ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
УТВЕРЖДЕНО
приказом
Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 09 июля 2014 г. № 302
|
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
«СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИИ
ПО УЧЕТУ И
КОНТРОЛЮ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ
ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ»
(РБ-096-14)
Введено
в действие
с
09 июля 2014 г.
|
Москва
2014
Руководство по безопасности при использовании атомной
энергии «Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов в организации» (РБ-096-14) (далее -
Руководство) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21
ноября 1995 г. № 170-ФЗ
«Об использовании атомной энергии», в целях содействия соблюдению требований
федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные
правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в
организации» (НП-067-11),
утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 31 января 2012 г. № 67 (зарегистрированы Минюстом России 29
марта 2012 г., регистрационный № 23652, Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти, 2012, № 27).
Настоящее Руководство содержит рекомендации Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по процедуре
разработки, структуре и содержанию инструкции по учету и контролю радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов в организации.
Настоящее Руководство распространяется на деятельность по
учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов при
производстве, использовании, хранении, транспортировании радиоактивных веществ,
ядерных материалов (кроме ядерных материалов, учет которых производится
исключительно в системе государственного учета и контроля ядерных материалов),
образовании, переработке, кондиционировании, хранении, захоронении
радиоактивных отходов, включая хранение и переработку отработавшего ядерного
топлива, а также при выполнении работ и предоставлении услуг организациями.
Выпускается впервые1
__________
1Разработано коллективом авторов в составе: Н.П. Петровский,
М.Д. Гареев, Е.П. Субботин, Л.Н. Кушневский, Т.М. Аникина (ФБУ «НТЦ ЯРБ»),
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие
положения. 2
II. Общие
рекомендации по разработке инструкции по учету и контролю радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов в организации. 2
III.
Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организации. 3
Приложение
№ 1. 7. Журнал учета открытых радионуклидных источников. 8
|
I. Общие положения
1. Руководство по безопасности при использовании атомной
энергии «Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов в организации» (РБ-096-14) (далее - Руководство
по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от
21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной
энергии», в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-11),
утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 31 января 2012 г. № 67 (зарегистрированы Минюстом России 29
марта 2012 г., регистрационный № 23652, Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти, 2012, № 27).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит
рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору по процедуре разработки, структуре и содержанию инструкции по учету и
контролю радиоактивных веществ (далее - РВ) и радиоактивных отходов (далее -
РАО) в организации.
3. Действие настоящего Руководства по безопасности
распространяется на деятельность по учету и контролю РВ и РАО при производстве,
использовании, хранении, транспортировании РВ, ядерных материалов (далее - ЯМ)
(кроме ЯМ, учет которых производится исключительно в системе государственного
учета и контроля ядерных материалов), образовании, переработке,
кондиционировании, хранении, захоронении РАО, включая хранение и переработку
отработавшего ядерного топлива, а также при выполнении работ и предоставлении
услуг организациями.
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для
применения организациями, осуществляющими деятельность по обращению с РВ и РАО,
независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.
5. Требования федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных
способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по
безопасности при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения
безопасности.
6. Допускается в организации разрабатывать раздельные
инструкции по учету и контролю РВ и РАО в зависимости от структуры организации,
объема и характеристик РВ и РАО.
II. Общие рекомендации по разработке инструкции по
учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации
7. Разработку инструкции по учету и контролю РВ и РАО в
организации (далее - Инструкция) рекомендуется осуществлять централизованной
службе, на которую возложены функции по осуществлению учета и контроля РВ и
РАО, либо лицу, ответственному за учет и контроль РВ и РАО в организации на
основании организационно-распорядительного документа руководителя организации
или лица, им уполномоченного.
8. Рекомендуется делать объем Инструкции достаточным для
изложения требований и процедур по учету и контролю РВ и РАО. При наличии в
организации отдельных нормативных документов, регулирующих вопросы, подлежащие
включению в Инструкцию, допускается указание в Инструкции соответствующих
ссылок.
9. Текст Инструкции рекомендуется излагать четко и кратко по
разделам (внутри которых могут быть подразделы), состоящим из пунктов.
10. В Инструкции рекомендуется применять терминологию,
принятую в системе учета и контроля РВ и РАО. При применении иных терминов
рекомендуется приводить их определения или пояснения к ним в отдельном разделе.
11. Инструкция утверждается руководителем организации или
лицом, им уполномоченным. Инструкцию рекомендуется вводить в действие распорядительным
документом организации, в котором указывается срок введения Инструкции в
действие. Инструкция регистрируется в установленном в организации порядке.
12. Невыполнение требований Инструкции рассматривается как
нарушение требований по учету и контролю РВ и РАО с наложением соответствующих
санкций в установленном порядке.
13. Контроль выполнения требований Инструкции рекомендуется
возлагать на лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации, или
службу учета и контроля РВ и РАО.
14. Пересмотр Инструкции рекомендуется производить не реже
одного раза в 5 лет. Срок действия Инструкции указывается на ее титульном
листе.
15. Внеочередной пересмотр Инструкции рекомендуется
проводить в следующих случаях:
а) при пересмотре нормативных правовых актов и нормативных
документов, которые были использованы при её разработке;
б) при изменении порядка организации работ по учету и
контролю РВ и РАО, а также структуры персонала, занятого учетом и контролем РВ
и РАО;
в) в иных случаях по решению руководителя организации в
пределах его компетенции.
16. Ответственность за своевременные проверку и пересмотр
Инструкции рекомендуется возлагать на лицо, ответственное за учет и контроль РВ
и РАО в организации, или руководителя службы учета и контроля РВ и РАО. Сведения
об ответственном за своевременные проверку и пересмотр Инструкции рекомендуется
указать в разделе «Порядок организации работ по учету и контролю РВ и РАО»
Инструкции.
17. Пересмотр Инструкции осуществляется в установленном в
организации порядке. Внесение дополнений и/или изменений в Инструкцию,
продление срока действия Инструкции, введение новой Инструкции рекомендуется
оформлять распорядительным документом по организации. При введении в действие
новой Инструкции в общих положениях указываются сведения о ранее действовавшей
Инструкции.
III. Структура и содержание инструкции по учету и
контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации
18. В Инструкцию рекомендуется включать
следующие разделы:*
а) общие положения;
б) перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и
РАО;
в) порядок организации работ по учету и контролю РВ и РАО;
г) структура и состав персонала, осуществляющего учет и
контроль РВ и РАО в целом по организации и в подразделениях;
д) порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО в
организации;
е) применяемые методики и средства измерений и контроля
наличия РВ и РАО для учета и контроля;
ж) порядок применения пломбировочных устройств;
з) перечень и формы учетных и отчетных документов;
и) порядок административного контроля выполнения требований
к учету и контролю РВ и РАО;
к) порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и
РАО;
л) порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету
и контролю РВ и РАО;
м) порядок проведения инвентаризаций РВ и РАО;
н) процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО (для
производств).
__________
Пункты 18, 29 Основных
правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в
организации» (НП-067-11),
утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 31 января 2012 г. № 67.
19. При необходимости в состав Инструкции включаются и
другие разделы, помимо перечисленных в пункте 18
настоящего Руководства по безопасности в зависимости от структуры учета и
контроля РВ и РАО в организации.
20. В разделе «Общие положения» рекомендуется отразить
следующее:
а) область применения Инструкции;
б) перечень использованных при разработке Инструкции
действующих нормативных правовых актов, федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии и нормативной технической документации;
в) сведения о должностных лицах, на которых распространяются
требования Инструкции;
21. В разделе «Перечень подразделений, осуществляющих
обращение с РВ и РАО» рекомендуется отразить наименования подразделений
организации, осуществляющих обращение с РВ и РАО.
22. В разделе «Порядок организации работ по учету и контролю
РВ и РАО» рекомендуется отразить:
а) распределение ответственности и обязанностей за учет и
контроль РВ и РАО в организации;
б) перечень основных категорий РВ и РАО, подлежащих учету и
контролю в организации (закрытые радионуклидные источники (далее - ЗРИ);
изделия из обедненного урана; открытые радионуклидные источники (далее - ОРИ) в
виде отдельных изделий; ОРИ, кроме отдельных изделий; РАО в виде отработавших
ЗРИ; РАО, кроме РАО в виде отработавших ЗРИ; территории, загрязненные
радионуклидами);
в) процедуру установления категории ЗРИ в случае, если ее не
установил изготовитель;
г) порядок перевода ЗРИ в ОРИ и РВ в РАО;
д) порядок приемки и постановки на учет РВ и РАО при
передаче от других организаций и внутри организации между подразделениями,
порядок подготовки РВ и РАО к передаче в другие организации или в другое
подразделение, порядок их снятия с учета после передачи.
23. В разделе «Структура и состав персонала, осуществляющего
учет и контроль РВ и РАО в целом по организации и в подразделениях»
рекомендуется отразить:
а) состав службы учета и контроля РВ и РАО (при наличии
такой службы в организации);
б) основные обязанности руководителя и лиц, входящих в
состав службы учета и контроля РВ и РАО;
в) перечень должностей работников, ответственных за учет и контроль
в подразделениях;
г) основные обязанности работников, ответственных за учет и
контроль РВ и РАО в подразделениях.
24. В разделе «Порядок постановки на учет и снятия с учета
РВ и РАО в организации» рекомендуется отразить порядок постановки и снятия с
учета:
а) при завершении технологической операции, связанной с
расходованием РВ;
б) при истечении назначенного срока службы, срока
эксплуатации РВ;
в) при утрате РВ и/или РАО;
г) при технологических потерях РВ (для производств);
д) при снижении активностей РВ до значений ниже минимально
значимых;
е) при снижении удельной (объемной для газообразных РАО)
активности РАО до уровней, при которых они не относятся к РАО в соответствии с
критериями отнесения отходов к радиоактивным;
ж) при передаче РВ и/или РАО другой организации;
з) при получении РВ и/или РАО от другой организации;
и) при производстве РВ;
к) при образовании РАО;
л) при переводе РВ, РАО, ЯМ из одной категории в другую;
м) при обнаружении ранее неучтенных РВ и/или РАО;
н) при поступлении на склад готовой продукции (только для
РВ);
о) в иных установленных законодательством Российской
Федерации случаях.
25. В разделе «Применяемые методики и средства измерений и
контроля наличия РВ и РАО для учета и контроля» рекомендуется отразить общее
описание системы измерений и контроля качества РВ и РАО с учетом программы
измерений РВ и РАО и программы контроля качества измерений РВ и РАО.
26. В разделе «Порядок применения пломбировочных устройств»
рекомендуется отразить порядок организации применения пломбировочных устройств
в системе учета и контроля РВ и РАО, порядок документальной регистрации
обращения с пломбировочными устройствами, в том числе их установки, снятия,
уничтожения и проверки.
27. В разделе «Перечень и формы учетных и отчетных
документов» рекомендуется отразить:
а) перечень учетных документов, которые ведутся в
организации;
б) образцы учетных документов, которые ведутся в организации
и порядок их оформления (образцы журналов учета приведены в приложениях № 1 - 8
к настоящему Руководству по безопасности);
в) перечень и формы отчетных документов, порядок и сроки их
представления, установленные Государственной корпорацией по атомной энергии
«Росатом»;
г) порядок внесения изменений и исправлений в учетные и
отчетные документы;
д) сроки хранения учетных документов.
28. В разделе «Порядок административного контроля выполнения
требований по учету и контролю РВ и РАО» рекомендуется отразить:
а) перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять
административный контроль выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
б) порядок организации и осуществления административного
контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
в) перечень вопросов, подлежащих административному контролю выполнения
требований по учету и контролю РВ и РАО, в том числе порядок проведения:
контроля ведения учетной и
отчетной документации;
сверки (выборочной сверки) данных
учетных и отчетных документов;
проверки наличия методик и средств
измерений, применяемых для учета и контроля РВ и РАО;
проверки процедур и/или методик
оценки потерь РВ и РАО (для производств);
проверки контроля доступа к РВ и
РАО;
контроля расследования причин и
обстоятельств в случае утраты, хищения, несанкционированного использования, при
обнаружении недостачи (излишка) РВ и/или РАО, а также в случае расхождения
данных организации-отправителя и организации-получателя в системе
государственного учета и контроля РВ и РАО и принятию соответствующих мер;
г) порядок документального оформления результатов
административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО;
д) порядок устранения замечаний, выявленных в ходе
проведения административного контроля выполнения требований по учету и контролю
РВ и РАО;
е) ответственность за нарушение правил учета РВ и РАО.
29. В разделе «Порядок расследования
нарушений в учете и контроле РВ и РАО» рекомендуется отразить:
а) перечень обстоятельств, требующих расследования, в том
числе:
недостача или излишек РВ и/или
РАО;
несанкционированное использование
и/или незаконное перемещение РВ и/или РАО;
ошибки в учетных или отчетных
документах;
повреждения средств контроля
доступа к РВ и/или РАО;
несоответствие атрибутивных
признаков учетной единицы зарегистрированным данным;
нарушения порядка использования и
передачи РВ и РАО;
б) порядок действий работника, обнаружившего хотя бы одно из
вышеперечисленных обстоятельств;
в) порядок организации и проведения расследования нарушений
в учете и контроле РВ и РАО;
г) порядок действий, сроки передачи и содержание информации
при обнаружении недостачи (излишка) РВ и/или РАО, в том числе в случае
выявления недостачи (излишка) РВ и/или РАО при передачах и при проведении
инвентаризации.
30. В разделе «Порядок подготовки и допуска персонала к
работам по учету и контролю РВ и РАО» рекомендуется отразить:
а) перечень должностных лиц, осуществляющих учет и контроль
РВ и РАО в организации, которые должны получать разрешения на право ведения
работ в области использования атомной энергии при назначении на должности,
предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной
энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3
марта 1997 г. № 240;
б) организацию процесса обучения, периодического повышения
квалификации и проверки знаний должностных лиц и персонала, осуществляющего
учет и контроль РВ и РАО;
в) организацию переподготовки или повышения квалификации
должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в организации.
31. В разделе «Порядок проведения инвентаризации РВ и РАО»
рекомендуется отразить:
а) общие положения по проведению инвентаризации РВ и РАО, в
том числе:
виды инвентаризаций РВ и РАО;
периодичность проведения
инвентаризаций РВ и РАО;
случаи проведения внеочередной инвентаризации;
б) организацию проведения инвентаризации;
в) подготовку к проведению инвентаризации;
г) порядок проведения инвентаризации;
д) порядок оформления результатов инвентаризации.
32. В разделе «Процедуры оценки технологических потерь РВ и
РАО» рекомендуется отразить следующее:
а) места образования технологических потерь РВ и РАО;
б) общие принципы нормирования технологических потерь РВ и
РАО;
в) порядок оформления и состав обосновывающей документации
по технологическим потерям РВ и РАО;
г) методики измерений и расчетов для определения
технологических потерь РВ и РАО;
д) порядок списания технологических потерь РВ и РАО;
е) документальное оформление
технологических потерь РВ и РАО.
Приложение № 1
к руководству по
безопасности при использовании
атомной энергии
«Структура и содержание инструкции по учету
и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организации»,
утвержденному приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному
надзору
от 09 июля 2014 г. № 302
(рекомендуемый образец)