МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
ГОСТ33032—
2014
(ISO 500-1:2014, ISO 500-2:2004, ISO 500-3:2014, ISO 5673-1:2005, ISO 5673-2:2005)
ВАЛЫ КАРДАННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Общие технические условия
(ISO 500-1:2014, MOD)
(ISO 500-2:2004 MOD)
(ISO 500-3:2014, MOD)
(ISO 5673-1:2005, MOD)
(ISO 5673-2:2005 MOD)
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2015
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 284 «Тракторы и машины сельскохозяйственные»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 20 октября 2014 г. № 71-П)
За принятие проголосовали: |
Краткое наименование страны по МК(ИСО 3166) 004—97 |
Код страны по МК(ИСО 3166)004—97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
|
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2015 г. № 725-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33032-2014 (ISO 500-1:2014, ISO 500-2:2004, ISO 500-3:2014, ISO 5673-1:2005, ISO 5673-2:2005) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.
5 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международным стандартам ISO 500-1:2014 Agricultural tractors — Rear-mounted power take-off types 1,2 and 3 — Part 1: General specifications, safety requirements, dimensions for master shield and clearance zone (Тракторы сельскохозяйственные. Задний вал отбора мощности. Типы 1, 2 и 3. Часть 1. Общие технические условия, требования безопасности, размеры основной переподготовки изоны просвета), ISO 500-2:2004 Agricultural tractors — Rear-mounted power take-off types 1,2 and 3 — Part 2: Narrow-track tractors, dimensions for master shield and clearance zone (Тракторы сельскохозяйственные. Задний вал отбора мощности. Типы 1, 2 и 3. Часть 2. Тракторы с суженной колеей, размеры основной перегородки и зоны просвета), ISO 500-3:2014 Agricultural tractors — Rear-mounted power take-off types 1,2 and 3 — Part 3: Main PTO dimensions and spline dimensions, location of PTO (Тракторы сельскохозяйственные. Задний вал отбора мощности. Типы 1, 2 и 3. Часть 3. Основные размеры вала отбора мощности и размеры шлицев, положение вала отбора мощности), ISO 5673-1:2005 Agricultural tractors and machinery — Power take-off drive shafts and powerinput connection — Part 1: General manufacturing and safety requirements (Сельскохозяйственные тракторы и машины. Карданные валы и соединения, передающие мощность. Часть 1. Технические характеристики, требования к изготовлению и безопасности), ISO 5673-2:2005 Agricultural tractors and machinery — Power take-off drive shafts and powerinput connection — Part 2: Specification for use of PTO drive shafts, and position and clearance of PTO drive line and PIC for various attachments (Сельскохозяйственные тракторы и машины. Карданные валы и соединения, передающие мощность. Часть 2. Применение карданных валов, расположение и зоны свободного пространства для всего узла передачи мощности карданным валом и валом приема мощности для различных соединений со сцепным устройством) путем внесения дополнительных положений, что обусловлено необходимостью расширения применения области валов отбора мощности на группу тракторов имеющих колею более 1150 мм, на группы тракторов с колеей менее 1150 мм и мощностью менее 20 кВт.
а) Удерживающее устройство, которое предотвращает вращение защитного кожуха приводного ВОМ при вращении самого
вала, соединенное с ПВМ
б) Удерживающее устройство, используемое как средство закрепления защитного кожуха между защитным кожухом приводного
вала и орудием
в) Удерживающее устройство, применяемое как средство закрепления защитного кожуха приводного ВОМ относительно орудия
1 — орудие; 2 — ВПМ; 3 — универсальный шарнир; 4 — защитный кожух хвостовика ВОМ; 5 — скрепляющее устройство на орудии; 6 — защитный кожух ВПМ; 7 — удерживающий элемент (см. рисунок 1, обозначение 23); 8 — точка фиксации;
9 — кожух приспособления
Рисунок 5 — Примеры удерживающих устройств на орудиях
4 Типы, основные параметры и размеры ВОМ. Общие технические требования. Требования безопасности4.1 Технические требования4.1.1 Типы и основные параметры приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Типы и основные параметры ВОМ |
Тип хвостовика ВОМ |
Номинальный диаметр, мм |
Количество и вид шлицевых зубьев |
Номинальная частота вращения ВОМ, об/мин |
Передаваемая мощность ВОМ , кВт |
1 |
35 |
6 прямобочных шлицев |
540
1000 |
До 60 До 92 |
1с |
38 |
8 прямобочных шлицев |
540
1000 |
До 60 До 115 |
2 |
35 |
21 эвольвентных шлицев |
1000 |
До 115 |
3 |
45 |
20 эвольвентных шлицев |
1000 |
До 275 |
4 |
55 |
20 эвольвентных шлицев |
1000 |
До 35 |
|
7
4.1.2 Номинальную частоту вращения хвостовик ВОМ должен иметь при частоте вращения вала двигателя в пределах 85—100 % частоты, соответствующей его эксплуатационной мощности.
4.1.3 Можно применять и другие частоты вращения хвостовика ВОМ (дополнительно к указанным в таблице 1) по заказу потребителя. Рекомендуется иметь 750 и 1450 об/мин при условиях, указанных в п. 4.1.2.
4.1.4 Номинальную частоту вращения хвостовика ВОМ допускается иметь и при других частотах вращения вала двигателя, отличающихся от номинальной (при частичных экономичных решениях) по заказу потребителя.
4.1.5 Направление вращения хвостовика ВОМ должно быть по часовой стрелке, если смотреть на торец хвостовика ВОМ.
4.1.6 Частота вращения хвостовика ВОМ должна контролироваться прибором, установленным на рабочем месте оператора. На шкале прибора должны быть нанесены отметки частоты вращения хвостовика ВОМ, соответствующей каждой ступени привода ВОМ.
Допускается при жесткой кинематической связи между двигателем и хвостовиком ВОМ и при односкоростном редукторе не устанавливать прибор, показывающий частоту вращения хвостовика ВОМ.
4.1.7 Приводы хвостовиков ВОМ должны обеспечивать:
- вращение хвостовиков, их остановку или пуск независимо от движения или остановки трактора;
- по согласованию с потребителем возможно применять привод, при котором во время остановки хвостовика ВОМ останавливается также и трактор;
- на тракторах тяговых классов 0,6 — 3 частоту вращения хвостовиков за 1 м расчетного пути:
-типов 1 и 1с — 3,3—3,5 оборота;
-типов 2 и 3 — 6,1—6,5 оборота.
4.2 Профили и размеры хвостовиков и втулок ВОМ и ВПМ
4.2.1 Профили и размеры хвостовиков ВОМ, ВПМ и концевых вилок карданных валов (втулок) должны соответствовать требованиям, приведенным в таблицах 2—12 и на рисунках 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и ГОСТ 1139, ГОСТ 25346 и ГОСТ 6033.
4.2.2 Закаленная часть шлицевых зубьев должна иметь поверхностную твердость не менее 48 HRC по Роквеллу.
4.3 Требования безопасности, предъявляемые к ВОМ
4.3.1 Над хвостовиком ВОМ трактора должен устанавливаться защитный козырек.
Вместо защитного козырька средствами защиты могут быть другие части трактора, создающие эквивалентную защиту (например, опора тяговой вилки, расположенные над хвостовиком).
4.3.2 Конструкция защитного козырька должна обеспечивать доступ к устройству фиксации карданного вала на ВОМ, для чего защитный козырек или часть защитного козырька могут быть выполнены подвижными.
При работе ВОМ конструкция защитного козырька должна обеспечивать невозможность самопроизвольного смещения из защитного положения.
4.3.3 Защитный козырек может быть изготовлен из пластичного материала.
4.3.4 Защитный козырек может использоваться как ступенька, при этом он должен выдерживать статическую нагрузку в 1200 Н и не иметь остаточной деформации.
4.3.5 Дополнительно трактор может быть укомплектован устройствами, полностью закрывающими хвостовик ВОМ, когда он не используется (например, съемный стакан, закрывающий хвостовик).
4.3.6 Устройство для измерения частоты вращения должно исключать случайное (неумышленное) изменение частоты вращения.
4.3.7 Размеры защитного козырька и свободного пространства вокруг хвостовика ВОМ:
-для сельскохозяйственных тракторов классов от 0,6 до 8, имеющих колею более 1150 мм, — по разделу 5;
- для сельскохозяйственных тракторов классов от 0,2 до 0,9, имеющих колею 1150 мм и менее, — по разделу 6.
Таблица 2 — Размеры хвостовиков ВОМ |
|
Тип 1 |
Тип 1с |
Тип 2 |
Тип 3 |
Тип 4 |
А |
Расстояние от торца хвостовика до плоскости симметрии канавки, мм |
38,0± 0,3 |
40,0±0,3 |
25,5±0,3 |
38,0 ± 0,3 |
50,0 ± 0,3 |
В |
Длина шлица с полным профилем, мм |
76 |
78 |
64 |
89 |
110 |
С |
Фаска, мм |
6+i |
7 + 1 |
5 + 1 |
6+i |
9 + 1 |
D |
Угол фаски, град |
30° ± 3° |
Е |
Диаметр вала по канавке, мм |
29,40±0,1 |
33,00±0,1 |
29,40±0,1 |
37,25±0,1 |
47,30 ±0,1 |
R |
Радиус канавки, мм |
6,8 ± 0,25 |
7,0±0,25 |
6,8 ±0,25 |
8,4 ±0,25 |
8,4± 0,25 |
L |
Длина закаленной части, мм |
60 |
76 |
50 |
76 |
95 |
|
9
|
Рисунок 7 — Размеры наружных прямобочных шлицевых зубьев хвостовика ВОМ типа 1 Таблица 3 — Размеры наружных прямобочных шлицевых зубьев ВОМ типа 1 |
Наименование параметра |
Обозначение |
Величина измерения |
Число шлицевых зубьев |
Z |
6 |
Наружный диаметр, мм |
DEE |
34,87 _0 12 |
Максимальный диаметр окружности, проходящей через начальные точки переходных кривых, мм |
DFE |
30,0 |
Внутренний диаметр, мм |
DIE |
29,00 _0 ю |
Максимальная толщина шлицевого зуба, проверяемая комплексным калибром, мм |
S |
8,64 |
Максимальная толщина шлицевого зуба, мм |
- |
8,60 |
Минимальная толщина шлицевого зуба, мм |
|
8,51 |
Допускаемое отклонение формы:
Отклонение от симметричности боковых сторон ^ |
|
0,020 |
Радиальное биение
Отклонение от параллельности боковых сторон 2) |
|
0,015 |
на длине 100 мм |
|
0,040 |
^ Относительно оси симметрии наружного диаметра. 2) Относительно оси наружного диаметра. |
ГОСТ 33032-2014
Y |
|
Рисунок 8 — Размеры внутренних прямобочных шлицевых впадин втулки ВОМ типа 1 |
Таблица 4 — Размеры внутренних прямобочных шлицевых впадин втулки ВОМ типа 1 |
Наименование параметра |
Обозначение |
Величина измерения |
Число шлицевых впадин |
Z |
6 |
Наружный диаметр, мм |
DEI |
34,95 _о05 |
Минимальный диаметр окружности, проходящей через начальные точки переходных кривых, мм |
DFI |
34.5 |
Внутренний диаметр, мм |
Dll |
29,80 _д 15 |
Максимальная ширина шлицевых впадин, мм |
|
8,76 |
Минимальная ширина шлицевых впадин, мм |
Е |
8,71 |
Минимальная ширина шлицевых впадин, проверяемая комплексным калибром, мм |
|
8,69 |
Допускаемое отклонение формы: |
|
|
Отклонение от симметричности боковых сторон, мм ^ |
0,020 |
Радиальное биение шлицевых впадин |
0,015 |
Отклонение от параллельности боковых поверхностей шлице- |
|
|
вых впадин на длине 100 мм, мм2) |
0,050 |
1) Относительно оси симметрии наружного диаметра.
2) Относительно оси наружного диаметра. |
|
11
Таблица 5 — Размеры прямобочных шлицевых зубьев ВОМ типа 1с |
Наименование параметра |
Обозначение |
Величина измерения |
Число шлицевых зубьев |
Z |
8 |
Наружный диаметр, мм |
DEE |
OQ-0.06 00 -0.118 |
Максимальный диаметр окружности, проходящей через начальные точки переходных кривых , мм |
DFE |
32,6 |
Внутренний диаметр, мм |
DYE |
оо -0,31
-0,47 |
Максимальная толщина шлицевого зуба, проверяемая комплексным калибром, мм |
S |
6,2 |
Максимальная толщина шлицевого зуба, мм |
0-0,030 |
Минимальная толщина шлицевого зуба, мм |
0-0,105 |
Допускаемое отклонение формы:
Отклонение от симметричности боковых сторон1) Радиальное биение
Отклонение от параллельности боковых поверхностей шлицевых зубьев на длине зуба 100 мм2) |
0,020
0,015
0,050 |
1) Относительно оси симметрии наружного диаметра.
2) Относительно оси наружного диаметра. |
|
12
|
Рисунок 10 — Размеры прямобочных шлицевых впадин втулки ВОМ типа 1с Таблица 6 — Размеры прямобочных шлицевых впадин втулки ВОМ типа 1с |
Наименование параметра |
Обозначение |
Величина измерения |
Число шлицевых впадин |
Z |
8 |
Наружный диаметр, мм |
DEI |
38+°,039 |
Минимальный диаметр окружности, проходящей через начальные точки переходных кривых, мм |
DFI |
37,4 |
Минимальный внутренний диаметр, мм |
Dll |
32 -0.16 |
Максимальная ширина шлицевой впадины, мм |
|
0+0,050 |
Минимальная ширина шлицевой впадины, мм |
Е |
0+0,020 |
Минимальная ширина шлицевой впадины, проверяемая комплексным калибром, мм |
|
6,01 |
Допустимые отклонения формы: |
|
|
Отклонение от симметричности боковых сторон, мм1) |
0,020 |
Радиальное биение шлицевых впадин, мм |
0,015 |
Отклонение от параллельности боковых поверхностей шлицевых |
|
|
впадин на длине 100 мм, мм2) |
0,050 |
1) Относительно оси симметрии наружного диаметра.
2) Относительно оси наружного диаметра. |
Рисунок 11 — Размеры эвольвентных шлицевых зубьев хвостовика ВОМ типа 2
Таблица 7 — Размеры эвольвентных шлицевых зубьев хвостовика ВОМ типа 2 |
Наименование параметра |
Обозначение |
Величина измерения |
Число шлицевых зубьев |
Z |
21 |
Модуль |
М |
1,5875 |
Угол давления на делительной окружности |
ALP |
30° |
Диаметр делительной окружности, мм |
D |
33,338 |
Наружный диаметр, мм |
DEE |
34,874_q Q25 |
Максимальный диаметр окружности, проходящей через начальные точки переходных кривых, мм |
DFE |
31,65 |
Внутренний диаметр, мм |
DIE |
31,100.025o |
Максимальная условная толщина шлицевого зуба, проверяемая комплексным калибром по дуге делительной окружности, мм |
|
2,406 |
Максимальная толщина шлицевого зуба по дуге делительной окружности, мм |
S |
2,369 |
Минимальная толщина шлицевого зуба по дуге делительной окружности, мм |
|
2,306 |
Диаметр измерительного ролика, мм |
DRE |
3,50 |
Максимальное расстояние по роликам, установленным во впадинах, мм |
MRE |
39,00 |
Минимальное расстояние по роликам, установленным во впадинах, мин |
38,906 |
|
ГОСТ 33032-2014
Окончание таблицы 7 |
Наименование параметра |
Обозначение |
Величина измерения |
Допускаемые отклонения формы: Отклонение от симметрии, мм1) |
|
0,020 |
Радиальное биение, мм |
|
0,013 |
Отклонение от параллельности боковых поверхностей шлицевого зуба, мм2) |
|
0,040 |
Концентриситет |
DEE к D |
0,03 |
^ Относительно оси симметрии наружного диаметра. 2) Относительно оси наружного диаметра. |
|
|
|
Таблица 8 — Размеры эвольвентных шлицевых впадин втулки ВОМ типа 2 |
Наименование параметра |
Обозначение |
Величина измерения |
Количество шлицевых впадин |
Z |
21 |
Модуль |
м |
1,5875 |
Угол давления на делительной окружности |
ALP |
30° |
Диаметр делительной окружности, мм |
D |
33,338 |
Наружный диаметр, мм |
DEI |
34,925+0,036 |
Минимальный диаметр окружности, проходящей через начальные точки переходных кривых, мм |
DFI |
34,62 |
Внутренний диаметр, мм |
Dll |
31,750+0’160 |
Максимальная ширина шлицевых впадин, мм |
Е |
2,565 |
Минимальная ширина шлицевых впадин, мм |
2,520 |
Минимальная условная ширина шлицевой впадины, проверяемая комплексным калибром по дуге делительной окружности, мм |
2,494 |
Диаметр измерительного ролика, мм |
DRI |
2,75+0,001 |
Максимальный размер между роликами, установленными в шлицевых впадинах, мм |
MRI |
29,380 |
|
15 |
Принятие международных стандартов в настоящем стандарте обусловлено тем, что указанные выше международные стандарты регламентируют требования к одному объекту стандартизации. Их объединение в один межгосударственный стандарт создает удобство для пользователя.
Международные стандарты ISO 500-1:2014, ISO 500-2:2004, ISO 500-3:2014, ISO 5673-1:2005, ISO 5673-2:2005 разработаны ISO/ТС 23 Тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства.
Перевод с английского языка (ел).
Официальные экземпляры международных документов, на основе которых подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных документов, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.
Полный перечень технических отклонений приведен в приложении А.
Сравнение структур международных стандартов со структурой настоящего стандарта приведено в приложении Б.
Степень соответствия — модифицированная (MOD)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ, 2015
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Окончание таблицы 8 |
Наименование параметра |
Обозначение |
Величина измерения |
Минимальный размер между роликами, установленными в шлицевых впадинах, мм |
MRI |
29,290 |
Допустимые отклонения формы: Отклонение от симметрии профиля, мм1) |
|
0,020 |
Радиальное биение, мм
Отклонение от параллельности боковых сторон |
|
0,013 |
на длине 100 мм, мм2) |
|
0,040 |
Концентриситет |
DEI к D |
0,02 |
^ Относительно оси симметрии наружного диаметра. 2) Относительно наружного диаметра. |
|
Рисунок 13 — Размеры эвольвентных шлицевых зубьев хвостовика ВОМ типа 3
Таблица 9 — Размеры эвольвентных шлицевых зубьев хвостовика ВОМ типа 3 |
Наименование параметра |
Обозначение |
Величина измерения |
Число шлицевых зубьев |
Z |
20 |
Модуль |
м |
2,1167 |
Угол давления на делительной окружности |
ALP |
30° |
Диаметр делительной окружности, мм |
D |
42,333 |
Наружный диаметр, мм |
DEE |
44,425_оо25 |
Диаметр окружности, проходящей через начальные точки переходных кривых, мм |
DFE |
40,10 |
Внутренний диаметр, мм |
DIE |
39,210^)250 |
|
1 Область применения ...................................................................................................................................1
2 Нормативные ссылки....................................................................................................................................1
3 Термины и определения...............................................................................................................................2
4 Типы, основные параметры и размеры ВОМ. Общие технические требования.
Требования безопасности............................................................................................................................7
5 Применение типов хвостовиков ВОМ для тракторов тяговых классов от 0,6 до 8,
имеющих колею более 1150 мм, основные размеры ВОМ.....................................................................20
6 Основные параметры ВОМ для тракторов тяговых классов от 0,2 до 0,9, имеющих колею
не более 1150 мм........................................................................................................................................22
7 Требования к изготовлению карданных валов.........................................................................................22
8 Применение карданных валов...................................................................................................................30
9 Положение и зона свободного пространства вокруг ВПМ при соединении орудий
с различными типами сцепных устройств...............................................................................................31
Приложение А (справочное) Перечень технических отклонений .............................................................40
Приложение Б (рекомендуемое) Сравнение структур международных стандартов
со структурой межгосударственного стандарта.................................................................41
IV
ГОСТ 33032-2014
Введение
Целью стандарта является установление и гармонизация типов, основных параметров и размеров задних валов отбора мощности сельскохозяйственных тракторов в соответствии со стандартами ИСО серии 500:2004. Стандарты ИСО на валы отбора мощности сельскохозяйственных тракторов ИСО 500-1:2014 (часть 1), ИСО 500-2:2004 (часть 2), ИСО 500-3:2014 (часть 3) являются результатом переиздания стандарта ИСО 500-2004. Также стандарт устанавливает технические характеристики приводного вала от ВОМ и методы определения статического и динамического предела прочности при скручивании.
Настоящий стандарт отражает изменения, произведенные при переиздании стандарта ИСО 500:2004 (часть 1, часть 2, часть 3) и отражает требования:
- расширена область применения ВОМ:
- на группу тракторов, имеющих колею более 1150 мм;
- на группу тракторов с колеей менее 1150 мм, 950 мм и менее с мощностью менее 20 кВт;
- повышена норма передаваемой мощности: 1,25;
- допущено применение частоты вращения, отличающейся от ранее установленных номинальных 540 и 1000 об/мин"1, частоты 750 и 1450 об/мин, допущено применение частоты вращения хвостовика по требованию заказчика, применение экономического ВОМ при частичных экономических режимах двигателя.
В части карданных валов стандарт касается только приводного вала от ВОМ и такого ограждения, которое механически соединено с карданным валом, как минимум, двумя подшипниками.
V
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТВАЛЫ КАРДАННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИНОбщие технические условия
Power take-off drive shafts of agricultural machinery.
General specifications
Дата введения — 2016—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на карданные валы привода сельскохозяйственных машин, валы приема мощности, задние валы отбора мощности (далее — ВОМ) сельскохозяйственных тракторов. Настоящий стандарт устанавливает требования к задним валам отбора мощности сельскохозяйственных тракторов:
- тяговых классов от 0,6 до 8 и вал приема мощности (далее — ВПМ) сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с этими тракторами, и устанавливает основные требования к ВОМ, типы ВОМ, требования безопасности, технические требования, размеры шлицевых соединений;
- тяговых классов от 0,6 до 8, имеющих колею более 1150 мм, и устанавливает условия применения ВОМ типов 1, 1 с, 2, 3 и 4;
- тяговых классов от 0,2 до 0,9, имеющих колею 1150 мм и менее, и устанавливает размеры защитного козырька ВОМ и зону свободного пространства.
Стандарт содержит требования безопасности к изготовлению валов карданных, дает определения форм карданных валов и размеры ВПМ, размеры свободной зоны вокруг ВПМ и устанавливает:
- расположение защитного кожуха;
- механические характеристики обгонных устройств и предельных моментов.
Стандарт обеспечивает зону свободного пространства между узлом передачи мощности и компонентами навесного орудия, в случае когда орудие и трактор имеют одинаковый уровень передачи мощности.
Настоящий стандарт не распространяется на валы карданные, изготовленные до даты его принятия, не является руководством для конструирования узла передачи мощности и не распространяется на соединения навесных орудий с тракторами с высоким и с низким просветом от грунта, например машины, предназначенные для сахарного тростника или газонокосилки.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1139-80 Основные нормы взаимозаменяемости. Соединения шлицевые прямобочные. Размеры и допуски
ГОСТ 6033-80 Основные нормы взаимозаменяемости. Соединения шлицевые эвольвентные с углом профиля 30°. Размеры, допуски и измеряемые величины
ГОСТ 25346-89 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основные отклонения
Издание официальное
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вал отбора мощности: Узел на задней части трактора, передающий крутящий момент присоединяемому к трактору орудию или сельскохозяйственной машине.
3.2 трактор категории А: Сельскохозяйственный трактор с колеей не более 950 мм и имеющий на ВОМ мощность менее 20 кВт.
3.3 трактор категории В: Сельскохозяйственный трактор с колеей более 950 мм, но не более 1150 мм.
3.4 линия привода орудия: Комплекс технических устройств (валов привода, муфт, редукторов, ременных и цепных передач и т.д.), предназначенных для передачи мощности от ВОМ трактора к орудию и его рабочим органам.
3.4.1 приводной ВОМ: Часть линии привода орудия, которая соединяет ВОМ трактора с ВПМ орудия (см. рисунок 1).
3.4.2 вторичный приводной ВОМ: Часть линии привода орудия за ВПМ, имеющая такую же основную конструкцию, что и ВОМ (см. рисунок 2).
2
ГОСТ 33032-2014
1 — BOM; 2 — ВПМ; 3 — отверстие в вилке ВОМ; 4 — отверстие в вилке ВПМ; 5 — вилка ВОМ; 6 — вилка ВПМ;
7 — цапфа поперечного узла; 8 — вилка внутреннего вала; 9 — часть внутреннего телескопа; 10 — часть наружного телескопа;
11 — конец внутренней вилки универсального шарнира; 12 — универсальный шарнир; 13 — приводной ВОМ; 14 — двойная вилка; 15— конец двойной вилки наружного шарнира; 16—универсальный шарнир широкого угла поворота; 17— центр соединения универсального шарнира широкого угла поворота; 18 — центр внешнего шарнира; 19 — защитный кожух; 20 — подшипник защитного кожуха; 21 — труба защитного кожуха; 22 — отдельный защитный кожух универсального шарнира широкого угла поворота; 23 — зачал очная цепочка; 24 — защитный кожух ВОМ; 25 — защитный кожух ВПМ
Рисунок 1 — Конструкция приводного ВОМ
3
|
1 — трактор; 2 — орудие; 3 — приводной ВОМ; 4 — ВОМ; 5 — защитный кожух хвостовика ВОМ; 6 — ВПМ; 7 — Защитный кожух ВПМ; 8 — вторичный приводной ВПМ; 9 — вторичный ВОМ; 10— вторичный защитный кожух ВОМ; 11 — вторичный ВПМ;
12 — вторичный защитный кожух ВПМ |
Рисунок 2 — Пример устройства приводного ВОМ
3.5 соединение приводного ВОМ: Вал, к которому присоединяется приводной ВОМ.
3.5.1 хвостовик ВОМ: Внешний вал сзади трактора, передающий вращательную мощность к орудию.
3.5.2 вал приема мощности; (ВПМ): Вал на механизме орудия, к которому присоединяется приводной ВОМ.
3.5.3 вторичный ВОМ: Вал на орудии, осуществляющий передачу мощности к вторичному приводному валу.
3.5.4 вторичный ВПМ: Вал приема мощности на орудии, соединяемый с вторичным ВОМ.
3.6 минимальная рабочая длина (приводного вала): Расстояние ме>кду центрами узлов цапф, когда приводной вал находится в максимально сжатом состоянии, установленном изготовителем.
3.7 максимальная рабочая длина (приводного вала): Расстояние между центрами узлов цапф, когда приводной вал растянут до максимальной рабочей длины, установленной изготовителем.
3.8 универсальный шарнир: Механическое устройство, которое может передать крутящий момент и вращательное движение от одного вала к другому при фиксированных или переменных углах пресекающихся осей валов.
3.9 шарнир равных угловых скоростей: Шарнир постоянной скорости, позволяющий работать с общим поворотом в шарнире 50° и передающий крутящий момент и вращательное движение с постоянной скоростью.
3.10 обгонное устройство: Устройство, которое позволяет передавать крутящий момент и вращательное движение только в одном направлении (от трактора или сельскохозяйственной машины — к орудию, рисунок 3).
4
3.11 ограничитель момента: Устройство, которое прекращает или ограничивает передачу крутящего момента между трактором/сепьскохозяйственной машиной и орудием, когда крутящий момент достигнет установленной величины (рисунок 4).
тщ
1 — ВПМ; 2 — ограничитель момента
Рисунок 4 — Пример ограничителя момента
3.12 невращающийся защитный кожух приводного ВОМ: Защитный кожух приводного ВОМ, установленный на вал на подшипниках и сконструированный таким образом, чтобы удерживать защитный кожух от вращения во время вращения вала.
3.13 защитный кожух ВПМ (вторичного ВОМ, вторичного ВПМ): Защитный кожух, установленный на орудии, который полностью закрывает ВПМ, вторичный ВОМ, вторичный ВПМ.
3.14 удерживающее устройство: Часть защитного кожуха приводного ВОМ, которая предотвращает вращение защитного кожуха приводного ВОМ при вращении самого вала (рисунок 5).
3.15 вращающийся защитный кожух приводного ВОМ: Защитный кожух, установленный на приводной ВОМ на подшипниках и сконструированный таким образом, чтобы вращаться совместно с валом и прекращать движение при контакте с каким-либо другим предметом.
3.16 статическая крутящая нагрузка (усилие): Предельная статическая нагрузка без повреждения или постоянной деформации компонентов.
3.17 динамическая крутящая нагрузка (усилие): Предельная динамическая нагрузка без повреждений или постоянной (остаточной) деформации компонентов.