Федеральное государственное унитарное предприятие «Специальное конструкторско-технологическое бюро башенного краностроения»
(ФГУП СКТБ БК)
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТА ПРОИЗВОДСТВА РЕМОНТНЫХ РАБОТ (ППРР)
*}С изменением №1 от 10 янв. 2002 г.
РД 22-28-34-95*
Москва
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.................................................
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.....................................................
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ ППРР..............................
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ППРР.................................
4.1. Вводная (общая) часть.........................................
4.2. Организационные мероприятия...............................
4.3. Меры безопасности...............................................
4.4. Подготовка к производству ремонта.........................
4.5. Порядок проведения (технология) ремонта...............
4 6 Оформление окончания работ ................................
4.7. Техническое освидетельствование ...........................
4.8. Приложения...........................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ППРР (пример)...................................................
2. Характеристики наиболее распространенных грузо-
подъемных машин..............................................
3. Информационные данные....................................
Изменение №1 внесено в текст
печением обогрева и вентиляции этого замкнутеге лртетта-тетва.
4.4.10. Необходимость обеспечения требований технологического процесса сварки с предварительным или сопутствующим нагревом ремонтируемых элементов, согласно РД 22-322-02. ШРР должны быть предусмотрены порядок этого нагрева и противопожарные мероприятия, а также методы предварительной очистки свариваемых элементов от загрязнений и коррозии.
4.4.11. Необходимость установки дополнительных опор и поддерживающих конструкций (домкратов, италь’-'^х ••деток, подставок) дня крана или его составных частей. В ППРР разрабатываются схемы установки и конструкции этих устройств, если последние не предусматриваются эксплуатационными документами (при наличии - дается ссылка на документ).
4.4.12. Необходимость соблюдения определенного порядка укладки подготовленных для замены (взамен выбракованных) составных частей. При этом следует размещать составные части на настилах, подставках, учитывающих массу и конфигурацию этих частей и исключающих самопооизвольное изменение их положения.
А
4.4.13. Порядок временного демонтажа и закрепления канатноблочных систем, кабелей и проводов на конструкциях крана.
4.4.14. Порядок сбора отходов от ремонта (от удаляемых дефектных сварных швов, огарков электродов, смазочных материалов и т.д.), а также методы их утилизации.
4.5. Порядок проведения (технология) ремонта.
Построение раздела определяется конструкторской и технологической документацией на ремонт, подготовленной разработчиком ППРР, и включает приведенные ниже требования.
4.5.1. При необходимости разработки конструхторзндй д-'?-;о,-з--тации (рабочей и ремонтной) за основу принимаются, кате правиле, рабочая конструкторская документация предприятия-изготовителя изделия и технические условия на ремонт (РД 22-322-02.).
При отсутствии рабочих чертежей препприяти^-изготовителя иеоб-ходимые размеры уточняются по месту.
Рабочие чертежи следует разрабатывать, руководствуясь стандартами ЕСКД, ремонтные - ГОСТ 2.604-68. При необходимости разработки карт на дефектацию и ремонт деталей следует использовать требования РД 22-322-02.
4.5.2. Технологические процессы на ремонт разрабатываются в соответствии с требованиями стандартов ЕСТД.
Оформление техпроцесса (порядка) ремонта в ППРР следует осуществлять, как правило, в виде текстового документа. Не исключается оформление в виде операционной или маршрутной технологии, а также порядка излагаемого на поле ремонтного чертежа.
Пример оформления техпроцесса в виде текстового документа представлен в приложении I в составе ППРР на кран-лесопогрузчик КБ-572А.
Особое внимание должно быть уделено режимам сварки, порядку наложения швов, (чтобы исключить перегрев, коробление и подводку конструкции) .
4.5.3. При составлении техпроцесса ремонта особое внимание следует уделить порядку и методам пооперационного контроля, так как ППРР составляется для ремонта крана в эксплуатационных условиях, при которых необходимо обеспечить не только строгое соблюдение технологии пе-монта, но и тщательный контроль.
4.6. Оформление окончания работ.
4.6. Завершение разработки ППРР, как правило, оформляется двух стооончим актом. В акте должно указываться, что разпаботчик передает
заказчику ППРР, включающий чертежи, конструкторскую к технологическую документацию, а также требования. по контролю сварных соединений .
4.6.2. По окончании ремонта крана или отдельных его составных частей, ремонт которых обусловлен договором между владельцем крана и производителем ремонта (подрядной специализированной организацией или предприятием), руководителем ремонта, как правило, составляется односторонний акт об окончании ремонта, который является первичным документом для записи представителем владельца в паспорте крана и подготовки приемо-сдаточного акта.
4.6.3. Разработчик ПЯРР может,по дополнительному требованию заказчика документации, подготовить проекты приемо-сдаточных и других организационных документов. Рекомендуемые йормы этих документов представлены в приложении I.
4.7. Техническое освидетельствование.
Раздел составляется по требованию заказчика и предусматривает проверку крана в сборе после проведения ремонта. Раздел должен включать нижеприведенные требования.
4.7.1. Техническое освидетельствование крана должно проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и Правилами по устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. По окончании всех ремонтных работ проводится полное техническое освидетельствование крана. В случае, если ремонт металлоконструкций в соответствии с ППРР, проводимый специализированной организацией,будет осуществляться одновременно с ремонтом механизмов, систем электро- или гидро-
„ пповодимым „
оборуцоваыиятхдругои организацией, полное техническое освидетельствование крана может проводиться одновременно с участием представителей всех организаций, проводивших ремонтные работы.
4.7.2. При техническом освидетельствовании крана, ремонт которого производился по результатам экспертного обследования, к проведению технического освидетельствования должен привлекаться представитель организации, проводившей обследование. Целью его участия является установление возможности дальнейшей оксплутации крана и определение срока повторного экспертного обследования.
4.7.3. При необходимости внесения дополнений в методику испытаний крана при приемке крана после ремонта, разработчик ППРР по указанию заказчика разработки, либо по своей инициативе, согласованно*
с заказчиком, должен предусмотреть в настоящем разделе ППРР эти дополнения.
4.Ь. Приложения.
4.8.1, В приложении к ППРР разработчику следует составить Перечень грузоподъемных средств, оборудования, инструмента и материалов, необходимых при выполнении ремонта.
4.8.2. К ППРР следует приложить разработанную конструкторскую и технологическую документацию, по усмотрению разработчика, которая будет являться неотъемлемой частью ППРР.
должен быть приложен список гри производстве ремонта.
конструкторское бюпо "KPABAiL"
ПРОЕКТ
производства ремонтных работ (Г1ЛРР)
Кран-лесопогрузчик КБ-572А {{Б-572Л .00.00.. ООО ШРР
сот СОВА НО Заказчик: АО "{{РАН"
утварадю
Исполнитель: Нач. :(Б "KPABAIL"
к - В знаменателе указана итерация страши; Приложения I, Приме!
Вводная часть .............
Организационные мероприятия
Меры безопасности ................................
Подготовка к производству ремонта ................
Порядок проведения (технология) ремонта ..........
Оформление окончания работ .......................
Техническое освидетельствование ..................
Приложения:
8.1. Документация на ремонт ......................
8.2. Акт экспертного обследования крана КБ-572Л
(в настоящем примере не представлен) ........
8.3. Перечень используемых нормативных документов
8.4. Приказ о проведении ремонта крана-лесопогрузчика КБ-572Л (пример) .......................
8.5. Перечень оборудования, инструментов, материалов .........................................
G.6. Акт завершения работы по разработке ППРР(пример) J..............................
8.7. Акт о проведении ремонта (пример'!............
8.8. Образец записи о ремонте в паспорте крана
(пример; .......... о..........
8.9. Приемо-сдаточный акт (пример) ...............
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Настоящий ПНРР предназначен для ремонта крана-лесопогрузчика КБ-572Л, заводской ххх, рег.М ххх, изготовленного в 1984 г. заводом "Коммунар". Кран введен в эксплуатацию 17.08.84 на складе лесоматериалов АО "Лесобиржа" Тверской области, пос.Лесной.
Максимальная масса поднимаемых грузов 9,5 т.
Кран используется в группе классификации (режим) - ЛЬ при 1,5 - сменной работе.
1.2. Ремонт должен производиться АО "Кран" по результатам Акта экспертного обследования крана КБ-572А от 20.12.00 и договора № 12/95 от 10.О1.0] между АО "Кран" и АО"Лесобиржа" для устранения неисправностей, отмеченных при обследовании в ведомости дефектов.
1.3. Согласно договору X ХХ/95 от 12.01.01 между А0"Кран" и КБ "Крабаш" ремонту подлежат следующие составные части металлоконструкций крана, отмеченные в ведомости дефектов.
-!-1-
u i i ^ i
Наименование j Нмд повреждения j п
составной части j ' |рис. (эскиза')
Стойка портала Деформация(выпучивание) листов метал- I
локонструкции стойки портала от замерзания” попавшей внутрь во.ды
Нижняя,перпенди- Деформация (изгиб) от механического 2
кулярная поясам, удара связь корневой секции стрелы
1.4. Согласно договору Л? ХХ/95 от 12.01.01 ремонт должен производиться на месте эксплуатации крана без его демонтажа,так
Руководящий документ
Краны грузоподъемные. Рекомендации г *
по составлению проекта производства РД 22-28-34-95
ремонтных работ (ППРР)_
Срок введения - О Г.08.95.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие Рекомендации распространяются на башенные и другие грузоподъемные краны и устанавливают требования к составлению проекта производства ремонтных работ (предусмотренному РД 22-322-02) по устранению дефектов несущих металлоконструкций с применением сварки на месте эксплуатации крана без полного его демонтажа.
Рекомендации разработаны с целью сказания помощи организациям (предприятиям), разрабатывающим ППРР для ремонта грузоподъемных кранов.
Рекомендации могут быть использованы при разработке ППРР и других узлов грузоподъемных и строительных машин при производстве различных видов ремонта.
При наличии типового ППРР на ремонт отдельных узлов, разработанного головной организацией, разработка ППРР для аналогичных уз-
другого .
лов конкретногсп'крана не требуется.
2. ОЕЦПЕ ПОЛОЖдаЯ
2.1. Цель пазработки ППРР - обеспечение восстановления работо-способности и ресурса металлоконструкций путем проведения качественного ремонта с соблюдением мер безопасности в процессе производства этих работ.
2<Л
как кран в процессе эксплуатации перебазировке не подлепит.
1.5. Содержание ремонта.
1.5Л. Ремонт деформированной нижней части стойки портала должен состоять в замене четырех листов конструкции коробчатого сечения на длине до 1,0м(см.прил.8.I.).
1.5.2. Ремонт деформированной нижней связи корневой секции стрелы должен состоять в замене этой связи (чертеж. - КБ-572А.04. 01.024 - прил .8.1).
1.5.3. Требования к разгрузке металлоконструкций должны быть
учтены в разделе 4.
1.6. Перечень исходных документов.
1.6.I. Акт экспертного обследования крана КБ-572А от 20.12.00 -
(прил.8.2).
1.6.2. Паспорт крана.
1.6.3. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
1.6.4. Рабочие чертежи крана-лесопогрузчика КБ-572А завода
"Коммунар”.
1.6.5. Технические условия на ремонт - РД 22-322-02.
1.6.6. Нормативные документы (прил.8.3).
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
2.1. ППРР разработан КБ "Крабатп", имеющим лицензию Госгортехнадзора России на право разработки проектной документации -’ХХ/И-ХХ/ХаХ от 26.02.99, по договору с АО "Кран" ^ XX/95 от 12.01.01.
2.2. Ремонт металлоконструкций крана должен выполняться АО "Кра-г" имеющим лицензию на проведение ремонтных работ за ХХ/Р-ХХ/ХХХ от 16.06.99.
2.2. Требования, приведенные в настоящем РД,не отменяют указа-ний по устранению возможных дефектов,записанных в эксплуатационной документации на кран и информационных письмах (при их наличии) пред-приятий-изготовителей, Госгортехнадзора и проектных организиций.
2.3. Ш!РР может разрабнтывв.т1 ся специализированной организацией (предприятием), weщей лицензию Госгортехнадзора России на право проектирований согласно РД 10-49-93.
2.4. Требования iKlPP должны соответствовать Правилам устройства ” безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-332-00) техническим условиям на ремонт грузоподъемных кранов (РД 22-322-02) и действующим нормативным документам.
2.5. ППРР составляется с учетом требований ГОСТ 2.105-95, стандартов ЕСКД, СНиП.
2.6. ППРР составляется, как правило, на ремонт составных частей конкретного грузоподъемного крана.
2.7. ППРР должен быть согласован разработчиком с его заказчиком (владельцом крана или производителем ремонта).
2.8. Для облегчения составления ППРР в приложении I приведен пример ППРР на кран-лесопогрузчик КБ-572А.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ ППРР
3.1. ППРР должен состоят! из разделов, излагаемых в следующей после дователь ностч:
- вводная (общая)часть;
- организационные мероприятия;
- меры безопасности;
- подготовка к производству ремонта;
- порядок проведения (технология') ремонта;
- оформление окончания работ;
- техническое освидетельствование;
- приложения.
3.2. 3 зависимости от объема выполняемых ремонтных работ ряд требований ПТ1ПР по решению разработчика может быть опущен, а, при необходимости, ПЛРР может быть и расширен за счет введения новых, специфичных для ремонта конкретного крана, разделов.
4. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ППРР
4.1. Вв одная (общая) часть.
4.1.1. Общие данные по крану.
В этом разделе следует указать:
- тип и марку крана;
- заводской и регистрационный номера крана;
- пре цприятие-изготовхтель;
- дату изготовления;
- место эксплуатации (реквизиты владельца);
- дату ввода в эксплуатацию;
- максимальную массу фактически поднимаемых грузов;
- группу классификации (режим) работы крана (сменность).
4.1.2. Наименование и дата документа, на основании которого должен производиться ремонт.
4.1.3. Перечень подлежащих ремонту составных частой крана с указанием дефектов.
4.J.4. Кратко? содержание сути ремонта составных
4.1.b. Перечснч исходных документов, нд основании которых составляется ППРР:
- окт экспертного обследозаг-шя крана специализированной орга-ьтзнци о: (или заявка вла"Д^на либо организации-производителя роман та);
- паспорт крана и другие эксплуатационные документы;
- рабочие чертежи (эскизы) в объеме, достаточном дл^ раялаботкн
ИТ-пр.
ал;] ЛПО /ОЛ \Т ’ * __
или j 11 ггэедпри^Т"
изготовителя по ГОСТ 2.602-95)
4.2. Организационные мероприятия.
В этом разделе, как плавило, следует указап:
4.2.1. наименование организации (предприятия) - лаз работника : 1ГТРР с указанием номера и дать: лицензии, выданной на право выполнения проектной докумзнтации по грузопадьемкым кранам.
4.2.2. Требование о наличии у специализированной организации или владелица крана, выполняющих ремонтные работы на кране, соответствующей лицензии , выданной органом Госгортехнадзора на праве право ценив ремонтных работ на грузоподъемных кранах.
4.2.'3. Требовн^но о том, чтобы состав ремонтной бригады был иаз пачек приказом по организации, выполняющей ремонт, с указаином в нем номеров удостоверений на поаво прое-з дения определенных видов робот.
В приказе должны бытг указаны: руковэдителт ремонта, ответствен ы,тй за колтрол] качества ремонтных работ, лицо, ответственное за с-'* людские мал безопасности, специалисты, ответственные за ремонт опле деленных составных частей крана (металлоконструкции, электрооборудования. лпиболы безопасности и до.).
бригады по безопасному проведению ремонтных работ.
4.2.Ь. В особых условиях отразит!- вопросы обеспечения ремонтной бригады помещениями, грузоподъемнымт' средствами, обору
дованием , материалами и т.ц., а также указать лиц ^ответственных за ото обеспечение.
цчлт-m облегчения выбора груз ^подъемных средств - лебедок, стоплевых самоходных кран он - г приложении 2 даются харак-
тепчстики наиболее 4.2.6. Требова
нировка, подъезди*».->
ря спрос трано иных груз оно прочных машин. ния г подготовке ремонтной зона, (очистка, плп-пути, энергоснабжение, освещение, предоставление
инвентарных настилов, лесов и т.п.).
4.2.7. Требования к прокладке и подключению (при необхош'чости'* д пр ~ лиу то яг ных силовых кабелей, техиологкчесх ого сжатого воздуха.
пара. Порядок подключения к коммуникациям.
4.2.6. Порядок доставки грузоподъемных средств, оборудования, инструмента, приспособлений, материалов з зону ремонта.
4.2. У. Перечень ограничений, если они имеются, и их реализацию при производстве ремонтных работ.
4.3. i.ienw безопасности.
15 паз пеле поив о л яте я основные требования, установленные пиару-
■с 4. ■ л. • О «
лаги и и нормами, а также нормативными документами, соблюдение которых обязателрно в конкретных условиях ремонта крана и, в частности пои -использовании сжиженных газов, газоштамокчой обработки металлов,
ч. 7 * 7
сварки и резки, при работе с электроустановками.
Дополнительные указания по соблюдению мор безопасности при ремонте конкретных составных частей следует уточнят! в соотвстствую-;пгх разделах ППРР.
о частности, следует привести дополнительнее угадп-7':- по устройству (укладе) настилов, ограждений, лост«иц
(сходней);
- по использованию мор личной защиты (пре д-охранитплкд|е пояса, каски, спецодежда, епегрбувь);
- по про лохра’-оонню от па до ни я удаляемых частей металло-
- П-? Г 3.6 О ТС В ТС! Г'7 У; Т\ГПА
»ТЬ'Л • ' гт ~ —
i • t. •
К: Л. ТУ TV' ;
•и ^ ^
— ПО ОТ-[т'СТтоЗ оу КГПГН'ТГ, т' ПСП УЗ НИ, ИЛЯ тлп ? гт о у’TDK % —
!Ч'юлромас лонных и загрязненных материалов.
В разделе также должны быт? даны запрещения на производст-вотех или иных работ в особых условиях .
е. *. Волг ■'■т-вка к •'роизводству ремонта.
J о том разделе укаЗ'-.нвоют на:
hno^xnn,i^ocTi из v чеки я всей исходно* 40 ку^';лмтацтги:
’'оплуатационных документ о в (ЗС,ТО,33,КЗ!); рабочих чертежей гли
оекмзов в объеме,необхадмом для ремонта'; технических условий на
гемоит.
■1.4.С. lie обходимост,' изучения исполнителями ремонта тр"б^-ва^ий разработанного ПОР?.
4.4.3. [подготовку грузоподъеыных средств, оборудования, приспособлений, инструмента, материалов (в тон числе заготовок или д -талой для замены дефектных). Сели iiTiPP предусмотрено изготовление н« с т ян да рт изо в анных средств технологического оснащения - в тексто
вой части 'lliPP слепуот обглтитт внимание на пазозботанную дпи-умеч—
птр-чо, кстогую нопбходтллт поместить в приложении к
4.-i.4. иб^зателткую разгну.зку ппцлзг.ащих ремонту или зач^с алиментов металлоконструкций от внешних воздействий (ветра, с’ьго-р-й наг-voKH и обледенения) и внутренних расчетных усилий в еллм«^н-
тах металлоконструкций, возникающих под действием суть: тряпстт* конструкции механизмов, противовеса и балласта, натяжения канатов у. тяг, а также от дополнительного навесного оборудования ’■ приспособлений, применяемых при ремонте (площадки, л юли к и, уко
сины , Опок:: и т.п. ).
Для раз гг узки ме т алл ок онс трукций в ;ШРР должны быть про дус-?■'ОТГОНЫ (т’ШО"ЬН ДЛИ ИмДИВКДуПЛЬНКе) приспособления, FT' установке которых "С'л:то, действующее в заменяет*.о:* пли ■оомочтиг.уе»"':/ элементе, зоспр*,Н!П'яот.ся указанными пркспесоблзчлям*'. Гг** этом следует, как nr-iruFo, чеппльзоратт для разгрузки массу собственных узлов крана, не допуская приварки разгружающих приспособлений к
конструкциям крана во избежагние ослабления элементов металлоконструкций или создания концентраторов напряже*гий в процессе ремонта. а также после удаления этих приспособлений.
:Зо -всех случаях разгрузка элементов должка подтверждаться расчетом .
вой и ходовых те дежек) при ре?* опте.
;(ран следует устанавливать на таком участке рельсового путч, при его наличии, к которому обеспечены свободные подъезды монтажно
го стрелового крона других груз олодъемнкх средств, пре дуем отпо иных
ipn^T J07 ОРТ-ГОН т / :.:т *1
Даются продложе^я по предотвращению самопрокзволт него ".змоие-имя положения коана (или его составных частей, например стропы) д.
процессе ремонта.
4.4.6. Нзобходгг.’ост! грезе до кия м онтажа-шзм онтаж.а узлов , а такт применяемые способы ктоплочия вспом'япатель*»нх устройств(лппек, настилов , ограждений и т.п.), обеспечивающих удобство у. безопасное?]
проведения ремонтах робот. Эти устройства должны надежно м ж°стя крепит!ся к конструкции крона, не допуская самопроизвольпых перг
10.
гцеииЯ m время нахождения на них ремонтников.
Для обеспечения надежного крепления вспомогательных устройств и приспособлений, а также упрощения выбора мест подвески такелажных средств и другого временного технологического грузоподъемного оборудования, на рис Л-3 показаны графики зависимости величины пасчетной нагпузки ( 2 1 на элемент крана от размера и длины наиболее употребляемых элементов крана (труб, швеллеров и уголков).
Нагрузка в пределах допустимой ($ ) обеспечивает использование элемента без его остаточной деформации.
Так иапоимер, при длине паскоса I =1,5 м, выполненного из трубы f) 102 мм, к середине раскоса допустимо приложение расчетной нагрузки & =12400Н=12,4 кН (1,24 тс).
Кривые построены применительно к элементам, имеющим минимальные толщины и прочность в пределах до 200-220 „1Па, чему соответствуют практически все стали, которые могут встретиться на кранах. Поэтому для практического применения достаточно знать длину и наружные размеры элемента (d ,К , С1 ). При необходимости прилагаемые нагрузки могут бытв увеличены, но это должно подтверждаться расчетом.
4.4.7. Целесообразность устройства навесов и ограждений над зоной ремонта и вокруг нее при ограниченных сроках ремонта и климатических условиях,не обеспечивающих ремонт в сухую погоду. ГЬн этом, как правило, требуется индивидуальная разработка таких устройств в составе ГЛРР (см.пример в приложении I).
4.4.8. Необходимость указания безопасных способов подъема и опускания оборудования и материалов, предусматриваемых ППРР, при подготовке и в процессе ремонта (канаты, лебедки и собственные механизмы крана).
4.4.9. lie обходим ость устройства ограждающих зону ремонта конструкций - "тепляков" при низких температурах (ниже минус 15°С) с сбое-