ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ |
___ НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
|
СТАНДАРТ |
ГОСТР |
( ) РОССИЙСКОЙ |
12405-1 — |
ФЕДЕРАЦИИ |
2013 |
Транспорт дорожный на электрической тягеМЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ТЯГОВЫХ ЛИТИЙ-ИОННЫХ БАТАРЕЙНЫХ БЛОКОВ И СИСТЕМ
Ч а с т ь 1 Высокомощные применения
ISO 12405-1:2011 Electrically propelled road vehicles —
Test specification for lithium-ion traction battery packs and systems — Parti:
High-power applications (IDT)
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2014
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в п.4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорта
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 2147-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 12405-1:2011 «Транспорт дорожный на электрической тяге. Методы испытаний тяговых литий-ионных батарейных блоков и систем. Часть 1. Высокомощные применения» (ISO 12405-1:2011 Electrically propelled road vehicles — Test specification for lithium-ion traction battery packs and systems — Part 1: High-power applications)
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнитепьном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
©Стандартинформ, 2014
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ГОСТ Р ИСО 12405-1-2013
Содержание
1 Область применения......................................................................................................1
2 Нормативные ссылки......................................................................................................1
3 Термины и определения.................................................................................................2
4 Обозначения и сокращения.............................................................................................4
5 Общие требования............................................................................................................5
6 Общие испытательные процедуры..................................................................................9
7 Испытания по определению выходных параметров...........................................................10
8 Испытания на надежность..............................................................................................30
9 Испытания на поведение при неправильной эксплуатации.................................................36
Приложение А (справочное) Обзор типовых схем батарейных блоков, батарейных
систем и программ их испытаний.................................................................39
Приложение В (рекомендуемое) Пример технического описания батарейных блоков
и систем литий-ионных аккумуляторов в протоколе испытаний........................42
Приложение С (рекомендуемое) Пример условий проведения испытаний...............................45
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных
стандартов национальным стандартам Российской Федерации........................46
Библиография..................................................................................................................47
ГОСТ Р ИСО 12405-1-2013
Введение
Системы литий-ионных батарей являются одним из наиболее эффективных вариантов накопителей энергии для дорожных транспортных средств с электроприводом. Требования к системам литий-ионных батарей как к тяговым источникам энергии для электромобилей существенно отличаются от требований к батареям для бытовой электроники и батарей для стационарного применения.
Настоящий стандарт описывает методы испытаний батарейных блоков и батарейных систем литий-ионных аккумуляторов, специально предназначенных для приведения в движение дорожных транспортных средств. Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру испытаний и связанных с ними требований с целью обеспечения соответствия батарейных блоков и батарейных систем литий-ионных аккумуляторов специфическим требованиям автомобильной промышленности. Стандарт дает возможность производителям транспортных средств подобрать методы испытаний для оценки характеристик батарейных блоков и систем литий-ионных аккумуляторов для своих конкретных случаев их применения.
Согласование комбинаций испытаний для отдельных аккумуляторов, батарейных блоков и систем литий-ионных аккумуляторов необходимо для практического применения стандартов в этой области.
Технические требования для литий-ионных аккумуляторов установлены в стандартах МЭК 62660-1 и МЭК 62660-2.
Отдельные испытания, устанавливаемые настоящим стандартом, основаны на действующих методиках организаций, таких как USABC (United States Advanced Battery Consortium). EUCAR (European Council for Automotive R&D), Freedom CAR (Freedom CAR and Fuel Partnership) и др.
IV
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт дорожный на электрической тяге
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ТЯГОВЫХ ЛИТИЙ-ИОННЫХ БАТАРЕЙНЫХ БЛОКОВ И СИСТЕМ Часть 1 Высокомощные применения
Electrically propelled road vehicles Test specification for lithium-юп traction battery packs and systems Parti High-
power applications
Дата введения — 2014—09—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на батарейные блоки и системы литий-ионных аккумуляторов. предназначенные для использования в качестве тяговых на дорожных транспортных средствах на электрической тяге, и устанавливает методы их испытаний.
Устанавливаемые настоящим стандартом методы испытаний позволяют определять существенные эксплуатационные характеристики батарейных блоков и систем литий-ионных аккумуляторов. включая их выходные параметры, характеристики надежности, а также их поведение в случаях неправильной эксплуатации. Настоящий стандарт позволяет пользователям обеспечить сравнимость результатов испытаний различных батарейных блоков и систем.
Таким образом, настоящий стандарт устанавливает нормализованные процедуры испытаний по отдельным свойствам батарейных блоков и систем литий-ионных аккумуляторов, включая их выходные параметры, характеристики надежности, а также их поведение в случаях неправильной эксплуатации.
Настоящий стандарт дает возможность создания специальных программ испытаний для отдельной батареи или системы по согласованию между заказчиком и поставщиком. При необходимости соответствующие процедуры испытаний батарейных блоков и систем литий-ионных аккумуляторов и/или условия их проведения могут быть выбраны из нормализованных процедур испытаний, предусмотренных настоящим стандартом, в процессе составления оптимизированных программ их испытаний.
Настоящий стандарт распространяется на батарейные блоки и системы высокомощного применения.
Примечания
1 Типичная область применения батарейных блоков и батарейных систем литий-ионных аккумуляторов высокомощного применения - это гибридные электрические транспортные средства (HEV - Hybrid Electric Vehicles) и транспортные средства на топливных элементах (FCVs - Fuel Cell Vehicles).
2 Испытания отдельных литий-ионных аккумуляторов (ячеек их блоков) в соответствии со стандартами
(1) и [2).
2 Нормативные ссылки
Упомянутые ниже ссылочные документы являются обязательными для применения настоящего стандарта. Для датированных ссылок используют только указанное в тексте издание документа. Для недатированных ссылок используют самые последние версии ссылочных документов (включая любые изменения и поправки).
ИСО 6469-1 Электромобили. Требования безопасности. Часть 1. Аккумулирование электроэнергии на борту автомобиля (ISO 6469-1 Electrically propelled road vehicles - Safety specifications - Part 1: Onboard rechargeable energy storage system (RESS))
ИСО 6469-3 Электромобили. Требования безопасности. Часть 3. Защита людей от поражения электрическим током (ISO 6469-3 Electrically propelled road vehicles - Safety specifications - Part 3: Protection of persons against electric shock)
Издание официальное
ИСО 16750-1 Транспорт дорожный. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 1. Общие требования (ISO 16750-1 Road vehicles - Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment - Part 1: General)
ИСО 16750-3 Транспорт дорожный. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 1. Механические нагрузки (ISO 16750-3:2007 Road vehicles - Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment - Part 3: Mechanical loads)
ИСО 16750-4 Транспорт дорожный. Условия окружающей среды и испытания электрического и электронного оборудования. Часть 4. Климатические нагрузки (ISO 16750-4 Road vehicles - Environmental conditions and testing for electrical and electronic equipment - Part 4: Climatic loads)
МЭК 60068-2-30 Испытания на воздействие внешних факторов. Часть 2-30 Испытания. Испытание Db: Влажное тепло, циклическое (12 ч + 12-часовой цикл) (IEC 60068-2-30 Environmental testing - Pari 2-30: Tests - Test Db: Damp heat, cyclic (12 h + 12 h cycle)
МЭК 60068-2-47 Испытания на воздействие внешних факторов. Часть 2-47. Методы испытаний. Размещение компонентов, оборудования и других изделий при испытаниях на воздействие вибрации. ударов и подобных динамических испытаниях (IEC 60068-2-47 Environmental testing - Part 2-47: Tests - Mounting of specimens for vibration, impact and similar dynamic tests)
МЭК 60068-2-64 Испытания на воздействие внешних факторов. Часть 2-64. Испытания. Испытание Fh: Широкополосная случайная вибрация и руководство (IEC 60068-2-64 Environmental testing - Part 2-64: Tests - Test Fh: Vibration, broadband random and guidance)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте используют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 блок управления батареей (battery control unit BCU): BCU: Электронное устройство, которое предназначено для контроля, управления, а также определения или расчета электрических и термических параметров батарейной системы, и обеспечивает обмен информацией между батарейной системой и другими управляющими системами автомобиля.
Примечание - Более подробные объяснения термина приведены в 5.5.1.
3.2 батарейный блок (battery pack): Устройство накопления энергии, включающее отдельные аккумуляторы или аккумуляторные сборки, обычно соединенные с электронной системой аккумуляторов. с напряжением цепи класса В. имеющее устройство защиты от сверхтоков и включающее электрические межсистемные соединения и интерфейсы для внешних систем.
Примечания
1 Более подробные объяснения термина приведены в 5 4 и А 2
2 Примерами внешних систем являются система охлаждения, система проводки по классу напряжения В. дополнительная система проводки по классу напряжения А. информационная система
3.3 батарейная система (battery system): Устройство накопления энергии, включающее отдельные аккумуляторы или аккумуляторные сборки, или батарейные блоки, а также электрические цепи и электронные системы.
Примечания
1 Более подробные объяснения термина приведены в 5.5.2. 5 5 3. А.3.2. Компоненты батарейной системы могут также входить в состав разных систем автомобиля
2 Примерами электронной системы могут быть BCU и контакторы
3.4 емкость (capacity С); (С): Электрический заряд, который батарейный блок или система могут отдать в установленных условиях
Примечание - Величину емкости часто выражают в ампер-часах (А*ч).
3.5 электронная система аккумуляторов (cell electronics): Электронное устройство, предназначенное для мониторинга термических и электрических параметров работы аккумупяторов или аккумуляторных сборок, содержащее, при необходимости, электронную систему балансировки аккумуляторов.
Примечание - Электронная система аккумуляторов может включать их контроллер Функционально балансировка аккумуляторов может осуществляться электронной системой аккумуляторов или BCU
3 6 заказчик (customer): Сторона, заинтересованная в использовании блока батарей или системы батарей и. исходя из этого, заказывающая или осуществляющая испытания.
2
ГОСТ Р ИСО 12405-1-2013
Примечание — Пример заказчика - изготовитель автомобиля
3.7 плотность энергии (energy dencrty): Отношение количества запасенной энергии к объему батарейного блока или батарейной системы.
Примечания
1 Для батарейного блока или батарейной системы, имеющих систему охлаждения, объем ограничен местом разъемного соединения охлаждающих магистралей при жидкостной системе или патрубков воздушной системы
2 Плотность энергии выражают в ватт-часах на литр (Вт ч/л)
3 8 энергетическая эффективность при раз ряде-за ряде Отношение энергии постоянного тока, фактически отдаваемой батарейным блоком или системой в процессе испытания на разряд, к общей энергии постоянного тока, требующейся для восстановления первоначального состояния степени заряженности батарейного блока или системы (SOC) при их стандартном заряде.
Примечание - Величину фактически отдаваемой энергии постоянного тока выражают в ватт-часах (Вт ч) разряда, а общей энергии постоянного тока выражают в ватт-часах (Вт ч) заряда
3.9 высокоэнергоемкое применение (high-energy application): Характеристика устройства или особенности его применения, для которых типовое численное соотношение между максимально допускаемы значением выходной электрической мощности и значением выходной электрической энергии, получаемой в режиме разряда постоянным током величиной 1C при комнатной температуре, менее 10.
Примечания
1 Характерным примером блока батарей или системы батарей высокоэнергоемкого применения являются конструкции для применения в аккумуляторных электромобилях (battery electric vehicles - BEV)
2 Максимально допускаемое значение выходной электрической мощности выражают в ваттах (Вт), а выходной электрической энергии - в ватт-часах (Вт ч)
3.10 высокомощное применение (high-power application): Характеристика устройства или особенности его применения, для которых типовое численное соотношение между максимально допускаемым значением выходной электрической мощности и значением выходной электрической энергии. получаемой в режиме разряда постоянным током величиной 1C при комнатной температуре, не менее 10.
Примечания
1 Характерным примером блока батарей или системы батарей высокомощного применения являются конструкции для применения на гибридных автомобилях (hybrid electric vehicles - HEV) и автомобилях, использующих топливные элементы (fuel cell vehicles - FCV).
2 Максимально допускаемое значение выходной электрической мощности выражают в ваттах (Вт), а выходной электрической энергии - в ватт-часах (Вт ч)
3.11 максимальное рабочее напряжение (maximum working voltage): Наибольшее значение напряжения переменного тока (среднее квадратичное значение) или постоянного тока, которое может возникать в электрической системе при нормальных режимах функционирования, установленных производителем, без учета переходных процессов.
3.12 номинальная емкость (rated capacity): Установленное производителем общее количество ампер-часов, которое может отдать полностью заряженный блок или система при заданных условиях испытаний таких, как режим разряда, температура и конечное разрядное напряжение.
3.13 комнатная температура, Troom (room temperature, Troom), °C: Температура, равная (25 ± 2) eC.
3.14 знак тока батареи (sign of battery current): Знак тока разряда батареи устанавливается как положительный, знак тока заряда батареи устанавливается как отрицательный.
3.15 удельная энергия (specific energy): Отношение количества запасенной энергии к массе батарейного блока или системы.
Примечания
1 Для батарейного блока или системы, включающих систему охлаждения, учитывают ту часть массы системы, которая ограничена точкой разъемного соединения трубопроводов охлаждения в случае жидкостной системы и воздуховодов охлаждения в случае воздушной системы Для жидкостной системы охлаждения в учитываемое значение массы входит масса охлаждающей жидкости внутри батарейного блока или системы
2 Удельную энергию выражают в Вт ч/кг.
3.16 степень заряженности (state of charge SOC): SOC: Доступная часть запасаемой энергии блока или системы батарей.
3
ГОСТ Р ИСО 12405-1-2013
Примечание - Степень эаряженности выражают в процентах номинальной емкости
3.17 поставщик (supplier): Сторона, которая поставляет батарейный блок или систему.
Примечание — Поставщиком может быть, например, производитель батарей
3.18 напряжение класса A (voltage class А): Классификация электрических компонентов или цепей, рассчитанных на максимальное рабочее напряжение не более 30 В переменного тока или не более 60 В постоянного тока.
Примечание - Более подробное объяснение в ИСО 6469-3
3.19 напряжение класса В (voltage class В): Классификация электрических компонентов или цепей, рассчитанных на максимальное рабочее напряжение более 30 В. но не более 1000 В переменного тока или свыше 60 В. но не более 1500 В постоянного тока.
Примечание - Более подробное объяснение в ИСО 6469-3
4 Обозначения и сокращения
4.1 Обозначения |
Обозначение |
Расшифровка |
Единица
измерения |
С.'аое |
Снижение емкости |
% |
Cm. |
1C (номинальная) емкость при токовом испытании |
А ч |
Сто |
Номинальная емкость 1C в начале эксплуатации (BOL) |
А ч |
|
Зарядный ток (ток заряда) |
А |
lascharзе |
Разрядный ток (ток разряда) |
А |
Id mat |
Максимальный разрядный ток (ток разряда) для энергетических и емкостных испытаний, установленный производителем |
А |
Idp та. |
Максимальный импульсный разрядный ток (ток разряда) для испытаний по определению мощности, внутреннего сопротивления и энергетической эффективности, установленный производителем |
А |
Tmax |
Максимальная рабочая температура |
°С |
Tmtn |
Минимальная рабочая температура |
°с |
Troom |
Комнатная температура |
°с |
T |
Время |
с |
н |
Коэффициент полезного действия; к.пщ. |
% |
|
4.2 Сокращения |
Сокращение |
Расшифровка |
BOL (Beginning of life) |
Начало жизненного цикла |
BCU (Battery control unit) |
Блок управления батареей |
DUT (Device under test) |
Устройство, подвергаемое испытаниям |
EOOV (End of discharge votage) |
Конечное разрядное напряжение |
EUCAR (European Council for Automotive Research and Development) |
Европейский Совет по исследованиям и развитию в автомобилестроении |
IEC (International Electrotechnical Comission) |
Международная электротехническая комиссия |
OCV (Open circuit voltage) |
Напряжение разомкнутой цепи |
PNGV (Partnership for New Generation of Vehicles) |
Партнерство «За новое поколение транспортных средств» |
PSD (Power spectral density) |
Спектральная плотность мощности (СПМ) |
RESS (Rechargeable energy storage system) |
Перезаряжаемая система накопления энергии |
r.m.s. (root-mean-square) |
Среднеквадратичное значение |
SC (Standard cycle) |
Стандартный цикл |
SCH (Standard charge) |
Стандартный заряд |
SDCH (Standard discharge) |
Стандартный разряд |
|
4
ГОСТ Р ИСО 12405-1-2013 |
SOC (State of charge) |
Степень заряженности |
USABC (United States Advanced Battery Consortium) |
Американский Консорциум Развития Батарей |
|
5 Общие требования
5.1 Условия испытаний
5.1.1 Предварительные условия
Батарейный блок или батарейная система, испытанные в соответствии с настоящим стандартом должны отвечать следующим требованиям:
- электробезопасность конструкции должна быть подтверждена на соответствие требованиям ИСО 6469-1 и ИСО 6469-3*;
- необходимая эксплуатационная документация и требуемые для испытания компоненты соединения с испытательным оборудованием, т е. вилки, розетки, а также соединители для системы охлаждения, должны быть поставлены вместе с DUT.
Батарейная система должна обеспечивать возможность проведения всех предписанных испытаний. т.е. прохождение всех режимов испытаний при использовании алгоритма работы BCU. а также иметь возможность обмена информацией с испытательным стендом посредством общей информационной шины.
Подсистема батарейного блока, в качестве DUT. должна включать в себя все компоненты, предписанные поставщиком, например, включать механические и электрические соединительные компоненты для механических испытаний.
При отсутствии иных предписаний, перед каждым испытанием DUT должен быть приведен к температуре испытаний (предварительное кондиционирование). Термическое кондиционирование может быть достигнуто, если в течение промежутка времени длительностью 1 ч при отсутствии активного охлаждения разница между температурой испытаний и температурой в любой точке каждой из составляющих батарей по своему абсолютному значению не превышает 2 К.
При отсутствии иных предписаний, каждую зарядку и каждое из текущих состояний SOC должен сопровождать период выдержки продолжительностью 30 мин.
5.1.2 Точность испытательного оборудования и измеряемых величин
Точность внешнего испытательного оборудования не должна выходить за границы указанных ниже предельных отклонений:
a) напряжение: ± 0.5 %;
b) ток: ± 0.5 %;
c) температура: ± 1 К.
Общая точность измерений контролируемых извне DUT и измеряемых величин по отношению к установленным или реальным значениям не должна выходить за границы указанных ниже предельных отклонений:
- напряжение: ± 1 %;
- ток: ± 1 %;
- температура: ± 2 К;
- время: ±0.1 %:
- масса: ±0.1 %;
- размеры: ± 0.1 %.
Все величины (время, температура, ток и напряжение) должны фиксироваться каждые 5 % от предполагаемого промежутка времени зарядки и разрядки, за исключением особых случаев испытаний. когда эта частота указывается специально.
5.2 Планирование последовательности испытаний
Последовательность испытаний для конкретного блока, подсистемы или системы батарей устанавливают на основе соглашения между поставщиком и заказчиком с учетом 5.3 настоящего стандарта.
Пример перечня условий испытаний, которые согласовывают поставщик и заказчик, приведен в таблице С.1.
5.3 Испытания
Эквивалентные требования содержатся в Правилах ЕЭК ООН № 100
Общий обзор испытаний представлен на рисунке 1. где в скобках указаны ссылки на разделы настоящего стандарта.
Общие процедуры испытаний (раздел 6) |
Испытания по определению выходных параметров (раздел 7) |
Испытания на надежность (раздел 8) |
Испытания по проверке поведения при неправильной эксплуатации (раздел 9) |
Циклы кондиционирования (6.1)
Стандартный цикл (6.2)
Стандартный разряд (6.2.22)
Стандартный заряд
(6.2.2.3) |
Энергия и емкость При Ттот (7.1)
Энергия и емкость при различных температурах и режимах разряда (7.2)
Мощность и внутреннее сопротивление (7.3)
Потеря SOC без нагрузки (7.4)
Потеря SOC при хранении (7.5)
Мощность прокручивания* при низких температурах (7.6)
Мощность прокручивания* при высоких температурах (7.7)
Энергетическая эффективность (7.8)
Долговечность при цитировании (7.9) |
Конденсация влаги (8.1)
Термическое (температурное) цитирование (8.2)
Вибрация (8.3)
Механические удары (84) |
Защита от короткого замыкания (9.2)
Защита от перезаряда (9.3)
Защита от чрезмерного разряда (9.4) |
|
• Под мощностью прокручивания батареи подразумевают мощность ее энергоотдачи в серии коротких разрядных импульсов при минимально возможном показателе SOC и минимально допускаемом напряжении разряда на клеммах батареи Указанный режим напоминает работу разряженной стартерной батареи в процессе попытки запуска двигателя |
Рисунок 1 — Общий обзор плана испытаний
6