ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р ИСО
6216-2005
|
Судостроение
Внутреннее судоходство
ЛОЦМАНСКИЕ ПЛАВСРЕДСТВА
Классификация
и основные требования
ISO 6216:1980
Shipbuilding-Inland navigation - Pilot craft - Classification and basic
requirements
(IDT)
Москва
Стандартинформ
2006
Предисловие
Цели и принципы стандартизации
в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №
184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных
стандартов Российской Федерации - ГОСТ
Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН
Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации «Лот» ФГУП
«ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова» на основе аутентичного перевода международного
стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН
Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 «Судостроение»
3 УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 28 декабря 2005 г. № 396-ст
4 Настоящий
стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6216:1980 «Судостроение.
Внутреннее судоходство. Лоцманские плавсредства. Классификация и основные требования» (ISO 6216:1980
«Shipbuilding - Inland navigation - Pilot craft - Classification and basic
requirements»)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация
об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок
- в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В
случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной
системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ГОСТ Р ИСО 6216-2005
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судостроение Внутреннее судоходство
ЛОЦМАНСКИЕ ПЛАВСРЕДСТВА
Классификация и основные требования
Shipbuilding. Inland
navigation. Pilot craft. Classification and basic requirements
|
Дата введения - 2007-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт
устанавливает классификацию самоходных плавучих средств (далее - плавсредств),
применяемых для лоцманского обслуживания транспортных судов в закрытых
бассейнах, устьевых участках рек и на открытых морских рейдах, а также
требования, предъявляемые к ним.
Стандарт
разработан в целях содействия сектору международной торговли, который
развивается с применением транспортных судов, для улучшения условий труда и
повышения техники безопасности наводном транспорте, а также унификацииряда
терминов, используемых припроектировании и эксплуатации судов
служебно-вспомогательного флота.
Плавсредства,
используемые в основном для проводки транспортных судов методом лидирования,по
усмотрению компетентных органов могут освобождаться от выполнения требований,
устанавливаемых настоящим стандартом, полностью или частично.
Возможность и
объем применения требований стандарта к лоцманским плавсредствам, плавающим под
военно-морским флагом, определяется компетентными органами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ
Р ИСО 6217-2005 Судостроение. Внутреннее судоходство. Лоцманские
плавсредства. Отличительная окраска и надписи
(Поправка)
3 Термины и определения
В настоящем
стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 лоцманские
суда (pilot ships): Плавсредства с механическим двигателем,
мореходные качества и оборудование которыхпозволяютимосуществлять доставку и
безопасную передачу (прием) лоцманов в районах, удаленных от берега более чем
на 20 миль, непосредственно с борта на борт или с помощью лоцманских ботов.
3.2 лоцманские
катера (pilot launches): Плавсредства с
механическим двигателем, мореходные качества и оборудование которых позволяют
им производить доставку и безопасную передачу (прием) лоцманов непосредственно
с борта на борт в пределах 20-мильной зоны.
3.3 лоцманские
боты (pilot boats): Плавсредства с механическим двигателем,
которые могут быть принадлежностью лоцманского судна. Они служат для доставки
лоцмана на расстояния до 5 миль, считая от лоцманского судна или от берега.
4 Классификация
4.1 В зависимости
от водоизмещения при полных запасах воды, топлива и масла, с полным составом
экипажа и лоцманов на борту все плавсредства, предназначенные для доставки
лоцманов, делятся на три типа согласно таблице 1.
Таблица 1 - Классификация
лоцманских плавсредств
Тип
|
Наименование
|
Водоизмещение, т
|
I
|
Лоцманские
боты
|
D £ 10
|
II
|
Лоцманские
катера
|
10
< D £ 250
|
III
|
Лоцманские
суда
|
D > 250
|
4.2 В зависимости
от географических условий эксплуатации (климатических зон), определяющих
исполнение судовых механизмов, состав оборудования иобустройство жилых
помещений,лоцманские плавсредства подразделяют на три группы:
А - для полярных
районов;
В - для районов
средних широт;
С - для районов
тропиков.
5 Требуемые характеристики
5.1 Все лоцманские
плавсредства должны иметь скорость, достаточную для эффективного выполнения
всех операций, связанных с проводкой транспортных судов в районе их службы.
5.2 Суда и катера
должны иметь период качки не менее:
- суда - 9 с;
- катера - 6 с.
Плавсредства,
собственные характеристики которых не обеспечивают этих параметров, должны быть
оборудованы устройствами, повышающими плавность качки (успокоителями, стабилизаторами,
скуловыми килями и т.д.). Остойчивость лоцманских плавсредств всех типов должна
удовлетворять требованиям компетентных органов.
5.3 Плавсредства
всех типов должны обеспечивать безопасный прием - высадку лоцмана при высоте
волны до 3,5 м.
6 Конструкции, оборудование и
снабжение
6.1 В дополнение к
средствам радиосвязи, предписанным компетентными органами для обеспечения
безопасности мореплавания, все лоцманские средства должны быть оборудованы
стационарными или переносными ультракоротковолновыми радиостанциями,
обеспечивающими связь по международным каналам с обслуживаемыми судами и
лоцманскими станциями. Лоцманские суда должны иметь основную и запасную
ультракоротковолновую радиостанции.
6.2 Суда и катера
группы А должны иметь:
а) эффективные
средства для борьбы с обледенением окон рубки, антенны РЛС и радиосвязи, а
также площадки для передачи и приема лоцмана;
в) РЛС с предельно
малой мертвой зоной, причем на судах рекомендуется устанавливать две РЛС -
основную и резервную;
с) специальные
прожекторы с противотуманными светофильтрами.
Примечание - Для ботов требования настоящего пункта -
рекомендуем.
6.3
Лоцманскиеплавсредства группы А
должныиметьледовыеусиления,категориякоторыхопре-деляется компетентными органами,
исходя из условий ледовой обстановки, типичной для района эксплуатации данного
плавсредства.
Необходимость
ледового усиления плавсредств группы В устанавливается компетентными органами.
6.4 Лоцманские
боты группы А должны оборудоваться двигателями, легко запускаемыми при
минусовых температурах.
6.5 Элементы
якорного устройства лоцманских судов в связи с их частой постановкой на якорь
должны иметь повышенную прочность исходя из того, что калибр цепей должен
приниматься на 10 % больше по сравнению с тем, который требуется правилами
классификационных обществ для других судов таких же размерений.
6.6 Конструкция
механизированных лоцманских подъемников, которыми могут оборудоваться
судаикатера,должнаобеспечивать ихэффективное и безопасноеиспользованиев условиях
вибрации, качки и гидрометеорологических факторов, при которых допускается
эксплуатация судна или катера в данном районе.
Подъемник должен
располагаться возможно ближе к плоскости мидельшпангоута, где амплитуда килевой
качки минимальна, и так, чтобы площадка (кабина) с лоцманом постоянно
находилась в поле зрения вахтенного штурмана.
6.7 Для
обеспечения видимости из рубки лоцманского судна, катера или бота борта
обслуживаемого судна при передаче лоцмана, в подволоке рубки должны
устанавливаться иллюминаторы соответствующей конструкции.
6.8 Для трансляции
команд сигналов суда и катера должны оборудоваться громкоговорителями,
обеспечивающими достаточную слышимость подаваемых команд с носа, с кормы и по
бортам.
6.9
Составспасательныхсредствдолженопределяться сучетом,что вселоцманы,которыемогут
находиться одновременно на судне или катере, являются членами их команды.
6.10 Лоцманские
суда и катера должны иметь повышенные маневренные качества. В этих целях
рекомендуется оборудовать их двухвальными силовыми установками с винтом
регулируемого шага (ВРШ), дизель-электрическими установками, обеспечивающими
возможность самого малого хода, поворотными насадками или винторулевыми
колонками.
6.11 Для
обеспечения швартовки к высокобортным судам на катерах и ботах должны
устанавливаться киповые планки, конструкция которых допускает отклонение
швартовного троса в направлении, близком к вертикальному.
Места установки
киповых планок должны выбираться так, чтобы натяжение швартовного троса не
приводило к созданию кренящих моментов, опасных для остойчивости.
6.12 Для
обеспечения безопасности лоцмана при высадке-приеме при волнении носовая часть
палубы катеров должна быть максимально свободной от оборудования и иметь
нескользящее покрытие.
Устанавливаемый на
палубе бота в районе приема лоцмана штанга-поручень должен находиться по
возможности ближе к диаметральной плоскости. При установке по бортам
штанга-поручень должен отстоять от борта на расстоянии, обеспечивающем
безопасность лоцмана при крене бота и возможность схватиться за поручень в то
время, когда он другой рукой держится за забортный трал.
Площадь палубы в
носовой оконечности катера и бота должна быть достаточной для приема лоцмана с
забортного трапа и с платформы подъемника.
6.13 Для
безопасного перемещения лоцмана по катеру вдоль борта на палубе (с каждого
борта) должен быть проход шириной не менее 600 мм с поручнем по надстройке.
6.14 Оборудование
помещений для экипажа и лоцмана должно соответствовать требованиям компетентных
органов к оборудованию судов, постоянно эксплуатируемых в данной климатической
зоне.
6.15 Все
плавсредства должны оборудоваться эластичными (надувными) или другими кранцами
одобренного типа и привальными брусьями, эффективно смягчающими удары о корпус
транспортного судна.
6.16 Место, с
которого осуществляется посадка лоцмана, должно быть освещено таким образом,
чтобы светне слепиллоцмана, рулевое судно, принимающее лоцмана, и членов
команды,обслуживаю-щей устройство для спуска и подъема (для ботов требования
настоящего пункта - рекомендуем).
6.17 Кроме общих
огней, несение которых обязательно по правилам судоходства в данном районе, и
специальных, предусмотренных Международными правилами предупреждения
столкновения судов (МППСС-72), лоцманские плавсредства должны иметь
унифицированные сигнальные огни (для дневного времени - знаки), обозначающие:
«сделайте подветренный борт, наблюдайте за нами». В любом случае, независимо от
того, сколько лоцманов находится на борту плавсредства, в дневное время суток
на нем должен быть поднят флаг «Н» Международного свода сигналов, обозначающий:
«на борту лоцман».
6.18 Все
лоцманские плавсредства, периодически или постоянно используемые для проводки
судов методом лидирования, должны иметь огни, указанные в 6.17, а также
дополнительные специальные, установленные по унифицированной схеме так, чтобы
их свет направлялся только в корму в пределах сектора кормового огня.
7 Обозначения
Все лоцманские
плавсредства должны иметь специальную окраску корпуса и надстройки, отличающую
их от судов других типов, и унифицированные надписи международного образца в
соответствии с ГОСТ
Р ИСО 6217.
Ключевые слова:
судостроение, внутреннее судоходство, лоцманские плавсредства, классификация,
основные требования
СОДЕРЖАНИЕ
1
Область применения
2
Нормативные ссылки
3 Термины
и определения
4
Классификация
5 Требуемые характеристики
6 Конструкции. оборудование и снабжение
7
Обозначения
|