НОРМАЛИ
ПЛАНИРОВОЧНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ
ЖИЛЫХ
И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
УЧРЕЖДЕНИЯ
МАССОВОГО
ОТДЫХА
ПОМЕЩЕНИЯ ЛАГЕРЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ I КОМИТЕТ ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТИПОВОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУРОРТНЫХ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ, ТУРИСТСКИХ ЗДАНИИ И КОМПЛЕКСОВ
ПЛАНИРОВОЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
УЧРЕЖДЕНИЯ МАССОВОГО ОТДЫХА
Выпуск НП 6.5—80
ПОМЕЩЕНИЯ
ЛАГЕРЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
МОСКВА
СТРОИИЗДАТ
1985
f
Примечания: 1. Расстояние между кроватями (см. поз. 2), равное 50 см, обеспечивает минимальный гигиенический разрыв между ними.
2. Расстояние между кроватями (см. поз. 4) опре |
деляется также принятым типом прикроватной тумбы; при напольном варианте тумбы расстояние между кроватями должно быть не менее 65 см.
|
16 Диапроектор 17 Кинопроектор |
|
Указанные на листах параметры изделий мебели и проходов между ними позволяют определить размеры функционально-планировочных зон как в плане, так и по высоте. Кроме того, эти параметры могут быть использованы художниками-конструкторами при проектировании предметов мебели и оборудования.
Указанные допуски размеров дают возможность вариабельности в использовании исходных данных при проектировании как помещений, так и изделий.
Примечания: 1. Поз. 13 — данные ЦНИИЭП
комплексов и зданий культуры, спорта и управления им. Б. С. Мезенцева (задание на проектирование новых типов мебели спортивных сооружений).
2. Поз. 10, 14, 15 — данные НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, 1974 г.
3. Поз. 16 — данные НИИШОТСО АПН СССР с корректировкой ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов в 1979 г.
4. Поз. 17—Нормали планировочных элементов НП 2.5-74 «Основные помещения техникумов».
5. В скобках размер функциональной зоны при использовании передвижного шкафа-подставки для проекторов (ГОСТ 22361-77).
28 на разметочном столе
29 на слесарном верстаке
30 на столярном верстаке
Примечание. Н-ормали планировочных элементов: для поз. 18t 20—23 — НП 5.1.1.1-71 «Основные помещения зрелищного и культурно-просветительного назначения и спортивных сооружений. Зрелищные зда
ния. Клубы. Кружковые помещения клубов»; для поз. 19 — НП 2.2-74 «Здания учебно-воспитательного назначения. Помещения общеобразовательных школ»; для поз. 24—30 — НП 2.5-74 «Основные помещения техникумов».
Раздел И. СПАЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ (листы 9—20)
№
позиции |
Наименование мебели и оборудования |
ГОСТ, индекс* |
Габариты, мм |
Предприятие нзготовител, (см. прим. 4) |
1 |
Стол универсального использования (1а с ящиками) |
ГОСТ 11015-77 (г) ГОСТ 13025.6-81 |
1000X500X720 |
3; 7; 9 |
2 |
Стол журнальный |
ОР-8-705; Ж23-4187/2; Ж23-4201 |
600Х (450; 600) X (450—600) |
6; 10 |
3 |
Стул (банкетка, табурет) |
ГОСТ 11016-77 (г) |
370X400X440 |
3; 6; 7 |
4 |
Кресло для отдыха |
ГОСТ 13025.9-81 Ж54-4641 |
520X740 X400 |
6; 7; 9 |
4' |
Подставка к креслу для ног |
ОН-5-352/1-26 |
520X470X440 |
7; 9 |
5 |
Вешалка-стеллаж для спецодежды на 5 чел. |
ГОСТ 13025.1-71 |
1200X320X1800 |
9 |
5' |
То же, на 10 чел. |
ГОСТ 13025.1-71 |
1200X620X1800 |
9 |
6 |
Кровать |
ГОСТ 13025.11-71* |
(2000; 2100) X (750; 1045)Х X (400—420) |
1; 7; 9 |
7 |
Кровать двухъярусная |
ГОСТ 13025.11--71 |
(2000; 2100) X (750; 1045)Х X (350—400); (1450— 1500) |
7; 9 |
V |
То же, с частичным перекрытием нижнего яруса |
ГОСТ 13025.11-71 |
(3250; 3350)X(750; 1045)X X (350—400); (1100—1500) |
9 |
7" |
То же, с частичным перекрытием нижнего яруса, угловая |
ГОСТ 13025.11-71 |
(2000; 2100)X(2000; 2100)X X (350—400); (1100—1500) X |
9 |
8 |
Тумба (полка) прикроватная навесная |
ОН-5-352/1-26 |
270Х200Х (20; 180) |
7; 9 |
8' |
То же, напольная
Шкаф для одежды (секция) |
ОН-5-769/3 |
ЗООхЗООХ (400—420) |
2; 7 |
9 |
ГОСТ 13025.1-71 |
(250—300) X (500—600)Х2000 |
7 |
9' |
То же, встроенный в двухъярусную кровать |
ГОСТ 13025.1-71 |
750Х(500—600 )Х (1100—1350) |
9 |
10 |
Шкаф для хозяйственного инвентаря (на 20 чел.) |
ОН-1-80/10, 10а |
450X600X2100 |
4 |
11 |
Стеллаж для хранения чемоданов (на 20 чел.) |
ОХ-2-648/1-11 |
1200X600X2100 |
5;9 |
12 |
Подставка для чистки одежды |
|
900X600X1800 |
9 |
13 |
Вешалка настенная на два-три крючка |
ГОСТ 13025.1-71 |
|
8 |
14 |
Зеркало настенное |
ГОСТ 17716-82 |
300X400 |
8 |
НОМЕНКЛАТУРА МЕБЕЛИ И ОБОРУДОВАНИЯ
* Государственный индекс, присваиваемый изделию Министерством лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР.
Примечания: 1. Отделка мебели и оборудования должна соответствовать рекомендациям, данным в разделе V (листы 49—55).
2. При конкретном проектировании следует учитывать необходимость установки до 15% кроватей длиной 2100 мм в зависимости от местных условий.
3. В поз. 3 стул и банкетка (табурет)—взаимозаменяемые предметы мебели (для данной группы помещений).
4. Предприятие-изготовитель:
1) Бутовский филиал мебельного объединения «Металлист»; 2) Дагомысская мебельная фабрика; 3) индивидуальное изготовление; 4) Комбинат школьной и детской мебели,Рига; 5) Тартуский мебельный комбинат; 6) Таллинское научно-производственное мебельное объединение «Стандард»; 7) проект набора мебели для учреждений отдыха летнего функционирования ВПКТИМ, индекс ОН-5-352/1-26 (для поз. 6, 7, 8, 8' — при планировочных вариантах с кроватями шириной 800 мм); 8) торговая сеть; 9) индивидуальное изготовление (см. листы 10, 11); 10) ПО «Кооператор», ЭРСПО, Таллин.
5. Спальные помещения могут быть оборудованы предметами бытовой мебели (торговая сеть).
6. В поз. 1 я 3 знак (г) обозначает ростовую группу ГОСТа.
13
ТИПЫ И ГАБАРИТЫ МЕБЕЛИ И ОБОРУДОВАНИЯ
®®
0® |
|
'v V
1 — штанга для одежды; 2 — пристенная панель -разделительный экран; 3 — штанга для полотенца
Примечание. См. примечания к листу 11. |
ЛАГЕРЯСТАРШЕКЛАССНИКОВ
ТИПЫ И ГАБАРИТЫ МЕБЕЛИ И ОБОРУДОВАНИЯ
Примечания: 1. Основания кроватей под мат-рацы должны быть жесткими.
2. Шкафы двух- и трехсекционные для одежды
(поз. 9) имеют габариты в плане соответственно 520X Х530 и 770 x 530 мм при использовании специальной мебели для летнего отдыха школьников.
ЛАГЕРЯСТАРШЕКЛАССНИКОВ
СПАЛЬНАЯ КОМНАТА. ГРУППИРОВКА МЕБЕЛИ
ЗОНА СПАЛЬНЫХ МЕСТ |
|
^>295(>300Н |
g >100(>110) 5
—200—k-+—2004Ь
5 >1050110)
-4—200 * f
>->310(>315)Ч
условное изображение двухъярусной
>—>3950400)—>-кровати (поз. 8,9,10),
>60 .50-60 *—+—й-
>65 ■*—*
Примечания: 1. В скобках даны размеры, учитывающие наличие штанг для одежды, выступающих за пределы спинки кровати; штанги изображены пунктиром.
2. В зоне спальных мест (поз. 5) расстояние меж
ду торцами кроватей в изголовье дается на случай их решетчатого решения. При сплошных панелях кровати могут ставиться впритык.
3. Номенклатуру мебели и оборудования помещений спальной группы см. на листе 9.
I------1 8:
1 I □ й|л
о □] j
L_______ -J ^
>30 >30
^ЙвОЫвОШ)^ •
Планировочные схемы зоны отдыха даны в вариантах, учитывающих специфику режима отдыха старшеклассников — отдых после продолжительных походов;
неформальное общение; чтение сидя в мягких креслах; проведение групповых игр (при блокировке столов).
ЛАГЕРЯСТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
ю
=5=-У
§ 8 N. f4*
•3 !
1Г) |
СПАЛЬНАЯ КОМНАТА НА 10 ШКОЛЬНИКОВ
-200-
25 5 25
-^lOCHsMOO-tf- |
|
5
*- |
620630-
При определении планировочных схем спальных комнат с рекомендуемым набором мебели принимались во внимание следующие факторы: сложившаяся в оздоровительных лагерях старшеклассников структурная единица — бригада (звено) или отделение, состоящие из 10 чел.; необходимость иметь наряду с десятиместными комнатами и пятиместные с целью изоляции небольших групп спальных мест для увеличения комфорта и удобства расселения разнополых подростков; хорошие про
порции помещений с учетом инсоляции и удобного рас* положения спальных мест.
пР имечания: 1. Номенклатуру, типы и габариты мебели см. на листах 9—11.
2. В примерах 2, 4 при необходимости комната может быть разделена на две (каждая на пять мест); двойным пунктиром показано возможное расположение перегородок и дверей.
3—773
1 ЛАГЕРЯ |
СПАЛЬНАЯ КОМНАТА НА 10 ШКОЛЬНИКОВ |
14 |
СТАРШЕКЛАССНИКОВ |
|
|
ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВКИ КОМНАТ ПРИ ДВУХЪЯРУСНОМ РАЗМЕЩЕНИИ КРОВАТЕЙ
Примечания: 1. Номенклатуру, типы и габариты мебели см. на листах 9—11. В вариантах 1 и 2: А — раздвижная перегородка; Б — раздвижные занавеси или ширмы.
2. Планировочные схемы с применением двухъярусных кроватей дают возможность компактного решения спальной зоны и значительного увеличения площади для |
зон занятий, дневного отдыха и общения (по сравнению с расстановкой обычных кроватей и при той же норме площади 4 м2 на одно место). Планировочные схемы с применением двухъярусных кроватей рекомендуются в основном для индивидуальных проектов, а также проектов, предназначенных для экспериментального строительства. |
ЛАГЕРЯ |
СПАЛЬНАЯ КОМНАТА НА 5 ШКОЛЬНИКОВ |
15 |
СТАРШЕКЛАССНИКОВ |
|
|
|
-200-*-1154-60^-
-380-
--390-J' |
-200-+-115-*60f-
-380- Д.
|
8
ю |
^75-f-60^-75^—135^—
V—-550-*5
-560-J |
ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВКИ КОМНАТ ПРИ ДВУХЪЯРУСНОМ РАЗМЕЩЕНИИ КРОВАТЕЙ
Приведенные планировочные схемы показывают, что в спальных комнатах школьников нормализуются мебель, оборудование и планировочные узлы их расстановки (функциональные зоны). Планировочные
же решения самих спальных комнат относительно свободны в пределах фунциональных взаимосвязей и общей композиции сооружения (летнего спального корпуса, павильона, отдельно стоящего домика или сблокированных павильонов, домиков).
Прим е ч а н и е. Номенклатуру, типы и габариты мебели см. на листах 9—11.
УДК 725.514.011*—053.5(083.74)
Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий. Учреждения массового отдыха. Вып. НП 6 5-80. Помещения лагерей старшеклассников/Гос ком. по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР. Центр, н.-и. и проект, ин-т тип. и эксперим. проектирования курорт., оздоровит., турист, зданий и Комплексов.— М.: Стройиздат, 1985.—63 с. ил.
Приведены нормативные и исходные данные для проектирования спальных помещений, помещений культурно-массового назначения, трудового обучения и питания. Даны рекомендации по отделке Помещений, номенклатуре мебели и оборудования. Показаны основные функциональные зоны планировочных элементов помещений, примеры планировочных схем помещений оздоровительных лагерей старшеклассников.
Для архитекторов и инженерно-технйческйх работников проектных организаций.
Рекомендовано к изданию научно-методической секцией научно-технического совета ЦНЙИЭП курортно-туристских зданий и комплексов.
Серия нормалей планировочных элементов жилых и общественных зданий разрабатывается в развитие норм проектирования в соответствии со СНиП. Ведущие организации в разработке темы — ЦНИИЭП жилища и ЦНИИЭП учебных зданий.
В разработке серии нормалей принимают участие: ЦНИИЭП комплексов и зданий культуры, спорта и управления им. Б. С Мезенцева, ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов, ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов, ЦНИИЭПграж-дансельстрой, ТбилЗНИИЭП, КиевЗНИИЭП, Гипронии-здрав, МНИИТЭП.
Методическое руководство авторским коллективом по разработке нормалей и общее редактирование серии нормалей осуществляет канд. архит. Е. С. Раева (отдел стандартизации ЦНИИЭП жилища).
Выпуск нормалей НП 6 5-80 «Помещения лагерей старшеклассников» разработан ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов. Руководитель темы канд. архит. М. И. Магидина.
Авторы листов- 1—4, 13—16, 19, 20, 28—33, 35—37, 43—44 — архит. М. И. Магидина; 5—12, 17, 18, 21—26, |
42 — архит. Т. В. Михеева; 27, 34, 38 — архит. Н. А. Гречковская; 39—41, 45—48 — инженеры Б. С. Черни-кин, В. П. Короткова, Е. Л. Сафронова; 49—56 — архит. Г. В. Силуанова.
Нормали одобрены научно-методической секцией научно-технического совета ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов 26 ноября 1979 г. (протокол № 25); согласованы с Главным управлением школ Министерства просвещения СССР, Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР и Главным управлением пожарной охраны Министерства внутренних дел СССР, утверждены Госгражданстроем при Госстрое СССР 2 декабря 1980 г. (приказ № 332).
Отзывы и замечания по нормалям, а также предложения о дальнейшей работе по нормализации планировочных элементов зданий просьба направлять по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, 1, Центральный научно-исследовательский и проектный институт курортных, оздоровительных, туристских зданий и комплексов. Заявки на приобретение выпусков нормалей оформляют через книготорговую сеть. |
„ 4902030000-410 .. ж
И ----Инструкт.-нормат., вып. 2—74—84
047(00—85
ЛАГЕРЯСТАРШЕКЛАССНИКОВ
ТЕРРАСА ДЛЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ, КОМНАТА ПЕДАГОГОВ, ПОДСОБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ НА ОТРЯД
ТЕРРАСА ДЛЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
12 |
|
|
|
С |
|
|
JZL |
^ ш с |
|
с |
|
|
□ □ С |
|
с |
|
, |
□ □ с |
|
L |
|
|
□ □ |
□ |
С |
|
|
□ □ |
□ |
С |
|
|
3 □ |
□ |
|
LT |
□ |
□ |
|
|
|
|
т |
|
40 м2 |
А,
ПОДСОБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ НА ОТРЯД
Терраса для дневного пребывания выполняет функцию гостиной на открытом воздухе и предназначена для проведения отрядных мероприятий культурно-массового назначения, а также дневного отдыха и общения. Мебель на террасе должна иметь защитно-декоративное покрытие.
Комната педагогов (инструкторов, тренеров), как правило, предназначена для двух человек. В случае когда комната отводится для одного педагога (т. е. две комнаты на отряд), площадь помещения должна быть не менее 7 м2.
Подсобные помещения при рассредоточенной объемно-планировочной структуре спальных помещений с размещением спальных комнат в отдельно стоящих павильонах или палатках на полотряда или бригаду, допускается проектировать также на полотряда или бригаду, при этом площадь помещений должна быть 10 и 5 м2 соответственно.
Примечания: 1. Номенклатуру, типы и габариты мебели см. на листах 9—11.
2. Состав подсобных помещений см. на листе 2 (пп. 2—6). Пунктиром показаны возможное расположение двери и возможное деление комиаты на две (в случае разнополых подростков).
ВВЕДЕНИЕ
Цель разработки нормалей — внедрение в проектирование и строительство прогрессивных функциональных и технических решений, а также совершенствование процесса проектирования. Нормали являются частью общей системы типизации, унификации и стандартизации в жилищно-гражданском строительстве. Они содержат исходные нормативы, справочные данные, а также конкретные рекомендации, подготовленные на основе действующих норм проектирования и государственных стандартов в развитие глав СНиП. Нормали служат пособием по проектированию жилых и общественных зданий и издаются отдельными выпусками по видам и типам зданий или по основным группам помещений отдельных типов зданий.
Публикуемая Стройиздатом серия нормалей планировочных элементов состоит из следующих разделов:
1. Жилые здания.
2. Здания учебно-воспитательного назначения.
3. Торговые здания и предприятия общественного питания.
4. Предприятия хозяйственно-бытового и коммунального обслуживания.
5. Здания зрелищного, культурно-просветительного назначения и спортивные сооружения.
6. Здания лечебно-оздоровительного назначения и массового отдыха.
7. Здания научно-исследовательских институтов, проектных организаций, административные здания.
8. Здания санаторно-курортного назначения.
9. Функциональные объемно-планировочные элементы жилых и общественных зданий.
При разработке нормалей за основу приняты действующие нормативные документы, требования и условия, которые определяют объемно-планировочные решения и параметры нормализуемых помещений, элементов и оборудования:
Руководство по проектированию оздоровительных и трудовых лагерей для учащихся старших классов (М., Стройиздат, 1978);
Оздоровительные учреждения и учреждения отдыха (СНиП 11-71-79);
Общеобразовательные школы и школы-интернаты (СНиП И-65-73);
Клубы. Нормы проектирования (СНиП П-Л. 16-71);
Предприятия общественного питания. Нормы проектирования (СНиП П-Л.8-71);
Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений;
Общественные здания и сооружения. Основные положения проектирования (СНиП П-63-81);
Государственные стандарты на мебель и оборудование;
Модульная координация размеров в строительстве. Основные положения (СТ СЭВ 1001—78);
Правила техники безопасности, относящиеся к оборудованию зданий;
Каталог унифицированных строительных элементов для жилых и общественных зданий при обычных условиях строительства; |
Действующие каталоги и рекомендации по типам и габаритам технологического, санитарно-технического и электротехнического оборудования, встроенной и передвижной мебели.
Степень нормализации планировочных элементов жилых и общественных здаНий устанавливается в соответствии с функциональным назначением данного помещения. Предусматривается три степени нормализации.
Первая степень нормализации объемно-планировочных элементов применяется для помещений со строго определенным технологическим процессом, с применением стационарною оборудования, для чего должен быть установлен оптимальный вариант планировки. В этом случае нормализуется все помещение в целом (оборудование, мебель, основные функциональные зоны и планировочные решении). Например, санитарные узлы в жилых домах, школьные классы, спортивные залы, больничные палаты, операционные.
Вторая степень нормализации распространяется на помещения с функциональным и технологическим процессом, допускающим варианты планировки и соответственно различные габариты помещений. При этом нормализуются функциональные зоны и даются различные примеры планировки помещений. Например, комнаты и кухни в жилых домах, зрительные залы, Лечебные кабинеты в больницах и т. п.
Третья степень нормализации объемно-планировочных элементов относится к помещениям, в которых функциональный процесс не имеет строгой определенности. Нормируется только площадь помещения. Здесь целесообразны нормализация оборудования и мебели, а также варианты планировки помещений, например фойе в клубах и кинотеатрах, помещения для дневного пребывания больных в больнице, гостиные и поэтажные холлы в гостиных.
Состав нормалей в зависимости от принятой степени нормализации помещений может быть полным или неполным. В полный состав нормалей и объемно-планировочных элементов входят: схема функциональной
взаимосвязи помещений (в соответствии с общей объемно-планировочной структурой зданий); нормативные исходные данные; антропометрические и эргономические данные; номенклатура мебели и оборудования (с ссылками на соответствующие ГОСТ, ТУ, каталоги); типы и габариты мебели (передвижной и встроенной) и оборудования (технологического, санитарно-технического, электротехнического) со схематическими чертежами и размерами; основные функциональные зоны (планы, разрезы или развертки с размещением мебели и оборудования); функциональные или технологические габаритные схемы помещений (или объемно-планировочных элементов) с расположением оборудования и мебели, указанием их размеров и минимальных нормативных расстояний между предметами мебели и оборудования.
При первой степени нормализации объемно-планировочного элемента или при необходимости проектирования и эксплуатации данного помещения с учетом специфики разрабатываются также планировочные схемы по- |
мещений (применительно к основным конструктивным системам и унифицированным модульным параметрам).
Нормали НП 6.5-80 «Помещения лагерей старшеклассников» входят в состав серии нормалей планировочных элементов и габаритов оборудования жилых и общественных зданий и являются частью общей системы типизации, унификации и стандартизации в жилищногражданском строительстве.
Нормалями предусматривается применение планировочных решений для зданий щитовой, каркасно-щитовой и каркасной облегченной конструкций, а также зданий с несущими стенами из местных материалов, зданий с тентовыми конструкциями. Планировочные решения рассчитаны в основном на обычные условия строительства во II и III климатических районах, а также в IB климатическом подрайоне.
На чертежах оборудования и мебели даются основные габаритные размеры. На схемах функциональных зон и на общих габаритных функциональных схемах указываются два вида размеров элементов оборудования: отдельные твердо устновленные их параметры, а также минимальные со знаком «5^» (т. е. более или равно) расстояния между предметами оборудования и ширина проходов. На габаритных схемах ширина и длина помещений указаны минимальные со знаком «^ ».
На схемах планировки помещений, разработанных применительно к основным конструктивным системам, указаны унифицированные модульные параметры с учетом опыта проектирования и рекомендаций научно-исследовательских институтов. На чертежах приводятся размеры всех элементов планировки и их привязки к модульным разбивочным осям.
При разработке планировочных схем учтено требование СНиП о применении размеров продольных и поперечных шагов, кратных наиболее крупным из установленных производных модулей 60М и ЗОМ (600 и 300 см), а в некоторых случаях, преимущественно для жилых зданий, также кратных 12М (120 см). Примене |
ние модуля 6М (60 см) допускается в пределах до 720 см, а модуля ЗМ (30 см) — до 360 см (при обосновании— до 720 см). Размеры на чертежах планировочных элементов даны в см, а на чертежах оборудования — в мм.
Для маркировки выпусков серии нормалей приняты следующие буквенные и цифровые обозначения: НП— нормали планировочные; первая цифра — порядковый номер раздела, который включает группу видов зданий, объединяемых по однородным функциональным признакам; вторая цифра — порядковый номер главы, включающий определенный вид зданий; третья цифра — группа основных помещений или сооружений в данном виде; после дефиса указан год утверждения нормалей. Например, в марке НП 6.5-80 цифры означают: 6 — нормали основных помещений зданий лечебно-оздоровительного назначения и массового отдыха; 5 — помещения зданий лагерей старшеклассников; 80 — год утверждения.
Выпуск НП 6.5-80 «Помещения лагерей старшеклассников» включает основные типообразующие помещения лагерей. Остальные группы помещений лагерей рекомендуется проектировать: помещения медицинского назначения по нормалям НП 6.4-71 «Помещения пионерских лагерей»; специализированные помещения для лагерей спортивно-оздоровительных и оборонно-спортивных по «Руководству по проектированию оздоровительных и трудовых лагерей для учащихся старших классов», а также по специальному заданию.
Представленные в выпуске перечни предприятий — изготовителей мебели и оборудования (листы 9, 17, 24, 41) не исчерпывают всех предприятий — изготовителей мебели и оборудования в стране.
Данный выпуск нормалей предназначен для использования в типовом, экспериментальном и индивидуальном проектировании зданий лагерей сезонного действия для старшеклассников. |
Раздел I. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ (листы 1—8)
Лагерь труда и отдыха Спортивно-оздоровительный лагерь Оборонно-спортивный лагерь Вместимость лагерей— 160, 240, 400 мест
Для всех типов лагерей (по профилю и вместимости) нормализация помещений проведена по группам, |
отражающим функциональную структуру этих лагерей.
Функционально-организационная структура оздоровительного лагеря старшеклассников включает четыре основных подразделения — группы помещений и площадок: жилая зона; культурно-бытового обслуживания; специализированных площадок и сооружений по профилю лагеря, отдыха и спорта.
ЛАГЕРЯ |
ТИПЫ И ВМЕСТИМОСТЬ ЛАГЕРЕЙ. |
1 |
СТАРШЕКЛАССНИКОВ |
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ |
|
ТИПЫ ЛАГЕРЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ |
|
1 — летние домики, павильоны, корпуса для старшеклассников; 2 — санитарно-технические павильоны; 3 — блок универсального зала; 4 — блок клубных помещений; 5 — блок столовой; 6 — площадки культурно-массового назначения; 7 — блок хозяйственно-бытовых помещений; 8 — блок административных и медицинских помещений; 9 — комплекс специализированных площадок (для всех типов лагерей — информационные зал и класс на открытом воздухе; для лагеря труда и отдыха— площадь Трудовой славы и участок для занятий растениеводством с теплицами; для спортивно-оздоро |
вительного — площадь «Готов к труду и обороне» и площадки по спортивной специализации лагеря; для оборонно-спортивного — площадь Боевой славы и площадки для строевой, огневой и тактической подготовки); 10 — блок специализированных помещений и сооружений (для лагеря труда и отдыха — блок помещений для общественно-трудового воспитания; для спортивно-оздоровительного — спортивный зал; для оборонно-спортивного— блок помещений для военно-технических занятий); И — комплекс спортивных площадок.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ |
|
|
Состав и площадь помещений |
с
с
% |
Наименование помещений |
Число помещений и их площадь, м2, при вместимости лагеря, чел.
160 240 400 |
Примечания |
1 |
Спальная комната* школьников |
16 по 40 |
24 по 40 |
40 по 40 |
Для спортивно-оздоровитель- |
|
на 10 мест |
|
|
|
ных лагерей допускаются ком- |
|
|
|
|
|
наты на пять мест из расчета |
|
|
|
|
|
4 м2 на одно место |
|
Подсобные помещения на от- |
|
|
|
|
|
ряд |
|
|
|
|
2 |
Гардеробная |
|
|
|
|
|
3 |
Гардеробная для спецодежды |
|
|
|
|
|
|
(рабочей, форменной) |
|
|
|
|
|
4 |
Помещение для чистки одежды |
|
4 по 20 |
6 по 20 |
10 по 20 |
При централизованной планиро- |
|
и обуви |
|
|
|
|
вочной схеме возможно сосре- |
5 |
Помещение для сушки одежды |
|
|
|
|
доточенное их размещение с |
|
и обуви |
|
|
|
|
учетом дифференциации по на- |
6 |
Помещение для хранения чемо- |
|
|
|
|
значению из расчета 0,5 м2 на |
|
данов j |
|
|
|
|
одно место |
7 |
Комната педагогов на 2 чел. |
4 по 12 |
6 по 12 |
10 по 12 |
Из расчета комната на один от- |
8 |
Терраса для дневного пребыва- |
4 по 40 |
6 по 40 |
10 по 40 |
ряд
Из расчета 1 м2 на одно место |
|
ния на отряд |
|
|
|
|
9 |
Умывальная с ножными ванна- |
2 по 15,5 |
3 по 15,5 |
5 по 15,5 |
|
Можно устраивать под навесом |
|
ми для мальчиков на 40 чел.** |
|
|
|
|
при норме площади 0,1 м2 на |
|
|
|
|
|
|
одного чел. |
10 |
Умывальная с ножными ван- |
2 по 15,5 |
3 по 15,5 |
5 по 15,5 |
|
Из расчета один умывальник |
|
нами для девочек на 40 чел.** |
|
|
|
|
(кран) на 8 чел., одна мойка |
|
|
|
|
|
|
для ног на 12 чел. |
11 |
Уборная с умывальником в |
2 по 9 |
3 по 9 |
5 по 9 ^ |
|
Из расчета один унитаз и один |
|
шлюзе для мальчиков на |
|
|
|
писсуар на 20 мальчиков |
|
40 чел.** |
|
|
|
|
12 |
Уборная с умывальником в |
2 по 9 |
3 по 9 |
5 по 9 |
Из расчета один унитаз на 15 |
|
шлюзе для девочек на 40 чел.** |
|
|
|
девочек |
13 |
Комната гигиены девочек** |
2 по 4 |
3 по 4 |
5 по 4 |
Из расчета одна комната на |
|
|
|
|
|
два отряда |
14 |
Кладовая для хранения убо- |
4 по 3 |
6 по 3 |
10 по 3 |
Из расчета одна кладовая на |
|
рочного инвентаря |
|
|
|
отряд; рекомендуется разме- |
|
|
|
|
|
щать при санитарных узлах |
15 |
Душевая |
2 по 5 |
2 по 7,5 |
2 по 14 |
Из расчета одна сетка на 20 |
|
|
|
|
|
мест |
16 |
Раздевальная при душевых |
2 по 6,4 |
2 по 9,6 |
2 по 16 |
Из расчета 1,6 м2 на одну ду- |
|
|
|
|
|
шевую сетку |
|
* Спальные помещения могут быть оборудованы в павильонах, палатках и на верандах. ** Можно устраивать отдельный павильон на два отряда.
Рекомендации по вместимости спальных комнат учитывают тип лагеря и характер деятельности в нем. В лагерях труда и отдыха признан рациональным побри-гадный метод расселения школьников (10 чел.), что наиболее соответствует структуре этих лагерей. В оборонно-спортивных лагерях также рекомендуется расселение по 10 человек, что соответствует численности отделения — минимальной структурной единицы по уставу. В спортивно-оздоровительных лагерях специфика учебно |
тренировочных занятий, а также высокие психофизические нагрузки и, как следствие, стрессовые состояния, возникающие во время занятий, требуют создания специальных условий для отдыха и восстановления сил юных спортсменов. Основной контингент лагеря составляют группы спортивного совершенствования и тренировочные группы численностью 4—5 человек. Поэтому оптимальная вместимость спальной комнаты спортивно-оздоровительных лагерей — 5 чел.
СПАЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ* НОРМАТИВЫ
|
Культурно-
массового
назначения
ПОМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНО-МАССОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННО-ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ. НОРМАТИВЫ
Состав и площадь помещений
Универсальный зал с эстрадой (для массовых мероприятий и ритуалов) Помещения при эстраде: а) артистические
б) кладовая для мебели и бутафории Помещение кинопроекционной:
а) киноаппаратная
б) перемоточная
в) радиоузел_
Массовый сектор:
а) ленинская комната — музей
б) комната органов самоуправления
в) круб интернациональной дружбы
Информационный сектор — библиотека Сектор занятий по интересам: а) помещение для технического творчества с подсобным помещением
б) помещения для занятий художественным творчеством с подсобными помещениями
в) помещение педагогов
г) фотолаборатория Сектор игр и развлече-ний — игротека
Площадь, м2, при вместимости лагеря, чел
Рассчитан на 115' стимости лагеря
При вместимости 160 и 240 чел. — одна мужская и одна женская; 400 чел, — соответственно две мужские и две женские
При вместимости 160 и 240 чел. — одна для изобразительно-прикладного искусства и одна — для музыкально-драматического. При вместимости 400 чел. соответственно по две для каждого вида
8 Столярная мастерская 72
9 Слесарная мастерская 72
10 Инструментальная к поз. 2 по 16
8 и 9
11 Кабинет механизации сельского хозяйства и техники безопасности
12 Кабинет растениеводства и животноводства с пре-ператорской
13 Кабинет (музей) туризма и краеведения
Примечание. Размеры и состав площадок и навесов принимать по Руководству по проектированию оздоро вительных и трудовых лагерей для учащихся старших классов.
Обществен -
но-трудового воспитания
В лагерях вместимостью 400 мест рекомендуется объединять эти помещения в один блок для общественно-трудового воспитания
ПОМЕЩЕНИЯ ПИТАНИЯ. НОРМАТИВЫ
Состав и площадь помещений |
|
Наименование помещений |
Площадь, м2, при вместимости лагеря, чел. |
|
с |
|
|
|
|
С |
с
Z |
|
160 |
240 |
400 |
с.'
'Л |
1 |
Обеденный зал |
160 |
240 |
400 |
10 |
2 |
Раздаточная |
12 |
24 |
|
3 |
Хлеборезка |
|
6 |
6 |
11 |
4 |
Горячий цех |
30 |
50 |
12 |
5 |
Моечная столовой посуды |
24 |
30 |
6 |
Моечная кухонной посуды |
|
6 |
6 |
13 |
7 |
Заготовочные: |
|
|
|
|
|
холодных блюд |
10 |
12 |
14 |
|
мяса и рыбы |
12 |
16 |
|
|
овощей |
10. |
12 |
15 |
8 |
Комната предварительной обработки:
продуктов |
|
8 |
12 |
16
17 |
|
яиц |
|
4 |
4 |
|
9 |
Охлаждаемые камеры (не менее двух) |
10 |
16 |
|
|
Примечания: 1. Обеденный зал рассчитывается на единовременную вместимость всего состава лагеря (одна посадка) и обслуживание дежурными. Норма площади в обеденном зале— 1 м2*на одно посадочное место с учетом использования мебели и оборудования для взрослых.
2. Обеденные залы в лагерях всех типов рекомендуется оборудовать десятиместными столами. Для лагерей труда и отдыха, а также спортивно-оздоровительных
Площадь, м2, при вместимости лагеря, чел.
Охлаждаемая камера для отходов (в том числе неох-лаждаемое помещение 4 м2)
Машинное отделение охлаждаемых камер
Кладовая суточного запаса продуктов
Кладовая белья и инвентаря
Комната персонала с душевыми кабинами и санитарными узлами
Кладовая и моечная тары Загрузочная
Умывальники под навесом из расчета один умывальник на 40—50 мест в обеденном зале
4 |
4 |
8 |
10 |
6 |
8 |
10 |
12 |
6 |
8 |
8 |
10 |
12 |
20 |
обеденные залы допускается оборудовать четырех- и шестиместными столами.
3. Высоту помещений горячих цехов и моечных следует принимать не менее высоты смежных с ними обеденных залов, высоту других помещений принимают 3 м (в чистоте), высоту складских помещений в подвалах — не менее 2,5 м до низа выступающих конструкций (по СНиП II-Л .8-71 «Предприятия общественного питания. Нормы проектирования»).
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Антропометрические данные* детей 14—17 лет. Высота стула, стола, верстака, см
Наименование параметра |
Среднее
значение |
Измен
чивость
признака |
Рост Н\ |
167 |
146—182 |
Высота от пола до линии глаз стоя #2 |
157 |
136—168 |
Вертикальная досягаемость руки #з |
200 |
184—235 |
Высота от пола до линии глаз сидя Н4 |
119 |
110—125 |
Высота пальцев над полом Я5 |
65 |
52—69 |
Высота от сидения до верхней точки темени Я6 |
85 |
79—95 |
Наибольший поперечный диаметр тела В\ |
42 |
35—48 |
Наибольший передне-задний диаметр тела В2 |
21 |
16—24 |
Размах рук В3 |
167 |
146—189 |
Ширина двух стоп В4 |
19 |
15—21 |
Длина стопы В5 |
25 |
21—29 |
Передняя досягаемость руки Bq |
77 |
65—87 |
Максимальная передняя досягаемость руки В7 |
126 |
110—141 |
Продолжение табл. |
Наименование параметра |
Среднее
значение |
Изменчи
вость
признака |
Спинка сидения — конечная точка стоны В% |
70 |
58—81 |
Длина вытянутой вперед ноги В9 |
98 |
85—110 |
Высота сидения стула Н7** |
44 (40; 48) |
— |
Высота рабочей плоскости учебного стола Я8
Высота рабочей плоскости верстаков Я9: |
72 (66; 78) |
|
столярного |
80 (70) |
— |
слесарного |
107 (95) |
|
|
* При определении антропометрических данных использованы следующие источники: Нормали планировочных элементов НП2.2-74 «Здания учебно-воспитательного назначения. Помещения общеобразовательных школ>; Антропометрический атлас ВНИИТЭ, М., 1977.
** В скобках дана высота мебели и оборудования для различных ростовых групп.