МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ СЕЛЕКТОРНЫХ СОВЕЩАНИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ НАДЕЖНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
РД 34.20.594-97 СО 34.20.594-97
РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЕЭС РОССИИ"
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ СЕЛЕКТОРНЫХ СОВЕЩАНИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ НАДЕЖНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
РД 34.20.594-97
Разработано Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей РАО "ЕЭС России"
Исполнитель В.К.ПАУЛИ
Согласовано с Департаментом эксплуатации энергосистем и электрических станций
Начальник Департамента В.И. ГОРОДНИЦКИЙ Утверждено Приказом РАО "ЕЭС России" от 14 февраля 1997 г. № 65 Президент РАО "ЕЭС России" А.Ф, ДЬЯКОВ
©СПО ОРГРЭС, 1997
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ СЕЛЕКТОРНЫХ
СОВЕЩАНИЙ РД 34.20.594-97
ПО ПРОБЛЕМАМ НАДЕЖНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Срок действия установлен с 17 02.97 Настоящие Методические указания устанавливают порядок организации проведения тематических селекторных совещаний, обеспечивающих непрерывную ротацию контролируемых направлений эксплуатационной деятельности и способствующих формированию стереотипов, позволяющих комплексно и целенаправленно подходить к решению проблем надежности энергетического оборудования
Оглавление
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..........................................................................................4
2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКИХ СЕЛЕКТОРНЫХ СОВЕЩАНИЙ........................................6
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Решение проблемы надежности в настоящее время приобретает повышенную и первостепенную значимость как способ снижения затрат на энергопроизводство, а, соответственно, себестоимости и стоимости электрической и тепловой энергии. Особая актуальность этого вопроса обусловлена еще и возрастанием доли оборудования, отработавшего парковый ресурс, которое, тем самым попадает в "группу риска" по надежности и требует особого подхода.
Принято понимать надежность как свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнить требуемые функции в заданных режимах и условиях применения. Обеспечить это свойство можно лишь в условиях непрерывно наращиваемой интеллектуальной нагрузки и соответствующего повышения требований к компетентности руководящих и инженерно-технических работников.
Необходимо отметить, что максимальная степень надежности, достигается при комплексном подходе к решению всех составляющих этой проблемы, а именно:
конструкционном и техническом соответствии оборудования требованиям надежности;
профессиональной готовности и компетентности персонала;
качественной технической документации и ее соблюдении.
В свою очередь эффективность такого подхода зависит от нескольких факторов:
во-первых, должен максимально использоваться совокупный интеллект энергопредприятия и отрасли, под которым понимается сумма профессиональных знаний, способностей и навыков руководителей, главных специалистов, инженерно-технических работников и рабочих;
во-вторых, подход должен быть равновесным, так как практика показывает, что, если выхватываются отдельные составляющие, то есть отдается приоритет или технике, или персоналу, или инструкциям, то система в меньшей степени обеспечивает надежность;
в-третьих, обязательным условием является предельная объективность в оценке состояния каждой из составляющих;
в-четвертых, управлять надежностью должно лицо (при неконсолидированной схеме управления — главный инженер) или группа лиц (при консолидированной схеме — технический совет), которые могут не только обеспечить соблюдение этих требований, но и обладают способностью к анализу и синтезу, склонностью и потребностью к самосовершенствованию, и критично относятся к своим и коллективным (общепроизводственным) результатам. Следует иметь в виду, что консолидированная схема управления надежностью, не отменяя принципов единоначалия и персональной
4
ответственности руководителя за результаты принимаемых решений, приводит к более эффективному использованию совокупного интеллекта и, соответственно, к лучшему результату;
в-пятых, должен работать принцип оперативной и достоверной обратной связи, обеспечивающий контроль за продуктивностью и результативностью управленческих воздействий. Обратная связь как контрольная функция управления обеспечивает достижение его лучшего результата, заранее предопределяемого при планировании целей.
Все это требует повышения роли руководящего и инженерно-технического персонала в обеспечении надежной работы энергооборудования.
В управлении надежностью энергетического оборудования применяются на практике методы повышения эффективности управления совокупным интеллектом энергопредприятия, которые выражаются в следующих дополняющих друг друга формах:
1. Консультирование технического руководителя со своими специалистами через формы технического совета энергообъекта.
2. Проведение систематических селекторных (или кабинетных) производственных совещаний с руководителями подразделений (уровень главного инженера энергообъекта).
3. Проведение систематических селекторных совещаний с главными инженерами энергообъектов (уровень главного инженера энергосистемы).
4. Проведение периодических селекторных совещаний с главными инженерами AO-энерго и AO-электростанций (уровень главного инженера ОЭС).
5. Проведение семинаров, школ передового опыта и специализированных курсов по конкретной тематике (уровни энергосистем, ОЭС и РАО "ЕЭС России").
6. Подбор и расстановка специалистов, повышение их квалификации.
Все перечисленное выше указывает на важнейшую функцию каждого энергообъекта — обучающую и на необходимость создания эффективной производственно-педагогической системы, которая должна охватывать все энерго предприятия отрасли и отрасль в целом и ориентироваться на непрерывное повышение квалификации всех работников, занятых в энергопроизводстве. Это, кроме того, значительно расширит рамки и повысит эффективность "Правил организации работы с персоналом" в части повышения квалификации инженерно-технических работников.
Производственно-педагогическая система многофункциональна и содержит все приведенные формы роста совокупного интеллекта энергопредприятия, включая обязательные формы обучения и повышения квалификации. При этом она решает следующие задачи:
формирование необходимой информации;
представление (доведение) информации через систему коммуникации (отраслевую и внутрипроизводственную);
5
формирование устойчивых динамических стереотипов; использование доведенной информации теми, кому она предназначалась; контроль эффективности системы.
При этом руководитель любого уровня должен пониматься как педагог, как материальный носитель целей, профессиональной информации, средств коммуникации и развития обучаемых (подчиненных) в производственной педагогической системе. С другой стороны, каждый руководитель должен восприниматься как индивидуальность — составляющая общей интеллектуальной системы, который в свою очередь может и должен осуществлять функции обучаемого по всей иерархии управления энергопредприятием и отраслью.
Повышение эффективности производственно-педагогической системы может быть достигнуто также за счет введения тематических селекторных совещаний, проводимых на всех уровнях управления.
Темники селекторных совещаний, составленные с учетом ротации проблем и необходимости доведения до аудитории методов их разрешения, способствуют воздействию на повышение уровня надежности и эксплуатации за счет непрерывной проработки практически всех технических и технологических направлений и организационных вопросов, в том числе и в области охраны труда, пожарной безопасности, работы с персоналом и т.п. Наряду с этим происходит рост совокупного профессионального интеллекта специалистов и руководителей и обмен опытом. Преимущества системы тематических селекторных совещаний проявятся более эффективно в случае вовлечения в процесс подготовки и проработки тем широкого круга руководителей и специалистов, ответственных за прорабатываемые направления.
Кроме того, внедрение системы тематических селекторных совещаний повысит "эффект причастности" всех подразделений к решаемым конкретным задачам. Это не только исключит из управления обыденность, но и максимально задействует контрольные функции всех уровней управления, а также обеспечит сведение обособленного интеллекта отдельных руководителей и специалистов в направленную деятельность интеллектуального конгломерата.
2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ СЕЛЕКТОРНЫХ СОВЕЩАНИЙ
При организации проведения тематических селекторных совещаний должны соблюдаться условия, которые обеспечивают непрерывную ротацию контролируемых направлений эксплуатационной деятельности и способствуют формированию стереотипов, позволяющих комплексно и целенаправленно решать проблемы надежности энергетического оборудования:
1. Подготовленная заблаговременно, с учетом "узких мест", программа селекторных совещаний (как правило, на квартал) ставит задачу главным инженерам региональных отделений РАО "ЕЭС России", энергосистем, энергопредприятий и главным инженерам-инспекторам Энерготехнадзора
6
(также до даты обозначенной темы) с привлечением технических подразделений и инспекторского состава проверить состояние намеченного направления, выявить недостатки и наметить программу их устранения.
2. Включение в темы обсуждения наиболее распространенных, типичных и характерных случаев технологических нарушений в работе оборудования позволит давать комплексные ориентировки по широкому спектру причин, приводящих к нарушениям в работе оборудования. При этом обязательно нахождение в студии руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение надежности по соответствующим направлениям.
3. На отраслевом селекторном совещании по материалам, подготавливаемым техническими службами ОЭС и Энерготехнадзоров, главным инженером ОЭС или руководителем регионального предприятия Энерготехнадзора делается обзор ситуации по прорабатываемой теме. Обязательно обозначаются как негативные, так и позитивные результаты, кратко перечисляются соответствующие требования распорядительной и нормативно-технической документации.
4. Главные инженеры энергосистем и электростанции при рапорте (докладе или отчете) с учетом минимально представляемого времени докладывают, что "в процессе подготовки к селекторному совещанию обозначенные направления проработаны и выглядят следующим образом...". При этом докладываются как негативные проявления и принятая программа действий и мер по их устранению, так и позитивные результаты и достижения в этом направлении, т.е. передовой опыт.
5. Особо важно участие в тематических селекторных совещаниях не только технических служб AO-энерго и AO-электростанций, но подключения к этим совещаниям энергопредприятий энергосистем. При этом наряду с осмысленной и примериваемой "на себя" негативной информацией, все участники селекторного совещания получают возможность познакомиться с новыми подходами, методами и техническими решениями, позволяющими смягчать или ликвидировать негативные проявления.
6. С целью улучшения восприятия аудиторией обсуждаемой проблемы необходимо учитывать, что ориентация на положительную информацию эффективнее, чем на отрицательную, так как избыточное число претензий может дезориентировать участников совещания и не даст положительного результата.
7. Процесс проработки конкретного на данную неделю направления нарастая достигает кульминации на селекторном совещании и формирует конкретную программу улучшения. Но после селекторного совещания он не обрывается, а продолжает стоять на повестке дня, но уже на уровне исполнителей в виде процесса принятия мер по устранению выявленных отклонений. А в это время начинает нарастать и готовиться к кульминации (на предстоящем очередном селекторном совещании) следующий по тематическому плану вопрос.
7
8. Содержание совещания должно фиксироваться средствами звукозаписи в студиях всех участников. Каждый участник совещания должен назначить лицо из числа подчиненного персонала, ответственное за протоколирование на основе звукозаписи и подготовку распорядительных документов по исполнению поручений.
9. Решения совещаний считать распорядительными документами, обязательными к исполнению должностными лицами.
Начальник Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей В. К. Паули |
СОГЛАСОВАНО: Начальник Департамента эксплуатации энергосистем и электрических станций В.И. Городнш(кий 8
|