ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ И КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОЩНОСТИ ТЕПЛОВОЗОВ
Методика определения
MIIC России
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ФГУП ВНИКТИ) МПС России
ВНЕСЕНЫ Департаментом локомотивного хозяйства ОАО «РЖД»
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС России
от 02.12.03 № к-1086у
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
и
Приложение А (обязательное)
Показатели, используемые в расчете коэффициента полезного действии и коэффициента полезного использовании мощности тепловозов
Таблица А 1 |
Наименование
показателя |
Обозна
чение |
Формула, где использован показатель |
Источник определения |
Полная мощность дизеля при нормальных климатических !условиях |
Рс |
1,2, 16, 17,18 |
ТУ на дизель |
Удельный расход топлива дизелем |
Ьс |
1,7,11 |
ТУ на дизель |
Мощность агрегатов вспомогательных нужд |
N*cn |
2,3 |
Формула 3,
резулыаты исследовательских испытаний |
Мощность генератора энергоснабжения состава при отключенном энергоснабжении |
дю
N|»OOM |
2 |
ТУ на генератор энергоснабжения j |
КПД тягового генератора |
Лтг |
2,13 |
ТУ на тяговый генератор, ГОСТ 25941 |
КПД выпрямительной установки |
Л. у |
2,13 |
ТУ на выпрямительную установку, ГОСТ 25941 |
КПД тягового электродвигателя |
Лт ЭЯ |
2,13 |
ТУ на тяговый электродвигатель. ГОСТ 25941 |
Мощность вентиляторов охлаждающего устройства дизеля |
N.. |
3,4,14 |
Формула 4,
результаты исследовательских испытаний |
Мощность компрессора |
N
•'“комп |
3, 5,14 |
Формула 5,
результаты исследовательских испытаний |
Мощность агрегатов охлаждения электрического оборудования |
No, |
3,14 |
Результаты исследовательских испытаний |
Мощность возбудителя тягового генератора |
N,o,6 |
3.6, 14 |
Формула 6,
результаты исследовательских испытаний |
Сумма мощностей погребите-лей, неуказанных в формуле (3) цепей управления и освещения. аккумуляторных батарей, отсасывающих агрегатов мультициклонных фильтров дизеля и вентиляторов кузова и др. |
Млр |
3 |
ТУ на потребители или результаты исследовательских испытаний |
|
8
IIP 32.213-2003
Продолжение таблицы A.I |
1
Наименование
Показателя |
Обозна
чение |
Формула, где использован показа гель |
Источник определения |
Суммарная мощность вентиляторов с учетом работы САРТ при нормальных климат ических условиях |
Ng норм |
4 |
Результаты исследовательских испытаний |
КПД привода вентиляторов |
Лир • |
4 |
ТУ на привод вентилятора |
Мощность компрессора на рабочем ходу |
р \ |
5 |
ТУ на компрессор или результаты исследовательских испытаний |
Мощность компрессора на холостом ходу |
Nkomii X X |
5 |
ТУ на компрессор или результаты исследовательских испытаний |
КПД привода компрессора |
Лпр коми |
5 |
ТУ на привод компрессора |
Мощность возбудителя тяговою генератора |
Р.О* |
6 |
ТУ на возбудитель и генератор |
КПД возбудителя |
Л*оэб |
6 |
ТУ на возбудитель |
КПД привода возбудителя |
Лпр »oj6 |
6 |
ТУ на привод возбудителя |
Основное удельное сопротивление движению тепловоза как повозки |
К |
10 |
Результаты исследовательских испытаний |
Служебная масса тепловоза |
р |
10 |
ТУ на тепловоз |
Полная мощность дизеля, принимаемая с учетом температуры наружного воздуха |
Ре. |
11,13,18 |
ТУ на дизель |
Мощность, необходимая для энергоснабжения состава |
Рэи |
12, 15 |
Результаты исследовательских испытаний |
Мощность агрегатов вспомогательных нужд, с учетом мощности агрегатов кондиционирования воздуха или обогрева тепловоза |
Ngcn, |
13, 14 |
Формула 14,
результаты исследова.ельских испытаний |
Мощность генератора энергоснабжения состава при включенном энергоснабжении |
ЛЮ
N* |
13,15 |
Результаты исследовательских испытаний |
Сумма мощностей потре-j битслей, неуказанных в 1 форму ле (14). цепей |
Nap| |
14 |
ТУ на по 1 ребител и или результаты исследовательских испытаний |
|
9
Окончание таблицы A.I |
Наименование
Показателя |
Обозначе
ние |
Формула, где использован показатель |
I
Источник определения |
управления и освещения, аккумуляторных батарей, отсасывающих агрегатов мультициклонных фильтров дизеля и вентилятора кузова, мощностей агрегатов кондиционирования воздуха или обогрева тепловоза и др. |
|
|
|
КПД генераюра энергоснабжения |
Лг ЭИ |
15 |
ТУ на генератор энергоснабжения |
|
10
УДК 629.424.1.001.4 (083.76) ОКС 45.060.10 ОКСТУ 3181
Ключевые слова: коэффициент полезного действия, коэффициент полезного использования мощности, тепловоз, методика определения, расчет, испытание
и
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ФГУП ВНИКТИ) МТ1С России
Главный инженер |
|
Л.К. Добрынин |
И.о. зав. отделом стандартизации и сертификации |
|
С.Н. Мельников |
Инженер-конструктор 1 кат. |
(6/^- |
Н.А. Ершова |
Зав. отделом вспомогательных и систем тепловозов и путевых машин |
И.Н. Родионов |
Зав. лабораторией Ст. научный сотрудник |
|
В.П. Гриневич В. Г. Степченков |
12
СОГЛАСОВАНО Заместитель начальника Департамента локомотивного хозяйства
А.М. Сидору к
I IP 32.213-2003
Содержание
1 Область применения................................................ 1
2 Нормативные ссылки............................................... I
3 Общие положения................................................... 1
4 Методы определения коэффициента полезного действия
тепловоза.............................................................. 2
4.1. Метод определения коэффициента полезного действия тепловоза как самоходной подвижной единицы......... 2
4.2 Метод определения коэффициента полезного действия тепловоза как тяговой единицы............................. 4
4.3 Метод определения коэффициента полезного действия тепловоза как тягово-энергетической установки........ 5
5 Метод определения коэффициента полезного использования мощности тепловоза........................................ 7
Приложение А (обязательное) Показатели, используемые в расчете коэффициента полезного действия и коэффициента полезного использования мощности тепловозов.................................. 8
ш
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ И КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОЩНОСТИ ТЕПЛОВОЗОВ Методика определения
Дата введения 2003-12-20
1 Область применения
Настоящие правила распространяются на тепловозы с электрической передачей, эксплуатируемые на железнодорожном транспорте в Российской Федерации.
Правила устанавливают методику проведения расчетов коэффициента полезного действия (далее - КПД) и коэффициента полезного использования мощности (далее - КПИМ) тепловоза, установленных в стандартах и других нормативных документах.
Расчет проводят при проектировании, модернизации тепловозов, а также при сравнительной оценке тепловозов одного типа
2 Нормативные ссылки
В настоящих правилах использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 25941-83 Машины электрические вращающиеся. Методы определения потерь и коэффициента полезного действия
ГОСТ 26923-90 Тепловозы магистральные. Общие технические требования
ГОСТ 26924-89 Тепловозы маневровые с электрической передачей мощностью 1200 л.с. и более. Общие технические требования
Примечание - При пользовании настоящими правилами целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории Российской Федерации по указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соотвегствующим информационным указателям, опубликованным в текущем голу Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими правилами следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку
3 Общие положения
3.1 Значения КПД тепловоза как самоходной подвижной единицы, как тяговой единицы и как тягово-энергетической установки рекомендуется устанавливать в техническом задании на разработку тепловоза.
I
3.2 В расчетах используют мощность тепловоза и агрегатов, приведеную к валу дизеля.
3.3 Источники определения показателей, используемых в расчете коэффициента полезною действия и коэффициента полезного использования мощности тепловоза, приведены в приложении А.
4 Методы определения коэффициента полезного действия тепловоза
4.1. Метод определения коэффициента полезного дейст вия тепловоза как самоходной подвижной единицы
4 1.1 Данный метод применяют для расчета КПД тепловоза, нормативное значение которого установлено ГОСТ 26923 и ГОСТ 26924
4.1.2 КПД тепловоза определяют при работе дизеля на полной мощное ж в диапазоне скоростей движения от расчетной (длительной) до конструкционной 4 1.3 КПД тепловоза определяют при нормальных климатических условиях в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Наименование параметра, размерность |
Значение |
Температура наружного воздуха, К (°С) |
293 (20) |
Атмосферное давление, кГ1а (мм рт. ст.) |
101,3 (760) |
Относительная влажность, % |
70 |
Температура топлива перед топливным насосом высокого давления дизеля, К (°С) |
303 (30) |
Температура воды на входе в охладитель наддувочного воздуха. К (°С) |
321(48) |
Примечание - Значения параметров, полученные при испытании тепловозов в других условиях, приводят к условиям по таблице 1 |
4.1 4 КПД тепловоза как подвижной единицы определяют по формуле
3,6-106-N,
Пт п е l п л ’ be‘I е Уи
где Nv - касательная мощность тепловоза, кВт;
ГТР 32.213-2003
Рс - полная мощность дизеля при условиях, указанных в таблице 1, кВт;
Ьс - удельный расход топлива дизелем, г/кВт ч;
Q„ - низшая теплотворная способность топлива, кДж/кг.
4.1.5 Источники определения показателей, используемых в расчете коэффициента полезного действия, приведены в приложении А.
4.1.6 Низшую теплотворную способность топлива Q„ принимают:
42705,36 кДж/кг - для дизельного топлива;
50000 кДж/кг - для газообразного топлива.
4.1.7 Касательную мощность тепловоза NK, кВт, определяют по формуле
ЛИЗ
~ (Ре — ,• Пр. (2)
где N*cn - мощность агрегатов вспомогательных нужд, кВт;
ЛИ)
N„0T )„ - мощность генератора энергоснабжения состава при отключенном энергоснабжении (потери в обмотке генератора и механические потери), кВт; т]г г - КПД тягового генератора; ц,у - КПД выпрямительной установки;
Пт зл - КПД тягового электродвигателя;
г]р - КПД осевого редуктора и моторно-осевых подшипников (принимают
Пр-“- 0,975).
4.1.8 Мощность агрегатов вспомогательных нужд N*,,, кВт, определяют по формуле
N*cn ~ N, л + NK0Mn + N0 э + N*0*; ^ Njp (3)
где Nu- мощность вентиляторов охлаждающего устройства дизеля, кВт; NKOMn- мощность компрессора, кВт;
N03 - мощность агрегатов охлаждения электрического оборудования (вентиляторов тягового генератора, выпрямительной установки и тяговых электродвигателей), кВт;
N»o)6 ~ мощность возбудителя тягового генератора, связанная с потерями в самом возбудителе и потерями в приводе возбудителя, кВт;
Nap - сумма мощностей потребителей, неуказанных в формуле (3): цепей управления и освещения, аккумуляторных батарей, отсасывающих агрегатов мультициклонных фильтров дизеля и вентиляторов кузова и др., кВт.
4.1.9 Мощность а1регатов кондиционирования воздуха и обогрева кабины тепловоза не учитывают.
4.1.10 Мощность вентиляторов охлаждающего устройства дизеля NgJ, кВт, с учетом работы системы автоматического регулирования температуры теплоносителей (САРТ) вычисляют по формуле
з
NBj NBHOpM > (4)
Лпр.
где N.Hopy - суммарная мощность вентиляторов с учетом работы СЛРТ при нормальных климатических условиях, кВт;
Лпр» - КПД привода вентиляторов.
4.1.11 Мощность компрессора NKOMn, кВт, определяют с учетом продолжительности включения (ПВ) компрессора в зависимости от номинальной производительности компрессора
Для среднеэксплуатаиионного режима принимают 11В~25%
NKOMn, кВт, определяют по формуле
Nuomh- (NKo\inpv‘ 0,25 + NbOMnv*' 0,75) , (5)
Лпр помп
где К,оМПрч- мощность компрессора на рабочем ходу, кВт,
Nkomonx" мощность компрессора на холостом ходу, кВт;
Лпр комп - кпд привода компрессора.
4.1.12 Мощность агрегатов охлаждения электрического оборудования N0„ кВт, определяют с учетом регулирования расхода воздуха и КПД привода вентилятора.
4 1.13 Мощность возбудителя тягового генератора, связанную с потерями в самом возбудителе и потерями в приводе возбудителя N*,*, кВт, определяют по формуле
N*oi6 Р»о»б-( ^
4*016 Пир Ю)б
где Р*„б - мощность возбудителя тягового генератора, кВт; Лвозб КПД возбудителя;
Лпрвотб - КГ1Д привода возбудителя
Примечание - Мощность тягового генератора, зависящую от квадрата тока возбуждения, учитывают при определении КПД тягового генератора как потери на возбуждение
4.2 Метол определения коэффициента полезного действия тепловоза как тяговой единицы
4 2.1 В данном методе расчета при определении КПД тепловоза учитывают полезную мощность (мощность, определяемую по тяговому усилию на автосцепке), требуемую для совершения тяговой работы по перемещению состава.
4 2.2 КПД тепловоза определяют при работе дизеля на полной мощности в диапазоне скоростей движения от расчетной (длительной) до конструкционной 4 2.3 КПД тепловоза определяют при нормальных климатических условиях в соответствии с таблицей 1.
4 2.4 КПД тепловоза как тяговой единицы определяют по формуле
4
ГТР 32.213-2003
и _ 3,6106-N, m
Лгте bePeQH ’ где N. - полезная мощность тепловоза, требуемая для совершения тяговой работы по перемещению состава, кВт.
4.2.5 Полезную мощность тепловоза, требуемую для совершения тяговой работы по перемещению состава, N„ кВт, определяют по формуле
N.= NK-N*, (8)
где NK - касательная мощность тепловоза, кВт, определяемая по формуле
(2);
N* - мощность тепловоза, требуемая на преодолении основного сопротивления движению тепловоза, кВт.
4.2.6 Мощность Nw, кВт, определяют по формуле
Wi-V
367,2
где Wjj - основное сопротивление движению тепловоза как повозки, кгс;
V - скорость тепловоза, км/ч.
4.2.7 Основное сопротивление движению тепловоза как повозки W^, кгс, определяют по формуле
W' = со'• Р, (10)
где со 10 - основное удельное сопротивление движению тепловоза как повозки, кгс/т;
Р - служебная масса тепловоза, т.
4.2.8 Мощность агрегатов кондиционирования воздуха, обогрева тепловоза и энергоснабжения состава не учитывают.
4.3 Метод определения коэффициента полезного действия тепловоза как тягово-энергетической установки
4.3.1 В данном методе расчета при определении КПД тепловоза как тяговоэнергетической установки полезную мощность учитывают как мощность, требуемую для перемещения и энергоснабжения состава.
4 3.2 КПД тепловоза как тягово-энергетической установки определяют по
3,6-106-Na) bePe.Qn
Nai - полезная мощность тепловоза, необходимая для совершения тяговой работы по перемещению состава и его энергоснабжения, кВт;
s
Pci- полная мощность дизеля, принимаемая с учетом температуры наружного воздуха но 4.3.7, кВт.
4.3.3 Полезную мощность тепловоза N,i, кВт, определяют по формуле
N*,= Nkl + Pjh - Nw (12)
где NK| - касательная мощность тепловоза с учетом мощности, необходимой для энергоснабжения состава, кВт;
Рэн - мощность, необходимая для энергоснабжения состава, кВт;
Nw - мощность тепловоза, необходимая для преодоления основного сопротивления движению тепловоза, кВт, определяемая по формуле (9).
4.3.4 Касательную мощность тепловоза NK|, кВт, определяют по формуле
ЛЮ
N|j ~ (Pel “ N*cnl ~ N5H )'Лтг'Л§у' Пт5д'Лр> (13)
где NKnl - мощности агрегатов вспомогательных нужд, с учетом мощности агрегатов кондиционирования воздуха или обогрева тепловоза, кВт;
JMU
N3H - мощность генератора энергоснабжения состава при включенном энергоснабжении, кВт.
При этом полезную мощность компрессора, необходимую для производства сжатого воздуха с целью питания тормозных систем и выполнения технологических операций с составом нс выделяют.
4.3.5 Мощность агрегатов вспомогательных нужд N*„1, кВт, определяют по формуле
Necni - Н,д + ^омп +N0, + Nw,6 + Napi (14)
где - мощность вентиляторов охлаждающего устройства дизеля, кВт, определяемые по формуле (4);
Nhqmh — мощность компрессора, кВт, определяемая по формуле (5);
N„oi6 " мощность возбудителя тягового генератора, связанная с потерями в самом возбудителе и потерями в приводе возбудителя, кВт, определяемая по формуле (6);
Nnpi - сумма мощностей потребителей, неуказанных в формуле (14): цепей управления и освещения, аккумуляторных батарей, отсасывающих агрегатов мультициклонных фильтров дизеля и вентилятора кузова, мощностей агрегатов кондиционирования воздуха или обогрева тепловоза и др., кВт.
4.3.6 Мощность генератора энергоснабжения состава при включенном
ЛИ]
энергоснабжении К*,, кВт, определяют по формуле
(15)
Г IP 32.213-2003
где г|г зн - КПД генератора энергоснабжения.
4.3.7 Сравнительную оценку тепловозов и определение их КПД с учетом затрат мощности на энергоснабжение состава рекомендуется проводить при следующих условиях:
- температура наружного воздуха +30 °С, +40 °С (с учетом затрат мощности на кондиционирование воздуха);
- температура наружного воздуха 0 °С, минус 20 °С, минус 40 °С (с учетом затрат мощности на отопление состава).
4.3.8 При различных температурах наружного воздуха сумму мощностей вентиляторов охлаждения теплоносителей дизеля определяют с учетом изменения удельного веса воздуха и изменения мощности каждого вентилятора за счет регулирования частоты вращения вентилятора или продолжительности его включения.
5 Метод определения коэффициента полезноюиспользования мощности тепловоза
5.1 КЛИМ тепловоза определяют при работе дизеля на полной мощности в диапазоне скоростей движения от расчетной (длительной) до конструкционной.
5.2 КПИМ тепловоза как самоходной подвижной единицы, нормативное значение которого установлено ГОСТ 25463, определяют по формуле
к„с=-£ь-, (16)
где NK - касательная мощность тепловоза, кВт, определяемая по формуле (2).
5.3 КПИМ тепловоза как тяговой единицы с учетом полезной мощности тепловоза при выполнении работы но перемещению состава определяют по формуле
К,е=—(17)
где Na - полезная мощность тепловоза при выполнении тяговой работы по перемещению состава, кВт, определяемая по формуле (8).
5.4 КПИМ тепловоза как тягово-энергетической установки с учетом полезной мощности тепловоза при выполнении тяговой работы и энергоснабжении состава определяют по формуле
К„у=-^!-, (18)
* cl
где Nai - полезная мощность тепловоза при выполнении работы по перемещению состава и его энергоснабжении, кВт, определяемая по формуле (12).
7