгс.
14. Поворотные устройства прицепов и полуприцепов (поворотные тележки или управляемые колеса) при движении автопоезда должны обеспечивать качение колес прицепов (полуприцепов) без бокового скольжения при минимальном радиусе поворота основного тягового автомобиля.
15. Поворотные устройства прицепов и полуприцепов (поворотные тележки или управляемые колеса) должны иметь блокировочное приспособление для удобства маневрирования при подаче автопоезда задним ходом.
16. Полуприцепы должны быть оборудованы опорными устройствами, поддерживающими переднюю часть полуприцепа в
105
ГОСТ 3163-69
отцепленном состоянии. При ручном приводе опорных устройств усилие на рукоятке (при груженом полуприцепе) не должно быть более 15 кгс.
17. Одноосные прицепы (кроме роспусков) должны иметь опорные стойки, обеспечивающие устойчивость прицепа в отцепленном состоянии.
18. Прицепы (кроме роспусков) должны быть оборудованы устройством, обеспечивающим установку сцепной петли дышла в положение, облегчающее сцепку и расцепку тягового автомобиля с прицепом.
19. Дорожный просвет под опорными устройствами полуприцепов группы А (ГОСТ 9314-59) должен быть не менее 320 мм, полуприцепов группы Б — не менее 400 мм.
20. Вертикальное (статическое) давление от тяговой петли полностью груженого одноосного прицепа, передаваемое на крюк тягово-сцепного устройства автомобиля, не должно быть более 50 кгс.
21. Прицепы и полуприцепы (кроме роспусков) должны иметь запасные колеса и соответствующие места для их крепления. Количество запасных колес, а для самосвальных прицепов и полу-рнцепов их необходимость устанавливаются по согласованию между заказчиком и предприятием-изготовителем.
22. По согласованию между заказчиком и предприятием-изготовителем прицепы (кроме роспусков) и полуприцепы, снабженные тормозами (кроме инерционного), допускается оборудовать тяговым крюком. Прицепы и полуприцепы, оборудованные тяговым крюком, должны иметь вывод привода тормозной системы, а также штепсельную розетку и выключатель световых приборов. Прицепы и полуприцепы, не оборудованные тяговым крюком, должны иметь приспособление для «вытаскивания» (крюки, рым-болты и т. п.).
23. Прицепы и полуприцепы должны иметь кронштейны (или место) для крепления номерного знака, штепсельные вилки (для прицепов), штепсельные розетки (для полуприцепов) и должны быть оборудованы внешними световыми приборами по ГОСТ 8769—69.
24. Прицепы и полуприцепы должны иметь необходимый инструмент для обслуживания, если комплект инструмента основного тягового автомобиля недостаточен.
25. На прицепах и прлуприцепах для размещения необходимых принадлежностей, инструмента и запасных частей должно быть предусмотрено место, обеспечивающее их сохранность.
26. Усилие, необходимое для подъема запасного колеса, борта платформы, откидного трапа, дышла и т. п.. при одноразовом цикле движения на подъем не должно превышать 40 кгс; при повторяющихся циклах движения на подъем усилие на рукоятке
ГОСТ 3163-69
привода механизма подъема — не более 15 кгс.
27. Запорные устройства бортов платформ и дверей фургонов прицепов и полуприцепов (в груженом состоянии) должны быть расположены на высоте не более 1900 мм от поверхности дороги.
28. Конструкция прицепа и полуприцепа должна быть рассчитана на возможность движения груженого автопоезда со скоростью, соответствующей максимальной скорости основного тягового автомобиля.
29. Прицеп в составе автопоезда с основным тягов&м автомобилем при движении по прямой не должен «вилять» в каждую сторону более 3% его габаритной ширины.
30. Прицепы и полуприцепы должны быть рассчитаны на работу при температуре окружающего воздуха ±40°С и относительной влажности до 80 %.
31. Окраска шасси и кузовов прицепов и полуприцепов должна быть ровной, без трещин, отслоений, пузырей и потеков и не должна повреждаться от атмосферных влияний в различных климатических условиях в течение 6 месяцев при нормальных условиях эксплуатации.
32. Долговечность (пробег до первого капитального ремонта) должна быть не менее: прицепа — 100 тыс. км; полуприцепа — 125 тыс. км; прицепа (полуприцепа)-тяжеловоза — 75 тыс. км.
33. Каждый прицеп и полуприцеп должен иметь на передней части с правой стороны табличку с указанием товарного знака предприятия-изготовителя, модели, порядкового номера, года выпуска и с надписью «Сделано в СССР».
Для крепления таблички должно применяться неразъемное соединение.
Замена
ГОСТ 4754-74 введен взамен ГОСТ 4754-64. ГОСТ 12105-74 введен взамен ГОСТ 12105-66.
107
ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В СБОРНИК, ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ
Номер стандарта |
Стр. |
Номер стандарта |
Стр. |
3163—69 |
104 |
11728-73 |
262 |
3396—54 |
247 |
12118-66 |
197 |
4754—74 |
295 |
12238-66 |
127 |
5513-69 |
312 |
12323-66 |
132 |
6030-62 |
111 |
13669-68 |
117 |
6875—54 |
3 |
14023—68 |
223 |
7495_74 |
86 |
14917-69 |
324 |
7593—70 |
101 |
16011—70 |
120 |
9218-70 |
123 |
17393-72 |
336 |
10022—62 |
96 |
18716-73 |
65 |
10408-63 |
266 |
19173-73 |
108 |
10409 -63 |
274 |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В СБОРНИК. ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ |
Номер стандарта |
Стр. |
Номер стандарта |
Стр. |
37.001.004—70 |
209 |
37.001.027—71 |
243 |
37.001.007—70 |
176 |
37.001.038—72 |
135 |
37.001.010-70 |
164 |
37.001.040-72 |
254 |
37.001.014—70 |
54 |
37.001.041—72 |
258 |
37.001.026-71 |
231 |
37.001.042-72 |
260 |
|
ПЕРЕЧЕНЬ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАЛЕЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В СБОРНИК, ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ
Номер нормали |
Стр. |
Номер нормали |
Стр. |
ОН 025 160—63 |
292 |
ОН 025 313-68 |
67 |
ОН 025 201-68 |
161 |
ОН 025 314—68 |
167 |
ОН 025 282—66 |
129 |
ОН 025 315-68 |
229 |
ОН 025 302-69 |
26 |
ОН 025 318-68 |
31 |
ОН 025 307-67 |
173 |
ОН 025 333-69 |
151 |
|
349 |
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ 6875-54 Автомобили трузовые. Методы контрольных испытаний. ОН 025 302—69 Автомобили полноприводные двух- и трехосные. Программа-методика длительных контрольных испытаний ОН 025 318—68 Прицепы и полуприцепы. Программа и методы контрольных испытаний ..........
ОСТ 37.001.014—70 Автомобили полноприводные. Программа-методика испытаний на долговечность . .....
ГОСТ 18716-73 Автобусы. Ряд габаритных длин......
ОН 025 313—68 Автобусы. Технические требования.....
ГОСТ 7495—74 Троллейбусы городские одноэтажные пассажирские.
Технические требования ........
ГОСТ 10022-62 Автобусы и троллейбусы городские. Планировочные
размеры пассажирских помещений......
ГОСТ 7593-70 Автомобили грузовые. Общие требования к окраске . ГОСТ 3163-69 Прицепы и полуприцепы автомобильные. Общие технические требования ..........
ГОСТ 19172-73 Полуприцеп-контейнеровоз грузоподъемностью 20 т.
Основные параметры и размеры. Технические требования. ГОСТ 6030—62 Автомобили и автопоезда. Цистерны для нефтепродук
тов. Типы, основные параметры и технические требования ГОСТ 13669-68 Цементовозы автомобильные. Типы и основные
параметры ............
ГОСТ 16011-70 Цементовозы автомобильные. Технические требования. ГОСТ 9218—70 Автоцистерны для молока и других пищевых жидкос
тей. Типы, параметры м технические требования ГОСТ 12238-66 Автомобили. Сцепления фрикционные сухие. Основные
параметры и размеры.........
ОН 025 282—66 Нажимные пружины сцепления автомобилей, цилиндрические. Технические требования ... .
ГОСТ 12323-66 Автомобили. Коробки передач. Люки отбора мощности.
Размеры.............
ОСТ 37.001.038—72 Передачи зубчатые цилиндрические автомобильных трансмиссий. Допуски ... .... .
ОН 025 333—69 Соединения шлицевые (зубчатые) прямоугольные. Размеры, допуски и посадки ..........
ОН 025 201—63 Передачи гидромеханические. Типы и основные параметры ОСТ 37.001.010—70 Автомобили грузовые полноприводные. Передачи гидромеханические. Технические требования ОН 025 314—68 Автомобили грузовые и автобусы. Фрикционные муфты гидромеханических передач. Типы и основные параметры ОН 025 307—67 Автомобили грузовые и автобусы. Гидромеханические коробки передач. Гидротрансформаторы. Основные параметры .............
ОСТ 37.001.007—70 Автомобили. Коробки передач механические (ступенчатые). Методы стендовых -испытаний.....I7G
ГОСТ 12118-66 Автомобили. Передачи тдромеханические. Методы
стендовых испытаний .........197
ОСТ 37.001.004—70 Автомобили или автобусы. Трансформаторы гидродинамические. Метод стендовых испытаний.....209
ГОСТ 14023-68 Карданные передачи автомобилей. Методы испытаний. 223 ОН 025 315—68 Автомобили высокой проходимости.. Шарниры постоянной угловой скорости. Типы и основные размеры . 229 ОСТ 37.001.026—71 Пневматические резинокордные упругие элементы подвесок автомобильного подвижного состава. Технические требования и методы статических испытаний . . . 231
ОСТ 37.001.027—71 Пружины подвесок цилиндрические винтовые автомобилей и автобусов. Технические требования . . . 243
ГОСТ 3396-54 Рессоры листовые автомобильные. Технические условия. 247 ОСТ 37.001.040—72 Хомуты листовых рессор автомобильного подвижного
состава. Размеры...........254
ОСТ 37.001.041—72 Болты центровых листовых рессор автомобильного
подвижного состава. Типы и основные размеры . . 258
ОСТ 37.001.042—72 Ушки отъемные листовых рессор грузовых автомобилей. Присоединительные размеры......260
ГОСТ 11728-73 Амортизаторы телескопические автомобильные. Основные параметры и размеры . 262
ГОСТ 10408-63 Автомобили легковые. Профиль обода и крепление колес. Размеры и основные технические требования . 266
ГОСТ 10409-63 Автомобили грузовые. Профиль обода -и крепление колес. Типы, размеры и основные технические требования. 274 ОН 025 160—63 Гайки крепления дисков колес грузовых автомобилей, автобусов, прищепов и полуприцепов. Исполнительные
размеры.............292
ГОСТ 4754-74 Шины пневматические для легковых автомобилей . . 295
ГОСТ 5513—69 Шины пневматические для грузовых автомобилей, автоприцепов, автобусов и троллейбусов ..... 312
ГОСТ 14917-69 Шины пневматические типа Р для грузовых автомобилей <и автоприцепов..... .... 324
ГОСТ 17393-72 Шины пневматические среднегабаритные. Основные параметры и размеры..........336
Перечень государственных стандартов, включенных в сборник, по
порядку номеров ............... 349
Перечень отраслевых стандартов, включенных в сборник, по порядку
номеров.................349
Перечень отраслевых нормалей, включенных в сборник, по порядку номеров 349