ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЯГАЧИ СЕДЕЛЬНЫЕ И ПОЛУПРИЦЕПЫ
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
ГОСТ 12105-74
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва
УДК [629,114.2+639.114.3]: 906.354 Группа Д22
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЯГАЧИ СЕДЕЛЬНЫЕ И ПОЛУПРИЦЕПЫ Присоединительные размеры
Truk tractors and semi-trailers Connecting dimensions
ГОСТ12105—74*
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 7 марта 1974 г. № 561 срок действия установлен
Проверен в 1980 г. Срок действия продлен
с 01.01.1975 г. до 01.01.1985 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт распространяется на седельные тягачи и автомобильные полуприцепы, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР и оборудованные седельно-сцепными устройствами и сцепными шкворнями, служа* щими для передачи части массы полуприцепа на шасси тягача и для сцепки последнего с полуприцепом.
Издание официальное Перепечатка воспрещена
* Переиздание ноябрь 1980 г с Изменением № 1, утвержденным в ноябре 1980 г. (ИУС 1—1981 г.).
© Издательство стандартов, 1981
Д. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ТАРА
Группа Д22
Изменение № 3 ГОСТ 12105-74 Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры
Утверждено и введено в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 05.03.90 № 347
Дата введения 01.09.90
Пункт 3. Заменить ссылку: СТ СЭВ 3637—82 на ГОСТ 28247-89.
Пункт 4. Таблица 1. Графа «Вертикальная статическая нагрузка на седель-чс-сцепное устройство св. 83,3 кН». Заменить значение: 1280-1350 на 1250-1350.
(ИУС № 5 1990 г.)
Д. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ТАРА
Группа Д22
Изменение № 4 ГОСТ 12105-74 Тягачи седельные и полуприцепы. Присоедини* тельные размеры
Утверждено и введено в действие Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 12.11.91 № 1732
Дата введения 01.03.92
На обложке и первой странице под обозначением стандарта исключить обо* значение: (СТ СЭВ 3820—82).
Вводную часть дополнить абзацем; «Требования настоящего стандарта являются обязательными*
Пункт 1 изложить в новой редакции: «1. Настоящий стандарт распространяется на седельные тягачи и автомобильные полуприцепы, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР и оборудованные седельносцепными устройствами по ГОСТ 28247-89 и сцепными шкворнями по ГОСТ 12017-81.
Стандарт не распространяется на седельные тягачи и полуприцепы, изготовленные на базе внедорожных автомобилей и автомобилей многоцелевого назначения, на автопоезда, у которых через шкворень полуприцепа осуществляется передача мгэщности для привода активных осей полуприцепа или различных механизмов; установленных на полуприцепе, а также на специализированные полуприцепы со ступенчатой рамой, имеющие грузовую платформу (площадку), низко расположенную между тягачом и осью (тележкой) полуприцепа».
Пункт 3 исключить.
Пункт 4 после слов «и сцепного шкворня на полуприцепе» дополнить словами «свободное пространство тягачей и полуприцепов»;
заменить обозначение и слова: (у) на (б), «черт. 1» на «черт. 1, 2»; чертеж 1 заменить новым: дополнить чертежом — 2:
(Продолжение см. с. 116)
115
(Продолжение изменения к ГОСТ 12105-74)
Расположение сед ел ьно-сцепного устройства на тягаче
1\ — расстояние между осью седельно-сцепного устройства и задней осью тягача; b — габаритная ширина по шинам задней оси тягача; г — радиус шин в ненагруженном состоянии:
Г[ — радиус шин под нагрузкой
Черт* 1
(Продолжение см. с. 117)
136
(Продолжение изменения к ГОСТ 12105-74) Свободное пространство тягачей и полуприцепов |
|
Черт, 2 |
(Продолжение изменения к ГОСТ 12105-74)
Таблица 1. Графа «Число задних осей полуприцепа тягача». Исключить слово: «полуприцепа»;
показатель «Высота верхней плоскости седел ьно-сцепного устройства тягача от уровня дороги Л». Заменить значения: 1250— li320 и 1^50—1350 на 1150—1300 («под номинальной нагрузкой»); 1440 и 1470 на 1400 («без полуприцепов, небо-лее»);
показатель «Расстояние от верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача ... hu не менее» и соответствующие показатели исключить;
примечание 1 изложить в новой редакции; «Г Размер h не распространяется на тягачи со всеми ведущими осями и на полуприцепы к ним.
Для тягачей, предназначенных для транспортирования контейнеров типа 1АА по ГОСТ 18477-79, с полуприцепом и пустым контейнером размер h не должен превышать 1250 мм.
Размер h для седельно-сцепного устройства тягача под номинальной нагрузкой проверяют по формуле
0,137/] + 0,095&+г -{-г j—143,5, где Л, Ь, г и Г\ — см. черт. 1».
Пункт 5. Таблица 2. Графа /?2. Заменить обозначение: #2на«Я2 (по табл. 1)*;
примечание. Первый абзац. Заменить слово; «допускается» на «устанавливается».
Пункт 9. Заменить обозначения; у на б, б на <р.
(ИУС № 2 1992 г.)
Редактор В. С. Бабкина Технический редактор Ф. И. Шрайбштейн Корректор Л. В. Вейнберг
Сдано ъ наС 04.00 81 Подп в печ. 01.10.81 0,5 п л 0,33 уч,-изд л. Тир, 8000 Цена
Ордена «?нак Почеха» Издательство стандартов, Москва. Д-557, Новопресненский пер Эильнки г«вя типография Издательства «’таядартов ул Миндауго, 12/14 >а к
Стр. 2 ГОСТ 12105-74
Стандарт не распространяется на седельные тягачи и полущ цепы, изготовленные на базе внедорожных автомобилей специаj кого назначения, а также автопоезда, у которых через шкворе\ полуприцепа осуществляется передача мощности для привода а\ тивных осей полуприцепа или различных механизмов, установлен ных на полуприцепе.
2. Весовые параметры и габаритные размеры автопоезда, в составе седельного тягача с полуприцепом — по нормативно-технической документации на тягач и полуприцеп.
(Измененная редакция, Изм. № 1
3. Размеры сцепного шкворня полуприцепов и замкового отверстия в захватах разъемно-сцепного механизма седельно-сцепного устройства — по ГОСТ 12017-74.
4. Размеры, определяющие расположение седельно-сцепного >стройства на тягаче и сцепного шкворня на полуприцепе, в зависимости от величины допускаемой вертикальной нагрузки на седло, должны соответствовать указанным на черт. 1—3 и в табл. 1.
5адней осью
задними осями |
|
Черт 1
Черт 2 |
Седельный тягач с одной Седельный тягач с двумя
ГОСТ 121105-74 Стр. 3
Наименование показателей |
Число зад!^ осей тягача (полуприцепа) |
Допускаемая вертикальная нагрузка на седло, кгс |
от
2000
ДО
4000 |
СВ.
4000
до
6500 |
СВ
6500
до
8500 |
с«.
8500
ДО
10000 |
св 10000 |
Расстояние от оси отверстия под шкворень седельно-сцепного устройства до задней стенки кабины или до близлежащих точек, установленных за ней узлов и агрегатов тягача, г, не менее |
1 |
1300 |
1525 |
1870 |
2120 |
2 |
187(0 |
Радиус габарита задней части тягача г{, не более |
1 |
1240 |
1400 |
шо |
180 J
2200
(2050) |
2200 |
2 |
1800 |
Расстояние от шкворня до близлежащей части механизма опорного устройства полуприцепа (при наличии ступеньки до нее) г2, не менее |
1 |
1320 |
1500 |
1900 |
1900
2300
(2150) |
230 а |
2 |
\т |
Р адиус габарита передней части полуприцепа г3, не более |
1 |
1150 |
1400 |
1670 |
1670 |
2040 |
2 |
2040 |
Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача от уровня дороги Н, не
более: под номинальной нагрузкой без нагрузки |
|
1060—1130
1250 |
1130—1200
1320 |
1250-1320 1440 |
1280—1350
1470 |
Допускаемая вертикальная нагрузка на седло» кгс
ОТ |
СВ. |
СВ. |
СВ. |
2000 |
4000 |
6500 |
8500 |
ДО |
ДО |
ДО |
ДО |
4000 |
6500 |
8500 |
10000 |
Расстояние от верхней плоскости седельносцепного устройства тягача до крайней задней точки наклонной плоскости (при наличии салазок наката — до крайней задней точки наклонной плоскости салазок наката) h, не менее
Примечания:
1. Размеры Я и А не распространяются на тягачи со всеми ведущими осями и полуприцепы к ним.
2. Размер h должен определяться с учетом требования п. 9.
3. Размеры, указанные в скобках, относятся к автопоездам в составе седельного тягача со всеми ведущими осями с полуприцепом.
5. Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа должны соответствовать указанным на черт. 4 и в табл. 2.
Таблица 2
Размеры, мм |
Вертикальная нагрузка на седло, кгс |
т% |
Га |
R \ |
1 V |
не менее |
не более |
От 2000 ДО 4000 |
1320 |
500 |
|
4° |
Св. 4000 до 8500 |
1500 |
|
|
7°30' |
1900 |
750 |
450 |
Св. 8500 |
1900 |
|
2300 |
|
|
4° |
|
(Измененная редакция, Изм. № 1).
ГОСТ 12105-74 Стр. 5
6. Высота расположения опорного листа полуприцепа должна обеспечивать горизонтальное положение груженого полуприцепа, сцепленного с соответствующим ему по величине допускаемой вертикальной нагрузки на седло седельным тягачом, при движении по прямой на горизонтальном участке пути. Допускаемое отклонение от горизонтального положения груженого полуприцепа, сцепленного с тягачом, не должно превышать 2°. При этом допускается как повышение передней части пола полуприцепа по отношению к задней, так и понижение ее.
Полуприцепы к седельным тягачам со всеми ведущими осями должны обеспечивать указанный угол наклона при сцепке со штатным тягачом.
7. Ширина опорного листа полуприцепа не должна быть менее ширины верхней опорной плоскости седельно-сцепного устройства, соответствующего величине допускаемой вертикальной нагрузки
8. Седельные тягачи должны быть оборудованы седельно-сцепными устройствами с двумя степенями свободы, которые допускают относительный поворот тягача и полуприцепа вокруг оси шкворня в горизонтальной плоскости не менее чем на 90° в каждую сторону и относительное качание их в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось автопоезда.
Допускается наличие третьей степени свободы, обеспечивающей дополнительную возможность относительного качания тягача и полуприцепа в вертикальной плоскости, перпендикулярной к продольной оси поезда (поперечная гибкость поезда). При этом в конструкции седельно-сцепного устройства должна быть предусмотрена возможность ограничения угла поперечной гибкости до ±3°.
9. Конструкция седельного тягача должна обеспечить возможность наклона полуприцепа относительно тягача в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось поезда (продольная гибкость поезда), на угол не менее ±8° от горизонтали и его поворота относительно тягача в горизонтальной плоскости (горизонтальная гибкость поезда) на угол ±90° при его поперечном наклоне (в случае наличия третьей степени свободы) на угол 3°. При этом поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости до 25° должен быть возможен при его продольном наклоне на угол 8°, а поворот от 25 до 90° — при его продольном угле наклона, изменяющемся от 8 до 0° в конце поворота (при наличии третьей степени свободы) от 8 до 3°.
Изменение М 2 ГОСТ 12105-74 Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.09.84 № 3473 срок введения установлен
С 01.01.85 до 01.01.89
На обложке и первой странице под обозначением стандарта указать обозначение: (СТ СЭВ 3820—82).
Пункт I дополнить абзацем: «Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3820—82*;
второй абзац заменить слова: «специального назначения* на «автомобилей многоцелевого назначения».
Пункты 3, 4 изложить в новой редакции (чертеж I заменить новым; чертежи 2, 3 исключить): «3. Размеры сцепного шкворня полуприцепов — по ГОСТ 12017—81, замкового отверстия в захватах, разъемного сцепного механизма се* дельно сиепного устройства — по СТ СЭВ 3637—82.
4. Размеры, определяющие положение седелыю-сцепного устройства на тягаче и сцепного шкворня на полуприцепе, а также допустимые углы наклона полуприцепа по отношению к тягачу в продольном (ос и 0) и поперечном (у) направлениях, должны соответствовать указанным на черт. 1 и в табл. 1.
Свободное пространство тягачей (кроме тягачей, техническое задание на «роектироваиие которых утверждено до I января 1985 г), перед осью седельно-сцепною устройства должно быть снаружи пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью радиусом (tfj-f80) и высотой 250 мм, переходящей выше 250 мм (в точке х) в коническую поверхность с образующей под углом а( к оси вращения; сзади — детали конструкции тягача должны находиться внутри npoci ранетиа, ограниченного цилиндрической поверхностью с радиусом —1Q0) мм».
Наймем >нание показателей |
Число задних о< ей полуприцепа тягача |
Вертикальная сгатическая нагрузке н« седельно-сцепное устройство, кК (тс) |
or 19,6 (2) до 39,2 (4) |
СВ, 39,2(4) до 63,7 (6,5) |
св* 63,7 (С,5) до 83,3 (8,5) |
си. 83,3 (8,5) |
Радиус габарита передней части полуприцепа Rlf
не более |
1 |
1150 |
1400 |
1670 |
1670 |
2 или 3 |
2040 |
Расстояние от шкворня до близлежащей части механизма опорного устройства полуприцепа (при наличии ступеньки — до нее) Rtt не менее |
1 |
1340 |
1500 |
1900 |
1900 |
2 или 3 |
1900 |
2300
(2150) |
Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача от уоовня дороги h: под номинальной нагрузкой без полуприцепа, не белее |
— |
1100-
-1130
1250 |
1130-
-1230
1320 |
1250— —1320
1440 |
1280 — —1350
1470 |
Расстояние от верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача в горизонта тьном положении до крайней задней точки наклонной накатной плоскости седельного устройства при заднем исходном наклоне плиты седла (при наличии салазок наката — до крайней задней точки наклонной плоскости с^ла-; зок наката) hu не менее |
200
Размер следует определять с учетом требования п. 9 |
Изменение №2 к ГОСТ 12105-V4 Стр.З
На и чемованне показателей
Число задних осей полуприцепа
ГЯ1 ача
Вертикальная статическая нагрузка на седельно-сцепное устройство, кН (тс)
св. 39,2 (4) св. 63,7 (6,5) до 63,7 (6,5) до 83,3 (8,5)
Угол наклона полуприцепа вперед от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа а, не менее
Угол наклона образующей конической поверхности зоны свободного пространства тягача at_
Угол наклона полуприцепа назад от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа Р. не Менее
Примечания:
1. Размеры h и hx не распространяются на тягачи со всеми ведущими осями
и полуприцепы к ним.
Для тягачей, предназначенных для транспортировки контейнеров типа 1АА по ГОСТ 18477-79 с полуприцепом и пустым контейнером, высота верхней плоскости седелыю-сцспного устройства должна быть не более 1250 мм.
2. Размер Rit указанный п скобках, определяет соответствующие присоединительные размеры седельных тягачей со всеми ведущими осями и полуприцепов К пнм.
3. Углы наклона полуприцепов к тягачам со всеми ведущими осями вперед и назад должны задаваться техническим заданием, на проектирование седельных тягачей и полуприцепов».
Пункт 5. Таблицу 2 изложить в новой редакции; дополнить примечанием:
Таблица 2
Размеры в мм |
Вертикальная на.пузка на седло, кН (тс) |
S
не менее | |
От 19,6(2) до 39,2(4) |
1340 |
500 |
4° |
Св. 39,2(4) до 63 7(6,5) |
1500
1900 |
750
1 |
|
Св. 63,7(6,5) |
1000
2300 |
4°(7о30') |
|
Примечание. Угол et указанный в скобках» допускается для полуприцепов, имеющих R2 равным 1900 мм, техническое проектирование которых завершено до 1 января 1984 г.; чертеж 4 заменить новым:
Черт. 4
Пункт 6. Первый абзац после слов «на горизонтальном участке пути» изложить в новой редакции; «Допускаемое отклонение от горизонтального положе «ия груженого полуприцепа, сцепленного с тягачом (повышение передней части пола полуприцепа по отношению к задней или понижению ее) не должно превышать 2°. При этом углы наклона полуприцепа а и р уменьшаются на соответствующую величину отклонения».
Пункт 8 исключить.
Пункт 9 изложить в новой редакции; «9. Конструкцией седельного тягача должна быть обеспечена возможность наклона полуприцепа относительно тягача в вертикальной плоскости» проходящей через продольную ось тягача на угол а и Р от горизонтального положения плиты седла и поворота полуприцепа относительно тягача в горизонтальной плоскости на угол б равным ±90°, а при наличии третьей степени свободы у седла с его поперечным наклоном на угол у равным 3°.
При этом поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости на угол б до 25° должен быть возможен при его продольном наклоне на углы а и Р, значения которых указаны в табл. 1, а поворот от 25 до 90° — при его продольном угле наклона, изменяющемся от максимального значения до О* или до 3° при наличии гретьей степени свободы у седла».
(ИУС М 1 1985 г.)