РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА
Электронный аналог печатного издания, утвержденного 02.02.18
ПРАВИЛА
ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ, ЭКСПЛЖГИРУЮЩИХСЯ В МОРСКИХ РАЙОНАХ И НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НД № 2-020101-113
Санкт-Петербург
2018
Правила по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующихся в морских районах и на внутренних водных путях Российской Федерации, утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 апреля 2018 г.
Правила разработаны с учетом требований нормативных документов Администрации Российской Федерации в отношении предотвращения загрязнения внутренних водных путей с судов, действующих национальных стандартов, регламентирующих выбросы вредных веществ из судовых двигателей в условиях эксплуатации, а также международных нормативных документов по предотвращению загрязнения с судов с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.
В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.
© Российский морской регистр судоходства, 2018
результате освидетельствований или каждый раз, когда производится какой-либо серьезный ремонт или замена. Освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что необходимый ремонт или замена были произведены качественно, что применяемый материал и результаты такого ремонта или замены во всех отношениях удовлетворительны, и что судно во всех отношениях отвечает применимым к нему требованиям.
2.1.2 В части предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом, каждое судно, перевозящее эти вещества и указанное в 1.1.1, подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с частью Ш «Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом»:
.1 первоначальному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.1;
.2 очередному (для возобновления свидетельства) освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.2;
.3 промежуточному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.3;
.4 ежегодному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.4, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства и материалы содержатся в годном состоянии;
.5 внеочередному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.5, в зависимости от обстоятельств, которое должно проводиться в ходе ремонта, выполняемого в результате освидетельствований.
2.1.3 В части предотвращения загрязнения сточными водами каждое судно, указанное в 1.1.1, подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с частью IV «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения сточными водами»:
.1 первоначальному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.1;
.2 очередному (для возобновления свидетельства) освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.2;
.3 внеочередному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.5.
2.1.4 В части предотвращения загрязнения мусором каждое судно, указанное в 1.1.1, подлежит освидетельствованиям в соответствии с 2.1.1.1, 2.1.1.2, 2.1.1.4 и 2.1.1.5 в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с частью V «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения мусором».
2.1.5 В части предотвращения загрязнения атмосферы каждое судно, указанное в 1.1.1, подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с частью VI
«Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы»:
Л первоначальному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.1;
.2 очередному (для возобновления свидетельства) освидетельствованию в соответствии с 2 Л Л.2;
.3 промежуточному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.3;
.4 ежегодному освидетельствованию в соответствии с 2 Л Л.4, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства и материалы содержатся в годном состоянии;
.5 внеочередному освидетельствованию в соответствии с 2 Л Л.5, в зависимости от обстоятельств, которое должно производиться в ходе ремонта, выполняемого в результате освидетельствований.
2Л .6 В части предотвращения загрязнения атмосферы двигателем каждый двигатель, на который распространяются требования 2.2 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы», подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям:
Л первичному освидетельствованию на предприятии-изготовителе в соответствии с Техническим кодексом по NOx;
.2 первоначальному освидетельствованию после монтажа на судне до ввода двигателя в эксплуатацию в соответствии с Процедурой, приведенной в одобренном Техническом файле по NOx этого двигателя;
.3 очередному, промежуточному и ежегодному освидетельствованиям, которые проводятся как часть освидетельствований судна, чтобы убедится, что двигатель продолжает полностью удовлетворять требованиями 2.2 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы» Правил и Технического кодекса по NOx.
По результатам первоначального и периодических освидетельствований судовых двигателей, на которые распространяются требования 2.1 — 2.5 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы», в пункте 2.2.1 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы» Свидетельства (форма 2.4.18RF) делаются соответствующие отметки в соответствии с руководством в циркуляре ИМО MEPC.l/Circ.849.
2Л.7 В части энергоэффективности судов каждое судно валовой вместимостью 400 и более, которое подпадает под требования 2.6 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы» подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям, принимая во внимание Руководство ИМО по освидетельствованию и выдаче свидетельств в отношении конструктивного коэффициента энергоэффективности (EEDI), приведенное в резолюции ИМО МЕРС.254(67) с поправками в резолюции ИМО МЕРС.261(68):
.1 первоначальному освидетельствованию перед вводом нового судна в эксплуатацию и до выдачи Международного свидетельства об энергоэффективности судна (форма 2.4.3RF) с Дополнением (форма 2.4.3.1RF). По результатам освидетельствования должно быть подтверждено, что достигнутый EEDI судна соответствует требованиям главы 4 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 и что План управления энергоэффективностью судна (SEEMP), требуемый 2.6.9 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы», находится на борту судна;
.2 полному или частичному освидетельствованию, в зависимости от обстоятельств, после значительного переоборудования нового судна, к которому применимы требования по EEDI. По результатам освидетельствования должно быть подтверждено, что достигнутый EEDI судна пересчитан и соответствует требованиям 2.6.5 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы» с учетом понижающего коэффициента X в табл. 2.6.5 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы», применимого для типа и размеров переоборудованного судна во временной фазе, соответствующей дате контракта на постройку или дате закладки киля, или дате поставки, установленных для этого судна до переоборудования;
.3 в случаях, когда значительное переоборудование нового или существующего судна настолько существенно, что к этому судну должны применяться требования как к вновь построенному, должна быть определена необходимость проведения первоначального освидетельствования для подтверждения достигнутого EEDI.
По результатам освидетельствования должно быть подтверждено, что достигнутый EEDI судна рассчитан и соответствует требованиям 2.6.5 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы» с учетом понижающего коэффициента X, указанного в табл. 2.6.5 этой части Правил, для типа и размеров переоборудованного судна на дату заключения контракта на его переоборудование или, при отсутствии контракта, на дату начала переоборудования.
По результатам освидетельствования должно быть подтверждено, что SEEMP находится на борту судна;
.4 для существующих судов подтверждение наличия на борту SEEMP должно быть выполнено при первом промежуточном или возобновляющем освидетельствовании судна в соответствии с 2.1.5.2 и 2.1.5.3, что произойдет раньше на или после 1 января 2013 г.;
.5 при удовлетворительных результатах вышеуказанных освидетельствований на судно может быть выдано Свидетельство (форма 2.4.3RF)
13
с Дополнением (форма 2.4.3ЛRF). В Свидетельстве (форма 2.4.18RF) делается соответствующая отметка.
2Л.8 После проведения любого вышеуказанного освидетельствования не допускается производить без санкции Регистра никакие изменения в конструкции, оборудовании, системах, устройствах и материалах, подлежащих освидетельствованиям.
2Л .9 По результатам первоначального освидетельствования судна или освидетельствования для возобновления Свидетельства (форма 2.4.3RF) Регистр выдает данное Свидетельство каждому судну, указанному в 1.1, для возможности эксплуатации в морских районах и на внутренних водных путях РФ.
Свидетельство (форма 2.4.18RF), выданное на судно в эксплуатации до вступления в силу поправок в 2.1 новой редакции Правил, возобновляется после окончания его срока действия при удовлетворительных результатах освидетельствования с учётом поправок в 2.1.
2ЛЛ0 На суда в эксплуатации, к которым применяются настоящие Правила и контракт на постройку которых заключен, или при его отсутствии, закладка киля которых произошла до 1 декабря 2010 г. (даты вступления в силу первой редакции Правил), могут быть выданы не международные стандартные свидетельства в соответствии с 1.11 части Ш «Освидетельствование судов в соответствии с международными конвенциями, кодексами и резолюциями» Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации, если судно соответствует применимым требованиям Международной конвенции МАРПОЛ 73/78.
14
2.2 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ ОБОРУДОВАНИЯ2.2.1 Объем освидетельствований оборудования и интервалы между ними приведены в табл. 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Условные обозначения:
О — осмотр с обеспечением, при необходимости, доступа, вскрытия или демонтажа;
С — наружный осмотр;
М — замеры износов, зазоров, сопротивления изоляции и т. п.;
Н — испытания давлением (гидравлические, пневматические);
Р — проверка в действии механизмов, оборудования и устройств, их наружный осмотр;
Е — проверка наличия действующих документов и/или клейм о поверке контрольных приборов соответствующими компетентными органами, если они подлежат таковой, а также Свидетельства о проверке калибровки сигнализатора.
№ |
Объект освидетельствования |
Освидетельствование судна |
п/п |
|
|
|
|
|
|
первона- |
еже год- |
проме- |
очеред- |
|
|
|
чальное |
ное |
жуточ- |
ное |
|
|
|
|
ное |
|
1 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения нефтью |
1.1 |
Танки (изолированного балласта, отстойные, грузовые, топливные, сборные нефтяных остатков (шлама) и нефтесодержащих льяльных вод) |
О |
|
|
О |
1.2 |
Система мойки танков сырой нефтью |
ОНР |
Р |
Р |
ОНР |
1.3 |
Сепаратор на 15 млн-1 |
ОР1 |
Р |
Р |
ОМР1 |
1.4 |
Сигнализатор на 15 млн-1 |
ЕМР |
МР |
МР |
ЕМР |
1.5 |
Устройство автоматического прекращения сброса |
ОР |
Р |
Р |
ОР |
1.6 |
Стандартное сливное соединение |
С |
С |
С |
С |
1.7 |
Система автоматическою замера, регистрации и управления сбросом балластных и промывочных вод |
ОМР |
МР |
МР |
ОМР |
1.8 |
Прибор для определения содержания нефти |
ЕМР |
МР |
МР |
ЕМР |
1.9 |
Приборы для определения границы раздела «нефть-вода» в отстойных танках |
ЕМР |
МР |
МР |
ЕМР |
1.10 |
Система перекачки и сдачи нефтесодержащих |
ОР |
Р |
р |
ОР |
|
льяльных вод |
|
|
|
|
1.11 |
Система перекачки, сдачи и сброса нефтяных остатков (шлама) |
ОР |
Р |
р |
ОР |
1.12 |
Контрольно-измерительные приборы |
Е |
Е |
Е |
Е |
2 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения вредными жидкими |
|
веществами, перевозимыми наливом |
|
|
2.1 |
Танки (изолированного балласта, отстойные, грузовые) |
ОН |
|
|
О |
2.2 |
Насосы, трубопроводы, устройства для выгрузки груза и обеспечения зачистки танков |
ОР |
Р |
Р |
ОМР |
2.3 |
Вентиляционное оборудование для удаления остатков груза |
ОМР |
Р |
Р |
ОМР |
№
п/п |
Объект освидетельствования |
Освидетельствование судна |
первона
чальное |
ежегод
ное |
проме
жуточ
ное |
очеред
ное |
2.4 |
Оборудование для мойки танков |
ОР |
Р |
Р |
ОР |
2.5 |
Контрольно-измерительные приборы |
Е |
Е |
Е |
Е |
3 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения сточными водами |
3.1 |
Установки для обработки сточных вод |
ОПР2 |
|
|
ОМНР2 |
3.2 |
Системы для измельчения и обеззараживания |
ОНР |
|
|
ОМНР |
|
сточных вод |
|
|
|
|
3.3 |
Сборные танки |
он |
|
|
омн |
3.4 |
Система сдачи и сброса сточных вод |
ОНР |
|
|
ОНР |
3.5 |
Стандартное сливное соединение |
с |
|
|
с |
3.6 |
Контрольно-измерительные приборы |
Е |
|
|
Е |
4 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения мусором |
4.1 |
Установки для сжигания мусора (инсинераторы) |
ОР |
Р |
|
ОМР |
4.2 |
Устройства для обработки мусора |
ОР |
Р |
|
ОР |
4.3 |
Устройства для сбора и хранения мусора |
с |
С |
|
с |
4.4 |
Контрольно-измерительные приборы |
Е |
Е |
|
Е |
5 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения атмосферы |
5.1 |
Двигатели, на которые распространяются |
ОМР |
ОМ |
ОМ |
ОМР |
|
положения 2.2.1 части VI «Оборудование и |
|
|
|
|
|
устройства судов по предотвращению |
|
|
|
|
|
загрязнения атмосферы» |
|
|
|
|
5.2 |
Система перевода работы двигателей на |
ОР |
Р |
Р |
ОР |
|
низкосернистое топливо |
|
|
|
|
5.3 |
Система очистки выхлопных газов для умень- |
ОМР |
Р |
Р |
ОМР |
|
шения выбросов SOx (EGCS-SO*) |
|
|
|
|
5.4 |
Система сбора паров летучих органических |
ОР |
Р |
Р |
ОР |
|
соединений (VOC) |
|
|
|
|
5.5 |
Инсинераторы |
ОМР |
Р |
Р |
ОМР |
5.6 |
Контрольно-измерительные приборы |
Е |
Е |
Е |
Е |
|
1 При первоначальном и очередных освидетельствованиях отбор проб производится в |
присутствии инспектора Регистра с последующим предоставлением результатов анализа |
проб, проведенного признанной лабораторией. |
|
|
|
|
|
При первоначальном и очередных освидетельствованиях представляется заключение |
органов государственного санитарного надзора о соответствии установок санитарным |
нормативам и требованиям. |
|
|
|
|
3 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
3.1 До начала постройки судна на рассмотрение Регистру должна быть представлена проектная документация судна в объеме отчетной документации, указанной в разд. 13 «Устройства и оборудование по предотвращению загрязнения с судов» приложения к части II «Техническая документация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.
3.2 При освидетельствованиях судов на соответствие требованиям настоящих Правил должна быть проведена проверка наличия на судне всей требуемой документации в соответствии с разд. 19 части V «Техническое наблюдение за постройкой судов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (в зависимости от того, что применимо).
В дополнение к вышеуказанному на судне также необходимо проверить наличие следующей документации:
.1 одобренной документации по эксплуатационным методам и балластировке для нефтеналивных судов со специальной балластировкой, если применимо;
.2 Инструкции пользователя системы быстрого доступа к компьютеризированным береговым программам расчета остойчивости в поврежденном состоянии и остаточной конструктивной прочности, Договора с береговым центром выполнения расчетов аварийной остойчивости и остаточной конструктивной прочности, а также копии Свидетельства о соответствии предприятия (форма 7.1.27) этого берегового центра (для нефтеналивных судов дедвейтом 5000 т и более);
.3 одобренного Руководства по эксплуатации системы очистки выхлопных газов (схема А) (если применимо) в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.259(68);
.4 одобренного Руководства по эксплуатации системы очистки выхлопных газов (схема В) (если применимо) в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.259(68);
.5 копии Свидетельства о соответствии выбросов 80Х/Свидетельства об одобрении устройства систем очистки выхлопных газов (форма 2.4.42) (если применимо);
.6 одобренного Руководства по мониторингу выбросов SOx на судне (ОММ), если применимо, в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.259(68);
.7 одобренного Плана соответствия выбросов SOx (SECP) в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.259(68);
17
.8 процедуры подготовки судовой топливной системы для работы на низкосернистом топливе с содержанием серы, как указано в 2.3.2, до захода во внутренние водные пути, так же, как и в пределы районов контроля выброса окислов серы (SOx) и соответствующего судового журнала для регистрации количества низкосернистого топлива в каждом танке, а также даты, времени и местонахождения судна в момент завершения вышеуказанной операции;
.9 Плана управления летучими органическими соединениями (VOC) (для нефтеналивных судов, перевозящих сырую нефть, если применимо);
.10 программы и результатов испытаний для определения количества остатков в грузовых танках, насосах и присоединенных трубопроводах судов, на которых допускается перевозка вредных жидких веществ наливом;
.11 SEEMP (если применимо в соответствии с 2.6.9 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы»);
.12 Технического файла по EEDI (если применимо).
3.3 При очередных, ежегодных и промежуточных освидетельствованиях судов на соответствие требованиям Правил должна быть проведена проверка наличия на судне документации в соответствии с 3.1, а также следующей документации:
.1 Удостоверения соответствия согласно положениям системы оценки состояния (СОС) (для нефтеналивных судов, если применимо);
.2 полного комплекта актов предыдущих освидетельствований, включая результаты замеров размеров связей корпуса, записи о проведенных ремонтах, а также, если применимо, Акта освидетельствования нефтеналивного судна в рамках СОС;
.3 журналов регистрации параметров судовых двигателей, подпадающих под требования Правил;
.4 накладных на поставку бункерного топлива.
18
ЧАСТЬ II. КОНСТРУКЦИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ
1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1 В настоящей части Правил приняты следующие определения. Бортовой танк — любой танк, примыкающий к бортовой обшивке судна.
Водоизмещение судна порожнем — водоизмещение судна в метрических тоннах без груза, топлива, смазочных масел, балластной, пресной и котельной питательной воды в танках, расходных материалов, продовольствия, а также экипажа, пассажиров и их багажа.
Дедвейт (DWT) — разность между водоизмещением судна в тоннах по грузовую ватерлинию, соответствующую летнему надводному борту в воде с относительной плотностью 1,025 т/м3, и водоизмещением порожнем.
Длина (L) — длина, равная 96 % полной длины судна по ватерлинии, проходящей на высоте, отмеренной от верхней кромки киля и равной 85 % наименьшей теоретической высоты борта, или длина судна от передней кромки форштевня до оси баллера руля по той же ватерлинии, если эта длина больше. На судах, спроектированных с дифферентом, ватерлиния, по которой измеряется их длина, должна быть параллельна конструктивной ватерлинии. Длина (L) измеряется в метрах.
Ежегодная дата — день и месяц каждого года, которые будут соответствовать дате истечения срока действия Свидетельства (форма 2.4.18RF).
Жидкое топливо — тяжелые дистилляты или остатки сырой нефти, или смеси таких материалов, предназначенные для использования в качестве топлива для производства теплоты или энергии, качество которых эквивалентно спецификациям, приемлемым для ИМО.
Значительное (существенное) переоборудование судна — переоборудование судна, которое:
существенно изменяет размерения или грузовместимость; или изменяет тип судна; или
19
имеет целью значительное продление срока службы судна; или изменяет судно иным образом, но в такой степени, что если бы оно являлось вновь строящимся судном, то подпадало бы под действие соответствующих положений Правил, не применимых к нему как к судну в эксплуатации.
Изолированный балласт — балластная вода, принятая в танк, который полностью отделен от грузовой и топливной систем и предназначен только для перевозки балласта либо балласта или грузов, не являющихся нефтью или вредными жидкими веществами.
Комбинированное судно — судно, предназначенное для перевозки или нефти наливом, или твердых грузов навалом.
Льяльная нефтесодержащая вода —вода, которая может содержать нефть в результате ее эксплуатационных утечек или обслуживания механизмов в машинных помещениях. Любая жидкость, поступающая в льяльную систему, включая льяльные колодцы, трубопроводы льяльной системы, льяла, танки льяльных вод, рассматривается как льяльная нефтесодержащая вода
Мгновенная интенсивность сброса нефти — интенсивность сброса нефти в литрах в час в любой момент, деленная на скорость судна в узлах в тот же момент.
Мидель судна — середина длины судна (L).
Нефтеналивное судно — судно, построенное или приспособленное главным образом для перевозки нефти наливом в своих грузовых помещениях. Нефтеналивным судном также является комбинированное судно и любое «наливное судно для перевозки вредных жидких веществ», определение которому дано в части Ш «Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом» Правил, и любой газовоз, который определен в правиле 3.20 главы П-1 Конвенции СОЛАС 1974 г. (с поправками), если он перевозит в качестве груза или части груза нефть наливом.
Нефтепродуктовоз — нефтеналивное судно, занятое в перевозке нефти иной, чем сырая нефть.
Нефтесодержащая смесь — смесь с любым содержанием нефти.
Нефтесодержащие отходы — нефтяной шлам и нефтесодержащие льяльные воды.
Нефть — нефть в любом виде, включая сырую, жидкое топливо, нефтяные остатки (шлам), нефтяные осадки и очищенные нефтепродукты. Нефть тяжелых сортов: сырая нефть плотностью при 15 °С более 900 кг/м1;
20
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ
1 Общие положения....................................7
1.1 Область применения...................................7
1.2 Определения.........................................7
2 Освидетельствования.................................10
2.1 Виды освидетельствований..............................10
2.2 Объем освидетельствований оборудования..................15
3 Техническая документация.............................17
ЧАСТЬ П. КОНСТРУКЦИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ
1 Определения........................................19
2 Освидетельствования и объем технического наблюдения .... 23
3 Требования к нефтеналивным судам....................23
3.1 Танки изолированного балласта..........................23
3.2 Показатели аварийного вылива нефти, размеры грузовых танков
и устройство трубопроводов нефтеналивных судов...........24
3.3 Деление на отсеки и остойчивость........................25
3.4 Отстойные танки.....................................25
3.5 Системы автоматического замера, регистрации
и управления сбросом.................................25
3.6 Прибор определения границы раздела «нефтъ/вода»
в отстойных танках...................................27
3.7 Требования к системе мойки сырой нефтью.................28
3.8 Требования к двойному корпусу нефтеналивных судов.........28
4 Сепараторы льяльных вод............................33
4.1 Общие положения....................................33
4.2 Технические требования к сепараторам льяльных вод.........34
5 Сигнализаторы.....................................37
5.1 Общие положения....................................37
5.2 Технические требования к сигнализаторам..................37
6 Устройство автоматического прекращения сброса..........40
7 Системы перекачки, сдачи и сброса нефтесодержащих смесей. . 41
7.1 Общие положения....................................41 1
нефть иная, чем сырая нефть плотностью при 15 °С более 900 кг/м1 или с кинематической вязкостью при 50 °С более 180 мм^с; или битум, смола и их эмульсии.
Нефтяное топливо — любая нефть, используемая в качестве топлива для главных двигателей и вспомогательных механизмов судна, на борту которого такая нефть находится.
Нефтяные осадки — часть нефти, которая в силу своей консистенции не поддается обычной откачке и обработке и требует особых приемов или приспособлений для ее удаления с судна.
Нефтяные остатки (шлам) — шлам, отсепарированный в результате пурификации топлива или масла для главных и вспомогательных механизмов; отработанное смазочное масло и масло из систем гидравлики, отсепарированная нефть из сепараторов, утечки топлива и масла
Носовой и кормовой перпендикуляры —вертикальные линии в диаметральной плоскости, проходящие через носовой и кормовой концы длины судна (L). Носовой перпендикуляр проходит через точку пересечения передней кромки форштевня с плоскостью ватерлинии, по которой измеряется длина.
Объемы и площади на судне — во всех случаях рассчитываются по теоретическим обводам.
Отработанное масло — отработанное смазочное масло, масло из танков гидравлики или другая жидкость на углеводородной основе, которые более не пригодны для использования в механизмах вследствие износа и загрязнения.
Отсепарированный шлам — шлам, образовавшийся вследствие пурификации топлива и смазочного масла.
Отстойный танк — любой танк, специально предназначенный для сбора остатков из танков, промывочной воды и других нефтесодержащих смесей.
Построенное судно — судно, киль которого заложен или которое находится в подобной стадии постройки.
Сепаратор — любая комбинация из сепаратора, фильтра или коалисцера, а также единая установка, спроектированная для сброса нефтесодержащих вод с содержанием нефти в стоке не более требуемых норм.
Сигнализатор — прибор, сигнализирующий о содержании нефти в стоке более требуемых норм.
21
7.2 Требования к системам перекачки и сдачи
нефтесодержащих смесей...............................41
8 Сборные танки.....................................44
8.1 Танки льяльных вод...................................44
8.2 Танки нефтяных остатков (шлама)........................44
8.3 Конструкция и оборудование сборных танков...............48
9 Другие средства для удаления нефтяных остатков (шлама) . . 50
10 Защита топливных танков судов........................51
10.1 Определения........................................51
10.2 Требования..........................................51
ЧАСТЬ Ш. КОНСТРУКЦИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ПЕРЕВОЗИМЫМИ НАЛИВОМ
1 Определения........................................54
2 Объем технического наблюдения........................55
3 Конструкция судов для перевозки вредных жидких веществ
наливом...........................................55
4 Требования к оборудованию судов для перевозки
вредных жидких веществ наливом......................56
4.1 Оборудование для мойки танков.........................56
4.2 Насосы и трубопроводы зачистной системы.................56
4.3 Системы сброса и удаления остатков 1руза.................56
4.4 Грузовые насосные отделения...........................58
4.5 Отстойные танки.....................................59
5 Прибор контроля остойчивости........................59
6 Перевозка растительных масел.........................60
7 Требования к оборудованию судов, не являющихся химовозами. . 61
ЧАСТЬ IV. ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ
1 Определения........................................63
2 Объем технического наблюдения........................64
3 Оборудование для сбора, хранения, обработки и сброса
сточных и хозяйственно-бытовых вод...................64
3.1 Общие положения....................................64 2
3.2 Сборные танки......................................65
3.3 Установки для обработки сточных вод.....................66
3.4 Системы для измельчения и обеззараживания сточных вод......68
3.5 Оборудование для удаления сточных и хозяйственнобытовых вод........................................68
ЧАСТЬ V. ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МУСОРОМ
1 Общие положения...................................71
2 Определения........................................71
3 Объем технического наблюдения........................71
4 Оборудование и устройства для сбора, хранения
и переработки мусора................................72
4.1 Общие положения....................................72
4.2 Устройства для сбора и хранения мусора...................72
4.3 Устройства для измельчения и прессования мусора...........74
4.4 Инсинераторы.......................................74
ЧАСТЬ VI. ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
1 Общие положения...................................76
1.1 Область распространения...............................76
1.2 Определения........................................76
1.3 Освидетельствования и объем технического наблюдения.......81
2 Контроль за выбросами с судов.........................82
2.1 Озоноразрушающие вещества............................82
2.2 Окислы азота (NOx)...................................83
2.3 Окислы серы (SOx)...................................88
2.4 Летучие органические соединения (VOC)...................89
2.5 Сжигание на судне....................................90
2.6 Требования по энергоэффективности судов.................90 3
ЧАСТЬ I. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1.1 Правила по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующихся в морских районах и на внутренних водных путях Российской Федерации4 применяются к судам, эксплуатирующимся под флагом РФ и имеющим класс Российского морского регистра судоходства5, а также к их судовому оборудованию.
1.1.2 Для вновь строящихся судов применяются правила и изменения к ним, действующие на дату подписания контракта на постройку судна (серии однотипных судов) или, при его отсутствии, на дату закладки киля судна6.
1.1.3 Требования Правил распространяются на суда в эксплуатации, когда это оговорено в тексте Правил. При этом на эти суда распространяются требования той редакции Правил, по которой они были построены, если в последующих изданиях Правил и изменениях и дополнениях к ним, выпущенных после издания Правил, не указано иное.
На суда в эксплуатации, контракт на постройку которых был заключен до даты вступления в силу первой редакции Правил, т. е. до 1 декабря 2010 г., должны распространяться применимые требования Международной конвенции МАРПОП 73/78.
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, приведены в части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.
В Правилах приняты следующие определения и сокращения.
Администрация РФ — правительство Российской Федерации, под юрисдикцией которого действует судно.
Внутренние водные пути — естественные или искусственно созданные внутренние федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.
Вредное вещество — любое вещество, которое при попадании в воду способно создать опасность для здоровья людей, причинить ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другому правомерному использованию водной среды.
Достигнутый Конструктивный коэффициент энергоэффективности (достигнутый EEDI) — величина Конструктивного коэффициента энергоэффективности (EEDI), фактически достигнутая на отдельном судне, в соответствии с правилом 20 главы 4 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78.
И М О — Международная морская организация.
Кодекс МКХ — Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом.
МАРПОЛ 73/78 — Международная конвенция по
предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколами 1978 г. и 1997 г. к ней, с учетом поправок, принятых Комитетом по защите морской среды ИМО.
Морские районы Российской Федерации — морские районы, включающие в себя внутренние морские воды, территориальное море РФ (шириной 12 морских миль от исходных линий в соответствии с положениями Федерального закона), а также прилежащую зону РФ (шириной 24 морские мили от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря), а также исключительную экономическую зону (внешняя граница которой находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря).
Подобная стадия постройки — стадия, на которой:
начато строительство, которое можно отождествить с определенным судном; и
начата сборка этого судна, причем масса использованного материала составляет не меньше 50 т или 1 % расчетной массы материала всех корпусных конструкции, в зависимости от того, что меньше.
Сброс — любой сброс с судна вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества, какими бы причинами он не вызывался,
включая любую утечку, слив, удаление, разлив, протекание, откачку, выделение или опорожнение.
Сбросом не считается:
сброс в значении, предусмотренном Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; или выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов морского дна; или
выброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований по уменьшению или ограничению загрязнения.
Суда категорий А и В — суда, спроектированные для эксплуатации в полярных водах, определение которым дано в 2.1 и 2.2 Введения к Международному кодексу для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярному кодексу), приведенному в резолюции ИМО МЕРС.264(68)
Судно — плавучее средство любого типа и назначения, эксплуатируемое в морских районах и на внутренних водных путях.
Технический кодекс по NOx — Технический кодекс по контролю выбросов окислов азота из судовых дизельных двигателей.
9
2 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ
2.1 ВИДЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ
2.1.1 В части предотвращения загрязнения нефтью каждое нефтеналивное судно и каждое иное судно, указанное в 1.1.1, подлежат перечисленным ниже освидетельствованиям в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с частью II «Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения нефтью»:
.1 первоначальному освидетельствованию перед вводом судна в эксплуатацию или перед первичной выдачей Свидетельства о предотвращении загрязнения с судов (форма 2.4.18RF), которое включает полный осмотр конструкции, оборудования, систем, устройств и материалов в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с Правилами, чтобы удостовериться, что судно соответствует применимым к нему требованиям;
.2 очередному (для возобновления свидетельства) освидетельствованию через промежутки времени, не превышающие 5 лет. Это освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства и материалы судна полностью удовлетворяют применимым к нему требованиям;
.3 промежуточному освидетельствованию в пределах 3 мес. до или после второй ежегодной даты или в пределах 3 мес. до или после третьей ежегодной даты свидетельства, которое проводится вместо одного из ежегодных освидетельствований, указанных в 2.1.1.4. Это освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что оборудование и устройства, а также связанные с ними системы судна полностью удовлетворяют применимым к ним требованиям и находятся в хорошем рабочем состоянии;
.4 ежегодному освидетельствованию в пределах 3 мес. до или после каждой ежегодной даты свидетельства, включая общую проверку конструкции, оборудования, систем, устройств и материалов судна, чтобы удостовериться, что они содержатся в годном состоянии и продолжают удовлетворять условиям эксплуатации, для которых судно предназначено;
.5 внеочередному освидетельствованию, в зависимости от обстоятельств, которое должно проводиться в ходе ремонта, выполняемого в
1
2
3
4
В дальнейшем — Правила.
5
В дальнейшем — Регистр.
6
Под датой закладки киля судов из стеклопластика должна пониматься дата укладки первого конструктивного армированного слоя или с наружной, или с внутренней стороны матрицы (шаблона) в соответствии с одобренным графиком укладки слоистого материала корпуса
7