ЛЕСТНИЦЫ, ПОДНОЖКИ И ПОРУЧНИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
Технические требовании
СТ РК 1818-2008
Издание официальное
Комитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан (Госстандарт)
Астана
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Товариществом с ограниченной ответственностью «СтройИнжиниринг Астана»
ВНЕСЕН Комитетом транспорта и путей сообщения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 25 декабря 2008 г. № 655 - од.
3 В настоящем стандарте реализованы положения Закона республики Казахстан «О техническом регулировании» и Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте».
4 С РОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ
5 ВВЕДЕН ВЗАМЕН ОСТ 24-050-67-87 Лестницы, подножки и поручни грузовых вагонов. Размеры и общие технические требования
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан
CT РК 1818-2008
Приложение А
(справочное)
Номенклатура лестниц, подножек н поручней основных типов вагонов, расположение нх на вагонах и назначение
М' |
Наименование |
Расположение на вагоне |
Количество |
Функциональное
назначение |
1 |
лестница |
на одной из торцевых стен |
1 |
для подъема на крышу |
2 |
подножки |
на каждой боковой стене |
2 |
для составителя |
3 |
подножки |
у каждого дверного проема |
2 |
для подъема в вагон |
4 |
поручни |
у каждой подножки составителя |
2 |
для составителя |
5 |
поручни |
на каждой концевой балке |
2 |
для составителя |
6 |
поручни |
на каждой правой двери |
2 |
для перемещения дверей |
7 |
поручни |
на торце трапа крыши |
1 |
для подъема на крышу |
|
Рисунок А 1 - Крытый вагон |
9
Рисунок А 2а - Полувагон (Вариант 1) |
|
Поз |
Наименование |
Расположение на вагоне |
Кол. |
Функциональное
назначение |
1 |
лестницы |
на каждой боковой стене |
2 |
для подъема на стену |
2 |
подножки |
на каждой боковой стене |
2 |
для составителя |
3 |
поручни |
у каждой подножки составителя |
2 |
для составителя |
4 |
поручни |
на каждой концевой балке |
2 |
Для составителя |
|
Рисунок А.26 - Полувагон (Вариант 2) |
10
Поз |
Наименование |
Расположение на вагоне |
Кол. |
Функциональное
назначение |
1 |
лестница |
на каждой стороне котла |
2 |
для подъема к горловине |
2 |
лестница |
внутри котла |
1 |
для работ внутри котла |
3 |
подножки |
совмещены с лестницей |
2 |
для составителя |
4 |
поручни |
на каждой концевой балке |
2 |
для составителя |
5 |
поручни |
с обеих сторон лестницы |
4 |
для подъема к горловине |
6 |
поручни |
с обеих сторон горловины |
2 |
для обслуживания |
|
Рисунок А З - Вагон-цистерна |
11
Поз. |
Наименование |
Расположение на вагоне |
Кол. |
Функциональное
назначение |
1 |
лестница |
на одной из торцевых стен |
1 |
для подъема на крышу |
2 |
подножка |
под соответствующей лестницей |
1 |
для подъема на лестницу |
3 |
поручни |
на каждой концевой балке |
2 |
для составителя |
4 |
поручень |
совмещен с лестницей |
1 |
для подъема на крышу |
5 |
поручень |
совмещен с лестницей |
1 |
для обслуживания |
6 |
поручень |
на крыше у лестницы |
1 |
для обслуживания |
Рисунок Л 4 - Изотермический вагон (дизель-электростанция)
Поз. |
Наименование |
Расположение на вагоне |
Кол. |
Функциональное
назначение |
1 |
подножка |
на одной из боковых стен |
1 |
для составителя |
2 |
подножка |
на одной из боковых стен |
1 |
для обслуживания |
3 |
подножка |
на одной из торцевых стен |
1 |
для обслуживания |
4 |
подножка |
у каждого дверного проема |
2 |
для подъема в вагон |
5 |
поручень |
у подножки составителя |
1 |
для составителя |
6 |
поручни |
у подножки обслуживания |
2 |
для обслуживания |
7 |
поручни |
на каждой концевой балке |
2 |
для составителя |
8 |
поручни |
на каждой торцевой балке |
2 |
для обслуживания |
9 |
поручни |
на каждой торцевой балке |
2 |
--J.-
для обслуживания |
|
Рисунок Л.5 - Изотермический вагон (грузовой) |
13
CT Рк* 1818 - 2008
Поз. |
Наименование |
Расположение на вагоне |
Кол |
Функциональное
назначение |
1 |
лестница |
на одной из торцевых стен |
1 |
для подъема на крышу |
2 |
подножка |
на каждой боковой стене |
2 |
для составителя |
3 |
поручни |
у каждой подножки составителя |
2 |
для составителя |
4 |
поручни |
на каждой концевой балке |
2 |
для составителя |
5 |
поручни |
с обеих сторон лестницы |
2 |
для обслуживания |
|
Рисунок Л 6 - Вагон-хоппер |
14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЛЕСТНИЦЫ, ПОДНОЖКИ II ПОРУЧНИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ Технические требования
Дата введения 2009-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на лестницы, подножки и поручни грузовых вагонов: крытых вагонов, полувагонов, вагонов-цистерн, изотермических вагонов (грузовые), вагонов-хопперов, изотермических вагонов (дизель-электростанция), вагонов-платформ, вагонов-думпкар (далее - вагонов) широкой и узкой колеи и устанавливает основные размеры и технические требования к лестницам, подножкам и поручням вагонов, обязательную минимальную номенклатуру этих элементов конструкции.
Настоящий стандарт не распространяется на устройства и места крепления лестниц, подножек и поручней на вагонах.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
CT РК 12.4.001-2006 Система стандартов безопасности труда. Знаки безопасности на железнодорожном транспорте. Общие требования.
ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки.
ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Опорная поверхность: Поверхность ступени подножки,
лестницы, предназначенная для размещения ног стоящего человека.
3.2 Ширина лестницы, подножки: Размер ступени между тетивами, обеспечивающий размещение стоящего на них человека.
3.3 Глубина подножки, лестницы: Размер ступени подножки, лестницы в направлении, перпендикулярном ширине.
Издание официальное
CT РК 1818- 2008
3.4 Уровень опорной поверхности: Расстояние от уровня головки рельса до опорной поверхности ступени лестницы, подножки.
3.5 Ограничитель подножки: Конструктивный элемент ступени, препятствующий возможности проскальзывания ног человека в сторону вагона (отбортовка вверх).
3.6 Отбортовка подножки: Конструктивный элемент ступени, препятствующий повреждению обуви или ног человека (отбортовка вниз).
3.7 Рабочая часть поручня: Часть поручня, предназначаемая для использования его по назначению.
3.8 Тетива: Конструктивный элемент подножки, лестницы,
предназначенный для крепления к ней ступеней.
3.9 Ветвь поручня: Часть поручня, предназначаемая для крепления его на вагоне.
4 Общие положения
4.1 Лестницы, подножки и поручни, являясь элементами конструкции (устройствами) вагонов, должны обеспечивать безопасные условия труда обслуживающего персонала при маневровых, погрузо-разгрузочных работах, при техническом обслуживании и ремонте вагонов.
4.2 Лестницы, подножки и поручни должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской документации, согласованной с потребителем и утвержденной в установленном порядке.
4.3 Номенклатура лестниц, подножек и поручней, которыми должен быть оборудован каждый вагон, должна устанавливаться техническим заданием на его проектирование.
4.4 Обязательная номенклатура лестниц, подножек и поручней вагонов основных типов, их назначение и расположение на вагонах приведены в приложении А. Вагоны могут иметь другие лестницы, подножки и поручни, не указанные в приложении А, но предусмотренные техническим заданием на их проектирование.
4.5 Обязательными для всех вагонов являются подножка и поручень составителя на каждой боковой стене, поручень составителя на каждой концевой балке рамы. Подножка и поручень составителя должны быть максимально приближены к концу вагона, поручень составителя на концевой балке должен располагаться справа от автосцепки (ударно-тягового аппарата).
Вагоны с переходной площадкой подножками и поручнями составителя на боковой стене не оборудуют.
4.6 Допускается по согласованию с потребителем не оборудовать подножками и поручнями составителя на боковой стене вагоны, если конструктивные особенности этих вагонов не позволяют разместить
СТ PK 1818- 2008
подножки и поручни составителя в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
4.7 Допускается не оборудовать поручнями составителя на концевой балке вагоны узкой колеи, а также вагоны широкой колеи в случае, когда ваз стояночного тормоза может служить в качестве поручня (при расположении привода стояночного тормоза на концевой базке вагона).
4.8 Допускается использование нижней части лестниц, расположенных в зоне подножки и поручня составителя на боковой стене, в качестве таковых. В этом случае роль поручня составителя могут исполнять тетивы или ступени лестницы.
4.9 В зависимости от места расположения, функционального назначения, способов установки и крепления лестницы, подножки и поручни классифицируются в соответствии с таблицей 1.
Таблица |
- Классификация элементов конструкции |
Элемент
конструкции
(устройство) |
Классификация в зависимости от |
функционального
назначения |
места
расположения |
способа
установки |
лестницы |
|
наружные |
подвижные,
неподвижные |
внутренние |
неподвижные |
подножки |
составителя |
на конце вагона |
неподвижные |
переходных
площадок |
прочие |
- |
неподвижные,
подвижные |
поручни |
составителя |
наружные |
неподвижные |
поручни-ступени |
наружные,
внутренние |
прочие и |
u ' К прочим относятся подножки и поручни, не являющиеся подножками и поручнями составителя. |
Указанная в таблице I классификация лестниц, подножек и поручней рекомендуется к применению для образования наименований указанных элементов конструкции (устройств) в конструкторской документации.
4.10. Взаимное расположение подножки и поручня составителя на боковой стене, поручня составителя на концевой балке приведено в приложении Б.
5 Размеры
5.1 Основные конструктивные размеры лестниц и их элементов приведены в таблице 2.
3
Таблица 2 - Основные конструктивные разме |
ры лестниц |
Наименование нормируемого параметра |
Размер параметра, мм |
Ширина, не менее: |
наружных, вагонов широкой колеи |
350 |
Наружных, вагонов узкой колеи |
240 |
внутренних |
240 |
Расстояние между ступенями |
300 - 350 |
Разность расстояний между ступенями, не более |
50 |
Диаметр круглой ступени |
12-30 |
Ширина плоской ступени |
30 - 50 |
5.2 Основные конструктивные размеры подножек и их элементов приведены в таблице 3.
Таблица 3_- Основные конструктивные размеры подножек |
Наименование нормируемого параметра |
Размер параметра, мм |
Ширина, не Подножек составителя |
350 |
менее: | Подножек прочих |
250 |
т~__.с________________ | Подножек составителя |
250 |
I луоина не менее. „
| Подножек прочих |
50 |
Расстояние между ступенями |
250 - 350 |
Разность расстояний между ступенями, не более |
50 |
|
5.3 Основные конструктивные размеры поручней и их элементов приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Основные конструктивные размеры поручней |
Наименование нормируемого параметра |
Размер параметра, мм |
Диаметр рабочей части: |
Поручня составителя |
16-30 |
Поручней прочих |
12-30 |
Длина рабочей части, не менее: |
Поручня составителя на боковой стене |
700 |
Поручня составителя на концевой балке |
500 |
Поручней прочих |
220 |
|
5.4 Установочные размеры лестниц, подножек и поручней на вагонах приведены в таблице 5.
CT РК 1818- 2008
Таблица 5 - Установочные размеры лестниц, подножек н поручней |
Наименование нормируемого параметра |
Размер параметра, мм |
1 |
2 |
Зазор между лестницей и элементами конструкции вагонов, не менее: |
60 |
Зазор между рабочей частью поручня и элементами конструкции вагонов, не менее: |
Составителя на боковой стене |
150 |
Составителя на концевой балке |
65 |
прочих |
50 |
Расстояние между нижней ступенью лестницы и выполняющим роль ступени элементом конструкции вагона, нс более: |
480 |
Расстояние между нижней ступенью лестницы и верхней ступенью сочетающейся с ней подножкой, не более: |
480 |
Расстояние от опорной поверхности нижней ступени лестницы или подножки до уровня головок рельсов, не более: |
Для вагонов колеи 1520 мм |
580 |
Для вагонов колеи 1067 мм, 750 мм |
400 |
Расстояние от нижнего конца рабочей части поручня до уровня головок рельсов, не более: |
Для поручней на боковой стене |
1500 |
Для поручней на концевой балке вагонов колеи 1520 мм |
850 |
Вагонов колеи 1067 мм и 750 мм |
700 |
Расстояние от начала рабочей части поручня составителя на концевой балке до продольной оси рамы, не менее: |
500 |
|
5.5 Допускается по согласованию с потребителем:
- уменьшение размеров подножки составителя по глубине для полувагонов с люками в полу до 100 мм;
- уменьшение длины рабочей части поручня составителя на боковой стене вагона-хоппера до 500 мм, поручня составителя на концевой балке рамы вагона-думпкара до 350 мм;
- уменьшение зазора между рабочей частью поручня составителя на боковой стене до величины, наибольшей по условиям вписывания в соответствующий габарит подвижного состава, но не менее чем до 65 мм;
5
CT РК 1818- 2008
- уменьшение расстояния от начала рабочей части поручня составителя на концевой балке рамы до ее продольной оси на вагоне-думпкаре до 400 мм;
- увеличение расстояния от уровня головок рельсов до опорной поверхности нижней ступени лестницы или подножки до минимально возможного по условиям вписывания в соответствующий габарит подвижного состава.
6 Общие технические требовании
6.1 Конструкция лестниц, подножек и поручней, их расположение на вагонах не должны затруднять осмотр и обслуживание ходовых частей и подвагонного оборудования, проведение погрузо-разгрузочных работ, работ по техническому обслуживанию и ремонту вагонов.
6.2 Лестницы, подножки и поручни не должны выходить за пределы габарита подвижного состава, в который произведено вписывание вагонов.
6.3 Лестницы, подножки и поручни должны быть прикреплены к кузову, раме вагонов или их элементам заклепками диаметром не менее 12 мм. В труднодоступных местах при невозможности осуществления крепления заклепками, допускается крепление болтами не менее 16 мм, при этом должны быть приняты меры предотвращения свинчивания гаек. Подножки составителя и поручни-ступени должны крепиться заклепками.
6.4 Лестницы, подножки и поручни не должны иметь отстаточных деформаций под воздействием усилия, равного 200 кг в любом направлении.
6.5 Лестницы, подножки и поручни, находящиеся под воздействием агрессивной среды, должны изготовляться из сталей, соответствующих по стойкости конкретной агрессивной среде. Стали углеродистые по ГОСТ 380 и ГОСТ 1050 допускаются для изготовления лестниц, подножек и поручней по согласованию с потребителем.
6.6 В местах установки на вагонах лестниц, подножек и поручней, ведущих на крышу, к колпаку котла цистерны, другим устройствам, находящимся в непосредственной близости к контактному проводу, должны быть нанесены знаки безопасности по CT РК 12.4.001.
6.7 Лестницы должны изготавливаться с соблюдением следующих требований:
1) лестницы должны располагаться вертикально. Допускается наклонное положение лестниц, при этом они должны быть снабжены поручнями, если наклон менее 70°;
2) лестницы подвижные (поворачивающиеся) должны крепиться через втулки, при этом поворот лестниц во втулках должен быть свободным;
3) лестницы подвижные (поворачивающиеся, складывающиеся) должны переводиться из транспортного положения в рабочее и обратно
CT РК 1818- 2008
усилием одного человека;
4) опорные поверхности плоских ступеней должны быть рифлеными, при этом рифления могут быть образованы наваркой;
5) лестницы могут быть образованы последовательно расположенными поручнями-ступенями, укрепляемыми на кузове вагона или его элементах.
6.8 Подножки должны изготовляться с соблюдением следующих требований:
1) верхние (промежуточные) ступени должны быть смещены по отношению к нижней ступени в сторону кузова. Допускается расположение указанных ступеней (их передних кромок) в одной плоскости;
2) опорные поверхности ступеней должны быть рифлеными, при этом рифления могут быть образованы наваркой.
6.9 Подножки составителя, кроме того, должны изготовляться с соблюдением следующих требований:
1) конструкция и установка подножки должны обеспечивать устойчивое положение находящегося на нижней ступени человека (вектор силы его тяжести должен проходить через опорную поверхность ступени);
2) нижняя ступень должна иметь отверстия, размер которых должен быть достаточен для обеспечения стока воды, просыпания грунта, остатков груза;
3) промежуточные ступени конструктивно могут отличаться от нижней ступени;
4) передняя (внешняя) кромка нижней ступени должна быть отбортована вниз, задняя (внутренняя) - вверх, образуя ограничитель;
5) допускается изготовление подножек составителя для полувагонов с люками в полу и для вагонов колеи 750 мм без отверстий и ограничителя нижней ступени.
6.10 Подножки, функционально не являющиеся подножками составителя, но используемые в качестве таковых (в том числе, нижние ступени лестниц), должны отвечать требованиям, предъявляемым к подножкам составителя.
6.11 Поручни должны изготовляться с соблюдением следующих гребований:
1) поручни на рабочей длине должны быть в сечении круглыми одного размера по диаметру на всей рабочей длине;
2) поручни, имеющие длину рабочей части более 1000 мм, должны иметь промежуточные опоры, при этом расстояние между опорами не должно быть более 750 мм;
3) поручень составителя на боковой стене должен быть размещен на ней в пространстве, ограниченном продолжением тетивы подножки (см. приложение Б, позиция II) вертикально или наклонно под утлом 30° ± 5° со смешением верхней точки крепления к середине вагона. Допускается в
7
CT PR* 1818- 2008
обоснованных случаях по согласованию с потребителем, если конструктивные особенности вагонов не позволяют выполнить требования настоящего стандарта, смешение поручня относительно вертикальной оси подножки не более 480 мм;
4) поручень составителя на концевой балке рамы должен быть размещен горизонтально или наклонно под углом не более 15° к горизонтали со смещением ближней к оси рамы вагона точки крепления поручня вниз относительно другой точки крепления.
6.12 Образование рифлений наваркой должно выполняться в виде либо валиков длиной 15-20 мм, высотой 3-4 мм, либо точек диаметром 6-10 мм, высотой 3-4 мм. Валики или точки должны располагаться в шахматном порядке с расстоянием между ними 15-40 мм.
8