АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕАВТОМОБИЛИ, ПРИЦЕПЫ И ПОЛУПРИЦЕПЫ
СБОРНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ И ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАЛЕЙ
ТОМ 1
Часть 2
Издание официальное
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва 1974
с различными объемами дополнительных резервуаров пневматического резинокордного упругого элемента V# , указанными в технических условиях, а также без дополнительного резервуара.
2.8.5. Порядок проведения испытаний по определению статических характеристик пневматических резинокордных упругих элементов следующий:
монтаж между опорами приспособления на прессе;
создание заданного давления в оболочке р„0 при номинальной высоте пневматического резинокордного упругого элемента, соответствующей статическому положению 1=0, и замер нагрузки Р в этом положении;
разгружеиие пневматического резинокордного упругого элемента до высоты, соответствующей максимальному ходу отбоя;
нагружение пневматического резинокордного упругого элемента до положения, соответствующего максимальному ходу сжатия, при одновременном замере деформации и нагрузки. Замер нагрузки рекомендуется проводить с .интервалом деформации не более 20 мм.
2.8.6. По данным испытаний строится график (см. приложение 2).
2.8.7. При статическом положении /=0 воспринимаемая пневматическим резинокордным упругим элементом нагрузка при различных рабочих давлениях воздуха р„0 не должна отличаться от соответствующих нагрузок, указанных в технической документации, более чем на 5 %.
2.8.8. Испытаниям подвергается 1 % пневматических резинокордных упругих элементов от партии, «но не менее 3 шт.
2.8.9. Разбраковка по статическим характеристикам проводится по согласованию с предприятием-потребителем.
2.9. В случае несоответствия хотя бы одного пневматического резинокордного упругого элемента требованиям пп. 2.5, 2.6 и 2.7 должна быть проведена проверка удвоенного количества образцов. В случае неудовлетворительных результатов при повторной проверке вся партия бракуется.
2.10. Непосредственно перед установкой пневматических резинокордных упругих элементов на автомобиль проводится их наружный осмотр по п. 2.4.
2.11. Работы, связанные с заполнением упругих элементов газом, должны проводиться в соответствии с инструкцией по технике безопасности.
238
ОСТ 37.001.026—71
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ПРОТОКОЛ №_
ИСПЫТАНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ РЕЗИНОКОРДНЫХ УПРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ
Методика испытании по
ОСТ 37.001.026 - 71
Размер _ Рабочий газ_
Модель_ Дата испытаний
Дата изготовления _ Место испытаний
Результаты испытаний |
Определяемые параметры |
Номера упругих элементов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Начало
испытаний |
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время, ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура воздуха, °С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начальное давление Ри. кгс/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конец
испытаний |
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время, ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура воздуха, °С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конечное давление Ри'. кгс/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
Время выдержки, ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Потеря давления, кгс/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение |
Партия Кг_
Зав. лабораторией Испытатель
СТАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО
Объемы дополнительных резервуаров:
- Vd а0л
-----уд , 7л
---Vd = 74л
-о-о— Vd = 90 л
Тип___
Размер _____
Модель___
Дата изготовления_
Партия X® _____
Методика испытании по ОСТ 37.001.026 —71
Рабочий газ___
Дата испытаний ___
Место испытаний ________
Заключение___
Зав. лабораторией. Испытатель.
РЕЗИНОКОРДНОГО УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА
пгс
3000 |
|
|
|
/ / / |
|
|
|
/ / /i
/ / / / f / / /
// r |
|
|
/ /
/ /^y ///>* ///>7 |
"/ X/ д r A ^ , |
|
/?. e5>r# и0 л |
/dfr / Ar / / |
/ / / |
|
U#v |
^ / |
A~~2>
--.
A / >
/ / / /x |
|
|
у/ / ^ |
^___^ |
|
7 |
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРОТОКОЛ №_
ИСПЫТАНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ РЕЗИНОКОРДНЫХ УПРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА УСТОЙЧИВОСТЬ
Тин _ Дата испытаний___
Размер_ Место испытаний ____
Модель__
Дата изготовления __
Партия >й ____
Методика испытаний по
ОСТ 37.001.026-71
Рабочий газ_
Номера упругих элементов |
Определяемые параметры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
G |
7 |
8 |
9 |
10 |
Номинальная высота, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление в упругом элементе при номинальной высоте, кгс/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первый
замер |
Высота упругого элемента при ходе отбоя, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
Расстояние от измерительной базы до арматуры, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Второй
замер |
Номинальная высота (данные замера), мм |
|
|
|
|
— |
— |
|
|
|
|
Расстояние от измерительной базы до арматуры, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
I Третий 1 замер |
Высота упругого элемента при ходе сжатия, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расстояние от измерительной базы до арматуры, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальная разность между замерами, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение |
Результаты испытаний
Зав. лабораторией Испытатель
ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В СБОРНИК, ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ
Номер стандарта |
Стр. |
Номер стандарта |
Стр. |
3163—69 |
104 |
11728-73 |
262 |
3396—54 |
247 |
12118-66 |
197 |
4754—74 |
295 |
12238-66 |
127 |
5513-69 |
312 |
12323-66 |
132 |
6030-62 |
111 |
13669-68 |
117 |
6875—54 |
3 |
14023—68 |
223 |
7495_74 |
86 |
14917-69 |
324 |
7593—70 |
101 |
16011—70 |
120 |
9218-70 |
123 |
17393-72 |
336 |
10022—62 |
96 |
18716-73 |
65 |
10408-63 |
266 |
19173-73 |
108 |
10409 -63 |
274 |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В СБОРНИК. ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ |
Номер стандарта |
Стр. |
Номер стандарта |
Стр. |
37.001.004—70 |
209 |
37.001.027—71 |
243 |
37.001.007—70 |
176 |
37.001.038—72 |
135 |
37.001.010-70 |
164 |
37.001.040-72 |
254 |
37.001.014—70 |
54 |
37.001.041—72 |
258 |
37.001.026-71 |
231 |
37.001.042-72 |
260 |
|
ПЕРЕЧЕНЬ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАЛЕЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В СБОРНИК, ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ
Номер нормали |
Стр. |
Номер нормали |
Стр. |
ОН 025 160—63 |
292 |
ОН 025 313-68 |
67 |
ОН 025 201-68 |
161 |
ОН 025 314—68 |
167 |
ОН 025 282—66 |
129 |
ОН 025 315-68 |
229 |
ОН 025 302-69 |
26 |
ОН 025 318-68 |
31 |
ОН 025 307-67 |
173 |
ОН 025 333-69 |
151 |
|
349 |
В сборник <гАвтомобилестроение. Автомобили, прицепы
и полуприцепы» включены государственные и отраслевые стандарты и отраслевые нормали, утвержденные до I мая 1974 года.
В стандарты и нормали внесены все изменения, принятые до указанного срока. Около номера стандарта и нормали, в которые внесены изменения, стоит знак*.
Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных государственных стандартах, а также о принятых к ним изменениях, публикуется в выпускаемом ежемесячно € Информационном указателе стадартов», об отраслевых стандартах и нормалях — в выпускаемом ежеквартально *Информационном указателе отраслевых стандартов (нормалей) автомобилестроения».
© Издательство стандартов, 1974
ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ РЕЗИНОКОРДНЫЕ УПРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДВЕСОК АВТОМОБИЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО
Технические требования и методы
ОСТ 37.00!. 026-71
Утвержден 17/XII 1971 г. Срок введения установлен
с 1/УИ 1972 г. до 1/V 1977 г.
Настоящий отраслевой стандарт распространяется на пневматические резинокордные упругие элементы (пневматические рессоры). применяемые в подвесках всех моделей автомобильного подвижного состава, и устанавливает технические требования к ним и .методы статических испытаний.
Стандарт не распространяется на технические требования и методы испытаний отдельных деталей пневматических резинокордных упругих элементов.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Пневматический резинокордный упругий элемент состоит из резинокордной оболочки и арматуры (фланцы, кольца прижимные, кольца стягивающие, поршни направляющие и т. п.).
1.2. Резинокордная оболочка пневматического резинокордного упругого элемента должна соответствовать типоразмерному ряду, утвержденному в установленном порядке.
1.3. Резинокордная оболочка, арматура и пневматический резинокордный упругий элемент в сборе должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.4. Физико-механические показатели резннокордной оболочки, нагрузка на оболочку при заданном внутреннем давлении и вели-
Изданис официальное Перепечатка воспрещена
ОСТ 37.001.026—71
чина рабочего хода должны соответствовать техническим условиям на применяемые типы и размеры оболочек.
1.5. Пневматический резинокордиый упругий элемент должен обеспечить герметичность в пределах, устанавливаемых пп. 2.6.7 и 2.6.8.
1.6. Арматура пневматических резинокордных упругих элементов должна обеспечивать надежное крепление их к подрессоренным и неподрессоренным частям автомобильного подвижного состава.
1.7. Наличие трещин, царапин, раковин или неровностей на поверхностях арматуры, контактирующих с рези но кордной оболочкой, а также других дефектов механического и металлургического происхождения, влияющих на снижение долговечности пневматических резинокордных упругих элементов, не допускается.
1.8. Поверхности металлической арматуры, контактирующие с резинокордной оболочкой, должны быть надежно защищены от появления коррозии.
1.9. Крепежные детали армауры пневмаическнх резннокорд-ных упругих элеменов должны обеспечивать надежное соединение, не ослабляющееся в процессе эксплуатации.
1.10. В технической документации в качестве обязательных должны быть следующие данные:
расчетное статическое давление и диапазон рабочих давлений в статическом положении (при номинальной высоте), в котором обеспечивается нормальная работа пневматического резинокордного упругого элемента;
номинальная высота «и диаметр (по оболочке) пневматического резинокордного упругого элемента с соответствующими допусками при расчетном статическом давлении и нагрузке, соответствующей этому давлению;
диаметр (по оболочке) пневматического резннокордного упругого элемента при максимальном допустимом давлении и номинальной высоте;
внутренний объем пневматического резинокордного упругого элемента при расчетном статическом давлении и номинальной высоте:
максимальные ходы сжатия и отбоя, отсчитываемые от номинальной высоты как от нулевой точки. Величина сжатия указывается с положительным знаком, а отбоя—с отрицательным;
график статических характеристик пневматического резинокордного упругого элемента в диапазоне рабочих давлений при «различных дополнительных объемах, построенный аналогично графику, приведенному в приложении 2. Обязательно приводятся статические характеристики без дополнительного объема и не менее трех характеристик с различными дополнительными объемами, причем не менее чем при четырех различных давлениях в рабочем диапазоне;
232
ОСТ 37.001.026—71
таблица по форме: |
Наименование параметров |
Рабочее давление, кгс/см9 |
|
|
|
|
Грузоподъемность, кге
Жесткость без дополнительного объема, кгс/с.ч
Жесткость при первом дополнительном объеме, кгс/см
Жесткость при втором дополнительном объеме, кгс/см
Жесткость при третьем дополнительном объеме, кгс/см |
|
|
|
|
|
Примечание. Жесткость определяется по статическим характеристикам в точках, соответствукшвих номинальной высоте пневматического .резинокордного упругого элемента (при нулевой деформации); |
требования по устойчивости пневматического резинокордного упругого элемента.
1.11. Гарантийный пробег пневматических резпнокордных упругих элементов устанавливается 50 000 км в течение трех лет с момента изготовления резннокордной оболочки (включая в этот срок и время складского хранения).
2. КОНТРОЛЬ И МЕТОДЫ СТАТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Каждый пневматический резннокордный упругий элемент должен быть принят техническим контролем предприятия-изготовителя.
2.2. Размер каждой партии пневматических резинокордных упругих элементов одного и того же типоразмера не должен превышать 1000 шт. Каждая партия пневматических резинокордных упругих элементов должна быть изготовлена только из одной партии резинокордных оболочек.
2.3. Для контрольной проверки качества пневматических рези-нокордиых упругих элементов и соответствия их показателей настоящему стандарту должны проводиться наружный осмотр, проверка размеров, испытания на герметичность, испытания .на устойчивость и определение статических характеристик.
2.4. Наружный осмотр
2.4.1. Проверке подвергается вся партия.
233
ОСТ 37.001.026—71
2.4.2- Не допускаются видимые на глаз дефекты, не предусмотренные инструкцией по разбраковке, и механические повреждения резинокордной оболочки и арматуры.
2.4.3. Пневматические резинокордные упругие элементы, не удовлетворяющие данным требованиям, бракуются.
2.5. Проверка размеров
2.5-1- Проверке подлежат габаритные и присоединительные размеры. Размеры пневматического резинокордного упругого элемента должны находиться в пределах допусков, установленных технической документацией-
2-5.2. Замер высоты и диаметра пневматических резинокордных упругих элементов производится при нагрузке, соответствующей расчетному статическому давлению (с отклонением не более 0,1 кг-с/см2), указанному в технических условиях. Нагрузка устанавливается с точностью до 2 % от максимальной грузоподъемности пневматического резинокордного упругого элемента-
2.5.3. Проверке размеров подвергаются 2 % пневматических ре-зннокордных упругих элементов от партии, но не менее 3 шт.
2.5.4. Результаты обмера фиксируются в акте.
2.6. Испытания на герметичность
2.6.1. Перед испытаниями на герметичность производится проверка отсутствия явной утечки воздуха из пневматического резино-кордного упругого элемента в ванне с водой или при помощи специальных растворов (например, мыльного). Проводится проверка соединений- Пузыреиие не допускается. Испытаниям по данному пункту подвергается 100 % пневматических резинокордных упругих элементов-
2.6.2. Испытания на герметичность проводятся методом замера величины падения давления в течение установленного времени-
2.6- 3- Пневматический резинокордный упругий элемент испытывается на герметичность при максимальном рабочем давлении воздуха, соответствующем максимальной статической нагрузке в положении при фиксированной номинальной высоте, которая обеспечивается приспособлением в течение всего времени испытаний.
2-6-4. Испытаниям на герметичность подвергаются 2 % пневматических резинокордных упругих элементов от партии, но не менее 3 шт.
2.6- 5- Испытания на герметичность проводятся при температуре окружающей среды 20±5°С.
2.6.6. Падение давления определяется при помощи прецизионного манометра, обеспечивающего точность замера до 0,1 кгс/см2.
2.6.7- Пневматический резинокордный упругий элемент, установленный в приспособление, обеспечивающее его номинальную высоту при давлении, соответствующем максимальной статической нагрузке, выдерживается в течение трех суток-
234
ОСТ 37.001.026—71
2.6.8. Пневматический резинокордный упругий элемент удовлетворяет требованиям но герметичности, если за время испытания падение давления не превышает 0,2 кгс/см2.
2-6.9. Результаты испытаний пневматических резинокордных упругих элементов на герметичность должны быть занесены в протокол, форма которого приведена в приложении 1*
2.7. Испытания на устойчивость
2.7*1. Испытания пневматических резинокордных упругих элементов баллонного типа проводятся методом замера величины максимального смещения одного из стягивающих колец в горизонтальной плоскости от его исходного положения в процессе сжатия.
2.7.2- Испытания пневматических резинокордных упругих элементов диафрагменного типа (двойных диафрагменных и комбинированных баллонно-диафрагменных) проводятся методом замера величины максимального смещения в горизонтальной плоскости от исходного положения в процессе сжатия тех точек арматуры, которые оговариваются в технических условиях-
2.7.3. Испытания пневматических резинокордиых упругих элементов на устойчивость проводятся на прессе в специальном приспособлении, обеспечивающем надежную фиксацию опорной арматуры упругих элементов относительно опорных плоскостей приспособления и пресса- Испытания проводятся без дополнительного резервуара-
2.7-4. Направление максимального смещения определяется визуально или специальными средствами контроля при сжатии пневматического резинокордного упругого элемента до минимальной рабочей высоты.
Схема проведения испытаний на устойчивость приведена на чертеже-
2.7.5. Если в технических условиях на резинокордную оболочку, применяемую в данном пневматическом резинокордном упругом элементе, имеются соответствующие требования, то перед испытаниями на устойчивость производится прокатка пневматического резннокордного упругого элемента- Все данные по прокачке указываются в технических условиях-
Примечание. Рекомендуемый режим прокачки:
количество циклов сжатие-отбой 25000
величина хода сжатие-отбой 100 мм
диапазон частот прокачки 1—4 кол/с
2.7.6. Испытаниям подвергается 1 % пневматических резинокордных упругих элементов от партии, но не менее 3 шт.
2.7.7. Порядок проведения испытаний на устойчивость пневматических резинокордных упругих элементов должен быть следующим:
монтаж между опорами приспособления на прессе;
235
заполнение воздухом до величины максимального рабочего давления в положении при номинальной высоте /У;
растяжение пневматического резинокордиого упругого элемента до высоты, соответствующей величине максимального хода отбоя, Я + О;
первый замер расстояния между выбранным элементом арматуры (например, стягивающим кольцом в пневматических резинокордных упругих элементах баллонного типа) и измерительной базой А и
сжатие до высоты, соответствующей номинальной высоте Нг и фиксация в этом положении;
второй замер расстояния от арматуры до измерительной базы А2;
сжатие до высоты, соответствующей максимальному ходу сжатия Н—В, и фиксация в этом положении;
третий замер расстояния от арматуры до шзмернтельной базы Л3.
2.7.8. Результаты испытаний пневматических резинокордных упругих элементов на устойчивость должны быть занесены в протокол, форма которого приведена в приложении 3.
2.7.9. Пневматический резинокордный упругий элемент удовлетворяет требованиям по устойчивости, если максимальная разница между тремя замерами Ah А2 и Л3 соответствует требованиям технической документации на определенный тип -и размер пневматического резинокордиого упругого элемента, утвержденным в установленном порядке.
2.7.10. Испытания на устойчивость не проводятся, если это оговорено в технических условиях.
2.8. Определение статических характеристик пневматических резинокордных упругих элементов
2.8.1. Под статической характеристикой понимается график зависимости деформации упругого элемента от нагрузки Р. Образец графика приведен в приложении 2.
2.8.2. Испытания для определения статических характеристик пневматических резинокордных упругих элементов проводятся на прессе, обеспечивающем замер нагрузок и соответствующих деформаций. Замер перемещений должен проводиться с точностью до 1 мм, а замер нагрузок — с точностью до 2 % от максимальной грузоподъемности пневматического резинокордного упругого элемента.
2.8.3. Изменение деформаций должно происходить со скоростью не более 20 см/мин.
2.8.4. Испытания для определения статических характеристик проводятся:
с давлениями при статической нагрузке от минимального рабочего до максимального рабочего с интервалом не более 1 кгс/см2;
СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ НА УСТОЙЧИВОСТЬ |
|
Н — номинальная высота; О — максимальный ход отбоя; В — максимальный ход сжатия; Аи Л* —первый, второй и третий 'замеры расстояния от измерительной базы до стягивающего кольца; Р,, Pj, Pt — соответствующие нагрузки, создаваемые прессом