МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов
-ВНИИСГ-
РУКОВОДСТВО
ПО ОПТИМАЛЬНОМУ МАШИНООСНАЩЕНИЮ КОМПЛЕКСНЫХ ТРЕСТОВ ПО СООРУЖЕНИЮ СИСТЕМ ТРУБОПРОВОДОВ В КОРИДОРАХ
Р 467-82
Москва 1983
УДК 69.002.5
Настоящее Руководство разработано на основе тео-
Кческих исследований, проведенных во ВНИИСТе и и ГП им. И.М.Губкина в области машинооснащения трубопроводного строительства, а также с учетом обобщения опыта и предложений производственных главков и трестов Миннефтегавстроя.
В Руководстве освещены вопросы оптимального оснащения техническими ресурсами комплексных трестов по сооружению систем трубопроводов в коридорах* Приведены составы машинооснащения передвижных механизированных колонн (1ШК) дорожно-транспортных работ и инженерно-технологической подготовки, хозрасчетных участков по производству основных работ и контролю качества работ, составы машин АТК, управлений механизации и участков малой механизации.
Руководство предназначено для комплексных трубопроводостроительных трестов, производственная струн -тура которых определена в соответствии с утвержденной коллегией йиннефтегазстроя генеральной схемой управления отраслью*
Руководство разработали: кандидаты техн.наук К»И. Зайцев, ЕоА.Савенко, К.П.Васильев, Н.И.Громов, канд. экой.наук Б.О.йвсеев; инженеры А.С.Ефимов, Г.К.Верещагина. В.Д.Сытов, Т.Я.Талызина. И.В.Семина, Н.о.Рубинов (БНЙИСТ); д-ра техн.наук В.Л.Березин, Л.Г.Телегин (МИНХ и ГП им. И*М.Губкина).
Замечания и предложения направлять по адресу: 10Ь)058, йоскЕа, Окружной проезд, 19, ВНИИСТ, лабора -тория механовооруженности строительства*
О Всесоюзный научно-исследовательский институт
по строительству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ),1983
Состав машинооснащения хозрасчетных участков по производству основных работ
Таблица 3 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
Количеств |
э машин |
Технологические процессы и операции |
Центральные районы |
Северные,
таежно
болотистые
районы |
_1_ |
2 |
3 |
Ч |
|
Экскаваторы одноковшовые совместимостью ковша, м°: |
|
|
Разработка траншеи, засыпка, рекультивация |
1,0 |
4 |
2 |
|
1,6 |
4 |
7 |
|
Экскаваторы роторные: ЭТР-254, ВТР-25Й |
3 |
4 |
То же |
Бульдозеры мощностью, Л • С о • |
|
|
|
108-160 |
- |
- |
II |
285-410 (с рыхлителями) |
5 |
8 |
|
Траншеезаскпатели TP-35I |
3 |
3 |
|
Анкерные вращатели: ВАГ-206
ВАГ-202 |
I |
3 |
Балластировка трубопровода |
Сваебойные агрегаты СЛ-49 |
I |
2 |
То не |
Автокраны грузоподъемностью 1C т |
I |
2 |
м |
Комплекс "Север-!*1 или |
2 |
2 |
СЕарна трубопровода в нитку |
Комплекс "Дуга" |
2 |
2 |
То же |
пли |
|
|
|
Комплекс "Стык" |
2 |
2 |
п |
я ли |
|
|
|
Сварочько установки: АОП-51, УС-41, УС-42 |
3 |
3 |
I! |
УС-21, УС-22 |
7 |
7 |
II |
Установки для подогрева стыков ПС-1424 |
2 |
2 |
11 |
Станки подготовки кромок СПК-141 |
2 |
2 |
И |
|
II |
Окончание табл.З |
I |
2 |
3 |
4 |
Оборудование для гавоЕой резни
Трубоукладчики грузоподъемностью 50 т и вине |
2
3 |
2
3 |
Сварка трубопровода в нитку
То же |
1||В1^аторы внутренние |
2 |
2 |
к |
Центраторы наружные |
2 |
2 |
п |
Клещевые аахваты |
3 |
3 |
п |
Трубоукладчики грузоподъемностью, т |
7 (I) |
7(1) |
Изоляционно-укладочные работы |
Пашины для очистки и иво-ляции трубопровода QU-I423Q |
2 |
2 |
То же |
Комплект машин для очистки и изоляции стыков |
3 |
3 |
п |
Сушильные установки CT-I424 2 |
2 |
II |
Троллейные подвески ТП-1425 |
7 |
7 |
п |
Передвижной склад хранения плвночных материалов |
I |
I |
П |
|
12
Состав машинооснащения хозрасчетного участка по контролю качества работ
Таблица 4 |
Оборудование и приборы |
Количество машин |
Виды контроля |
Центральные рай |
Северные,
таежно-бо |
|
оны |
лотистые
районы |
|
|
Автоматизированные комплексы радиографического контроля АКП-144 |
2 |
2 |
Радиографический контроль стыков трубопровода |
Передвижные лаборатории контроля качества сварки:
РЙЛ-2В
БЛК-2 |
2 |
2 |
Магнитографический и ультразвуковой контроль стыков трубопровода |
Полустационарная^лаборатория контроля сварных соединений ЛКС-2 |
2 |
2 |
Контроль стыков секций труб |
Передвижная лаборатория |
2 |
2 |
Оперативный контроль изоляционных покрытий |
Пст/с^ационарная лаборатории ЛИП-1 |
2 |
2 |
Контроль изоляционных материалов |
Передвижная лаборатория электрохимической защиты ПЗЛ-ЭХЗ |
I |
I |
Контроль электрохимической защиты |
Искатели говре-аденип ИП-74 |
2 |
21 |
Операционный |
Толщиномеры шТ-ЗЗН |
2 |
2 J > |
контроль изоля |
дефектоскопы: ПИ-64; дИ-74 |
2 |
2
I |
ционных работ |
Адгезиме три: АТ-1, СМ-1 |
2 |
2 J |
|
Таблица 5
Состав пашин АТК
(обслуживание подразделений, выполняющих работы по сооружению трубопроводов диаметром 1220-1420 ш)
Машины
Количество
Назначение |
Автоыобили бортовые: |
|
Перевозка строи |
ВИЛ-131, ГАЗ-66, "Урал-375" |
32 |
тельных грузов |
АЕтосамосвалы: КрАЗ-256Б, "Татра", "Магирус" |
22 |
Перевозка грунта и сыпучих материалов |
Лесововы: КрАЗ-255Л, ЛТ-25 (ЗИЛ-131), ЛТ-43 (МАЗ-509) |
8 |
Перевозка леса и лесоматериалов |
Битумовозы: БВ-44, БВ-45 |
2 |
Перевозка клея |
Топливозаправщики:АЦ-5-375, АТЗ-З,4-131 |
12 |
Перевозка горючего, заправка техники |
Трейлеры грузоподъемностью 40-60 т |
12 |
Перевозка техники |
Автоцистерны АВЦ-1,71 |
6 |
Перевозка воды |
Снегоболотоходы "Тюмень-361" |
8 |
Перевозка грузов по бездорожью |
Тракторы мощностью, л.с.: |
|
|
гусеничные IQ8-I80 |
12 |
- |
колесные 150-300 |
8 |
- |
Прицепы - емкости для хранения запаса горючего вместимостью, л: |
|
|
3500-4000 |
6 |
- |
|
14
Оснащение ремонтной службы управления механизации
Электростанции передвижные, кВт;
15-30 2
100-200 2
Сварочные агрегаты АДД-305 3
Сварочные трансформаторы ТС-500 2
Компрессоры передвижные:ДК-9, ЗИФ-55 2
Автокраны грузоподъемностью 6,3-10 т 2
Стационарные ремонтно-механические мастерские ЙШ 12x48, Ы-12К 2
Передвижные ремонтные мастерские:
ПИ-5 5
ПИ-6
Пневмосооружения:А-18Ц, КПС-12 5
"аблица 6
Значения коэффициентов страхового резерва основных машин
Машины |
Коэффициент страхового резерва К^ |
Трубоукладчики |
0,13 |
Экскаваторы одноковшовые |
0,11 |
Экскаваторы роторные |
0,17 |
Бульдозеры |
0,10 |
Краны автомобильные и пневноколесные 0,09 |
Пашины изоляционные, очистные, И8оляционно-очистные комбайны |
0,39 |
Плетевозы |
0,13 |
15
РУКОВОДСТВО
по оптимальному машиноосиащению комплексных трестов со сооружению систем трубопроводов в коридорах
Р И67-82 Издание ВНИЖТа
Редактор Ф.Д.Остаева Корректор С. il. Михайлова Технический редактор Т.В.Берешева
Л-91и?9 Подписано в печать 13/х I9B3 г. форщц 60x8Vl6 Печ.л. о.,и Уч.-изд.л. о,9 Бум.л. о s '
Тираа чьи экз иена 9 коп. Закав*
Ротапринт ВНИИСТа
Руководство по оптимальному машино-оснащению комплексных трестов по сооружению систем трубопроводов
в коридорах _
1. Основными направлениями совершенствования организационных форм трубопроводостроительных трестов являются:
повышение комплексности выполняемых работ; агрегирование организационных структур; рост уровня концентрации строительно-монтажных работ; централизация выполнения вспомогательных и обслуживающих работе
2. Оптимальное техническое оснащение комплексных трестов обеспечивает:
применение прогрессивных технологических процессов по всем видам работ;
синхронизацию производства работ в основном технологическом потоке;
опережающее выполнение работ по инженерной подготовке трассы и работ на сложных участках трассы;
увеличение доли мощных высокопроизводительных машин; максимальное использование технических возможностей мощных машин;
обеспечение бесперебойной работы потона за счет страхового и технологического резервов машин и совершенствования технического обслуживания и заявочного ремонта машин;
улучшение использования машин за счет комплектации технологических процессов вспомогательными машинами, оборудованием и оснасткой;
обеспечение маневренности техническими ресурсами путем обеспечения транспортными средствами и увеличения мобильности машин и их комплектов о
Внесено лабораторией меха- Утверждено ВНИИСТом * Срок в веде-
новооруженности строитель- 15 сентября 1982 г. ник
ства (МВС) * х/хХ Ins j.
3
3. Для сокращения управленческих связей и обеспечения высокой надежности строительных процессов специализация ряда подразделений комплексных трестов осуществляется по этапам производственного процесса,, Для этого в составе комплексного треста предусмотрены следующие подразделения:
ГаЫК дорожно-транспортных работ;
1ШК инженерно-технологической подготовки; хозрасчетные участки по производству основных работ и контролю качества работ;
АТгС автотранспорта общего назначения; управление механизацией; участок малой механизации.
4. Дорожно-транспортная 1ШК оснащена машинами и механизмами, применяемыми при выполнении работ по сводке леса на трассе трубопровода, планировке грунта, сооружении и содержании подъездных и вдольтрассовых дорог, строительстве переез -дов через препятствия, устройстве разгрузочных площадок на железнодорожных станциях и портах, разгрузке труб и пригрузов, перевозке труб со станций до трубосварочных баз и трубных секции на трассу, ьывозке пригрузов и деловой древесины.
5. В состав ПМК инженерно-технологическои подготовки входят машины и механизмы, эксплуатирующиеся при сооружении переходов под дорогами, через овраги, малые водотоки и болота, монтаже крановых узлов, узлов подключения компрессорных станции, береговых гребенок, камер приема и запуска поршня, при выполнении работ по очистке и испытанию трубопроводов, тажз электрохимзащктк,сварке секций труб на трубосварочных базахо
6. хозрасчетный участок по производству основных работ состоит из бригад пс земляным, сварочно-монтажным и иводяци-онно-укладочным работам. Балластировку трубопровода выполняют землеройной бригадой. В состав хозрасчетного участка ехо-дит также специализированная комплексная бригада по ликвидации технологических захлестов и монтажу кригых участков трубопровода.
7. Техническое обслуживание и ремонт импортных машин в подразделениях комплексного треста производят централизованно силами специализированного управления пусконаладочных работ (СУПНР). Ремонтом остальной техники в составе управление меуд-
нотации занимаются ремонтные бригады, имеющие мобильные мае -терские, широко используя агрегатно-узловой метод ремонта.Тех-ническое обслуживание машин проводят строительные подравделения»
8. Хозрасчетный участок контроля качества состоит ив бригад, обслуживающих все виды строительно-монтажных работ.
9. Автотранспорт общего назначения, входящий в состав AIа, обеспечивает перевовку всех видов строительных матерка -лов, горюче-смазочных материалов, воды, техники, рабочих.
10. Б основу расчета машинооснащения комплексных трестов положены "Нормы технического оснащения механизированных трубопроводостроительных комплексов (по основным машинам)":
ЙПН 9—ЯТ
( ~й51н%т§г'а&бтрой^ ’ предусматривающие применение при со ору же-нии трубопроводов диаметром 1420 мм прогрессивных технологических процессов и годовую выработку крупных механизированных комплексов (КмК) - I^J-130 ю*.
11. Составы машинооснащения подразделении, входящих в комплексные тресты для строительства систем трубопроводов в центральных и таежно-болотистых районах ^приведены в табл.1-5.
12. Для обеспечения высокой надежности строительных процессов ь составе подразделений комплексного треста предусмотрен страховой резерв машин. Размеры страхового резерва рассчитаны в соответствии с "Руководством по расчету объемов страхового резерва машин и оборудованию на строительстве линейной части магистральных трубопроводов" (Р 310-78) и приведены в табл.6. Машины страхового резерва входят в состав управления механизации, а место их дислокации определяют по специальной методике.
Таблица I
Состав машинооснащения ПШС дорохно-траиспортных работ
Машины, оборудование и [ Количество нашив, (Технологические
транспортные средства ^_шт._| процессы и опе-
! Центра-j Северные, ' рации
) льные > таехно-бо- 1
, районы ■ дотистые
_ ‘ I районы .__
-1. 1. 2.:;г з ;i;r__4__
Лесоповалочные машины:
ЛП-19, ЛП-17, МШ-13 |
4 |
2 |
Свод и разделка |
Пилы бензомоторные |
12 |
10 |
леса |
Сучноревни бензомоторные |
5 |
2 |
|
Тракторы трелевочные: ТТ-4, ТДТ-55, ЛП-18А, |
|
|
Трелевка леса и строительство |
ТБ-1
Лесопогрузчики челюстные: ЛТ-73, ЛТ-65 |
5 |
5 |
лежневых дорог |
4 |
3 |
То же |
Корчеватели |
2 |
I |
ft |
Экскаваторы одноковшовые с вместимостью ковша,м3:
0,65-1,0 |
|
|
Разработка карье |
I |
I |
ров. сооружение и обустройство |
|
|
проездов и подъ |
1,6 |
I |
1 |
ездов к трассе |
Бульдозеры мощностью,л.с.: |
|
|
Снятие плодород |
IC8-I6G |
4 |
2 |
ного слоя, планировка, строите |
285-41С |
2 |
4 |
льство и содержание дорог |
Автогрелдеры |
2 |
2 |
|
Машины буровые:БМ-276, Б-а-253, Ш-254 |
3 |
3 |
Разработка скальных и мервлых |
БМ-802 |
- |
2 |
грунтов |
Тягачи гусеничные:ГТТ; БАМ |
2 |
3 |
Проминка трассы |
Пз^едвидеой взрывпункт |
I |
I |
То же |
Компрессоры передвижные ДК-9Е |
2 |
2 |
Обслуживание буровых машин |
Автокраны гД, т: 6,3 |
2 |
2 |
Ппоизнодствэ по |
1C |
2 |
2 |
груз очи G-раз гру-
зочных работ |
16-25 |
6 |
6 |
Трубоукладчики гр^зопод^-сМНсетью до 50 т |
2 |
2 |
То же |
____ I |
_2_ |
__ 3 |
4 |
Плетевозы при дальности |
|
|
Перевозка сруб и |
транспортировки, км |
6 |
6 |
трубных секций |
20 |
I |
I |
|
«1 |
io |
10 |
То Х8 |
|
2 |
2 |
|
60 |
14 |
И |
11 |
|
3 |
3 |
|
80 |
16 |
16 |
II |
|
3 |
3 |
|
100 |
18 |
18 |
II |
|
3 |
3 |
|
120 |
20 |
20 |
и |
|
3 |
3 |
|
140 |
22 |
22 |
II |
|
4 |
4 |
|
160 |
24 |
24 |
и |
|
4 |
4 |
|
Примечание. |
В числителе |
указано число автомоби- |
|
льных плетевозов: ПВ-204, ПВ-301, в знаменателе - тракторных,' ПТК-252, ПТ-401в |
Состав машинооснащения ПМК инженерно-технологической подготовки
Таблица 2 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
Количество машин по районам строительства |
Назначения, технологические процессы |
Центра
льные |
Северные,
таежно
болотистые |
_I_ |
2 |
_2_ |
* |
|
Экскаваторы одноковшовые 0,65-1,0 2
Установки горизонтального бурения ГБ-1720,1Б-1421 2
Трубоукладчики грузоподъемностью 65 т 2
Полотенца мягкие (ДМ; 4
Сварочные установки: УС-22 2
СДУ-2 2
Оборудование для резки
труС> 2
Бульдозеры мощн.108-106 л.с. 2
Водоотливные установки АВ-7Щ 2
Электростанции 50 кВт 2
Центраторы наружные щь) 4
06орудавание для прокладки кожухов продавливанием 2
Трубоукладчики грузоподъемностью 63 т 4
Бульдозеры мощностью,л.с.:
285-410 3
I08-160 2
Сооружение пере-I ходов под дорога
ми и трубопроводами
I То же
Машины для очистки и иволя-^ии^бопровода пленками
4 Сооружение пере
ходов через овра-
3 ги, малые заболо
ченные участки;
2 монтаж береговых
гребенок и узлов подключения к КС
I То же
Комплекты машин для изоляции стыков 2
Подогреватель стыке? ПС-1424 I
Сварочные установки: УС-41, УС-42, АЭП-51 2
I ... . |
2 |
3 |
4 |
Сушильная установка 01-1424 |
I |
I |
Сооружение пере |
Станов подготовки вройон СПК-141 |
I |
I |
ходов через овраги, палые заболоченные участки; |
Битумовозы: БВ-43, БВ-44 |
I |
I |
монтаж береговых |
Центраторы внутренние ЦВ-142 |
I |
I |
гребенок и узлов подключения к КС |
Троллейные подвесни |
4 |
4 |
То же |
Полотенца мягкие |
4 |
4 |
п |
Клещевые захваты |
2 |
2 |
II |
экскаватор,, одной овшоекй 0,65-1,0 и8 |
I |
I |
11 |
Ьодоотливнко установки AB-70I |
I |
2 |
и |
Экскаваторы одноковшовые |
2 |
2 |
Монтаж крановых узлов |
Трубоукладчики грузоподъемность») 63 т |
2 |
2 |
То ж: |
Сварочные установки УС-22 |
2 |
2 |
II |
Оборудование для. газовой |
|
|
|
реэки труб |
2 |
2 |
|
Бульдозеры мощи.1Q8-I6O л* с. |
2 |
2 |
п |
Водоотливные установки |
2 |
2 |
II |
Базы трубосьдрочные БТС-143 |
2 |
2 |
Базовая сварка труб |
или сварочные стенды CCT-I4I |
2 |
2 |
ных секции |
или установки ПАУ Ю01В |
2 |
2 |
То же |
Электростанции 200 кВт |
2 |
2 |
it |
Компрессоры передвижные |
2 |
2 |
II |
Трубогибочные установки |
3 |
3 |
м |
Трубоукладчики грузоподъемностью, т: |
|
|
|
до 50 |
3 |
3 |
и |
63 и выше |
4 |
4 |
к |
Комплект машин для очистки |
|
|
II |
и изоляции стыков |
2 |
2 |
|
Трансформаторные подстанции 400 кВт |
2 |
2 |
п |
|
Э |
_ _ I |
2 |
3 |
4 |
Выпрямитель БД-1601 |
4 |
* |
Базовая сварка |
Клещевые захваты |
6 |
6 |
трубных секций |
Машина для устройства 0X3, |
|
|
Устройство электро |
МЗК-2 |
I |
I |
химической защиты |
Комплект для термитной сварки I |
I |
То же |
Бурильно-крановая машина БКГМ-66 |
I |
I |
It |
Автокран грузоподъемностью
ДО 6,3 т |
I |
I |
II |
Трубоукладчик грузоподъемностью 6,3-12 т |
I |
I |
II |
Машина для устройства глубинных шнуров УРБЗЫ |
т |
I |
t! |
Гидравлические испытания
Наполнительные агрегаты: АН-261, АН-501, АН-1001 |
|
|
Очистка полости и испытания, включая |
5 |
5 |
монтаж камер приема |
Опрессовочкые агрегаты: |
|
|
и запуска поршня |
АО—161, A0-20I |
3 |
3 |
То же |
Сварочная установка УС-22 Трубоукладчик грузоподъем |
I |
I |
и |
ностью 63 т |
I |
I |
к |
Электростанция 15 кВт |
I |
I |
и |
Оборудование для резки труб |
I |
I |
н |
Поршни для промывки |
5 |
5 |
II |
Разделители ДЗК
Пневноиспытания Компрессорные станции: |
2 |
2 |
и |
АКС-8, УКП-80, |
4 |
3 |
п |
KC-I6/I00 |
4 |
3 |
п |
Передвижные компрессоры |
k |
3 |
II |
Очистные поршни |
8 |
8 |
11 |
Разделители ДЗК |
2 |
2 |
и |
Сварочная установка YC-22 Труб оукладчик гру з оподъем- |
I |
I |
II |
ностыо 63 т |
I |
I |
и |
Электростанция 15 кВт |
I |
I |
II |
Оборудование для резки труб |
I |
I |
II |
|
10 |