МАШИНЫ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ, ТОРМОЗА МЕХАНИЧЕСКИЕ. МЕТОДЫ РАСЧЕТА
РТМ 24.090.19-76
Издание официальное
РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Всесоюзным научно-исследовательским проектно-конструкторским институтом подъемнотранспортного машиностроения, погрузочно-разгрузочного и складского оборудования и контейнеров (ВНИИПТмаш)
Директор А. X, Комашенко
Заведующий отделом стандартизации А,С. Оболенский Руководитель темы И.О. Спицына Руководители и исполнители темы:
МвП. Александров (МВТУ им. Баумана)
Б.Н. Котельников (ВНИИстройдормаш)
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным промышленным объединением *Союзподъемтрансмаш "
Главный инженер В.К. Пирогов
УТВЕРЖДЕН Министерством тяжелого и транспортного машиностроения
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 9 февраля 1976 г. № ГС-002/1086,
©Научно^сподомтельский институт информации по тцмспому итраде|^тмму'машиностро«ни1о, 1979
PTM 24*090.19-76 Стр. 9
Продолжение табл, 2
Материалы фрикционной пары |
Коэффициент трения при |
JJfWiyC-
каемая |
|
|
|
|
|
|
Накладки |
Шкива
или диска |
отсутствии
смазки |
случайном
попадании
смазки |
обильной с маске |
ратура,
°С |
Пластмассы
(ПМПЙ W А_0 |
Чугун |
0,22-0*40 |
6,12-0,15 |
0,06-0,12 |
250 |
1И1Щ l\4talQy |
|
|
|
|
|
КФ-SNV, К217-В7 |
Сталь |
0,22-0,45 |
0,15-0,20 |
- |
- |
Фибра |
Сталь |
0,20 |
0,17 |
0,12 |
120 |
Текстолит |
Сталь |
0,25-0,30 |
0,12 |
0,10 |
' 150 |
Металлокера
мика: |
|
|
|
|
|
на медной основе MK-S |
|
0,17-0,25 |
— |
0,08-0,15 |
300 |
на железной основе ФМК-8 |
Чугун |
0,16-0,22 |
— |
“ |
1000 |
на железной |
|
0,26 |
- |
- |
1000 |
основе ФМК-11 |
|
|
|
|
|
на железной |
|
0,96 |
- |
- |
1000 |
основе |
|
|
|
|
|
МКВ-60А |
|
|
|
|
|
3,3. Допускаемые давления для колодочных и Ленточных тормозов при работе без смазки приведены в табл. 3.
Таблица 3
Дтгяийшд л<т<анпя.,1а/. в шодйашьк. дтдчрцк тррм°э^, . kes/cm2 |
Материалы трущихся поверхностей |
Тормоза |
стопорные |
спускные |
Сталь или чугун по чугуну ............... |
15 |
10 |
Сталь по стали ...................... |
4 |
2 |
Тканая тормозная лента по стали или чугуну ......................................... |
6 |
3 |
формованный фрикционный материал по стали или чугуну .......................... |
8 |
4 |
Вальцованный и прессованный фрикционный материал по стали или чугуну |
6 |
3 |
|
Crp. 10 PTM 24.090.19-76
Для однодисковых и конусных тормозов, работающих со смазкой трущихся поверхностей, допускаемые давления принимаются по табл. 4.
Для многодисковых тормозных устройств допускаемые давления, приведенные в табл. 4, снижаются на 25-30%. В грузоупорных тормозах с металлической парой трения, работающих в масляной ванне, допускаемое давление принимается не более 3 кгс/см
Таблица 4
Допускаемые значения давлений [о7 в дисковых и конусных тормозах.*кгс/см^ |
|
|
Смазка |
|
Материалы трущихся поверхностей |
отсутствует |
густая |
масляная
ванна |
Закаленная сталь по Закаленной стали |
3 |
4 |
8 |
Сталь или чугун по чугуну ............... |
4 |
6 |
8 |
Сталь по бронзе ..............................
Тканые и плетеные фрикционные мате |
3 |
4 |
5 |
риалы по металлу .........................
Прессованные, вальцованные материа |
3 |
6 |
8 |
лы по металлу ..............................
Металлокерамические фрикционные материалы по металлу в зависимости |
6 |
10 |
12 |
от типа металлокерамики ............... |
8-10 |
12-15 |
20-50 |
Текстолит по стали ......................... |
3 |
4 |
6 |
|
3.4. В многодисковых тормозах, работающих в масле, количество его, необходимое для образования устойчивой масляной пленки не должно быть меньше 0,07-0,08 см^/сьАс. в целях повышения теплоотвода количество масла следует увеличить до 0,11-0,13 см®/см^,с.
3.5. Тормозные шкивы рекомендуется изготовлять из стали 35СГ (закалка до температуры 900°С в масле, отпуск при температуре 350°С, твердость НВ 420) или стали 65Г и 65ГЛ (сорбитизация или закалка ТВЧ на глубину 3-4 мм до твердости не менее НВ 350).
Для тормозных шкивов механизмов передвижения и поворота допускается применение чугуна с механическими свойствами не ниже марки СЧ28-48 по ГОСТ 1412-70.
PTM 24.090,19-76 Стр. И
3.6. Крепление фрикционного материала к колодке, ленте, диску должно быть надежным (без снижения надежности по мере износа фрикционного материала), долговечным и обеспечивать быструю сМену накладок. Конструкция крепления не регламентируется.
Одним из способов является крепление накладок термостойким клеем ВС-ЮТ к сменным колодкам. Большое распространение находит крепление фрикционного материала с помощью закладных карманов и крепление латунными или медными заклепками.
4. КОЛОДОЧНЫЕ ТОРМОЗА 4.1, Общие положения,
4,1,1» Значения радиальный установочных зазоров между колодкой и шкивом при расчетах хода рычажной системы тормоза принимаются по табл. 8.
Таблица 5
Радиальные, установочные Зазоры между колодкой и шкивом |
Диаметр тормозного шкива, мм |
160 |
200 |
250 |
320 |
400 |
500 |
830 |
800 |
6, мм |
0,8 |
1.0 |
1.0 |
1,25 |
1,25 |
1.S |
1.S |
1,75 |
|
4.1.2. Расчет тормозных рычагов ведется по изгибающему
моменту Мг в опасном сечении рычага: и
6 = ОС ~т~ кгс/см2,
W
о
где v/~ момент сопротивления изгибу в опасном сечении, см , оС- динамический коэффициент, учитывающий влияние ударной нагрузки при замыкании тормоза, принимаемый по табл. 6.
Стр. 12 РТМ 24*090.19-76
Таблица 6
Динамический коэффициент оС |
Тип тормоза |
ОС |
С короткоходовыми электромагнитами |
|
переменного тока типа МО-Б ........
С короткоходовыми электромагнитами |
2,50 |
постоянного тока типа МП с длинноходовыми электромагнитами переменного тока ............................ |
2,00 |
С длинноходовыми электромагнитами |
|
постоянного тока ........................ |
1,50 |
С электрогидравлическими и электро |
|
механическими толкателями и управляемые ................................... |
1,25 |
|
Материал рычагов - сталь. Допускаемые напряжения па из гиб [б] “ 0,4 • При расчете осей с учетом динамики замы
кания тормоза запас прочности относительно предела текучести (S должен быть не менее 1,5.
Т4.1*3. Давления в шарнирах не должны превышать 30 кгс/см^ для сталей 45, 50 и 60 с закалкой до твердости НВ 300-350.
При применении в шарнирах рычажных систем тормозов ме-таллофгоропластовой ленты типа ВИ-1-67 по ВТУ-МФПЛ-66 допускаемые значения удельной работы принимаются по табл. 7.
Таблица 7
о
Значения допускаемой удельной работы рУ. кгс.м/см .с |
|
Длительность работы, ч |
Материал оси |
|
|
|
|
|
1000 |
10000 |
Сталь без термообработки ... .......... |
10,в |
8,15 |
Сталь закаленная ........... ............... |
П.7 |
8,5 |
|
4.1*ч, Л-’ычажная система тормоза проверяется расчетом на жесткость. Мертвый ход рычажной системы с учетом зазоров и упругой деформации элементов не должен превышать 10% хода якоря или штока толкателя.
4.2, Расчет тормоза с короткоходовым электромагнитом и пружднным замыканием,
4.2.1. Результирующая сила Р (^ерт. 3) основной вспомогательной пружин
Р ~ Pq~ Pg ~ До Kg ~~ К ГС у
Р& и Р$ - усилия основной и вспомогательной пружин, кгс, До “Ag - осадка основной и вспомогательной пружин, мм; К0 и К$ ~ жесткость основной и вспомогательной пружин, кгс/мм.
Mr и
кгс
Расчетная схема колодочного тормоза с короткоходовым электро' • магнитом и пружинным замыканием |
|
Черт, 3 |
Стр. 14 РТМ 24.090* 19-76 где JJ 9 ly - размеры по черт. 3, см;
f - коэффициент трения фрикционной пары (см. табл. 2);
2 - КПД рычажной системы тормоза;
2 - 0,95 - при наличии смазки в шарнирах; 0,9 - без
смазки.
При расчете пружин тормозов с электромагнитами переменного тока (типа МО-Б) следует учитывать момент от массы якоря магнита, уменьшающий рабочее усилие основной пружины, и соответственно корректировать величину ее расчетного усилия. Усилие вспомогательной пружины принимается Рв « 2-6 кгс в зависимости от размера тормоза,
4.2.2. Нормальное усилие от давления каждой колодки тормоза на шкив без учета влияния неуравновешенной массы электромагнита
Среднее давление между колодкой и шкивом
р - jf £ [р] кгс/см2,
где /р/ - допускаемое давление, принимаемое по табл. 3;
F - площадь соприкосновения обкладки со шкивом
л-_ WB ру ло _ 2
F ~~ 360 СМ '
где В - диаметр шкива, см;
В - ширина колодки, см;
Р - угол обхвата шкива колодкой принимается в пределах 60-120° (в тормозах с прямыми рычагами - 60-90°). Влияние массы электромагнитов типа МП или МО-Б на величину нормального усилия N мало :и может не учитываться при расчете среднего давления.
4.2*3. Усилие, действующее на ось колодки тормоза
S^N Vf+f* кгс.
Оси колодок и рычагов рассчитываются на изгиб как двухопорные балки, нагруженные равномерной распределенной наг-
PTM 24.090,19-76 Стр. 15
рузкой (значения запаса прочности и материал оси приведены в п. 1.3).
4.2.4. Максимально допустимый установочный зазор между колодками и шкивом
где h - половина максимально допустимого хода штока тормоза, см;
Ь и - плечи рычагов тормоза, см.
4.3. Расчет тормоза с длииноходовым электромагнитом и с мыканием массой груза.
4,3.1. Усилие замыкания тормоза (черт. 4).
Расчетная схема колодочного тормоза с грузовым замыканием |
|
Черт. 4 |
Стр. 16 РТМ 24.090.19-76
При приближенных расчетах величиной t262 можно пренебречь (как малой),
4.3.2. Нормальное усилие от давления на колодку левого рычага при направлении вращения шкива, указанном на черт. 4,
раВН° А/ р* 1 т Мг (h +
, = Г,-Л? ~ fOliZ
Давление между шкивом и колодкой левого рычага
р = j=r [pj кгс/см2,
где R - площадь соприкосновения обкладки со шкивом, см2; fpj - допускаемое давление между трущимися поверхностями, принимаемое по табл, 3,
4.3.3. Нормальное усилие от давления на колодку правого рычага
Ггг P,l Mr(lf~fe)
2 if+fB ~ flUtZ
Проверка давлений производится по усилию ЛЛ, так как
ы2 < Nv
4.3*4. Усилие, изгибающее тормозной вал в процессе торможения
AS = S, -5г = —Vf '+f* кгс.
Вертикальная составляющая изгибающего усилия
я с rr 2>*rfS ASe = FrF2 = -]j-q- кгс.
Горизонтальная составл-яющая изгибающего усилия
о AJ О
AS г — Ы,-/»£ = кгс.
При прямых рычагах плечо = 0 и AS -0.
PTM 24.090.19-76 Стр. 17 4.3.5. Усилия, действующие в стержнях тормозной системы
Q= /R2+Tz+2RT'Sin*l КГС.
4.3,6. Усилия в опорных шарнирах тормозных рычагов Y] ~Fj+ Pr tffoi кгс,
Xr a fy-Pf нг с ; Х2 - N2~fi кгс>
у2 = гг + рг(1/к-*-*?<*) кгс•
4,3.7. Вес груза, необходимый для создания усилия
ния Pj
п _ pt¥R ~(&рт +&якС)*г
*гР" d
где & - вес тормозного рычага, кгс;
^як "" вес ЯК0РЯ электромагнита, кгс;
2 - КПД рычажной системы, равный 0,9-0,95.
4.4. Расчет тормоза с длинноходовым электромагнитом и с замыканием усилием пружины сжатия.
4.4.1. Усилие пружины, необходимое для создания расчетного тормозного момента Мт (черт. 5).
_ Mrt_ _ &як d+G-p с _£ кгс ’а в< '
4.4.2. Нормальное усилие от давления на колодку
В остальном расчет данного тормоза аналогичен расчету тормоза с длинноходовым электромагнитом и с замыканием массой груза.
Расчетная схема колодочного тормоза с пружинно-грузовым замыканием |
|
Расчетная схема колодочного тормоза с электрогидравлически м толкателем
о |
|
РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
МАШИНЫ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ РТМ 24.090.19-76 ТОРМОЗА МЕХАНИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ РАСЧЕТА Вводится впервые
Распоряжением Министерства тяжелого и транспортного машиностроения от 9 февраля 1976 г. № ГС-002/1086 данный руководящий технический материал утвержден в качестве рекомендуемого.
Настоящий РТМ распространяется на механические тормоза подъемно-транспортных машин и содержит расчет основных типов устройств и их основных элементов.
1. ХРАПОВЫЕ ОСТАНОВЫ
1.1. Расчетный случай: собачка упирается в вершину зуба храпового колеса (приведен на черт. 1).
Уравнение прочности по смятию кромок зуба колеса и собачки
кгс/см,
- ширина кромки зуба, см;
- линейное давление на кромке, кгс/см;
- допустимое линейное давление с учетом динамического характера нагружения, принимаемое по табл. 1, кгс/см.
Окружное усилие
р=Ш_ -
1..........Д......-
74045311
PTM 24.090.19-76 Стр. 19
4.5. Расчет тормоза с электрогидравлическим приводом.
4.5.1. Горизонтальное усилие замыкания тормоза Р (черт, б), приложенное к верхнему шарниру тормозных рычагов
* мПг fDtl
4.5.2. Необходимое усилие пружины
> - Mrlt а
п fnzI с
Влияние веса подвижных элементов толкателя (поршня и штока) и веса верхнего рычага тормоза не учитывается.
4.5.3. Усилие толкателя
рт =РП ~f кгс-
4.6. Расчет трехколодочного тормоза.
4.6.1. Общий тормозной момент М образуется из суммы моментов трения, создаваемых каждой колодкой (черт, 7),
Расчетная схема треххолодочного тормоза |
|
Черт. 7. |
Стр. 2 РТМ 24,090* 19-76
где JJ - внешний диаметр храпового колеса, см;
Z - число зубьев храпового колеса;
/77 - модуль зацепления храпового колеса, см;
М - крутящий момент на валу храпового колеса, кгс*см. Соотношение между шириной зуба б и модулем т определя-
g
ется коэффициентом С = —» принимаемым в зависимости от материала храпового колеса по табл, t с учетом степени точности монтажа. Ширина собачки принимается на 2-4 мм шире зуба храпового колеса.
Значения запасов прочности Н даны для чугуна относитель-
н° £?„, а для сталей - относительно М . вр w т
Храповой останов |
|
а - схема; б - расчетное положение собачки Черт. 1. |
PTM 24.090.19-76 Стр. 3
Таблица 1
Значения С и П в зависимости от материала
храпового колеса при расчете зубьев ла_ изгиб |
Материал храпового колеса |
Коэффштент
с ~ 7п |
|
Запас прочности п |
Чугун с механическими свойствами не ниже марки СЧ 15-32 (ГОСТ 1412-70) ...................... |
2,0 |
150 |
5 |
Сталь 35ЛП, 55Л11 (ГОСТ 077-65) |
1,5-4,0 |
300 |
4 |
СтЗ спЗ (ГОСТ 380-71) ............ |
1,0-2,0 |
350 |
3 |
Сталь 45-2-а(б) (ГОСТ 1050-74).. |
1,0-2,0 |
400 |
3 |
|
Примечание. Значения [у] даны для механизмов с ручным и машинным приводами легкого режима работы. Для более тяжелых условий работы приведенные значения рекомендуется уменьшить на 25-30%.
В расчете кромок на смятие величина модуля по формулам:
при известном числе зубьев колеса
гм
при известном диаметре храпового колеса Я
гм
С[Ч] л
Если /77 ^ 6 мм, то производится проверка зуба на изгиб по формулам:
для внешнего зацепления
м
г[б]и
для внутреннего зацепления
м
С z [б] и
Стр. 4 РТМ 24.090.19-76
где [(jJ - допускаемое напряжение изгиба, определенное пб запасу прочности, принимаемому по табл. 1,
Проверка напряжений в зубе храпового колеса проводится по формулам:
для внешнего зацепления
б4s, f6] кгс/см2;
т3 гС L Ju
для внутреннего зацепления
1.2, В зависимости от конструктивного исполнения собачка храпового останова работает на изгиб и сжатие или на изгиб и растяжение. Механические свойства материала собачки не ниже стали 45-2а(б).
Каждая собачка независимо от их числа в храповом устройстве рассчитывается на полное окружное усилие Р.
Напряжение в расчетном сечениии К — ft собачки (см. черт. 1), работающей на изгиб и сжатие
^ Гб] кгс/см2,
В№ BP LJuc
где В - ширина тела собачки в сечении п- ft, см; d1 - высота сечения tt, см; е - плечо изгиба собачки, см.
Собачка, работающая на растяжение и изгиб, проверяется также по изгибу в сечении Х~Х (см. черт. 1):
Допускаемое напряжение изгиба определяется при
запасе прочности ft ш 5 относительно предела текучести.
1.3. Ось собачки проверяется на изгиб
б,,~ ——^ Гб1 кгс/см2,
и 0,1 d3 L J U
PTM 24.000,19-76 Стр. 5
где 8 - плечо действия окружного усилия, равное расстоянию
от центра сечения собачки до заделки оси собачки, см;
й - диаметр оси, см.
Материал оси - не ниже стали 35-2а(б). Запас прочности П « 2,5-3.
1,4, Построение профиля зуба храпового колеса и собачки приведено в приложении справочном.
2. РОЛИКОВЫЕ ОСТАНОВЫ
2,1. Расчет роликовых остановов (черт. 2) ведется по расчетному крутящему моменту
М
где М - номинальный крутящий момент, кгЬ*см;
+ к ^ - коэффициент динамичности, равный сумме коэффициента к yg » учитывающего влияние типа примененного двигателя, и коэффициента к , учитывающего
„ м
влияние типа подъемно-транспортной машины;
Расчетная схема роликового останова |
|
Черт. 2. |
Стр. 6 РТМ 24.090.Ш-76
K^g = 0,25 - при электроприводе; 0,4 - при двигателе внутреннего сгорания шестицилиндровом; 0,5 - при двигателе внутреннего сгорания четырехцилиндровом; км = Ь2 - для элеваторов, ленточных конвейеров и грузовых подъемников; 1,4 - для подвесных дорог' и барабанов транспортирующих машин; 2 - для кранов и пассажирских лифтов; кт “ 0,65-0,9 коэффициент, учитывающий точность изготовления и монтажа останова. При повышенной точности применяются большие значения,
2.2. Максимальное касательное контактное напряжение в месте контакта ролика со втулкой
Г-0, 142 Л Iмрасу ' Е ' ^ т кгс/см2,
V z/Hp Пд<*/г —LJ
где z - число роликов (принимаемое обычно в пределах от 3 до 5);
Г - радиус ролика, см; сС - угол зацепления, град;
Е - приведенный модуль упругости материала контактирующих элементов останова, кгс/см^;
£р - рабочая длина ролика, см;
R - радиус отверстия корпуса, см.
Допускаемые контактные напряжения [Т] при линейном контакте роликов для механизмов о малым числом включений
Для механизмов с частыми включениями пониженным допускаемым напряжениям
[Г] = (80-120) HRC кгс/см2.
N ц - общее число циклов нагружения за срок службы, когда А/ > Ю7.
Ролики остановов изготовляются из стали ШХ15 с твердостью HRC 59-63, Для механизмов с малым числом включений применяется сталь У8А с твердостью HRC 60-62. Целесообразно
PTM 24.090.19-76 Стр. 7
использование роликов, изготовляемых подшипниковой промышленностью.
Корпус и втулка изготовляются из сталей ШХ15 (HRC 59-63), 40Х (HRC 48-55), £/10 (HRС 60-64).
Длина ролика £р принимается в пределах (l-4)d ; чаще всего / = (1,15-1,5) d , где d - диаметр ролика.
Угол заклинивания сС определяется из условия заклинивания роликов в клиновидном пазу, т.е.
oC<Za%cto -f ,
где j? j & / 2 " коэФФИ1*иенты трения между роликом и рабочими поверхностями корпуса и втулки. При jP ^ ^^ сС <£. 2 J) у где J3 - угол трения.
Для обеспечения саморасклинивания останова принимают угол ОС = 6-8°. Для проверочных расчетов
гс+й
oc=axccos ——— '
В-Ф
Отношение чаще всего принимают равным восьми. Расстояние между осью ролика и осью втулки
D-d
Размер С определяется по зависимости
РАСЧЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТОРМОЗНЫХ УСТРОЙСТВ
3.1. Исходным параметром расчета тормозных устройств яв
ляется заданная величина тормозного момента Мт (см. РТМ по расчету механизмов кранов РТМ 24.090.28-77 и РТМ
24.090.29-77).
3.2. Значения коэффициента трения фрикционных материалов по металлическому элементу трущейся пары приведены в табл. 2.
Стр. 8 РТМ 24.090.19-76
Табпица 2
Зависимость коэффициентов трения скольжения и допускаемой температуры нагрева от материала Фрикционной пары
Маюриалы фрикционной пары |
Коэффициент трения при |
Допус
каемая
темпе
ратура,
°С |
Накладки |
Шкива или диска |
отсутствии
смазки |
случайном
попадании
смазки |
обильной
смазке |
|
Чугун |
0,15-0,20 |
0,10 |
0,05-0,08 |
320 |
Чугун |
Сталь |
0,17-0,20 |
0,12-0,15 |
0,06-0,08 |
260 ^ |
Сталь |
Сталь |
0,15-0,18 |
0,10-0,12 |
0,06*0,08 |
260 |
|
Бронза |
0,18 |
0,15 |
0,07-0,10 |
- |
Бронза |
Чугун |
0,20 |
0,16 |
0,05-0,10 |
150 |
|
Сталь |
0,15-0,20 |
0,12 |
0,08-0,11 |
150 |
Тканая тормозная лента типа А ГОСТ 1198*69 |
Чугун |
0,35-0,40 |
0,32-0,35 |
0,10-0,12 |
200 |
Тканая тормозная лента типа Б ГОСТ 1198-69 |
Чугун,
сталь |
0,32-0,35 |
0,30-0,32 |
0,09-0,12 |
175 |
Вальцованная лента 8-45-63 ГОСТ 15960-70 |
Чугун,
сталь |
0,42-0,45 |
0,35-0,88 |
0,12-0,15 |
220 |
Вальцованная лента 6КВ-10 ГОСТ 15960-70 |
Чугун,
сталь |
0,42-0,48 |
0,35-0,40 |
0,12*0,16 |
220 |
Холодно формованный на асбестовой основе при каучуковом связующем |
Чугун |
0,30-0,42 |
- |
- |
220 |
Сталь |
0,32-0,45 |
- |
- |
220 |
Горячеформо-т ванный на асбестовой основе при каучуковом связующем |
Чугун |
0,30-0,42
0,32-0,43 |
- |
- |
240 |
Асбокартон (да латексе, да бакелите) |
Чугун |
0,35 |
- |
- |
180 |
Сталь |
0^32 |
- |
- |
220 |
Ретинакс | Чугун |
0,30-0,98 |
- |
- |
юоо |