„ Ст. 8-25092/2Допуски и посадки в подъемно-транспортном машиностроении на отверстие — вал
Настоящий стандарт распространяется на все виды подъемно-транспортных устройств и их детали, где требуется выдержать определенный характер соединения или иметь взаимозаменяемые детали, а также для посадок шарико* и роликоподшипников на валы и в отверстия корпусов.
А. Допуски и посадки для всех сопряженных деталей
В зависимости от характера требующегося соединения, предельные отклонения отверстия и вала должны выбираться из следующего ряда предельных отклонений, установленных общесоюзной системой допусков и посадок.
Отклонения отверстий |
Классы точности |
Обозначение калибров отверстий |
Отклонения по ОСТ |
2-й |
А |
1012 |
Г |
1022 |
3-А |
Ал |
1013 |
4-й |
А, |
1014 |
S-ft |
А, |
1015 |
|
Допуски и посадки в п >дъемно-трансп. машиностроении Отклонения валов
Классы точности |
Обозначение калибров отверстий |
Отклонения по ОСТ |
2-й |
Гр |
1042 |
Пл |
1044 |
Н, С, X |
1012 |
2а |
Ъь |
1016 |
3-й |
Cj, Хъ |
1013 |
4-й |
X« |
1014 |
5-й |
** |
1015 |
Допускается применение комбинированных посадок, т. е. отклонения отверстия по одному, а отклонения вала — по другому классам точности.
Б. Посадка шарико- и роликоподшипников на валы и в отверстия корпусов
СВыборка аз ОСТ 6120)
Различные посадки шарнчо- и роликоподшипников на валу осуществляются по системе отверстия: допуски внутреннего размера подшипника остаются постоянными, а для разных посадок меняются предельные размеры вала.
Различные посадки шарико» а роликоподшипников в корпусах осуществляются по системе вала: допуски наружного диаметра подшипника остаются постоянными, а дня разных посадок меняются предельные размеры отверстия корпуса.
Допуски валов
В зависимости от характера требующегося соединения предельные отклонения для вала должны выбираться из следующего ряда предельных отклонений, установленных общесоюзной системой допусков и посадок для вала в системе отверстия: _ _
При подшипниках на конических втулках валы должны обрабатываться с отклонениями, установленными для основного вала 3-го класса точности;
В, = С8 по ОСТ 1013
Допуски отверстий корпусов
В зависимости от характера требующегося соединения предельные отклоне-низ отверстия корпуса должны выбираться из следующего ряда предельных
Приложение 3 к Cm. 8—2509212
Расположение полей допусков в подъемнотранспортном машиностроении
|
Примечание. Заштрихованным показаны отклонеии1 OTReocrtfa |
Приложение 4 к Cm. 8—25092/2 Комбинированные посадки. Натяги и зазоры Размеры в микронах (1 р = С.001 мм)
Классы точности |
Валы |
Отвер
стия |
|
|
Номинальные диаметры |
Откл. по ОСТ |
п
9
О |
<0
§
го
С |
о
о
ж
■о |
<л
о
ж
о
Ш
с; |
8
о
ж
»
В
О |
8
о
ж
8
«
О |
8
о
ж
8
0
и |
8
о
ж
8
а
и |
2
о
ж
8
в
и |
О
8
3
S
в
и |
§
9
<3 |
3
о
ж
в
и |
Валы |
Отвер
стия |
Валы 2-го кл., отерстиа 3-го кл. |
И |
Лг |
Натяги |
Наиб.
Наим. |
+ 7
— 9 |
+ * -24 |
+12
-28 |
+и
-33 |
а |
+20
—47 |
+23
-57 |
+26
-67 |
+30
-76 |
+35
-86 |
а |
+ « -115 |
1047 |
1013 |
С |
А» |
Зазоры |
Наим.
Наиб. |
26 |
0
33 |
0
40 |
0
47 |
0
59 |
0
67 |
0
80 |
0
93 |
0
107 |
0
120 |
0
135 |
0
160 |
1049 |
1013 |
X |
А, |
Наим.
Наиб. |
8
38 |
13
47 |
13
67 |
16
68 |
20
85 |
25
100 |
30
120 |
40
145 |
50
170 |
60
195 |
70
225 |
80
260 |
1051 |
1013 |
валы 2-го кл., отверстия 3-го кл. |
Л
-а |
/1л |
Натягн |
Наиб.
Нанм. |
±8 |
+20
-17 |
+» —20 |
4-30
—23 |
+36
—30 |
+42
—33 |
+50
-40 |
+58 —47 |
+67 —03 |
|
|
|
1016 |
1013 |
Валы 3-го кл., отверстия 4-го кл. |
X, |
А. |
За.юр ы |
Наим.
Нано. |
7
92 |
11
124 |
1 15 1SS |
20
190 |
25
223 |
32
270 |
40
320 |
50
370 |
60 | 75 425 J495 |
90
565 |
105
635 |
1082 |
1014 |
|
Допуски и посадки в подъемио-трансп. машиностроении |
Таблицы матяго» и яазоров составлены на основании ОСТ 1020, 1042, 1044.
Для комбинации элементов посадок разных классов точности, кроме приведенных, возможны и другие комбинации. Зазоры, получающиеся в неподвижных посадках при наибольшем предельном размере отверстия и наименьшем пре* %> дельном размере ва-ia, обозначены как отрицательные натяги. £§
н
£ |
A |
w |
г |
•m
•
J
1 |
|
* |
* |
|
* |
о |
5 |
5
I |
> |
> |
?• |
> |
|
|
V |
If |
£
4
с |
1 |
w
1
e |
s?
! |
3
»
•
2 |
|
S3
и |
S3
U |
U
r? |
гг
И |
u |
В |
si |
|
ёв |
Se |
8- |
в® |
У» |
So |
1 + |
OrU»> |
8
о |
ёз |
Se |
3= |
So |
as |
Ho |
' + So |
Cl. * 1» * |
|
|
к
X
Я
»
Ь
г
я
Е
•
*
■
•»
К
л
н
9
F
0
1 |
g§ |
8s |
as |
8 = |
es |
*o |
i + sc |
Cl. в to 10 |
§3 |
Ss |
5» |
2o |
ss |
So |
i +
4* |
Ca >0 lo It |
Si |
3* |
Sa |
в© |
S3 |
So |
1 + 8 = |
Co. IS до » |
55 |
as |
5a |
§o |
58 |
So |
1 + 38 |
Cl. 30 M SO |
is |
I* |
5s |
So |
S3 |
So |
1 + 8Й |
Cl. SO 1» (0 |
is |
Si |
53 |
is |
is |
So |
1 + 33 |
Cl. S3 10 1» |
is |
§5 |
S® |
So |
5s |
So |
1 + S8 |
Cl. 130 11 ISO |
§5 |
Si |
8a |
So |
5s |
do |
1 + га |
ci. u> m aw |
is |
55 |
ёз |
So |
2s |
8o |
1 + 8® |
Co. » ЛО SCO |
is |
Si |
25 |
So |
Sc |
So |
1 + КС |
ci. sw « :«> |
г
s |
I |
8 • s |
§ |
1 |
5
** |
OtMMun во
OCT |
|
i?
Г |
|
у |
55
:? |
2* |
|
9
1 |
V |
|
3?
ч |
S
5
3
■ |
|
гг
ii |
в |
|
о* |
|
О» 1 «о 3 |
о
*
к
■
■1
ь
*
Е
•*
ь
■
я
-
Н
■Э
Е
к
я |
о» |
-В |
Со. 3 до в |
о» |
-в |
Св. 6 ю 13 |
-8 |
5S |
Cl. 10 Ю IS |
ы« |
•8 |
Cl. It ю » |
|
|
|
ез |
Ci. SO ю « |
вг |
Cl. «3 ДО So |
«.С |
85 |
Cl. SO JO to |
S3 |
CibloU |
S3 |
38 |
Co. fO » 10) |
85 |
С». I» io 130 |
ю
IS |
55 |
Co. IJOio ISO |
S3 |
Cl. ISO jo 140 |
Й§ |
53 |
Co. ito ДО г» |
3S |
со. пио aw |
88 |
82 |
Cl. 3«>»>SI0 |
55 |
Ci. UO10 3*0 |
з5 |
22 |
Co. 3J0 io «3 |
|
es |
Cl. оэ до too |
1 |
2 |
Oiuoatin 0»
OCT |
|
Щ : s
о о в ■
s
Is * х
? S
ч» — |
2
<
0
1
*
5
,*?Г
Ч?|
I 15 л к
£ I :* * | И
о»
г
Приложение 6 к Cm. 8—25092!2 Посадка шарико- и роликоподшипников
Таблица натягов
---I'.j—a-. — ■ _i----u- 1.1. .....................
Размеры в микронах (1 у. = 0,031 мм) |
Номинальные диаметры, мм |
Отклонения внутреннего диаметра подшипника по ОСТ 8297
НКТП 1500 |
Обозначение калибров для валов |
И |
С |
Отклонение
вала |
Натяги |
Огклонение
вала |
Натяги |
X
к
8*
« |
Нижи. |
Верхи. |
Нижн. |
Наиб. |
X
X
CQ
X |
Верхн. |
Нижн. |
Наиб. |
X
X
я
X |
До 6 |
0 |
-10 |
+ 9 |
+1 |
19 |
1 |
0 |
- 8 |
10 |
— 8 |
Св. 6 до 10 |
0 |
-10 |
+12 |
+2 |
22 |
2 |
0 |
-10 |
10 |
—10 |
Св. 10 до 18 |
0 |
-10 |
+14 |
+2 |
24
27 |
2 |
0 |
-12 |
10 |
-12 |
Св. 18 до 30 |
0 |
-10 |
+17 |
+2 |
2 |
0 |
-14 |
10 |
—14 |
Св. 30 до 50 |
0 |
—12 |
+20 |
+3 |
32 |
3 |
0 |
-17 |
12 |
—17 |
Св. 50 до 80 |
0 |
-15 |
+23 |
+з |
38 |
3 |
0 |
-20 |
15 |
-20 |
Св. 80 до 120 |
0 |
-20 |
+26 |
43 |
46 |
3 |
0 |
-23 |
20 |
—23 |
Св. 120 до 180 |
0 |
-25 |
+30 |
+4 |
55 |
4 |
0 |
-27 |
25 |
-27 |
Св. 180 до 250 |
0 J -30 |
+35 |
+4 |
65 |
4 |
0 |
-30 |
30 |
-30 |
|
Посадка шарико- и роликоподшипников на вал
Схема посадок для номиналЬнЬ/х диаметров 3Q-50ritf
Посадка шарико- и роликоподшипников в корпус
Таблица натягов и зазоров
Отклонения наруж
Размеры в микронах (1 ^ = 0,031 мм)
Обозначения калибров для отверстий корпусов |
Номи- |
ного диаметра под- |
Г |
|
С = |
А |
|
|
1“ |
А, |
|
нальные
диаметры
мм |
ОСТ 8297 НКТП 1500 |
Отклонения отверстия |
Натяги |
Отклонения отверстия |
Зазоры |
Отклонения отверстия |
Зазоры |
|
Верхи.' |
Нижи. |
ас
*
S
X |
Верхи. |
Наиб. |
1
Наим. |
Нижн. |
м
о.
V
CQ |
Наим. |
о
Я
«в
X |
Нижн J
1 |
Верхи. |
Наим. |
о
п
X |
До 18 |
0 |
- 8 |
-24 |
- 5 |
24 |
- 3 |
0 |
+19 |
0 |
27 |
0 |
+35 |
0 |
43 |
Св. 18 до 30 |
0 |
- 9 |
-30 |
— 6 |
30 |
— 3 |
0 |
+23 |
0 |
32 |
0 |
+45 |
0 |
54 |
Св. 30 до 50 |
0 |
—И |
-35 |
- 7 |
35 |
- 4 |
0 |
+27 |
0 |
38 |
0 |
+50 |
0 |
61 |
Св. 50 до 80 |
0 |
-13 |
-40 |
— 8 |
40 |
- 5 |
0 |
+30 |
0 |
43 |
0 |
+60 |
0 |
73 |
Св. 80 до 120 |
0 |
-15 |
—45 |
-10 |
45 |
— 5 |
0 |
+35 |
0 |
50 |
0 |
+70 |
0 |
85 |
Св. 120 до 150 |
0 |
-18 |
-52 |
|
52 |
- 6 |
0 |
+40 |
0 |
58 |
|
+80 |
о |
98 |
Св. 1о0 до 180 |
0 |
-25 |
52 |
-13 |
|
|
0 |
65 |
|
0 |
105 |
Св. 180 до 250 |
0 |
—30 |
-60 |
—15 |
60 |
—15 |
|
+45 |
0 |
75 |
. |
+90 |
0 |
120 |
Св. 250 до 260 |
0 |
-35 |
60 |
-20 |
|
о |
80 |
0 |
125 |
Св. 260 до
315 |
0 |
-35 |
-70 |
-18 |
70 |
-17 |
0 |
+50 |
0 |
85 |
0 |
+ 100 |
0 |
135 |
|
|
пика
*3 .
1
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
i;
C3-A3OCT
1/61 m
Схема посадок для нониналЬнЬ/х диаметров 30-50 мм
Внесен ВНИИПТО. Утвержден 29!VIII 1938 г. Срок введения 1/V 1939 е.
По этой группе в 1939 г. намечен к разработке ОСТ на классификацию подъемнотранспортпого оборудования.
отклонений, установленных системой допусков и посадок для отверстий в системе вала: __
Г по ОСТ 1022
С — А по ОСТ 1012 С3 = А3 по ОСТ 1013
применим только к подшип-
Примечания. 1. Настоящий стандарт
ОСТ 8'97
никам, изготовленным согласно г.
н к 1 и I 500
2. Нанесение допусков и посадок в чертеже производится в соответствии с ОСТ 62с0.
3. Выбор посадок производится в соответствии с прилагаемыми к настоящему стандарту примерами применения.
Приложение I к Cm. 8-25092/2
Указания по выбору посадок
1. Посадка горячая
Применяется для надежного соединения без добавочных креплений, как то: щпонок, болтов, винтов, штифтов и т. д.
Надежность соединения достигается напряженным состоянием соприкасающихся поверхностей 'отверстия и вала), которое появляется в результате упругих деформаций материала деталей при их посадке.
Детали, соединенные этой посадкой, представляют, как бы одно целое.
Посадку необходимо назначать с обязательным просчетом деталей и необходимой прочности соединения в каждом случае.
Посадка может применяться вместо прессовой (применяемой, как правило, без нагрева) в том случае, когда размеры и форма деталей неудобны для запрессовки.
Примеры применения
Наседка больших зубчатых венаов и венцов червячных колес на центра. Насадка бандажей на центра; насадка стяжных колец на ступицы.
А
2. Посадка ^ легкопрессовая
Применяется в том случае, когда требуется получить неподвижность соединяемых частей, не требующих разборки.
При передаче крутящегося момента необходима постановка крепежных соединений: шпонок, болтов, винтов, штифтов и т. л-
Эта посадка является самой тугой для чугунных охватывающих деталей. Посадка производится путем запрессовки деталей или методами нагревания или методами замораживания охв бывающих деталей.
Примеры применения
Посадка бронзовых тонкостенных втулок в корпуса неразъемных подшипников*, в сгупицы колес, барабанов и роликов без применения винтов и с последующей разверткой после запрессовки.
Пооадка небольших зубчатых венцов и небольших венцов червячных колес на центра с необходимым креплением от проворачивания.
3. Посадка напряжения п
Применяется для неподвижных соединений, допускающих разборку.
Крутящего момеига без добавочного крепления не передает; требуется предохранение or осевого перемещения.
Посадка применяется при шпоночных соединениях.
Применяется и в тех случаях, когда нужна точная и плотная центрировка. Сборка деталеА производится с помощью свинцовой кувалды или под прес-
Примеры применения
Посадка шестерен, соединительных муфт, тормозных шкивов, шкивов ременных и клиноременных передач, катков, ходовых механизмов, звездочек, цепных передач на валу.
Посадка бронзовых тонкостенных втулок в корпуса неразъемных подшипников, в ступицы колес, в корпуса барабанов, роликов и холостых шкивов с применением от проворачивания и перемещения крепежных винтов.
4. Посадка напряженная (комбинированная)
д
Применяется в тех же случаях, что и -гг , но там, где может быть допу-
п
шена меньшая точность исполнения узла.
Примеры применения
Посадка шестерен, соединительных муфт, катков, барабанов, звездочек и шкивов на тихоходные валы при спокойной работе.
Посадка взладылей в корпуса разъемных подшипников в наиболее ответственных случаях
5. Посадка —• напряженная
г2а
Применяется для неподвижных соединений в машинах пониженной точности.
Крутящего момента без добавочных креплений не передает.
Во избежание получения возможных случаев ослабленного характера посадки следует применять метод подбора или точить детали попарно.
Примеры применения
Посадка на шпонке шестерен, соединительных муфт, катков.
Посадка втулок в корпуса неразъемных подшипников и 8 ступицы колес, барабанов и роликов с добавочным предохранением от проворачивания и осевого перемещения.
А
6. Посадка -- скользящая
Применяется в тех случаях, когда необходима легкая сборка и разборка и где требуется центрировка и достаточно плотное соединение. Допускает проворачивание деталей.
Примеры применения
Применяется для посадки пальцев, валиков и других деталей в тормозах и в узлах, требующих повышенной точности выполнения.
7. Посадка ~ скользящая (комбинированная)
С
А Ах
Посадка является промежуточной между — и , применяется в тех же
случаях, что и , но тогда, когда может быть применима подборка деталей или меньшая точность выполнения узла.
8. Посадка ходовая
Применяется для соединения деталей, имеющих относительное вращение с соблюдением хорошей центрировки.
Примеры применения Применяется для цапф тихоходных валов и для посадки кулачковых муфт • реверсивных механизмах
9. Посадка ходовая (комбинированная)
Посадка является промежуточной между ~ и —г и применяется в тех же
случаях, что — , по тогда, когда может быть применима подборка деталей или
Л
меньшая точность выполнения узла.
10. Посадка скользящая
Применяется в тех случаях, когда необходима легкая сборка и разборка и центрировка, но плотности соединения не требуется. Допускает свободное проворачивание деталей относительно друг друга.
Отклонения С3 и Аг порознь применяются в тех случаях, когда необходимо точно выдержать размер детали, обработанная поверхность которой не входиг в какое-либо соединение с другой деталью.
Примеры применения Посадка применяется при всевозможных центрирующих выступах и фланцах, для вкладышей в осевом направлении, для посадки фланцевых подшипников. Посадка шестерен, храповиков, тормозных шкивов и маховичков на вал со шпонкой в ручных механизмах, а также в узлах канатных дорог и транспортеров. Применяется в замках при посадке зубчатого колеса на ходовое колесо и венца червячного колеса на центр в тихоходных валах; в крышках цилиндров золотниковых коробок; при посадке сальников; в поршневых и золотниковых штоках.
11. Посадка ф- ходовая
_ Лз
Применяется для вращающихся либо легко перемещающихся взаимно по оси деталей при достаточно хорошей центрировке.
Примеры применения Применяется для цапф валов, для втулок зубчатых колес, шкивов, катков и блоков, вращающихся на осях; для втулок рычагов управления при посадке на ось при достаточно большой длине втулок.
Примечание. В случае малой длины втулки в рычагах управления
А\ А%
вместо лучше применять •
Лз С J
Окончательный выбор посадок типа ходовых -гг , —Л-, производится
Л Л Лз
при совокупной оценке нагруженноста подшипника, числа оборотов вала, деформации вала и сорта смазки.
12. Посадка - * ходовая
Л4
Посадка применяется в тех случаях, когда особая точность и центрировка не нужны. Отклонение А4 применяется для отверстия из-под сверла и для расточных отверстий в том случае, когда точность не важна.
Допуск Х4 для вала применяется в том случае, когда точность не важна или когда необходим гарантированный вазор, допускающий свободное протаскивание охватывающей детали.
Детали, идущие под нарезку при небольших диаметрах при нарезке плашками, обтачивать по Х4.
Примеры применения
Шарниры, в которых по условиям работы можно допустить большие зазоры, например: шарниры грейферов, кюбелей и т. п.
13. Посадка холодная Л»
Применяется для деталей, сидящих друг в друге с возможно большим зазором, где строгого соблюдения характера соединения не требуется.
Примеры применения Грубые и малоответственные детали: петли дверей и о.:он кабин, шарниры топочных дверей.
Б свариваемых деталях до механической обработки.
14. Посадки иа гладкие валики
Гладкие валики исполнять по калибру (скобе) X. Отверстия исполнять:
а) для случая подвижной посадки но калибру (пробка) А;
б) для случая ненапряженной посадки по калибру (пробка) Г.
Выбор посадки шарико- и роликоподшипников производится согласно стандарту ГУ НТО Ст. 8-25092.
15. Посадка шарико- и роликоподшипников на валы и в отверстия корпусов |
Обозначения калибров |
Характер работы шарико- и роликоподшипников |
Примеры применения |
<9
е;
го |
Я |
Вращается |
Тяжелые и нормальные с ударами нагрузки |
Катки кранов и грузовых тележек. Рабочие ролики кранов. Редукторы цилиндрические а червячные |
S
Ж
н
о
о
СО
<х
о
о
ое
“С |
С |
вал |
Нормальные и легкие нагрузки. Большие числа оборотов. Упорные шарикоподшипника |
Редукторы цилиндрические и червячные.
Трансмиссии передвижения кранов и тележек. Валы барабанов ленточных транспортеров |
|
|
Вращается
корпус |
При всех режимах работы |
Во всех случаях вращения корпуса |
|
г |
Вращается
корпус |
При всех режимах работы |
Во всех случаях вращения корпуса |
>»
С
с,
о
ж
ж
ж
и
о |
С—А |
Вращается |
Тяжелые и нормальные с ударами нагрузки. Большие числа оборотов |
Редукторы цалиндрические и червячные Тельферы. Планетарные передачи |
(9
О.
о
о
ее
Ч
Ч |
Cj—i4j |
вал |
Нормальные и легкие нагрузки |
Редукторы цилиндрические и червячные Трансмиссии передвижения кранов и тележек Различные корпуса подшипников |
|
Так как отверстие внутреннего кольца подшипника имеет отклонение не п плюс, как основное отверстие в системе отверстия, а в минус, то характер полу* чающейся посадки не соответствует названию калибра, по которому обработан вал.
Подш
Посадка получается более плотной, а именно: —— по величине натягов со*
п
ответствует приблизительно глухой а по величине соответствует при-
/ С
д
близительно напряженной .
л
Приложение 2 к Cm. 8-2509212 Примеры применения посадок
Черт. 1. Посадка веяна червячного колеса на центр
Черт. 2. Посадка Черт. 3. Посадка
аубчатого венца на бандажа на центр
центр
Чеот. 4. Посадка стяжных колец на ступицу колеса
Черт. 5. Посадка зубчатого ьенца на центр
Черт. в. Посадка тонкостенной втулки в ступицу колеса
Черт. 8. Посадка шестерни ни вал
|
Черт. 7. Посадка тонко-стенной втулки на ступицу |
Черт.10. Посадка чистого болта в отверстие из-под развертки
Черт. 11. Посадка шестерни на втулку
Черт. 13. Посадка соединительной муфты |
Черт. 14. Соединение (замок) венца червячного колеса с центром |
Черт. 15. Соединение (замов) зубчатого венца с катком
|
Черт. 17. Посаяка втулки в разъемный подшипник |
|
Черт. 16. Посадка крышки под шипи их J в корпус |
Черт. 18. Посадка рззетвог© подшипника
Чарт. 19. Посадка кулачковой муфты
Мер» 20. Посадка ручного маховичка
|
Черт. 21. Посадкв рычага управления
|
Черт. 23. Посадка направляющего |