ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р ИСО
6310-2005
|
Транспорт
дорожный
НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
Метод
испытания на деформацию при сжатии
ISO 6310:2001
Road vehicles - Brake
linings - Compressive strain test method
(IDT)
Москва
Стандартинформ
2006
Предисловие
Цели
и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом
регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской
Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения
о стандарте
1. ПОДГОТОВЛЕН Техническим
комитетом по стандартизации ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные,
уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия», Открытым акционерным
обществом «Термостойкие изделия и инженерные разработки» (ОАО «ТИИР»).
2. ВНЕСЕН
Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии.
3. УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 29 декабря 2005 г. № 510-ст.
4. Настоящий
стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6310:2001 «Транспорт дорожный.
Накладки тормозные. Метод испытания на деформацию при сжатии» (ISO 6310:2001 «Road vehicles - Brake linings - Compressive strain test method»).
5. ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО
6310-93
Информация об изменениях к настоящему
стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные
стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта
соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация,
уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего
пользования - на официальном
сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет.
ГОСТ Р ИСО 6310-2005
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт
дорожный
НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
Метод испытания на деформацию при
сжатии
Road vehicles. Brake linings. Compressive
strain test method
|
Дата введения - 2007-01-01
1.
Область применения
Настоящий
стандарт устанавливает метод испытания и измерения деформации тормозных
накладок при сжатии.
Стандарт
распространяется на накладки с колодками в сборе дисковых и барабанных тормозов
и фрикционный материал тормозных накладок без колодки.
2.
Нормативная ссылка
В
настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий международный
стандарт:
ИСО
611:2003 Транспорт дорожный. Торможение автомобилей и прицепов. Словарь*.
3.
Термины и определения
В
настоящем стандарте применены термины по ИСО 611, а также следующий термин с
соответствующим определением:
3.1. деформация сжатия,
сжимаемость (compressive strain): Отношение
уменьшения толщины тормозной накладки под действием силы сжатия, приложенной
перпендикулярно к поверхности трения, и температуры к ее начальной толщине.
4.
Обозначения и единицы измерения
Обозначения
и соответствующие единицы измерения, используемые в настоящем стандарте,
приведены в таблице 1.
*
Соответствующий
национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется
использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод
данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде
технических регламентов и стандартов.
Таблица 1. - Обозначения и единицы измерения
Обозначение
|
Наименование
|
Единица измерения
|
i
|
Испытуемый
образец
|
-
|
х
|
Испытательная
нагрузка1)
|
-
|
|
Средняя
толщина испытуемого образца
|
мм
|
Ddi, х, tot
|
Общая
деформация испытуемого образца, измеренная на испытательном оборудовании при
испытательной нагрузке
|
мкм
|
Dde, x
|
Собственная
деформация испытательного оборудования при испытательной нагрузке
|
мкм
|
Ddi, х
|
Чистая
деформация испытуемого образца при испытательной нагрузке (с учетом
деформации испытательного оборудования)
|
мкм
|
п
|
Количество
испытуемых образцов
|
-
|
ei, x
|
Индивидуальная
сжимаемость испытуемого образца при испытательной нагрузке
|
-
|
|
Средняя
сжимаемость п образцов при испытательной нагрузке
|
-
|
t1
|
Температура
плиты для испытаний в горячем состоянии
|
°C
|
t2
|
Максимальная
температура колодки при испытаниях в горячем состоянии
|
°С
|
ei,x =
|
=
|
1) Испытательная нагрузка х - это
постоянные значения: 1 МПа, 2 МПа, 4 МПа и 8 МПа - для накладок дискового
тормоза и 1,5 МПа и 3 МПа - для накладок барабанного тормоза.
|
5.
Сущность метода
Сущность
метода заключается в приложении к испытуемому образцу испытательной нагрузки по
одной из двух методик:
a) усилие для создания давления на единицу площади
(методика А, базовый метод испытаний) в мегапаскалях;
b) давление, эквивалентное значению давления в
гидравлической магистрали тормозной системы транспортного средства (методика В),
в барах1).
Методику
В обычно используют для тормозных систем с гидравлическим приводом.
Результаты
испытаний по методикам А и В
не подлежат непосредственному сравнению.
6.
Испытательное оборудование
Испытательное
оборудование должно состоять из:
a) плунжера (или имитатора поршня) с механизмом,
обеспечивающим равномерную нагрузку;
b) плиты, исключающей возможность появления
коррозии, деформирования и не вызывающей прилипание материала;
1) 1
бар = 0,1 МПа = 105 Па; 1 МПа = 1 Н/мм2.
c) нагружающего устройства, обеспечивающего сжатие
накладки между плунжером и плитой;
d) устройства для измерения усилия сжатия между
плитой и плунжером с точностью до 100 Н;
e) устройства для измерений уменьшения толщины
образца в контакте с плунжером вблизи его осевой линии с точностью до 0,001 мм;
f) устройства для нагревания плиты до установленных
значений температуры (7.2); g) микрометра.
Допускается
использовать дополнительное устройство для измерения температуры образца.
7. Требования к испытательному прибору
7.1. Нагрузка
Максимальная нагрузка должна быть такой, чтобы
создать прижимающую нагрузку накладки к плите на поверхности трения: 8 МПа -
для накладок дисковых тормозов и 5 МПа - для накладок барабанных тормозов
(методика А), или может быть приложена нагрузка, соответствующая
давлению в магистрали тормоза транспортного средства до 160 бар (методика В).
Интенсивность увеличения нагрузки должна быть
(4,0 ± 0,5) МПа с-1 для методики А или (80 ± 10) бар с-1 - для методики В.
7.2. Нагревательная
плита
Для испытаний в горячем состоянии температура
плиты t1
на поверхности должна составлять 400 °С (в отдельных случаях
- ниже или выше).
7.3. Нагружающий
плунжер
7.3.1. Общие
сведения
При испытании накладок дискового тормоза образец
должен представлять собой накладку с колодкой в сборе или часть накладки с
колодкой в сборе, например в случае накладок дискового тормоза для грузовых
автомобилей. Образец накладки должен быть согласован между заинтересованными
сторонами, однако могут использоваться образцы типа I или III (7.3.2 и 7.3.4).
Следующие пункты устанавливают требования к
нагружающему плунжеру для различных типов испытуемых образцов.
7.3.2. Образец типа
I (фрикционный
материал без колодки)
Торцевая поверхность плунжера должна быть
плоской и его контур должен быть не меньше контура образца (рисунок 1).
* Для накладок с колодками дискового
тормоза грузовых автомобилей допускаются образцы большего размера.
1 - нагрузка; 2
- плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита
Рисунок 1. - Образец типа I (фрикционный материал без колодки)
7.3.3. Образец типа
II (накладка с
колодкой в сборе дискового тормоза)
В нормальных условиях поверхность плунжера
должна иметь ту же форму (например, сплошной или кольцевой поршень) и расположение,
что и реальная поверхность контакта поршня или поршней в тормозе, в котором
устанавливается накладка.
Учитывая,
что существует много базовых конфигураций тормозов (с неподвижным суппортом, с
двумя поршнями и т.д.), для испытаний допускается использовать один поршень.
При
расчете в случае давления на единицу площади следует использовать фактическую
площадь фрикционного материала, контактирующего с сопряженной поверхностью
(рисунок 2).
1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита
Рисунок 2. - Образец типа II (накладка с колодкой дискового тормоза в сборе)
7.3.4. Образец типа
III (накладка с
колодкой в сборе барабанного тормоза)
Плунжер должен иметь такую же форму нажимной
поверхности, что и внутренняя поверхность колодки. В идеальном случае для
изогнутого образца длина дуги L
должна составлять около 40 мм или же размер образца должен
обеспечивать соответствующее отношение длины L к
ширине W
(рисунок 3).
1 - плунжер; 2- испытуемый образец; 3- нагревательная плита
Рисунок 3 - Образец типа III (накладка с колодкой барабанного тормоза в сборе)
Для случаев, где изгиб может повлиять на
результат, предпочтителен образец типа I.
8.
Отбор образцов
В
ходе испытаний при комнатной температуре измерениям подлежат пять образцов.
Отклонение
от плоскостности и шероховатость поверхности образца должны быть такими же, как
при производстве изделий, в противном случае результаты испытаний могут
оказаться искаженными.
В зависимости от конкретных потребностей
накладки с колодками в сборе дискового тормоза (образец типа II) могут испытываться с противошумными
прокладками или с прорезиненными покрытиями, или без них. Это должно быть
указано в протоколе испытания.
При необходимости могут проводиться измерения
теплопередачи (рисунок 4).
1 - рабочий
элемент термопары; 2 - колодка; 3 - фрикционный материал
Рисунок 4. - Расположение термопары при измерении теплопередачи
9.
Методика проведения испытания (приложение А)
9.1. Общие
указания
9.1.1. С помощью
микрометра измеряют толщину образца в пяти точках, как показано на рисунке 5 а).
Рассчитывают среднюю толщину . Если накладка имеет паз, измерения толщины проводят
в соответствии с рисунком 5 b).
а) накладка без паза
b) накладка с пазом
Рисунок
5 - Указания по измерению толщины образца
9.1.2. Помещают
образец на нагревательную плиту при комнатной температуре (при температуре
окружающей среды (23 ± 5) °С) поверхностью трения к поверхности плиты. Соответствующим
образом устанавливают плунжер.
9.2. Цикл
испытаний
9.2.1. Испытания
при комнатной температуре
9.2.1.1. Выполняют три цикла приложения
и снятия нагрузки, начиная с предварительного давления 0,5 МПа (методика А)
или 5 бар (методика В), с выдерживанием его в течение 1 с и
последующим увеличением до максимального необходимого давления с максимальной
интенсивностью нагружения (7.1).
9.2.1.2. Устанавливают измерительное
устройство на нулевую отметку во время действия предварительного давления на
образец и выполняют измерения деформации Ddi, x, tot при
максимальной нагрузке х в первом и
третьем цикле.
В
третьем цикле показания уменьшения толщины Ddi, x,
tot
могут быть сняты на этапе увеличения давления: при 1 МПа, 2
МПа и 4 МПа - для накладок дискового тормоза и при 1,5 МПа - для накладок
барабанного тормоза.
Если выполняют более трех циклов, это должно
быть указано в протоколе испытания.
9.2.2. Испытания в
горячем состоянии
9.2.2.1. Снимают
образец с нагревательной плиты.
9.2.2.2.. Нагревают плиту до стабильной
температуры поверхности t1 ± 10 °С.
9.2.2.3. Помещают образец на
нагревательную плиту и прикладывают предварительное давление 0,5 МПа (методика А)
или 5 бар (методика В) для обеспечения термического контакта.
Выдерживают нагрузку в течение 10 мин ± 30 с.
9.2.2.4. В качестве показателя
теплопередачи принимают температуру колодки t2.
9.2.2.5. Выполняют
два цикла (первый и третий цикл по 9.2.1).
9.2.2.6. В конце
испытания охлаждают оборудование до комнатной температуры.
Цикл испытаний показан на рисунке 6.
1) Показания сняты при испытательной нагрузке х.
Рисунок 6.
- Цикл испытаний на деформацию при сжатии накладки с колодкой в сборе
10.
Компенсация деформации испытательного оборудования
При
испытаниях фрикционного материала на сжимаемость происходит собственная
деформация испытательного оборудования. Эта деформация Dde,x
должна компенсироваться вручную или автоматически с целью
определения чистой деформации образца фрикционного материала i по
формуле
Ddi, x
= Ddi, x, tot
- Dde, x. (1)
Для
измерения Dde,
x
нагружают плунжер с установленным поршнем без образца на
плите с пластиной из закаленной стали для предотвращения повреждения
нагревательной плиты, а затем снимают показания с прибора для измерения
перемещения при различных значениях давления, указанных в разделе 9.
11.
Протокол испытания
Форма
протокола испытания образца приведена в приложении В. Допускается использовать
другие виды отчетов с указанием:
- наименования предприятия-изготовителя;
- обозначения тормозной накладки;
- номера партии;
- типа образца (тип I, II или III), сведений о
дополнительных покрытиях, противошумных прокладках и т.д.;
- размера образца (площади накладки);
- количества образцов п;
- толщины накладки с колодкой в сборе i, мм, с точностью 0,1;
- толщины фрикционного материала;
- размера поршня (для накладок дискового тормоза);
- принятой методики (А или В);
- среднего значения сжимаемости в холодном состоянии для п образцов
(х);
- среднего значения сжимаемости в горячем состоянии для п образцов
(х).
Приложение А
(обязательное)
Схема проведения испытания
Приложение В
(рекомендуемое)
Протокол испытания
Параметр
|
Методика А (ИСО)
|
Методика B (отклонение)
|
Давление на
единицу площади, МПа (если нет других указаний)
|
Давление в
магистрали, бар (если нет других
указаний)
|
Предварительное
давление
|
0,5
|
5
|
Интенсивность
повышения давления
|
4 МПа с-1
|
80 бар с-1
|
Максимальная
нагрузка
|
Накладка
дискового тормоза
|
8
|
160
|
Накладка
барабанного тормоза
|
3
|
60
|
Этапы
измерений
|
Накладка
дискового тормоза
|
1 2 4 8
|
20 40 80 160
|
Накладка
барабанного тормоза
|
1,5 3
|
30 60
|
Количество циклов
|
При комнатной температуре
|
3
|
3
|
В горячем
состоянии
|
2
|
2
|
Размер
образцов
|
Накладка
дискового тормоза
|
|
|
Накладка
барабанного тормоза
|
|
|
Тип плунжера
|
Плоская
поверхность
|
Реальный поршень
|
Дата испытаний
|
Фамилия
испытателя
|
Номер
протокола
|
Изготовитель
накладки
|
Сведения о
накладке
|
Номер партии
|
Тип образца
|
Наличие
специального покрытия, прокладки и т.д.
|
Размер образца
|
Толщина изделия
в сборе di, мм
|
Толщина
накладки, мм
|
Количество
образцов
|
Размер поршня
|
Принятая
методика (А или В)
|
Деформация
при сжатии
|
Методика А, МПа
|
Методика B, бар
|
x
|
ex
|
x
|
ex
|
При комнатной
температуре:
|
8 (3)
|
|
160
|
|
Накладка
дискового (барабанного) тормоза,
|
1 (1,5)
2
|
|
20
40
|
|
1-й и 3-й циклы
|
4
8(3)
|
|
80
160
|
|
В горячем
состоянии:
|
8 (3)
|
|
160
|
|
Накладка дискового
(барабанного) тормоза,
|
1 (1,5)
2
|
|
20
40
|
|
1-й и 3-й циклы
|
4
8 (3)
|
|
160
|
|
Максимальная
температура теплопередачи
|
Прилагаются ли
кривые характеристик? (Да или нет)
|
Ключевые
слова: транспорт дорожный, накладки тормозные,
деформация сжатия, метод испытания
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения. 2
2. Нормативная ссылка. 2
3. Термины и определения. 2
4. Обозначения и единицы измерения. 2
5. Сущность метода. 3
6. Испытательное оборудование. 3
7. Требования к испытательному прибору. 4
8. Отбор образцов. 5
9. Методика проведения испытания. 6
10. Компенсация деформации испытательного оборудования. 7
11. Протокол испытания. 8
Приложение А. Схема проведения испытания. 8
Приложение
В. Протокол испытания. 9
|