РД 31.80.11-95
IbawcrapcTEtf трошаюрта. Российской Фсдарсцкн Дсшарта^нт юрского грансисруа Улра/.лспко сод»ллыгой пслкг'ио! к окропи труда.
изздтояст
no охраяе грУТ'Д
Г. ШСЯ&а li &-U5 " 13 " ноябри 1955 г.
Содеряапко: СО утверждении и введении в действие
РД 31.80.11-95 "Принципы разработки и обоснования требовании нормативных правовых актов по охране труда на морском транспорте. Методические указания".
1. Примите к руководству, что Департаментом морского транспорта переработаны, утверждены и вводятся в действие с 1 января 1995 г. "Принципы разработки и обоснования требований нормативных правовых актов по охране труда на морском транспорте. Методические указания" РД £1. £0.11-05.
2. С введением в действие РД £1.20.11-95 считать утратившим силу с 01.01.93 г. РД Si. £0.11-25 "Основные принципы (дорздотяг» к обсснсванкя требований нормативных документов по безопасности труда па морс!гом транспорте. Методические рекомендации1*.
£. SasBini следует каправдпть в управление социальной политики и охраны труда ДОГ по адресу: 103759. уд. Роздеетвенка, 1/4. Телефон ДЛЯ справок: (095) 925-14-06. Факс (096) 925-51-31.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
"Утверждаю” Заместитель Директора Департамента морского |
|
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ОБОСНОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
РД 31.80.11-95
1995
10.
начала работ по созданию нормативного документа. После систематизации, научно-технической и литературной обработки карточек с них возможно печатание первой редакции ПТД по охоане труда.
3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ Н0К1АТИКЮ-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
3.1 Характеристика состояния вопроса и изучение перспектив его развития с целью обеспечения надлежащего качества будущего документа.
3.1.I, Изучение нормативных документов, регламентирующих (в целом) устройство и эксплуатацию данного объекта (включая вопросы охраны труда), во избежание повторения. Необходимо в первую очередь изучение в этих документах разделов, общих для всех видов оборудования: общих положений, общих требований по группам оборудования и видам работ, разделов электрооборудования, регламентирующих соответствующие объекты, для которых предполагается разработка нормативно-технических требований иля правил по охране труда.
В числе таких документов должны быть: правила органов государственного надзора, осуществляющих этот надзор на регламентируемом объекте (Регистр.Госгортехнадзор, Главгосэнергонадзор, Госатомнадзор, Госсанэпиднадзор и др.);
правила (требования)безопасности труда на проектирование и строительство подобных объектов;
правила технической эксплуатации объектов и их оборудования;
правила безопасности труда или техники безопасности при работах, выполняемых на этих объектах;
уставы, положения, правила и другие документы, регламентирующие функции работающих на объекте;
другие документы, направленные на повышение безопасности объекта и труда работающих на нём людей
Например, применительно к судам, устройствам, судовому оборудованию и работа?.!, выполняемым на них, в числе указанных выше документов, подлежащих изучению, должны быть:
Правила классификации и постройки морских судов Регистра (далее — Правила Регистра РФ);
Требования техники безопасности к морским, судам.
РД 31.81.01 - 87;(с дополнениями согласно извещения по охране труда яг-ЭЬ).
II.
Правила технической эксплуатации судовых технических средств, РД 31.21 30—83;
Правила техника безопасности на судах морского флота,
РД 31.81.10-91 (с дополнениями согласно извещения Й1-95);
Полокенпе о технической эксплуатация морского флота.
РД.31.20.01-80;
Устав слукбы на судах Министерства морского флота Союза
ССР.
При разработке требований и правил безопасности труда на судах, предназначенных для перевозки опасных грузов, я требований к соответствующему их оборудованию необходимо изучение Правил морской перевозки опасных грузов (МСП0Г).
Необходимо такие ознакомление с дополнениями и изменениями, выпущенными к указанным документам за весь период их действия (т.е. после их издания).
3.1.2. Изучение государственных стандартов системы безопасности труда (ССБТ):
общих установочных и
применительно к объектам, по которым общие требования или работы регламентируются в ССБТ.
При изучении государственных стандартов ССБТ необходимо такие ознакомиться с управляемым фондом стандартов (например,в подразделении стандартизации предприятия-разработчика) для получения дополнительной информации о выпуске новых стандартов ССБТ или изменений действующих.
Для учёта требований стандартов при разработке НТ№ по охране труда следует такие ознакомиться с отраслевыми стандартам ССБТ в соответствующей области.
В Нпа по охране труда категория руководящих документов мо-ту? вноситься положения государственных ставдартов ССБТ, если они не нашли отражения уде в Правилах Регистра РФ или отраслевых правилах.
3.1.3. Изучение государственных и отраслевых стандартов, действующих для данного оборудования, применительно к которому разрабатываются Требования безопасности шга Правила охраны труда, с целью получения характеристики состояния проектирования и строительства регламентируемого объекта во всесоюзном и отраслевом масштабах с учётом степени новизны этих документов.
12.
3.1.4. Ознакомление с санитарно-гигиеническими нормативами, касающимися регламентируемого объекта (например, по флоту - с Санитарными правилами для морских судов и соответствующими санитарны-ми нормами). Санитарно-гигиенические требования и правила не долени включаться в документы по охране труда. Пели в процессе разработки выявляется необходимость в дополнении санитарных требовании!, то по окончании разработки предложения об этом направляются в адрес организации - разработчика санитарных правил и норм.
3.1.5. Изучение Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утверждённых постановлением Министерства труда Российской Федерации от I июля 1993 г. Гг 129.
3.1.6. Изучение и учёт результатов экспертизы проектов, а также приёмки судов и объектов морского транспорта к вводу в эксплуатацию.
3.1.7. Ознакомление с целью заимствования опыта с соответствующими НПА по охране труда в смежных отраслях промышленности, в первую очередь по речному транспорту, рыбному хозяйству и судостро-тельной промышленности.
3.1.8. Изучение проектных материалов, перспеккв развития техники и изменений в её эксплуатации (применительно к регламентируемому объекту). Разрабатываемый л Од по охране труда должен быть прогрессивным, и следовательно, в нём должны быть учтены возможности для повышения безопасности труда, обеспечиваемые развитием науки и техники.
3.1.9. Изучение общих принципов обеспечения безопасности труда (приложение I) и критериев обоснования требований и правил охраны труда в нормативно-технических документах (справочное приложение 2) как методической базы подхода к охране труда на морском транспорте.
3.2. Изучение данных анлнзов травматизма работающих на рег-ламентируемом объекте (по типам оборудования, видам работ и т.п ), с целью уточнения опасных факторов, характера их проявления и уело вий возникновения опасных ситуаций. При отсутствии таких данных целесообразен сбор материалов о травматизме на регламентируемом объекте на предприятиях морского транспорта (за 3-5 лет), их анализ.
13.
Изучение материалов отдельных несчастных случаев, и особенно всех случаев с летальным, тяжёлым исходом я групповых, расследование которых осуществлялось специальными комиссиями.
Как правило, изучение материалов травматизма производится параллельно с исследованием условий труда на объекте.
3.3. Изучение условии труда на регламентируемые объектах в натурных условиях с целью выявления опасных факторов, возможных опасных ситуаций Сс учётом погодных и климатических условий), предварительного определения методов и средств, с помощью которых можно устранить опасные факторы члп предотвратить возможность их воздействия на работающих.
3.3.1. Изучение конструктивного устройства регламентируемых объектов (судов, объектов морского транспорта, оборудования и др.) в отношении безопасности труда работающих на них и обслуживающих их людей. Выявление конструктивно опасных элементов, могущих причинить травму, а также применяемых мэр защиты, их полноценности
и надёжности в различных условиях эксплуатации.
3.3.2. Изучение характера, устройства и организации рабочих мест в отношении безопасности их расположения, удобства работы л обслуживания оборудования, безопасности доступа и возможности быстрой эвакуации (особенно на судах), а также обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты.
3.3.3. Изучение характера и видов работ. Пооперационный анализ технологических процессов в отношении безопасности труда; выявление опасных и тяжёлых ручных операций, возможных методов замены ручного труда и удаления работающих из опасных зон.
3.3.4. Изучение технологических карт на выполнение соответствующих или подобных работ (на обхектах морского транспорта) для выявления полноты регламентированных в них мер безопасности труда и их практического применения (с учётом материалов натурных обследований) .
3.3.5. Изучение влияния неблагоприятных условий погоды на безопасность труда на регламентируемом объекте: возможности возникновения дополнительных опасных факторов или усугубления воздействия уже клеющихся в штормовых условиях, при дожде, ветре, обледенении, а также в условиях Арктики и тропиков.
3.3.6. Определение всего комплекса опасных факторов, анализ возможности возникновения опасных ситуаций (с учётом имевших место несчастных случаев).
14.
3.3.7. Предварительное (в условиях объекта) определение средств, методов и мер, с помощью которых моено устранить опасные факторы или (при невозможности полного устранения) максималь-но уменьшить опасность их воздействия на работающих. Целесообразно эти меры безопасности обсудить с работниками объекта.
3.3.8. Занесение на карточки выявленных положений (требований, правил), подлежащих внесению в разрабатываемый НПА по охране труда.
3.4. При разработке НПА по охране труда для перспективных объектов, находящихся з стадии проектирования и ещё не известных в эксплуатации, необходимо выполнение указанных нике работ.
3.4.1. Изучение проектных материалов (всех стадий проектирования) .
3.4.2. Изучение проектов Правил и других материалов на подобные объекты.
3.4.3. Подбор и изучение аналогов на транспорте, в промышленности и за рубеаом (по литературным данным).
3.4.4. Выявление специфики регламентируемого объекта, которая не охватывается общими требованиями, предъявляемыми уме действующими НПА но охране труда.
3.4.5. Выяснение (по чертежам и проектной документации) необходимости внесения дополнительных (к общим) требований безопасности на проектирование специальных устройств с учётом комплексов технологического и конструктивного обеспечения безопасности труда., а также правил безопасности при их эксплуатации с учётом комплекса организационного обеспечения безопасности труда (приложение I).
3.5. Некоторые дополнительные рекомендации по разработке НПА по охране труда:
3.5.1. В соответствии с установленным порядком проекты нормативно-технических документов рассматриваются широким кругом специалистов по проектированию к эксплуатации флота или береговых объектов, которые дают свои замечания и предложения для окончательной отработки документа. Сднако, принимая окончательные формулировки положений НПА по охране труда, следует учитывать и то обстоятельство, что далеко не все специалисты, рассматривавшие работу, бывают согласны с внесением новых прогрессивных требований в связи с трудностями комплектации нового оборудовать при строительстве, неполны:.! освоением опытных образцов и до. Безусловно, выполнение новых требований связано с определёнными сложностями в
15.
получения оборудования, ко исключать эти требования не следует, как перспективные. В крайнем случае их мокко сделать рекомендуемыми или оговорить сроки возможного их внедрения. Следует учитывать также и то, что, например, суда для морского флота строятся разными фирмами: то, что затруднительно для одной из фирм, может осуществить другая: то,что трудно выполнить на малых судах, успешно может быть осуществлено на крупнотоннажных к т.д, Это же относится и к объектам морского транспорта, к их оборудованию и ДР-
3.5.2. Следует отметить один характерный момент в нормировании правил и требований охраны труда к такому объекту, как судно в целом. В связи с расширяющейся специализацией судов, появлением совершенно новых типов судов и видов судового оборудования практически невозможно в одном документе регламентировать все требования к конструктивному устройству и оборудованию всех этих судов. Поэтому на них распространены требования общего характера, касающиеся расположения оборудования, устройства судовых путей сообщения, расположения и устройства рабочих мест, ограждений проёмов, высокорасположенных мест я опасных зон, ограждений движущихся частей машин и механизмов, наличия блокировок безопасности и др. Требования же к специальны!.; устройствам, как я некоторые дополнительные требования к общесудовым устройствам, вызванные спецификой судна, должны излагаться в виде отдельных разделов (или подразделов) основного нормативно-технического документа.
В известной мере это же следует учитывать к при регламентации объектов морского транспорта.
3.6. При обосновании выдвигаемых положений (требований, правил) следует пользоваться критериями обоснования мер безопасности (приловние 2).
4. РАЗРАБОТКА ШСТРУВД-й ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОЧИХ ПРОЖСИЙ К ОТДЕЛЬНЫХ ШОЪ РАБОТ
4.1. Инструкции по охране труда могут разрабатываться в двух вариантах:
по рабочим профессиям;
по видам работ.
В первом случае в одной инструкции должны содержаться общие требования поведения и правила безопасного выполнения работ, предусмотренных для данной профессии.
2.
Принципы разработки и обоснования требований нормативных правовых актов по охране труда на морском транспорте. Методические указания. РД 31.80.11-95
Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта
Заместитель директора Б.А. Носов
Руководитель темы и ответственный исполнитель
Зав. отделом соцполитики Т.Н. Новиков
Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота
Заместитель директора С.Н. Драницын Ответственный исполнитель
Е.П. Загорская
Управлением социальной политики и охраны труда Департамента морского транспорта Минтранса Российской Федерации Начальник О.Г. Просвирнин.
Департаментом морского транспорта Заместитель Директора Н.Д. Коняхин
© Настоящие методические указания "Принципы разработки и обоснования требований нормативных правовых актов по охране труда на морском транспорте" не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены без разрешения Департамента морского транспорта, института "Союзморниипро-ект" и ЦНИИМФ.
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ОБОСНОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. |
РД 31.80.11-95 Взамен РД 31.80.11-85 Основные принципы разработки и обоснования требований нормативных документов по безопасности труда на морском транспорте. Методические рекомендации. |
Утверждены Департаментом морского транспорта " 13м ноября 1995г.
Срок введения в действие установлен с " 01" января 1996г.
Настоящий руководящий документ устанавливает основные принципы и общие требования, которыми следует руководствоваться при разработке и обосновании нормативных правовых актов по охране труда на морском транспорте.
Руководящий документ распространяется на деятельность научно-конструкторских и иных организаций, а также учебных заведений, разрабатывающих нормативные правовые акты (требования, нормы, правила, инструкции и др.) по охране труда для морского транспорта независимо от форм собственности и является дополнением к Методическим указаниям по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 июля 1993 г. N 129.
4.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. К норвативным правовым актом (ША) по охране труда на морском транспорте относятся:
1.1.1. Стандарты Системы безопасности труда.
1.1.2. Правила по охране труда, требования по безопасности труда, инструкции по охране труда.
1.1.3. Правила устройства и безопасной эксплуатации (технической, ядерной, радиационной, лазерной, взрыво и электробезопасности) .
1.1.4. Организационно-методические документы, положения, методические указания, рекомендации по охране труда.
1.2. При разработке НДА по охране труда следует руководствоваться следующими основными принципами:
научно-техническая обоснованность содержания; исчерпывающая полнота документа; современность и перспективность содержания; простота восприятия и освоения документа при его внедрении; учет особенностей использования средств автоматизации и механизации производственных процессов и технологий;
исключение дублирования других документов, уже регламентирующих какие-либо требования к данному объекту.
1.3. В соответствии с изложенными в п. 1.2. принципами ША по охране труда на морском транспорте должны отвечать приведенным ниже основным требованиям.
1.3.1. Высокий научно-технический уровень, определяемый в первую очередь:
обоснованностью выдвигаемых в документе положений, требований, правил;
использованием достижений науки, техники и технологии; учетом перспектив развития техники и организации труда; полнотой охвата регламентируемого объекта - судна^ объекта морского транспорта? оборудования, работы - требованиями безопасности с учетом разновидностей этого объекта (или его отдельных узлов) в эксплуатации и при новом проектировании.
Под термином "судно" понимается любое плавучее сооружение, используемое в торговом мореплавании.
2
Под словами "объект морского транспорта" понимаются все предприятия и организации морского транспорта.
5.
1.3.2. Логичность и последовательность структуры построения доьу мента, обеспечивающие отсутствие повторений и возможно большую краткость текста при максимальной полноте документа (или его раздела). Для этого:
все общие положения, касающиеся регламентируемого объекта, выносятся в начало НПА (в первый раздел, подраздел);
следующие разделы (подразделы) конкретизируют положения в зависимости от характера регламентпруемого объекта (судно, объект морского транспорта, оборудование, работы) применительно к видам оборудования (узлам, элементам), технологическим процессам (операциям), характеру и разновидностям работ и т.д.;
документ должен включать только положения, содержащие требования к правила охраны труда. Положения, излагающие технологическую последовательность операций, могут включаться только ь тех случаях, когда изменение этой последовательности угрожает жизни или здоровью работающих.
1.3.3. Ясность и чёткость изложения регламентируемых положений (пунктов):
тексты пунктов должны быть однозначны, т.е. исключать возможность двоякого толкования;
следует применять только научно-техническую терминологию.
При отсутствии регламентированных терминов в тексте НПА или в приложении необходимо поместить определение использованных терминов. Не следует применять иностранные термины при наличии соответствующих русских терминов;
не следует применять термины-скнониш: надо попользовать один и тот же термин во всём тексте нормативного документа; не рекомендуется излагать текст с употреблением отрицаний и запрещений в тех случаях, когда можно чётко указать, как и что надо сделать для обеспечения безопасности. Использовать форму запрещения следует тогда, когда совершение определённого действия или применение конкретной конструкции (устройства, оборудования, оснастки или каких-то элементов) явно приведёт к возникновению опасной ситуации.
1.3.4. Учёт особенностей использования средств автоматизации и механизации производственных процессов и технологий, а также достижений науки и техники при проектировании. Поскольку конструкции судов, объектов морского транспорта л оборудования всё время совершенствуются, не следует жёстко ограничивать конструкторскую мысль. Надо излагать конкретно требование на проектл-
6.
роваиио, не требуя вместе с тем определённых конструктивных решений, т.е предоставлять проектировщику право выбирать оптимальные варианты конструкций. Однако, если имеются удачные варианты решений, ещё не распространённые на судах и объектах морского транспорта, их целесообразно указать в скобках в качестве примеров, это может облегчить выбор конструктивного решения в дальнейшем.
1.4. Разработка ИЛА по охране труда на проектирование и эксплуатацию судов, объектов морского транспорта и оборудования должна осуществляться на основе научных исследований и с учётом рекомендаций справочных приложений I и 2. В плане исследований необходимо предусматривать как минимум выполнение следующих работ:
обоснованная характеристика состояния вопроса и изучение перспектив его развития (см. п. 3.1);
изучение материалов о травматизме лиц, работающих на регламентируемых объектах (или схожих с ними по конструкции и условиям эксплуатации, см. п. 3.2);
изучение условий труда в натурных условиях (см. п.3.3);
определение опасных факторов, условий возникновения опасных ситуаций (с учётом натурных исследований и материалов по травматизму);
определение я выбор мер (технологических, конструктивных, организационных), осуществлением которых можно устранить опасные факторы или предотвратить возможность возникновения опасных ситуаций и воздействия опасных факторов на работающих.
1.5. При разработке мер защиты в ряде случаев возникает необходимость проведения дополнительных специальных исследований применительно к релламентяруемым объектам (например, исследование движения по трапам для уточнения их параметров; определение ширины проходов, в которых ведутся работы по техническому обслуживанию оборудования; исследование траекторий движения канатов при их разрыве и др.). Такие исследования выполняются по частным методикам, предложен!шгл разработчиком, но при условии обеспечения разработчиком безопасности людей, участвующих в эксперименте.
7.
2. Г.ЕТОШ 12ССЛ21ЮВА1иЙ, SBZ323EL21E ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ правовых: актов по охране труда.
2.1. ППА по охране труда следует разрабатывать с учётом общих принципов обеспечения безопасности труда, нашедших отражение в системе организации работы по обеспечению охраны труда на морском транспорте (справочное приложение I), которой рекомендованы общие методы и средства запиты от воздействия опасных факторов. Конкретизация этих методов и средств защиты должна осуществляться в КПА по охране труда применительно к регламентируемому объекту.
2.2. При исследовании причин травматизма на регламентируемом объекте за ряд лет анализ следует выполнять методами математической статистики, используя в основном группировки несчастных случаев. Группировки могут осуществляться по соответствующим конструктивным элементам объекта, видам работ, технологическим операциям, опасны:;: факторам, непосредственны:.: причинам травм и особенно по груплагл организационно-технических причин травматизма (технологическим, конструктивны:.: пли организа-цпонныг.! недостаткам в обеспечении безопасных условий труда), а также погодным условия:.:. При недостаточном количество материалов о несчастных случаях для обработки их статистическими методами долины подробно изучаться и исследоваться отдельные случаи травм с обязательным выявлением опасных факторов (см. п.2.4.) и орган::зацкокно-техкпческих причин, приведших к опасны:.: ситуация:.!.
2.3. При исследовании условий труда приленяются следующие методы:
2.3.1. Визуальные наблюдения регламентируемых объектов в натурных условиях эксплуатации и структурный анализ с целью определения опасных факторов (см. п. 2.4.) и возможных мер предупреждения их воздействия. Эти меры рекомендуется выбирать с учётом содержания соответствующих подсистем интегральной системы обеспечения безопасности труда (приложение I), чтобы не пропустить некоторые из них.
2.3.2. ёотовидеосъёмка регламентируемого оборудования (опасных узлов и мест, средств защиты); рабочих мест и трудовых процессов в технологической последовательности вылолкяе?лых работ. Особенное внимание уделяется выявлению и фиксированию на плёнке наиболее опасных технологических операций. Эти материалы будут нужны при уточнения мер защиты, при обосновании рассмотрении и обсуждении предлагаемых положений.
8.
2.3.3. Интервьюирование (опрос, анкетирование) руководителей и исполнителей работ: об условиях труда, замеченных опасностях (опасных факторах), возможных опасных ситуациях; применяемых и возможных (по мнению опрашиваемых) средствах к методах предупреждения опасности; о влиянии условий погоды, а также условий Арктики и тропиков на повышение опасности труда на регламентируемом объекте; об известных опрашиваемы:.: случаях травматизма и микротразматпзма на этих объектах.
При разработке изменений и дополнений к действующим Ш1А по охране труда или при их переработке следует узнать у интервьюируемых о замеченных ими недостатках этого документа (или его раздела) независимо от официального запроса организации (в соответствии сп. 2.6.).
2.3.4. Выявление рекомендованных мер по охране труда в технической документации по регламентируемому объекту.
2.4. Классификация опасных и вредных производственных факторов представлена в ГОСТ 12.G.003—74х'. При определении опасных факторов и разработка мер обеспечения охраны труда работников морского транспорта следует иметь в виду, что основными опасными факторами могут быть следующие:
неогращцёшшэ движущиеся части;
и ТРОСЫ
натянутые канаты( швартовные, топенантные и другие): непроизвольно движущиеся конструкции (крышки, двери и др.), изменяющие своё положение в пространстве под влиянием случайных факторов;
острые элементы и режущие грани;
находящиеся под электрическим напряжением незащищённые (доступные) элементы и коммуникации;
взрывоопасность (взрывная волна), воспламенение горючих жидкостей и газов;
пар, горячие газы, жидкости и предметы; охлаждённые (ниже 0°С) поверхности, жидкости, газы; волны, качка, ветер, обледенение и т.п,; расположение рабочего места на значительной высоте относительно пола, палубы и за Оортом и т.п.;
теснота, загромождённость, уменьшение размеров проходов при вращении эксцентрично расположенных частей оборудования;
недостаточные размеры опорных поверхностей ступеней трапов, лестниц и площадок для устойчивого равновесия идущих или стоящих на них людей;
х) с дополнениями от I.XI. 1978 г.
9.
скользкая поверхность;
неровная поверхность - с уступами, выступающими из настила органами управления, элементами систем и оборудования;
отлетающие частицы, осколки, разрушенные конструкции;
ядовитые, агрессивные, взрывоопасные и поглощающие кислород вещества.
Следует также иметь в виду, что при значительных отклонениях от санитарно-гигиенических норм такие факторы, как низкая освещённость, высокий уровень шума, вибрация, высокие к низкие температуры воздуха, вредные излучения и др., являются не только вредными, но и опасными факторами и могут привести к несчастным случая?.:.
Нередко опас.;ше факторы могут действовать в сочетании один с другим. Надо также иметь в виду, что приведённый выше их перечень не следует считать исчерпывающим.
2.5. При определении организационно-технических причин трави и мер защиты целесообразно логическое исследование возможного воздействия опасных факторов и условий возникновения опасных ситуаций на базе проведённого ранее визуального анализа объекта регламентации, материаловфоговлдеосъёмок. Для повышения качества исследований целесообразно составление по материалам фотоккнось-ёмок картотек (или альбомов), возможно шире характеризующих объект в целом е отношении обеспечения безопасности труда.
В отдельных случаях применяется макетирование возможных опасных ситуаций. Следует такие в сложных случаях определения опасных факторов и опасных ситуаций привлекать консультативно специалистов служб охраны труда и других специалистов предприятий морского транспорта.
2.6. В случае переработки ранее действовавших НПА следует обобщить практику их использования, сделать запросы организациям, их применявши.:, с целью получения сведений об имеющихся в КПА недостатках, подлежащих устранению в новом документе (о неточных формулировках, устаревших по ломе киях, недостаточной полноте данных по конкретны?.: объектам и т.п.).
2.7. Как правило, при разработке следует использовать все приведённые выше методы.
Для облегчения сбора, систематизация и редактирования материалов при разработке целесообразно применить метод занесения предполагаемых пунктов 1Гца на отдельные карточки. Применение клеточек значительно экономит время и упрощает сбор и обработку материала. Составление карточек рекомендуется начинать с самого