безопасност!
Серия 32
ДОКУМЕНТЫ ПО АККРЕДИТАЦИИ ИНСПЕКЦИОННЫХ ОРГАНОВ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ
Выпуск 5
Москва
2009
ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность^
Серия 32
Единая система оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве
ДОКУМЕНТЫПО АККРЕДИТАЦИИ ИНСПЕКЦИОННЫХ ОРГАНОВ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ
Выпуск 5
Москва
2009
155
рых проводится инспекция или подобных конкурентных продукции, услуг, процессов и оборудования.
ВЗ. Инспекционная организация типа В создается специально для оказания инспекционных услуг организации, частью которой она является.
5.2.3. Критерии независимости инспекционной организации типа С:
С1. Инспекционная организация типа С должна иметь документированное разделение обязанностей и ответственности в предоставлении услуг по проведению инспекции, которое обеспечивается с помощью организационных методов и письменных методик.
С2. Персонал и эксперты, задействованные в инспекции, не должны непосредственно заниматься следующими видами деятельности, связанными с объектами инспекции: проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, наладка, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание продукции, услуг, процессов и оборудования, в отношении которых проводится инспекция, или подобных конкурентных продукции, услуг, процессов и оборудования.
С3.1. Инспекционная организация типа С может быть напрямую задействованной в следующих видах деятельности: проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание продукции, услуг, процессов и оборудования, в отношении которых проводится инспекция, или подобных конкурентных продукции, услуг, процессов и оборудования.
С3.2. Инспекционная организация типа С может осуществлять инспекции своей продукции, продукции организации, частью которой она является, а также продукции сторонней организации.
СЗ.З. Инспекционная организация типа С не является инспекционным органом, осуществляющим инспекцию третьей стороны, по требованиям независимости.
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 7 из 59 |
Серия 32 Выпуск 5
6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
6.1. Любые сведения и информация, полученные в ходе инспекции, рассматриваются сотрудниками ИО как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации.
6.2. ИО должна иметь политику, сформулированную в документах системы менеджмента качества (далее — СМК), о соблюдении ИО и субподрядными организациями требований конфиденциальности в отношении информации, полученной в ходе инспекции.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
7.1. ИО должна иметь такую организационную структуру, которая позволяла бы ей обеспечивать удовлетворительное выполнение своих функций.
7.2. ИО должна документировать обязанности структурных подразделений и сотрудников, а также взаимодействие между ними.
7.3. В штатном расписании и организационной структуре ИО должны быть предусмотрены должности:
— руководителя или технического руководителя, несущего всю полноту ответственности за организацию работ по проведению инспекции и результаты ее проведения (при наличии в ИО нескольких подразделений, занимающихся инспекцией, таких руководителей может быть несколько);
— ответственного за обеспечение качества.
Руководитель и технический руководитель ИО (заместитель
руководителя) должны быть назначены из числа сотрудников организации, работа для которых в данной организации является основной1.
1В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации |
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 8 из 59 |
|
157
7.4. В ИО должны быть назначены лица, которые в отсутствие руководителя, ответственного за услуги по проведению инспекции, могут выполнять его функции.
7.5. ИО должна обеспечить контроль деятельности экспертов. Контроль должен осуществляться экспертами, имеющими наибольший опыт проведения инспекции и независимыми от контролируемых экспертов.
Контроль может осуществляться в форме наблюдения за работой экспертов на месте, рассмотрения протоколов инспекции и др.
Контроль за работой эксперта должен осуществляться не реже одного раза за период действия свидетельства об аккредитации.
7.6. Все сотрудники ИО должны иметь должностные инструкции, утвержденные руководителем ИО и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. В случае применения новой техники и технологий, изменений в организации труда, изменения нормативных и правовых актов инструкции пересматриваются в установленном в ИО порядке.
8. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
8.1. Руководство ИО должно определить и документально оформить свою политику, цели и обязательства относительно качества и обеспечить, чтобы эта политика была понятна, выполнима и поддерживалась на всех уровнях организации.
8.2. ИО должна обеспечить создание и функционирование эффективной системы менеджмента качества, соответствующей характеру выполняемых работ.
8.3. СМК должна быть полностью документирована. СМК представляется в Руководстве по качеству, утверждаемом руководителем ИО. Руководство по качеству выполняется в виде одного документа или в виде системы документов по качеству, включающей основной документ — Руководство по качеству.
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр, 9 из 59 |
Серия 32 Выпуск 5
8.4. Руководство по качеству должно включать или содержать в виде ссылок:
— общую информацию (наименование организации, адреса, номера телефонов и др., официальный статус);
— политику и цели в области качества;
— заявление руководства о назначении ответственного за обеспечение качества;
— описание областей деятельности ИО;
— информацию о связи ИО с головной и дочерними организациями (если они имеются);
— схема(ы) организационной структуры;
— описание процессов и процедур, связанных с проведением инспекции;
— описание системы обучения и повышения квалификации персонала, занятого в области инспекции;
— процедуру контроля документации;
— процедуру проведения внутренних аудитов;
— процедуру обратной связи и корректирующих действий;
— процедуру анализа СМК со стороны руководства;
— другие процедуры и инструкции или ссылки на другие процедуры или инструкции, в соответствии с требованиями настоящего документа и международного стандарта ISO/IEC 17020:1998;
— перечень подразделений ИО (сотрудников) для рассылки Руководства по качеству.
8.5. Руководство ИО должно назначить должностное лицо, непосредственно подчиняющееся руководству, которое независимо от своих обязанностей несет ответственность за обеспечение качества в рамках ИО.
8.6. Ответственный за обеспечение качества должен отвечать за поддержание СМК на уровне, соответствующем современным требованиям.
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 10 из 59 |
159
8.7. ИО должна поддерживать в рабочем состоянии систему управления всей документацией, относящейся к ее деятельности.
В отношении документации, относящейся к деятельности ИО, должны быть обеспечены:
доступ к текущим изданиям необходимых документов всему задействованному персоналу;
своевременное внесение изменений во все документы; изъятие заменяемых документов из пользования в ИО (при этом копия изъятого документа должна храниться в архиве в течение установленного в ИО периода);
уведомление заинтересованных сторон при необходимости об изменениях, связанных с документацией.
8.8. ИО должна осуществлять проведение плановых внутренних аудитов СМ К для подтверждения ее эффективности, а также соответствия установленным требованиям. Внутренние аудиты должны проводиться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию. Персонал, осуществляющий внутренние аудиты должен быть независимым от проверяемых объектов. Результаты внутренних аудитов должны быть документированы.
8.9. При этом должна быть разработана процедура учета несоответствий (выявленных при проведении внутренних аудитов), выработки и реализации необходимых корректирующих действий, контроля исполнения и оценки их эффективности.
8.10. Руководство ИО должно через соответствующие интервалы пересматривать СМК для обеспечения ее пригодности и эффективности. Результаты таких пересмотров должны документироваться.
9. ПЕРСОНАЛ
9.1. ИО должна иметь достаточное количество персонала для выполнения организационно-технических мероприятий по проведе- |
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 11 из 59 |
|
Серия 32 Выпуск 5
нию инспекции, в том числе экспертов (эксперта), область аттестации которых соответствует области аккредитации ИО и д ля которых работа в данной организации является основной2. Учет специалистов ИО должен вестись по форме, приведенной в приложении 1.
9.2. Персонал ИО должен быть аттестован в установленном порядке, а также иметь соответствующую профессиональную подготовку, теоретические знания и практический опыт, необходимые для проведения инспекции.
9.3. Руководитель и персонал ИО должны пройти аттестацию по вопросам безопасности в аттестационных комиссиях Ростехнадзора в соответствии с «Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД-03-19-2007).
9.4. Аттестация экспертов ИО в целях подтверждения достаточности теоретической и практической подготовки, опыта, компетентности, необходимых для проведения инспекции, проводится в соответствии с Правилами аттестации (сертификации) экспертов (СДА—12-2009) в аккредитованных независимых органах по аттестации (сертификации) экспертов Единой системы оценки соответствия.
9.5. ИО должна создать документированную систему обучения, обеспечивающую необходимую подготовку персонала.
9.6. ИО должна обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, занимающегося проведением инспекции. ИО должна установить необходимые этапы подготовки каждого сотрудника, включающие:
— период официального введения в должность;
— период работы под наблюдением опытных сотрудников;
2 В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации |
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр, 12 из 59 |
|
161
— постоянную подготовку на протяжении служебной деятельности.
9.7. ИО должна вести регистрацию научной или другой квалификации, подготовки и опыта кажцого работника. На каждого эксперта (экспертов, для которых работа в ИО является основной, а также экспертов и консультантов, выполняющих работы по совместительству или по гражданско-правовым договорам) должна быть заведена квалификационная карточка эксперта (приложение 2).
9.8. ИО должна обеспечить руководство работой своего персонала.
9.9. Денежное вознаграждение персонала, которому поручается проведение инспекции, не должно непосредственно зависеть от количества проведенных инспекций, а также от их результатов.
10. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ОБОРУДОВАНИЕ
10.1. ИО должна иметь в своем распоряжении соответствующие технические средства и оборудование, позволяющие осуществлять все операции, связанные с проведением инспекции.
10.2. Если ИО проводит испытания, то входящая в ее состав или привлекаемая испытательная лаборатория должна соответствовать Общим требованиям к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006) и Требованиям к испытательным лабораториям (СДА-15-2009) и быть аккредитованной в Единой системе оценки соответствия.
10.3. Контрольное, испытательное и диагностическое оборудование ИО должно иметь эксплуатационную документацию, находиться в исправном состоянии и при необходимости поверяться в установленные сроки. Оснащенность ИО контрольным, испытательным, диагностическим оборудованием и средствами измерения должна учитываться по специальной форме (приложение 3).
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 13 из 59 |
Серия 32 Выпуск 5
ИО должна иметь документированные процедуры доступа к техническим средствам и оборудованию и их использования, технического обслуживания и проверки технического состояния используемых технических средств и оборудования, а также график поверки средств измерения.
10.4. Все оборудование должно быть соответствующим образом идентифицировано.
В целях обеспечения качества услуг по проведению инспекции ИО должна иметь документированные процедуры:
— выбора квалифицированных поставщиков;
— выпуска соответствующих документов на покупку;
— контроля получаемых материалов;
— обеспечения подходящего складского оборудования.
10.5. При использовании в ИО компьютеров или автоматизированного оборудования для проведения инспекции должно быть гарантировано, что:
программные средства проверены в целях установления их пригодности к применению;
разработаны и выполняются процедуры защиты целостности данных;
компьютеры и автоматизированное оборудование содержатся в сохранности для обеспечения надлежащего функционирования;
разработаны и выполняются процедуры сохранения безопасности данных.
10.6. ИО должна иметь документированные процедуры обращения с неисправным оборудованием. Неисправное оборудование необходимо выводить из эксплуатации.
11. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИЙ И ПРОЦЕДУРЫ
11.1. ИО должна иметь необходимые нормативные технические и методические документы, регламентирующие проведение |
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 14 из 59 |
|
163
инспекции в заявленной области аккредитации. Ведение перечня нормативных технических и методических документов ИО должно соответствовать установленной форме (приложение 4).
Стандарты, правила, методики, инструкции и другие документы, используемые в работе ИО, должны быть актуализированы и доступны для персонала, устаревшие документы должны своевременно изыматься.
11.2. ИО должна иметь систему контроля договоров или рабочих заказов, которая обеспечивает, чтобы:
— выполняемая работа соответствовала компетентности ИО и ИО имела соответствующие ресурсы для удовлетворения необходимых требований;
— требования заказчиков на услуги по проведению инспекции были адекватно определены, специальные условия понятны и чтобы для персонала, выполняющего требуемые обязанности, можно было подготовить соответствующие инструкции;
— выполняемая работа контролировалась регулярными проверками и корректирующими действиями;
— законченная работа была проверена для подтверждения соответствия выдвинутым требованиям.
11.3. Наблюдения и (или) данные, полученные при проведении инспекции, должны своевременно записываться д ля предотвращения потери необходимой информации.
11.4. Все вычисления и процессы передачи данных должны подлежать соответствующим проверкам.
11.5. Сотрудники ИО должны иметь инструкции по безопасному проведению работ при осуществлении инспекций в соответствии с требованиями охраны труда.
12. ОБРАЩЕНИЕ С ОБЪЕКТАМИ ИНСПЕКЦИИ
12.1. ИО должна обеспечить уникальную идентификацию объектов инспекции. |
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 15 из 59 |
|
Серия 32 Выпуск 5
12.2. Любые явные отклонения от нормы, сообщенные эксперту или замеченные им, должны быть зарегистрированы до начала инспекции. В случае каких-либо сомнений относительно пригодности объекта инспекции для предстоящей работы или несоответствия объекта инспекции представленному описанию ИО должна проконсультироваться с заказчиком до начала работы.
12.3. ИО должна установить, была ли выполнена вся необходимая подготовка для объекта инспекции, или по запросу заказчика подготовка должна быть проведена ИО.
12.4. ИО должна иметь документированные процедуры и соответствующие технические средства для предотвращения повреждений или порчи объектов инспекции, когда они находятся под ее ответственностью.
13. ДОКУМЕНТАЦИЯ
13.1. ИО должна вести протокольную систему в соответствии с конкретными обстоятельствами и применяемыми правилами.
13.2. Протоколы должны включать достаточно информации, чтобы можно было сделать удовлетворительную оценку инспекции.
13.3. Наблюдения или информация, полученные в ходе инспекции, должны своевременно регистрироваться.
13.4. Протоколы должны храниться в течение установленного периода с соблюдением требований безопасности и конфиденциальности для заказчика.
14. ПРОТОКОЛЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА ИНСПЕКЦИИ
14.1. Результаты проведенной работы по инспекции деятельности в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, отражаются в протоколе инспекции и (или) свидетельстве инспекции. |
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 16 из 59 |
|
ББК - 65.30-3*67 Д63Под общей редакцией Н.Г. КутьинаРедакционная коллегия:
М.И. Белов, В.Е. Желтое, Н.Н. Коновалов, П.В. Кононов, В.С. Котельников, Б.А. Красных, Н.А. Матвеева, Н.А. Махутов, А.И. Перепелиный, Г.М. Селезнев, В.И. Сидоров, Л.Н.Тетерева, А.В. Ферапонтов, Н.П. Четверик, А.А. Шаталов, В.П. Шевченко
Документы по аккредитации инспекционных органов и испытательных лабораторий. Серия 32, выпуск 5 / Колл. ант. - Под обш. ред. Н.Г. Кутьина. - М.: Научно-технический центр по безопасности в промышленности, 2009. - 248 с.
ISBN 978-593586-656-3
В настоящий Сборник вошли документы, устанавливающие требования к инспекционным органам и испытательным лабораториям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, и их аккредитации.
ББК - 65.30-3*67
Открытое акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности»
(ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность») - официальный издатель и распространитель нормативных актов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (приказ Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 20.04.06 № 384)
Официальное издание
© Оформление. Открытое акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности», 2009
I5BN 978-593586656-3
За содержание нормативных документов, изданных другими издателями, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ответственности не несет
165
14.2. Протокол и (или) свидетельство инспекции должен включать все результаты проверок и определение соответствия, сделанное на основе этих результатов, а также всю информацию, необходимую для их понимания и интерпретации. Вся эта информация должна быть запротоколирована правильно, точно и ясно. Если протокол или свидетельство инспекции содержит результаты, представленные субподрядчиком, эти результаты должны быть четко идентифицированы.
14.3. Протокол инспекции должен быть подписан членами комиссии, в том числе экспертом инспекционной организации, и полномочным представителем заявителя.
14.4. Исправления или добавления к протоколу или свидетельству инспекции должны регистрироваться и подтверждаться согласно установленным требованиям.
14.5. По результатам проверки организаций ИО выдает свидетельство об оценке соответствия организационно-технической готовности организации (приложение 5) или свидетельство об оценке соответствия продукции, услуги, процесса (приложение 6).
Свидетельства оформляются на бланках. Бланки имеют индивидуальный номер и выдаются Органом по аккредитации по запросу ИО.
Срок действия свидетельства устанавливается ИО и не должен превышать трех лет. В случае выдачи свидетельства на срок более одного года ИО должна установить периодичность инспекционных проверок в течение срока действия свидетельства. Первая инспекционная проверка проводится не позднее чем через 12 месяцев от даты начала действия свидетельства.
14.6. Результаты инспекции регистрируются и хранятся в порядке, установленном действующей в ИО системой менеджмента качества.
14.7. ИО обязана иметь полный перечень работ, выполненных по инспекциям. Этот перечень в электронном виде регулярно
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 17 из 59 |
3
СОДЕРЖАНИЕ
Требования к экспертным организациям (СДА-11 -2009) ...........4
Требования к испытательным лабораториям (СДА-15-2009) .......62
Требования к инспекционным организациям (СДА-17-2009)......149
Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (СДА-18-2009) .......208
149
Приняты Наблюдательным советом, решение от 20.07.09 № 30-БНС
ТРЕБОВАНИЯ К ИНСПЕКЦИОННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий документ устанавливает требования к инспекционным организациям (далее - ИО), которые в добровольном порядке проходят аккредитацию в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее — Единая система оценки соответствия).
Инспекционные организации могут проводить следующие виды инспекций: проверку (аудит) и оценку продукции, услуг, процессов и оборудования для объектов промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (строительный контроль), а также организационно-технической готовности проектных, строительных, монтажных, наладочных, ремонтных и эксплуатационных организаций, организаций-изго-товителей и организаций по подготовке персонала организаций.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
2.1. Настоящий документ разработан с учетом требований:
Федерального закона от 21 июля 1997 г. Nq 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N° 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 1 из 59 |
Серия 32 Выпуск 5
Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N° 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
Федерального закона от 26 марта 2003 г. N° 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N° 190-ФЗ;
нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
международных стандартов ISO серии 17000, в том числе ISO/IEC 17020:1998 «Общие критерии работы различных типов контролирующих органов» и Руководства по применению стандарта ISO/IEC 17020:1998 (ЕАIAF/ILAC - А4:2004);
Общих требований к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2009).
2.2. Требования, установленные в настоящем документе, могут быть дополнены при их применении в конкретных областях деятельности ИО. Дополнительные требования разрабатываются Органом по аккредитации совместно с техническими комиссиями и принимаются Наблюдательным советом.
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем документе применяются термины и определения, указанные в ISO/IEC 17020:1998 «Общие критерии работы различных типов контролирующих органов» и СДА-06-2009 «Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строитель
стве». |
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 2 из 59 |
|
151
4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1. ИО или организация, частью которой она является, должна иметь статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации.
4.2. ИО, которая является частью организации, осуществляющей также другие функции помимо инспекции, должна быть идентифицируема в пределах этой организации. Допускается наделение полномочиями инспекционной организации отдельного независимого подразделения юридического лица с оформлением соответствующего положения.
4.3. ИО должна иметь организационную схему, отражающую структуру и взаимоотношения между подразделениями ИО или организации, частью которой она является.
4.4. ИО должна обеспечить соответствующие гарантии своей ответственности на случай непреднамеренной ошибки при проведении инспекции, если только эту ответственность не берет на себя государство или организация, подразделением которой является ИО. Обеспечением гарантий ответственности ИО может служить договор страхования риска гражданской ответственности ИО на случай причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в случае непреднамеренной ошибки при проведении инспекции.
Застрахованной деятельностью является деятельность по проведению инспекции согласно областям аккредитации.
В качестве ключевого показателя при страховании ИО выступает лимит ее ответственности, который зависит от области аккредитации (количества отраслевых направлений и объектов, указываемых в свидетельстве об аккредитации).
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 3 из 59 |
Серия 32 Выпуск 5
5. НЕЗАВИСИМОСТЬ, БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ
5.1. ИО и ее персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на выводы и оценки ИО при проведении инспекции. Всякое влияние на результаты инспекции, оказываемое со стороны внешних организаций или лиц, должно быть исключено.
5.2. Инспекционные организации, аккредитованные в Единой системе оценки соответствия, должны соответствовать критериям независимости, приведенным ниже:
5.2.1. Критерии независимости инспекционной организации типа А:
А1. Инспекционная организация типа А должна:
Al. 1. Быть независимой и продемонстрировать, что она не связана со сторонами, напрямую задействованными в следующих видах деятельности: проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание продукции, услуг, процессов и оборудования, в отношении которых проводится инспекция, или подобных конкурентных продукции, услуг, процессов и оборудования путем:
общего владения (кроме случаев, когда владельцы не в состоянии повлиять на результаты инспекции);
общего владения лиц, назначенных в руководящие органы организаций (кроме случаев, когда такие назначенные лица осуществляют функции, при которых нет влияния на результаты инспекции);
непосредственной отчетности тому же вышестоящему управляющему органу;
контрактных договоренностей, при которых существует возможность влияния на исход инспекции.
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 4 из 59 |
153
А1.2. Документировать процедуры инспекции, чтобы гарантировать свободу задействованных в инспекциях персонала и экспертов от коммерческого, финансового и другого давления, которое может повлиять на их суждение.
А1.3. Иметь документированную и утвержденную руководителем юридического лица, в состав которого входит инспекционная организация, политику поддержания статуса инспекционной организации типа А. Орган по аккредитации проверяет подтверждение выполнения этой политики в отношении интересов владения, состава руководства, средств финансирования, методов принятия решения и других факторов, которые могут повлиять на беспристрастность, независимость и целостность инспекционной организации типа А.
А2.1. Инспекционная организация типа А или другая часть юридического лица, в состав которого входит инспекционная организация, а также персонал и эксперты, задействованные в инспекции, не должны непосредственно заниматься следующими видами деятельности: проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание продукции, услуг, процессов и оборудования, в отношении которых проводится инспекция, или подобных конкурентных продукции, услуг, процессов и оборудования.
А2.2. Инспекционная организация типа А, а также ее персонал и эксперты, задействованные в инспекции, не должны: выполнять функции официального представителя любой из сторон, занимающихся видами деятельности, указанными в п. А2.1;
заниматься деятельностью, которая может вступить в конфликт с их независимостью в принятии решения и их честностью в проведении инспекции.
АЗ. Заказчик и все заинтересованные стороны должны иметь доступ к подразделениям инспекционной организации. Не |
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 5 из 59 |
|
Серия 32 Выпуск 5
должно быть никаких незаконных финансовых или других условий. Методическая помощь должна быть беспристрастной.
5.2.2. Критерии независимости инспекционной организации типа В:
В1. Инспекционная организация типа В должна:
В1.1. Составлять отдельную демонстрируемую и идентифицируемую часть организации, занимающейся одним или несколькими следующими видами деятельности: проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание продукции, услуг, процессов и оборудования, в отношении которых проводится инспекция, или подобных конкурентных продукции, услуг, процессов и оборудования.
В1.2. Иметь документированное разделение обязанностей персонала инспекционной организации, ответственного за проведение инспекции, и обязанностей персонала, выполняющего другие функции. Разделение должно быть установлено путем организационной идентификации и методами отчетности инспекционной организации внутри своей организации.
В1.3. Оказывать инспекционные услуги только организации, частью которой является инспекционная организация.
В2.1. Инспекционная организация типа В, а также персонал и эксперты, задействованные в инспекции, не должны заниматься деятельностью, которая может вступить в конфликт с их независимостью в принятии решения и их честностью в проведении инспекции.
В2.2. Персонал и эксперты, задействованные в инспекции, не должны непосредственно заниматься следующими видами деятельности, связанными с объектами инспекции: проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, наладка, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание продукции, услуг, процессов и оборудования, в отношении кото-
|
Система документов по аккредитации |
Требования к инспекционным организациям |
СДА-17-2009 Стр. 6 из 59 |