УДК 629.7.042 3.001.4 Группа Д19
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ
Методы оценки обзора из кабины
ОСТ 1 00444-81
На 1£ страницах Введен впервые
Ннв. К» дубликата__I_ I [К* изм.
Распоряжением Министерства от 21 декабря 1981 г, Hi 087-16
срок введения установлен с 1 января 1983 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт устанавливает методы (расчетный, измерительный и экспертный) оценки обзора из кабины экипажа самолета и вертолета с рабочего места летчика, оборудованного средствами для определении главной линии визирования.
Термины и их определения приведены в обязательном приложении 1.
ОСТ 1 00444-8] Стр. 2
1. РАСЧЕТНЫЙ МЕТОД
1.1, Расчетный метод применяется на этапах проектирования и макетирования.
1.2, Для проведения оценки обзора расчетным методом на чертеже общего вица фонаря кабины должны быть заданы:
- система координат СХУХ рабочего места летчика;
- координаты контурных точек (точки следует назначать через интервалы от 5 до 10°) по зонам обзора на границах остекления;
- координаты главной визирной точки и визирных точек, образующих предельную траекторию С^А .
Перечисленные требования должны соответствовать приведенному чертежу.
cxyz - система координат рабочего места летчика; СуА- предельная траектория визирной точки в главной визирной плоскости; - главная визирная точка (азимутальный центр); ВК - линия визирования; В К'"- проекция линии визирования на главную визирную плоскость; проекция ВС2 на ось X ;
Z_ сХ - горизонтальный угол обзора; Z.J3 - вертикальный угол обзора; Б - гранила остекления
ОСТ 1 00444-81 с*. 11
- провести дугу С^А окружности, равную 60°, с центром в точке Of радиусом R « 90 мм, найти точку А S
/ л " А
- дуги с1 В, ■ с2 Л соединить прямой, касательной к ним;
- линия С7 А образует предельную траекторию визирной точки;
- в зоне горизонтальных углов обзора более 105° (см. черт. 1) и 115°
(см. черт. 2) азимутальный центр переносится в точку А .
Для случаев управления, непосредственно не связанных с пилотированием, допускается в зоне горизонтальных углов обзора от 90 до 135° отклонение траектории CjA от рекомендуемой на черт. 1, 2 за счет наклона тела летчика до ограничения конструкцией кабины самолета и вертолета.
Инв. Ns дубликата__№ нзм.
Нив. № подлинника__4743 Ц* изв.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рек ом ендуемое
ПРИМЕР ПОСТРОЕНИЯ ДИАГРАММЫ ОБЗОРА ИЗ ДВУХМЕСТНОЙ КАБИНЫ САМОЛЕТА ДЛЯ ЛЕВОГО ЛЕТЧИКА
Нив. № дубликата_ взи.
Нив. Jfe щимнна_ 4743__>fem.
ОСТ 1 00444-81 ор.3
1.3. При расчете горизонтальных углов реального обзора необходимо:
- соединить азимутальный центр с точкой К - проекцией заданной контурной точки К на главную визирную плоскость;
- определить горизонтальный угол обзора ОС как угол между линией К и осью X :
В В*
оС=атс^1Тг ’
где В'С2 - проекция В Cg на ось X .
1.4. При расчете вертикальных углов реального обзора необходимо:
- определить визирную точку В при заданном положении контурной точки К и известном горизонтальном угле обзора ОС как точку пересечения прямой С^К* и траектории Су А ;
_ соединить визирную точку В с контурной точкой К и вертикальный угол обзора рассчитать как угол между линией визирования В К и ее проекцией В К* на главную визирную плоскость:
р^атсЦЩг-
1.5. Расчет углов обзора для крайних боковых положений туловища и макси» мальных поворотов головы летчика производится с учетом поля зрения летчика при движении его глаз.
1.6. Построение предельной траектории визирной точки для одноместной кабины самолета с катапультируемым креслом и ручкой управления приведено в ОСТ 1 03955-79.
1.7. Построение предельной траектории визирной точки в кабине самолета для одного и двух летчиков со штурвалом и некатапультируемым креслом приведено в рекомендуемом приложении 2.
1.8. Построение предельной траектории визирной точки в кабине вертолета для одного и двух летчиков приведено в рекомендуемом приложении 2.
1,9. При определении конструктивного обзора принимается, что глаз летчика находится в главной визирной точке, зрение летчика монокулярно и обзор ограничен конструкцией кабины, самолетом и вертолетом.
Горизонтальный угол конструктивного обзора рассчитывается как утоп между проекцией линии визирования на главную визирную плоскость и осью X. Вертикальный угол конструктивного обзора рассчитывается как угол между линией визирования и ее проекцией на главную визирную плоскость.
для левого глаза, по правому
1,10. На основе вычисленных значений углов обзора следует построить диаграмму обзора в прямоугольной системе координат, откладывая по горизонтальной оси значения горизонтальных углов обзора, по вертикальной оси - вертикальных углов обзора. При этом считается: обзор по левому борту самолета и вертолета -
для правого глаза. Пример построения диаграммы
ОСТ 1 00444-81 ор. 4
обзора приведен в рекомендуемом приложении 3.
1.11. Кроме расчетов по п.п 1.3 - 1.5 проводится расчет углов обзора при других положениях самолета и вертолета в пространстве и определению видимости наземных ориентиров для случаев, которые оговариваются действующей документацией.
1.12. При расчете углов .обзора следует учитывать снаряжение летчика. Влияние переплетов остекления оценивается с учетом бинокулярности зрения.
2. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД
2.1. Измерительный метод применяется при макетировании к летных испытаниях.
2.2. Процесс измерения углов обзора с помощью угломерного инструмента должен состоять из ряда последовательных операций,
2.3. Приведение угломерного инструмента в рабочее состояние и установка его измерительных устройств в положение, учитывающее положение самолета и вертолета или макета. Следует приводить строительную горизонталь самолета и вертолета в горизонтальное положение.
2.4. Разметка контурных точек, в направлении которых определяются углы обзора, в соответствии с п. 1.2.
2.5. Совмещение экспериментатором оси иэмерителыюго устройства угломерного инструмента с линией визирования, проходящей через контурную точку, соответственно программе измерений (см. п. 1.11) с учетом снаряжения летчика
(см. л. 1.12).
2.6. Считывание и запись экспериментатором значений углов обзора в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
2.7. Построение диаграммы обзора.
2.8. Измерительный метод должен обеспечивать измерение углов обзора с абсолютной погрешностью +1°
3. ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД
3.1. Экспертный метод применяется при макетировании и летных испытаниях.
3.2. Экспертный метод должен состоять в выявлении преобладающего мнения специалистов в обстановке, которая исключает прямые дебаты, но позволяет взвешивать свои суждения с учетом доводов всех экспертов.
3.3. Процедура экспертной оценки должна состоять из этапов:
- организация опроса;
- проведение опроса;
ОСТ 1 00444-81 огр, 5
- обработка результатов опроса и получение оценок;
- анализ и представление результатов в виде обобщенной опенки.
3.4. Опрос'экспертов должен соответствовать следующим требованиям:
- ответы экспертов обязаны содержать характеристику обзора по пятибалльной системе, по зонам обзора или комплексно, в соответствии с таблилэй;
- размеры зон обзора и их число определяются назначением самолета и вертолета;
- количество туров опроса должно быть не менее двух;
- опрашиваемые эксперты после каждого опроса знакомятся с ответами других экспертов;
- мнения экспертов должны быть обоснованы и обоснования доводятся до сведения всех участников экспертизы;
Инд. Jfg дубликата___Jfe изм.
Инв. Ns яодялнинка__4743__№ изв.
- статистическая обработка ответов экспертов проводится после каждого тура.
Словесная опенка |
Балл |
Замечаний нет. Отлично......... |
5 |
Нравится, но есть замечания» Хорошо , . . |
4 |
Допустимо. Но не ясно, нравится или нет |
|
Удовлетворительно ............ |
3 |
Допустимо, Но не нравится. Неудовлет- |
|
ворительно ..... ...... ..... |
2 |
Недопустимо. Плохо ........... |
1 |
3.5. Для расчета индивидуальной комплексной опенки следует использовать
где В - индивидуальная комплексная опенка эксперта;
41,42, ..., Ат - оценки экспертом зон обзора 1, 2, 3,
, К^ у Кт - коэффициент весомости зон обзора;
тп - число зон обзора»
3.6. Коэффициент весомости зон обзора определяется из условий эффективности и безопасности полета, качества пилотирования и выполнения основной и дополнительных задач, стоимости производства.
3.7, При оценке по таблице эксперт должен учесть следующие особенности эксплуатации самолета и вертолета:
- размещение летчика на рабочем месте, регулировка кресла, контроль положения глаз относительно главной линии визирования;
- достаточность обзора из кабины при маневрировании по земле и пилотировании на всех этапах полета;
ОСТ 1 00444-81 стр. 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
£ |
т
«*
£ |
|
|
4743 |
I
1
*
т |
«в
ж
ж
I
£ |
- достаточность обзора для выполнения задач в соответствии с назначением самолета и вертолета;
- достаточность обзора обеспечиваемого приборами и средствами отражения (зеркалами, перископами);
- влияние затенения обзора элементами конструкции и оборудования кабины;
- достаточность обзора при полете в сложных метеоусловиях, при посадке на необорудованном аэродроме, в особых случаях;
- эффективность средств борьбы с обледенением, запотеванием, загрязнением остекления;
- возможность дополнительных движений головой при недостаточном обзоре.
3.8. Обобщенная средняя оданка рассчитывается по формуле:
в -*1+*2 + *Ж+'"+В„
Ср ~ п
где /7 - количество экспертов не должно быть менее трех.
При большом различии индивидуальных опенок рассчитывается по формуле:
Л В “ &тах “ ^mln '
3.9. При проведении экспертизы может быть использован опрос в форме заполнения анкеты.
ОСТ 1 00444-81 стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Обязательное
Инв. Я» дубликата •__№ из к.
Н*1. И* щшнкнй__4743__Ц* Ш-
ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
Термин |
Определение |
Обзор из кабины |
Характеристика кабины, определяющая возможность наблюдения внекабинного пространства с рабочего места летчика |
Поле обзора |
Часть пространства, видимого с рабочего места летчика, члена экипажа, с учетом его движений глазами, головой, туловищем |
Зона обзора |
Часть поля обзора, имеющая определенное значение для выполнения летчиком действий по управлению самолетом и вертолетом |
Точка визирная главная |
Условная точка, соответствующая середине межзрачкового расстояния глаз летчика в рабочей позе при выполнении горизонтального полета |
Точка визирная |
Расчетное или экспериментально определенное место положения глаза летчика при наклоне туловища и повороте головы |
Линия визирования главная |
Условная линия, проходящая через главную визирную точку в плоскости симметрии кресла параллельно строительной горизонтали самолета и вертолета |
Линия визирования |
Линия, проходящая через визирную точку и наблюдаемую точку видимого пространства |
Плоскость визирная главная |
Плоскость, проходящая через главную линию визирования перпендикулярно плоскости симметрии кресла летчика |
Угол обзора горизонтальный |
Угол между главной линией визирования и проекцией линии визирования на главную визирную плоскость |
Угол обзора вертикальный |
Угол между линией визирования и ее проекдаей на главную визирную плоскость |
Реальный обзор |
Обзор, определяемый с учетом бинокуь* л яркости зрения летчика, его подвижности на рабочем месте (свободного без напряжения поворота головы и наклона туловища), защитного снаряжения и положения самолета и вертолета относительно плоскости горизонта |
|
ОСТ 1 00444-81 стр. 8
Продолжение |
Термин |
Определение |
Конструктивный обзор |
Обзор, определяемый при монокулярном |
|
зрении летчика и при фиксированном положе |
|
нии его глаза в главной визирной точке |
Диаграмма обзора |
Графическое представление обзора в |
|
прямоугольной системе координат |
|
ОСТ 1 00444-81 стр. 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ВИЗИРНОЙ ТОЧКИ Предельная траектория визирной тонки для кабины с одним и двумя лет
чиками со штурвалом и некатапультируемым креслом приведена на черт. 1.
Инв. Hi дубликата__
И». Кг подлиня и на__ 4743
Д — предельная траектория! главная визирная точка (азимутальный
центр); О и 0? - центры вращения головы Черт. 1
ОСТ 1 00444-81 стр. ю
2. Предельная траектория визирной точки для кабины вертолета с одним и двумя летчиками приведена на# черт. 2 .
Ни. К» дубишп__К» им.
И«1; № ИЦЛИМИШ__£МЗ__№ mi.
СуА - предельная траектория; Ср - главная визирная точка (азимутальный центр); О % Oj t - центры вращения головы летчика
' Черт. 2
3. Порядок построения предельной траектории визирной точки в главной визирной плоскости:
- на перпендикулярах к оси ОХ из точки Cj и точки С2 отложить 32 мм, найти точку С,{ и точку С^ ;
- из точки С*2 (черт. 1) и из точки Cj (черт. 2) как из центров окружностей радиусом R «90 мм провести дугу до пересечения с осью ОХ , найти точку О (см. черт, 1), точки Q ъ 0^ (см, черт. 2);
- Из точки С*2 (см. черт. 1) как из центра окружности радиусом ^-135 мм и из точки 0^ (см. черт. 2) как из центра окружности радиусом R =90 мм провести дугу Су Bf величиной не менее 60 °;
- на перпендикулярах к оси 0Х из точки О отложить 160 мм (см. черт. 1) и 40 мм (см. черт. 2), найти точку ;
- найти точку Скак точку пересечения дуги окружности радиусом
Я = 90 мм с центром в точке 0^ и перпендикуляра, восстановленного к оси QX из точки Cg ;