Основные
параметры
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗА ССР
ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ
исходный КОНТУР МОДУЛИ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДОПУСКИ
Издание официальное
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва — 1973
|
ОФоэиа.
чеки* |
Определенна |
7. Отклонение окружного шага |
А/. |
Разность действительного н среднего значения окружного шага по окружности, проходящей в средней части зуба по его длине и высоте с центром на оси вращения колеса |
Предельные отклонения окружного шага: верхнее нижнее |
Л./*
Ли/, |
|
8 Разносы. «кружных шагов |
л/ |
Разность между двумя любыми шагами по окружности, проходящей в с|»сдиеА части зуба но его длине н высоте с центром на оси вращения колеса |
Допуск на разность окружных шагов |
л/ |
|
|
Обаэн».
чеки» |
Определении |
|
|
Часть бокозой поверхности зуба колеса, на которой располагаются следы прилегания сто к зубьям парного колеса после вращения колес в собранной передаче при легком торможении (см. п. 16).
Определяется относительными размерами контактного пятна (в процентах): по длине зуба — отношением расстояния между крайними точками следов прилегания к полкой длине зуба
(т100*) |
по высоте зуба — отношением высоты пятна прилегания в средней ее части по длине зуба к соответствующей активной высоте зуба
Примечание. Для зубчатых колес, фрезерованных коническими червячными фрезами из расстояния между крайними точками следов прилегания, вычитаются разрывы, превосходящие величину модуля в мм
Отклонении и допуски
[юг ш iktpstt шей. |
|
ssssuue mass
ни tetf!xa »WA'J
tomMAM »*M*t*tt Kj "ШП |
10. Ненересечение осей
Чц-нтвытй NtMtihi flU 6 Btl*it'*
Допуск на кеперессченне осей
Величина кратчайшего расстояния между осями вращения сопряженных зубчатых колес и передаче
II. Смешение вершины делительного конуса
Предельные смещения вершины делительного конуса: верхнее нижнее
12. Отклонение ыежосевого угла
Предельные отклонения ыежосевого угла: верхнее нижнее
л/с
Величина смешении вершины делительного конуса вдоль его оси от точки пере сечения осей зубчатых колес в передаче.
Определяется как осевое смешение колеса при монтаже в передаче относительно его положения на контрольном обкатном станке, соответствующего намлучшны условиям его зацепления с парным колесом
Л<р„ Разность между действительным и номинальным межосевыми углами в передаче, выраженнаи в линейных величинах на длине. равной длине L образующей делительного конуса (см. определение 10)
13. Номинальная толщина зуба
Утонение зубьев
Наименьшее утонение зубьев
Допуск на толщину зубьев
Расчетная толщина зуба колеса, обеспечивающая плотное (беззазорное) зацепление в передаче при номинальной толщине зубьев парного колеса и номинальном положении колес.
Определяется по делительной окружности с центром на оси вращения колеса у большего основания делительного конуса.
ЛS Уменьшение номинальной толщины зубь
ев колеса, пересчитанное на нормальное сечение.
A»S Наименьшее предписанное утонение,
осуществляемое с целью обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора.
Разность наименьшего н наибольшего допустимых утонений зубьев
Отклонена* и допуска |
Обозна
чения |
Определения |
14. Боковой зазор |
— |
Зазор между зубьями сопряженных колее в передаче, обеспечивающий свободный поворот одного колеса при неподвижном втором колесе. |
|
|
Определяется по нормали к поверхности зубьев у большего основании делительного конуса. |
Гарантированный боковой зазор |
с» |
Наименьший предписанный боковой зазор. |
15. Измерительный боковой зазор |
'и |
Зазор между зубьями точного колеса и контролируемого класса при положении их на контрольном обкатном станке, соответствующем нанлучшим условиям зацепления. |
Колебание измерительного бокового зазора |
Л«.с„ |
Разность между наибольшим и нанмснь шим измерительными боковыми зазорами за полный оборот контролируемого колеса |
Допуск па колебание измерительного бокового зазора |
ЪоСа |
|
s
III. НОРМЫ ТОЧНОСТИ
10. Допуски и отклонения по нормам кинематической точности, нормам плавности работы и нормам контакта зубьев для различных степеней точности устанавливаются в зависимости от торцового модуля и диаметра делительной окружности колес, рассчитанных у большего основания делительного конуса, по табл. 1—3.
Комплексы показателей точности, в соответствии с пп. 11, 13, 15 и 19, устанавливаются ведомственными нормалями в зависимости от назначения и условий производства зубчатых передач. Каждый установленный комплекс показателей точности, используемый при приемке колес и передач, является равноправным.
11. Показателями кинематической точности колеса являются:
AFi или Д/s,
или один из следующих комплексов: е0 И Д-fS ,
До Си И Ду£ ,
Дофи и Д9& (только для прямозубых колес),
<?0 (для колес степени точности 9, 10 и 11),
Д0Си (для колес степени точности 9),
Дофи (для прямозубых колес степени точности 9).
Примечание. Допускается, чтобы одна из величин, входящих в комплекс, превосходила предельное значение, если суммарное влияние этих величин не превышает 6F*.
12. Норма кинематической точности, кроме £050фи и 60си в зависимости от условий работы по правым и левым профилям допускается назначать из разных степеней точности.
13. Показателями плавности работы колеса являются: AF, или Д/с, или Д/, или Ду фи (только для прямозубых колес).
14. Нормы плавности работы, кроме 6у фи, в зависимости от условий работы по правым и левым профилям допускается назначать из разных степеней точности.
15. Показателями, определяющими контакт зубьев в передаче, являются:
пятно контакта, АК и Да (для нерегулируемых передач), пятно контакта и Да (для регулируемых передач).
16. При бочкообразной форме зубьев допускается принимать да и АнК из следующей более грубой степени норм контакта зубьев в передаче.
При специальных требованиях к размерам, форме, расположению и определению пятна контакта показатели, определяющие контакт зубьев в передаче, устанавливаются независимо от табл. 3.
17. Нормы пятна контакта зубьев в передаче в зависимости от условий работы по правым и левым профилям допускается назначать из разных степеней точности.
m-e
Нормы кинематической точности ИОЛСС
CrtrfHb
точности |
Овотиаче-
им*
допуске* |
Модуль
торцовые
мм |
Размер
ность |
Диаметр колеса, мм |
Я
3 |
»8
<38 |
8Я
<38 |
88
<38 |
§3
<38 |
8|
<38 |
§з
<38 |
88
<38 |
ц
за |
5 |
6Fr |
Си. 1 до 16 |
мкм |
20 |
26 |
30 |
36 |
45 |
55 |
70 |
— |
— |
м* |
Се 1 до 16 |
• |
16 |
20 |
25 |
30 |
36 |
45 |
55 |
— |
- ~~ |
Е. |
Се 1 до 16 |
• |
12 |
17 |
20 |
24 |
28 |
32 |
38 |
— |
Hi |
Си 1 до 16 |
сек |
95 |
58 |
48 |
38 |
28 |
24 |
19 |
— |
— |
6 |
6Ft |
Се. 1 до 16 |
мкм |
32 |
42 |
48 |
55 |
70 |
90 |
НО |
— |
— |
|
Се. 1 до 16 |
• |
25 |
32 |
40 |
48 |
55 |
70 |
90 |
— |
— |
£. |
Се 1 до 16 |
• |
20 |
26 |
32 |
38 |
45 |
50 |
58 |
— |
— |
6<rs |
Се 1 до 16 |
сек |
150 |
95 |
75 |
58 |
45 |
38 |
30 |
— |
— |
7 |
W r |
Се. 1 до 16 |
мкм |
50 |
65 |
75 |
90 |
ПО |
140 |
180 |
— |
— |
**i |
Се 1 до 16 |
• |
40 |
50 |
60 |
75 |
90 |
ПО |
140 |
— |
— |
E. |
Се. 1 до 16 |
■ |
32 |
42 |
50 |
58 |
70 |
80 |
95 |
— |
— |
Hi |
Се. 1 до 16 |
сек |
240 |
150 |
115 |
95 |
70 |
58 |
48 |
— |
— |
Л«фи |
Св. 1 до 2.5 |
мкм |
55 |
65 |
75 |
85 |
100 |
115 |
— |
— |
— |
Св 2.5 до 6 |
• |
60 |
70 |
80 |
90 |
105 |
120 |
— |
— |
— |
Св. 6 до 10 |
а |
65 |
75 |
85 |
95 |
ПО |
120 |
— |
— |
— |
d.cH |
Се. 1 до 2,5 |
|
40 |
45 |
52 |
58 |
65 |
80 |
— |
|
— |
a
Степень
точности |
ОбОВМЧС-
ни»
допусков |
Модуль
торыовий
".
мм |
Рпиер-
кость |
7 |
йв<-н |
Св. 2.5 до 6 |
мкм |
Св 6 до 10 |
• |
Се 10 до 16 |
• |
в |
«I |
Св I до 30 |
• |
Е, |
Св. 1 до 30 |
• |
?XPl |
Св. 1 до 30 |
сск |
ft о<Рн |
Св. 1 до 2,5 |
мкм |
Сз. 2.5 до 6 |
• |
Св. 6 до 10 |
• |
Л»Сц |
Сз. 1 до 2,5 |
• |
Св 2,5 до 6 |
• |
Св. 6 до 10 |
• |
Св 10 д« 16 |
• |
Сз. 16 до 30 |
• |
9 |
ft<t |
Св. 2.5 до 30 |
• |
£. |
Св. 2.5 до 30 |
|
Диаметр колеса, мм |
й |
•в |
88 |
ч |
ч |
Ч |
§8 |
|
Ч |
ъ |
38 |
58 |
58 |
33 |
в о
ич |
38 |
За |
за |
42 |
•18 |
55 |
60 |
70 |
80 |
95 |
— |
— |
— |
55 |
60 |
65 |
75 |
85 |
100 |
— |
— |
— |
— |
65 |
70 |
80 |
90 |
105 |
— |
— |
60 |
80 |
100 |
115 |
140 |
180 |
220 |
280 |
360 |
50 |
65 |
80 |
95 |
ПО |
120 |
150 |
190 |
220 |
зяо |
240 |
190 |
150 |
ПО |
95 |
75 |
65 |
55 |
90 |
105 |
115 |
130 |
160 |
190 |
— |
— |
— |
100 |
110 |
120 |
140 |
170 |
200 |
— |
— |
— |
105 |
115 |
130 |
150 |
180 |
200 |
— |
— |
|
60 |
70 |
85 |
95 |
105 |
120 |
— |
— |
|
65 |
75 |
90 |
100 |
НО |
120 |
150 |
|
|
— |
90 |
100 |
105 |
115 |
130 |
160 |
200 |
220 |
— |
~ |
105 |
ПО |
120 |
140 |
170 |
200 |
220 |
— |
— |
— |
120 |
140 |
100 |
190 |
210 |
250 |
100 |
120 |
160 |
190 |
220 |
280 |
C6D |
450 |
560 |
80 |
105 |
120 |
150 |
180 |
200 |
240 |
300 |
360 |
|
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Сборник €Передачи зубчатые. Исходный контур. Модули. Основные параметры. Допуски» содержит стандарты, утвержденные до 1 марта 1973 г.
В стандарты внесены все изменения, принятые до указанного срока. Около номера стандарта, в который внесено изменение, стоит знак *
Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в выпускаемом ежемесячно €Информационном указателе стандартов>.
© Издательство стандартов, 1973
|
|
|
|
Диаметр колес», чм |
Степень
точности |
ООоаиа'К-
ИМЯ
лооутков |
Модуль
юрцоный
ы. |
безмер
ность |
9 |
*8 |
8§ |
§8 |
|
£• |
§8 |
S8 |
-! |
|
|
|
|
е
Ч |
<38 |
■ о
О 1 |
«38 |
«38 |
«38 |
* о |
«38 |
|
|
б.фи |
Св. 2,5 до 6 |
мкм |
160 |
180 |
200 |
220 |
260 |
320 |
— |
— |
— |
|
Си 6 до 10 |
• |
170 |
190 |
210 |
240 |
280 |
320 |
— |
_ |
— |
|
|
Св 2.5 до 6 |
• |
10Л |
115 |
МО |
160 |
180 |
200 |
240 |
— |
— |
9 |
Л. С- |
Св. 6 до 10 |
• |
— |
МО |
160 |
170 |
190 |
210 |
250 |
320 |
360 |
|
|
Св. 10 до 16 |
• |
— |
— |
170 |
180 |
200 |
220 |
160 |
320 |
360 |
|
|
Св 16 до 30 |
• |
«— |
_ |
_ |
200 |
220 |
250 |
300 |
340 |
400 |
10 |
Я. |
Св. 2.5 до 30 |
• |
120 |
170 |
200 |
240 |
280 |
320 |
380 |
480 |
560 |
II |
Я. |
С». 2,5 до 30 |
|
200 |
260 |
320 |
380 |
450 |
500 |
600 |
750 |
300 |
Примечания:
1. Принятые обозначения:
6А‘v — допуск иа кинематическую погрешность колеса;
б/ t — допуск на накопленную погрешность окружною шаг*;
Яо — допуск иа биение зубчатого венца; бфх — допуск на погрешность обката; б»ф и — Допуск на колебание измерительного межосевого угла за оборот колеса; бос и—допуск на колебание измерительного бокового зазора.
2. Накопленная погрешность окружного шага на •/• окружности (или на длине дуги, соответствующей ближайшему большему целому числу зубьев) не должна превышать половины допуска на накопленную погрешность окружного шага.
3. Допускается определение величины колебания измерительного чсжоссвого угла по соответствующему значению 3 осевого перемещения одного нз колес в плотном зацеплении.
Группа Г15
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ КОНИЧЕСКИЕ
Взамен ГОСТ 1768-42
Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров Союза ССР 15/X1I 1956 г. Срок введения установлен
с 1/1 1959 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на зубчатые передачи с пересекающимися осями с металлическими механически обработанными коническими зубчатыми колесами с исходным контуром по ГОСТ 13754-68.
Стандарт охватывает колеса с прямыми, косыми и криволинейными зубьями с диаметрами делительной окружности до 2000 мм и модулями свыше 1 до 30 мм.
I. СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ
1. Устанавливается двенадцать степеней точности зубчатых колес и передач, обозначаемых в порядке убывания точности степенями 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12.
Примечание. Для степеней точности 1, 2, 3, 4 и 12 допуски и отклонения не предусмотрены.
2. Для каждой степени точности устанавливаются нормы: кинематической точности колеса;
плавности работы колеса; контакта зубьев.
Нормы кинематической точности определяют величину полной погрешности угла поворота зубчатых колес за оборот.
Нормы плавности работы колеса определяют величину составляющих полной погрешности угла поворота зубчатого колеса, многократно повторяющихся за оборот колеса.
Нормы контакта зубьев определяют полноту прилегания боковых поверхностей сопряженных зубьев колес в передаче.
3. Независимо от степени точности колес и передач устанавливаются нормы бокового зазора.
Основными являются нормы нормального гарантированного зазора (обозначаемого буквой X), обеспечивающего компенсацию
Издание официальное 50
уменьшения бокового зазора от нагрева передачи, при разности температур зубчатой передачи и корпуса в 25° С и равенстве коэффициентов линейного расширения.
4. Нормы гарантированного бокового зазора допускается изменять.
При изменении норм гарантированного бокового зазора предпочтительно применять одно из следующих сопряжений:
Вид сопряжения Обозначение
С нулевым гарантированным зазором С
С уменьшенным гарантированным зазором Д
С увеличенным гарантированным зазором 111
5. Точность изготовления конических зубчатых колес и передач задается степенью по нормам кинематической точности, плавности и контакта и видом сопряжения по нормам бокового зазора.
Пример условного обозначения передачи со степенью точности 7 с нормальным гарантированным зазором X:
Cm. 7 — X ГОСТ 1758-56
Примечание. Для передач с измененной величиной гарантированного зазора, не соответствующего одному из указанных видов сопряжения, буква, обозначающая вид сопряжения, не указывается.
6. Допускается взаимное комбинирование норм кинематической точности колеса, плавности работы колеса и контакта зубьев из разных степеней точности.
Область применения комбинирования норм по степеням точности устанавливается ведомственными нормалями.
7. При комбинировании норм разных степеней точности: нормы плавности работы колеса могут быть не более, чем па одну степень точнее или на одну степень грубее степени кинематической точности; нормы контакта зубьев не могут быть грубее степени плавности колес.
8. При комбинировании норм разных степеней точности обозначение точности колес и передачи производится последовательным написанием номеров степеней в виде трехзначного числа и буквы. Первая цифра числа означает номер степени по нормам кинематической точности колес, вторая — степень по нормам плавности работы колес, третья — степень по нормам контакта зубьев, а буква — вид сопряжения.
Пример условного обозначения передачи со степенью по нормам кинематической точности колес —8; степенью но нормам плавности работы — 7; степенью по нормам контакта зубьев— 7; сопряжением с увеличенным гарантированным зазором — Ш:
Cm. 8-7—7-Ш ГОСТ 1758-56
Примечание. Для передач с измененной величиной гарантированного зазора, не соответствующего одному из указанных видов сопряжения, буква, обозначающая вид сопряжения, нс указывается.
51
II. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
9. Устанавливаются следующие определения и обозначения для отклонений колее и передач.
I. Кинематическая погрешность колеса
Допуск на кинематическую погрешность колеса
Наибольшая погрешность угла поворота зубчатого колеса в пределах одного оборота при однопрофильном зацеплении с точным колесом Определяется по делительной окружности с центром на оси вращения колеса у большего основания делительного конуса
Отклонения и допуски |
Оботи*-чеки я |
Определения |
3. Биение зубчатого венца |
е* |
Наибольшее колебание расстояний измерительного наконечника, соответствующего исходному контуру, относительно осн вращения колеса.
Определяется на любом постоянном расстоянии от вершины делительного конуса |
Допуск на биение зубчатого венца |
Е. |
|
4. Погрешность обката |
A<Tt |
Составляющая кинематической погрешности колеса, определяемая при исключении радиального биения зубчатого ненца. Определяется и угловых секундах |
Допуск на погрешность обката |
*«Рх |
|
5. Номинальный нмерительный межосевой угол
Предельные отклонения измерительного межосеоого угла: всрхиес нижнее
Колебание измерительного межосеоого угла: за оборот колеса на одном зубе
А\сжоссвой угол при плотном сопряжении точного колеса с измеряемым зубчатым колесом, имеющим наименьшее утонение зубьев.
Примечание. Номинальный измерительный межосеоой угол район номинальному межоссоому углу п передаче при выполнении точного колеса по номинальным размерам колеса, парного к контролируемому. но с увеличенной толщиной зубьев. Увеличение толщины зубьев точного колеса должно быть равно наименьшему утонению зубьев контролируемого колеса.
Разность между предельным и номинальным мсжоссвыми углами, выраженная в линейных величинах из длине, равной длине образующей делительного конуса.
Разность измерительных межосевых углов — наибольшего и наименьшего — за полный оборот контролируемого колеса или, соответственно, при повороте колеса на один угловой шаг
Отклонения а допуски
Допуск на колебание измерительного межпеевшп угла: за оборот колеси на одном зубе
О Циклическая погрешность
Допуск на циклическую погрешность
ЛF Составляющая кинематической погрешности колеса, периодически многократно повторяющаяся за его оборот.
Определяется по делительной окружности с центром на оси вращения колеса у большего основания делительного конуса как средняя величина размаха колебаний кинематической погрешности колеса, взятая по всем циклам за оборот колеса.
Примечание. Допускается устанавливать границу числа раз повторений погрешности за оборот, к которой не отно С1ГТСЯ допуск на циклическую погрешность. Например, допуск не относится к циклической погрешности с числом повторений меньше (указывается число повторений, не вызывающее опасных колебаний и передаче)