ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ
КРАНОВЫЕ
Общие технические требования
ГОССТРОЙ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН АОЗТ «Центральный
научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации,
механизации и технической помощи строительству» и Техническим комитетом по
стандартизации (ТК 376) «Эксплуатация строительно-дорожных машин и
оборудования»
2
СОГЛАСОВАН с Госгортехнадзором России
3
ВНЕСЕН Управлением механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя
России
4
ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Госстроя России от 18 февраля 1999 г.
№ 8.
5
ВЗАМЕН СНиП 3.08.01-85
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 1
1 Область применения. 2
2 Нормативные ссылки. 2
3 Общие положения. 2
4 Требования к устройству
рельсовых путей. 3
5 Требования к эксплуатации. 9
|
Введение
Настоящий
стандарт является основополагающим нормативным документом, обязательным для
исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с
проектированием, устройством и эксплуатацией наземных рельсовых крановых путей.
При разработке
требований стандарта учитывались современные достижения науки и техники,
передовой отечественный и зарубежный опыт, а также требования международных
стандартов по рельсовым крановым путям.
Основными
отличиями этого стандарта являются приоритетность требований, направленных на
обеспечение безопасности работы людей, связанных с эксплуатацией, ремонтом и
обслуживанием грузоподъемной техники.
В стандарте
содержатся, в основном, требования к эксплуатационным характеристикам рельсовых
путей, удовлетворяющие потребителя и обеспечивающие безопасную их эксплуатацию.
Средства и
способы обеспечения этих требований, а также более подробное описание
конструкции, методов расчета и применяемых материалов излагаются в
разрабатываемых сводах правил по проектированию, устройству и эксплуатации
наземных рельсовых крановых путей.
Настоящий
стандарт разработан АОЗТ ЦНИИОМПТ (ответственный исполнитель - Ю.А. Корытов)
и Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 (ответственный исполнитель - Н.Д.
Тимофеев) под руководством Управления механизации, инженерного оборудования
и лизинга Госстроя России (Д.П. Добжинский).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПУТИ
НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ КРАНОВЫЕ
Общие технические
требования
TRACKS
OVERLAND RAIL CRANE
Principal specifications
1 Область
применения
Настоящий
стандарт распространяется на наземные рельсовые пути, предназначенные для
передвижения грузоподъемных кранов (башенных, козловых) и устанавливает
требования по их проектированию, устройству и эксплуатации.
Требования
стандарта являются обязательными, кроме 4.2.5;
4.3.1; 4.3.7; 4.7; 5.8 и таблицы 1,
которые носят рекомендательный характер.
Стандарт может
применяться для сертификации.
2
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ
12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования
безопасности
ГОСТ
12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности
ГОСТ
23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков
производства строительно-монтажных работ. Технические условия
Международный
стандарт ИСО 4310. Краны. Правила и методы испытаний
ПБ 10-14-92
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
(Госгортехнадзор России)
Правила устройства электроустановок
(Госэнергонадзор России)
Правила
технической эксплуатации электроустановок (Госэнергонадзор России).
3 Общие
положения
3.1 Устройство
и эксплуатация рельсовых путей должны осуществляться по проектной и
конструкторской документации, разрабатываемой в соответствии с требованиями
настоящего стандарта и нормативно-технической документации на проектные работы.
3.2
Организации, разрабатывающие проектную и конструкторскую документацию и осуществляющие
устройство и эксплуатацию рельсовых путей, должны иметь лицензии на
соответствующие виды деятельности, выданные органами лицензирования Госстроя
России и Госгортехнадзора России.
(Поправка)
3.3 Рельсовый
путь включает: нижнее и верхнее строения, путевое оборудование.
3.3.1 В состав
нижнего строения рельсового пути входят: земляное полотно и водоотводное
устройство.
3.3.2 В состав
верхнего строения рельсового пути входят: балластная призма, подрельсовые
опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.
3.3.3 В состав
путевого оборудования рельсового пути входят: тупиковые упоры, лотки для
предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран, ограничители
передвижения, ограждение, заземление и предупреждающие знаки.
3.4 Комплект
документов должен содержать:
проектную и
конструкторскую документацию;
паспорта и
сертификаты на элементы (комплектующие изделия и материалы), входящие в состав
рельсового пути;
акт
сдачи-приемки кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного
обследования кранового пути);
разрешение на
пуск в работу рельсового пути.
3.5 В составе
проектной документации на рельсовый путь приводятся:
выкопировка из
стройгенплана;
проект
рельсового пути;
проект
производства работ на устройство рельсового пути;
требования по
эксплуатации рельсового пути.
3.5.1 Проект
рельсового пути должен содержать:
план
рельсового пути с указанием основных размеров и участка для стоянки крана в
нерабочем положении;
конструкцию
верхнего строения рельсового пути (тип рельса, подрельсовый опорный элемент,
расстояния между ними, тип или конструкция стыковых скреплений, материал и
размеры балластного слоя);
конструкцию
земляного полотна (поперечный профиль с размерами, расположение и тип
водоотводных устройств, степень уплотнения земляного полотна);
допуски,
контролируемые при устройстве и эксплуатации;
конструкцию тупиковых упоров, схему заземления
рельсового пути;
конструкцию
переезда через рельсовые пути для автомобильного транспорта (при
необходимости);
указания о
месте монтажа крана и регламенте обкатки рельсового пути*;
__________
* Обкатку рельсового пути следует производить краном,
башня которого смонтирована на минимальное исполнение, согласно паспортной
характеристике.
(Поправка)
пояснительную записку с
расчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений.
3.5.2 Проект
производства работ (ППР) по устройству рельсового пути должен содержать:
состав и
способы производства работ;
методы
контроля;
браковочные
требования на элементы рельсового пути;
способы
устранения отклонений рельсового пути в плане и в вертикальной плоскости от
нормативных значений;
периодичность
обследования и технического обслуживания.
4 Требования к
устройству рельсовых путей
4.1 Общий вид
и основные контролируемые параметры рельсовых путей указаны на рисунке 1.
1 -
рельсовый путь; 2 - башенный кран; 3 - водоотводное устройство;
4 - ограждение; 5 - возводимое здание
Контролируемые
параметры:
А - ширина земляного
полотна;
Б = (R
- 0,5 K) + 0,7 м - минимальное расстояние от
выступающей части здания (штабеля) до оси рельса;
В - база крана;
К - колея пути;
R
- наибольший радиус поворотной части крана;
I = (hу/К) - поперечный уклон пути;
hб
- толщина балласта;
S
- отклонение от прямолинейности рельсового пути;
L* - расстояние от оси (торца) рельса до ограждения (не
менее размера «Б»).
Рисунок
1 - Общий вид и основные контролируемые параметры
наземных рельсовых крановых путей
(Поправка)
4.2 К нижнему
строению рельсового пути предъявляются следующие требования:
4.2.1 Перед
устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все
работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций.
Подземные
коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить
расчетом на прочность и, при необходимости, защитить от деформации и
разрушения.
(Поправка)
4.2.2
Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003;
поперечный
уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в
пределах 0,008 - 0,01 в сторону от обслуживаемого объекта;
земляное
полотно, сложенное из дренирующего грунта, допускается выполнять
горизонтальным.
4.2.3
Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в
пределах 1,55 - 1,75 г/см3 коэффициент уплотнения насыпного грунта
земляного полотна - не менее 0,95. Способы уплотнения грунта и методы контроля
за его плотностью определяются проектом.
4.2.4 Земляное
полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство.
(Поправка)
4.2.5
Устройство земляного полотна в зимний период должно осуществляться по
отдельным требованиям к проекту кранового пути с учетом специфики климатических
зон.
При устойчивой
отрицательной температуре окружающего воздуха во время нахождения крана на
объекте допускается укладывать балластный слой без предварительного уплотнения
грунтового основания.
(Поправка)
4.3
К верхнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:
4.3.1
Верхнее строение рельсового пути может возводиться как из отдельных
элементов, так и с использованием инвентарных секций.
В качестве
подрельсовых опорных элементов могут применяться деревянные полушпалы, брусья
или железобетонные балки.
4.3.2 Толщина
балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от
нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и
конструкции подрельсовых опорных элементов.
Ориентировочная
толщина балласта (для составления технико-экономического обоснования проекта)
приведена в таблице 1.
4.3.3 При
устройстве рельсового пути с полушпалами стыки рельсов следует располагать
между полушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами -
над их стыками.
4.3.4
Конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление затяжки
(должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.).
4.3.5 Величина
зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм. Смещение торцов стыкуемых
рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм.
4.3.6 Длина
балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую
сторону.
4.3.7
При применении железобетонных подрельсовых опорных элементов (балки, плиты,
шпалы) между рельсами и поверхностями этих опорных элементов должны
устанавливаться прокладки соответствующей упругости.
(Поправка)
4.3.8
Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного значения при их
устройстве приведены в таблице 2.
4.4 Расстояния
выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов должны
соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14 и ГОСТ
12.3.009.
4.5
К путевому оборудованию рельсового пути предъявляют следующие требования:
4.5.1 На
концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены
тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и
предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных
ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма
передвижения крана.
Упоры должны
быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным.
Рельсовые пути
должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки),
которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке - не
менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м.
Таблица
1
В
миллиметрах
Таблица 2
Параметры
|
Предельная
величина отклонения при
|
устройстве
|
эксплуатации
|
Продольный и поперечный
уклоны рельсового пути*
|
Не более 0,004
|
Не более 0,01
|
Колея рельсового пути
|
± 10мм от номинального
размера
|
± 15 мм от номинального
размера
|
Прямолинейность
рельсового пути на участке длиной 10 м для кранов:
|
|
|
с жесткими
ходовыми рамами
|
Не более 15 мм
|
Не более 20 мм
|
с балансирными
тележками
|
Не более 20 мм
|
Не более 25 мм
|
Упругая просадка
рельсового пути при максимальной нагрузке на колесо крана и конструкции
верхнего строения:
|
|
|
из деревянных
полушпалах
|
Не более 7 мм
|
Не более 7 мм
|
на железобетонных
балках
|
Не более 5 мм
|
Не более 5 мм
|
* На участке пути,
равном по длине двум базам крана (2 В), поперечные знакопеременные уклоны в
указанных значениях не допускаются.
|
4.5.2 Ограничители передвижения должны быть установлены
таким образом, чтобы отключение двигателя механизма передвижения крана
происходило на расстоянии не менее тормозного пути до тупикового упора.
4.5.3 Устройство заземления пути необходимо
выполнять в соответствии с требованиями Правил устройства
электроустановок.
4.5.4 Знаки безопасности выставляют в соответствии
с требованиями ГОСТ 12.4.026.
Ограждение рельсового пути следует выполнять по ГОСТ 23407.
На рельсовом пути участок стоянки крана в нерабочем состоянии должен быть
обозначен табличкой «Место стоянки крана».
4.5.5 Ограничители передвижения и тупиковые упоры
должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ
12.4.026.
Металлические детали должны быть предохранены от
коррозии.
4.6 Кроме общих требований к устройству рельсовых
путей, изложенных в 4.3 и 4.5, следует руководствоваться также условиями на укладку рельсового
пути, которые должны содержаться в паспорте крана, соответствующем требованиям
международного стандарта ИСО 4310.
4.7 Рельсовый путь перед
сдачей-приемкой подлежит обкатке. Обкатка пути производится не менее 10 раз
краном без груза и не менее 5 раз с максимальным рабочим грузом. Просадка пути
и выявленные дефекты устраняются.
4.8 Готовность рельсового пути к эксплуатации
подтверждается актом сдачи-приемки пути по форме в соответствии с приложением 8
ПБ 10-14
или актом комплексного обследования крановых путей (5.3).
4.9 Разрешение на эксплуатацию рельсового пути
выдается инженерно-техническим работником но надзору за безопасной
эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и
тары, назначенным согласно требованиям ст. 7.4.2 ПБ 10-14,
на основании акта сдачи-приемки или акта комплексного обследования крановых
путей.
(Поправка)
5 Требования к
эксплуатации
5.1 Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации,
должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному
обследованию, обслуживанию и ремонту.
5.2 Проверка состояния рельсового пути включает:
ежесменный осмотр;
плановую или внеочередную проверку.
5.2.1 Ежесменный осмотр рельсового пути
осуществляется машинистом крана в объеме, предусмотренном производственной
инструкцией.
В случае обнаружения неисправностей в известность
ставится лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин.
5.2.2 Плановая проверка состояния рельсового пути
проводится после каждых 24 смен работы крана и осуществляется под руководством
инженерно-технического работника, ответственного по ст. 7.4.5 ПБ 10-14.
Плановая проверка устанавливает соответствие
контролируемых параметров рельсовых путей требованиям настоящего стандарта,
проектной и конструкторской документации, и подтверждает, что состояние
верхнего строения и путевого оборудования обеспечивают безопасную работу крана.
Результаты плановых проверок заносятся в вахтенный
журнал работы крановщика.
Внеочередную проверку рельсовых путей проводят
после особо неблагоприятных эксплуатационных условий (ливни, продолжительные
оттепели и т.д.), отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и
балластного слоя, а также при замечаниях машиниста крана.
(Поправка)
5.3 Периодическое комплексное
обследование* рельсовых путей проводится специализированными организациями,
имеющими государственную лицензию на этот вид деятельности, и включает
выполнение следующего комплекса работ:
проверку наличия и состояния эксплуатационной
службы и службы надзора за качеством рельсовых путей;
проверку наличия проектной и эксплуатационной
документации;
поэлементное обследование рельсовых путей, включая
оценку фактического состояния и остаточного ресурса основных элементов верхнего
строения рельсового пути;
подготовку результатов комплексного обследования:
инструментальные замеры, данные упругой просадки, ведомость дефектов и др.
Результаты комплексного обследования оформляются
актом.
Периодичность комплексного обследования рельсовых
путей определяется проектом, но должна проводиться не реже 1 раза в 3 года**.
_________
* Порядок и процедура комплексного обследования
рельсовых путей регламентируются соответствующими нормативными документами.
** Допускается по согласованию с органами Госгортехнадзора
периодичность комплексного обследования увеличивать до 5 лет для редко
используемых кранов (не более 500 маш.-ч/год).
5.4 По результатам плановых или внеочередных
проверок и комплексного обследования рельсовых путей проводятся работы по их
техническому обслуживанию и устранению выявленных дефектов, включая:
восстановление земляного полотна и балластной
призмы до проектных значений;
рихтовку и выправку пути по уровню;
подтяжку ослабленных болтовых и винтовых
соединений, а также креплений с помощью костылей;
регулировку зазоров в стыках рельсов и выключающих
линеек;
восстановление поврежденных участков верхнего
строения и контуров заземления;
замену дефектных элементов верхнего строения и
путевого оборудования рельсового пути;
очистку водоотводящего устройства.
5.5 Не допускается эксплуатация рельсового пути при
следующих дефектах:
5.5.1 На рабочих поверхностях имеются вмятины,
лыски и волнистость более 5 мм.
(Поправка)
5.5.2 В болтовых соединениях рельсового пути
отсутствуют исправные стопорные детали (пружинные шайбы, шплинты и т.п.) или
они затянуты с нарушением момента затяжки, указанного в конструкторской
документации.
5.5.3 Наличие трещин в рельсах, в тупиковых упорах,
в том числе в сварных швах.
5.5.4 Коррозия деталей рельсового пути в глубину
более 4 мм.
5.5.5 Уменьшение площади опирания нижней
поверхности подрельсовых опорных элементов - полушпал и балок рельсового пути
на площади более 10 %.
5.5.6 В железобетонных подрельсовых элементах
имеются обнажения и обрывы арматуры, сплошные опоясывающие и продольные длиной
более 300 мм трещины с раскрытием более 0,3 мм, сколы бетона более 100 мм для
полушпал и 250 мм для балок.
5.5.7 В деревянных полушпалах имеются: излом,
поперечные трещины длиной по торцу более его половины, продольные трещины
глубиной более 50 мм и длиной более 300 мм, поверхностная гниль более 20 мм под
подкладками и более 60 мм на остальных поверхностях деревянных элементов.
5.6 Эксплуатация и контроль за устройствами
заземления должны осуществляться в соответствии с Правилами технической
эксплуатации электроустановок.
5.7 Предельные значения отклонений элементов
верхнего строения и тупикового оборудования, при которых дальнейшая
эксплуатация рельсового пути не допускается, указаны в таблице 2.
5.8 При
установке на рельсовых путях грузоподъемных кранов, изготовленных за рубежом,
представляется заключение специализированных организаций, имеющих право
комплексного обследования крановых путей грузоподъемных машин.
Ключевые слова: крановый
путь, нижнее и верхнее строение рельсового пути, путевое оборудование,
тупиковые упоры, балластная призма, земляное полотно, контролируемые параметры,
допуски, уклон, просадка