МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЛУЖБА MOPCKOIO ФЛОТА
СБОРНИК ПРАВИЛ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ГРУЗОВ
Книга 2
|
Санкт-Петербург ЗАО «ЦНИИМФ» 1998 |
РАЗРАБОТАНЫ Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ)
Заместитель генерального директора
ЦНИИМФ по научной работе,
кандидат технических наук Ю. М. Иванов
Ответственный за подготовку к изданию, кандидат технических наук П. П. Горелый
ЗАО «ЦНИИМФ», содержание и оформление, 1998. Издание официальное. Воспроизведение любым способом без разрешения Министерства транспорта РФ и ЦНИИМФ запрещено.
Лицензия: ЛР N? 071518 От 21.10.97 г.
Для контроля концентрации кислорода используются приборы ГИК-1 (код ОКП 42.2S-14.0040), ГХ-6 или другие приборы, предназначенные для определения содержания кислорода в требуемом интервале его концентраций.
Концентрация паров акролеина определяется токсикологической лабораторией порта или бассейновой санэпидстанцией по предварительной заявке судна.
98
Карта технологического режима морской РД 31.11.81.51 — 85 перевозки наливом кокосового масла Вводится впервые
и пальмового стеарина___
Утвержден Мииморфлотом 16.12.85 Срок введения в действие установлен с 06.12.85
Настоящая карта технологического режима (КТР) распространяется на перевозку кокосового масла и пальмового стеарина на танкерах Минморфлота.
КТР содержит транспортные характеристики п устанавливает условия безопасной и сохранной перевозки наливом указанных грузов.
На всех этапах транспортного процесса (налив — перевозка морем — слив — мойка танков) должны соблюдаться положения, устанавливаемые:
РД 31.11.81.35 — 81 «Правила морской перевозки пищевых грузов наливом на танкерах ММФ»;
РД 31.81.10 — 85 «Правила техники безопасности на судах морского флота» (раздел 9);
РТМ 31.2006 — 78 «Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров. Типовая технология, технические требования».
КТР содержит только положения, определяемые особенностями данных грузов и не предусмотренные перечисленными выше документами.
Информация о грузе приведена для каждого вида масла в отдельности, положения двух других разделов распространяются на все виды масел, кроме пунктов, где они указаны особо.
90
1. Информация о грузе |
Род информации |
Кокосопос масло |
П ал ьмонмЙ стсари 11 |
1.1. Общие снелепни |
1.1.1. Наименование на английском языке |
Coconut oil |
Palm stearin |
1.1.2. Синонимы |
— |
— |
1.1.3. Квалификация продукта |
Пишевой и технический |
Пишевой |
1.1.4. Химический состав или «1юрмула |
Сложные эфиры глицерина и жирный кислот |
1.1.5. Осношмя транспортная опасность |
Возможно выделение токсичных паров акролеина в танке при поло! репе груза в процессе перевозки |
1.1.6. Дополнительная транспортная опасность |
Возможно уменьшение содержания КПСЛО|ЮЛЛ в атмосфере закрытого тайка из-за окисления груза |
1.1.7. Органолептические показатели: прозрачность
II UBCT |
Застывшее — непрозрачно, белого или желтоватого цвета; расплавленное — прозрачное, желтоватого опенка |
Застывший — непрозрачный, белого цвета; расплавленный — П|юзрачный. желтого оттенка |
запах и пкус |
Нерафинированное — имеет специфический запах и пкус; рафинированное — без запаха, имеет пкус обезличенного масла |
Без запаха, имеет вкус обезличенного масла |
1.2. Физико-химические спойстпа |
1.2.1. Плотность, кг/м' |
9I0-92S (30*С) 901-912 (45*С) |
895-901 (50*С) 880-885 (70*С) |
1.2.2. Вязкость динамическая, Па-С |
0,0373 (30*С) 0,0211 (45*С) |
0,0269 (50*С) 0,0148 (70'С) |
L2.3. Температура кипения, *С |
— |
— |
1.2.4. Температура затвердевания, 'С |
14-25 |
38-42 |
1.2.5. Температура плавления, *С |
20-29 |
48-52 |
1.2.6. Теплоемкость удельная, кДж/кг • град |
1,905-1,910 (30‘С) |
1,922-1,928(50*0 |
1.2.7. Коэффициент объемного расширения. 1/град |
0.00077 |
0,00069 |
|
91 |
1.2.8. Парциальное давление паров в воздухе при 20*С, Па |
— |
— |
1.2.9. Удельное объемное электрическое сопротивление Ом • м |
—■ |
— |
1.2.10. Растворимость |
Практически нерастворимы в морской и пресной воде, хорошо растворимы в органических растворителях (ацетоне, бензоле и др.), ограниченно — в спирте |
1.2.1 1. Взаимодействие с воздухом |
Окисляются кислородом воздуха |
1.2.12. Взаимодействие с морской и пресной водой |
Приводит к гидролизу с изменением качественных показателей груза |
1.2.13. Взаимодействие с материалами судовых конструкций |
Не вступают в химическую реакцию с материалами корпуса и грузовых систем; окислы железа (ржавчина), некоторые цветные металлы (медь, свинец) и их сплапы являются катализаторами, ускоряющими окисление груза |
1.2.14.
Тс рмочувстпите л ьностъ |
При нагреве ускоряются процессы окисления масла, возможно выделение токсичных паров акролеина |
1.2.15.
Спсточувсттп 1 тел ьность |
Воздействие солнечного света ускоряет окисление груза |
1.2.16. Совместимость |
Допускается перевозка с другими сортами твердых растительный масел, а также жидкими пищевыми маслами при разделении их пустыми танками |
1.2.17. Массовая доля плат, не более, % |
Рафинированное - 0,15; нс рафинированное - 0,20 |
0,5 |
1.2.18. Кислотное число, мг КОН, нс более |
Рафинированное - 0,5; нерафинированное - 0,8 |
0,7 |
1.2.19. Йодное число, г J/100 г, нс менее |
12 |
12 |
1.3. Пожароопасность |
1.3.1 Пожароопасность по ГОСТ 12.1.004-84 |
Горючие жидкости |
1.3.2. Категория опасности по Правилам Регистра СССР |
— |
— |
|
92 |
1.3.3. Температура попытки *С. нс менее |
215 |
240 |
1.3.4. Температура самовоспламенения, *С |
350 |
390-405 |
1.3.5. Концентрационные пределы взрываемости паров в об. % |
— |
— |
1.3.6 Температурные пределы взрываемости паров, *С |
— |
— |
1.3.7. Образование токсичных продуктов при сгорании |
СО при недостатке кислорода |
1.3.8. Рекомендуемые средства пожаротушения |
Распыленная иода, воздушно-механическая мена средней кратности на основе пенообразователей ПО-1 по ГОСТ 6948-81 и ПО-1C но ТУ 38-40726-72 |
1.4. Токсичность |
1.4.1. Общая
характеристика
ТОКСИЧНОСТИ |
Продукты не токсичны |
1 4.2. Класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76 |
— |
— |
1.4.3. ПДК паров в воздухе, мгДг |
— |
— |
1.4.4. Поражающее действие паров |
Не оказывают |
1.4.5. Поражающее действие жидкости |
Не оказывают |
1.4.6. Категория загрязнения для эксплуатационного сброса по МАРПОЛ-73/78 |
В соответствии с Приложением II (дополнение И) относятся к категории D загрязнение для эксплуатационных сбросов |
1.4.7. Условия сброса остатков груза либо балластных вод |
Сброс производится в соответствии с Правилами ограничения загрязнения вредными жидкими веществами (Приложение 11 к МАРПОЛ-73/78). |
|
93 |
2. Условия перевозки
2.1. Требования к грузовым танкам.
2.1.1. Поверхность танков должна иметь защитное антикоррозионное покрытие, разрешенное к контакту с перевозимым маслом. Допускается перевозка в танках без покрытии при условии полного удаления слоистой и осыпающейся ржавчины с их поверхности.
2.2. Требования к грузовым системам и устройствам.
2.2.1. Грузовые, зачистные трубопроводы и их арматура должны обеспечивать требуемые режимы налива и слива груза.
2.2.2. Система обогрева груза должна обеспечивать его подогрев до требуемой температуры при давлении греющего пара нс более 0,15 МПа.
2.3. Перевозка в инертной среде: нс требуется.
2.4. Ингибирование: не требуется.
2.5. Перевозка под избыточным давлением: не требуется.
2.6. Температура груза: на всех этапах перевозки определяется инструкцией грузоотправителя. При ее отсутствии следует руководствоваться величинами, указанными ниже.
2.6.1. При наливе: для кокосового масла 40 — 42*С, для пальмового стеарина 60 — 62’С.
2.6.2. На переходе морем: на 5’С выше температуры застывания, указанной грузоотправителем в сертификате качества, или максимальной, указанной в п. 1.2.4.
Момент начала разогрева груза до температур, указанных в п.
2.6.3, должен рассчитываться на основе подтвержденного грузополучателем времени начала слива.
При температурах забортной воды и воздуха ниже 10’С температура груза должна быть доведена до максимально допустимой.
Скорость подогрева не должна превышать 5’С в сутки, а давление греющего пара в змеевиках подогрева — 0,15 МПа.
2.6.3. При сливе: для кокосового масла 40 — 45’С, для пальмового стеарина 55 — 70’С.
2.7. Способ налива.
1 2.7.1. При согласии грузоотправителя рекомендуется налив через горловины танков («через верх») во избежание застывания груза в необогреваемых участках грузовых трубопроводов.
2.7.2. При отсутствии согласия налив осуществляется по грузовому трубопроводу. В этом случае после окончания налива груз должен быть удален из участков трубопроводов, находящихся вне грузовых танков.
94
ЧАСТЬ I
2.8. Скорость налива/слива: пожароопасными свойствами груза нс ограничивается; определяется технологическими картами налива/слива, утвержденными капитаном, с учетом использования минимально возможного количества участков грузовой системы.
2.9. Меры при разливе груза: аналогичны мерам при разливе нефтепродуктов.
2.10. Дополнительные требовании.
2.10.1. При наливе рекомендуется заполнять танки до максимально возможного уровня с учетом пустот на расширение груза.
2.10.2. 'Для замедления процессов окисления и гидролиза масел следует;
• перед наливом проверить плотность закрытия клапанов газоотводной системы (при необходимости восстановить);
• установить газоотводные клапаны в автоматический режим работы;
• нс открывать без крайней необходимости крышки расширителей, смотровых и моечных лючков;
• при отсутствии дистанционных устройств замер уровня и температуры груза производить через замерные трубки.
2.10.3. При вынужденной остановке слива груза во избежание его застывания в трубопроводах, находящихся вне груза, необходимо принимать меры в зависимости от конструкции грузовой системы: рециркуляция груза п ближайший к выходным фланцам танк, продувка груза воздухом обратно в танк, перекачка груза в другие танки и т. п.
2.11. Подготовка грузовых танков к наливу.
2.11.1. Химические средства для химико-механизированной мойки грузовых танков под масла, используемые для пищевых целей, должны быть разрешены Минздравом СССР. Рекомендуемое средство — ВМС-1 (см. РД 31.11.81.46 — 84 «инструкция по технологии мойки танков после перевозки этилированных бензинов»).
2.11.2. После мойки с использованием химпрспаратов грузовые танки должны быть промыты забортной водой и, по требованию грузоотправителя, пресной водой.
2.12. Мойка грузовых танков из-под остатков груза.
2.12.1. Производится по требованию грузополучателя после слива груза последующей сдачей отмытых остатков груза в смеси с водой (смывок) в соответствии с технологическим графиком, утвержденным капитаном.
95
2.12.2. На танкерах, имеющих утвержденные пароходством инструкции по мойке грузовых танков из-под остатков растительных масел, технологические графики мойки составляются на их основе.
2.12.3. При отсутствии инструкции следует выполнять следующие рекомендации:
• мойку производить при стоянке судна в порту по замкнутому циклу;
• для мойки использовать забортную воду с температурой
• 60 — 65вС для кокосового масла и 80 — 85*С для пальмового стеарина;
• время мойки одного танка не менее 4 ч для грузовых танков объемом до 1500 м3 к не менее 8 ч для танков объемом до 6000 м3;
• время уточняется по результатам мойки первого танка;
• время отстоя эмульсии груза с водой согласовывается с гру зо п ол учате л е м;
• для контроля толщины слоя отстоявшегося масла рекомендуется использовать прибор для определения границы раздела сред «нефтепродукты — вода»;
• температура у поверхности эмульсии в отстойном танке во время отстоя должна поддерживаться не ниже 40’С для кокосового масла и 60’С для пальмового стеарина;
• отстоявшаяся промывочная вода с малым содержанием масла и нижняя часть эмульсии с большим содержанием воды сбрасываются в один из пустых танков, отмытые остатки груза с малым содержанием воды сдаются на берег;
• минимальное содержание масла в отмытых остатках регламентируется грузополучателем;
• сброс отстоявшейся промывочной воды производится в соответствии с п. 1.4.7.
3. Требования безопасности
3.1. На всех этапах транспортного процесса (мойка грузовых танков под груз — налив — переход морем — слив — мойка грузовых танков от остатков груза), кроме требований, устанавливаемых документами, перечисленными в вводной части КТР, должны строго соблюдаться следующие дополнительные требования безопасности.
96
3.1.1. До начала налива экипаж должен быть ознакомлен е вредным воздействием паров акролеина на организм, симптомами поражения, мерами безопасности и доврачебной помощи.
3.1.2. 13о время налива и замера температуры груза в рейсе следует занять такое положение относительно открытых люков и горловин, чтобы запах акролеина не ощущался.
3.1.3. Люки и горловины, не используемые для налива, должны быть закрыты.
3.1.4. Перед спуском в грузовой танк после его вентиляции необходимо провести анализ атмосферы танка на содержание кислорода и паров акролеина.
Пробы для анализа отбираются на двух уровнях по высоте
танка: 0,3 м от палубы п 0,3 м от днища.
Концентрация кислорода должна быть нс менее 20% объемных, паров акролеина — нс более 0.2 мг/м3.
3.1.5. При невозможности контроля атмосферы спуск в грузовые танки допускается только п СИЗОД, указанных в п. 3.3.
3.2. Средства индивидуальной защиты (СИЗ)
При работе экипажа в грузовых танках после слива груза должна быть в наличии следующая одежда из расчета обеспечения всех лиц, занятых на этих работах:
• костюм мужской для защиты от нефти и нефтепродуктов — по ГОСТ 12.4.111 - 82;
• сапоги резиновые, защищающие от нефти, нефтепродуктов н жиров, — по ГОСТ 12265 — 78;
• рукавицы маслобеизостойкис типа ОФ — по ГОСТ 12.4.010 - 75;
• пояс предохранительный — по ГОСТ 5718 — 77.
• Работы в танках при наличии и них остатков груза должны производиться в чистой спецодежде. Перед спуском в танк обувь стерилизуется 0,1%-ным раствором серной кислоты.
3.3. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД)
При работе в грузовых танках используются:
• шланговые противогазы марки ПШ-2-57 с механической подачей воздуха по ТУ 6.16.2054 — 76;
• дыхательные аппараты марки ЛСВ-2 по ТУ 12.24.7 — 74.
Применение АСВ-2 допускается при кратковременном пребывании в танке, не связанном с выполнением физической работы.
3.4. Средства контроля концентрации кислорода» паров акролеина.
97