ОТРАСЛЕВОЙ
СТАНДАРТ
ЗАДЕЛКА ПОДШИПНИКОВ КЛЕЕМ
ВК-9
Технические
требования
|
ОСТ
1 00773-75
На
8 страницах
Взамен 986АТ
|
Распоряжением
Министерства от 22 сентября 1975 г. № 087-16
срок введения установлен с 1 июля 1976 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт распространяется на заделку подшипников качения
клеем ВК-9 в детали, изготовляемые из сталей 30ХГСН2А (30ХГСНА), 30ХГСА,
титановых сплавов ВТ-5, ВТ-22, алюминиевых и магниевых сплавов, предназначаемую
для использования в конструкциях самолетов, вертолетов и средствах их наземного
обслуживания.
2. Параметры заделки подшипников должны соответствовать указанным в табл.
1.
Таблица 1
Наименование параметров
|
Норма для заделки подшипников в детали
|
из сталей, титановых и алюминиевых сплавов
|
из магниевых сплавов
|
Диаметр посадочного отверстия в детали для
подшипника, мм
|
От 14 до 100
|
Температура применения заделки, °С
|
От -60 до +125
|
От -60 до +100
|
Нормальная температура отверждения клея, °С
|
От +15 до +35
|
Время отверждения клея при нормальной температуре,
ч
|
24
|
Повышенная температура отверждения клея, °С
|
От + 60 до + 70
|
Время отверждения клея при повышенной температуре,
ч
|
1
|
Масса клея, приходящаяся на 1 м площади
склеиваемых поверхностей, г
|
От 125 до 150
|
3. Радиальные нагрузки на клеевое
соединение должны определяться несущей способностью стандартных подшипников.
Для нестандартных подшипников (с уменьшенной более чем на 10 % опорной
площадью), а также для шарнирных и роликовых сферических подшипников радиальная
нагрузка должна быть не более 30 МПа (300 кгс/см2).
4. Осевые усилия на клеевое соединение должны определяться пределом
прочности соединения при сдвиге в зависимости от рабочей температуры.
Зависимость предела прочности клеевого соединения при сдвиге от рабочей
температуры указана на графике.
График
зависимости предела прочности клеевого соединения при сдвиге от рабочей
температуры
1 - детали из сталей и титановых
сплавов; 2 - детали из алюминиевых сплавов; 3 - детали из магниевых сплавов
5. Заделка подшипников в детали должна производиться в соответствии с
требованиями настоящего стандарта по чертежам, утвержденным в установленном
порядке.
6. Посадочные отверстия в детали под заделку подшипников должны
изготовляться с предельными отклонениями:
- для подшипников с наружным диаметром до 50 мм - F7;
- для подшипников с наружным диаметром свыше 50 мм - G7.
7. Шероховатость поверхности посадочного отверстия в детали должна быть R = 20.
8. На детали для заделки подшипников должны быть нанесены защитные
покрытия:
а) гальванические по действующему в отрасли документу:
- кадмирование на толщину слоя 3 - 6 мкм - для стали 30ХГСН2А;
- кадмирование на толщину слоя 3 - 6 мкм с последующей пассивацией или
оксидное фосфатирование - для стали 30ХГСА;
- анодирование в серной кислоте с наполнением в растворе хромпика - для
алюминиевых сплавов;
- оксидирование - для магниевых сплавов.
Детали из титановых сплавов покрытию не подлежат;
б) лакокрасочные (кроме поверхности посадочного отверстия) в соответствии
с требованиями чертежей, утвержденных в установленном порядке.
9. Подшипники, предназначаемые для клеевой заделки в детали, должны
подвергаться расконсервации.
10. Приготовление и использование клея ВК-9 с учетом техники безопасности
и проверку его качества следует производить по действующему в отрасли
документу.
11. Клей должен быть приготовлен не ранее чем за
один час до употребления и подаваться на рабочее место в клеянках с закрытой
крышкой с указанием на них времени приготовления и срока годности клея.
Примечание. Выдачу клея производить только после
входного контроля - проверки жизнеспособности клея и прочности на сдвиг.
12. Каждый подшипник, заделанный в деталь со сквозным посадочным отверстием,
должен быть проверен на невыпрессовку при температурах 18 - 20 °С. Нормы осевых
усилий невыпрессовки подшипников из деталей должны соответствовать указанным в
табл. 2.
Подшипники, заделанные в глухие посадочные отверстия деталей, не проверять.
Таблица 2
Диаметр посадочного отверстия (наружный диаметр подшипника), мм
|
Допускаемые осевые усилия невыпрессовки
подшипника в детали из материала, Н (кгс), не менее
|
стали и титановые сплавы
|
алюминиевые сплавы
|
магниевые сплавы
|
От 14 до 20
|
740 (75)
|
250 (25)
|
200 (20)
|
Св. 20 до 50
|
1470 (150)
|
490 (50)
|
290 (30)
|
Св. 50 до 80
|
2940 (300)
|
1470 (150)
|
980 (100)
|
Св. 80 до 100
|
5880 (600)
|
2940 (300)
|
1960 (200)
|
Примечание. Для подшипников типов 900000 и 980000
значения осевой нагрузки должны определяться из расчета сохранения удельной
нагрузки для соответствующего диаметра подшипника, указанного в табл. 2.
13. Технологические указания по заделке подшипников приведены в
обязательном приложении к настоящему стандарту.
14. После проверки на невыпрессовку подшипники должны быть смазаны
рабочей смазкой.
15. При эксплуатации, в случае необходимости замены подшипников, следует
выпрессовать их из посадочных отверстий детали. Посадочные поверхности
отверстий следует очистить от клея и не позднее чем через 6 ч нанести защитные
покрытия* для последующей заделки в деталь подшипников в
соответствии с требованиями настоящего стандарта. Для более легкого удаления из
посадочных отверстий детали подшипников допускается местный нагрев заделки до
температуры 100 - 120 °С (для магниевых сплавов - не более 100 °С).
* Для ремонтных
деталей после зачистки посадочных поверхностей под подшипник покрытие не
восстанавливать.
16. При среднем ремонте или планово-техническом осмотре или межремонтном
ресурсе изделия должен производиться внешний осмотр деталей с вклеенными
подшипниками на соответствие требованиям настоящего стандарта.
При капитальном ремонте не реже чем через 5 - 6 лет 10 % деталей с
вклеенными подшипниками, но не менее 5 шт., должны быть проверены:
- на невыпрессовку по нормам, указанным в табл. 2 настоящего стандарта;
- на отсутствие коррозии.
При удовлетворительных результатах проверки срок эксплуатации деталей с
вклеенными подшипниками продляется до следующего ремонта.
Если при проверке хотя бы одна деталь с вклеенными подшипниками не
выдержит испытания, проверке на невыпрессовку подлежат все заделанные
подшипники.
Пример записи в технической
документации заделки подшипников клеем ВК-9:
Заделка ОСТ 1 00773-75
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обязательное
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЗАДЕЛКЕ ПОДШИПНИКОВ КЛЕЕМ ВК-9
1.
Расконсервация подшипников до установки в деталь выполняется следующими
способами:
- подшипников
открытого типа (без защитных шайб) - промывкой наружных поверхностей и рабочей
части в бензине по ГОСТ 443-76;
- подшипников
закрытого типа - удалением смазки только с наружных поверхностей путем протирки
тампонами из марли по ГОСТ 11109-74
сначала сухими, а затем смоченными в бензине и хорошо отжатыми (во избежание
попадания бензина в зону смазки рабочей части подшипника).
2. Подшипники
после расконсервации должны быть заделаны в детали в течение времени, не
превышающего 48 ч. При этом коррозия на подшипниках не допускается.
3. Рабочую
часть подшипника перед обезжириванием склеиваемых поверхностей и нанесением
клея следует изолировать в приспособлении согласно чертежу.
1 - подшипник; 2 - резиновая прокладка;
3 - деталь под заделку подшипника; 4 - слой клея ВК-9; 5 - приспособление
При этом
необходимо следить за плотной затяжкой подшипников закрытого типа в
приспособлении, обеспечивающим защиту внутренней полости подшипника от попадания
клея или растворителя.
4. Обезжиривание склеиваемых поверхностей должно производиться три раза
подряд, причем каждый раз чистым тампоном, смоченным в бензине. После чего
указанные поверхности в течение 10 - 15 мин выдерживают на воздухе, затем обезжиривают
ацетоном по ГОСТ
2603-79 и перед нанесением клея выдерживают на воздухе не менее 15 мин. (За
обезжиренные поверхности руками не касаться).
5. Клей должен наноситься на обе склеиваемые поверхности равномерным
слоем с учетом его расхода, предусмотренного в табл. 1 настоящего стандарта.
6. Сборка склеиваемых деталей должна производиться не позднее 30 мин
после нанесения клея. Для равномерного распределения клея по склеиваемым
поверхностям подшипник в посадочном отверстии следует провернуть на 180°
от первоначального положения. Излишки клея удаляют сухим марлевым тампоном.
7. Собранные детали
должны быть выдержаны согласно одному из режимов, указанных в табл. 1
настоящего стандарта. В случае отверждения клея при нагреве время выдержки
отсчитывается с момента достижения указанной температуры в клеевом слое.
Примечание. Допускается заделка подшипников при
температуре окружающей среды от 5 до 15 °С; в этом случае отверждение клея следует
производить только при повышенной температуре, указанной в табл. 1
настоящего стандарта.
8. Работы по обезжириванию и вклеиванию подшипников должны выполняться в
чистом помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией, при температуре
от 15 до 30 °С в резиновых перчатках по ГОСТ 9502-60.
9. После склеивания и проверки на невыпрессовку подшипники открытого типа
должны заполняться рабочей смазкой, затем эти подшипники и подшипники закрытого
типа должны быть защищены обильной, периодически возобновляемой в эксплуатации
смазкой, перекрывающей клеевой шов по периметру с обеих сторон. Рекомендуется
смазка ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433-80.