МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО, ДОРСКНОГО И КОММУНАЛЬНОГО
МАШИНОСТРОЕНИЯ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО И ДОРСКНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
РУКОВОДЯЩИЙ НОРМА' >АНЫ БАШ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕТАЛЛОКШСТРУК
УТВЕРЖДЕН : Генеральным директором НПО ВНИИстройдормаш
Э.Н. Кузиным 15.12.1981 г.
ИСПОЛНИТЕЛИ : П.В. Панкрашкин, Р.Г. Прикащиков, Л.А. Невзоров Е.М. Концевой, Г.Н. Пазельский, Е.В. Москвяк
СОГЛАСОВАН : Госстроем СССР П.И. Моисеев
Госгортехнадзором СССР, К.К. Есипов
московское НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ И ДОРОЖНОМУ МА1ШНОСТРОЕНИЮ ВНИИСТРОЙДОРА^Ш
п одиисано к печати 18.03в82 г„ заказ 100, тираж 963 экз*
?Д %г82=а
2.1.4. Повреждения в виде погнутостей возникают вследствин неправильного ведения монтажных работ,складирования и хранения, различных ударов, в результате перегрузки. Особенно опасными являются погнутости сжатых элементов.
В конструкциях башен,стрел при ремонтах может быть нарушена
пентровка раскосов ( черт. 6), когда оси раскосов л пояса в узле пересекаются не в одной точке, а со смешением О. . Указанны» япвре*»
денжя создают дополнительные нагрузки, напряжения. Распентровка
не должна превышать ± 5 мм.
2.1.5. В металлоконструкпиях более всего подвержены коррозии те элементы, в которых задерживается влага, скапливается грязь, в местах слабо вентилируемых. Возможными местами появления коррозии являются:
а) замкнутые пространства ( коробки) ходовых рам,кольпевых балок, пояса порталов;
б) опорные узлы башен,стрел;
в) зазоры и вели,образующиеся вследствие неплотного прилегания сопрягаемых элементов;
г) соединения, выполненные прерывистыми швами.
Коррозия уменьшает площадь сечения металла, в следствие
чего увеличиваются напряжения в элементах
Сто. 10 РД 22 - 82-81
2.1.6. Попадание влаги в полости элементов «например, кольцевых балок ходовых рам и поворотных платформ, поясов порталов,
(Замен и стрел вызывает в зимний период ее замерзания. В результате
происходит разрушение элементов в виде вздутия и разрывов стенок.
3. СОСТАВ ОБСЛЕДОВАНИЙ.
3.1. В соответствии с Правилами Госгортехнадзора (ст. 278) при техническом освидетельствовании крана и эксплуатапи онной документацией при техническом обслуживании и ремонте
осмотру должны подвергаться элементы металлоконструкпий и их соединения. Для облегчения обнаружения повреждений в табл. 2 указаны
места к возможного появления.
3.2• Допуски на величину повреждений,указанные в табл. 2,
распространяются как на конструкции узлов «приведенных в таблипе, так и на аналогичные им.
3.3. Состав работ по обследованию металлоконструкций при
техническом освидетельство£«знии и техническом обслуживании и ремонте устанавливается по табл. 3.
Необходимость проведения работ по определению величин отклонений элементов конструкции от прямолинейности й перпендикулярности ( п.п. 6.10; 7.6-7.9; 9.1. табл. 2-3) устанавливается предварительной визуальной оценкой в процессе технического обслуживания и ремонта или технического освидетельствования.
3.3.1. При ежесменном обслуживании допускается за одно обслуживание осматривать не все узлы, указанные в строке ВО табл. 3. При этом обследования должны быть построены таким образом, чтобы каждый узел из строки ЕО табл. 3 был осмотрен не менее трех раз за период между плановыми техническими об-служиваниями ТО-1.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ КРАНОВ,
АЕТСДЫ ИХ КОНТРОЛЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ.
Таблица 2 |
Сборочная единица^ Неисправность, вид повреждения.дефект |
; Me тод кон-троля при : техобслуживаниях :и ремонте
•
• |
:Технические треб о- }Рекомевда- |
.узел (элешнт
крана) |
швдузежзле-;: иписание i : мен* узла) :(признаки);
; ;
• *
!_•_!___- - - --_ |
вания Допуски на вели-:чины по-врежде-:ний.мм |
шш по уст-■Условия гранению возможности даль- : нейпей эксплуатации: |
I |
2:3; 4 : 5 |
; 6 : |
7 : 8 |
Т Основание приставного крана |
Болтовое сое- 1.1.0слабле- __
■динение бал- нйе затяжки /иг ни с фунда- гаек анкер- /С '>7 ментом ных и сты- /г/^s ковых бол- - ~~ рг Г гг 1 тов 1—
1
1
J-
\ |
—. Проверка
гаечным wv или дина-^.ометри-уи \ 1 ческим Jljlj / кпючем
после сня-тгС/ У Тия контр-з гаек. ,
При Т0(по J nU,I.5) |
Момент затяжки М в соответствии с эксплуатационной документацией
1
1
S
1
11 ■■ ....... I |
При М за- Подтяжка тяжки менее ука-занного-не допускается |
|
Т/аещана |
Не допус- Ремонт кается !
Узуальный осмотр (по ■ц.4.1.1.)
При ЕО.
1*2 .-Трещины в сварном стыковом шве сланца с поясом бапни
2_
Рама балансира 3-х колесной ходовой тележки
3
2.18Трвщина рамы в зоне изменения Нысоты сечения
5
Визуальный осмотр(по п.4.1.1.).
При ЕО.
7__8_
Не долу с- Ремонт кается
| Трубчатый I шкворень 1 2нс колес-
2.2. Трещина у отвер-
СТБИЯ ОСИ
Визуальный осмотр изнутри отверстия при СРЯТОЙ оси (по приложению т»капиллярны! метод)
Не допус- Замена кается шкворня
тб-гэ-ггта
Продолкениб табл.2 |
|
Стр,_ 14 РД 22-82=31 |
З.ХОДО-1 Флюгер вал
рама 1
3.1, ТреЩИНЫ в сЕарных шва:: -соединения нижнего пояса со стенкой;
-в мес ах окончания накладки;
-в вертикальной стенке; -соединение ребра с нижним поясом.
Визуальный осмотр (по
П.4.П1.).
При Ей,
3,2. Трещину втулки под ось крепления к раме_.
Визуальный осмотр при снятом Флюгере (по приложению 1Ь При Т.
З.Х од о- 'кольцевая вая рама рама (балка)
3.3. Трециян в сварных швах:
-соединение вертикальных листов по. ушинк с нижним листом и стенкой кольцевой балки;
-соединение вертикальных листов проушины с верхним листом;
-соединение го-онз октальной накладки с нижним листом проушины у основания;
-стыковые соединения нижних листов рамы (см.вид А)
Трещины в основном металле у основания нижньй проушины.
е.
3.4.Выработка отверстий проушин под ось крепления флюгера
штангенциркулем при снятой оси (по п.
дс(,>2 Не допуска- Ремонт е.тся
3.5. Трещина в оси соединения с флюгером
Визуальный осмотр без разборки. При ЕО
Ультразвуковая дефектоско
пия.
(см.прйло-жение I)
При необходимости
Не доцус- Замена кается оси
4.0порйо-поворотное устройство (ОПУ)
Болты 4.1. Вывинчивание (возможность д ходо- вращения от вой(коль- гаечного ! певой) раме и по воротной' платформе (ого-
4.2.Ослабление за-ловку баш- тяжки ни) | |
сл
• |
6. |
7 |
СО
•
1 |
Проверка
гаечным
ключом
(см.п.
4.1.4)
При ТО |
- |
йе допускается |
Подтяж
ка |
Проверка динамометрическим ключем-(по п.4.1.'
При Т |
Момент затяжки М-в COOT ветствии Ос эксш а та шони документ пией |
При М затяжки ме-*-нее указанного СУ- не [ОЙ доцус-•а- кается |
Подтяж
ка |
5»?S5E5a 1 Бол.. 2-
гаечным ■болтов ключей или молотком (по п.4.1.4)
При ЕО. |
_ Не доцус- Замена кается и контроль по п.
4.1.4 |
|
Сто. 18 ЕД 22-82-81 |
РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
РД 22-82-81 Введен впервые
КРАНЫ БАШЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ
Срок введения установлен с июля 1983 г.
Настоящие методические указания распространяются на металлоконструкции передвижных и приставных грузоподъемных кранов серии КБ, устанавливают методы и объем их обследования при техническом освидетельствовании, техническом обслуживании и ремонте.
5.Поворотная платформа (пово'
РОТНЫЙ ОГО'
ловок кранов с непо-воротной башней)
Основа- 5 Л. Трещины ние в сварном
шве соединв' ния проушин крепления проти&овес-ной консоли и проушин крепления !стрелы с iкольцевой
кранов с не-
повсротной
башней
i
1 |
5.2.Трещины в сварном |
;шве соедине- |
|
ния балки противовесной консоли с кольцевой балкой: |
Двуно- |
5.3.Трещины |
гая
стой- |
в сварном шве соедине- |
ка |
ния элемен- |
(шпрен- |
тов двуногой |
гельная
балка) |
(шпренгель-ной)стойки |
|
(фермы) к |
|
основанию. |
5. |
6. 1 |
7. |
8. |
Визуальный осмотр (по п. 4.1.I) При ТО |
|
Не допускается |
Ремонт |
Визуальный осмотр (по п. 4.1.I.) При ЕО |
|
Не допускается |
Ремонт при бли жайшем ТО |
узуальный осмотр (по п. 4.1.I) ;При ТО |
|
Не допускается |
Ремонт |
|
РД 22-82-81 стр. 19 |
gnu .3 рД-22-fiarai
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
I.I. Настоящие методические указания разработаны с целью конкретизации состава работ по выявлению повреждений металлоконструкций при:
- техническом освидетельствовании крана в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (в дальнейшем - Правил Госгортехнадзора);
- плановых технических обслуживаниях и ремонтах кранов, приведенных в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" и "Указаниях по текущему ремонту" (в дальнейшем - эксплуатационная документация).
Методические указания могут быть также использованы при проведении внеплановых осмотров крана.
Требования, приведенные в методических указаниях, могут быть иопользованы в эксплуатационной документации на кран.
1.2. В настоящих указаниях под нижеследующими терминами н сокращенными названиями понимается:
металлоконструкция - несущие элементы металлических конструкций (башня, стрела, поворотная платформа, ходовая рама, рама ходовых тележек и т.п.) без электрооборудования, канатных блоков и их осей, приборов безопасности, балласта и противовеса, опорно-поворотного устройства, механизмов;
ЕО - ежесменное техническое обслуживание;
ТО-1 и ТО-2 - первое и второе плановые технические обслуживания, выполняемые через определенное время наработки и различающиеся
между собой периодичностью и составом работ;
Т - текущий ремонт;
,РД £2-93-91 „ g.TPiS,
1.3. Устанавливается следущая периодичность обследований: -обследование,входящее в состав осмотра по Правилам Госгортехнадзора при частичном или полном техническом освидетельствовании крана;
- после каждого монтажа крана на новом месте (независимо от того был ли кран до этого в эксплуатации,вновь изготовлен, или отремонтирован );
- обследование при проведении плановых технических обслуживание и ремонтов,периодичность которнх указана в эксплуатационной документации на кран. При отсутствии таких указаний в эксплуатационных документах,периодичность принимается по " Рекомендациям по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин”
ВДИИОМТП, БНИИстройдормаш.М. Стройиздат,1978 ( в дальнейшем
-"Рекомендации ТО и Р ") или по ведомственным нормам.
I.3.I. Учитывая, что в различных нормативных документах принимаются разные системы учета времени работы крана,для удобства составления планов технического обслуживания рекомендуется пользоваться таблицей периодичности технического обслуживания и ремонта кранов в машинном и нарядном времени по табл.1.
Под нарядным временем работы крана подразумевается время
работы, учитываемое сменным рапортом.
Под машинным временем - время, когда на кране работает хотя бы один механизм.
Сто. 4 РД 22 -82-81
Таблица I
Периодичность технического обслуживания ■ ремонта кранов,виражеиная в мавннном и нарядном временя.
Вид технического обслуживания или ремонта |
Машинное время, ч) *> |
Нарядное время,ч |
ТО-1 |
200 |
320 |
ТО-2 |
600 |
970 |
Т |
1200 |
1940 |
|
х) По "Рекомендациям ТО и Р". |
1.4. Обследование при полном техническом освидетельствовании после монтажа врана должно проводиться под руководством
липа, ответственного за содержание грузоподъемной машины (крана) в исправном состоянии.
1.5. Обследование при ЕО-проводится машинистом, при всех остальных плановых технических обслуживаниях и ремонтах-брига-дой,состав которой установлен "Рекомендациями ТО и Р ".
РД 22-82-81 стр. 5
1.6. Результаты обследований заносятся:
- при техническом освидетельствовании - в паспорт крана;
- по ежесменным обслуживаниям (ЕО)- в крановый журнал;
- по ТО-1,ТО-2 и Т - в журнал учета технических обслуживании и крановый журнал.
1.7. В случае обнаружения при обследовании повреждений, которые могут быть и на других аналогичных кранах,эксплуатирующая орга-низапия должна известить о повреждении завод-изготовитель ( в соответствии со ст.ст. 37,38 Правил Госгортехнадзора).
2. ВИДЫ ВОЗМОЖНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ.
2.1. Для металлоконструкций башенных кранов наиболее характерны следующие повреждения,возникающие в пропессе эксплуатации:
а) Ослабление болтовых соединений;
б) Образование усталостных трещин в элементах и их соединениях;
в) Выработка(износ)шарнирных соединений;
г) Погнутости,отклонения положения узлов или самого узла от проектных размеров;
д) Разрушение элементов вследствие коррозии;
е) Разрушение (вздутие)элементов замкнутого сечения вследствие замерзания в них воды.
2.1.1. Надежная работа болтовых соединений (опорно-поворотного устройства- ОПУ,стыков секций башни,стрелы) обеспечивается предварительной затяжкой болтов определенным усилием. В пропессе эксплуатации возможно ослабление болтов из-за недостаточной их прочности, разрушения резьбы, неравномерной их затяж-
ки в соединении,В результате происходит раскрытие стыка, возможен обрыв самих болтов и их головок.
2.1.2. При обследовании конструкций следует учитывать, что усталостные трещины возникают у конпентратора местных напряжений.
Конпентратором считается всякое резкое изменение сечения элемента (черт. 1-6 ). Стрелками показаны места наиболее вероятного возникновения усталостных трещин. К типичным конпентраторам относятся:
а) элементы с резким перепадом поперечных сечений (черт. I )
б) узлы прикрепления раскосов,стоек, диагоналей,связей и косынок к поясам ( черт. 2);
в) места окончания накладок.ребер (проушин)(черт.3) ;
г) отверстия: с необработанными кромками.прожженные,заваренные;
д) места пересечения сварных швов и их окончания, прерывистые швы ( черт. 4);
е) перепады в толщинах (высотах) стыкуемых листов (элементов) (черт.4);
ж) технологические дефекты сварных швов:подрезы,прожоги,перерывы в швах, не заваренные кратеры, резкие переходы от наплавленного металла к основному,чрезмерное усиление валика шва,не полн оме рн о сть шва (черт.5);
2.1.3. Выработка (износ) отверстий шарнирных соединений наблюдается в таких соединениях, как проушины телескопических подкосов башни,двуногой стойки ( шпренгельной фермы),проушины соединения флюгеров с ходовой рамой, отверстия в рамах ходовых тележек и шкворнях под ось их крепления. В результате выработки появляются чрезмерные зазоры в шарнирных соединениях, приводящие к повышенным динамическим нагрузкам и, как следствие, к увеличению напряжений в элементах крана.
Черт 3По А
А |
|
Пересечение ui$oBt нет Выреза S ребре |