Приложение 4
УТВКРВДАГ)
Заместитель Главного Государственного санитарного врача СССР
А.И.Зайченко * 1404-76 27 февраля 1976 г.
САНИТАРНЫЕ НОРМЫ ШУМА В ПОМЕЩЕНИЯХ СУДОВ РЕЧНОГО ФЛОТА1
I. Назначение и область применения
1.1. Настоящие требования устанавливают:
предельно допустимые уровни шума в местах пребывания экипажа в пассажиров на судах;
условия измерения шума.
1.2. Нормы распространяются на проектируемые, строящиеся и эксплуатируемые суда внутреннего и смешанного плавания, технические проекты которых разработаны после утверждения настоящих норм. Требования к шумяости на опытных и экспериментальных судах устанавливаются в каждом отдельном случав органами, осуществляющими Государственный санитарный надзор.
1.3. Нормы вводятся в дополнение к "Нормам допустимых уровней шума на морских, речных и озерных судах и правилам по предупреждению их вредного воздействия" (СН 416-62), с целью дифференциация санитарных требований к уровням шу?да в различных по назначению помещениях судов речного флота.
1.4. Срок введения в действие норм устанавливается с момента их утверждения.
2. Определения
2.1* .Машинное отделение (МО) - помещение или группа помещений, в которых установлены главная энергетическая установка, котлы, двигатели и механизмы, вырабатывайте энергия и обеспечивающие работу различных судовых систем и устройств.
2.2. Центральный пост управления (ЦПУ) - помещение, выделенное из МО, в котором установлены контрольные приборы и органы управления главной энергетической установкой и вспомогательными механизмами.
2.3. Производственные помещения - помещения, в которых установлено производственное оборудование, обрабатывавшие машины и станки (судовые мастерские, камбуз, рабочие места ии палубах, в трвмах).
2.4. Служебные помещения - рулевая, □гурманская, бегермейстерская рубки, радиорубка и другие помещения для управления судном к ведения документации.
2.5. Общественные помещения - столовые команды, капт-кокпанАХ, красные уголки, пассажирские салоны, рестораны, буфеты, кинозалы, библиотеки, магазины, киоски.
2.6. .£яг.не помещения - касты экипажа к пассажиров, дежурные помещения для отдыха.
2.7. Медицинские помещения - помещенья для медицинского обслуживания: санитарная каюта, амбулатория, стационар, изолятор.
3. Нормируемые параметры к допустимые величины шума
3.1. Нормируемым параметром постоянного щума на судах устанавливается предельный спектр*, или урогжи сред не квадрат*, чного звукового давления L дБ т. стаяцартных октавных паюсах частот в диапазоне 63-6000 Гц.
3.2. Для ориентировочной оценки шума в качестве нормируемого параметра допускается облай уровень звука в дБ*А.
Примечание: Если уровень звука ь дБ А превышает предельно допустимую величину, указанную э таблице.или равен ей, измерение шума в обязательном порядке должно быть произведено в стандартных октавных полосах частот.
^Предельный спектр принято обозначать сокге-декпечт ТС с индексом, соответсгвующшд .уровню звукового давления в цегаозлах в полосе со соеднегеометричесрой частотой 1030 Гц (например, Л3-33 - предельный спектр, пэохедякий через уровень 80 дь на частоте 100*0 Гц).
131
3.3, Предельно допустимые параметры щума устанавливаются в зависимости от назначения помещения, длительности воздействия шума и условий пребывания экипажа и пассажиров соответственно классификации судов в "Санитарных правилах для судов внутреннего плавания ОХР"
3.4. Предельно допустимые величины шума устанавливаются согласно таблице.
*.5. Превышение уровней звукового давления, устанавливаемых настоящими нормами, допускается не болео, чем на 3 дБ в какой-либо одной октавной полосе.
Примечание: Суда с уровнями шума на рабочих местах, превышавшими ПСГ-Ш, должки сооспечиваться индивидуальными защитными приспособлениями (наушники, заглушки) для использования их при посещении машинного отделения во время работы энергетической установки. На дверях должна быть надпись, запрещающая вход в щумное помещение без индивидуальных средств защиты от шума.
4. Условия измерения шума и требования к измерительной аппаратуре
4.1. Замеры шума в машинном отделении судна производятся при закрытых дверях и включенной вентиляции, при номинальном режиме работы энергетической установки.
4.2. В помещении центрального поста управления, в служебных, производственных, общественных, жилых и медицинских помещениях замеры производятся при полной меблировке, закрытых окнах и дверях, включенной механической вентиляции (системе кондиционирования) на основном эксплуатационном режиме работы судна при волнении или ветре не свыше 3 баллов,
4.3. Контрольные точки замеров шума в машинном отделении с периодическим и безвахтеиным обслуживанием располагаются:
на расстоянии I м от главного двигателя (или одного из главных двигателей) в наиболее шумной точке;
в наиболее удаленной от главных двигателей точке в помещении главных двигателей (не менее I м от ограждения);
на расстоянии I м от вспомогательного двигателя (или одного из вспомогательных двигателей) в наиболее шумной точке;
на расстоянии 0,5 м от каждого из малошумных агрегатов, требующих периодического обслуживания (главный распределительный щит -на середине длины, котел, станция приготовления питьевой воды); результаты замеров у малошуыных агрегатов усредняются и рассматриваются как одна контрольная точка.
132
Контрольные точки замеров шума в машинном отделении с постоянной вахтой располагаются на рабочих местах.
4.4. Точки замеров в служебных, производственных. общественных, жилых и медицинских помещениях площадь» до 15 м" располагаются на рабочих местах или в центре. 3 помещениях большей площади количество точек устанавливается из расчета 1Ь на точку.
4.5. Для МО судов с постоянной вахтой с нормативным спектром сравниваются уровни шума во всех контрольных точках.
Для МО судов с периодическим и бежяхтенж/м обслуживанием и для остальных помещений судна с нормативным спектоом сравнивается среднеарифметическое значение уровней шума в контрольных точках замеров.
4.6. Для измерения уровней шума з судов.-;х помещениях должна использоваться аппаратура, соответствующая ГОСТ/ 17103-71.
Предельно допустите уровни тулъ, дБ |
Наименование
помещения |
Индекс :;ре тельного спектра (ПС) |
Среднегеометрические частоты в ок |
тарных |
полосах |
, Гц |
Уровни |
63 |
125 |
250 |
503 |
1000 |
2030 |
<ом |
8000 |
звука. дБ А |
Малинное отделение («0) с постоянной вахтой |
80 |
102 |
95 |
89 |
84 |
80 |
7Ь |
73 |
70 |
85 |
периодически обслуживаемое .......... |
90 |
ПО |
104 |
•38 |
94 |
90 |
86 |
33 |
80 |
05 |
с Оеэвахтенным обслуживанием ....... |
95 |
115 |
109 |
103 |
99 |
95 |
91 |
SC |
35 |
100 |
центральный пост управления энергетической уст.шсвкой <ШУ> |
65 |
88 |
81 |
75 |
69 |
65 |
62 |
60 |
58 |
70 |
Ироизгодстзенные поме-sc ния
ра<'.положенные в 1Ю |
80 |
102 |
95 |
89 |
84 |
80 |
76 |
73 |
70 |
95 |
^асподожешшс вно |
85 |
88 |
81 |
75 |
69 |
65 |
62 |
60 |
58 |
70 |
Служебные помещения судов I группы |
50 |
81 |
70 |
61 |
55 |
50 |
48 |
46 |
44 |
60 |
судов 11 и 5 групп |
55 |
- |
72 |
65 |
59 |
55 |
52 |
50 |
48 |
65 |
|
Продол*
таблицы |
Наимекодакие помелеом |
Индекс
Пr\ai р п т.«- |
Средяегеомэтрическяе частоты в октавных полосах. |
Га |
Уровни |
иу ir1
кого
С!»ГР« |
63 |
125 |
250 | *
1 |
5СЮ |
1000 |
2 ООО |
4000 |
8000 |
звука. дБ А |
Обцествеаные аомезеядк |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
столовые у. буфеты |
55 |
- |
72 |
65 |
59 |
55 |
52 |
50 |
48 |
65 |
•.•.“сслхарскке салоны судов 2 группы |
55 |
|
72 |
65 |
59 |
55 |
52 |
50 |
48 |
65‘ |
остальные оСаоот-st .им зсыечеаяя |
50 |
81 |
70 |
61 |
55 |
50 |
48 |
46 |
44 |
60 |
ЕЯЯЧ9 помасвкля’ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
судоз I группы (ласты) |
40 |
72 |
G0 |
51 |
45 |
40 |
37 |
35 |
33 |
50 |
судов П группы < дежурные помедекан) |
50 |
81 |
70 |
Si- |
55 |
50 |
40 |
46 |
44 |
60 |
судов Ш группы (дежурные исмоавшя саз спаяьаых мест) |
55 |
. |
7Г |
65 |
5$ |
55 |
52 |
50 |
48 |
65 |
Уйди1силские помещения |
40 |
72 |
60 |
51 |
45 |
40 |
37 |
35 |
33 |
50 |
|
1
Нормы разработаны Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Минздрава СССР и Ленинградским институтом водного транспорта Минречфлота РОФСР.