РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ РАСЧЕТ И ВЫБОР
МИНИСТЕРСТВО ТЯЖЕЛОГО М ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РТМ 24.090.17-76
МОСКВА 1977
РЛЮЮДВДМ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
РТМ 24.090.17-76
КРАНЫ ГРУЗОЙОДШШЬ® ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ РАСЧЕТ И ВЫБОР
Министерство адтого и шронспортадро машноотролйШ Москва
Glp. 8 PTM 24.090.17-76
где С - номинальная долговечность, мил, циклов;
/1 - чаотота вращения, об/мин;
/ мил. циклов; (9)
Здеоь Р - динамическая приведенная нагрузка, кГ;
/7 - показатель степени кривой уоталооти Велера.
Для/подшипников * 3;
|цЛЯ роликоподшипников /Г) - 12- Ж 3,33.
Номинальная додговечнооть подшипника в часах ( рао-
f/»e#c4wa.'/atL£&i&4t четный ресурсов зависимости от лигаи авшиуяаацш
ШШтшп*ртт*штшшо>&твя1щ принимается по табл. 2.
5.3. Методика выбора требуемого типоразмера подшипника по каталогу базируется на вычислении по формулам (8) и (9) необходимой динамической грузоподъемности 0 по динамической приведенной нагрузке Р и частоте вращения П. .
5.4. При выборе подшипника задаются олйдувдие параметр».
- требуемая долговечность подшипника , чао;
- чаотота вращения /Ъ , об/мин;
- действующие на подшипник нагрузки: радиальная />• * кг и ооевая Ра, , кг;
- условия и режим работы (характер воздействия нагрузки, какое из колец враЩаеТоя, рабочая температура, сорт и способ подачи бмазки, загрязненность oftpy-аицей среды и опоооб уплотнения подшипника);
- конструктивный Тип, а иногда и серия подшипника, примерные его габариты.
5.5» Для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников, а также для коничеоких роликоподшипников динамическая приведен-ная нагрузка Р3 определяется по формуле:
*^ По кьтало"ху 1972 г. динамическая приведенная нагрузка обозначается <£).
PTM 24.090.17-76 Стр. 9
/»= (X VFr + ^кs kfr кг , (10)
гдеXx'J - коэффициенты радиальной и осевой нагрузок, значения которых даны в таблицах каталога и в справочниках;
У - коэффициент вращения. При вращении внутреннего кольца подшипника относительно направления нагрузки V'fa I * а в олучае вращения наружного "V* I 2; f{s~ коэффициент беэошюности (см. табл. 5);
/Сг~ Температурный коэффициент (см. табл. 6).
Таблица 5
Коэффициент безопасности Kg
Типы машин и механизмов |
*6________ |
Механизмы ручных кранов, ручные лебедки. Приводы управления. |
1,0 |
Механизмы подъема кранов. Лебедки с механичьоким приводом. |
1.2 |
Механизмы передвижения телеквк. Механизмы поворота кранов. Механизмы изменения валета стрелы. |
1,3 |
Механизмы передвижения кранов. Ходовые колеса тележек и опоры механизмов поворота кранов. |
1.4 |
ходовые колеоа механизмов Передвижения кранов. |
1,5 |
|
Таблица 6 |
Температурный коэффициент К^ |
Рабочая температура подшипника вчЗ |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
Температурный коэффициент Kj |
1,05 |
1,10 |
1,15 |
1.25 |
1,35 |
1,40 |
|
5.6. При комбинированном дейотвии нагрузок /> и Га. следует
учитывать, что для однорядных радиальных, радиально-упорных
шариковых и конических роликоподшипников небольшая осевая нагрузка Fct не влияет на величину динамической приведенной нагрузки
до тех прр, пока ^ не прешоит величины & f предотазшоошвА параметр осевого нагрузка яяя, Значения 6? ом, в каталоге.
Ла.
3.7. Дня однорядных радиальных варикоподапшяиков при
принимаются X •» X и У «* 0.
Лм*
При у/р^е иначе вид параметра & ж коэффициента 1У для однорядных радиальных щарикоподшипнииов можно установить по табл. 7 в функции от -££ . Для того яа у стонал коэффициент X* 0,66.
Таблица 7Значения в «* У для однорядных рад иальных шарикоподшипников
а
1ST |
0,014 |
0,028 |
0,056 |
0,084 |
1
0,11 |
°-1-М |
|
0,4a\o ,58 |
У |
8,80 |
1,99^ |
1,71 |
1,65 |
1,48 |
I,3t' |
i X ,18 |
liiU\i,8b |
£ |
0,18 |
0,28 |
0*26 |
0,28 |
0,80 |
0,34 |
\ 0,38 |
\в»42\0,44 |
6*8* Раачвтяыа асвюб вдррувкй да рвдаеии»|кьуйорнив цод-ййпйикй определяю* * вададамоот* от охеии йоздейдадаи да да! йнешда* вид о учётом даОрввноЮ оТиооитёльйогО р&откдалвижй дадюдашикш (ом* дао.).
Две охоты уошовки ремйльйо-уйорйи! йодйй\шйш&
FTM 14.090.17-78 Стр, XI
Дйя определения расчетной ооевой нагрузки на радиально-упорный шарикоподшипник или конический роликоподшипник при уо-Тайовке их По два на валу (ом. рно.) следу в* пользоваться табл.8.
Таблица 8
Расчетные ооевне нагрузки |
Случай По рис. |
Условия нагрукзния подшипников I и П При ооевой силе на валу А, кг. |
Еаочетннв осевые усилия» вызванные составляющими от радиальных нагрузок в подшипниках I и П |
I |
|
H>J ~&х t SbJ - |
2 |
Pr<3i7, |
3 |
ST< Sr; |
-A Af*^ |
|
11авдый из этих подшипников под действием радиальной нагруз |
ПИ передает на вел осевую составляющую» которая равна)
- для однбрядннй радиальных и радиально-упорных шарило-
$ z е Pf* иг ^ (II)
- для конических роликоподшипников
^ * (12)
J}* 12° Параметр в определяется по формуле
= *УгГ~ >
Для радиально-упорйнх шарикоподшипников при угле контакта
(13)
при J3 = 26°} е * 0,68; при * 36°; е*> о,9э.
Для ионических и сферических двухрядных роликоподшипников € » 1,6 фуЗ .
Значения X и У для радиально-упорных шарикоподшипников, ионических и оферичеоких двухрядных роликоподшипников даны в
Стр. 12 РТМ 24.090.17-7:6
каталоге.
Пооле определения расчетной ооевой нагруяки на подшипник следует определять динамическую нагрузку р до формуле (10).
5.9. Дин радиальных подшишаков о короткими цилиндрически ми роликами
Р я "V" Ff rts Kr Mf • (14)
6.10. Допускаемая осевая нагрузка на роликоподшипники радиальные о короткими шшшдричеокимй роликами
JfftrCoCZW- t® - djJ- (16)
При случайных роевых нагрузках, низких температурах а яиа< тичиой омаяке Кд «* 0,2i Kg « 7.ИЗ"6,
б.Ш Дня упорных ПОДШИПНИКОВ
рт Parts*?* , W . (16)
6, выбор подашнишзв ш пкрвмешш
РШМАХ РАШ
6,1. Выбор подшипников, работающих ери переменных режимах* проводах по эквивалентной нагрузке, вызывающ»# уотйлобтннй повреждения того Ий порядка, что к сумма Bdex дейотвуюмшх нагрузок.
|
ад Vp Pg... “Р[ к нагрузки, кг, сбответотщяюв Частота |
Эквивалентная нагрузка
вращенйй ntinr tit к Времени йх действий
^ аа *®ob f четный прок йлужбй
механизма Tti . За величину п tpnm-
маетек одна Ий частот вращении, обвчно Тако-вай при установившемся режиме.
PTM 24.090.17-76 СтрДЗ
6.2. При определении эквивалентной нагрузки Рэкв кеобхо-дамо знать график распределен йагрувки на подшипники по времени за расчетное время работы подшипника дао.
6.3» Формулой (17) надо пользоваться при наличии з мехашга we нескольких окороотей , например, для механизма с микропсдьв-мом‘» Колебания частот вращения в периоды неустаковавиегоея движения не учитываются.
tz
ьэкв К жх tii т '2 ztT т 4 "ШТ Эквивалентная нагрузка может быть также определена через
При паяачии одной скорости, когда чаотота вращения при установившемся движеннии /2 - соnst (Эквивалентная нагрузка Подшипник
миллионп гашюм (оборотов) » в течение которых действуют нагрузки Pj, Pg• а • Р д —......... • -........ а
рзкв * V *14 * ЗгА •• *“••» ® (М)
6.4. йияамячеокая пряведениея нагрузка ,по которой вйбираюг
подшипник
р “ рэкв*®б4Кг кг (20)
При комвннировайной нагрузке» каждая из парциальных нагрузок Р. Ро Р подсчитывается соответственно типам иОдшипнИков
’ J-f «£ « » # •
по форулам (10), (14)» (16).
Отр, 14 Р'Ш 24.090.17-76
6.15. Подшипник выбирают по формулам (8) и (9). Найда дане мичеокую приведенную нагрузку Р , определяют номинальную долговечность для существующего подшипника по формуле (8) или находят. необходимую Динамическую грузоподъемность подшипника, подлежащего выбору, по формуле j_
С^Р1т.
В каталоге и справочниках праводатоя теолицн для определен у / *) ^ с
НИЯ /, ИЛИ 6^ В функции ^ЕГ *
7. РАСЧЕТ ДИШШЧЕОКОЙ ДОВОШ&ьШЮОТИ шдашников КАЧЕНИЯ
7.1. Два шарикоподшипника радиальных однорядных, поставлен тле рядом на одной шейке, имеют общую динамическую грузоподъемность
Cj * 1,7 0 кг.
Где С - Динамическая грузоподъемность одного подшипника, кг.
7.2. Динамическая .руаоподъемнооть 0 для подшипников, инготовливаемых на неопециализированнах заводах такова:
*■ для роликоподшипника игольчатого
О « 1б£2>0*7 кГ; (21)
~ для шарикоподшипника упорного
б * б,о Д 2/1,3 Х>£В кг? <22}
- для роликоподшипника упорного с коническими роликами О * 18 <?,//* * Z 3/4 Д-КГ} (S3)
где Ф - дивмет* дорожки качения внутреннего кольца, мм ; tP, - диаметр шарика* мм; для упорного роликоподшипника о коническими рсышами - средний диаметр ролика, ж*.
■йынЦпААшт < шЛтят
*) В каталоге А/ обозначено £4,
РТЛ 24.090.17-76 Отр. 15
f - длина иглы, мм; fyjr длина рол^а без фаоок, мм.
8. РАСЧЕТ ИА НАДШЮСТЬ
8.1. Обычно расчет ведется о гарантией нераэрушения подшая-* ника /г .а , т.о, расчетную долговечность должны выдержать 90# подшипникоь данной партии при постоянстве рабочего режима.
Ори вероятности безотказной работы /х «0,9 номинальная долговечность в мил. циклах
L-2. Повышение гарантии ресурса подшипников о 80 до 99# связано о обеспечением тщательного контроля качества подшипников и надежной смазки, яри строго регламентированном режиме по нагрузке и скорости.
6.3. При вероятности безотказной работы в пределах Д * 0,9Г * 0,99
аде cl, - коэффициент надежности принимают го данным ВНИППй по табл. 9 - коэффициент материала;
<2$ - коэффициент вкоплуатации.
Коэффициенте и Ct3 подлежат дальнейшим исследованиям. В данном расчете Следует принимать - / . Их влия
ние на долговечность для подшипников отечественного производства учитывается коэффициентами и Кг,
Стр. 16 РТМ 24.090.17-76
Таблица 9 Значения коэффициента надежяооти di |
Гарантия^ресурса |
90 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 196 |
97 |
98 |
99 |
Коэффициент надежности а/ |
1.0 |
0,9 |
0,8 |
0,72 |
0,62 |
о,бг| о,43 |
0,33 |
0,22 |
0,И |
|
9. ПОТЕРИ НА ТРЕНИЕ В ПОДШИПНИКАХ Мощность, расходуемая на трение в подшипнике качения JY~ ^ Р >• Xtrrfj
где Т* - действующая натруана, кг5
ol- диаметр гада, ом;
/2 - частота вращения, об/мин;
£ - приведенный к валу коэффициент трения оКольИения о учетом Трения качения И трения оиодйиения в подшипнике, и трения в уплотнениях Дня шарИкоподшишшкор ш 0,015;
дли роликоподшипников £ ш а,ой.
РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Всесоюзным научно-иооледовательошш л проектно-конструкторским институтом подъемно-трвнопортного машиностроения» погрузочно-разгру аочяоГо и оклодоногр оборудования и контейнеров (ВШШТМАШ)
Директор
Заведу! зшй отделе» стандартизации /
Руководитель темы и исполнитель
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным управлением йодьемно-транопортного Маюиноотроешя
УТВЕРЖДЕН Министерством тяжелого Ж транспортного машиностроения .
уда
РУКОЕОДЯИИЙ тешчиский МАТЕРИАЛ
Краны грузоподъемные РТМ 24.090.17-96
Подшипники качения
Раочет и выбор Вводитоя впервые 1 2
Стр.2 ИМ 24.090.17-76
1.1.1. Наиболее опасным состоянием подшипников кранов ц других грузоподъемных машин является восприятие ими наибольших нагрузок без вращения, что приводит к остаточным деформациям
( лункам на кольцах), трещинам и разрушению нагруженных деталей,
1.1.2. Стандартные подшипники,находящиеся под нагрузкой без вращения выбирают по каталогу по статической грузоподъемности. Соответственные нестандартные подшипниаи, изготавляемые на неопе-ииалиэированных заводах рассчитывают на отат. чеояую грузоподъемность*
1.1.3. Подшипники ,вращающиеся о частотой п менее I об/мин выбирают по статической грузоподъемности. То же касается опор, могущих длительное время воспринимать нагрузку в уоловиях статического воздействий, даже если они определенную часть времени работают при частоте более 1об/мин.
1.Т.4. Расчет на контактную прочность по формулам Герца Проветрится для подшипников*изготовленных2 на неспециализированных заводах.
1.1,5. Расчет на долговечность выполняется для подшипников,
работающих при частоте более I об/мин, причем при чаототе гъ равной I...I0 об/мин, расчет ведется на И * 10 об/мин.
J,2. Исходными внешними нагрузками для расчета и выбора подшипников качения в крановых механизмах являются:
- Для расчетов на статическую грузоподъемность я контактную прочность -наибольшие нагрузки при рабочем и нерабочем состоянии крана;
- для расчетов на долговечность и надежность -нормально нагрузки рабочего состояния крана.
PTM 24.090.17 -76 Стр.З
1.2.1. Исходя из расчетных усилий, определяют радиальные и осевые /ъ нагрузпк на подшипники, по которым подсчитывается динамическая приведенная нагрузка Р*,являющаяся основой для выбора подшипника по каталогу.
1.2.2. Эквивалентная нагрузка для расчета подшипников на
т
долговечность при переменных рвяимах работы ?экв определявши на основании графиков загрузки кранового механизма (РШ24.«<ЗДЛ4-~7£"Краны грузоподъемные.мостовые. Эквивалентные на/щзкк.
Метод расчета").
Нпболыная расчетная нагрузка на подшипник Радх определяется из динамического расчета» При проектном расчете токовая может предварительно определяться , исходя из действующего на вал двигателя крутящего момента:
миах мном Kt’0M*
где
МНом- номинальный момент двигателя» кгем;
Ы — коэффициент» определяемый по табл.1.
Таблица X
Значения коэффициента оi |
Тип двигателя |
--srr-- |
Механизм
подъема |
Механизм
передвижения |
Кроновый короткозамкнутый |
iii |
3,0 |
Кпановый постоянного тока или переменно: о контактными кольцами |
2,6 |
Асинхронный двигатель обще-' промышленного тина ; |
1,7 |
|
—Й ЙЬ“каталогу 197L г, динамическая приведенная нагрузка обозначается ©-»
т Там же эквшэодоитпая нагрузка обозначается <1 дкв„
Отр. 4 PM 24.090,17-76
1.2.3. При проверочных расчетах наибольшая расчетная нагрузка определяется о учетом динамического расчета (ом.ГМ 24.090.С7-76"Краны грузоподъемные. Расчетные нагрузки).
1.3. Расчетные ресурсы подапяпког,, соответствующие их
номинальной долговечности /> / приводятся в тебя. 2,
Таблица 2
Расчетные ресурсы подшипников .чао
Режима работы механизмов . .. |
Легкий |
Средний |
Тяжелый |
8еоьма тяжелый |
Грунта режимов ко ГС 5738-75 |
1,(2) |
2,3 |
4,5 |
б |
Сроки |
3 |
300 |
2000 |
5000 |
10000 |
илу JaUblj
годы |
5 |
500 |
35СО |
8000 |
16000 |
|
10 |
1000 |
7000 |
16000 |
32000 |
Примечаниеi PC 8138-76 ^Техника-безопасности. Краны грузоподъемные .Классификация механизмов по режимам работы".
2. РАСЧЕТ НА СТАТИЧЕСКУЮ ШЗОШДШНОСТЬ
2.1* Под действием статической нагрузки 1*С1.а1Е* равной каталожной статической грузоподъемности С0 ,кг, в подшипнике не должно возникать суммарных остаточных деформаций.превышающих O.OOOliV, ( v « диаметр тела качения , мм).
к По каталогу 1972г. ста-ьческая нагрузка обозначается А^таж>
FTM 24.080.17-76 Стр. б
2.2. Для основных типов подшипников значения CQ приводятся в каталоге.
2.3. Для подшипников, изготаллявдпхоя на ноопедиализированных заводах:
- упорных шарикоподшишшков |
|
С О а. ~ /ГГ, |
(2) |
- упорных роликоподшипников |
|
Сол * SE fetf ■2V ' |
(3) |
Здесь я далее:
X - число тел качения;
2?ы~ диаметр тела качения (средний для конических), мм; - длина ролика без фасок, нм.
3. СТАТИЧЕСКАЯ ПРИЙВДЁННАЙ НАГРУЗКА
3.1, Статическая приведенная нагрузка для радиальных в радиально-упорных шарике* и радикоподотпнйкор
кг> (4)
где коэффициенты радиальной и осевой статической нагрузки X* И % принимают по табл* 3.
Таблица 3
Коэффициенты Хо и %
Тип Подшипника |
X* |
У». |
Шарикоподшипник радиальный иди радиально-упорный ОДНОРЯДНЫЙ при^ * (Г- 12° |
0,6 |
0,5 |
Шарикоподшипник радйально-упорный щ&Х ж 26° |
0,5 |
О.ЗТ , t |
Шарикоподшипник радиально-упорный приJI * 36° |
0*5 |
0,28 |
Конйчёсмй и сферический роликоподшипники, а также сферический шарикоподшипник |
0,5 |
0,224е |
|
В табл. 3 йодJ5 подразумевается номинальный угол контакта. При 7ст^< /у* принимают для раоЧета Tew ■* £/*• |
UTp. 6 PTM 24.090«17«76
4. РАСЧЕТ НА КОНТАКТНУЮ ПРОЧНОСТЬ
4.1. Предельные значения контактных напряжений омятия, до» пускаемых при расчете по Герцу подшипников качения, изготовленных па специализированных заводах, при твердости колец « теЛ качения НЦС * 60 4 66. составляют:
для шарикоподшипников Г&Усм~ 40000 кг/ом2;
ДЛЯ РОЛИКОПОДШИПНИКОВ /б-Jen 5 30000 кг/ом2.
4.2. Для шарикоподшипников» изготовленных на неспециализированных заводах о кольцами из стали ШПб, закаленной на твар-дооть ЩС * 58 •* 60
r&Jcrt* 15000 кг/см2.
4.3. Для крупногабаритных колец. выполненныИ из стального литья марки 5ЕШ
С&Усм * 2500 кг/см2.
4.4» Дли колец» выполненных из новрнной отали от. 5 илИ 46» При Твердости НВ * 270 4 300
£&Усм£ 8000 кг/см2.
дах.
Й форцулах(б) * (7)I Н - нагрузка на Тело Качения *» диаметр теЛа качения (Of
4.5. В табл. 4 Приведены формулы для определения контактных напряжений смятия для подшипников качения» используемых в грузоподъемных кранах» изготовляемых на неспециализированных заво
га для конических), ом;
- длина ролика без фасок, см;
R?* - радиуо кривизны желоба» ом.
Козффициеяты /И«V учитывав®, сопряженные контактные кри-
мены обоих тел и выбираются в функции Со*'в ~ по таблицам, приведенным в справочнике*^»
«) Бейзелшан, Цыпкин, Перель. "Подшипники качения" М.,"Машияо-отроение", 1974.
|
moopewi цовммияж юштю jrop miHenUtfesd ждака к*яя«адтщ •оутввп над <sfo^»ASff^aspnr дхитщяйгод иорч^эвалго# *i»g
яюоньашдаюг та тещ *з |
1
Письмом Шниотеротва тяжелого и транспортного ма-чиноотрое-нин от * S * 1976 г. J* Л'oo’i/ftfae
данный технический материал утвержден в качества рекомендуемого.
Настоящий РТМ раопроотраняетоя на подшишшки качения механизмов Грувопрдъемних кранов й содержит метод их раочетв и выбора.
В приведенных расчетах учтены рекомендация, изложенные в ГОСТ'е 16854-73 "Подшипники качения» Методы расчёта статическое Юрувоподъемяов»и эквивалентной статической нагрузки", и в ГОСТ*в 1885Ь-?3 "Подшипники качения. Методы расчета динамической грузоподъемности я долговечности".
2
ВИ№ РАСЧЕТОВ, НАГРУЗКИ, СРОКИ СЛУЖБЫ
I.I. В зависимости от условий работы я предъявляемых к подшишшду требований, а также типа подшипника, используются следующие виды расчетов:
- на статическую грузоподъемность (по предельной деформаций)
- на контактную прочность (по предельному напряжению);
- на долговечность (по гарантированному ресурсу);
- на надежность (на безотказность в заданный «рок 0 установленной заранее достоверностью).