Термин
|
Определение
|
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
|
1. Грузовой вагон
|
Единица железнодорожного подвижного состава,
предназначенная для перевозки грузов
|
ТИПЫ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
|
2. Универсальный вагон
|
Вагон, предназначенный для перевозки грузов
широкой номенклатуры
|
3. Специализированный вагон
|
Вагон, предназначенный для перевозки одного
или нескольких близких по своим свойствам видов грузов
|
4. Вагон-платформа
|
Вагон, предназначенный для перевозки длинномерных
и громоздких грузов, штучных и других грузов, не требующих защиты от
атмосферных воздействий; может быть с продольными и торцовыми бортами (или
без них) и с полом (или без него). (Приложение, черт. 1)
|
5. Полувагон
|
Вагон, предназначенный для перевозки
различных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий; имеет
открытый сверху кузов с дверьми (или без них), с горизонтальным полом (с
люками или без них). (Приложение, черт. 2)
|
6. Полувагон-тальбот
|
Вагон, предназначенный для перевозки сыпучих
грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий; имеет открытый кузов с
двускатным полом и разгрузочными люками в боковых стенах. (Приложение, черт. 3)
|
7. Крытый вагон
|
Вагон, предназначенный для перевозки
насыпных, штучных и других грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий;
имеет крытый кузов с дверьми и люками. (Приложение, черт. 4)
|
8. Вагон-цистерна
|
Вагон, предназначенный для перевозки
жидкостей, сжиженных газов, порошкообразных сыпучих грузов и т.п.; имеет специальный
котел (емкость) для размещения указанных грузов. (Приложение, черт. 5)
|
9. Изотермический вагон
|
Вагон, предназначенный для перевозки скоропортящихся, преимущественно пищевых грузов; его кузов
имеет теплоизоляцию и выполнен с оборудованием для создания и поддержания
необходимых климатических режимов или без него. (Приложение, черт. 6)
|
10. Вагон-хоппер
|
Вагон, предназначенный для перевозки сыпучих
и кусковых грузов; имеет крытый или открытый кузов с наклонными торцовыми
стенами, с бункерами в нижней части и с разгрузочными люками, управляемыми
соответствующим механизмом. (Приложение, черт. 7)
|
11. Вагон-хоппер дозатор
|
Вагон, предназначенный для перевозки,
механизированной дозированной разгрузки и выравнивания балластных сыпучих
материалов на рельсовом пути при его строительстве, реконструкции и ремонте;
имеет открытый кузов с наклонными торцовыми стенами и бункером в нижней части
с разгрузочными люками и с дозатором, управляемыми соответствующими
механизмами. (Приложение, черт. 8)
|
12. Вагон-думпкар (Вагон-самосвал)
|
Вагон, предназначенный для перевозки,
механизированной погрузки и односторонней или двусторонней разгрузки сыпучих
и кусковых грузов; имеет наклоняющийся открытый кузов с открывающимися
продольными бортами, торцовыми стенами и полом, механизмы разгрузки (наклона
кузова и открывания продольных бортов). (Приложение, черт. 9)
|
КУЗОВ ВАГОНА
|
13. Кузов вагона
|
Основная часть вагона, опирающаяся на
ходовые части (тележки), предназначенная для размещения грузов, снабженная
необходимым оборудованием и устройствами. (Приложение, черт. 10)
|
14. Котел вагона-цистерны
|
Основная часть (емкость) кузова вагона-цистерны,
выполняющая функции кузова вагона, предназначенная для перевозки жидкостей,
сжиженных газов, порошкообразных сыпучих грузов; имеет люки и устройства для
налива и слива жидкостей или для загрузки и разгрузки сыпучих грузов.
(Приложение, черт. 5)
|
15. Тормозная площадка вагона
|
Открытая (без крыши) концевая часть кузова
вагона, предназначенная для размещения устройства управления ручным тормозом
и для перехода обслуживающего персонала с одной стороны вагона на другую.
(Приложение, черт. 8)
|
16. Тормозная будка вагона
|
Крытая (с крышей) концевая часть кузова,
предназначенная для размещения устройства управления ручным тормозом и для
перехода обслуживающего персонала с одной стороны вагона на другую или для
нахождения персонала при движении вагона
|
17. Боковая стена вагона
|
Продольный наружный вертикальный элемент
кузова, ограждающий кузов с боковой стороны. (Приложение, черт. 10)
|
18. Торцовая стена вагона
|
Поперечный наружный вертикальный или
наклонный элемент кузова, ограждающий кузов по концам вагона. (Приложение
черт. 10)
|
19. Дверь вагона
|
Подвижный элемент боковой или торцовой стены
кузова, открывающий (закрывающий) дверной проем, служащий для
погрузочно-разгрузочных работ или прохода обслуживающего персонала.
(Приложение, черт. 10)
|
20. Продольный борт вагона
|
Продольный наружный вертикальный
откидывающийся элемент вагона-платформы или вагона-думпкара
(вагона-самосвала), ограничивающий с боковой стороны его погрузочную площадь. (Приложение, черт. 1)
|
21. Торцовый борт вагона-платформы
|
Поперечный, наружный вертикальный элемент
вагона-платформы, ограничивающий погрузочную площадь с торца. (Приложение,
черт. 1)
|
22. Крыша вагона
|
Верхняя часть кузова вагона, опирающаяся на
его стены, ограждающая сверху полезное пространство кузова. (Приложение,
черт. 10)
|
23. Рама вагона
|
Нижняя часть кузова вагона, состоящая из
системы несущих балок, опирающаяся на ходовые части. (Приложение, черт. 10)
|
24. Пол вагона
|
Горизонтальный настил рамы вагона
(деревянный или металлический), ограждающий снизу полезное пространство
кузова вагона. (Приложение, черт. 1)
|
25. Помост вагона
|
Настил, закрепленный на крыше вагона или на котле
вагона-цистерны, предназначенный для прохода и работы обслуживающего
персонала. (Приложение, черт. 10)
|
26. Подножка вагона
|
Элемент оборудования вагона, предназначенный
для работы обслуживающего персонала; служит опорой для ног. (Приложение,
черт. 10)
|
27. Поручень вагона
|
Элемент оборудования вагона, предназначенный
для работы обслуживающего персонала; служит
опорой для рук. (Приложение, черт. 10)
|
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ВАГОНА
|
28. Ходовая часть вагона
|
Комплекс устройств, узлов и деталей всех
типов вагонов, служащий опорой кузова вагона на рельсы и обеспечивающий его
направленное движение по рельсовому пути
|
29. Тележка вагона
|
Устройство, служащее опорой одного конца
кузова вагона на рельсы и обеспечивающее направленное движение по рельсовому
пути. (Приложение, черт. 10, 11, 12)
|
30. Колесная пара вагона
|
Узел, включающий колеса, ось и буксы и
предназначенный для направления движения вагона (тележки вагона) по
рельсовому пути и передача нагрузки от вагона на
рельсы. (Приложение черт. 10, 11, 12)
|
ТОРМОЗНОЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ВАГОНА
|
31. Тормоз вагона
|
Комплекс устройств, предназначенный для торможения вагона (регулирования скорости движения,
остановки и удержания вагона на стоянке)
|
32. Тормозное оборудование вагона
|
Узлы, приборы и механизмы, составляющие
комплекс устройств тормоза вагона
|
33. Автоматический тормоз вагона
|
Тормоз вагона, автоматически приходящий в
действие при разрыве или саморасцеплении вагонов в поезде и управляемый
в служебных режимах дистанционно: пневматическим, электропневматическим или другим способом
|
34. Ручной тормоз вагона
|
Устройство (тормозное) вагона, приводимое в
действие усилием человека с помощью соответствующего механизма
|
35. Стояночный тормоз вагона
|
Устройство (тормозное) вагона,
предназначенное для удержания вагона на стоянке, приводимое в действие
обслуживающим персоналом
|
УДАРНО-ТЯГОВЫЕ
ПРИБОРЫ ВАГОНА
|
36. Ударно-тяговый прибор вагона
|
Комплекс узлов и деталей, предназначенный
для сцепления вагонов, удержания их на определенном расстоянии друг от друга,
передачи и амортизации продольных усилий, действующих на вагон при движении
поезда и при маневрах
|
37. Винтовая стяжка загона
|
Устройство, предназначенное для соединения
вагонов и передачи растягивающих усилий в поезде
|
38. Буфер вагона
|
Устройство, предназначенное для передачи и амортизации
продольных сжимающих усилий, действующих на вагон, и для удержания вагонов в
поезде на определенном расстоянии друг от друга
|
39. Автосцепное устройство вагона
|
Комплекс узлов и деталей, предназначенный
для автоматического сцепления вагонов, удержания их на определенном
расстоянии друг от друга, передачи и амортизации продольных усилий,
действующих на вагон во время движения в поезде и при маневрах
|
40. Автосцепка вагона
|
Узел (корпус автосцепки с механизмом), предназначенный
для автоматического сцепления вагонов, восприятия и передачи продольных
усилий упряжному устройству, (Приложение,
черт. 10)
|