СССР
РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ КОНСТРУКТИВНЫХ СХЕМ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ПРИ ИХ УСИЛЕНИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ
РТМ 31.3008-75
Ленинград, ЛМНИИП, 1975г,
РАЗРАБОТАН |
Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроект) - Ленинградским филиалом "ЛЕНМОРНШШРОЕКТ"
Главный инженер Фирсов В.А.
Руководитель разработки к.т.н. Курочкин С.Н.
Исполнители к.т.н.Златоверховников Л.Ф., к.т.н.Новиков А.Ф. |
ВНЕСЕН |
Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроект) - Ленинградским филиалом
’МЕНМОРНИРШРОЕКТ”
Главный инженер Фирсов В.А.
Зав.отделом к.т.н. Курочкин С.Н. |
УТВЕРЖДЕН |
Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроект)
Главный инженер Куранов В.М. |
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением Государственного проектноизыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморниипроект)
от " ЬО ” а, 197$- г.. й _
PTivi 31.3008-75. Ctp.J?
2. Возможность использования конструктивных элементов существующего сооружения зависит от степени их износа и повреждений, полученных в процессе эксплуатации, а также от их предполагаемого назначения в составе нового сооружения (экранирувдие стенки, разгрузочные или анкеру щие устройства).
1.17. При выборе схемы усиления или реконструкции существующего причального сооружения следует учитывать взаимно® расположение кордонных линий оторочки и существующего сооружения.
1ММЕЧАНКЕ, При отсутствии ограничения в расположении оторочки относительно существующего сооружения рекомендуется принимать определяемое расчетом оптимальное расстояние оторочки от существующего сооружения, при котором эффективно используется его экранирующее влияние.
1.18. Все основные эксплуатационные требования к усилению или реконструкции причалов, следует отражать в проектах развитая порта или в пред’’являемых портами технических заданиях на отдельные причалы.
ЙРШЕЧАНИЕ. Наряду с эксплуатационным требованиями, указанными в п.1.16 и в п.1.17, при усилении иди-реконструкции причалов могут возникнуть ограничения
в отношении расположения анкерных опор (при наличии вблизи причального фронта складских зданий, инженерных сооружений, сетей канализации и др.).
PTM 31.3008-75. Сто./О
1.19. Способы производства строительных работ по усилению или реконструкции существующего причального сооружения должны согласовываться со строительной организацией с учетом возможности их выполнения узким фронтом без нарушения эксплуатационной работы на соседних причалах.
1.20. При расчете конструкции причалов, в случае их усиления или реконструкции, рекомендуется использовать инструктивные материалы, которые приведены в приложении I к настоящему РТМ.
2. УСИЛЕНИЕ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ РАСЮРНОЙ КОНСТРУКЦИИ ТИПА БОЛЬВЕРК
2.1. Усиление больверка с лицевой стенкой из стального или железобетонного шпунта (з частности, при каменной засыпке за стенкой) рекомендуется выполнять в соответствии с п.п.2.2 -- 2.9 по схемам, приведенным на рис.1-12,
ПРИМЕЧАНИЕ. На рис.1-10 представлены схемы усиления при сохранении существующего положения кордонной линии причала, а на рис.11, 12 - схемы усиления при выносе существующей кордонной линии причала в сторону акватории.
2.2. Усиление больверка с лицевой стенкой из стального иди железобетонного шпунта может быть выполнено путем создания в засыпке разгрузочных устройств свайной конструкции: разгрузочной платформы на одном (рис.1 ) или нескольких (рис. 2 ) рядах свай, а также дополнительного свайного основания подкрановой бcjza. (ркс.З ).
РТй 31,3JQB-75 » Or о Л-1
Разг&цз очнсгя эстоЛодсг.
ПРИМЕЧАНИЯ: I. Для усиления лицевой стенки больверка через засыпку погружается один или несколько экранирующих рядов железобетонных свай с устройством разгрузочной платформы по сваям. Разгрузочная платформа улучшает работу существующего сооружения за счет передачи временной нагрузки на более глубокие слои грунта и за счет экранирования давления грунта на существу идее сооружение сваями (рис. 1-3 ).
Усиление существующего сооружения путем устройства разгрузочной платформы становится особенно эффективным в том случае» если в основании сооружения залегают плотные грунты» а за сооружением имеется песчаная засыпка.
2.Ширина разгрузочной платформы, а также общее количество и глубина погружения свай» должны определяться с учетом конкретных условий, причем, в некоторых случаях, разгрузочной платформой может служить подкрановая балка на свайном основании (рис* 3 ).
3. Усиление по схемам, приведенным на рис. 3, при аналогичных условиях может быть рекомендовано также применительно к причальным сооружения//; типа высокого свайного ростверка с передним шпунтом.
2.3. Усиление больверка с лицевой стенкой кз стального или железобетонного шунта может быть выполнено путем химического закрепления грунта по схеме, приведенной на рис.4. ЕРИМЕЧЕНИЕ. Химическое закрепление грунта засылки за стенкой,
в частности, путем силикатизации, является эффективным способом уменьшения активного давления грунта на стенку больверка, но может быть использовано только в том случае, если грунт засылки по своим свойствам отвечает специальным требованиям.
При установлении размеров зон химического закрепления грунта следует учитывать новые более высокие механические характеристики закрепленного грунта засыпки по сравнению с незакрепленным грунтом существутей засыпки.
2*4. Усиление больверка с лицевой стенкой из стального щлуакта может быть выполнено путем создания в засыпке горизонтальных или наклонных разгрузочных устройств в виде не связанных с сооружением разгрузочных рам (рис.5 ) или гибких полотнищ (рис.6 ).
ПРИШЧАНШ: I. Разгрузочные железобетонные рамы или гибкие
полотнища из стеклопластика, армированных битумных матов и других материалов, не подверженных существенному растяжению при их работе, укладываются ярусами в процессе засыпки за стенку больверка песчаным грунтом и не связывается со стенкой.
РУКОВОДЯЩИЙ ТЙДМЧВСКИЯ МАТЕРИАЛ
РШ 31.3008- 7S ВЗАМЕН: вводятся
Распоряжением Союзморниипроекта от *>Р туга_ 1976 г
Л срок введения в действие установлен
С i сштшрд_ 197$ г.
Настоящий руководящий технический материал (РТМ) устанавливает рекомендуемые к применению конструктивные схемы причальных сооружений в случае их усиления иди реконструкции.
РТМ распространяется на Союзморниипроект и его филиалы.
I. ОБШИБ ПОЛОЖЕНИЯ I.I. Настоящий РТМ содержит рекомендации по выбору возможных схем усиления или реконструкции существующих причальных сооружений: распорной конструкции (заанкерованяые бодьверки, высокие свайные ростверки с передним или задним шпунтом, гравитационные стенки) и безраспоряой конструкции (набережные-эстакады и сквозные пирсы). Примечания: I.Усиление сооружений включает комплекс меро
приятий, задачей которых является придание сооружению новых технических характеристик, позволяющих изменить резким их эксплуатации при увеличении допускаемых эксплуатационных нагрузок и при сохранении существующей глубины у причала или при небольшом дноуглублении на 1,0 - 1,5 м.
2. Разгрузочные рамы и гибкие полотнища оказывают анкерующее воздействие на засыпку и уменьшают активное давление грунта на стенку больверка.
2.5. Усиление оольверка с лицевой стенкой из стального иди железобетонного шщшта может быть выполнено путем создании в засыпке горизонтальных или наклонных анкерующих устройств в виде связанных с сооружением разгрузочных плит (рис.? ) или гибких полотнищ (рис.В ).
ПРНМЗЧАНИЯ: I. Разгрузочная железобетонная плита (рис. ?),
шарнирно соединенная со стенкой больверка. защемлена в грунте засыпки и является дополнительным анкеру ядо» устройством.
Одновременно разгрузочная плита передает вертикальную нагрузку одним своим концом через шарнир на стенку, а большей частью нижней поверхности, примыкающей к другому концу, - на нижние слои песчаной засыпки.
2. Гибкое полотнище, скрепленное с сооружением (рис.8 ), укладывается в засыпку. причем соединение полотнища с сооружением производится под определениям углем, со з да .ада предварительное натяжение полотнища при дальнейшей засыпке выше отметки его укладки.
3, Гибкое полотнище, скрепленное с сооружением, защемляется ь грунте засыпки и является дополнительных анкеруюшш устройством.
Одновременно гибкое полотнище частично перераспределяет вертикальную нагрузку.
2. Реконструкция сооружений включает комплекс мероприятий, задачей которых является приспособление сооружений к новому назначению или коренное изменение их технических характеристик в связи с увеличением допускаемых эксплуатационных нагрузок. Реконструкция сооружений связана с изменением расчетной схемы их работы при значительном увеличении глубины у причалов, свыше 1,5 м.
3. В настоящем РТМ предусматривается, что существующие причальные сооружения и их конструктивные элементы находятся в удовлетворительном техническом состоянии.
4. Выбор схемы усиления или реконструкции сооружений из числа вариантов, приведенных в настоящем РТМ, должен производиться на основании технино-экономиче-ского сравнения этих вариантов.
1.2. Целью усиления или реконструкции существующих причальных сооружений является удовлетворение следующих требований, выдвигаемых в процессе эксплуатации сооружений;
а) повышение норм допускаемых нагрузок на сооружения;
б) увеличение глубин у причалов;
в) продление срока службы сооружений.
ПРИМЕЧАНИЕ. В ряде случаев целью усиления или реконструкции причальных сооружений является удовлетворение только некоторых из перечисленных требований.
1.3. В настоящем РТМ рекомендации по усилению и реконструкции существующих причальных сооружений распространяются на причалы, глубины у которых не превышают 11,50 м.
РИД 31.3008-75. Стр. 3
1.4. При осуществлении проекта усиления или реконструкции существующих причальных сооружений, в зависимости от геологических условий, особенностей конструкции сооружений, результатов расчетов, данных техяино-экономюнекого обоснования и требований эксплуатации, могут иметь место следующие случаи взаимного расположения кордонной линии причалов до я после их усиления или реконструкций:
а) сохранение существущей кордонной линии причала;
б) небольшой вынос существующей кордонной линии причала в сторону акватории на расстояние менее 1,0 - 2,0 м;
в) значительный вынос существующей кордонной линии причала в сторону акватории на расстояние свыше 2,0 м.
ПРИМЕЧАНИЕ. При расчете и проектировании реконструкции суще-
ствующих причальных сооружений необходимо использо. вать следунормативно-технические документы:
РТМ 31.3001-75.
1.5. Для усиления причальных сооружений распорной конструкции могут быть применены следующие мероприятия:
а) создание за сооружением разгрузочной эстакады или экранирующих свайных рядов;
б) химическое закрепление грунта за сооружением;
в) укладка за сооружением разгрузочных рам и гибких полотнищ, не связанных с конструкцией сооружения;
г) анкеровка сооружения путем укладки за ним разгрузочных плит и гибких полотнищ, связанных с конструкцией сооружения;
д) использование анкерных устройств, состоящих из двух
PIM 31.3008-75. Сто.4
анкерных плит, которые связаны между собой предварительно натянутой анкерной тягой;
е) анкеровка сооружения посредством анкерных устройств, состоящих из анкерных опор (свай, плит или уголковых станок) и анкерных тяг;
ж) устройство оторочек в виде больверка из стального и железобетонного шпунта свай-ооолочек, свайной сквозной конструкции или уголковых стенок;
з) уширение гравитационных стенок путем устройства бетонного пояса по всей высоте сооружения;
и) погружение через отверстия в плите ростверка дополнительных свай и создание новых анкерных узлов с использованием наклонных свай при одновременном усилении плиты ростверка;
к) заполнение подводным бетоном каменной засыпки во внутренних полостях конструкции;
л) подсыпка подпричального откоса.
1.6. Для усиления причальных сооружений типа больверк могут быть применены мероприятия, перечисленные в пЛ .5 под индексами
а), б), в), г), д), е), ж).
1.7. Для усиления причальных сооружений типа высокого свайного ростверка с передним шпунтом могут быть применены мероприятия, перечисленные в п.1.5 под индексами е), ж), и).
1.8. Для усиления причальных сооружений типа высокого свайного ростверка с задним шпунтом могут быть применены мероприятия, перечисленные в п.1,5 под индексами е), ж), и), л).
1.9. Для усиления причальных сооружений гравитационного типа могут быть применены мероприятия, перечисленные в п.1.5 под индексами а), б), в), г), е), ж), з), к).
PTM 31.3008-75. Стр,^
1.10. Для усиления причальных сооружений безраспоряой конструкции могут быть применены следуедие мероприятия:
а) устройство оторочек свайной конструкции;
б) погружение через отверстие в плите ростверка дополнительных свай при одновременном усилении плиты ростверка.
1.11. При реконструкции существующих причальных сооружений всех типов могут быть применены следующие мероприятия:
а) создание перед сооружением-оторочки в виде заанкеро-ванного больверка;
б) создание перед сооружением оторочки в виде эстакады.
1.12. Для выбора рационального способа усиления или реконструкции существующего причального сооружения необходимо выяснить следующие основные технические и эксплуатационные условия проектирования:
а) техническое состояние элементов конструкции сооружения;
б) фактическую несущую способность сооружения;
в) механические характеристики грунта основания ниже дна у сооружения и грунта засыпки с учетом изменения их свойств в процессе эксплуатации сооружения;
г) возможность использования конструктивных элементов существующего сооружения при его реконструкции;
д) границы возможного расположения кордонной линии реконструируемого сооружения;
е) эксплуатационные требования к реконструкции сооружения;
ж) возможные способы производства строительных работ.
РТ!Л 31.3008-75. Ctp.IT
1.13. Техническое состояние причальных сооружений и строительных материалов его конструктивных элементов следует определять по результатам специального обследования проектной организацией с использованием материалов наблюдений порта и технических паспортов* выполненных в соответствии о "Правилами технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий**.
При этом необходимо выяснить следующие факторы, характеризующие техническое состояние причального сооружения:
а) смещения сооружения в вертикальном (осадка) и горизонтальном направлениях, деформации отдельных элементов^
б) просадка грунта на территории причала, вымывание и обрушение засыпки через щели в лицевой стенке сооружения (шпунтовые стенки, свайные ряды, оболочки);
в) повреждение основных несущих элементов сооружения (лицевых стенок и анкерных устройств больверков; шпунтовых стенок, свайного основания и ростверков набережных с высоким свайным ростверком);
г) разрушение материала основных несущих элементов (трещины и отколы бетона, коррозии металла» иниение дерева и т.п.);
д) повреждение или разрушение соединений отдельных элементов конструкции.
1.14. Фактическую несущую способность существующего сооружения необходимо определять расчетом с учетом фактического состояния сооружения в целом и отдельных основных несущих элементов. Расчет надлежит производить в стадии допредельного состояния на временные нагрузки, дествущие, по данным наблюдений порта, в процессе эксплуатации» или установленные по "Справочнику допускаемых нагрузок на причалы порта".
PTM SI,3008-75. Сто,У
ПРИМЕЧАНИЙ: I. В отдельных случаях допускаемые нагрузки аа причальное сооружение могут быть определены
по данным опытной огрузки.
Опытную огруэку причальных сооружений рекомендуется производить с использованием основных положений — .
Мин Морфлот
2. В результате проверки несущей способности существующих сооружений по современным методам расчета или путем опытной огрузки в некоторых случаях могут быть вскрыты резервы их несущей способности, что позволит увеличить допускаемые эксплуатационные нагрузки на сооружения fks их усиления.
I.I5. Механические характеристики грунта основания ниже дна у существующего сооружения следует определять по данным инженерно-геологических исследований на месте строительства.
ПРИМЕЧАНИЙ: I. Глубину отбора образцов для инженерно-геологических исследований необходимо устанавливать в зависимости от проектируемой глубины дна у реконструируемого причала ж характера грунта основания.
2. Механические характеристики грунта засьшки за существующим сооружением рекомендуется определять по образцам бурения в пределах засыпки на проектируемую глубину дна у реконструируемого причала.
PTM 31.3008-75. Стр. 8
3. В настоящем РТМ грунты* залегающие в основании причальных сооружений, в зависимости от значений их механических характеристик, условно подразделяются на две группы:
а) грунты, позволявшие производить погружение, свай, шпунта и свай-оболочек;
б) грунты, исключающие возможность производить погружение свай, шпунта и свай-оболочек.
Первая группа грунтов подразделяется по их несущей способности на грунты средней прочности (пески плотные и средней плотности, глинистые грунты прочная и средней прочности) и грунты малой прочности (слабые глинистые грунты и илы).
1.16. Возможность использования конструктивных элементов существующего сооружения при его усилении или реконструкции следует устанавливать в зависимости от экеияуатационных требований к причальному фронту в районе строительства, состояния отдельных элементов конструкции существующего сооружения, условий производства строительных работ, экономической целесообразности предлагаемой схемы усиления или реконструкции. ПРШЕЧАНИЯ: I. Эксплуатационные требования определяются значимостью намеченного к усилению или реконструкции участка причального фронта в общей работа порта и связью его о соседними участками. В большинстве случаев эти требования имеют значение при расположении участкг в средней части причального фронта, когда не
допускается разрыв транспортных коммуникаций и инженерных сетей.