МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ
Допустимые уровни вибрации в салонах и кабинах экипажа и методы измерения
вибрации
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2015
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ТК 323)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 30 мая 2014 г. 67-П)
За принятие стандарта проголосовали |
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
|
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. № 822-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23718-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 23718-93
Информация об изменениях к нестоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальнь/е стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ. 2015
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ГОСТ 23718-2014
6.7 При измерении вибрации на полу салонов и кабины экипажа диск устанавливают на полу, а ноги сидящего в кресле экспериментатора располагают на диске.
В случае невозможности расположить диск вблизи кресла допускается крепить его к полу. Требования к креплению - согласно МИ 1873 [2].
6.8 При измерении вибрации на сиденье экспериментатор сидит в кресле на диске.
6.9 При измерении вибрации на рабочем месте бортпроводников диск устанавливают на полу, при этом экспериментатор стоит на диске.
6.10 Во время измерений в пассажирском салоне число пассажиров не должно превышать 15 % максимального числа пассажирских мест в салоне.
6.11 Рекомендуемая масса экспериментатора при измерении вибрации - 70-80 кг.
6.12 Длительность регистрации измерительной информации в каждой точке измерений должна быть не менее 5 мин. В случае применения приборов, указанных в 5.3, значение времени усреднения должно быть:
- не менее 20 с для диапазона 1.6 - 10 Гц;
• 10 с для диапазона 12.5-40 Гц;
- 5 с для диапазона 50-160 Гц.
6.13 Измерения параметров вибрации, выполненные во всех точках (см. 6 4. 6.5). повторяют не менее четырех раз.
6.14 В начале и конце измерений по бортовым штатным приборам следует регистрировать:
- для самолета: приборную скорость в километрах в час. высоту полета в метрах, число Маха, режим работы двигателя (в единицах измерения, принятых на бортовом штатном приборе);
- для вертолета: приборную скорость в километрах в час. высоту полета в метрах, режим работы двигателя (в единицах измерения, принятых на бортовом штатном приборе).
6.15 До начала проведения измерений вибрации должен быть разработан план обеспечения безопасных условий труда при летных испытаниях и при необходимости согласован с ответственным за проведение летных испытаний руководителем или командиром самолета (вертолета). Необходимые рекомендации по обеспечению безопасных условий регламентируются действующими «Наставлением по технической эксплуатации авиационной техники в гражданской авиации» (3). «Руководством по проведению испытательных полетов в грахеданской авиации» (4) и руководствами по летной эксплуатации самолета (вертолета).
7 Требования к методике обработки материалов измерения
7.1 По записанной на регистраторе информации для кахадой точки измерения вычисляют значения среднеквадратические значения суммарного виброускорения в диапазоне частот 1.4-180 Гц и представляют в виде графика изменения этой величины по времени.
7.2 На графике изменения этой величины по времени выделяют участки установившегося горизонтального полета на крейсерском режиме, при котором изменение линейной перегрузки не превышает ±0.1. Длительность таких участков, по которым вычисляют среднеквадратические значения амплитуд виброускорения в третьоктавных полосах частот, должна быть не менее 50 с.
7.3 Вычисления среднеквадратических значений амплитуд виброускорения выполняют по каждому выделенному участку записи с шагом по времени, равным 1 с. с дальнейшим усреднением по длительности этого участка.
7.4 Полученные после усреднения значения являются параметрами вибрации в конкретной точке измерения в конкретном режиме полета. Для получения значений параметров вибрации, которые сравниваются с допустимыми значениями, измерения выполняют на тех же режимах не менее чем в четырех полетах. По результатам измерения в кахедом из этих полетов вычисляют средние значения из среднеквадратических значений амплитуд виброускорения и среднеквадратические отклонения результатов измерения в конкретном полете. Вычисления выполняют в соответствии с приложением Д.
8 Требования к оформлению результатов измерений
8.1 В кахщой точке измерений по каждой из координатных осей (У. Z, X) результатом измерения является верхний предел среднего значения из среднеквадратических значений виброускорения с доверительной вероятностью 0.95 по всем измерениям, который вычисляют по приложению Д Соответствующий этому результату измерения уровень виброускорения округляют до целых значений.
8.2. Результаты измерений оформляют протоколом, форма которого приведена в приложении Е.
8.3. Для нормируемых полос частот, в которых максимальное значение виброускорения по всем выполненным в данной точке измерениям более чем в 2.5 раза (8 дБ) ниже допустимых значений, регламентируемых настоящим стандартом, допускается не вычислять результат измерений и не сопоставлять с допустимым значением В этом случае в соответствующей графе протокола ставят прочерк.
8.4. Полученные округленные значения уровней виброускорения в каждой точке измерения сравнивают с допустимыми уровнями для данной группы норм.
10
ГОСТ 23718-2014
Приложение А (справочное)
Порядок пересчета уровней виброускорения
А.1 Значения виброускорения или их уровни в третьоктавных полосах частот приводят к октавным путем энергетического суммирования по формулам:
- в абсолютных единицах:
- в децибелах:
С = ioigiioOK\ (а. 2)
/-1
где а, и L, - среднеквадратическое значение виброускорения, м с'2 и его логарифмический уровень в ьй третьоктавной полосе, входящей в данную октаву. дБ. соответственно.
11
Приложение Б (справочное)
Таблица перевода уровней виброускорения
Таблица Б.1- Таблица перевода уровней виброускорения |
Уровень виброускорения. дБ |
Виброускорение. мс2 |
Уровень
виброускорения.
ДБ |
Виброускорение. мс |
Уровень виброускорения. дБ |
Вибро
ускорение.
мс'2 |
90 |
0,032 |
110 |
0,320 |
130 |
3.200 |
91 |
0,035 |
111 |
0.350 |
131 |
3,500 |
92 |
0.040 |
112 |
0.400 |
132 |
4.000 |
93 |
0.045 |
113 |
0.450 |
133 |
4.500 |
94 |
0,050 |
114 |
0.500 |
134 |
5.000 |
95 |
0.056 |
115 |
0.560 |
135 |
5.600 |
96 |
0.063 |
116 |
0.630 |
136 |
6,300 |
97 |
0.071 |
117 |
0,710 |
137 |
7.100 |
98 |
0.079 |
118 |
0.790 |
138 |
7,900 |
99 |
0.089 |
119 |
0.890 |
139 |
8.900 |
100 |
0.100 |
120 |
1,000 |
140 |
10.000 |
101 |
0.110 |
121 |
1.100 |
141 |
11.000 |
102 |
0.130 |
122 |
1.300 |
142 |
13.000 |
103 |
0.140 |
123 |
1,400 |
143 |
14.000 |
104 |
0.160 |
124 |
1,600 |
144 |
16.000 |
105 |
0.180 |
125 |
1.800 |
145 |
18.000 |
106 |
0.200 |
126 |
2,000 |
146 |
20.000 |
107 |
0.220 |
127 |
2.200 |
147 |
22.000 |
108 |
0.250 |
128 |
2.500 |
148 |
25.000 |
109 |
0.280 |
129 |
2.800 |
149 |
28.000 |
|
|
|
|
150 |
32.000 |
|
Связь мехаду значениями определяют формулой:
а
L = 201д
где а - среднеквадратическое значение виброускорения, мс'2;
L - уровень среднеквадратического значения виброускорения. дБ.
Если уровни виброускорения измерены в децибелах относительно другого исходного значения а0. то к полученному результату измерений следует прибавить
L = 20'9—f (В- 2)
ГОСТ 23718-2014
Приложение В (рекомендуемое)
Система координатных осей для измерения вибрации
В.1 При определении параметров вибрации принимают следующие направления координатных
осей:
X- горизонтальная ось, направленная вдоль оси самолета или вертолета;
У- вертикальная ось;
Z - горизонтальная ось, направленная перпендикулярно к продольной оси самолета или вертолета,
В.2 Пример привязки координатных осей приведен на рисунке В.1.
13
Приложение Г (рекомендуемое)
Схемы измерений вибраций в салонах самолетов и вертолетов
Г.1 Расположение точек измерений в салоне самолета местных воздушных линий показано на рисунке Г.1.
А\ |
|
— П о а о |
ошввв
□ со ааа-о |
|
А1 В1 В1
А. Б. В- сечения; 1 - корневая нервюра; 2-задний лонжерон Рисунок Г.1
Г.2 Расположение точек измерений в салонах дальних, средних и ближних магистральных самолетов с турбовинтовыми, поршневыми, турбовинтовентиляторными двигателями приведено на рисунке Г.2.
А. Б, В. Г - сечения; 1 - плоскость вращения внутренних винтов; 2- корневая нервюра;
3 - задний лонжерон; 4 - задняя стенка пассажирской кабины Рисунок Г.2
Г.З Расположение точек измерений в салонах дальних, средних и ближних магистральных самолетов с реактивными двигателями представлено на рисунках Г.З и Г.4.
{
|
А. В. В. Г - сечения; 1 - передняя кромка крыла; 2- корневая нервюра; 3- задний лонжерон;
4 - задняя стенка пассажирской кабины |
А. Б. В. Г - сечения; 1 - передняя кромка крыла; 2- корневая нервюра; 3 - задний лонжерон; 4 - задняя стенка пассажирской кабины Рисунок Г.З
14
ГОСТ 23718-2014 С Т А Н Д А Р Т
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ
Допустимые уровни вибрации в салонах и кабинах экипажа и методы измерения вибрации
Passenger and transport airplanes and helicopters Admissible levels of vibration in saloons and crew cabins and
methods of vibration measuring
Дата введения - 2015-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на пассажирские и транспортные вновь разрабатываемые самолеты и вертолеты гражданской авиации.
Настоящий стандарт устанавливает допустимые уровни вибрации, действующие на пассажиров и членов экипажа в условиях установившегося горизонтального полета, и метод ее измерения на полу (ковре) и сиденьях кресел в салонах и кабинах экипажа, а также параметры вибрации, которые следует определять при государственных, эксплуатационных и контрольных испытаниях и могут быть пригодны для целей сертификации.
Измеряемыми параметрами вибрации являются амплитуды виброускорения в диапазоне частот 1.4-180 Гц. Нормируемыми параметрами вибрации являются среднеквадратические значения амплитуд виброускорения или логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот.
Устанавливаемые стандартом допустимые уровни вибрации являются технической характеристикой самолета и вертолета.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0 002-80 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 24346-80 Вибрация. Термины и определения
ГОСТ ИСО 8041-2006 Вибрация. Воздействие вибрации на человека. Средства измерений
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты*, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку
3 Допустимые уровни вибрации
3.1 Настоящий стандарт устанавливает семь групп норм допустимых уровней вибрации:
I - в салонах дальних магистральных самолетов:
II - в салонах средних магистральных самолетов;
III - в салонах ближних магистральных самолетов:
IV - в салонах самолетов местных воздушных линий;
V - в кабинах экипажа самолетов:
VI - в салонах вертолетов:
VII - в кабинах экипажа вертолетов.
Издание официальное
Принадлежность самолета к дальним, средним, ближним магистральным или к самолетам местных воздушных линий определяют техническим заданием на разработку самолета.
3.2 Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот должны соответствовать указанным в таблицах 1-8, а также приведенные в приложении А порядок пересчета уровней виброускорения.
Таблица 1 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их
логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в салонах дальних магистральных самолетов (I группа норм)__ |
Среднегеометри- |
Г раничная частота третьоктавной полосы. Гц |
Допустимое виброускорение |
ческое значение |
|
|
Вертикальная вибрация |
Горизонтальная вибрация |
частоты третьоктавной полосы. Гц |
Нижняя |
Верхняя |
Среднеквадратическое значение, м с2 |
Логарифмический уровень среднеквадратического значения. дБ |
Среднеквадратическое значение, м с2 |
Логарифмический уровень среднеквадратического значения. дБ |
1.6С |
1.4 |
1.8 |
0.16 |
104 |
0.07 |
97 |
2.ОС |
1.8 |
2.2 |
0.14 |
103 |
0.07 |
97 |
2.5С |
2.2 |
2.8 |
0,13 |
102 |
0,09 |
99 |
3.15 |
2.8 |
3.5 |
0.11 |
101 |
0.11 |
101 |
4,ОС |
3.5 |
4.5 |
0,10 |
100 |
0.10 |
100 |
5.ОС |
4.5 |
5.6 |
0.10 |
100 |
0.10 |
100 |
6.3С |
5.6 |
7.1 |
0.10 |
100 |
0,10 |
100 |
8.ОС |
7.1 |
9.0 |
0.10 |
100 |
0.10 |
100 |
10.00 |
9.0 |
11.2 |
0,13 |
102 |
0,13 |
102 |
12.5С |
11.2 |
14.0 |
0.16 |
104 |
0.16 |
104 |
16.0С |
14.0 |
18,0 |
0,20 |
106 |
0.20 |
106 |
20.ОС |
18.0 |
22.4 |
0.25 |
108 |
0.25 |
108 |
25.ОС |
22,4 |
28.0 |
0,32 |
110 |
0,32 |
110 |
31,50 |
28.0 |
35,5 |
0.40 |
112 |
0.40 |
112 |
40.ОС |
35.5 |
45,0 |
0.50 |
114 |
0.50 |
114 |
50. ОС |
45.0 |
56,0 |
0.63 |
116 |
0.63 |
116 |
63.0С |
56.0 |
71.0 |
0.79 |
118 |
0.79 |
118 |
80. ОС |
71.0 |
90,0 |
1.00 |
120 |
1.00 |
120 |
100,00 |
90,0 |
112.0 |
1,30 |
122 |
1,30 |
122 |
125.ОС |
112.0 |
140,0 |
1.60 |
124 |
1.60 |
124 |
160.0С |
140,0 |
180,0 |
2,00 |
126 |
2,00 |
126 |
|
Таблица 2 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их
логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в салонах средних магистральных самолетов (II группа норм) |
Среднегеометрическое значение |
Граничная
частота |
Допустимое виброускорение |
третьоктавной полосы.Гц |
Вертикальная вибрация |
Горизонтальная вибрация |
частоты третьоктавной полосы. Гц |
Нижняя |
Верхняя |
Среднеквадратическое значение, м с2 |
Логарифмический уровень среднеквадратического значения. дБ |
Среднеквадратическое значение, м с2 |
Логарифмический уровень среднеквадратического значения. дБ |
1.60 |
1.4 |
1.8 |
0.25 |
108 |
0.11 |
101 |
2.00 |
1.8 |
2,2 |
0.22 |
107 |
0.11 |
101 |
2.50 |
2.2 |
2.8 |
0.20 |
106 |
0.14 |
103 |
3,15 |
2.8 |
3.5 |
0,18 |
105 |
0.18 |
105 |
4.00 |
3.5 |
4.5 |
0.16 |
104 |
0.16 |
104 |
5.00 |
4.5 |
5.6 |
0,16 |
104 |
0,16 |
104 |
|
ГОСТ 23718-2014
Окончание таблицы 2 |
Среднегеометрическое значение |
Граничная
частота |
Допустимое виброускорение |
третьоктавной полосы. Гц |
Вертикальная вибрация |
Горизонтальная вибрация |
частоты третьоктавной полосы.Гц |
Нижняя |
Верхняя |
Среднеквад
ратическое
значение,
мс: |
Логарифмический уровень среднеквадратического значения. дБ |
Среднеквадратическое значение, м с2 |
Логарифмический уровень среднеквадратического значения. дБ |
6.30 |
5.6 |
7.1 |
0.16 |
104 |
0.16 |
104 |
8,00 |
7.1 |
9.0 |
0.16 |
104 |
0.16 |
104 |
10.00 |
9.0 |
11,2 |
0.20 |
106 |
0.20 |
106 |
12.50 |
11.2 |
14.0 |
0,25 |
108 |
0,25 |
108 |
16.00 |
14,0 |
18.0 |
0,32 |
110 |
0.32 |
110 |
20.00 |
18.0 |
22.4 |
0.40 |
112 |
0.40 |
112 |
25.00 |
22,4 |
28.0 |
0.50 |
114 |
0,50 |
114 |
31.50 |
28.0 |
35.5 |
0.63 |
116 |
0.63 |
116 |
40.00 |
35.5 |
45.0 |
0.79 |
118 |
0.79 |
118 |
50.00 |
45,0 |
56.0 |
1,00 |
120 |
1,00 |
120 |
63.00 |
56,0 |
71.0 |
1,30 |
122 |
1,30 |
122 |
80.00 |
71.0 |
90.0 |
1,60 |
124 |
1,60 |
124 |
100.00 |
90,0 |
112,0 |
2,00 |
126 |
2,00 |
126 |
125.00 |
112.0 |
140.0 |
2.50 |
128 |
2.50 |
128 |
160.00 |
140,0 |
180,0 |
3.20 |
130 |
3,20 |
130 |
|
Таблица 3 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их
логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в салонах ближних магистральных самолетов (III группа норм)__ |
Среднегеоме- |
Грань
часп
третьоь |
1чная гота ставной ы. Гц |
Допустимое виброускорение |
трическое значение частоты третьоктавной полосы. Гц |
ПОЛОС |
Вертикальная вибрация |
Горизонтальная вибрация |
Нижняя |
Верхняя |
Среднеквад
ратическое
значение.
мс2 |
Логарифмичес кий уровень среднеквадратического значения. дБ |
Среднеквадратическое значение, мС |
Логарифмическ ий уровень среднеквадратического значения. дБ |
1,60 |
1.4 |
1.8 |
0.40 |
112 |
0.18 |
105 |
2,00 |
1.8 |
2,2 |
0,35 |
111 |
0,18 |
105 |
2.50 |
2.2 |
2.8 |
0.32 |
110 |
0.22 |
107 |
3,15 |
2,8 |
3.5 |
0.28 |
109 |
0,28 |
109 |
4,00 |
3.5 |
4.5 |
0.25 |
108 |
0.25 |
108 |
5.00 |
4.5 |
5.6 |
0.25 |
108 |
0.25 |
108 |
6.30 |
5.6 |
7.1 |
0.25 |
108 |
0.25 |
108 |
8,00 |
7.1 |
9,0 |
0.25 |
108 |
0,25 |
108 |
10.00 |
9.0 |
11.2 |
0.32 |
110 |
0.32 |
110 |
12,50 |
11.2 |
14.0 |
0.40 |
112 |
0,40 |
112 |
16,00 |
14,0 |
18.0 |
0.50 |
114 |
0.50 |
114 |
20.00 |
18,0 |
22,4 |
0,63 |
116 |
0.63 |
116 |
25,00 |
22.4 |
28.0 |
0.79 |
118 |
0,79 |
118 |
31,50 |
28,0 |
35.5 |
1.00 |
120 |
1.00 |
120 |
40,00 |
35.5 |
45.0 |
1.30 |
122 |
1,30 |
122 |
50.00 |
45.0 |
56.0 |
1.60 |
124 |
1,60 |
124 |
63,00 |
56,0 |
71.0 |
2.00 |
126 |
2,00 |
126 |
80.00 |
71.0 |
90,0 |
2.50 |
128 |
2.50 |
128 |
100,00 |
90,0 |
112.0 |
3.20 |
130 |
3,20 |
130 |
125,00 |
112.0 |
140.0 |
4,00 |
132 |
4.00 |
132 |
160,00 |
140,0 |
180.0 |
5.00 |
134 |
5.00 |
134 |
|
3 |
Таблица 4 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их
логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в салонах самолетов местных воздушных линий (IV группа норм)___ |
|
Гран |
ичная тота ктавной сы. Гц |
Допустимое виброускорение |
Среднегеометрическое значение частоты третьоктав-ной полосы, Гц |
час
третьо
поло |
Вертикальная вибрация |
Горизонтальная вибрация |
Нижняя |
Верхняя |
Среднеквад
ратическое
значение.
мс2 |
Логарифмический уровень среднеквадратического значения. дБ |
Среднеквадратическое значение, м с'2 |
Логарифмическ ий уровень среднеквадратического значения. дБ |
1.60 |
1.4 |
1.8 |
0.63 |
116 |
0.28 |
109 |
2.00 |
1.8 |
2.2 |
0,56 |
115 |
0.28 |
109 |
2.50 |
2.2 |
2.8 |
0.50 |
114 |
0.35 |
111 |
3.15 |
2.8 |
3.5 |
0,45 |
113 |
0,45 |
113 |
4.00 |
3.5 |
4.5 |
0,40 |
112 |
0,40 |
112 |
5.00 |
4.5 |
5.6 |
0,40 |
112 |
0,40 |
112 |
6.30 |
5.6 |
7.1 |
0.40 |
112 |
0.40 |
112 |
8.00 |
7.1 |
9.0 |
0,40 |
112 |
0.40 |
112 |
10.00 |
9.0 |
11.2 |
0.50 |
114 |
0.50 |
114 |
12,50 |
11.2 |
14,0 |
0,63 |
116 |
0,63 |
116 |
16.00 |
14.0 |
18.0 |
0.79 |
118 |
0.79 |
118 |
20.00 |
18.0 |
22,4 |
1,00 |
120 |
1,00 |
120 |
25.00 |
22.4 |
28,0 |
1,26 |
122 |
1.26 |
122 |
31.50 |
28.0 |
35,5 |
1.60 |
124 |
1,60 |
124 |
40.00 |
35.5 |
45,0 |
2.00 |
126 |
2.00 |
126 |
50.00 |
45.0 |
56,0 |
2,50 |
128 |
2,50 |
128 |
63.00 |
56.0 |
71.0 |
3,20 |
130 |
3.20 |
130 |
80.00 |
71.0 |
90.0 |
4,00 |
132 |
4.00 |
132 |
100.00 |
90.0 |
112,0 |
5,00 |
134 |
5.00 |
134 |
125.00 |
112.0 |
140,0 |
6,30 |
136 |
6,30 |
136 |
160.00 |
140.0 |
180.0 |
7.90 |
138 |
7.90 |
138 |
|
Таблица 5 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их
логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в кабинах экипажа самолетов (V группа норм)_ |
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы. Гц |
Граничная частота третьоктавной полосы. Гц |
Допустимое виброускорение |
Вертикальная вибрация |
Горизонтальная вибрация |
Нижняя |
Верхняя |
Среднеквад
ратическое
значение.
мс'2 |
Логарифмический уровень среднеквадратического значения. дБ |
Среднеквад
ратическое
значение.
мс'2 |
Логарифмический уровень среднеквадратического значения. дБ |
1,60 |
1.4 |
1.8 |
0,50 |
114 |
0.22 |
107 |
2.00 |
1.8 |
2.2 |
0,45 |
113 |
0,22 |
107 |
2.50 |
2.2 |
2.8 |
0.40 |
112 |
0.28 |
109 |
3.15 |
2,8 |
3.5 |
0.35 |
111 |
0,35 |
111 |
4.00 |
3.5 |
4.5 |
0.32 |
110 |
0.32 |
110 |
5.00 |
4.5 |
5.6 |
0,32 |
110 |
0,32 |
110 |
6.30 |
5.6 |
7.1 |
0.32 |
110 |
0.32 |
110 |
8.00 |
7.1 |
9.С |
0.32 |
110 |
0.32 |
110 |
10.00 |
9.0 |
11.2 |
0.40 |
112 |
0.40 |
112 |
|
ГОСТ 23718-2014
Окончание таблицы 5 |
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы. Гц |
Граничная частота третьоктавной полосы. Гц |
Допустимое виброускорение |
Вертикальная вибрация |
Горизонтальная вибрация |
Нижняя |
Верхняя |
Среднеквад
ратическое
значение.
м с'2 |
Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ |
Среднеквадратическое значение, м с* |
Логарифмический уровень среднеквадратического значения. дБ |
12.50 |
11.2 |
14.0 |
0.50 |
114 |
0.50 |
114 |
16.00 |
14,0 |
18,0 |
0,63 |
116 |
0,63 |
116 |
20.00 |
18,0 |
22.4 |
0.79 |
118 |
0.79 |
118 |
25.00 |
22.4 |
28.0 |
1.00 |
120 |
1,00 |
120 |
31.50 |
28,0 |
35.5 |
1.26 |
122 |
1.26 |
122 |
40.00 |
35,5 |
45.0 |
1,60 |
124 |
1.60 |
124 |
50.00 |
45,0 |
56.0 |
2.00 |
126 |
2.00 |
126 |
63.00 |
56,0 |
71,0 |
2.50 |
128 |
2,50 |
128 |
80.00 |
71.0 |
90,0 |
3.20 |
130 |
3.20 |
130 |
100,00 |
90.0 |
112.0 |
4.00 |
132 |
4,00 |
132 |
125.00 |
112.0 |
140.0 |
5.00 |
134 |
5.00 |
134 |
160.00 |
140.0 |
180.0 |
6.30 |
136 |
6,30 |
136 |
|
Таблица 6 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их
логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в салонах вертолетов (VI группа норм) |
|
Грат |
1чная гота ставной ы. Гц |
Допустимое вибро^ |
скорение |
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы. Гц |
част
третьо*
полос |
Вертикальная вибрация |
Горизонтальная вибрация |
Нижняя |
Верхняя |
Среднеквадратическое значение, мс’2 |
Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ |
Среднеквадра
-тическое
значение, м с
2 |
Логарифмический уровень среднеквадр атического значения, дБ |
1.6С |
1.4 |
1.8 |
0.63 |
116 |
0.28 |
109 |
2.00 |
1.8 |
2.2 |
0.56 |
115 |
0.28 |
109 |
2,50 |
2,2 |
2.8 |
0,50 |
114 |
0.35 |
111 |
3.15 |
2.8 |
3.5 |
0.45 |
113 |
0.45 |
113 |
4,ОС |
3.5 |
4,5 |
0,40 |
112 |
0.40 |
112 |
5.ОС |
4.5 |
5.6 |
0,40 |
112 |
0.40 |
112 |
6.3С |
5.6 |
7.1 |
0.40 |
112 |
0.40 |
112 |
8.ОС |
7.1 |
9.0 |
0.40 |
112 |
0.50 |
114 |
10,ОС |
9.0 |
11.2 |
0,50 |
114 |
0.63 |
116 |
12.5С |
11.2 |
14.0 |
0.63 |
116 |
0.79 |
118 |
16,ОС |
14.0 |
18,0 |
0.79 |
118 |
1.00 |
120 |
20.ОС |
18.0 |
22.4 |
1.00 |
120 |
1.26 |
122 |
25.ОС |
22,4 |
28,0 |
1.26 |
122 |
1.60 |
124 |
31.5С |
28.0 |
35,5 |
1.60 |
124 |
2.00 |
126 |
40.ОС |
35.5 |
45.0 |
2.00 |
126 |
2.50 |
128 |
50,ОС |
45,0 |
56,0 |
2.50 |
128 |
3.20 |
130 |
63.0С |
56.0 |
71.0 |
3.20 |
130 |
4.00 |
132 |
80,ОС |
71.0 |
90,0 |
4.00 |
132 |
5.00 |
134 |
|
5
Таблица 7 - Допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их
логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот в кабинах экипажа вертолетов (VII группа норм)__ |
|
Гран |
гчная тота ктавной -ы. Гц |
Допустимое виброускорение |
Среднегеометрическое значение частоты третьоктавной полосы. Гц |
час
третьо
ПОЛО! |
Вертикальная вибрация |
Горизонтальная вибрация |
Нижняя |
Верхняя |
Среднеква
дратическое
значение.
мс'2 |
Логарифмический уровень среднеквадратического значения, дБ |
Среднеквад
ратическое
значение,
мс'2 |
Логарифмичес кий уровень среднеквадрат ического значения. дБ |
1,60 |
1.4 |
1.8 |
0,63 |
116 |
0.28 |
109 |
2,00 |
1.8 |
2.2 |
0,56 |
115 |
0.28 |
109 |
2,50 |
2.2 |
2.8 |
0,50 |
114 |
0.35 |
111 |
3,15 |
2,8 |
3.5 |
0,45 |
113 |
0.45 |
113 |
4,ОС |
3.5 |
4.5 |
0.40 |
112 |
0.40 |
112 |
5.ОС |
4.5 |
5.6 |
0.40 |
112 |
0.40 |
112 |
6,ЗС |
5,6 |
7.1 |
0.40 |
112 |
0.40 |
112 |
8,ОС |
7.1 |
9,0 |
0,40 |
112 |
0,50 |
114 |
10,00 |
9.0 |
11.2 |
0.50 |
114 |
0.63 |
116 |
12,50 |
11.2 |
14,0 |
0,63 |
116 |
0.79 |
118 |
16,00 |
14,0 |
18.0 |
0.79 |
118 |
1.00 |
120 |
20.ОС |
18,0 |
22,4 |
1.00 |
120 |
1,26 |
122 |
25,ОС |
22,4 |
28.0 |
1,26 |
122 |
1.60 |
124 |
31,50 |
28,0 |
35.5 |
1.60 |
124 |
2.00 |
126 |
40,ОС |
35,5 |
45,0 |
2,00 |
126 |
2,50 |
128 |
50,00 |
45.0 |
56.0 |
2.50 |
128 |
3.20 |
130 |
63,00 |
56,0 |
71.0 |
3,20 |
130 |
4,00 |
132 |
80.ОС |
71.0 |
90.0 |
4.00 |
132 |
5.00 |
134 |
|
Примечание - Для группы норм VI и VII в диапазоне третьоктавных полос со среднегеометрической частотой 8,0-31,5 Гц разрешается устанавливать допустимые среднеквадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в октавных полосах частот, которые должны соответствовать указанным в таблице 8 |
Таблица 8 |
|
Граничная частота |
|
Допустимое виброускорение |
|
Среднегео
метрическое
значение
частоты |
октавной
а |
полосы,
_ |
Вертикальная вибрация |
Горизонтальная вибрация |
|
|
Среднеквадра- |
Логарифмический уровень |
Среднеква
дратическое
значение,
мс'2 |
Логарифмический уровень |
октавной полосы, Гц |
Нижняя |
Верхняя |
тическое значение, м с'2 |
среднеквадратического значения. дБ |
среднеквадратического значения. дБ |
8.0 |
5.6 |
11.2 |
0.63 |
116 |
0.79 |
118 |
16,0 |
11.2 |
22.4 |
1.26 |
122 |
1.60 |
124 |
31,5 |
22.4 |
45.0 |
2.50 |
128 |
3.20 |
130 |
|
В группах норм I - IV допускается превышение указанных в таблицах средних квадратических значений виброускорения в 1,41 раза и их уровней на 3 дБ для 10 % точек измерений, предусмотренных 6.4.
Допускается превышение указанных в таблицах 6 и 7 среднеквадратических значений амплитуд виброускорений в 1,18 раза для отдельных скоростей полета. Указанное превышение допускается, если среднеарифметические значения результатов измерения, представленные в третьоктавных полосах частот для всех указанных в таблице 9 скоростях полета, не превышают допустимых 6
ГОСТ 23718-2014
значений. Указанное превышение должно быть компенсировано соответствующим снижением уровней виброускорения на других скоростях полета в пределах установленного в 6.3 диапазона скоростей таким образом, чтобы среднеарифметическое значение результатов измерений виброускорения в абсолютных единицах (м с2) по всем указанным в 6.3 скоростям полета не превышало допустимого значения.
Логарифмический уровень среднеквадратического значения виброускорения взят относительно исходного значения виброускорения 10'J м с .
4 Требования к отбору объекта
Измерения параметров вибрации выполняют на одном самолете или вертолете при государственных. эксплуатационных, сертификационных и контрольных испытаниях и распространяют на все самолеты и вертолеты, имеющие неизменную конструкцию планера, тип двигателей и их подвески, для вертолетов - дополнительно на несущий и рулевой винты, трансмиссию.
5 Требования к средствам измерений
5.1 В комплект измерительной аппаратуры должны входить следующие элементы:
- трехкомпонентный вибропреобразователь;
- усилитель измерительного сигнала;
• преобразователь аналогового измерительного сигнала в цифровой код;
- цифровой регистратор для записи измерительного сигнала.
Допускается применение приборов с однокомпонентными вибропреобразователем, обеспечивающим непосредственное определение уровней вибрации в третьоктавных полосах частот в процессе эксперимента.
5.2 Средства измерений должны обеспечивать измерения текущих значений амплитуд виброускорения в диапазоне 1.4-180 Гцпо ГОСТ 17168.
Таблица перевода результатов пересчета в логарифмические уровни представлена в приложении Б.
5.3 Приборы для непосредственного определения уровней вибрации в третьоктавных полосах частот должны соответствовать РМГ 29 (1] в части требований к измерению среднеквадратических значений амплитуд виброускорения в третьоктавных полосах частот.
5.4 Температурные условия эксплуатации средств измерения - от минус 40 °С до плюс 50 °С, рабочая температура при измерении - от минус 10 ®С до плюс 40 °С.
5.5 Суммарная погрешность всех средств измерений, входящих в тракт, не должна превышать:
- 20 % - основная;
-10 % - дополнительная.
5.6 Средства измерений должны иметь действующее свидетельство о поверке, выданное компетентным органом.
6 Требования к проведению измерений
6.1 Измерения проводят в кабинах экипажа и салонах самолетов и вертолетов, оборудованных для эксплуатации на авиационных линиях гражданской авиации.
6.2 Измерения вибрации проводят в диапазоне частот 1.4-180 Гц по трем взаимноперпендикулярным направлениям. Система координатных осей приведена в приложении В
6.3 На самолетах вибрацию измеряют поочередно в выбранных точках в полете от выхода на крейсерский режим и до начала снижения при заходе на посадку. Одновременно регистрируют следующие параметры режимов полета: высоту, приборную скорость полета и в числах Маха, линейную перегрузку в вертикальном и горизонтальном направлениях, угол атаки, углы скольжения, положения элементов механизации крыла. Синхронность записей параметров вибрации и параметров режимов полета должна быть не менее 0.1 с. В каждой выбранной точке измерения продолжаются не менее 5 мин.
Режимы полета, при которых выполняют измерения вибрации вертолета, приведены в таблице 9.
7
Таблица 9 |
Место
измерения |
Скорость полета |
Взлетная
масса |
Центровка |
Продолжительность полета, мин. не более |
Высота
полета.
м |
Кабина
экипажа |
Диапазон скоростей от 0.3 максимальной с интервалом от 30 до 40 км/ч включительно до максимальной; крейсерская скорость |
Нормальная |
Средняя, |
40 |
зоо |
Салон |
Крейсерская скорость |
|
± 10% |
|
|
|
Примечания
1 Значения максимальной, крейсерской скоростей полета, взлетной массы и центровки, параметры крейсерского режима устанавливают в соответствии с нормативным документом
2 Допускается в кабине экипажа вертолета уменьшать объем измерений выявлением одной или нескольких скоростей полета с максимальной вибрацией и в дальнейшем проводить измерения только на этих скоростях |
6.4 Параметры вибрации в салонах измеряют на сиденьях кресел и на полу, вблизи ног сидящего в кресле экспериментатора Измерения следует выполнять в рядах кресел, ближайших к сечениям, проведенным перпендикулярно к продольной оси самолета или вертолета в следующих местах:
а) для самолетов местных воздушных линий:
1) передний ряд кресел.
2) пересечение заднего лонжерона с корневой нервюрой.
3) задний ряд кресел.
б) для самолетов дальних, средних и ближних магистральных с турбовинтовыми, турбовинтовентиляторными. поршневыми двигателями:
1) плоскость вращения винтов,
2) пересечение заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой,
3) середина расстояния между пересечением заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой и задней стенкой пассажирской кабины.
4) задний ряд кресел.
в) для самолетов дальних, средних и ближних магистральных с реактивными двигателями:
1) передний ряд кресел.
2) пересечение передней кромки крыла с корневой нервюрой.
3) середина расстояния между пересечением заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой и задней стенкой пассажирской кабины.
4) задний ряд кресел.
г) для вертолетов (при числе рядов кресел до пяти):
1) передний ряд кресел.
2) задний ряд кресел.
д) для вертолетов (при числе рядов кресел свыше пяти):
1) передний ряд кресел,
2) средний ряд кресел (если число рядов в салоне четное, то за средний принимают ряд. ближний к хвостовой части вертолета),
3) задний ряд кресел.
В перечисленных сечениях точки измерения располагают на пассажирских местах по певому и правому бортам, а также на местах, ближних к продольной оси самолета и вертолета. При симметричном размещении кресел в салонах измерения выполняют на ближайших к продольной оси кресел с правой стороны (по направлению полета). Расположение точек измерения приведено в приложении Г.
6.5 В кабине экипажа параметры вибрации определяют на сиденьях и на полу, вблизи ног сидящего в кресле экспериментатора. На рабочих местах бортпроводников (середина буфета) вибрацию измеряют на полу в одной точке.
6.6 Для измерения вибрации используют резиновый диск диаметром 200-300 мм с встроенным трехкомпонентным вибропреобразователем. Допускается вместо резинового диска применять стальной диск диаметром 200-300 мм и толщиной 4 мм. на который крепят трехкомпонентный вибропреобразователь или три однокомпонентных вибропреобразователя.