Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
РУКОВОДСТВА ПО
БЕЗОПАСНОСТИ
Утверждены
постановлением
Федеральной
службы
по
экологическому,
технологическому
и
атомному
надзору
от
29 декабря 2005 г.
№ 21
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ, ПОДГОТОВКЕ, ПОДДЕРЖАНИЮ
И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТОВ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО
ЦИКЛА
РБ-034-05
Введены в действие
с 1
февраля 2006 г.
Москва 2005
Руководство по безопасности содержит рекомендации по подбору, подготовке,
поддержанию и повышению квалификации оперативного персонала объектов ядерного
топливного цикла, формированию и поддержанию у него культуры безопасности, а
также к производственно-административным формам работы с оперативным
персоналом, направленные на обеспечение безопасности объектов ядерного
топливного цикла.
Выпускается впервые*.
*
Настоящий документ разработан в Научно-техническом центре по ядерной и
радиационной безопасности Калибердой И.В., Плехановым
В.Ш., Кулешовой Е.В.
При разработке документа рассмотрены и учтены замечания и
предложения специалистов Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору, ОАО «ТВЭЛ»,
ОАО«Машиностроительный
завод», ФГУП «ПО «Маяк», ФГУП
«ГХК», ФГУП «СХК».
Разработано на основании федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии с учетом рекомендаций МАГАТЭ и положений
международных стандартов ИСО.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения. 2
2. Подбор оперативного персонала. 2
3. Подготовка, поддержание и повышение квалификации
оперативного персонала. 2
4. Культура безопасности. 6
5.
Производственно-административные формы работы с оперативным персоналом.. 6
|
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ*
* В
Руководстве используются термины, принятые в федеральных нормах и правилах в области
использования атомной энергии.
1.1. Настоящее руководство по безопасности «Рекомендации по подбору,
подготовке, поддержанию и повышению квалификации оперативного персонала
объектов ядерного топливного цикла» (далее - Руководство) развивает требования
Общих положений обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ) и содержит рекомендации
по подбору, подготовке, поддержанию и повышению квалификации оперативного
персонала, формированию и поддержанию у него культуры безопасности, а также к
производственно-административным формам работы с оперативным персоналом,
направленные на обеспечение безопасности ОЯТЦ.
1.2. Руководство определяет приемлемый для федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование
безопасности при использовании атомной энергии, подход эксплуатирующей
организации к реализации требований ОПБ ОЯТЦ по подбору и подготовке персонала ОЯТЦ,
осуществляющего управление технологическим процессом, обращением с ядерными
материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, а также
оперативное обслуживание систем, важных для безопасности ОЯТЦ
(оперативный персонал), в целях предотвращения ошибочных действий персонала
и принятия им ошибочных решений.
1.3.
В случае, если применяются другие подходы, чем те,
которые определены в Руководстве, то эксплуатирующая организация должна
обосновать правильность сделанного выбора.
2. ПОДБОР ОПЕРАТИВНОГО
ПЕРСОНАЛА
2.1.
На ОЯТЦ следует разработать и утвердить список
профессий и должностей оперативного персонала. Подбор оперативного персонала
следует проводить на основании этого списка и анализа:
1)
проекта ОЯТЦ;
2)
технологий, применяемых на ОЯТЦ, планируемых
изменений в технологических процессах и оборудовании;
3)
объемов выполняемых и планируемых к выполнению работ;
4)
фактической и необходимой численности оперативного персонала и его
квалификации;
5)
должностных инструкций оперативного персонала;
6)
результатов оценки квалификации имеющегося оперативного персонала;
7)
квалификационных испытаний, результатов аттестации оперативного персонала.
2.2.
Подбор оперативного персонала следует осуществлять из числа лиц,
удовлетворяющих квалификационным требованиям, характеристикам, установленным для
данной должности, не имеющих медицинских и психофизиологических
противопоказаний для работы.
3. ПОДГОТОВКА,
ПОДДЕРЖАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО ПЕРСОНАЛА
3.1.
Подготовку оперативного персонала следует проводить в объеме квалификационных требований
по конкретным должностям и профессиям по отобранным для обучения темам, включающим в том числе изучение принципов культуры
безопасности, ознакомление с распорядительными документами по вопросам
аварийности, травматизма, нарушения требований правил охраны труда, а также
проведение противоаварийных, противопожарных тренировок и тренировок по
действиям в чрезвычайных ситуациях.
Для каждого вновь принимаемого на работу или готовящегося на новую
должность работника следует назначать лицо, ответственное за его подготовку.
3.2. Поддержание и повышение квалификации оперативного персонала следует
проводить с установленной периодичностью с целью обновления теоретических
знаний, поддержания практических навыков работы и изучения изменений, внесенных
в нормативные, регламентирующие, другие технические документы, а также в
обслуживаемые системы и оборудование.
Квалификацию оперативного персонала следует поддерживать и
повышать с учетом требований к знаниям, навыкам и умениям, определяемых
должностной инструкцией работника и характером выполняемой им работы в ходе:
1)
технической учебы по месту основной деятельности;
2)
обучения, в том числе с отрывом от производства, в учебных центрах, на курсах,
в процессе стажировки;
3)
проведения противоаварийных тренировок с целью проверки способности и
приобретения навыков быстро и правильно ориентироваться при ликвидации
аварийных ситуаций;
4)
регулярного ознакомления с технической литературой.
3.3.
При подготовке, поддержании и повышении квалификации работников из числа
оперативного персонала следует предусматривать:
1)
вводный инструктаж (при приеме на работу);
2)
первичный инструктаж на рабочем месте (при необходимости);
3) повторный, внеплановый, целевой инструктажи (при
необходимости);
4)
разработку, согласование и утверждение индивидуальной программы подготовки;
5)
теоретическую подготовку;
6)
практическую подготовку с использованием технических средств обучения (при
необходимости);
7) проверку
знаний;
8)
стажировку на рабочем месте (при необходимости);
9)
дублирование на рабочем месте (при необходимости);
10)
допуск к самостоятельной работе;
11)
получение разрешений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии
(при необходимости).
3.4.
Инструктажи следует проводить с целью доведения до оперативного персонала
основных требований безопасного ведения работ, эксплуатации оборудования,
соблюдения правил охраны труда, ядерной, радиационной, промышленной и пожарной
безопасности.
3.4.1.
Вводный инструктаж следует проводить с разъяснением основных видов опасности на
производстве, правил поведения на территории предприятия, в производственных и
бытовых помещениях, значений предупредительных надписей и плакатов.
3.4.2.
Первичный инструктаж на рабочем месте следует проводить до начала
производственной деятельности, при переводе работника из одного подразделения в
другое, с работниками, выполняющими новую для них работу, с разъяснением:
а) принципов культуры безопасности;
б) правил, норм, стандартов и инструкций по охране труда, ядерной,
радиационной, промышленной и пожарной безопасности;
в) производственных инструкций и другой технической документации
по действиям оперативного персонала в условиях аварийных ситуаций, включая
оказание первой медицинской само- и взаимопомощи;
г) условий труда и производственной обстановки на объекте, в цехе
и на рабочем месте;
д) состояния средств защиты от воздействия опасных и вредных
производственных факторов;
е) состояния производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости.
3.4.3.
Повторный инструктаж следует проводить с установленной периодичностью в
соответствии с объемом знаний, определяемым должностной инструкцией работника и
характером выполняемой им работы.
3.4.4. Внеплановый
инструктаж следует проводить:
а) при введении в действие новых или переработанных правил, норм,
инструкций, а также изменений к ним;
б) при изменении технологического процесса, замене или
модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья,
материалов и других факторов, влияющих на безопасность;
в) при нарушении работником требований правил, норм и инструкций
по безопасности, которые могут привести или привели к нарушению в работе ОЯТЦ и его систем и оборудования, травме, переоблучению, взрыву, пожару или отравлению;
г) при перерывах в работе, превышающих установленный на ОЯТЦ срок для данных должностей или видов работ.
3.4.5.
Целевой инструктаж следует проводить перед выполнением:
а) радиационно опасных, ядерно- и
пожароопасных работ;
б) разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по
специальности;
в) работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и
катастроф;
г) работ, на которые оформляется наряд-допуск или письменное
распоряжение;
д) работ, в программах выполнения которых
указана необходимость проведения инструктажа оперативного персонала.
3.4.6.
Объем и содержание внепланового и целевого инструктажей следует определять в
каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших
необходимость их проведения.
Вводный инструктаж следует проводить со всеми лицами, вновь
принимаемыми на работу, а первичный, повторный, внеплановый и целевой
инструктажи - с работниками из числа оперативного персонала в соответствии с
перечнем должностей или видов выполняемых работ на ОЯТЦ.
3.5.
Подготовку, поддержание и повышение квалификации оперативного персонала следует
проводить по учебным программам, обеспечивающим получение работниками
теоретических знаний и практических навыков для выполнения ими профессиональных
обязанностей. При разработке учебных программ следует учитывать:
1)
требования к квалификации, объемам знаний и навыков работников из числа
оперативного персонала, их обязанностям и ответственности, включенным в
должностные инструкции, с учетом выполняемых ими функций и работ, влияющих на
безопасность ОЯТЦ;
2)
необходимость дифференцированного подхода к проведению профессионального
обучения оперативного персонала в специализированных группах с учетом образования,
квалификации и опыта каждого работника из числа оперативного персонала;
3)
требования нормативных документов по обеспечению безопасности ОЯТЦ;
4)
необходимость воспитания у работников из числа оперативного персонала культуры
безопасности, направленной на понимание каждым его личной причастности к
безопасности ОЯТЦ;
5)
необходимость обучения по вопросам качества выполнения
и контроля выполнения работ для обеспечения безопасности ОЯТЦ;
6)
необходимость использования технических средств обучения для отработки
практических навыков выполнения и контроля выполнения работ на ОЯТЦ;
7)
выводы по анализу прежних ошибок и аварий по причинам, связанным с оперативным
персоналом, типовых нарушений требований нормативных документов,
технологических регламентов, а также опыт прогнозирования и предупреждения
причин нарушений;
8)
опыт реагирования оперативного персонала при нарушениях нормальной
эксплуатации, включая аварии.
3.6.
Проверку знаний правил, норм, технологических регламентов, инструкций, других
документов у оперативного персонала следует проводить с учетом их должностных
инструкций (включая должностные инструкции на замещаемые должности),
квалификационных характеристик и обязанностей. Для целей проверки знаний
следует создавать на ОЯТЦ постоянно действующие
экзаменационные комиссии.
3.7.
Проверку знаний у оперативного персонала следует проводить:
1)
первичную - перед допуском к самостоятельной работе, при назначении на
должность или при возложении на работника новых обязанностей;
2) очередную - в процессе работы, в установленные сроки;
3)
внеочередную - при вводе в действие новых или переработанных правил, норм,
технологических регламентов и инструкций по безопасности; при нарушении
работником правил, норм, технологических регламентов и инструкций по безопасности
с учетом результатов работы комиссий, расследовавших нарушение в работе ОЯТЦ, при несчастных случаях на производстве; перед
допуском к работе ранее освобожденного от должности или отстраненного от
технического руководства работника; при значительном перерыве
в работе в должности (по профессии).
3.8.
Стажировку оперативного персонала следует проводить на рабочем месте с целью
формирования и закрепления на практике полученных им в результате теоретической
подготовки профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для
выполнения должностных обязанностей, изучения опыта выполнения работ в рамках
установленных должностных обязанностей.
Допуск к стажировке работника из числа оперативного персонала следует
оформлять распорядительным документом, устанавливающим сроки стажировки и ответственных за ее проведение.
3.9.
Работникам из числа оперативного персонала после первичной проверки знаний,
стажировки или значительного перерыва в работе следует проходить дублирование
на рабочем месте (дублирование) с целью формирования (поддержания) навыков
выполнения должностных обязанностей, включая управление оборудованием и
системами под наблюдением и с разрешения ответственного за дублирование.
Допуск к дублированию следует оформлять распорядительным
документом, устанавливающим сроки дублирования (в зависимости от должности, на
которую готовится работник, уровня его знаний, стажа и опыта работы),
ответственного за дублирование (из числа опытных работников ОЯТЦ),
необходимость, количество и тематику противоаварийных тренировок.
3.10.
Действие допуска к самостоятельной работе работников из числа оперативного
персонала следует:
1)
сохранять до срока очередной проверки знаний;
2)
прерывать решением руководителя, допустившего работника к самостоятельной
работе, при нарушении им правил, норм, технологических регламентов и
инструкций.
3.11. Работник из числа оперативного персонала, обязанный получать
разрешение федерального органа государственного регулирования безопасности при
использовании атомной энергии на право ведения работ в области использования
атомной энергии работниками объектов ядерного топливного цикла (на основании
перечня должностей работников ОЯТЦ, разработанного и
утвержденного федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого
находится ОЯТЦ), допускается к самостоятельной работе
при условии получения им соответствующего разрешения.
4. КУЛЬТУРА
БЕЗОПАСНОСТИ
Для воспитания и поддержания культуры безопасности у работников из
числа оперативного персонала ОЯТЦ следует
обеспечивать:
1)
определение и оформление полномочий и ответственности работников;
2)
необходимую компетентность и подготовленность специалистов, выполняющих работы,
влияющие на безопасность;
3)
формирование рабочей обстановки и условий для осуществления оперативным
персоналом деятельности, связанной с обеспечением безопасности;
4)
наличие необходимых ресурсов для реализации мероприятий по обеспечению
безопасности;
5)
организацию систематической проверки и контроля работы оперативного персонала,
в том числе за соблюдением требований к порядку выполнения работ;
6)
создание и применение системы поощрений за внедрение методов и проведение
мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, и системы санкций за
нарушения безопасности;
7)
учет уроков из допущенных ошибок и ошибочных решений персонала.
5.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ОПЕРАТИВНЫМ ПЕРСОНАЛОМ
Для обеспечения предотвращения ошибок и ошибочных решений оперативного
персонала ОЯТЦ при выполнении им своих функций
следует применять производственно-административные формы работы, направленные:
1)
на создание и поддержание условий труда, обеспечивающих безопасное и
удовлетворительное выполнение работ без излишней физической и психологической
нагрузки, в том числе путем удобного расположения рабочих мест, компоновки
оборудования, достаточности освещения, обеспечения оперативного доступа к
вспомогательным средствам и инструментам, предотвращения загрязнения воздуха
помещений, в которых работает оперативный персонал, радиоактивными веществами выше допустимого
федеральными нормами и правилами уровня, поддержания заданных климатических условий, организации
оптимального режима работы, предусматривающего ограничения рабочего времени,
достаточные перерывы для отдыха;
2)
на организацию эффективно действующей системы документирования порядка
выполнения работ и контроля выполнения работ;
3)
на выполнение всех работ (в том числе погрузочно-разгрузочных работ, работ,
связанных с транспортированием, хранением, упаковкой, консервацией,
обслуживанием и использованием по назначению оборудования, материалов и
изделий) в соответствии с требованиями, установленными в нормативной,
конструкторской, технологической, эксплуатационной и другой документации;
4)
на проведение производственных совещаний в цехах, отделах, сменах, на участках
по рассмотрению итогов и задач производственной деятельности, причин наиболее
серьезных происшествий, нарушений в работе, произошедших в результате ошибок и
неправильных решений оперативного персонала, мероприятий по предписаниям и
актам комиссионных проверок;
5)
на анализ результативности и эффективности процесса подбора, подготовки,
поддержания и повышения квалификации оперативного персонала;
6)
на проведение руководителями ОЯТЦ и его структурных
подразделений периодических обходов и осмотров рабочих мест (в том числе в
ночное время) с целью проверки:
а) выполнения персоналом производственных и должностных
инструкций, поддержания установленного режима работы систем и оборудования;
б) соблюдения персоналом порядка сдачи-приема смены, ведения
оперативной документации, поддержания производственной и трудовой дисциплины;
в) своевременного выявления персоналом дефектов и неполадок в
работе систем и оборудования и принятия оперативных
мер по их устранению;
г) наличия и состояния нормативной документации в соответствии с
утвержденным перечнем;
д) применения установленной системы нарядов-допусков при выполнении
работ, влияющих на безопасность ОЯТЦ;
е) исправности и наличия на рабочих местах приспособлений и
средств по технике безопасности, радиационной и пожарной безопасности;
ж) состояния гигиены труда на рабочих местах.