УДК 629.7-408:658.562
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
ОСТ 1 02507-92
САМОЛЕТЫ ДОЗВУКОВЫЕ
На 10 страницах
^n-№ ДУ^чяДта № изм.
*"Ин. Hi подлмнянна__6Ю7__№ н.и
Общие требования к качеству внешней поверхности
Дата введения 1 января 1993 г.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к качеству внешней поверхности вновь проектируемых дозвуковых самолетов в серийном производстве и при ремонте.
Требования стандарта являются основным документом дня разработки технических условий на качество внешней поверхности самолетов.
ОСТ 1 02507-92
1. Выполнение требований стандарта является необходимым условием обеспе^ чений минимального уровня дополнительного сопротивления, обусловленного производственными (технологическими) неровностями и конструктивными элементами (надстройками, щелями по органам управления и механизации, конструктивными зазорами).
Допустимое значение дополнительного сопротивления определяется опьггно-конструкторскими бюро (ОКБ), Центральным аэрогядродинамическим институтом (НАГИ) и Научно-исследовательским институтом технологии и организации производства (НИАТ) при проектировании самолета с учетом его назначения и особенностей используемых в конструкции самолета конструкторско-технологических решений.
2. Внешняя поверхность самолета разбивается на три зоны: нулевая '(О), первая (1) и вторая (2).
Нулевая зона включает: передние участки элементов самолета, на которых существует естественное ламинарное обтекание.
Первая зона включает:
1) верхнюю поверхность крыла, 15 % хорды нижней поверхности носков (предкрылков) крыла и элементов механизации, верхнюю поверхность зализа крыла и его нижнюю поверхность не более 15 % бортовой хорды, а также всю поверхность элеронов;
2) поверхность от носа фюзеляжа до хвостика бортовой хорды крыла над верхней поверхностью крыла и от носа фюзеляжа до 15 % бортовой хорды под плоскостью крыла;
3) на хвостовом оперении: поверхность от носка до 50 % хорды, а также поверхность рулей направления и высоты;
4) на гондолах двигателей и пилонах: поверхность от носка до 50 % длины гондол и хорды пилонов.
Границы первой зоны могут быть уточнены и привязаны к каким-либо конструктивным элементам планера конкретного самолета, но должны быть не менее указанных.
Вторая зона - воя остальная поверхность самолета.
3. На внешней поверхности допускаются выступающие в поток детали в минимальном количестве и только те из них, которые по своему назначению работают в набегающем потоке и необходимы для нормального функционирования самолетного оборудования. Эти детали должны иметь наименьшие размеры и оптимальные аэродинамические формы.
Мелкие детали типа вспомогательных воздухозаборников или отверстий выхлопа, по возможности, размещать в корневых частях или зализах крыла, оперения
или выполнять утопленными
ОСТ 1 02507-92 с-
Крепеж выступающих деталей обеспечивать без крепежных шюшадок, в противном случае - предусмотреть фаску перед и за крепежной площадкой с углом не более 30°. Детали, используемые только на земле, выполнять съемными или убирающимися на время попета.
Суммарная площадь миделя выступающих деталей пассажирских самолетов
2
должна быть не более ОД м .
4. Зазоры по стыкам листов обшивки и несъемных панелей с толщиной более 1,8 мм должны быть заполнены заподлицо пастой с образованием фаски.
5. Продольные стыки обшивок, выполненные внахлестку, должны иметь фаску под углом менее 30° к поверхности обшивки.
6. Для уменьшения дополнительного сопротивления целесообразно избегать уступов с лицевой стороной, направленной против набегающего потока.
7. Риски и царапины на обшивках и панелях после окончательной отделки самолета не допускаются.
8. Требования к качеству внешней поверхности после окончательной отделки в серийном производстве и при ремонте приведены в таблиде, в которой указаны средние значения выступания (или западания) производственных неровностей. Отклонения от заданных значений допускаются в соответствии с нормальным законом распределения случайных величин.
а си in LOTS «мннмпгои <ц чнц
йен in -анц
При этом число измерений для конкретного тина производственной неровности в пределах данного участка профили {поверхности) по значению отклонения должно распределяться следующим образом:
— от О до Л — не менее 50 %,
— от /г до 1,5/г- не более 45 %,
— от 1,5 h до 2,0h — не болое 5 %.
На стыках, образуемых листами обшивок толщиной не более 1,8 мм, с высотой уступов, превышающих номинальные значения более чем в 1,5 раза, должны быть сняты фаски с углом менее 30°.
Распредеп еяие вероятности отклонений определяется по материалам контрольных измерений, выполненных на внешней поверхности самолета, и оформленных в виде стандартных карт контроля по ОСТ 1 02728.
Н аименование требования
Шероховатость поверхности Ra, мкм {на базовой дойне 2,5 мм)
1 Норма по зонам
поверхности
1
1
Выступание головок заклепок /?, мм:
для обшивок толщиной не более 1,8 мм дли обшивок толщиной 2,0 мм и более
Выступание (+) или западание (—) головок болтов и винтов fyt мм:
для обшивок толщиной не более 1,8 мм д ля обшивок толщиной 2,0 мм и более
0,001
0,002
Им. Ш AflJMMLT*__Ns изм.
Им. И» подлинника 6107 № изо
Утяжка от заклепок h, мм:
для обшивок ТОЛЩИНОЙ не более 1,8 мм для обшивок толщиной 2,0 мм и более
Утяжка обшивки но многорядным заклепочным швам h , мм
Уступы на стыках листов обшивки, панелях, техно-
0,10,1
логических люках h , мм: стык поперек потока:
выступание (+)
Зазоры на стыках листов обшивки толщиной не более 1,8 мм, 6 , мм
Уступы по крышкам эксплуатационных люков и съемных листов обшивки Л , мм:
поперек потока
-SL *
/А
+0,1
+0,2
-0.2
0.6
1,0
Ни». Hi дубликата__ Ht нзм
Hhi. Ni подлинника 6107 Hi из» | |
Продолжение
Норма ио зонам поверхности
Уступи между интерцептором, воздушным тормозом и; залонжеронной панелью крыла h , мм
Уступы по периметру герметичных входных устройств h , мм: для носового обтока— теля
±1,0
Hub. Ht дубликата__Ni изм.
Инв. № подлкиикка 6107 щ( изв.
для входных дверей, аварийных и грузовых люков:
поперек потока вдоль потока для створок шасси для створок мотогон— дол
для створок грузовых
Уступы между задней кромкой предкрылка и носком крыла ft , мм;
выступание (+)
западание (-)
-Ю.1 +1,0-0,2 -1,0
±2,0
Ин». № дубликата______ Nt изм.
Им. Н» подлинника 6107 Ni изв.
9, Конструктивные зазоры н щели, не подлежащие закрытию, должны выполняться с погрешностью, не превышающей ±20 % от номинальных значений измеряемых величин.
10. Подлежат закрытию сквозные шали:
1) на крыле по органам механизации (в убранном положении) между*
- орланами механизации и крылом,
— торцами секций органов механизации.
— бортом ({юэеляжа и кодаевыми секциями органов механизации; 2) на оперении (при бустервом управлении) межцут
— элеронами и крылом,
— рулем высоты и стабилизатором,
— рулем направлении и килем.
ОСТ 1 02507-92
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. УТВЕРЖДЕН и ЗАРЕГИСТРИРОВАН ТК
по стандартизации № 323 за № 874 от 23.08.92
2. ВЗАМЕН ОСТ 1 02507-84
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, иа который дана ссыпка |
Номер пункта |
ОСТ 1 02728-92 |
8 |