ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
САМООРИЕНТИРУЮЩИЕСЯ КОЛЕСИКИИ КОЛЕСАТребования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей
ISO 22882:2004
Castors and wheels — Requirements for castors for hospital beds
(IDT)
Издание официальное
|
Москва
Стандартинформ
2012 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык текста стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК381 «Технические средства для инвалидов»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2010 г. №405-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22882:2004 «Самоориетирую-щиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей» (ISO 22882:2004 «Castors and wheels — Requirements for castors for hospital beds»).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
©Стандартинформ, 2012
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
II
5.9.3 Точность
Точность измерений должна соответствоватьтребованиям, приведенным в таблице 14.
Таблица 14 |
Обозначение |
Единица измерения |
Точность |
Допустимое отклонение |
Единица измерения |
/=е |
И |
+2 % 0 |
И |
ty 1 |
ч |
+15
0 |
МИН |
ty2 |
ч |
±1 |
ч |
|
5.9.4 Критерий соответствия
Не должно наблюдаться никакой остаточной деформации испытуемого образца, которая могла бы отрицательно повлиять на его нормальную работу.
5.10 Динамическое испытание5.10.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.8.
5.10.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 15.
Таблица 15 |
Обозначение |
Значение |
Описание |
Fmax |
Переменное |
Г рузоподъемность |
i/i |
1,1 м/с (4 км/ч) |
Средняя скорость движения |
1/2 |
1,1 м/с (4 км/ч) |
Скорость преодоления препятствий |
/71 |
Высота препятствия для колес с:
- твердостью покрышки по Шору > 90: 2,5 % D
- твердостью покрышки по Шору < 90: 5,0 % D |
Высота препятствия |
dc |
От 1 до 3 м |
Расстояние между препятствиями |
п |
1000 |
Число препятствий |
Пг 1 |
30000 |
Число оборотов колеса |
fzl |
3 мин |
Время движения |
tz2 |
1 мин |
Пауза |
D |
Переменное |
Диаметр колеса |
|
Фактический диаметр колеса необходимо измерить до и после проведения испытаний для определения степени износа колеса.
5.10.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 16.
Таблица 16 |
Обозначение |
Единица измерения |
Точность |
Допустимое отклонение |
Единица измерения |
V\ |
м/с |
+5 % 0 |
м/с |
v2 |
м/с |
+5%
0 |
м/с |
/71 |
ММ |
0
-5% |
ММ |
п |
— |
+1 % 0 |
— |
|
— |
+1 % 0 |
— |
fzl |
мин |
± 10 |
с |
|
5.10.4 Критерий соответствия
Не должно наблюдаться никакой остаточной деформации испытуемого образца, которая могла бы отрицательно повлиять на его нормальную работу. Уменьшение диаметра колеса не должно превышать 2 % его диаметра, измеренного до проведения испытания.
5.11 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса
Повторяют испытание по 5.7.
5.12 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира
колеса
Повторяют испытание по 5.8.
5.13 Финальный люфт колеса
5.13.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.2.
5.13.2 Критерий соответствия
Люфт изношенного колеса не должен превышать значения с/и/2, приведенного в таблице 17.
Таблица 17 |
Размеры в миллиметрах |
Диаметр колеса D |
Максимальный люфт изношенного колеса d|N2 |
100 |
0,50 |
125 |
0,62 |
150/160 |
0,75 |
200 |
1,00 |
250 |
1,25 |
5.14 Финальный люфт шарнира колеса
5.14.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.3.
5.14.2 Критерий соответствия
Люфт шарнира изношенного колеса не должен превышать значения dS2, приведенного в таблице 18.
Таблица 18 |
Обозначение |
Значение, мм |
Описание |
ds 2 |
4 |
Максимальный люфт шарнира изношенного колеса |
|
6 Подтверждение соответствия
По первому требованию изготовитель обязан предоставить сертификат соответствия самоориен-тирующихся колесиков требованиям настоящего стандарта.
Тип испытательного устройства должен быть указан в сертификате соответствия.
7 Маркировка7.1 Маркировка изделия
На все изделия должна быть нанесена устойчивая заметная маркировка с указанием наименования и/или торговой марки изготовителя.
7.2 Маркировка электропроводных или антистатических самоориентирующихсяколесиков или колес
На внешнюю поверхность всех изделий должна быть нанесена хорошо заметная маркировка, содержащая следующее:
- для антистатических колес: белую маркировку и, если это возможно и уместно, слово «антистатическое»;
- для случая электропроводных колес: желтую отметину и, если это возможно и уместно, слово «электропроводное».
9
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации
Таблица ДА.1 |
Обозначение ссылочного международного стандарта |
Степень соответствия |
Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ИСО 22877:2004 |
— |
* |
ИСО 22878:2004 |
— |
* |
ИСО 22881:2006 |
— |
* |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. |
|
10
[1] ISO 7619 Rubber — Determination of indentation hardness by means of pocket hardness meters
[2] ISO 22879 Castors and wheels — Requirements for castors for furniture
[3] ISO 22880 Castors and wheels — Requirements for castors for swivel chairs
[4] ISO 22883 Castors and wheels — Requirements for applications up to 1,1 m/s (4 km/h)
[5] ISO 22884 ИСО 22884, Castors and wheels — Requirements for applications over 1,1 m/s (4 km/h) and up to 4,4 m/s
(16 km/h)
11
УДК 615.478.3.001.4:006.354 ОКС 11.180.10 Р23
Ключевые слова: больничные кровати, технические средства реабилитации, самоориентирующиеся колесики, требования, испытания
Редактор О.А. Стояновская Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Л.Я. Митрофанова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной
Сдано в набор 20.12.2011. Подписано в печать 16.01.2012. Формат 60 х 84^. Гарнитура Ариал.
Уел. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,70. Тираж 78 экз. Зак. 38.
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru
Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.
Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.
ГОСТ Р ИСО 22882-2010
Содержание
1 Область применения...................................................1
2 Нормативные ссылки..................................................1
3 Термины, определения и обозначения.......................................1
4 Размеры и технические характеристики.......................................1
4.1 Технические характеристики...........................................1
4.2 Размеры........................................................2
4.3 Система фиксации.................................................2
4.4 Грузоподъемность.................................................3
5 Требования к испытаниям...............................................3
5.1 Общие положения..................................................3
5.2 Стандартные условия...............................................3
5.3 Первоначальный люфт колеса..........................................4
5.4 Первоначальный люфт шарнира колеса....................................4
5.5 Проверка электрического сопротивления...................................4
5.6 Испытание на износостойкость блокирующего/тормозного устройства................5
5.7 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса...........5
5.8 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса.....6
5.9 Статическое испытание..............................................6
5.10 Динамическое испытание...........................................7
5.11 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса...........8
5.12 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса .... 8
5.13 Финальный люфт колеса.............................................8
5.14 Финальный люфт шарнира колеса.......................................8
6 Подтверждение соответствия.............................................9
7 Маркировка.........................................................9
7.1 Маркировка изделия................................................9
7.2 Маркировка электропроводных или антистатических самоориентирующихся колесиков или
колес.............................................................9
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов
национальным стандартам Российской Федерации.....................10
Библиография........................................................11
Предисловие к ИСО 22882:2004
ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией нацио-нальныхорганов по стандартизации (членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждая организация — член ИСО, заинтересованная в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.
Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются организациям-членам на голосование. Ихопубликование в качестве международного стандарта требует одобрения не менее 75 % организаций-членов, принимавших участие в голосовании.
Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.
ИСО 22882 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК110 «Грузовые тележки», Подкомитетом ПК 3 «Самоориентирующиеся колесики и колеса».
IV
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМООРИЕНТИРУЮЩИЕСЯ КОЛЕСИКИ И КОЛЕСА
Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей
Castors and wheels.
Requirements for castors for hospital beds
Дата введения — 2012—04—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает технические требования, соответствующие размеры и требования к испытаниям шарнирных самоориентирующихся колесиков для больничных кроватей и технических средств реабилитации инвалидов с диаметром колес от 100 мм и более, которые имеют центральное блокирующее устройство. Используемые шарнирные самоориентирующиеся колеса характеризуются целым набором основных размеров.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения к стандартам).
ИСО 22877:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Словарь, обозначения и многоязычная терминология (ISO 22877, Castors and wheels — Vocabulary, symbols and multilingual terminology)
ИСО 22878:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Методы испытаний и испытательное оборудование (ISO 22878:2004, Castors and wheels — Test methods and apparatus)
ИСО 22881:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к применению на перемещаемом вручную оборудовании, используемом в общественных учреждениях (ISO 22881, Castors and wheels — Requirements for use on manually propelled equipment for institutional applications)
3 Термины, определения и обозначения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 22877, обозначения — по ИСО 22878, приложение А.
4 Размеры и технические характеристики
4.1 Технические характеристики
Техническими характеристиками самоориентирующихся колесиков являются:
- диаметр колеса;
- общая высота;
- смещение;
- система фиксации и
- грузоподъемность.
Издание официальное
4.2 Размеры
Необходимо использовать размеры, приведенные в таблице 1 и проиллюстрированные на рисунке 1.
По поводу размеров самоориентирующихся колесиков без центрального блокирующего устройства — см. соответствующие таблицы в ИСО 22881.
|
1 — рабочий угол; 2— разблокированное положение Рисунок 1 — Основные размеры при центральной системе блокировки |
Таблица 1 Размеры в миллиметрах |
Диаметр колеса3 D |
Общая высотаь h |
Смещение15 dF |
100 |
150 |
46 |
125 |
175 |
56 |
150 |
200 |
65 |
200 |
250 |
70 |
250 |
300 |
80 |
а Допуск ±1%. ь Максимум. |
|
4.3 Система фиксации
Основными размерами системы фиксации с центральной блокировкой являются:
- длина вилки;
- диаметр вилки;
- расстояние от центра отверстия с резьбой до фланца вилки;
- размер отверстия с резьбой;
- расстояние от центра шестигранника до фланца вилки;
- размер шестигранника и
- рабочий угол шестигранника.
ГОСТ Р ИСО 22882-20104.4 Грузоподъемность
Грузоподъемность — это максимальная нагрузка, в ньютонах, которую может выдержать колесо или самоориентирующееся колесико и при этом полностью соответствовать предъявляемому к нему критерию соответствия.
5 Требования к испытаниям5.1 Общие положения
Методы испытаний и оборудование — по ИСО 22878.
5.2 Стандартные условия5.2.1 Условия окружающей среды
Испытания следует проводить при температуре от 15 °С до 28 °С. Испытуемые образцы до начала испытания следует выдерживать в течение 24 ч при заданной температуре и относительной влажности окружающей среды от 40 % до 70 %.
Испытуемые образцы не следует принудительно охлаждать во время испытания.
5.2.2 Последовательность испытаний
Испытания, где это необходимо, следует проводить в последовательности, указанной в таблице 2.
Таблица 2 |
Ссылка на подраздел настоящего стандарта |
Последовательность испытаний |
Типы самоориентирующихся колесиков |
Процедуры испытаний, приведенные в ИСО 22878, подраздел |
5.3 |
Первоначальный люфт колеса |
Все |
4.2 |
5.4 |
Первоначальный люфт шарнира колеса |
Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них |
4.3 |
5.5 |
Электрическое сопротивление |
Самоориентирующиеся колесики антистатические или электропроводные |
4.4 |
5.6 |
Испытание на износостойкость бло-кирующего/тормозного устройства |
Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством |
4.5 |
5.7 |
Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса |
Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством |
4.6 |
5.8 |
Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса |
Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством |
4.7 |
5.9 |
Статическое испытание |
Все |
4.9 |
5.10 |
Динамическое испытание |
Все |
4.8 |
5.11 |
Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса |
Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством |
4.6 |
5.12 |
Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса |
Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством |
4.7 |
5.13 |
Финальный люфт колеса |
Все |
4.2 |
5.14 |
Финальный люфт шарнира колеса |
Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них |
4.3 |
|
5.3 Первоначальный люфт колеса5.3.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.2.
5.3.2 Критерий соответствия
Измеренный первоначальный люфт колеса не должен превышать значения dw1, приведенного в таблице 3.
Таблица 3 Размеры в миллиметрах |
Диаметр колеса D |
Максимальный первоначальный люфт колеса dw1 |
100 |
0,50 |
125 |
0,62 |
150 |
0,75 |
200 |
1,00 |
250 |
1,25 |
|
5.4 Первоначальный люфт шарнира колеса5.4.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.3.
5.4.2 Критерий соответствия
Измеренный первоначальный люфт шарнира колеса не должен превышать значения ds1, приведенного в таблице 4.
Таблица 4 |
Обозначение |
Значение, мм |
Описание |
ds 1 |
4 |
Максимальный первоначальный люфт шарнира колеса |
|
5.5 Проверка электрического сопротивления5.5.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.4.
5.5.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 5.
Таблица 5 |
Обозначение |
Значение |
Описание |
Fmax |
Переменное |
Г рузоподъемность |
Fl7 |
10 % Fmax |
Испытательная нагрузка |
R |
Переменное |
Электрическое сопротивление |
|
5.5.3 Точность
Точность измерения должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 6.
Таблица 6 |
Обозначение |
Единица измерения |
Точность |
Допустимые отклонения |
Единица измерения |
/=17 |
И |
+2 % 0 |
И |
|
4 |
ГОСТ Р ИСО 22882-20105.5.4 Критерий соответствия
Сопротивление R испытуемого образца должно быть:
R < 105 Ом — для электропроводящих самоориентирующихся колесиков или колес и 105 Ом < R < 107 Ом — для антистатических самоориентирующихся колесиков или колес.
5.6 Испытание на износостойкость блокирующего/тормозного устройства5.6.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.5.
5.6.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 7.
Таблица 7 |
Обозначение |
Значение |
Описание |
пЕ |
10000 |
Число срабатываний системы блокировки |
fE |
10 циклов/мин |
Частота срабатывания системы блокировки |
Рз |
800 И |
Испытательная нагрузка |
|
5.6.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 8.
Таблица 8 |
Обозначение |
Единица измерения |
Точность |
Допустимые отклонения |
Единица измерения |
пЕ |
— |
+ 1 % 0 |
— |
fE |
Циклы/мин |
0
-2 |
Циклы/мин |
Рз |
И |
+2 % 0 |
И |
|
5.6.4 Критерий соответствия
Не должно наблюдаться никакого износа и/или остаточной деформации, которые могли бы отрицательно повлиять на нормальную работу испытуемого образца.
5.7 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса5.7.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.6.
5.7.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 9.
Таблица 9 |
Обозначение |
Значение |
Описание |
Fmax |
Переменное |
Г рузоподъемность |
Fn |
Равно Ртах |
Испытательная нагрузка |
Pki |
40 % Fтах |
Горизонтальное тяговое усилие |
|
5.7.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 10.
Таблица 10 |
Обозначение |
Единица измерения |
Точность |
Допустимое отклонение |
Единица измерения |
Fn |
И |
+2 % 0 |
И |
F/C1 |
И |
+4 % 0 |
И |
|
5.7.4 Критерий соответствия
Колесо не должно проворачиваться вокруг своей оси при повторном приложении силы.
5.8 Проверкаэффективноститормозногои/или блокирующего устройства шарнира колеса5.8.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.7.
5.8.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 11.
Таблица 11 |
Обозначение |
Значение |
Описание |
Fmax |
Переменное |
Г рузоподъемность |
F11 |
Равно Fmax |
Испытательная нагрузка |
FK2 |
40 % Fmax |
Горизонтальное тяговое усилие |
|
5.8.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 12.
Таблица 12 |
Обозначение |
Единица измерения |
Точность |
Допустимое отклонение |
Единица измерения |
Fn |
И |
+2 % 0 |
И |
FК2 |
И |
+4 % 0 |
И |
|
5.8.4 Критерий соответствия
Шарнир колеса не должен поворачиваться при повторном приложении силы FK2.
5.9 Статическое испытание5.9.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания — по ИСО 22878, подраздел 4.9.
5.9.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 13.
Таблица 13 |
Обозначение |
Значение |
Описание |
Fmax |
Переменное |
Г рузоподъемность |
У1 |
3 |
Степень загруженности |
Fe |
Fmax X У1 |
Испытательная нагрузка |
fyl |
1 Ч |
Время приложения нагрузки |
ty2 |
24 ч |
Время, прошедшее до осмотра |
|