РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
МИНИСТЕРСТВО ТЯЖЕЛОГО И ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ШПОНОЧНЫЕ. МЕТОДЫ РАСЧЕТА
МОСКВА 1977
РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ЕШ 24.090.16-76
краны тэшодъшшв
СОЕДИНЕНИИ ШПОНОЧНЫЕ.
МЕТОДЫ РАСЧЁТА
Министерство тяжелого я транспортного машиностроения
Москва
Стр. 8 ИМ 24.090.16-78
3. ШПОНКИ ШШЦШЬНЫЕ Расчет ведется на окну шпонку (на одну пару клиньев), т.к каждая шпонка передает крутящий момент только в одном направления.
л/
te*s+ff)cL e.(A~c) * №й»ггг/см*
ИДИ
f)cL£/>fa - c)[^]du tUX* (8)
me
€» - ореднее давление на боковых рабочих гранях шпонки, kp/om^j
М - расчетный крутящий момент, перепеваемый соединением, кгск;
об - диаметр вала в о тупице (ом. черт. 3), ом; топиина шпонки (см. табл. 4), ом;
- рабочая длина шпонки, ом;
£ * 0,12 - коэффициент трения медку шпонкой и сопрягаемыми деталями;
feJtuT ДООУОйаемое напряжение смятия на рабочих гранях шпонки, принимаемое пэ табл. 5;
[М]м~ допуокаемПЙ соединением крутящий момент,
кг смр
С - ширина фаски на рабочей грани шпонки (ом. табл» 6), см.
FTM 24.090.16-76 Стр.9
Таблица 5
Допускаемые напряжения смятия С&7см кг/ом^ для ооединений тангенциллышми шпонками |
Материал |
Легкий ( 1,2 ) |
Реькм ; Средний ( 2,3 ) |
работы Тяжелый ( 4,6 ) |
Весьма тяжелый < 6 ) |
|
Нагрузка |
знакопостоянная |
|
Сталь |
0,306т |
0,28 Gt 1 |
0,26 Of 1 |
0,24 6У |
Чугун |
0,30 |
0,28 6/ 1 |
1 0,266V 1 |
1 0,24 6/ |
|
Нагрузка |
ударная |
|
|
Сталь |
0,22 6V |
0,20 6т |
0,18 <5V |
0,16 6т |
Чугун |
0,22 6> |
0,20 <об
----------- |
o.is ев |
0,16 eg |
|
Примечание. См примечание к табл*2. |
Таблица 6
Шпонки тангенциальные (‘выборка из ГОСТ 8796-68 и 8797-68)
Размеры сечений шпонок, мы |
|
Шпонки нормальные |
Шпонки усиленные |
Диаметр ' вала,
& |
толщина*. Шпонки, ^ |
Ширина фаокн, с |
*
толщина , ФПОНК0» \v |
ширина фаски,с |
60
70 |
7 |
! |
|
|
80
90____ |
8 |
Т v* |
|
} |
100 |
9 |
1 ,ь |
ю |
|
НО |
|
н |
1
1 |
120
130 |
10 |
|
12
13 |
|
140
150 |
II |
|
14
15 |
|
160
170 |
12 |
|
16
17 |
3,0 |
160 |
|
2.0 |
18 |
|
190 |
|
|
19 |
|
20 0 |
14 |
|
20 |
|
2X0 |
|
|
i %l |
|
220 |
16 |
|
' 22 |
|
240 |
} |
24 |
Г 4,0 |
|
Примечание91 В расчет принишетон толщина шпанки, равная глубине ШПОНОЧНОГО паза по ГОСТ 6796-68 И 8797-68.
FUR 24.090.16-75 охр. II ПРИЛОЖЕНИЕ!
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА
Пример I
Определить наибольшую величину крутящего момента, которым можно нагрузить неподвижное шпоночное соединение о однсЗ нестандартной призматической шпонкой шириной *= 1,8 см, толщиной кг = 1,6 ом и рабочей длиной А* 3,7 ом, установленной
п
нь валу диаметром & = 6,0 ом. Ступица чугунная, 6/ * 1500кг/смй Предел текучести материала вала 3000 кг/см2. Предел те
кучести материала шпонки G* * 3200 нг/см2. Нагрузка знакопеременная . Режим работа тяжелый.
1. Определяем допускаемое напряжение смятия.
По табл. 2 при неподвинном соединения я знакопеременной нагрузке для тяжелого режима работы имеем;
для стели: fcjf*- 0.36. б£**= 0,36 б/» 0,36.3000 -
= 10Ю кг/см2
для чугуна 0,36. 64 = 0,36.1500 * 540 кг/см2
Принимаем [6f]m =» = 540 кг/ом2
2. Нахоцим наибольший крутящий момент из раочета на омятие;
e *J*gt s*B = 3jy0
3. Определяем допускаемое напряженне среза.
По табл. 3 при неподвижном аеядннения я знакопеременной нагрузке для тяжелого режима работа имеем.'
0.3. 6fm 0,3.3200 = 960 кг/см2
4. Находим наибольший крутящий момент яз расчета на срез-
__ J4000 игом
СтрДЗ РШ 24,090,16-76
5, Наибольшая величина крутящего момента определяется мень# ним значением двух полученных: крутящих моментов
* (мТ ом * 3820 кгсм.
Пример 2,
Определять наибольшую величину крутящего момента,которым можно нагрузить ««подвижное соединение с двумя стандартными японками шириной 4 * 1рт, толщиной ^ = £Иш и рабочей данной ip * 4р ем, установленными на валу диаметром cl - брсм. Все детали соединения стальные; наименьшее значение предела текучести 0У« 3000 кг/ом®» Нагрузка ударная. РежинГ работы Весьма тяжелый.
1, Определяем допускаемое напряжение смятия.
По табЛ.2 при неподвижном соединении и ударной нагрузке для веоьма тяжелого режима работы имеем
£<&3т* 0,16 6г • 0*16.3000 * 880 кг/6#*
2, Находим наибольший крутящий момент,передаваемый одной
«почкой* яп раочета на смятие
• * 2520 кгсм .
3, Определяем наибольший крутящий момент передаваемый соединением
* 1,5 tMl ом * 1,5 . 2520 * 3780 кгсм.
Пример 3,
Проверить допустимость Крутящего момента М = 100000 кгсм для Соединения вала диаметром d * 15,5 см одной клиповой шпонкой шириной 4 * 4*0 ом* толщиной ^ = 2,2 ом н рабочей длиной 4р * 16 СМ. Нагрузка знакопостоянная. Режим работы оредиий. Вое детали соединения отельные:, наименьшее значение вреде-
full 24.090.16-76 0Тр. t3
ла текучеоти &r = 3200 кг/ом2,
1. Определяем напряжение смятия ни рабочих поверхностях шпонки
tZM U-Шосо , а
&<ы = -Ц ЩЩм} s ~ ”30 хг/оч
где f = 0,2 - коэффициент трения между шпонкой и сопрягаемыми деталями.
2. Определяем допускаемое напряжение смятия:
По табл. 4 для ехали и знакопостоянной нагрузки при среднем рркше рабою» С з имеем;
/6^ 0,4 6У * 0,4.3200 * 1280 Кг/ом2
3. Сравниваем действующее напряжение смятия q допуонаемнм 6^,= ИЗО < 1280 « /"З^сы* следовательно< крутящий момент
М а 100000 крем для данного соединения допустим.
Пример 4
Определить наибольшую величину крутящего момента, которым можно нагрузить соединение вала диаметром 24,0 см тангенциальными шпонками толщиной h * 1,6 ом, рабочей длиной 4» ~ 32,0 ом, с фаской о * 0,2 ом. Нагруака ударная. Режим рабонн легкий . Все детали соединения стальные, наименьшее' значение предела текучеоти = 3000 хГ/см2.
1. Определяем допуокаемое напряжение смятия.
По табл. 5 для стали М ударной нечруакй црй легком рвИИШЙЫ работы имеем
0,22 0Т * 0.22.3000 « 660 кг/ом2
2. Находим наибольший крутящий момент, передаваемый соединением.
Мс« С H-'jrOc* =
» (0,46 0,12)24.32(1,6 - 0,2).660 - 362000 КГШ.
РАЗРАБОТАН Всесоюзным научно~ис следовательским я проекмиь конструкторским институтом подъемно-транонортного машиностроения, погрузочно-разгрузочного я склвдокого оборудования и контейнеров (ВНШТМАШ)
|
Оболенокий А.С. Сшщына И.О. |
Директор
Заведующий оТдеЛйМ стандартизации
Руководитель теий
Воеооввшм заочным полит''хничеоким институтом (ВЗНИ)
'научной'райоте вГ^5 Малиновский В.А.
руководитель теыа W&ujr- „ „ „
Руководитель я П лЬ а Ивашков Й,И’
Исполнитель Аовадуров Д»0.
ВНЕСЕН Всесоюзным научно-исследовательским и проектно-конотруктороИМ Институтом нодьемно-транопортного машиностроения, погрувочно-разгру зочного и складского оборудования И контейнеров (ШЙШТМАШ)^-,
Директор Комашенко АЛ.
ПОДГОГОВйЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным управлением подъемно-транснортноГо машиностроения.
иняенер
ПТИдаин Мяннстероч^ом тяжелого и транспортного отроения
Заместитель Министра
уда
РУКОБЦЩДЙ ТВДДИЕИШЙ ШТЕРИМ
Края» грузоподъемные Создииоши шцоночные Методы расчета
Р'Ш 24.090./$-Вводитая виэрвыа
Письмом Министерства тяжелого а трековортного маииностроэ-ния от " $ *• я>е£/эвл4 г 197в г. дейт* руководящий
материал утвержден в качестве рекомендуемого,
Настоящий РТМ раопроотраайетой на юионочнве аоедйненая валов о муфтами, зубчатыми кааеойа! й другою! де&шдо.
РТМ оодержвт методику pa one та негюдвйжкмх й подвижных оое-диненвй при помошя призматячеоййх шпонов (век стандартных. Так я нестандартных), а также неподвижных при ЬоМощй клиновых (Врез-ных я на лыске) и тангенциальных шпонок,
1. ШПОНКИ ПРИЗШВДЕОКЙЕ
I.I. Шпонки призматические отвндартвых размеров (ой. Табл Л) рассчитываются на смятие боковых рабочих граней.
Для призматических шпонок нестандартных размеров проводятся два вида расчета:
- расчет на смятие боковых рабочих граней ашонкяЦ
- расчет шпонки по напряжению среза.
Нагрузочная способность соединения определяется меньшим из двух значений крутящего момента, полученных расчетом на смятие и на срез. При шпоночном соединении а помощью двух призматических шпонок, которое следует располагать под углом 180° Друг
к другу, принимается, что обе шпонки могут передать только полуторный крутящий момент но отношению к крутящему моменту, передаваемому одной шпонкой.
1.2. Расчет на смятие производится по формуле
*** iPSjcu *г/ен* Ш
Ш /AfL, - ^CA<
s (2)
Таблица I
Шпонки призматические обыкновенные (выборка из ГОСТ 8788-68 и 8709-68). Шпонки клиновые (выборка из ГОСТ 8791-68, В792-68 И 8793-68). Шпонки призматические высокие (Выборка из ГОНТ 107 >.
Диаметр вала. |
Ширина шпонки. |
Толщина шпонки. |
Длина шпонки. |
11 |
i |
/1
обнкно- |
высокой |
Р |
|
|
венной |
|
|
От 6 ДО в |
2 |
2 |
|
От 6 до 20 |
ов. 8" 10 |
3 |
3 |
- |
" 6 " 36 |
" 10 " 12 |
4 |
4 |
- |
" 8 и 45 |
* 12 " 17 |
5 |
5 |
- |
" 10 " 56 |
• 17 " 22 |
6 |
6 |
- |
" 14 " 70 |
" 22 " 30 |
8 |
7 |
- |
" 18 " 90 |
• 30 " 38 |
10 |
8 |
9 |
" 22 " ПО |
“ 38 " 44 |
12 |
8 |
II |
" 28 " 140 |
• 44' " 50 |
14 |
9 |
12 |
" 36 " 160 |
" 50 “ 58 |
16 |
10 |
14 |
” 45 " 180 |
н 58 * 65 |
18 |
II |
16 |
" 50 " 200 |
" 65 " 75 |
20 |
12 |
18 |
”56и220 |
" 75 ” 85 |
22 |
14 |
20 |
"63 " 250 |
" 85 " 95 |
25 |
14 |
22 |
" 70 " 280 |
" 95 ” НО |
28 |
16 |
25 |
" 80 ” 320 |
" ПО " щ |
32 |
18 |
28 |
•’ 90” 360 |
“ 130 * 150 |
36 |
20 |
32 |
" 100 " 400 |
" 150 " 170 |
40 |
22 |
36 |
" [00 " 400 |
" 170 " 200 |
45 |
25 |
40 |
" 110 " 450 |
РМ 24.090Д6-76 етр. 3
сЪ - среднее давление на боковых рабочих гранях шношш, кг/ом^
М - расчетный крутящий момент, передаваемый соединением,кг ти; /
^ - диаметр вала в отупице, ем;
^ - толщина шнонка, см;
- рабочая длина шпонка, (ем, черт. 1), ом;
[&]ш- допускаемое напряжение смятия, принимаемое по табя. 2. кг/см**;
Кг допускаемый соединением крутящий момент (для одной шпон 1Ш), кг см»
I 3. Расчет на срез (для нестандартных ыяонок) производится по формуле
П* 2М г ^
dSZa щ?/смй;
г Mi =
L 2 кг|йм
где X “ Сиднее напряжение среза шпонки,4 кг/ом*Ч M,d, - см. пояснения к формулам (I) и (2);
S - ширина шпонки (см. черт. I), см;
допускаемое напряжение среша, принимаемое по табл» 3,
о
кг/см ;
/fllJcp ~ допускаемый соединением крутящий момент (для Одной шпонки), кгсм.
2. ШПОНКИ КЛИНОВЫЕ Расчет ве >ется на смятие рабочих граней шпонки по фор
мулам
(5)
|
Соединение клиповой тонкой |
|
Черт.З. Соединении тангенциальной шпонкой |
PM 24.090.16 -76 Cl'p.S
Таблица 2
Допускаемые напряжения смятия ЛЗ^дг/см2 для соединений призматическими шпонками |
соединения |
Материал |
|[егш^ |
Режим
°те? |
работы
Т^желы^ ГОесьма тяжелый |
Неподвижное |
Сталь
Чугун |
Нагрузи
0.656V
С,65 |
а знакоп 0,6 <3*т
0,6 6* |
оотоянная
0,556V
0,55 6* |
0,б6г 0,5 в* |
Подвижное |
Сталь |
0,22 6V |
0.2 6V |
0,18 6V |
0,16 6V |
Неподвижное |
Сталь
Чугун |
Нагрузи 0,43бг 0,43 <3* |
а знакоп 0,46V 0,4 6* |
временная 0,36<3г 0,36 6* |
0,836V
0,33 |
Подвижное |
Сталь |
0,17 6> |
0,166V |
0,15 6V |
о,14б; |
Неподвижное |
Сталь
Чугун |
Нагрузи 0,22 6> 0,22 бд |
а ударна
0,2 6Т 0,2 6* |
Я
0,18 6V 0,18 6* |
o,i66v 0,16 6* |
Подвижное |
Сталь |
0,1з€'г |
0,126V |
0,116V |
0.1 вг |
|
Примечания: т. Допускаемые напряжения омятая выбира&тоя
по материал; наименее прочкой детали (отопила» вале ,шпонки),
2. GV - предел текучести стали.
3, - предел прочности при растяжении чугуна.
I, В скобках указаны примерные режимные группы no PC 5138-75 "Техника безопаопооти,КраШ1 грузоподоьемные .Классификация режимов работы механизмов".
Стр. 6 РТМ 24,090.16-76
Таблица 3
Допускаемые напряжения среза lY]c/,Kr/cifi |
Вид
соединения |
Материал |
Легкий ( 1,2 ) |
Режим ра Средний
( 2,3 ) |
боты
Тяжелый
( 4,5 ) |
Весьма Фяжелый ( 6 У |
Неподвижное |
Стаяь |
Нагрузка знакопостоянная IOvSoSt 10,466V 1 0,436V |
I 0,40бт |
Подвижное |
чисто
тянутая
для
шпонок |
|
|0,16 6т 1 |
1 0,15 6т 1 |
1 0,14бт| |
1 0,13 6Т |
Нвподниьшое; |
Нагрузка знакопеременная Ю.Зббг I 0,32 6г I 0.30 6т |
1 0.286т |
Подвижное |
ГОСТ |
|
|о,12бт I |
1 0,116т j |
I одо sy |
1 0,09 6'г |
Неподвижное |
8787-68 |
Нагрузка у, 10,22 6т |
дарлая 0,20 6т |
0.18 6V |
0.16 6т |
Подвижное |
|
|
|0,08 6V |
0,07 6V |
0,06 6*- |
0,05 St |
|
Примечание. См . примечание к табл.2 |
Таблица 4
Допускаемые напряжения смятия кг/см^ для
соединений клиновыми шпонками |
............. ж
Материал |
Легкий ( 1.2 ) |
Режим работы Средний | Тяжелый 1 ( 2,3 ) j ( 4,5 ) | |
Весша тяжелый ( С ) |
Сталь |
Нагрузка знакопостоянная 0,436т | 0,40 6т | 0,36 6т | |
0,33 6'г |
Чугун |
0,43 6/ | |
0,40 6# | |
0,36 6# | |
~ 0,33 |
Стали |
Нагрузка знакопостоянная 0,30 6т 1 0,286г | 0,26 6т | |
0,24 6т |
Чугун |
0,30 6* | |
1 0,28 Gf | |
0,26 ве \ |
1 0,24 &е |
Сталь |
Нагруа 0,22 6т |
ika ударна; 0,20 6т |
я
0,18 6т |
0,16 6т |
Чугун. |
0,22 |
0,20 б^г |
0,18 6g |
0,16 6> |
|
Примечание. См. примечание к табл.2 |
FM 24.090Л6-76 отр. 7
где
б' - расчетное напряжение смятия на рабочих гранях шпонки, кг/см2;
М - расчетный крутящий момент, передаваемый соединением, кг,см ;
& - ширина шпонки (ом. та$8. Т), cmj
Вр - рабочая длина шпонки, ем;
ct - диаметр вале в ступице,(ем, черт. 2), см»
/ = 0,12 - коэффициент трегча маияу шпонкой и сопрягаемыми деталями;
допускаемое напряжение смятия на рабочих гранях шпонки, принимаемое по табл. 4;
[М]м- допускаемый соединением крутящий момент, кг см.