РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ПО КЛАССИФИКАЦИИ, ПОСТРОЙКЕ И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ
приказом Российского Речного Регистра от 29.11.2016 №81-иВведено в действие с 04.12.2016 Издание 2Ответственный за выпуск —С. В. Канурный Оригинал-макет — Е. Л. Багров
Никакая часть настоящего издания не может для целен продажи воспроизводиться, закладываться в поисковую систему или передаваться в любой форме или любыми средствами, включая электронные, механические, фотокопировальные или иные средства, без получения предварительного письменного разрешения федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр*.
© Российский Речной Регистр, 2017
1 Общие положения
дового билета или техническое состояние судна не соответствует Правилам, в акте первоначального освидетельствования указываются выявленные несоответствия и в судовой билет не вносится запись, подтверждающая его годность к плаванию.
1.3.7 Очередное освидетельствование прогулочною судна осуществляется с целью определения технического состояния элементов судна и проводится на берегу и на плаву с периодичностью один раз в пять лет. Освидетельствование должно быть завершено до истечения пятилетнего периода, определяемого от даты первоначального освидетельствования. По его результатам составляется акт очередного освидетельствования, и в судовой билет вносятся сведения, подтверждающие годность судна к плаванию.
1.3.8 Промежуточное освидетельствование прогулочного судна проводится между второй и третьей годовщиной очередного освидетельствования, т.е. в течение третьего года после проведения очередного освидетельствования или первоначального освидетельствования в целях постановки судна на учет.
Промежуточное освидетельствование прогулочных судов проводится на плаву.
При промежуточном освидетельствовании проверяется наличие технической документации, техническое состояние элементов судна, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования. По его результатам составляется акт промежуточного освидетельствования, и в судовой билет вносится отметка о техническом состоянии судна.
1.3.9 Внеочередное освидетельствование проводится в следующих случаях:
после повреждений, без устранения которых не обеспечивается безопасность плавания судна;
в случае выявления дефектов, угрожающих безопасности плавания, и при уточнении технического состояния или района плавания судна;
после ремонта или модернизации прогулочных судов без изменения типа, назначения и класса судна, но с существенным изменением его конструкции и (или) оборудования;
для судов, допустивших нарушение района плавания или сезонных ограничений;
Руководство Р. 017-2006
при выявлении несоответствий по результатам проверки судна инспекцией государственного портового контроля в отношении элементов судна и судовых технических средств, влияющих на безопасность пассажиров и экипажа судна, безопасность судоходства, загрязнение окружающей среды;
по предписанию органов государственного надзора (контроля), лица, осуществляющего государственный портовый контроль;
при подготовке и после осуществления разового перехода (перегона) судна вне установленных для судна районов и сезонов плавания; по заявке судовладельца.
Прохождение прогулочным судном внеочередного освидетельствования нс изменяет срока его промежуточного или очередного ос видстел ьствова ния.
1.3.10 В случае, если в результате освидетельствования прогулочного судна установлено, что его характеристики не соответствуют присвоенному классу или техническое состояние судна не отвечает требованиям безопасности судоходства по внутренним водным путям, в акте освидетельствования указываются выявленные несоответствия и при плановом освидетельствовании судна запись в судовой билет не вносится. Заявитель после устранения выявленных несоответствий уведомляет в письменном виде Речной Регистр, и Речной Регистр проводит освидетельствование судна повторно.
1.3.11 Класс судна приостанавливается в случаях: непредъявления к освидетельствованию в установленный срок; проведения переоборудования, модернизации, выполнения ремонтных работ без предварительного согласования с Речным Регистром;
эксплуатации судна в условиях, не соответствующих присвоенному этому судну классу или установленным ограничениям; получения судном аварийных повреждений (после аварии); признания технического состояния судна по результатам ос видстел ьствова ния i iero;u i ы м.
1.3.12 Для восстановления (возобновления) класса судно предъявляется к внеочередному освидетельствованию после устранения причин, вызвавших его приостановление.
1 Общие положения
1.3.13 Класс судна аннулируется в следующих случаях:
после окончания срока приостановления класса;
когда восстановление (возобновление) класса признается невозможным;
когда судовладелец переводит судно в класс другой организации по классификации и освидетельствованию судов;
снятия судна с классификационного учета;
гибели судна.
1.3.14 Освидетельствование судов, за исключением вызовов при аварийных случаях, осуществляется но предварительным заявкам, направляемым эксперту или в филиал Речного Регистра не менее чем за сутки до освидетельствования. В заявке указывается, каким филиалом судно поставлено на учет в Речном Регистре.
1.3.15 Перед каждым освидетельствованием и испытанием эксперт обязан ознакомиться с результатами предыдущих освидетельствований и получить от судовладельца сведения об устранении дефектов, выявленных после предыдущего освидетельствования (испытания) судна и его элементов.
1.3.16 Освидетельствования судна и его элементов должны проводиться в присутствии судовладельца или лица, ответственного за данные элементы судна.
1.3.17 Основанием для определения технического состояния судна как «негодное» является несоблюдение хотя бы одного из требований к элементам судна, приведенным в настоящем руководстве.
Определение «ограниченно годное» не применяется.
1.3.18 По результатам освидетельствования эксперт определяет годность судна к перевозке заявленного судовладельцем количества пассажиров с учетом 1.1.7 по общему расположению мест размещения людей на борту, наличию спасательных средств и выполнению других требований настоящего руководства.
1.3.19 Объем, формы и методы освидетельствования прогулочных судов, за исключением парусного вооружения, определяются
посэ.
1.3.20 Суда, состоящие на классификационном учете Речного Регистра, при наличии соответствующей заявки судовладельца нс-
Руководство Р. 017-2006
реклассифицируются как прогулочные на основании результатов ближайших плановых (промежуточных или очередных) освидетельствований либо внеочередного освидетельствования с выдачей акта классификации и освидетельствования формы РР-3.15.1. При этом установленные ранее сроки промежуточных и очередных освидетельствований судна сохраняются.
1.3.21 При определении технического состояния парусного вооружения эксперт должен проверить:
.1 правильность постановки и уборки парусов, отсутствие повреждений парусов, рангоута и такелажа;
.2 работу парусов на ходу при прямолинейном движении, в условиях маневрирования (поворотливость и лавировка при встречном, боковом, попутном ветре);
.3 соблюдение ограничения по максимально допускаемому углу крепа (30 град.);
.4 возможность постановки судна на якорь и снятия с якоря с визуальным контролем местоположения.
1.3.22 По результатам первоначального освидетельствования
эксперт Речного Регистра составляет акт классификации и освидетельствования судна по форме РР-3.15.1, а по результатам очеред-ного/промежуточного/внеочередного освидетельствования - акт по форме РР-3.15.2. Если прогулочное судно отвечает требованиям настоящего руководства для перевозки пассажиров, в акт классификации и освидетельствования судна по форме РР-3.15.1 вносится запись «Прогулочное судно - годное для перевозки пассажиров в количестве_чел.»
2 Конструкция и прочшкть амиышго корпуса
2 КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ СТАЛЬНОГО КОРПУСА
2.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1.1 Требования настоящего раздела распространяются на суда, корпус и надстройка которых выполнены из стали.
Суда, корпус и надстройка которых выполнены из легких сплавов на основе алюминия или из стеклопластика, должны отвечать требованиям разд. 3 и 8 ч. I ПКПС соответственно.
2.1.2 При наличии в технической документации судов длиной менее 12 м несоответствий требованиям настоящего раздела руководства, организация, являющаяся разработчиком технической документации представляет перечень с изложением их содержаний и технических обоснований, доказывающих, что предлагаемые разработчиком технической документации решения (положения) являются с точки зрения безопасности не менее эффективными, чем те, которые установлены Правилами. В технических обоснованиях прочность и водонепроницаемость корпуса таких судов должна быть подтверждена результатами испытаний головного судна. Программа этих испытаний должна быть согласована Речным Регистром.
2.1.3 При конструировании корпусов судов необходимо соблюдать принцип совмещения связей в одной плоскости, чтобы образовались замкнутые конструкции: карлингс — рамная стойка поперечной переборки — кильсон; продольное ребро жесткости палубы или платформы — холостая стойка поперечной переборки — продольное ребро днища, двойного дна или платформы; флор — шпангоут — бимс; бортовой стрингер— шельф поперечной переборки — шельф продольной переборки и т. п.
Руководство Р. 017-2006
2.1.4 Необходимо обеспечивать непрерывность основных продольных связей корпуса.
2.1.5 В процессе проектирования следует предусматривать конструктивные мероприятия но увеличению прочности и жесткости тех корпусных конструкций, которые в эксплуатационных условиях подвергаются местным сосредоточенным или ударным нагрузкам.
2.1.6 Соединение продольных балок холостого набора, прерывающихся на непроницаемых рамных связях или непроницаемых переборках следует выполнять с помощью книц или бракет, устанавливаемых с обеих сторон рамной связи или переборки в плоскости стенок соединяемых балок.
2.2 ПРОЧНОСТЬ КОРПУСА, РАСПОЛОЖЕНИЕ, РАЗМЕРЫ И КОНСТРУКЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
2.2.1 Для судов всех классов, если не соблюдаются требования 2.2.2, необходимо выполнить расчеты общей прочности в соответствии с требованиями 2.2 ч. I ПКПС.
Речной Регистр может запросить выполнения расчетов местной прочности отдельных элементов конструкции корпуса, подверженных дополнительным местным нагрузкам в соответствии с требованиями 2.2 ч. I ПКПС.
2.2.2 Суммарное значение площади поперечного сечения продольных связей палубного или днищевого пояса (принимается меньшее значение) должно быть не менее, см\
(2.2.2)
где D—водоизмещение судна с полными запасами и максимальным спецификационным количеством людей на борту, т;
к{ — коэффициент, который принимается равным для судов класса:
«М» 0,0402/
«О» 0,02112
«Р» 0,0802/
«Л» 0,2112/
при этом значение к{ не должно приниматься меньше 1,0; к2 — коэффициент, равный 1,0/1;
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения
1.1 Область распространения, определения, классификация... 5
1.2 Порядок применения Правил................................................ 7
1.3 Освидетельствование прогулочных судов ............................ 8
2 Конструкция и прочность стального корпуса
2.1 Общие требования.................................................................. 15
2.2 Прочность корпуса, расположение, размеры и конструкция отдельных связей............................................................. 16
2.3 Оборудование помещений, ограждения и поручни............. 21
3 Остойчивость, непотопляемость, надводный борт
3.1 Общие требования.................................................................. 22
3.2 Остойчивость........................................................................... 24
3.3 Непотопляемость.................................................................... 33
3.4 Надводный борт и грузовая марка........................................ 34
4 Противопожарная защита
4.1 Материалы конструктивной противопожарной зашиты..... 36
4.2 Системы и станции пожаротушения.................................... 37
4.3 Противопожарное снабжение ............................................... 37
5 Энергетическая установка и системы
5.1 Общие требования.................................................................. 38
Содержание
6 Судовые устройства и снабжение
6.1 Общие требования.................................................................. 39
6.2 Рулевое устройство................................................................. 40
6.3 Якорное устройство................................................................ 40
6.4 Швартовное устройство......................................................... 41
6.5 Спасательные средства........................................................... 42
6.6 Сигнальные средства.............................................................. 44
6.7 Навигационное снабжение.................................................... 45
6.8 Аварийное снабжение............................................................. 46
6.9 Парусное вооружнис ............................................................. 46
7 Электрическое оборудование, средства радиосвязи, навигационное оборудование
7.1 Электрическое оборудование................................................. 47
7.2 Средства святи и навигации.................................................. 47
8 Материалы и сварка
8.1 Общие требования.................................................................. 49
8.2 Сварные соединения.............................................................. 49
Приложения
1 Порядок классификации прогулочных судов, построенных
без технического наблюдения Речного Регистра..................... 54
2 Типовой перечень технической документации, представляемой на рассмотрение Речному Регистру............................. 58
I Общие no. /ожения
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯОбласть распространения
1.1.1 Настоящее руководство «Технические предписания по классификации, постройке и освидетельствованию прогулочных судов» (далее — руководство) распространяется на прогулочные суда в соответствии с тем, как они определены в 1.1.5.4.
К прогулочным судам длиной 25 м и более предъявляются в полном объеме требования ПКПС, ПОСЭ (кроме разд. 2 и приложения 8), ПТНП и ППЗС, установленные для разъездных судов.
1Л.2 Распространение требований настоящего руководства на прогулочные суда с динамическими принципами поддержания (глиссирующие суда, суда на подводных крыльях, на воздушной подушке и др.) должно быть согласовано с Российским Речным Регистром (далее - Речной Регистр).
1 Л.3 Распространение требований настоящего руководства на прогулочные суда с корпусами, изготовленными не из стали, допускается только при учете требований стандартов организаций, применение которых согласовано с Речным Регистром
1.1.4 Настоящее руководство распространяется на суда в постройке и эксплуатации.
Термины и их определения
1.1.5 В настоящем руководстве применяются термины, определенные в ПОСЭ, ПТНП, разд. 2 ч. О ПКПС и других частях ПКПС.
Руководство Р.017-2006
1.1.6 В настоящем руководстве используются следующие термины.
.1 Ванты — снасти, стоячего такелажа, поддерживающие мачту.
.2 Краспица — металлическая распорка в виде трубы или деревянная распорка цилиндрической формы, увеличивающая угол между вантами и мачтой.
.3 Парусное вооружение — совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей, предназначенных для постановки, уборки парусов и управления ими.
.4 П р о г у л о ч н о е судно — судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.
.5 Рангоут — совокупность надпалубных конструкций и деталей судового оборудования, предназначенного для постановки, раскрепления и несения парусов.
.6 Разъездное судно — судно, не являющееся пассажирским, маломерным или прогулочным и предназначенное для разъездных целей и перевозки не более 12 пассажиров.
.7 Риф — ряд продетых сквозь парус креплений, при помощи которых уменьшается площадь паруса.
.8 С т о я ч и й такелаж — такелаж, служащий для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна.
.9 Такелаж — совокупность судовых снастей для крепления рангоута, управления парусами.
ЛОЧастично закрытое (полузакрытое) судно— судно, имеющие водонепроницаемую надстройку бака протяженностью не менее 1/3 длины судна и высотой не менее 1 м.
Примечание. К таким судам также допускается относить суда классов «О», «Р» и «Л», имеющие водонепроницаемую палубу в исковой части протяженностью нс менее половины длины судна.
.11 Штаг —стальной трос, соединяющий топы (верхние части) мачт.
.12 Штормовые паруса — паруса для установки в штормовую погоду.
I Общие положения
Классификация
1.1.7 Классификация и освидетельствование прогулочных судов осуществляется Речным Регистром но заявкам судовладельцев.
1.1.8 Район и сезон плавания, а также другие эксплуатационные ограничения (например, ограничения по ветро-волновому режиму) прогулочному судну устанавливаются на основании классификации внутренних водных бассейнов и технических характеристик судна, указанных в технической документации.
1.1.9 В формуле класса прогулочного судна после основного символа класса (см. 3.5 ч. О ПКПС) и указания допускаемой при эксплуатации высоты волны в метрах с точностью до первого знака после занятой (см. 3.6.2 ч. О ПКПС) для обозначения типа и назначения судна производится запись «прогулочное судно».
1.1.10 Классификация прогулочных судов, имеющих класс другой классификационной организации, признанной Речным Регистром, или сертификат соответствия требованиям директивы Европейского совета 94/25/FC, выданный признанной Европейским советом в рамках данной директивы организацией, осуществляется с учетом изложенного в приложении 1 настоящего руководства.
1.2 ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ
1.2.1 Па прогулочные суда распространяются требования Правил предупреждения загрязнения окружающей среды с судов (за исключением разд. 5).
1.2.2 К прогулочным судам допускается применять в полном объеме положения ПКПС. Выполнение требований разд. 2-8 настоящего руководства в этом случае необязательно.
1.2.3 Для прогулочных судов допускается представлять техническую документацию на рассмотрение Речному Регистру в соответствии с типовым перечнем, приведенным в приложении 2 настоящего руководства.
1.2.4 Допускается руководствоваться требованиями международных и национальных стандартов для прогулочных судов длиной менее 6 м, если в этих стандартах нс указано иное.
Руководство Р.017-2006
1.3 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ
1.3.1 При осуществлении классификации Речной Регистр проводит следующие виды освидетельствований прогулочных судов:
первоначальное;
очередное;
промежуточное;
внеочередное.
1.3.2 Первоначальное освидетельствование прогулочных судов проводится перед постановкой прогулочного судна на учет Речного Регистра. Освидетельствование проводится на берегу или на плаву с целью подтверждения фактического соответствия судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, и классификации судна как прогулочного для регистрации его у администрации внутреннего водного бассейна или капитана порта.
Прогулочное судно, предъявляемое к первоначальному освидетельствованию, должно быть укомплектовано аварийно-спасательным и иным снабжением, предусмотренным требованиями настоящего руководства и Правил.
1.3.3 Прогулочные суда ставятся на классификационный учет Речного Регистра в следующих случаях:
после постройки судна;
при приеме на классификационный учет Речного Регистра судна, находившегося на классификационном учете другой организации по класс иф икании;
при приеме на классификационный учет судна, не имеющего действующих документов Речного Регистра, в том числе ранее находившегося на учете другого классификационного общества.
1.3.4 Снятие судна с классификационного учета Речного Регистра производится:
при утилизации судна;
при переходе в класс другой организации по классификации; если судно не предъявлялось к освидетельствованию более пяти лет подряд;
при конструктивной гибели судна; при смене судовладельца; при смене флага судна.
I Общие миожения
Снятие судна с учета в Речном Регистре, за исключением случая, указанного в абзаце четвертом, производится но заявке судовладельца, в которой должна быть указана причина снятия судна с учета.
1.3.5 Для постановки судна на классификационный учет судовладелец или его доверенное лицо (далее — заявитель) представляет Речному Регистру следующие документы:
.1 письменное заявление, содержащее фамилию, имя. отчество и паспортные данные судовладельца, являющегося физическим лицом, или наименование и адрес судовладельца, являющегося юридическим лицом;
.2 подтверждающие предыдущее название и класс судна, а также фамилию, имя, отчество предыдущего судовладельца, являющегося физическим лицом, и его адрес или наименование предыдущего судовладельца, являющегося юридическим лицом, и его адрес. К заявлению прилагаются копии документов (заверенные нотариально или судовладельцем), подтверждающих факт законного владения судном;
.3 сведения о судне;
.4 конструкторскую и (или) построечную документацию (при наличии);
.5 документы строителя (при наличии);
.6 ранее выданные свидетельства о годности к плаванию и (или) иные документы, выданные организацией по классификации судов, копию судового билета, акты освидетельствований (при наличии);
.7 копии документов, подтверждающих факт законного владения судном;
.8 документы, удостоверяющие личность заявителя — физического лица или государственную регистрацию юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
.9 доверенность, подтверждающую в установленном порядке полномочия заявителя (при необходимости);
.10 судовой билет (для судов, прошедших регистрацию);
.Неведения о местонахождении судна и (или) наименование порта (места) регистрации.
1.3.6 При классификации судна как прогулочного в процессе первоначального освидетельствования проверяется исправность и
Руководство Р. 017-2006
работоспособность судовых технических средств, техническая документация на судно, устанавливаются обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажи ровместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, допускаемой высоте волны, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным оборудованием и средствами связи.
Если судно длиной менее 25 м имеет действующий класс другой классификационной организации, признанной Речным Регистром, то объем первоначального освидетельствования при классификации этого судна может быть сокращен до промежуточного.
Для прогулочных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте) или ином документе организации-изготовителя судна, дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости).
По результатам первоначального освидетельствования эксперт Речного Регистра составляет акт первоначального освидетельствования, в котором указывается техническое состояние судна и при положительных результатах освидетельствования указывает в акте класс или категорию.
Первоначальное освидетельствование прогулочного судна в целях постановки на классификационный учет может быть проведено в два этапа:
1- й этап — осмотр судна но заявке судовладельца с целью удостоверения в том, что оно может быть классифицировано как прогулочное, постановки на классификационный учет с присвоением регистрового номера и выдачи акта классификации и освидетельствования для государственной регистрации формы РР-3.15.3. Акт заполняется но технической документации либо иной достоверной информации, представленной заявителем, в 2-х экземплярах: один экземпляр выдается заявителю, другой остается в филиале;
2- й этап — освидетельствование судна с выдачей Акта классификации и освидетельствования формы РР-3.15.1.
Если в результате первоначального освидетельствования судна установлено, что его характеристики не соответствуют данным су-