МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР ГЛАВНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОиТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
ВСЕСОЮЗНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА "ОРГЭНЕРГОСТРОЙ "
ОДЕССКИЙ ФИЛИАЛ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НА СООРУЖЕНИЕ ПОРТАЛОВ ОРУ 330 КВ
МОСКВА 1981
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР
ГЛАВНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
ВСЕСОЮЗНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
"ОРГЭНЕРГОСТРОЙ"
ОДЕССКИЙ ФИЛИАЛ
Утверждена решением Главного производственно-технического
reвлeния по строительству 7 от 10 апреля 1973 года
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА СООРУЖЕНИЕ ШИННОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО ПОРТАЛА ОРУ ЗЭО кВ, УСТАНАВЛИВАЕМОГО В СВЕРЛЕНЫЕ КОТЛОВАНЫ ТК Ш - 1.4
Москва-1981г
|
Рис.5. Разрез на стадии монтажа траверсы:
I - кран K-I62 £стр.= 18 м; 2 - стойка СЦ-12П; 3 - траверса П 9; 4 - тросостойка П 6; 5 - молниеотвод П 5; 6 - строп двух-ветвевой. |
клонной поверхности под углом 21° к горизонтали и выравнивание основания.
3.14. Осуществляется установка анкерных плит (рис.6 и 8) краном СМК-10 с выверкой их в соответствии с допусками.
3.15. Производится обратная засыпка котлованов бульдозером Д-535 с послойным трамбованием электротрамбовкой ВУТ-4М.
3.16. После засыпки котлована на 1/2 часть глубины производится крепление оттяжек к анкеру для определения направления ан-
78
Условныеобозначения: .
R*- радиус копания экскаватора; Rp- радиус разгрузки; Км- радиус монтажа; ф*1 - стоянка экскаватора; -ф- I - стоянка крана;
Примечание, Стоянки I, 2 и П, 4 общие для экскаватора и крана.
Рис*б. Схема разработки котлованов и монтажа анкерных плит:
I - кран СМК-Ю, I стр.- Юм; 2 - экскаватор Э-ЗОЗА; 3 - анкерная плита АП 1;
^ 4 - котлован 4,5 х 4,7; 5 - отвал грунта 5,0 х 5,7 h ® 2,5 м.
Рис * 7• Разрез I«I на стадии разработки котлована. Л9 |
|
Рис.8. Разрез П-П на стадии монтажа анкерных плит: |
I - кран CMK~IO, L стр.- Юм; 2 - ригель АР 5; 4 - анкерная плита Ail I; 4 - отвал грунта.
кера к порталу.
3.17. Осуществляются окончательная обратная засыпка и окон-
нательная выверка портала, устраивается глиняная отмостка у стоек.
3.18. Если в соответствии с принятой организацией работ установка порталов производится в зимний период, то еще до наступления морозов необходима произвести подготовительные работы, направленные на уменьшение толщины мерзлого слоя.
Наиболее простыми способами подготовки мест разработки котлованов в зимних условиях являются:
а) пахота на глубину 30-35 см с последующим боронованием на 7-8 см;
б) создание утепляющих покрытий из снега, листьев, сухого разрыхленного грунта и других изолирующих материалов при помощи бульдозеров, скреперов, грейдеров.
При всех способах защиты грунта от промерзания основное условие, которое необходимо соблюдать, - это обеспечение хорошего отвода поверхностных вод, особенно в период осенних дождей.
При бурении котлованов под стойки порталов буровая машина легко преодолевает мерзлоту с применением специальных насадок.
При разработке экскаватором котлованов под анкерные плиты производится рыхление или отогрев мерзлого слоя грунта.
В зависимости от объёма грунта, местных условий и наличия механизмов рыхление и отогрев грунта может выполняться разными способами.
До начала этой работы площадка очищается от утепляющего слоя (снега, листьев и др.) бульдозером, после чего производится
разбивка контуров котлованов.
Для оттаивания грунта можно применять огневой способ при помощи форсунок, работающих на дизельном топливе, отогрев дровами, нефтью, паром и с помощью электродов.
81
При рыхлении малых объёмов мерзлого грунта (отдельные котлованы с сравнительно небольшой глубиной промерзания) применяются пневматические отбойные молотки. При значительных объёмах работ следует применять баровые механизмы или экскаваторы Э-652, Э-505Л и др. с навешанным на крановую стрелу клин-молотом.
Баровый механизм нарезает в мерзлоте взаимно-перпендикулярные щели глубиной, несколько превышающей толщину мерзлоты.
Образующиеся призмы из мерзлого грунта разрабатывает экскаватор с ковшом ёмкостью не менее 0,5 м3.
При разрыхлении мерзлоты с помощью клин-молота необходимо учитывать следующее.
Вес клин-молота зависит от толщины промёрзшего слоя. Грунт, промёрзший на глубину 25-35 см, рыхлят двумя-тремя ударами клин--молотом весом I т; грунт, промёрзший на глубину 40-60 см, -клин-молотом до 2 т. Рыхление грунта производится по радиусу полосами шириной от 0,5 до 1,0 м в зависимости от крепости мёрзлого грунта. Шаг перемещения экскаватора 0,5-1,0 м.
Разработка котлованов экскаватором производится вслед за оттаиванием или рыхлением мёрзлого слоя. Расстояние от клин-молота до экскаватора должно быть не менее 5 м. Рыхление и оттаивание мёрзлого грунта производятся в объёме, не более сменной производительности экскаватора на разработке грунта.
Рекомендуется рыхлитель на базе экскаватора Э-ЗС32, который представляет собой навесное оборудование из лома, пневматического амортизатора и корпуса.
Выпускается механизм опытным ремонтно-механическим заводом управления промлредприятий Главмосстроя.
Одним из перспективных направлений в области разработки
82
мёрзлых грунтов является создание ковшей активного действия.
Ковш активного действия экскаватора Э-652 разрабатывает мёрзлый грунт без предварительного рыхленияв
Очистку ковшей от налипшего промёрзшего грунта можно производить электрогрелками или сбиванием пневматическими молотками* Мёрзлый грунт вывозится автотранспортом.
Чтобы избежать промерзания грунта при транспортировке его самосвалами, кузов следует посыпать шлаком, солью, опрыскивать мазутом, а также периодически очищать*
Талый грунт, лежащий под мерзлотой, разрабатывается в отвал с целью использования его при обратной засыпке* Песок и недостающий грунт для обратной засыпки доставляются в автосамосва^ лах и выгружаются на очищенную от снега площадку.
Для предохранения от атмосферных осадков и промерзания песок и отвал талого грунта укрывают прошивными матами из стекловаты размером 2,0 х 0,75 х 0,02, применяемыми для утепления щитов ограждающих конструкций и трубопроводов, а также матами, изготовленными из сухой травы и камыша.
После устройства котлованов немедленно производится монтаж конструкций и обратная засыпка*
Количество мерзлых комьев в грунте обратной засыпки не должно превышать 15% общего объёма засыпки.
ЗЛУ. Приёмка и проверка качества работ при устройстве портала должна производиться в соответствии с требованиями СНиП Ш-И.6.67.
Отклонения от проектного положения устанавливаемых анкерных плит (рис.9, 10 и II) не должны превышать величин, указанных в табл.4, стоек и траверс (рис.12, 13 и 14) - в табл.5.
83
_________Таблица
Величина допуска
Наименование допуска |
9 |
Отклонение между анкерными плитами |
А = + 50 мм |
10 |
Отклонение оси анкерной плиты от проектного положения в плане |
50 мм |
II |
Уклон основания анкерной плиты и болта вдоль оси стойки допускается (проектный угол 1:3) |
I : 2,7 до I ;3,4 |
|
|
Рис.12 Рис.13 |
Рис. 14 |
|
|
Таблица 5 |
№
рис. |
: Наименование допуска |
1 Величина допуска |
12 |
Отклонение стойки от вертикальной оси вдоль и поперек |
Не более I/I50 высоты стойки |
13 |
Искривление ствола стойки |
Не более 2,5 мм на I пог. м |
|
Отклонение от проектных размеров между закладными деталями |
Не более 1/100 этих размеров |
14 |
Стрела прогиба траверс (кривизна) |
1/300 длины |
|
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ТРУДА РАБОЧИХ |
4.1. |
Работы по сооружению портала выполняются несколькими |
звеньями (табл.6)* |
|
|
|
Таблица 6 |
|
„ * :Раз-:Колич.: Профессия t ряд ; чел. : |
Выполняемая ^ятель-" работа : ностЙ |
Разбивка мест рытья и бурения котлованов с привязкой к разбивочным осям
Профессия |
;Раз-:Колич. :ряд s чел. |
: Выполняемая : работа |
.Зона де-: ятель-* ности |
2. Машинист крана |
л |
I |
Монтаж анкерных |
ОРУ |
Электролинейщик |
л |
I |
плит с подчисткой дна котлованов и |
То же |
1У |
I |
выверкой дна и плит |
|
п |
2 |
|
|
Машинист бульдозера Д-535 |
У |
I |
Обратная засыпка |
|
3. Машинист буровой машины |
У |
I |
Бурение котлованов |
ОРУ |
Злектролинейщик |
1 I |
|
|
4. Машинист крана |
У1 |
I |
Монтаж элементов |
ОРУ |
Злектролинейщик |
У1 |
I |
портала» выверка, обратная засыпка |
То же |
1У |
2 |
|
|
Ш 2 |
|
|
5. Злектролинейщик |
Ш 3 |
Обмазка битумом |
ОРУ |
4.2. Разметка мест бурения и рытья котлованов, стоянок монтажного крана с привязкой к разбивочным осям производится при помощи мерных лент» шаблона.
4*3. Бурение котлованов под стойки портала производится буровой машиной MPK-I со звеном из машиниста и электролинейщика Ш разряда» который выполняет все сопутствующие работы: откидывание грунта от бровки, наблюдение за вертикальностью бура и пр. работы.
4.4. Бурение котлованов производится в количестве не менее сменной производительности звена по установке порталов и не более чем для работы его на 2-3 дня.
4.5. Для предотвращения обрушения кромок цилиндрических котлованов на время монтажа стоек в них устанавливаются инвентарные направляющие патрубки.
86
4.6. Элементы портала» выгруженные в зоне монтажа на деревянные подкладки» монтируются звеном из 5 электролинейщиков и машинистом крана.
4.7. Перед монтажом стоек и траверс на них закрепляются все металлические марки и веревочные расчалки,
4.8. Монтаж стоек ведется при помощи полуавтоматического стропа с замком Смаля (рис.15). Стропы крепятся к стойкам на
2,0-2,5 м выше центра тяжести в обхват "на удав". Расстреловка стоек производится с земли выдергиванием чеки в замке полуавтоматического стропа.
4*9. Траверса монтируется (рис.16) при помощи двухветвевого стропа.
4.10* Для предотвращения раскачивания элементов портала и направления их при установке предусматриваются расчалки из пенькового каната диаметром 19 мм. Расчалки длиной 10 м крепятся по две к стойкам на расстоянии 3,7 м от нижнего конца и по две длиной 15 м к концам траверс.
4 .II. Стойки выверяются при помощи крана
4.12. После выверки стойки 2 электролинейщика Ш разряда производят обратную засыпку пазух котлована.
4.13. После засыпки котлована до отметки низа ригеля стойка отстроповывается и кран монтирует вторую стойку. Электролинейщики Ш разряда разрабатывают котлован под ригель, 1У разряда собирают молниеотвод с тросостойкой и крепят к траверсе.
4.14. Все работы на высоте производятся с телескопической
вышки.
4.15. После монтажа стоек» траверсы и заделки стоек в
87
Технологическая карта на сооружение винного железобетонного портала ОРУ 330 кВ подготовлена отделок ПОР по злекхропод-станциям Одесского филиала института "Оргэнергострой".
В составлении карты приняли участие инженер КВАШИНА Н.М. и техник ВОЙТЕНКО И.А.
Переиздание
Рис.15. Узел строповки стойки:
I - строп полуавтоматический с замком Смаля г.п. 5 т; 2 - стойка СЦ-1211
грунте можно производить разраиотку котлованов под анкерные плиты портала экскаватором З-ЗОЗА способом торцевой проходки с шагом перемещения 1,5 м* Расстояние от основания котлована до гусениц должно быть не менее 3,25 м.
ВВЕДЕНИЕ
Технологическая карта на сооружение шинного железобетонного портала ОРУ 330 кВ разработана в соответствии с планом научно-исследовательских и экспериментальных работ, выполненных за счёт централизованных отчислений на 1971 год по теме 4192 "Совершенствование технологии и организации строительных работ на районных электроподстанциях 110-500 кВ".
При составлении технологической карты использовался разработанный институтом "Энергосетьпроект" в 1968 году типовой проект № 407-3-145 "Открытые распределительные устройства напряжением 330 кВ для мощных подстанций. Ячейки и узлы" (тома 7 и 8)*
В настоящей технологической карте рассматриваются все виды работ, встречающиеся при сооружении портала.
Для производства работ в зимних условиях в калькуляциях учитываются только основные работы, в разделе "Организация и технология строительного процесса" даны рекомендации по рыхлению и отогреву мерзлоты# Требуемый объем и методы производства работ зимой должны быть определены при привязке карты к местным условиям.
Бетоном строительство обеспечивается по возможности от существующих бетоно-растворных узлов, а в случае их отсутствия на площадке подстанции устанавливаются смесительные установки соответствующей производительности.
Электроснабжение строительной площадки осуществляется от временной подстанционной воздушной электросети, до ввода её в эксплуатацию - от передвижной электростанции.
71
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
IЛ. Технологическая карта, составленная на сооружение шинного железобетонного портала ОРУ 330 кВ типа УП-ЗЗО-ША (рис.1), предназначена для применения при монтаже шинных железобетонных порталов ОРУ 330 кВ и при составлении проектов производства работ. Характеристика элементов портала приведена в таблЛ.
Таблица! |
Наименование
элемента |
: Размер» :
i и 1 |
Масса»
т |
;Кол.1 : шт. |
Приме-: чание |
I* Стойка СЦ-12П |
1 ■ 15.25 |
|
|
|
|
Ю * о,§б |
3,600 |
2 |
|
2* Подпятник П1 |
i- ■ 0,05 |
|
|
|
|
so = о,5б |
0,030 |
2 |
|
3. Анкерная плита АП I |
1,6 X 1,6 |
1,750 |
2 |
|
4* Ригель АР 5 |
3,0 х 0,А х 0,2 |
0,500 |
2 |
|
5* Траверса П9 |
t = I7.A9 сечен. 0,8 х 0,8 |
2,37А |
|
I Монти- |
Тросостойка П6 |
|
0,08А |
I |
> руется [ в сбо- |
Молниеотвод Н5 |
t = 8,25 |
0,092 |
|
) ое |
|
72 |
1®2* Рассматриваемый портал УП-330-№ наиболее сложный из всех типов шинных железобетонных порталов и расположен в самых стесненных условиях ОРУ 330 кВ типовых компоновок*
Заделка стоек в грунт принята по схеме узда "Г"» разработанного институтом "Знергосетьпроект" (рис*2)*
УЗ
Технология сооружения других шинных порталов ОРУ 330 кВ остается неизменной, корректировке подлежат только объёмы работ.
1.3. При монтаже порталов применяются механизмы, приведенные в табл.2.
________________________________________________________Таблица^?
Наименование основных работ |
• *
j Механизация \ |
Колич.; маш.-см, |
Разработка котлованов под анкерные плиты |
Экскаватор Э-ЗОЗА |
0,44 |
Бурение котлованов |
Буровая машина MPK-I |
0,14 |
Монтаж и сборка элементов портала |
Кран K-I62 |
1,43 |
Обратная засыпка |
Бульдозер Д-535 |
0,39 |
Монтаж анкерных плит |
Кран СМК-10 |
0,15 |
Трамбование грунта слоями по 35 ом |
Электротрамбовка ВУТ-4М |
0,44 |
1<Д. Все работы выполняются в одну смену. Принятая технология предусматривает сооружение шинных порталов после монтажа линейных порталов и до устройства опор под оборудование,
1.5. Грунты приняты П группы по трудности разработки одноковшовым экскаватором.
1.6. Грунтовые воды отсутствуют.
1.7. При применении технологическая карта должна быть привязана к местным условиям.
74
2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Технико-экономические показатели подсчитаны на один портал (табл.З).
_____Таблида_3
Добавлять при работе зимой
Наименование |
I. Трудоёмкость, чел.-дн* |
12,20 |
2,60 |
2. Работа механизмов: затраты, наш.-см» |
3,00 |
1,95 |
расход дизельного топлива, кг |
151,13 |
123,57 |
3* Потребность в электроэнергии, кВт.ч |
3.65 |
- |
4. Продолжительность работ, дн. |
2,40 |
- |
|
3. ОРГАНИЗАЦИЙ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
До начала работ площадка ОРУ должна быть спланирована в соответствии с высотными отметками общей вертикальной планировки*
Производство работ осуществляется в следующей последовательности.
3*1. Выполняется геодезическая разбивка мест бурения котлованов под стойки и мест рытья котлованов под анкерные плиты* Центры и контуры котлованов закрепляются колышками*
3.2. Бурятся котлованы под стойки портала диаметром 650 мм* глубиной 3,58 м буровой машиной MPK-I*
3*3. Оставшийся в котловане грунт разравнивается узкой доской и уплотняется ручной трамбовкой*
3*4. Устраивается бетонное основание толщиной 100 мм из бетона MI00.
75
3вЗе На свежеуложенный оетон устанавливается и выверяется стойка СЦ121Т с подпятником П1 (рис*3 и 4) при помощи крана K-I62 со стрелой 18 мв
RM~ радиус монтажа элементов портала;
ф_ - стоянка крана при сборке конструкций и монтаже стоек и ри™ 1 гелей;
- стоянка крана при монтаже траверсы;
х“ - центр тяжести; - место строповки конструкций.
Рис*3* Схема сборки и монтажа элементов портала;
I - кран K-I629 Ь стр*- 18 м; 2 ~ стойка СЦ-12П; 3 - траверса П'9; h ~ тросостойка П-б; 5 - молниеотвод П 5; б - подпятник П I| 7 - ригель Р-5; 8 - пробуренный котлован 0 650; 9 - кот
лован под ригель; Ю - подкладка деревянная*
3*6* Производится обратная засыпка пазух котлована песком
до отметки нша котлована под ригель*
3<;7. Песок при обратной засыпке уплотняется штыкованием металлическими стержнями.
3*8* Разрабатывается котлован под ригель вручную*
76
РисЛ* Разрез на стадии монтажа стоек и ригелей:
I - кран K-I62 £ стр.= 18 м; 2 - 'стойка СЦ 12П; 3 - пробуренный
котлован 0 650; L\ - ригель Р 5; 5 « котлован под ригель; 6 -
подпятник П I*
3*9. Монтируется ригель краном K-I62*
ЗЛО* Производится окончательная обратная засыпка.
ЗЛ1. Монтируется траверса краном K-I62 со стрелой 18 м (рис.5).
3.12* Разрабатываются котлованы под анкерные плиты (рис»6 и 7) глубиной 2Д5 м с откосами 1:0,5 экскаватором З-ЗОЗА обратная лопата.
3.13. Производится добор грунта вручную для создания на-
77