ЕВРАЗИЙСКИЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(ЕАСС)
EURO-ASIAN COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
(EASC)
Суда малые
ДИЗЕЛЬНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Топливные и электрические компоненты, монтируемые на двигателе
(ISO 16147:2002, IDT)
Издание официальное
Минск
Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации
Предисловие
Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) представляет собой региональное объединение национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств. В дальнейшем возможно вступление в ЕАСС национальных органов по стандартизации других государств.
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом «Казахский институт нефти и газа»
2 ВНЕСЕН Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протоколом от 30 ноября 2017 г. № 52-2017)
За принятие проголосовали
Краткое наименование страны по МК(ИСО 3166) 004—97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
|
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан |
KG |
Кыргызстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 16147:2002Small craft - Small craft - Inboard diesel engines -- Engine-mounted fuel and electrical components (Суда малые. Дизельные стационарные двигатели.Топливные и электрические компоненты, монтируемые на двигателе)
Международный стандарт ISO 16147:2002 подготовлен Техническим комитетом ISO/TC 188 «Малые суда».
Перевод с английского языка (ел).
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в национальном органе по стандартизации вышеуказанных государств.
Степень соответствия - идентичная (ЮТ).
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соотвелютвующая информация также будет опубликована в сети Интернет на сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
Исключительное право официального опубликования настоящего стандарта на территории указанных выше государств принадлежит национальным (государственным) органам по стандартизации этих государств.
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Общие положения
5 Топливная система двигателя и компоненты
5.1 Общие положения
5.2 Трубопровод высокого давления
5.3 Топливопроводы низкого давления
5.4 Топливные фильтры
6 Электрические системы и компоненты двигателей
6.1 Установки постоянного тока
6.2 Валоповоротный пусковой двигатель
6.3 Провода и соединения
6.4 Реле, коробки плавких предохранителей и электронных модулей управления (ECMs)
7 Руководство по монтажу Приложение В.А
ГОСТ ISO 16147-2017 МЕЖГОСУДА РСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Суда малые Дизельные стационарные двигатели.
Топливные и электрические компоненты, монтируемые на двигателе
Small craft. Remote steering systems for inboard mini jet boats
Дата введения -
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования для проектирования и монтажа топливных и электрических компонентов на дизельных двигателях, для минимизации утечки топлива и риска или распространения пожара на малых судах с длиной корпуса до 24 метров.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания, включая любые изменения и поправки (включая любые поправки).
ISO 7840:1994. Small craft -- Fire-resistant fuel hoses (Суда малые. Огнестойкие шланги подачи топлива)
ISO 10088:2001, Small craft - Permanently installed fuel systems (Стационарные топливные системы и закрепленные топливные баки)
ISO 10133:2000, Small craft - Electrical systems - Extra-low-voltage d.c. installations (Суда малые. Электрические системы. Установки постоянного тока сверхнизкого напряжения)
3 Термины и определения
В настоящем документе применяются следующие термины и определения.
3.1 установленный на двигателе (engine-mounted): Элемент, закрепленный на стационарном двигателе, он необходим, пока двигатель находится в эксплуатации
3.2 дизельное топливо (diesel fuel): Углеводородное топливо или смеси углеводородных топлив, которые являются жидкостями при атмосферном давлении
Издание официальное
и используются в двигателе с воспламенением от сжатия
3.3 дизельный двигатель (diesel engine): Двигатель с воспламенением от сжатия, в котором воспламенение получено посредством сжатия дизельного топлива/воздушной смеси
3.4 доступный (accessible): способный находиться в зоне досягаемости для осмотра, перемещения или технического обслуживания без перемещения постоянной структуры судна
Примечание - Люки не считаются постоянными структурами судна, даже если для их открытия требуются инструменты
3.5 топливопровод низкого давления (low-pressure fuel line): Шланг или трубка для подачи топлива к насосам высокого давления или топливным насосам, в том числе трубки для излишка и обратные трубки из насосов высокого давления, инжекторных насосов, инжекторов и т. д.
3.6 топливная трубка высокого давления (high-pressure fuel pipe): трубки, подводящие топливо из насосов высокого давления или инжекторных насосов, в том числе гидроаккумуляторы высокого давления (направляющие).
4 Общие положения
Все материалы и компоненты должны быть пригодны для использования в водной среде и способны работать в пределах диапазона окружающей температуры от минус 10 °С до 80 °С без отказа или утечки, и находиться на хранении без управления в пределах диапазона температуры окружающей среды от минус 30 °С до 80 °С без отказа или утечки.
5 Топливная система двигателя и компоненты
5.1 Общие положения
5.1.1 Топливные и смазочные системы, установленные на двигателе, не должны иметь утечек, вследствие чего отсутствует просачивание или увлажнение площадей поверхностей на стыке соединительных компонентов и соединений трубы из-за туманообразной атомизации, или жидкости от топлива или смазки при нормальной эксплуатации.
5.1.2 Все материалы, используемые в топливных системах, должны быть устойчивы к ухудшению топливом и другими жидкостями или смесями, с которыми они соприкасаются в нормальных условиях эксплуатации, например, густая смазка, смазочное масло, трюмная вода, растворители и морская вода.
5.1.3 Весь изоляционный материал, например, уплотнительные кольца, кольцевые уплотнения, прокладочные кольца. и т. д. должны быть невпитывающими, т. е. не поглощающими топливо.
5.1 4 Топливные фильтры и гибкие шланги должны в отдельности или по состоянию на момент монтажа, выдержать 2,5 мин испытание огнем в соответствии с ISO 10088:2001, приложение В или ISO 7840:1994, приложение А.
5.2 Трубопровод высокого давления
5.2.1 Трубопроводы высокого давления должны соответствовать давлению и импульсам давления в системе и должны быть изготовлены из сварных или бесшовных стальных труб.
5.2.2 Трубопроводы высокого давления должны быть надежно закреплены во избежание вибраций, приводящих к разрыву трубы при всех скоростях работающего двигателя.
5.3 Топливопроводы низкого давления
5.3.1 Топливопроводы низкого давления должны быть изготовлены из
- бесшовной меди или медных сплавов, нержавеющей стали, или труб из мягкой низкоулеродистой стали с антикоррозионным покрытием с запаянными при высокой температуре (450 °С или выше) краями, соединениями типа выступ-впадина напрямую в трубы с герметизацией уплотнительными кольцами и винтовыми прессуемыми соединениями, или
- гибких шлангов, соответствующих требованиям ISO 7840, закрепленных зажимом металлического гибкого шланга или стационарными соединительными арматурами (концевиками), например, обжатый рукав, резьбовая вставка или соединения с герметизацией компрессионными кольцами.
5.3.2 Шланговые (рукавные) соединения с номинальным диаметром более 25 мм должны иметь два шланговых зажима. Обжимное кольцо должно иметь 35 мм длину, чтобы обеспечить место для зажимов.
5.3.3 Все трубы низкого давления зафиксированы в положении так. чтобы не допустить повреждения вследствие чрезмерной вибрации, приводящей к разрыву трубы. Все гибкие шланги должны располагаться на расстоянии от неизолированных компонентов с температурой поверхности выше 200 °С, но оставаться доступными для осмотра и технического обслуживания.
5.4 Топливные фильтры
Фильтры для топлива должны быть:
- автономно подкрепленными во избежание напряжения на соединения труб;
- легкодоступными
и не устанавливаться над турбокомпрессорами или неохлажденными системами трубопроводов (манифольдами) с отработанными (выхлопными) газами.
6 Электрические системы и компоненты двигателей6.1 Установки постоянного тока
Отрицательное зануление/заземление постоянного тока для электрических систем:
- полностью теплозащищенным замыканием на землю, или
- обратным занулением/заземлением.
6.2 Валоповоротный пусковой двигатель
Валоповоротный пусковой двигатель с обратным заземлением должен иметь заземление (отрицательное зануление/заземление постоянного тока d.c) к сети двигателя с возвратом тока на землю.
6.3 Провода и соединения
6.3.1 Кабели и провода должны иметь размеры в соответствии с ISO 10133.
6.3.2 Кабели, провода и оплетки должны
- быть соответствующей длины во избежание давления кабеля и соединений и трения изоляции,
- находиться и закрепляться на расстоянии от сцеплений вращающегося вала, ремней, ит.д., и
- поддерживаться опорами для минимизации воздействия вибрации и износа от трения.
6.3.3 Соединения проводов должны иметь следующую защиту:
- IP 67 - если подвергается кратковременному погружению:
- IP 55 -если подвергается водяным брызгам;
- IP 20 - если располагается в защищенных местах на судне.
6.4 Реле, коробки плавких предохранителей и электронных модулей управления (ECMs)
Реле, плавкие предохранители и ECMs должны иметь следующую защиту, имеющих одинаковый уровень защиты:
- IP 67 - если подвергается кратковременному погружению;
- IP 55-если подвергается водяным брызгам;
- IP 20 - если располагается в защищенных местах на судне.
7 Руководство по монтажу
Наивысшая температура возвратного топлива/поток/энергия, которая может быть достигнута, должна быть указана в руководстве по монтажу. Завод-изготовитель двигателя должен обеспечить необходимой информацией, если требуется охладитель в обратном топливопроводе и как он должен устанавливаться.
Приложение В.А (информационное)
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам
Таблица В.А.1 - Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам
Обозначение ссылочного международного стандарта |
Степень
соответствия |
Обозначение и наименование соответствующего межгосударственнного стандарта |
ISO 7840:1994, Small craft -Fire-resistant fuel hoses (Суда малые. Огнестойкие шланги подачи топлива) |
ЮТ |
ГОСТ ISO 7840-2016 Суда малые. Огнестойкие шланги подачи топлива |
ISO 10088:2001, Small craft - Pemianently installed fuel systems (Стационарные топливные системы и закрепленные топливные баки) |
ЮТ |
ГОСТ ISO 10088-2016 Стационарные топливные системы и закрепленные топливные баки |
ISO 10133:2000, Small craft - Electrical systems - Extra-low-voltage d.c. installations (Суда малые. Электрические системы. Установки постоянного тока сверхнизкого напряжения) |
|
* |
** Соответствующий стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык. |
УДК 550.408.5 МКС 47.080 ЮТ
Ключевые слова: суда малые, топливные фильтры, топливопроводы низкого давления, опливо, установки постоянного тока.