УКАЗПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму постановляю:
1. Образовать в городах Каспийске, Мурманске, Петропавловске-Камчатском, Симферополе и Южно-Сахалинске оперативные штабы в морских районах (бассейнах) для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, управления контртеррористическими операциями в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации, в других морских пространствах, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права и юрисдикцию, а также на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.
Руководителями оперативных штабов в морских районах (бассейнах), если председателем Национального
антитеррористического комитета не принято иное решение, по должности являются руководители пограничных органов федеральной службы безопасности в зонах ответственности, установленных председателем Национального
антитеррористического комитета.
2
2. Возложить на оперативные штабы в субъектах Российской Федерации организацию планирования применения выделенных для борьбы с терроризмом сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, а также управление контртеррористическими операциями, проводимыми на территориях субъектов Российской Федерации и во внутренних морских водах, прилегающих к этим территориям.
3. Возложить на оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, функцию по организации планирования применения выделенных сил и средств Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - Объединенная группировка), дислоцированных на территориях этих субъектов.
Командующему Объединенной группировкой по заявкам руководителей оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, выделять необходимые силы и средства, в том числе средства материально-технического обеспечения. Заявки на применение сил и средств Объединенной группировки за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого они дислоцируются, подлежат согласованию с руководителем оперативного штаба в этом субъекте Российской Федерации.
4. Установить, что:
а) решения Федерального оперативного штаба, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для исполнения всеми государственными органами, представители которых входят в состав оперативных штабов в морских районах (бассейнах);
б) решения оперативных штабов в морских районах (бассейнах), принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения всеми государственными органами, представители которых входят в состав этих штабов.
5. Установить, что:
а) первоочередные меры по пресечению террористического акта или действий, создающих непосредственную угрозу его совершения, осуществляются силами и средствами федеральных органов исполнительной власти. Порядок осуществления первоочередных мер определяется совместным нормативным правовым актом
3
Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
Федеральной службы охраны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) до начала работы оперативных штабов в субъектах Российской Федерации или оперативных штабов в морских районах (бассейнах) первоочередные меры по пресечению террористического акта или действий, создающих непосредственную угрозу его совершения, организует:
в случае совершения такого акта или таких действий на территории муниципального образования и в прилегающих к ней внутренних морских водах - начальник соответствующего подразделения органа федеральной службы безопасности, дислоцированного на данной территории, а при отсутствии указанного подразделения - начальник соответствующего органа внутренних дел Российской Федерации;
в случае совершения такого акта или таких действий в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации, в других морских пространствах, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права и юрисдикцию, а также на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, - начальник соответствующего подразделения пограничного органа федеральной службы безопасности в установленной зоне ответственности.
6. Сформировать:
а) оперативные группы для осуществления первоочередных мер по пресечению террористического акта или действий, создающих непосредственную угрозу его совершения, на территории муниципального образования и в прилегающих к ней внутренних морских водах;
б) оперативные группы для осуществления первоочередных мер по пресечению террористического акта или действий, создающих непосредственную угрозу его совершения, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе
4
Российской Федерации, в других морских пространствах, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права и юрисдикцию, а также на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.
7. Образовать в пограничных органах федеральной службы безопасности в установленных зонах ответственности аппараты оперативных штабов в морских районах (бассейнах) для организационного и материально-технического обеспечения деятельности этих штабов.
Структура, штатная численность и порядок комплектования аппаратов оперативных штабов в морских районах (бассейнах) определяются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Должности в аппаратах оперативных штабов в морских районах (бассейнах) подлежат замещению государственными гражданскими служащими и военнослужащими органов федеральной службы безопасности, а также государственными гражданскими служащими и военнослужащими, прикомандированными к Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
8. Утвердить прилагаемые:
а) Положение о Национальном антитеррористическом комитете;
б) состав оперативного штаба в морском районе (бассейне) по должностям.
9. Председателю Национального антитеррористического комитета в 6-месячный срок:
а) определить зоны ответственности оперативных штабов в морских районах (бассейнах);
б) утвердить:
положение об оперативных штабах в морских районах
(бассейнах);
положение об аппаратах оперативных штабов в морских районах (бассейнах);
положение об оперативных группах в муниципальных образованиях и их состав по должностям;
положение об оперативных группах в морских районах
(бассейнах) и их состав по должностям;
в) привести в соответствие с настоящим Указом:
5
положения о Федеральном оперативном штабе и об оперативных штабах в субъектах Российской Федерации;
положения об аппаратах Национального антитеррористического комитета, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, а также положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и ее регламент.
10. Установить, что финансирование расходов, связанных с реализацией полномочий председателя Национального антитеррористического комитета по поощрению физических и юридических лиц, отличившихся в области противодействия терроризму, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
11. Признать утратившими силу:
абзацы второй, третий и четвертый пункта 41, пункты 8, 81, 9 и подпункт "а" пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 8, ст. 897);
абзацы семнадцатый и восемнадцатый подпункта "а", подпункты "б" и "в" пункта 3 и пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 августа 2006 г. № 832с "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации по вопросам совершенствования управления контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 32, ст. 3535);
подпункт "а" пункта 1 и пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 2007 г. № 1470 "О внесении изменений в Положение о Национальном антитеррористическом комитете, в состав Национального антитеррористического комитета по должностям и в состав Федерального оперативного штаба по должностям, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 46, ст. 5562);
абзацы четвертый, пятый и шестой подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № 1267 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации
6
от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму" и в состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации, за исключением Чеченской Республики, по должностям, утвержденный этим Указом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 46, ст. 5460);
распоряжение Президента Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 352-рпс.
12. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Москва, Кремль 26 декабря 2015 года №664
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664
ПОЛОЖЕНИЕ о Национальном антитеррористическом комитете
1. Национальный антитеррористический комитет (далее -Комитет) является коллегиальным органом, образованным в целях организации и координации деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах).
2. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. В составе Комитета функционирует Федеральный оперативный штаб.
4. Основными задачами Комитета являются:
а) мониторинг состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики и совершенствованию нормативно-правового регулирования в области противодействия терроризму;
б) организация и координация деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
2
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах);
в) информационное сопровождение деятельности по противодействию терроризму.
5. Комитет осуществляет следующие основные функции:
а) в целях мониторинга состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовки предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики и совершенствованию нормативноправового регулирования в области противодействия терроризму:
анализ причин и условий возникновения и распространения терроризма, разработка мер по их устранению;
мониторинг террористических угроз и террористической активности в Российской Федерации, разработка мер по противодействию этим угрозам;
анализ и оценка эффективности мер, принимаемых в области противодействия терроризму федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах), разработка предложений по их совершенствованию;
подготовка проектов концепций, планов и иных документов в области противодействия терроризму;
анализ правоприменительной практики, изучение зарубежного опыта в области противодействия терроризму и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и его гармонизации с нормами международного права;
подготовка докладов о результатах деятельности Комитета и Федерального оперативного штаба, а также предложений по формированию государственной политики в области противодействия терроризму;
б) в целях организации и координации деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными
3
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах):
организационное руководство, методическое обеспечение и контроль деятельности антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, оперативных штабов в морских районах (бассейнах);
осуществление контроля за исполнением решений Комитета и Федерального оперативного штаба;
подготовка предложений по обеспечению
антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей;
разработка мер по противодействию ресурсному обеспечению террористической деятельности;
формирование по согласованию с федеральными органами исполнительной власти расчета сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, привлекаемых к участию в проведении контртеррористической операции и в мероприятиях по минимизации и (или) ликвидации последствий террористического акта;
выработка решений по организации подготовки и применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, привлекаемых к участию в проведении контртеррористической операции и в мероприятиях по минимизации и (или) ликвидации последствий террористического акта, а также по совершенствованию взаимодействия этих сил и средств;
осуществление по согласованию с федеральными органами исполнительной власти контроля за состоянием готовности сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к выполнению задач по борьбе с терроризмом;
разработка мер по противодействию распространению идеологии терроризма, а также по обеспечению зашиты единого информационного пространства Российской Федерации;
4
определение порядка применения дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства при возникновении террористических угроз;
организация взаимодействия общественных объединений и религиозных организаций, других институтов гражданского общества и граждан с органами государственной власти, а также привлечение их к участию в противодействии терроризму;
подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих деятельность по борьбе с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также лиц, пострадавших от террористических актов;
выработка рекомендаций по обеспечению защиты граждан Российской Федерации от террористических посягательств за пределами Российской Федерации;
в) в целях информационного сопровождения деятельности по противодействию терроризму:
своевременное информирование населения через средства массовой информации о преступлениях террористической
направленности или об угрозах их совершения, а также о мерах по минимизации и (или) ликвидации последствий таких преступлений;
обеспечение согласованности позиций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов при взаимодействии со средствами массовой информации по вопросам, касающимся освещения преступлений террористической направленности, информирования об угрозах их совершения и о мерах, принимаемых в целях предупреждения, пресечения таких преступлений, минимизации и (или) ликвидации их последствий;
размещение в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" материалов о деятельности Комитета и Федерального оперативного штаба;
распространение ориентированной на зарубежную аудиторию информации об основных принципах и практике противодействия терроризму в Российской Федерации.
6. Комитет для решения возложенных на него задач имеет право:
а) принимать решения по вопросам, отнесенным к его компетенции;