ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
ТОВАРЫ
НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Гарантийное обслуживание
|
ОСТ 1.00347-79
На 9 страницах
Введен впервые
|
Распоряжением
Министерства от 30 августа 1879 г. №
087-16
срок введения установлен с 1 января 1981 г.
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по гарантийному
обслуживанию товаров народного потребления, порядок организации работ на
предприятиях-изготовителях по удовлетворению претензий потребителей, повышению качества и надежности изделий.
1.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Гарантийное обслуживание товаров народного
потребления производит предприятие-изготовитель только в пределах гарантийного
срока.
Гарантийное обслуживание производятся на предприятиях Министерства
бытового обслуживания или на предприятиях-изготовителях.
1.2. Предприятие-изготовитель удовлетворяет
претензии потребителей и торговых организаций на отказ в работе, некомплектную
поставку и неисправность изделий в период гарантийного срока их эксплуатации в
случае производственных и конструктивных недостатков и производит:
- ремонт или замену изделий, поступивших
на предприятие, с последующим возвратом потребителям;
- ремонт и техническое обслуживание изделий на предприятиях Министерства
бытового обслуживания;
- восстановление изделий в торговых базах и магазинах.
1.3. Техническое обслуживание заключается в
осмотре, частичной разборке и определении дефектов, чистке, смазке, устранении
шума и выполнении других регулировочных работ без замены деталей.
1.4. Ремонт изделий заключается в устранении
производственных
дефектов с заменой неисправных агрегатов, сборочных единиц и деталей.
1.5. Предприятие не производит техническое
обслуживание и ремонт изделий, если установит, что неисправности возникли в
результате нарушения
владельцем правил пользования изделием или его хранения. В этом случае изделие
возвращается владельцу или ремонтируется за его счет с его согласия.
2.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ГАРАНТИЙНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ТОВАРОВ НАРОДНОГО
ПОТРЕБЛЕНИЯ
2.1. Выполнение работ по гарантийному
обслуживанию на предприятии-изготовителе должно осуществляться подразделением, которое
определяется приказом руководителя предприятия.
2.2. Для обеспечения технического обслуживания и
ремонта изделий в период гарантийного срока их эксплуатации иногородними
потребителями заключаются договоры на техническое обслуживание и ремонт изделий
с предприятиями Министерства бытового обслуживания населения.
2.3. Основными руководящими документами для
заключения договоров с предприятиями Министерства бытового обслуживания и взаимоотношений с
торговыми организациями являются:
- типовой договор, утвержденный Постановлением Госарбитража при Совете
Министров СССР от 31 марта 1975 г. № 107;
- положение
Госкомитета цен при Госплане СССР от 22 мая 1967 г. № 343;
- «Типовые
правила по обмену промышленных товаров», утвержденные приказом Министерства
торговли СССР, Госстандартом СССР и указанием Совета Министров РСФСР от 31
январи 1975 г. № 1277-17;
- «Положение о
порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями,
учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам»,
утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1973 г. № 758;
- «Положение о
поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного
потребления», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 9 апреля
1969 г. № 269;
- инструкция по
составлению отчетов предприятий по форме № 1-п (качество), «Отчет о качестве
промышленной продукции по данным претензий (рекламаций)», утвержденная ЦСУ СССР
от 21 июня 1978 г. № 04-92.
2.4. Предприятия Министерства бытового обслуживания направляют заявки на запасные части на
предприятие-изготовитель.
2.5. Запасные части отправляются на предприятия Министерства бытового обслуживания
в сроки, указанные в типовых договорах, утвержденных Постановлением
Госарбитража СССР от 31 марта 1975 г. № 107 и 108.
2.6. На изделия, прошедшие ремонт непосредственно на
предприятии-изготовителе, выписываются новые паспорта с установлением срока
гарантии.
2.7. На каждое принятое и отремонтированное изделие предприятия бытового
обслуживания оформляют акт, отрывают и заполняют талон из руководства по
эксплуатации или из паспорта изделия. Эти документы прикладываются к счету,
предъявляемому предприятию-изготовителю для оплаты.
2.8. Для выполнения обязательств и задач по удовлетворению претензий
потребителей предприятие-изготовитель имеет следующие обязанности:
- контролирует
выполнение обязательств службами предприятия и предприятиями бытового обслуживания;
- информирует
предприятия бытового обслуживания о нарушениях и недостатках в их работе и
предъявляет им претензии;
- оформляет
заявки на запасные части для гарантийного ремонта.
2.9. Для удовлетворения претензий торговых баз и магазинов к качеству
товаров народного потребления предприятие-изготовитель командирует своего представителя.
В зависимости
от принятого решения претензии удовлетворяются доработкой изделий или
перечислением претензионных сумм.
3.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РЕКЛАМАЦИЙ
3.1. Для сбора и обработки информации о надежности изделия в эксплуатации
используются:
- поступающие
от потребителей и торгующих организаций письма, претензии и рекламации на
отказы, неисправности и некомплектность изделий, обнаруженные в предторговый
период и в течение гарантийного срока их эксплуатации;
- отчеты
представителей предприятия, командированных в торговые базы и магазины, для
устранения неисправностей в изделиях.
3.2. Учет поступающих на предприятие рекламаций от потребителей и торговых организаций
ведется в журнале учета по форме, приведенной в рекомендуемом приложении 1.
3.3. Учет выполненных ремонтов на предприятиях бытового обслуживания ведется
в книге учета, в которой записываются:
- наименование
и реквизиты предприятия, заключившего договор на техническое обслуживание и
ремонт изделий в период гарантийного срока их эксплуатации;
- поступление
отчетных документов (технических актов на гарантийный ремонт, талонов на
техническое обслуживание, справок и счетов);
- оплата
расходов за выполненные работы;
- расход
запасных частей во время ремонта;
- поступление
дефектных сборочных единиц;
- отправка
запасных частей.
3.4. Учет рассмотренных претензий и сделанных доработок изделий в торговых
базах и магазинах ведется в карте рассмотрения рекламационных изделий на
основании счетов о командировках.
3.5. Вся поступающая информация о надежности товаров народного потребления
ежемесячно суммируется в картотеке и служит для подготовки квартальных и годовых
отчетов и улучшения конструкции товаров народного потребления.
4.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ПРЕТЕНЗИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА
ПРЕДПРИЯТИИ
4.1. На рекламационные изделия составляется технический акт, в котором
указываются способ удовлетворения претензий (ремонт, замена) и мероприятия по устранению причин отказа по форме,
приведенной в рекомендуемом приложении 2.
4.2. На основании технических актов, отчетов по устранению выявленных
дефектов непосредственно в торговых базах и магазинах, а также информации,
поступающей от предприятий бытового обслуживания, составляется отчет за месяц,
квартал и год, характеризующий эффективность принятых мер по каждому дефекту.
Отчет
составляется по форме, приведенной в рекомендуемом приложении 3.
В отчете отражается количество отказов по годам и кварталам выпуска по
данному дефекту и принятые меры. В отчет включаются сведения последних 3 лет
выпуска. По каждому изделию указываются суммарные сведения по отказам.
5.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ ИЗДЕЛИЙ
5.1. Анализ информации о состоянии
экстрагирующихся изделий в течение срока гарантии и оценка качества по результатам
эксплуатации проводятся с целью:
- определения достигнутого уровня качества;
- изучения причин дефектов и разработки мероприятий по их устранению и
предупреждению;
- изучения эксплуатационных свойств изделий и обоснования
целесообразности проведения работ по дальнейшему повышению качества продукции.
5.2. Для осмотра и исследования рекламационных
изделий должна работать комиссия из представителей, участвующих в изготовлении
и приемке изделий.
Комиссия ежемесячно составляет акт о принятых предприятием рекламациях,
рассматривает и анализирует результаты периодических, приемо-сдаточных и др.
испытаний, а также поступившую на предприятие информацию о качестве и
надежности и намечает мероприятия по устранению выявленных дефектов.
Приложение 1
Рекомендуемое
Форма журнала учета рекламации
Журнал учета рекламаций на изделия
____________
|
Номер
рекламационных актов и дата их получения
|
От кого
поступили рекламации с указанием адреса
|
Номер и дата
выпуска наделяй
|
Характеристика дефекта
|
Наработка изделия в часах или циклах
|
Количество
изделий, на которые получены рекламации
|
Результаты
рассмотрения рекламаций
|
Мероприятия,
проведенные по устранению дефекта
|
указано в
рекламации
|
с начала
эксплуатации
|
причина появления
дефекта
|
заключение по
рекламации (принята, отклонена)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
Форма технического акта
СОГЛАСОВАНО
|
УТВЕРЖДЕНО
|
Главный
контролер предприятия
|
Главный
инженер предприятия
|
Технический
акт
|
по
анализу причин отказов изделий ____________ и об устранении дефектов
|
Номер изделия
|
Дата выпуска
|
Дата продажи
|
Дата отказа
|
Гарантийный срок в календарном исчислении
|
Наработка в календарном исчислении до отказа
|
Внешнее проявление отказа
|
Причина дефекта
|
Классификация дефекта
|
Принятые меры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Представитель ОЭ____________________
Начальник
БТК цеха__________________
Начальник ТБ цеха___________________
|
Начальник КБ________________________
Начальник
цеха_______________________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
Форма отчета
Эффективность принятых мер по отказам
изделий ___________ за период с ___________ 19__ г. по ___________
19__ г.
месяц,
квартал месяц,
квартал
|
Причина отказа
|
Всего отказов
|
Количество отказов по годам и кварталам выпуска
|
Классификация дефекта
|
Принятые меры и дата внедрения
|
Эффективность принятых мер
|
19 ___ г.
|
19 __ г.
|
19 __ г.
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
X
|
II
|
III
|
IV
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начальник
отдела эксплуатации
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные положения. 1
2. Порядок организации работ по гарантийному
обслуживанию товаров народного потребления. 1
3. Организация учета рекламаций. 2
4. Порядок проведения работ по удовлетворению претензий
потребителей на предприятии. 3
5. Порядок проведения работ по повышению качества и
надежности изделий. 3
Приложение 1. Форма журнала учета рекламации. 3
Приложение 2. Форма технического акта. 4
Приложение
3. Форма отчета. 4
|