Федеральный
закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ
"О
газоснабжении в Российской Федерации"
(в редакции,
актуальной с 22 июля 2014 г.,
с изменениями и
дополнениями, внесенными в текст, согласно Федеральным законам:
от 22.08.2004 г.
№ 122-ФЗ, от 23.12.2005 г. № 182-ФЗ, от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ,
от 18.12.2006 г.
№ 232-ФЗ, от 26.06.2007 г. № 118-ФЗ, от 18.07.2008 г. № 120-ФЗ,
от 30.12.2008 г.
№ 309-ФЗ, от 30.12.2008 г. № 313-ФЗ, от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ,
от 19.07.2011 г.
№ 248-ФЗ, от 07.11.2011 г. № 303-ФЗ, от 03.12.2012 г. № 241-ФЗ,
от 30.12.2012 г.
№ 291-ФЗ, от 30.12.2012 г. № 323-ФЗ, от 05.04.2013 г. № 35-ФЗ,
от 21.07.2014 г.
№ 217-ФЗ)
Принят
Государственной Думой 12 марта 1999 года
Одобрен Советом Федерации 17
марта 1999 года
Глава I. Общие положения
Статья
1. Цель настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет
правовые, экономические и организационные основы отношений в области
газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения
потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.
Положения настоящего Федерального закона
основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с
которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ
единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся
к предметам ведения Российской Федерации.
Статья
2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона
используются следующие основные понятия:
газ - природный
газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных
месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями,
и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями;
газоснабжение - одна из форм
энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей
газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений
газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;
система газоснабжения - имущественный
производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и
экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и
иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок
газа;
газораспределительная
система
- имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически
взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа
непосредственно его потребителям;
независимая организация - организация,
которая осуществляет производство и поставки газа и является независимой от
организаций - собственников систем газоснабжения и организаций - собственников
газораспределительных систем;
газотранспортная организация - организация,
которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы
и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты
находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;
газификация - деятельность
по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению
строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод
объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на
использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса;
охранная зона объектов системы
газоснабжения
- территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в
порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы
газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях
обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения
возможности их повреждения;
поставщик (газоснабжающая
организация)
- собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа
потребителям по договорам;
потребитель газа -
лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных
производственных или иных хозяйственных нужд.
Статья
3. Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в
Российской Федерации
Законодательное и нормативно-правовое
регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции
Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской
Федерации, Федеральном законе "О
недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях",
Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской
Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в
соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской
Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Глава II. Основы государственного регулирования газоснабжения
в Российской Федерации
Статья
4. Принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской
Федерации
В целях обеспечения единого подхода к
решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны
органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также
организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации,
устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной
области:
государственная поддержка развития
газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни
населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития
экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической
безопасности;
государственное регулирование
рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих
стратегическое значение;
повышение уровня газификации
жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных
на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и
реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ
газификации;
определение основ ценовой политики в
отношении газа;
создание условий для широкого
использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической
промышленности Российской Федерации;
обеспечение надежной сырьевой базы
добычи газа;
обеспечение энергетической безопасности
Российской Федерации.
Статья
5. Системы газоснабжения в Российской Федерации
Федеральная система газоснабжения -
совокупность действующих на территории Российской Федерации систем
газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения,
газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система
газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской
Федерации.
Для входящих в федеральную систему
газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций
- собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников
газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их
собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы
формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической,
промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья
6. Единая система газоснабжения
Единая система газоснабжения
представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из
технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно
управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи,
транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности
организации, образованной в установленных гражданским законодательством
организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного
комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или
приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой
газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется
государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья
7. Региональные системы газоснабжения и газораспределительные системы
Региональная система газоснабжения
представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из
технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно
управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи,
транспортировки, хранения и поставок газа, независим от Единой системы
газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в
установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и
порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность
либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством
Российской Федерации основаниях. Региональная система газоснабжения является
основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской
Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами
государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации. Газораспределительная система представляет собой имущественный
производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически
взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа
непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской
Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения
и находится в собственности организации, образованной в установленных
гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке,
получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность
либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы
представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию
и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а
также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их
обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Организация газоснабжения населения
является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и
муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в
границах муниципального района является полномочием органов местного
самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми
актами.
При купле-продаже акций собственников
региональных систем газоснабжения и собственников газораспределительных систем,
проведении других сделок или операций, связанных с изменением собственников
указанных акций, доля иностранных граждан или иностранных организаций не должна
превышать 20 процентов общего количества обыкновенных акций собственников
указанных систем.
Статья
8. Полномочия федеральных органов государственной власти в области
газоснабжения
К полномочиям федеральных органов государственной
власти в области газоснабжения относятся:
разработка и реализация государственной
политики в области газоснабжения;
разработка и принятие федеральных
законов, иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию
государственной политики в области газоснабжения;
разработка и реализация федеральной
программы газификации в Российской Федерации;
осуществление государственного
регулирования использования стратегических запасов газа, федерального
государственного надзора в области промышленной безопасности систем
газоснабжения, государственного экологического надзора в области газоснабжения,
а также федерального государственного контроля (надзора) за установлением и
(или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения;
стандартизация, обеспечение
единства измерений
и организация обязательного подтверждения соответствия в области газоснабжения;
установление показателей надежности и
качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Правительство Российской Федерации в
области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным
законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе:
устанавливает порядок формирования и
утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской
Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем
газоснабжения и прогноза потребности в энергетических
ресурсах;
утверждает правила поставок газа,
правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную
программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных
трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем
газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и
газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива,
перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное
право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат
ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители);
устанавливает принципы формирования цен
на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и
газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных
газораспределительными организациями при поставках газа населению в
соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской
Федерации;
утверждает порядок определения
показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по
газораспределительным сетям.
Статья
9. Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в
области газоснабжения
Статья
9 утратила силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа
2004 г. № 122-ФЗ.
Глава III. Особенности использования месторождений газа
Статья
10. Основания и порядок отнесения месторождений газа к объектам федерального
значения
К объектам федерального значения
относятся месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения
в Российской Федерации. Отнесение месторождений газа к объектам федерального
значения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
Часть
2 утратила силу согласно Федеральному закону от 18 июля 2008 г. № 120-ФЗ.
Статья
11. Формирование федерального фонда резервных месторождений газа
Статья
11 утратила силу согласно Федеральному закону от 18 июля 2008 г. № 120-ФЗ.
Статья
12. Особенности предоставления в пользование участков недр федерального
значения, содержащих газ
В целях обеспечения надежного
газоснабжения в Российской Федерации Правительством Российской Федерации
определяется перечень участков недр федерального значения, которые
предоставляются в пользование без проведения аукционов для разведки и добычи
газа или для геологического изучения недр, разведки и добычи газа,
осуществляемых по совмещенной лицензии, организации - собственнику Единой
системы газоснабжения или организации - собственнику региональной системы
газоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Организации, которой предоставлено право
пользования участком недр федерального значения, содержащим газ,
предоставляется лицензия, оформленная в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации о недрах.
Глава IV. Правовые основы функционирования и развития Единой
системы газоснабжения
Статья
13. Полномочия организации - собственника Единой системы газоснабжения
В целях обеспечения надежного
газоснабжения и выполнения международных договоров Российской Федерации и
соглашений о поставках газа организация - собственник Единой системы
газоснабжения:
обеспечивает строительство,
эксплуатацию, реконструкцию и развитие объектов Единой системы газоснабжения;
обеспечивает непрерывный диспетчерский
контроль за функционированием объектов Единой системы газоснабжения, а также
подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения;
осуществляет управление
функционированием Единой системы газоснабжения;
обеспечивает использование на объектах
Единой системы газоснабжения энергосберегающих и экологически чистых
оборудования и технических процессов;
осуществляет мероприятия, направленные
на обеспечение промышленной и экологической безопасности объектов Единой
системы газоснабжения, охраны окружающей среды;
осуществляет мероприятия, направленные
на предупреждение потенциальных аварий и катастроф, ликвидацию их последствий
на объектах Единой системы газоснабжения.
В процессе функционирования Единой
системы газоснабжения в целях повышения ее эффективности организация -
собственник Единой системы газоснабжения может осуществлять меры по
совершенствованию структуры данной системы газоснабжения без нарушения
надежности газоснабжения.
Статья
14. Неделимость Единой системы газоснабжения
Для обеспечения надежного газоснабжения,
безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы
газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки
и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Ликвидация организации - собственника Единой системы газоснабжения может быть
осуществлена только на основании Федерального закона.
Технологическое и диспетчерское
управление объектами, подсоединенными к Единой системе газоснабжения,
независимо от того, в чьей собственности они находятся, осуществляется централизованно
организацией - собственником Единой системы газоснабжения. Организация -
собственник подсоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может
осуществить вывод его из эксплуатации без согласования с организацией -
собственником Единой системы газоснабжения в период действия между ними
договора о подсоединении.
Статья
15. Акции организации - собственника Единой системы газоснабжения и особенности
их оборота
Суммарная доля обыкновенных
акций организации - собственника Единой системы газоснабжения, которые
находятся в собственности Российской Федерации и в собственности акционерных
обществ, более 50 процентов акций которых находится в собственности Российской
Федерации, не может составлять менее чем 50 процентов плюс одна акция общего количества
обыкновенных акций организации - собственника Единой системы газоснабжения.
Продажа и иные способы отчуждения таких обыкновенных акций могут быть
осуществлены на основании федерального закона.
Глава V. Правовые основы развития единого рынка газа на
территории Российской Федерации
Статья
16. Основы создания и развития единого рынка газа
Основами создания и развития единого
рынка газа на территории Российской Федерации являются:
формирование круга потребителей газа на
основе широкого внедрения газа как энергетического и топливного ресурса в
производство и быт на территориях субъектов Российской Федерации - развитие
газификации;
создание экономически взаимовыгодных
отношений потребителей и поставщиков газа;
создание условий надежного обеспечения
газом потребителей различных категорий;
проведение государственной политики
ценообразования, направленной на развитие единого рынка газа.
Статья
17. Правовые основы развития газификации территорий Российской Федерации
Развитие газификации территорий
Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи
и потребления газа, а также принятых в установленном порядке федеральной,
межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства,
промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации указанных
федеральных программ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансирование федеральных программ газификации жилищно-коммунального
хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств
федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и
иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Для финансирования программ газификации
жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных
на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к
тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом
случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют
контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате
введения указанных надбавок.
Статья
18. Правовые основы поставок газа
Поставки газа проводятся на основании
договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в
соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской
Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской
Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение
настоящего Федерального закона.
Преимущественное право на заключение
договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или
муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его
покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки
газа.
Для организаций, деятельность которых
финансируется за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской
Федерации вводит порядок обязательного заключения государственных контрактов на
поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных
государственных нужд, установленным законодательством Российской Федерации.
При заключении государственного или
муниципального контракта на поставки газа для государственных или муниципальных
нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный
государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления ежегодно предусматриваются в соответствующих бюджетах
средства на финансирование поставок газа, объем потребления которого
согласован.
Статья
19. Требования к поставляемому газу
Поставки газа потребителям
осуществляются только при его соответствии требованиям, утвержденным в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
Глава VI. Основы экономических отношений в области
газоснабжения
Статья
20. Принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения
Государственная ценовая политика в
области газоснабжения осуществляется на основе следующих принципов:
создание благоприятных условий для
поиска, разведки и освоения месторождений газа, добычи, транспортировки,
хранения и поставок газа, обеспечения самофинансирования организаций систем
газоснабжения;
абзац
3 утратил силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа
2004 г. № 122-ФЗ;
расширение сфер применения рыночных цен
на газ и услуги по газификации
жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций с учетом
стоимости, качества и потребительских свойств альтернативных газу видов
энергетических ресурсов в целях формирования рынка энергетических ресурсов;
федеральный государственный контроль
(надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен
(тарифов) в области газоснабжения;
удовлетворение платежеспособного спроса
на газ;
стимулирование использования газа в
качестве моторного топлива для транспортных средств в целях уменьшения выбросов
вредных веществ в окружающую среду и повышения экономической эффективности
использования топливных ресурсов;
обеспечение конкурентоспособности
российского газа на мировом энергетическом рынке;
возмещение за счет средств
соответствующих бюджетов организации - собственнику системы газоснабжения
фактических убытков в размере образовавшейся задолженности по оплате газа
неотключаемыми потребителями.
Статья
21. Регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа
Оказание услуг по транспортировке газа
по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и
регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о
естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными
законами.
По решению Правительства Российской
Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть
заменено государственным регулированием цен на газ для потребителей, а также
тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном
регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа
учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень
обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми
средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ
газа.
В целях осуществления расчетов между
организациями, входящими в состав системы газоснабжения, организация -
собственник данной системы определяет внутренние расчетные цены на газ и
внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа.
Используемые для расчета размера платы
за коммунальную услугу газоснабжения для населения и приравненных к нему
категорий потребителей установленные цены на газ применяются для расчетов за
газ, поставляемый организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных
домах в соответствии с жилищным законодательством.
Статья
22. Основы установления акциза на природный газ
Статья
22 утратила силу с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа
2004 г. № 122-ФЗ.
Статья
23. Регулирование тарифов на услуги газораспределительных организаций
Федеральный орган исполнительной власти
в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке
газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и
определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы
с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий
субъектов Российской Федерации.
Статья
23.1 Федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или)
применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения и
отмена решений об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения
Федеральный государственный контроль
(надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен
(тарифов) в области газоснабжения осуществляется уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением
федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или)
применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения,
организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008
года № 294-ФЗ "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом
особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным
законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях",
которые применяются к проверкам в отношении осуществляющих регулируемые виды
деятельности в области газоснабжения и не являющихся субъектами естественных монополий
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Предметом проверки является соблюдение
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и юридическими
лицами в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения требований
настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации в области газоснабжения в части определения
достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей,
учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области
газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств
при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения
юридическими лицами регулируемых государством цен (тарифов) в области
газоснабжения.
Принятые органами исполнительной власти
субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
с нарушением законодательства Российской Федерации решения об установлении цен
(тарифов) в области газоснабжения, государственное регулирование которых
осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат отмене федеральным
органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
Статья
23.2. Государственное регулирование платы за технологическое присоединение
газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям
Государственному регулированию подлежат
плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к
газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или)
стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое
присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее
величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с
методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров
данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом
исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Затраты газораспределительной организации
на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе
расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического
присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы
газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на
услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или)
предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона
специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение
и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом в состав
платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных
ставок, определяющих ее величину, не допускается включение расходов
газораспределительной организации, учтенных при установлении тарифов на услуги
по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных
надбавок к указанным тарифам, а в состав тарифов на услуги по транспортировке
газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным
тарифам не допускается включение расходов, учтенных при установлении платы за
технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок,
определяющих ее величину. Состав расходов газораспределительных организаций,
включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или)
стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется
федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Статья
24. Социальные гарантии для малоимущих граждан
Социальные гарантии для малоимущих
граждан в части компенсации понесенных ими затрат на приобретение газа и
перечень данных категорий граждан определяются законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья
25. Гарантии оплаты поставленного газа и услуг по его транспортировке
На основе договоров поставки газа и
договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить
поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий
договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
При несоблюдении условий указанных
договоров неотключаемыми потребителями, деятельность которых финансируется за
счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации,
ответственность за оплату поставок газа и оказание услуг по газоснабжению
возлагается на соответствующего государственного заказчика.
Глава VII. Антимонопольное регулирование газоснабжения
Статья
26. Антимонопольные правила для организаций - собственников систем
газоснабжения
Организациям - собственникам систем
газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается
совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе
такие действия, как:
навязывание потребителям газа условий
договоров, не относящихся к предмету договоров;
включение в договоры условий, которые
ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими
потребителями;
нарушение установленного нормативными
актами порядка ценообразования;
необоснованные отказы от заключения
договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей
его транспортировки;
создание препятствий независимым
организациям для доступа на рынок газа;
сокращение объема добычи и поставок газа
в целях поддержания монопольно высоких цен.
Статья
27. Доступ организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям
Организации - собственники систем
газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим
Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям,
осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным
мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предназначенный для
транспортировки указанными организациями газ должен соответствовать требованиям,
утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В первую очередь доступ к свободным
мощностям принадлежащих указанным в части первой настоящей статьи организациям
газотранспортных и газораспределительных сетей предоставляется поставщикам для
транспортировки отбензиненного сухого газа, получаемого в результате
переработки нефтяного (попутного) газа.
Глава VIII. Правовые основы взаимоотношений организаций -
собственников систем газоснабжения
и организаций иных отраслей экономики
Статья
28. Правовое регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации
объектов систем газоснабжения
Земельные участки для строительства,
эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям -
собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством
Российской Федерации.
Часть
2 утратила силу согласно Федеральному закону от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ.
Часть
3 утратила силу согласно Федеральному закону от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ.
Организации, в ведении которых находятся
объекты системы газоснабжения, расположенные в лесах, обязаны:
содержать охранные зоны объектов системы
газоснабжения в пожаробезопасном состоянии;
проводить намеченные работы, вырубать
деревья (кустарники) в охранных зонах объектов системы газоснабжения и за
пределами таких зон в порядке, установленном лесным законодательством
Российской Федерации.
При возникновении на объекте системы
газоснабжения аварии, катастрофы организация - собственник такой системы или
уполномоченная им эксплуатирующая организация имеет право беспрепятственной
доставки необходимых сил и средств к месту аварии, катастрофы и обязана в
полном объеме возместить нанесенный ею ущерб собственнику земельного участка,
по территории которого осуществлялась доставка необходимых сил и средств.
На земельных участках, отнесенных к
землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями
использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы
газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил
охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке
нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их
хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания,
строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до
объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником
системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не
имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения
или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и
ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них
аварий, катастроф.
Статья
29. Правовые основы взаимодействия систем газоснабжения и систем
электроснабжения
В целях обеспечения надежного
функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе
организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по
координации взаимодействия указанных систем, в том числе:
организации - собственники указанных
систем разрабатывают согласованные балансы потребления газа, электрической и
тепловой энергии, обеспечивающие их эффективное функционирование;
организация - собственник системы газоснабжения
и организация - собственник системы электро- и теплоснабжения заключают
долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов
системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения
с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ,
электрическую и тепловую энергию.
Глава IX. Правовые основы промышленной безопасности систем
газоснабжения в Российской Федерации
Статья
30. Правовое регулирование промышленной безопасности при осуществлении
газоснабжения
Правовое регулирование промышленной
безопасности в организациях, занимающихся газоснабжением в Российской
Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О
промышленной безопасности опасных производственных объектов",
Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
Федеральным законом "Об
экологической экспертизе", настоящим Федеральным законом и другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Порядок разработки и утверждения норм и
нормативов в области промышленной безопасности объектов систем газоснабжения
устанавливается федеральным органом исполнительной власти, специально
уполномоченным в области промышленной безопасности.
Статья
31. Прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах
систем газоснабжения
Часть 1 утратила силу с 1 января 2007 г. согласно Федеральному
закону от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ.
В отношении каждого объекта систем
газоснабжения постоянно осуществляется прогнозирование вероятности
возникновения аварий, катастроф. Требования, нормы, правила и методика
прогнозирования вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах систем
газоснабжения утверждаются федеральным органом исполнительной власти,
специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
Статья
32. Особенности обеспечения промышленной безопасности объектов систем
газоснабжения
Организация - собственник системы
газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации
в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях
проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения
осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких
объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
Юридические и физические лица, виновные
в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе
аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов,
оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти и
должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных
трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем
газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения
безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном
блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную
работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Здания, строения и сооружения,
построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных
расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств
юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Вмешательство в работу объектов систем
газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается.
Материальный ущерб, нанесенный
организации - собственнику системы газоснабжения в результате умышленного ее
блокирования или повреждения либо иных нарушающих бесперебойную и безопасную
работу объектов систем газоснабжения незаконных действий, возмещается в
установленном порядке виновными лицами или принявшими противоправные решения
лицами.
Материальный ущерб, нанесенный
организации - собственнику системы газоснабжения вследствие непреодолимой силы,
возмещается за счет средств обязательного страхования.
Статья
33. Обеспечение готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации
аварий, катастроф, ликвидации их последствий
Организация - собственник опасного
объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации
потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их
возникновения посредством осуществления следующих мероприятий:
создает аварийно-спасательную службу или
привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы;
осуществляет разработку планов
локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий;
создает инженерные системы контроля и
предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы
оповещения, связи и защиты;
создает запасы материально-технических и
иных средств;
осуществляет подготовку работников
опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных
аварий, катастроф, ликвидации их последствий.
Перечень мероприятий по обеспечению
готовности опасного объекта системы газоснабжения к
локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий
разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и
согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной
власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.
Статья
34. Учетно-отчетное время для объектов систем газоснабжения
Для объектов систем газоснабжения
независимо от местонахождения таких объектов решением Правительства Российской
Федерации устанавливается единое учетно-отчетное время, которое определяет
начало учетных суток, учетного месяца, учетного года для всех организаций,
осуществляющих деятельность по добыче, транспортировке и поставкам газа.
Глава X. Заключительные положения
Статья
35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает
в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской
Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Поручить Правительству Российской
Федерации внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов
Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
|
Б.
Ельцин
|
|
|
Москва, Кремль
|
|
31 марта 1999 г.
|
|
№ 69-ФЗ
|
|