Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека
2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Санитарно-гигиенические требования к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии
Методические рекомендации МР2.6.1.0050—11
ББК 51.26 С18С18 Санитарно-гигиенические требования к мероприятиям поликвидации последствий радиационной аварии: Методические рекомендации. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012.—28 с.
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защита прав потребителей и благополучия человека (Л. Л. Горский, В. С. Степанов, О. В. Липатова): ФБУН «Санкг- Петербургский научно- исследовательский институт радиационной гигиены им. профессора 11. В. Рамзаева» (Ю. О. Константинов) и ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский m«статут железнодорожной гигиены» (М. Н. Гавкни. В. В. Романов, А. Г. Ьазазьян).
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы но надзору в сфере зашиты прав потреби телей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г. Г. Онищенко 25 декабря 2011г.
3. Введены в действие с момента утверждения.
4. Введены впервые.
ББК 51.26© Роспотребнадзор ,2012 © Федеральный центр гигиеныи эпидемиологии Роспотребнадзора, 2012
Продолжение табл. 2 |
1 |
2 |
3 |
Авария с открытым источником |
Отбор проб воздуха
Мониторинг
источника
Контроль загрязнения Измерение выпадений на почву
Отбор проб и лабораторный анализ
ИI шивидуальны й мониторинг доз |
Установить периметр безопасности
Провести немедленные защитные мероприятия
Определить загрязнение воздуха
Определить загря31 ieiшыс зоны или объекты Контролировать индивидуальное облучение и загрязнение
Спланировать операции по восстановлению контроля над источником и очистке территории Для короткоживущих радионуклидов установить запретное время |
Авария с диспергированием альфа-излучателей |
Мониторинг
источника
Контроль загрязнения Измерение выпадений на почву
Полевой от^ор проб и радиохимический анализ
Индивидуальный
мониторинг |
Провести немедленные защитные мероприятия; Определить загрязнение воздуха
Определить загря зненн ые зоны или объекты Контролирован» индивидуальное загрязнение Спланировать операции по восстановлению контроля над источником и очистке территории (для короткоживущих радионуклидов установить запретное время)
Спланировать действия после аварии (наблюдение) и долговременные защитные мероприятия |
|
Продолжение табл. 2 |
1 |
2 |
3 |
Обнаружение бесконтрольного источника |
Измерение мощности дозы излучения, плотности потока частиц Контроль уровней загрязнения Гамма-спектрометрические измерения на месте
Индивидуальный
дозиметрический
контроль |
Установить периметр безопасности
Провести немедленные защитные мероприятия Идентифицировать источник
Контролировать индивидуальное облучение и загрязнение
Спланировать операцию по восстановлению ко!ггроля над источником и очистке территории |
|
По ходу получения новых данных оценивать эффективность защитных мероприятий и корректировать их в соответствии с изменением ситуации.
Когда ход аварийных событий взят под контроль, следует принять решение о необходимости проведения мероприятий:
по восстановлению места аварии, удалению или дезактивации радиоактивного загрязнения (материала, почвы, помещений): по дезактивации людей, одежды, личных вещей и оборудования (вт.ч. канализации, воздуховодов):
по установлению гигиенических требований по уровням очистки места аварии и удаления радиоактивных отходов.
4.2.3. Действия в период ликвидации последствий аварии: установить круг лиц, участвовавших и находившихся в зоне действия аварии, вт. ч. детей;
- определить круг лиц. для которых необходимо срочное медицинское обследование (по радиологическим показаниям — дозам как общим, так и локальным — частей тела);
- оценить ориентировочно уровни облучения наиболее пострадавшего персонала и населения с прогнозом на 1—3 дня, 10 дней:
оценить необходимость долговременных защитных мероприятий:
получить объяснения заинтересованных и ответственных лиц о причинах аварии и ходе ликвидации её последствий:
подготовить отчет по результатам работ во время аварии:
12
MP 2.6.1.0050-11
провести анализ действий по ликвидации аварии и разработать рекомендации по совершенствованию плана аварийного реагирования и других организационных вопросов (если это необходимо).
4.2.4. При расследовании и ликвидации последствий радиационной аварии орган Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации выполняет следующие задачи:
- осуществляет контроль за соблюдением обязательных требований по обеспечению радиационной безопасности населения:
проводит радиационный контроль за уровнями радиоактивного загрязнения производственной и окружающей среды, источников водоснабжения, продуктов питания:
- проводит гигиеническую оценку радиационной обстановки и индивидуальных доз облучения персонала и отдельных групп населения, а также лиц, принимавших участие в аварийных работах;
- осуществляет контроль за обеспечением радиационной безопасности лиц, принимающих участие в расследовании и ликвидации аварии;
осуществляет оценку эффективности дезактивации и санитарной обработки;
- проводит контроль за сбором, удалением и захоронением радиоактивных отходов;
- контролирует обеспечение медицинской помощи и медицинского наблюдения.
V. Ликвидация последствий радиационной аварии и мероприятия по защите персонала и населения
5.1. При предположении о возникновении радиационной аварии лицо, ответственное за радиационную безопасность в учреждении, а при его отсутствии на месте происшествия — старший по должности из персонала, обязаны принять срочные меры по локализации аварийной ситуации, предотвращению ее дальнейшего развития, сведению к минимуму облучения людей и радиоактивного загрязнения производственной и окружающей среды, предусмотренные «Инструкцией по действиям персонала при аварийных ситуациях».
5.2. При установлении факта радиационной аварии ответственные лица должны немедленно прекратить проведение всех видов работ в её зоне, известить об этом персонал и людей, находящихся вблизи от источника, администрацию учреждения, а в случае необходимости — диспетчеров скорой медицинской помощи, пожарной охраны в соответствии с системой оповещения, принятой на объекте. Ответственный за радиационную безопасность
13
обязан немедленно доложить администрации учреждения не только о возникшей радиационной аварии, но и о любом нарушении правил обращения с источниками, поскольку такое нарушение может предвещать аварию или быть сигналом скрытой аварии.
5.3. На основании исходной информации об аварии ответственный за радиационную безопасность или старший на участке:
- проводит предварительный контроль радиационной обстановки (радиационную разведку):
- устанавливает (обозначает) предварительные границы зоны аварии;
- прекращает работы в зоне аварии:
- организует вывод людей из зоны радиационной аварии и проводит мероприятия по ограничению доступа посторонних лиц
в эту зону:
организует оказание медицинской помощи пострадавшим:
- дает предварительную оценку типа и масштаба аварии:
- определяет первоочередные защитные мероприятия и назначает их исполнителей:
- организует доставку защитных средств, дозиметрической аппаратуры, другого оборудования и материалов, необходимых д ля проведения первоочередных защитных мероприятий:
- организует индивидуальный дозиметрический контроль и обеспечивает исключение или сведение к минимуму облучение людей при проведении защитных мероприятий.
5.4. Ограничение зоны радиационной аварии следует осуществлять немедленно после предположения о возможной радиационной опасности, на основании первоначальной информации об обстоятельствах и возможных масштабах аварии, результатов дозиметрических и радиометрических измерений. Ограничение зоны радиационной аварии производится таким образом, чтобы мощность дозы гамма-излучения за ее пределами для лиц, не участвующих в выполнении конкретных аварийных работ, не превышала 10 мкЗв/ч для персонала (в производственных помещениях и на территории радиационного объекта) и 1 мкЗв/ч для населения (в местах нахождения людей вне производственных помещений и территории радиационного объекта). На существующих физических барьерах (стены, двери, заборы и т. п.) и специальных ограждениях вывешивают предупреждающие надписи, извещающие о радиационной опасности и о запрете входа в зону. При больших размерах зоны, при необходимости, ее границы поддерживаются с помощью вспомогательного персонала, органов внутренних дел, военнослужащих и пр. По мере уточнения радиационной обстановки, границы зоны радиационной аварии корректируют.
MP 2.6.1.0050-11
5.5. Контроль доступа в зону радиационной аварии и выхода из нее вводится сразу после ограничения зоны. Контроль доступа предотвращает облучение непричастных к аварии людей и сводит до минимума количество людей, которые могут быть облучены или стать переносчиками радиоактивного загрязнения, сокращает трудоемкие и дорогостоящие работы по радиационному контролю и дезактивации людей, их одежды и личных вещей. В зоне аварии могут находиться только члены аварийной бригады, выполняющие конкретные, предусмотренные планом противоаварийные работы. Лица, не выполняющие в данный момент противоаварийные работы, должны на это время покинуть зону аварии либо перейти в укрытие.
5.6. Сокращение длительности контакта с источником посредством тщательного планирования и грамотной организации про-тивоаварийных работ позволяет существенно снизить индивидуальные и коллективную дозы облучения. Следует исключить все работы, кроме действительно необходимых, и отрепетировать в чистой зоне выполнение наиболее радиационно-опасных операций.
5.7. При выполнении работ по ликвидации радиационной аварии и её последствий запрещается:
- при наличии радиоактивного загрязнения выполнять работы без средств индивидуальной защиты (респираторов, комбинезонов. спец, обуви, резиновых перчаток, головных уборов);
- находиться в зоне радиационной аварии без средств индивидуал ьного до зи метричес ко го ко нтроля:
выносить из зоны радиационной аварии любые предметы без предварительного радиационного контроля;
- курить, принимать пищу и использовать косметику в зоне радиационной аварии.
5.8. Для защиты людей от внешнего гамма-излучения экранирование включает использование существующих (стены, оборудование и т. п.) или специально созданных защитных барьеров, поглощающих излучение.
5.9. Все работающие в зоне аварии должны быть оснащены индивидуальными (желательно термолюминесцентными) дозиметрами и прямопоказывающим дозиметром интегрирующего типа, позволяющими во время работы следить за накопленной дозой и предотвращать облучение свыше планируемого уровня.
5.10. Защита от внутреннего облучения при высоких уровнях радиоактивности воздуха в зоне аварии должна быть обеспечена применением средств индивидуальной защиты органовдыхания: респираторов, противогазов или простейших ватно-марлевых масок. Защита кожных покровов обеспечивается использованием
15
комбинезонов, рабочей одежды, резиновой обуви, перчаток, головных уборов.
5.11. Санобработка людей, смена одежды и дезактивация рабочих поверхностей проводятся при превышении допустимых уровней радиоактивного загрязнения поверхностей, указанных в НРБ-99/2009 (табл. 8.9 и 8.10).
5.12. Дезактивационные работы на территории и в помещениях начинают после установления управления радиационным контролем и оценки радиационной обстановки. При загрязнении ко-роткоживущими радионуклидами целесообразнее выждать некоторое время, обеспечив охрану зоны, чем проводить дезактивацию.
5.13. К проведению работ по ликвидации аварии и ее последствий привлекаются, прежде всего, работники радиационного объекта, аварийно-спасательных формирований и члены специализированных аварийных бригад, прошедшие аттестацию и имеющие разрешение на участие в конкретных видах работ.
5.14. Планируемое повышенное облучение, предусмотренное разделом 3.2. НРБ-99/2009, допускается лишь в исключительных случаях при необходимости спасения людей и (или) предотвращения их облучения, если соответствующие защитные меры не могут быть обеспечены без проведения технологических операций, связанных с превышением пределов доз для персонала группы А.
5.15. Перед началом работ по ликвидации последствий аварии проводится инструктаж персонала по вопросам радиационной безопасности с разъяснением характера и последовательности работ. При необходимости следует проводить предварительную отработку предстоящих операций на макетах или муляжах.
5.16. Работы по ликвидации последствий аварии и выполнение других мероприятий в зоне с мощностью дозы гамма-излучения выше 100 мкЗв/ч проводятся по специальному допуску, в котором предусматриваются продолжительность работы, средства защиты и радиационного контроля, фамилии участников и лица, ответственного за выполнение работ.
5.17. При обнаружении радиоактивного загрязнения жилых помещений проживание в них людей запрещается до проведения соответствующих мероприятий по нормализации радиационной обстановки. В помещениях следует провести радиационный контроль загрязненности полов, стен, мебели, оборудования, бытовой техники, одежды. Загрязненные поверхности подлежат дезактивации, а предметы домашнего обихода - дезактивации или захоронению. После завершения дезактивационных работ по результатам радиационного контроля составляются акт и протоколы радиационного контроля. Один экземпляр указанных документов
16
Содержание
I. Область применения...................................................................... 4
II. Общие положения......................................................................... 5
III. Характеристика радиационных аварий........................................ 6
IV. Организации расследования радиационной аварии.................... 8
V. Ликвидация последствий радиационной аварии и мероприятия
по защите персонала и населения................................................. 13
VI. Анализ действий администрации радиационного объекта.......... 18
VII. Радиационный контроль............................................................... 20
Приложение 1. Категорирование закрытых радионуклидных источников по потенциальной опасности при аварии ............................................................................ 23
Библиографический список.......................................................... 28
Нормативные ссылки.................................................................... 28
3
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г. Онищенко
25 декабря 2011 г.
Дата введения: с момента утверждения
2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Санитарно-гигиенические требования к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии
Методические рекомендации МР 2.6.1.0050-11
I. Область применения
1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - рекомендации) определяют действия органов и организаций Роспотребнадзора по осуществлению надзора (контроля) за выполнением санитарно-гигиенических требований к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии и обеспечению радиационной безопасности населения и персонала при обнаружении. расследовании и ликвидации последствий радиационной аварии.
1.2. Рекомендации не распространяются на радиационные аварии на объектах ядерного оружейного комплекса, на ядерных реакторах, предприятиях ядерного топливно-энергетического цикла.
1.3. Рекомендации предназначены для органов и организаций Роспотребнадзора, ими могут руководствоваться федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации, учреждения, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, при планировании и осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий радиационных аварий.
4
MP 2.6.1.0050-11
II. Общие положения
2.1. Методические рекомендации разработаны в развитие требований Федерального закона от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», основных положений Сан Пи Н 2.6.1.2523—09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)» и СанПиН 2.6.1.2612—10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)» в форме требований к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии, расследованию радиационных аварий, оценке доз аварийного облучения пострадавших.
2.2. Целью методических рекомендаций является выработка алгоритма действий органов и организаций Роспотребнадзора по осуществлению надзора и контроля за выполнением санитарно-гигиенических требований к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии.
2.3. В каждой организации, использующей источники ионизирующего излучения, в которой потенциально возможна радиационная авария, разрабатывается план мероприятий по защите персонала.
На радиационных объектах в случаях радиационной аварии персонал руководствуется инструкцией по действиям персонала в аварийных ситуациях, которая разрабатывается с учетом особенностей технологии, используемой на объекте.
Органами местного самоуправления территории разрабатывается план мероприятий по защите населения в случае радиационной аварии на радиационных объектах I—II категорий.
2.4. К проведению работ по ликвидации аварии и ее последствий привлекается прежде всего персонал группы «А» радиационного объекта или организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности в области использования атомной энергии.
2.5. Ликвидация последствий аварии и расследование ее причин при необходимости проводятся на федеральном, региональном, территориальном и объектовом уровнях.
2.6. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:
предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
- виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за вычетом вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.
5
2.7. Организации Роспотребнадзора (не имеющие лицензии на деятельность с источниками ионизирующего излучения) участвуют в расследовании причин возникновения аварии, в организации мероприятий по ликвидации последствий аварии, соблюдая требования норм и правил, вт. ч. в отношении сотрудников Роспотребнадзора, а также осуществляют контроль за выполнением санитарно-гигиенических мероприятий при ликвидации аварии.
III. Характеристика радиационных аварий
3.1. Источники ионизирующего излучения по возможному пути радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду могут быть систематизированы в соответствии с видом источника следующим образом:
Таблица 1
Основные типы работ с источниками ионизирующего излучения и характер возможного воздействия |
Вид источника |
Возможное воздействие |
1 |
2 |
Использование закрытых источников излучения и различной радиационной техники: |
потребительские товары |
внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение |
калибровочные источники |
внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение |
рентгеновские аппараты, установки рентгеноструктурного аначиза |
внешнее облучение |
радиоизотопные приборы |
внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение |
каротаж скважин |
внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение |
радионуклидная дефектоскопия |
внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение |
рентгеновская дефектоскопия |
внешнее облучение |
|
Продолжение табл. 1 |
1 |
2 |
мощная радиационная техника в промышленности и медицине (генерирующая) |
внешнее облучение |
внутриполостная терапия с помощью закрытых источников |
внешнее облучение |
Работа с радиоактивными веществами в открытом виде: |
ради о и зото иная диа гности ка |
внешнее облучение, внутреннее облучение |
лучевая терапия с помощью открытых препаратов |
внешнее облучение, внутреннее облучение, поверхностное загрязнение |
лаборатории, работающие с радионуклидами |
внешнее облучение, внутреннее облучение, поверхностное загрязнение |
Транспортирование источников ионизирующего излучения: |
транспортирование источников ионизирующего излучения |
внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение |
Природные источники ионизирующего излучения в про и зводственн ых условиях: |
минеральное сырье и материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов |
внешнее облучение, поверхностное загрязнение, внутреннее облучение |
|
3.2. В зависимости от технологического назначения оборудования наиболее часты следующие причины аварий:
в радионуклидных контрольно-измерительных приборах — нарушение герметичности источника вследствие механического или термического воздействия (удар, падение, вибрация, перегрев, дефекты сборки аппаратуры и т. п.);
в дефектоскопах с радионуклидными источниками - неисправность механизмов фиксации или перемещения источника, нарушение правил эксплуатации, утеря или хищение источника либо дефектоскопа (наиболее часто аварии происходят с переносными дефектоскопами);
в приборах радиационного каротажа - оставление источника в скважине вследствие заклинивания аппарата, хищение или утеря источника;
7
в радионуклидных облучателях — нарушения работы систем сигнализации и блокировки или перемещения источников, а на установках с водяной защитой - нарушение работы системы поддержания уровня воды;
при работе с радионуклидами в открытом виде - нарушение герметичности сосудов для хранения препаратов, рассыпание, разлив, хищение и утеря препаратов:
нарушение правил транспортирования радиоактивных веществ, материалов и радиоактивных отходов, а также материалов, содержащих природные источники ионизирующего излучения;
- нарушение правил сбора и оборота металлолома:
- расплавление источника при переплавке металлолома;
- прямое воздействие ионизирующего излучения на человека (облучение коллимированным пучком отдельных частей тела):
- обнаружение неизвестного источника.
3.3. Основные пути облучения людей при радиационной аварии:
- внешнее облучение непосредственно от источника и/или от радионуклидов, присутствующих в окружающей среде, на коже и одежде человека;
внутреннее облучение от радионуклидов, поступивших в организм с воздухом, водой, пищевыми продуктами, через кожу и раны, с загрязненных рук, одежды, поверхностей объектов окружающей среды.
IV. Организация расследования радиационной аварии
4.1. Органы и организации Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, задействованные в ликвидации последствий радиационной аварии, в кратчайшие сроки решают следующие задачи:
4.1.1. Информирование Роспотребнадзора (центральный аппарат) о факте аварии.
4.1.2. Обеспечение контроля и принятие участия в разработке рекомендаций и мер с целью:
минимизации (предотвращения) возможности дальнейшего воздействия ионизирующего излучения на персонал и население;
выявления всех возможных очагов радиоактивного загрязнения и путей возможного облучения людей;
минимизации (предотвращения) дальнейшего распространения радиоактивных веществ в окружающую среду:
организации мероприятий по восстановлению контроля над источником радиационной аварии;
- ликвидации последствия радиационной аварии.
MP 2.6.1.0050-11
4.2. Для решения вышеуказанных задач органам и организациям Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации необходимо:
4.2.1. При получении информации о факте радиационной аварии:
получить сведения о радиационной ситуации на месте аварии (характеристиках источника ионизирующего излучения, режиме его использования, обстоятельствах аварии):
- провести предварительную оценку радиационной обстановки на месте аварии:
- подготовить необходимые измерительные приборы и индивидуальные средства защиты для лиц из числа специалистов Роспотребнадзора, учитывая конкретные условия аварии.
4.2.2. На месте аварии:
Провести измерения мощности дозы и подготовить предложения об ограждении периметра по значению мощности дозы на внешней границе не выше 10 мкЗв/ч или при обнаружении пятен радиоактивного загрязнения.
На основании результатов измерений оценить радиационную опасность и необходимость немедленных защитных мероприятий (например, вывод людей из зоны аварии).
Подготовить предложения об организации пункта дозиметрического контроля людей (рук, одежды и обуви) на границе аварийного участка. Одежда и обувь, на которой при дозиметрическом контроле будет обнаружено радиоактивное загрязнение, должны быть остаалены в аварийной зоне с целью её дальнейшей дезактивации. Лица, у которых выявлено превышение допустимых уровней радиоактивного загрязнения кожных покровов, указанных в НРБ-99/2009, п. 8.10 (прилож. 4), должны пройти санитарную обработку и повторный радиационный контроль.
Если предполагается радиоактивное загрязнение воздуха, необходимо произвести отбор проб воздуха и их исследование.
Следует убедиться, что в случае необходимости применяются средства защиты дыхательных путей. При загрязнении воздуха радиоактивным йодом принимается решение относительно необходимости проведения йодной профилактики — блокирования щитовидной железы стабильным йодом.
Следует осуществлять надзор за проведением защитных мероприятий и контроль доз облучения. Проводить радиационный мониторинг согласно рекомендациям в табл. 2.
9
Таблица 2
Рекомендации по проведению мониторинга |
Тип аварии |
Контроль
радиационной
обстановки |
Цель |
1 |
2 |
3 |
Перемешенные, утерянные или украденные источники |
Разведка источника методом пешеходной гамма-съемки, с помощью наземного транспорта или аэросъемки с воздуха |
Определить местонахождение источника |
Обнаруженный источник с нарушением герметичности или радиоактивное загрязнение |
Мониторинг
источника
Кон зроль загрязнения I амма-с пектрометрия на месте
Отбор проб и лабораторный анализ И нд и видуа л ьны й мониторинг доз |
Установить периметр безопасности
11ровести немедленные защитные мероприятия Идентифицировать источник или загрязнение Определить загрязненные зоны или объекты
Контролировать индивидуальное облучение и загрязнение
Спланировать операции по восстановлению контроля над источником и очистке территории |
Неэкранируе-мый закрытый источник |
Мониторинг
источника
Контроль загрязнения Идивидуальный мониторинг доз |
Установить периметр безопасности
Провести немедленные защитные мероприятия 11роверить потенциально загрязненные поверхности и предметы
Контролировать индивидуальное облучение Спланировать операции но восстановлению контроля над источником |
|