CОBET ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
СТАНДАРТ СЭВ
СТ СЭВ 4598-84
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА
СМАЗОЧНОГО МАСЛА
1985
Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 15 апреля 1985 г. № 1072 стандарт
Совета Экономической Взаимопомощи СТ
СЭВ 4598-84 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Метод определения
расхода смазочного масла» введен в действие непосредственно в качестве
государственного стандарта СССР
в народном хозяйстве СССР
с 01.01.86
в договорно-правовых отношениях по
сотрудничеству
с
01.01.86
СОВЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
|
СТАНДАРТ СЭВ
|
СТ СЭВ 4598-84
|
|
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
ПОРШНЕВЫЕ
Метод определения расхода
смазочного масла
|
|
|
|
|
|
Утвержден Постоянной Комиссией по
сотрудничеству в области стандартизации Берлин, июль 1984 г.
Настоящий стандарт СЭВ
распространяется на дизели (в дальнейшем - двигатели) промышленные, судовые и
железнодорожного транспорта и устанавливает метод определения расхода
циркуляционного или цилиндрового смазочного масла.
Настоящий стандарт СЭВ не распространяется на двигатели,
используемые для привода автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин,
самолетов и мотоциклов.
Настоящий стандарт СЭВ должен
применяться совместно с СТ
СЭВ 1582-79.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Определение расхода смазочного
масла в стендовых условиях производится при типовых испытаниях двигателей.
1.2. Пояснения основных понятий,
используемых в настоящем стандарте СЭВ, приведены в Информационном приложении 1.
1.3. Допускается использование
других методов или устройств для измерения расхода
смазочного масла.
2. УСТРОЙСТВО ДЛЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА СМАЗОЧНОГО МАСЛА И АППАРАТУРА
2.1. Устройство для определения
расхода смазочного масла в двигателе (черт. 1) должно включать: дополнительный бак-успокоитель 1, соединенный
фланцем с картером или циркуляционным баком испытуемого двигателя по принципу
сообщающихся сосудов; масляные насосы 2 и 3 различной объемной
подачи, приводимые одним электромотором 4; мерную емкость 5;
измерительное устройство 6 и систему трубопроводов.
Допускается привод насосов 2 и 3 от различных
электромоторов, а также установка заборного трубопровода насоса 2 непосредственно
в картер двигателя или циркуляционный бак смазочной системы.
2.2. Объемная подача (Q2) насоса 2 в кубических
метрах в час должна быть не менее чем в два раза больше объемной подачи (Q3) насоса 3, а подача
насоса 3 должна быть не более чем в 50 раз больше значения
10-3gG,
где g - удельный объем смазочного
масла, m3
× kg-1;
G - расход (циркуляционного или
цилиндрового) смазочного масла, g × h-1.
Заборный трубопровод насоса 2 должен иметь маслоуспокоительный колокол, возможность вертикального
перемещения в баке 1 и фиксации на время измерения в выбранном положении
за счет, например, телескопического устройства.
2.3. Вместимость (Vmt) мерной емкости 5 в кубических метрах вычисляют по
формуле
Vnt = (1,5 - 2,0) × 10-3tgG, (1)
где t -
продолжительность замера, h.
Вместимость (Vct) дополнительного бака 1 должна
быть в 4 - 10 раз больше вместимости Vmt мерной емкости 5.
Схема
устройства для определения расхода смазочного масла
1 - дополнительный бак-успокоитель; 2, 3 - насосы
различной объемной подачи (Q2 > Q3); 4 -
электромотор; 5 - мерная емкость; 6 - измерительное устройство; А
- возможные перемещения заборного трубопровода насоса 2 при выборе
степени первоначального наполнения мерной емкости 5
Черт. 1
2.4. Устройство для определения
расхода масла должно обеспечивать:
1) измерение расхода смазочного
масла в двигателях с различными конструктивными схемами смазочной системы;
2) постоянный за время измерения
уровень масла в измерительном контуре работающего двигателя. Допустимая
погрешность измерения ±0,5 mm;
3) непрерывную регистрацию
изменяющегося за время измерения количества масла в измерительном контуре.
Допускается дискретная (через каждые 10 - 20 min) регистрация
изменения количества масла.
3. ПОДГОТОВКА И
ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
3.1. Испытания по определению
расхода смазочного масла должны проводиться на масле и топливе, марки которых
применяются при работе испытуемого двигателя.
Не допускается проведение испытаний при отклонении
показателей масла от норм, указанных в эксплуатационной документации,
выполненной по СТ СЭВ
1798-79.
3.2. В процессе испытаний не
допускается проведение на двигателе работ и регулировок, кроме работ, предусмотренных
программой и методом испытаний.
3.3. Во время проведения измерений
нагрузка на двигатель, частота вращения, температура и давление рабочих агентов
должны поддерживаться постоянными, а погрешность - по СТ СЭВ 1582-79, табл. 3.
3.4. Испытания двигателя следует
проводить при работе на мощности при полной нагрузке. Допускается проведение
измерений при работе двигателя при нагрузках, составляющих 20, 50 и 75 % от
номинальной нагрузки.
Не допускается проведение испытаний при отклонении показателей
масла от норм, указанных в технической документации.
3.5. При проведении испытаний
необходимо через 1,0 h регистрировать следующие показатели работы двигателя:
1) нагрузку двигателя:
Ttq - крутящий момент, N × m (при использовании гидротормоза,
балансирной машины и т.д.)
или
I, If - силу тока, А
U, Uf - напряжение на зажимах генератора, V
j - сдвиг по фазе между напряжением и током
|
при использовании, генератора постоянного или
переменного тока соответственно;
|
2) частоту вращения коленчатого
вала или вала отбора мощности n или пd, s-1;
3) температуру охлаждающего агента
Tcool, К;
4) температуру смазочного масла на
выходе из двигателя T0, К;
5) давление смазочного масла на
входе в двигатель р0,
kРа;
6) температуру отработавших газов Tg, К;
7) расход топлива Gf, kg × h-1.
3.6. Продолжительность цикла
измерения при проведении испытания двигателя для определения расхода смазочного
масла должна составлять от 3 до 10 h; и значение выбирают по табл. 1 в
зависимости от емкости системы смазки двигателя и ожидаемого расхода масла.
Таблица 1
Удельная емкость системы смазки двигателя, g/kW
|
Продолжительность цикла измерения, h, при ожидаемом удельном расходе масла,g/(kW · h)
|
до 1
|
св. 1 до 2
|
св. 2
|
До 300
|
6
|
4
|
3
|
Св. 300 до 600
|
8
|
6
|
4
|
Св. 600
|
10
|
8
|
6
|
3.7. Максимальная допустимая погрешность измерения расхода смазочного
масла - по СТ СЭВ 1582-79, табл. 3. Пример расчета общей относительной погрешности
измерения расхода смазочного масла приведен в Информационном приложении 2.
4. ОБРАБОТКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Расход (G) циркуляционного или цилиндрового смазочного масла в граммах в
час вычисляют по формуле
(2)
где DG - количество смазочного масла,
израсходованного в двигателе за время измерения, g.
Пример расчета величин DG и t приведен в Информационном
приложении 2.
4.2. Удельный расход (g0) циркуляционного или
цилиндрового смазочного масла в граммах на киловатт-час вычисляют по формуле
(3)
где Ре -
эффективная мощность двигателя за время измерения, kW.
Эффективную мощность двигателя вычисляют по формулам (1),
(3) и (4) СТ СЭВ 1582-79,
учитывая зафиксированные показатели нагрузки по п. 3.5 настоящего стандарта.
4.3. Относительный расход (gg) цилиндрового или циркуляционного
смазочного масла в процентах от расхода топлива вычисляют по формуле
(4)
4.4. Максимальную величину общей
относительной погрешности измерения расхода смазочного масла (dg) в процентах вычисляют по формуле
(5)
где DG1 - погрешность измерения расхода, обусловленная изменением
температуры смазочного масла за время измерения, g;
DG2 - погрешность измерения расхода,
обусловленная изменением уровня масла за время измерения, g;
V - объем масла в системе смазки, cm3;
r, Dr -
плотность масла и изменение плотности масла, вызванное изменением его
температуры, g × cm-3;
S - площадь зеркала масла в
картере или циркуляционном баке, cm2;
Dh - точность поддержания уровня масла за время измерения, cm.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КРАТКИЕ
ПОЯСНЕНИЯ ПОНЯТИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ СЭВ
Термин
|
Пояснение
|
1. Расход циркуляционного или цилиндрового смазочного
масла
|
Количество масла, безвозвратно расходуемого в двигателе за
единицу времени
|
2. Удельный расход циркуляционного или цилиндрового
смазочного масла
|
Расход циркуляционного или цилиндрового смазочного масла
на единицу мощности двигателя, развиваемой при полной нагрузке
|
3. Относительный расход смазочного масла
|
Расход циркуляционного или цилиндрового смазочного масла в
процентах от расхода топлива в двигателе
|
4. Расход топлива
|
По СТ
СЭВ 1582-79
|
5. Объемная подача насоса
|
Объем масла, подаваемого насосом на 1 h работы
|
6. Измерительный контур
|
Картер двигателя (масляный бак) - дополнительный бак -
успокоитель - мерная емкость - картер двигателя (масляный бак)
|
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА РАСХОДА И
ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА СМАЗОЧНОГО МАСЛА
Пример 1. Расчет расхода масла в двигателе
4410,5/13 при непрерывной регистрации результатов измерений (Ре
= 25 kW, Gf = 6,250 kg/h).
1.1. Записывают с помощью, например,
тензометрического преобразователя и регистрирующего прибора диаграмму изменения
количества смазочного масла в мерной емкости 5 устройства для измерения расхода
(черт. 2).
1.2. Проводят среднюю линию 2 мерного
участка диаграммы.
1.3. Определяют количество масла DG и продолжительность цикла
измерения t по формулам:
DG = DG1Mg, (6)
t = DtMt, (7)
где DG1 - замеренное по средней линии 2 уменьшение количества
масла в мерной емкости, mm;
Dt - замеренная по средней линии 2
продолжительность цикла измерения, mm;
Мg - масштаб массы записанной
диаграммы, g × mm-1;
Mt - масштаб времени записанной
диаграммы, h × mm-1.
Учитывая, что (см. черт. 2) DG1 = 43 mm, Mg = 5 g × mm-1, Dt = 79
mm, Mt = 0,05 h × mm-1, получают DG = 215 g, t = 3,95 h.
1.4. Рассчитывают по формулам (2) - (4) значения расхода масла:
Пример 2. Расчет расхода смазочного масла
в двигателе 4Ч 8,5/11 при дискретной регистрации
результатов измерения (Pе = 20 kW, Gf = 5,1 kg/h).
2.1. Фиксируют в моменты времени ti, отсчитываемые с начала цикла измерения, текущие
дискретные значения масла Gi в мерной емкости 5 устройства для измерения расхода (см.
черт. 1).
Общее количество регистраций К
за цикл измерения должно быть не менее 15, результаты сводят в табл. 2.
Таблица 2
К
|
ti,, h
|
Gi,, g
|
t2i,, h2
|
Giti, g × h
|
1
|
0,00
|
515
|
0,0000
|
0,00
|
2
|
0,25
|
507
|
0,0625
|
126,75
|
3
|
0,50
|
502
|
0,2500
|
251,00
|
4
|
0,75
|
495
|
0,5625
|
371,25
|
5
|
1,00
|
490
|
1,0000
|
490,00
|
6
|
1,25
|
480
|
1,5625
|
600,00
|
7
|
1,50
|
475
|
2,2500
|
712,50
|
8
|
1,75
|
470
|
3,0625
|
822,50
|
9
|
2,00
|
467
|
4,0000
|
934,00
|
10
|
2,25
|
465
|
5,0625
|
1046,25
|
11
|
2,50
|
460
|
6,2500
|
1150,00
|
12
|
2,75
|
450
|
7,5625
|
1237,50
|
13
|
3,00
|
445
|
9,0000
|
1335,00
|
14
|
3,25
|
435
|
10,5625
|
1413,75
|
15
|
3,50
|
430
|
12,2500
|
1505,00
|
16
|
3,75
|
425
|
14,0625
|
1593,75
|
17
|
4,00
|
422
|
16,0000
|
1688,00
|
|
34,00
|
7933
|
93,5000
|
15277,25
|
2.2. По правилу наименьших квадратов, используя данные табл. 2, определяют расход масла G по формуле
(8)
Диаграмма для определения расхода масла
при непрерывной регистрации и осреднении результатов измерений
1 - диаграмма
изменения количества масла в емкости; 2 - средняя линия мерного участка
диаграммы; G - расход масла
за выбранное время измерения; B - участок первоначального наполнения мерной емкости; С -
участок уменьшения за счет угара количества масла в мерной емкости за время
испытаний; 1 h, 100 g - масштабы времени и количества масла для записанной
диаграммы
Черт. 2
Для исследованного дизеля 4Ч
8,5/11 получают:
поэтому
2 3. Рассчитывают по формулам (3), (4) значения расхода масла:
Пример 3. Расчет погрешности измерения расхода смазочного
масла в двигателе Ре = 15 kW; g0 = 2 g × (kW × h)-1; V = 5000 cm3; S = 300 cm2).
3.1. Рассчитывают изменение плотности
масла Dr от температуры по формуле
(9)
где DT - погрешность измерения
температуры смазочного масла, К;
(DT = 8 К по СТ СЭВ 1582-79, табл. 3);
k - поправочная константа,
характеризующая изменение плотности масла, g × cm-3 × K-1 (для масла r =
0,9 g × cm-3 принимают k = 0,00065 g × cm-3 × К-1).
3.2. Выбирают по табл.
1 t = 6 h и по п. 2.4 Dh = 0,1 cm.
3.3. Определяют по формуле (5) погрешность измерения:
3.4. Учитывая, что найденное значение
погрешности измерения превышает максимально допустимую величину по СТ СЭВ 1582-79, при испытаниях для
определения расхода масла поддерживают отклонения температуры DT в более узких пределах или увеличивают время измерения.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. Автор - делегация СССР в
Постоянной Комиссии по сотрудничеству в области машиностроения.
2. Тема - 17.036.06-82.
3. Стандарт СЭВ утвержден на 55-м
заседании ПКС.
4. Сроки начала применения стандарта СЭВ:
Страны - члены СЭВ
|
Сроки начала применения стандарта СЭВ
|
в договорно-правовых отношениях по экономическому и
научно-техническому сотрудничеству
|
в народном хозяйстве
|
НРБ
|
|
|
ВНР
|
|
|
СРВ
|
|
|
ГДР
|
Январь 1986 г.
|
Январь 1986 г.
|
Республика Куба
|
|
|
МНР
|
|
|
ПНР
|
Январь 1987 г.
|
Январь 1987 г.
|
СРР
|
-
|
-
|
СССР
|
Январь 1986 г.
|
Январь 1986 г.
|
ЧССР
|
Январь 1986 г.
|
Январь 1987 г.
|
5. Срок проверки - 1992 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения. 1
2. Устройство для определения расхода смазочного масла
и аппаратура. 2
3. Подготовка и проведение испытания. 3
4. Обработка результатов испытаний. 3
Информационное приложение 1. Краткие пояснения понятий,
используемых в настоящем стандарте сэв.. 4
Информационное приложение 2.
Примеры расчета расхода и погрешности измерения расхода смазочного масла. 5
|