ВСЕСОЮЗНЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-liCXUG^^BATEJfijCKHH, ПРОЕКТНЫЙ И ПРОЕКТНО ШНСЛ^КГОРСКИЯ ИНСТИТУТ
да ДООШКСЯОЙ эошкгришшш промышленных объектов
"ТЯКИРОМЭЛЕКТРОПРОЕКТ” шеям Ф. R Якубовского
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ,
КАРТИННЫХ ГАЛЕРЕЙ И ВЫСТАВОЧНЫХ ЗАЛОВ
Москва 1992
всесоюзный ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ПРОЕКТНЫЙ И ПРО0ШЮ-1ГОНСТРУ1т)РСЖИЙ ИНСТИТУТ НО КОМПЛЕКСНОМ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ ПРОШШЕШШХ ОБЪНСГОВ
"ТЯЖПРОМЭЛЕКТРОПРОВСГ шеям Ф. В. Лсубовского
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ МУЗЕЕВ
Главный инженер института |
|
КАРТИННЫХ ГАЖРЕЙ И ВЫСТАВОЧНЫХ ЗАЛОВ
Начальник технического отдела
Отдел светотехнических установок |
|
СОГЛАСОВАН)
Мэсква 199 £.
нов применение разрядных ламп, прежде всего люминесцентных. Однако, наличие в спектре эти дамп, выпускаемых в настоянае время отечественной промышленностью. УФ излучений, интенсивность которых значительно выше, чем у ламп накаливания, а танке практическое отсутствие выпуска в навей стране фильтров (покрытий на лампах), снихахших интенсивность УФ излучений, в ряде случаев приводит к вынужденному более широкому применению, по крайней мере, на данном этапе, менее экономичных дамп накаливания,
С другой стороны, избыток тепловых излучений в спектре ламп накаливания также может ограничивать область их приме- .
нения в определенных случаях (например, в витринах), когда J
перегрев зксповатов недопустим* j
Рекомендации по выбору способов свето за щиты экспонатов | приведены в разделе 8, !
1*5, Освежение музейных экспонатов необходимо осуществлять с учетом их назначения, формы, материала и его светостойкости, цветовых характеристик, размещения в экспозиции.
Музейные экспонаты (произведения живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, предметы нумизматики, археологии, фотодокументы, газеты, коллекции насекомых, животных, растений, диорамы) весьма разнообразны по размерив и фактуре, они могут быть плоскими или объемными, цветными или черно-белыми, светостойкими и весветостонкими, располагаться на полу, стеках, специальных стендах, витринах, шкафах, вертикально, горизонтально или наклонно.
Классификация экспонатов в зависимости от их светостойкости, цветовых характеристик и формы приведены в табд.1.1; причем, по светостойкости все экспонаты разделены ш 8 группы:
Таблица -IЛ
Классификадия музейных экспонатов во светостойкости, цветовым характеристикам и форме
Наиманованне экспонатов в |
Группа |
Группа |
|
материалов |
по све- |
по цве |
Форш |
твстёй-
кости |
товым
харак-
тарас- |
X |
2 |
3 |
4 |
Живопись: |
масло, темпера. |
П |
3.4 |
Плоская |
акварель, пастель |
ш |
3,4 |
*тП»л |
|
|
|
|
Графика: |
|
|
|
черно-белая |
ш |
I |
Плоская |
цветная |
S |
3,4 |
|
Иконопись |
ш |
3.4 |
Плоская |
Рукописи, книги, газеты |
ш |
I |
|
Фотографии |
ш |
1.3 |
_ п_ |
Марки |
ш |
4 |
|
Драгоценности |
I |
3 |
Объемная |
Монеты, макали, ордена |
I |
2 |
Рельефная |
Значки |
I |
4 |
|
Оружие |
I |
2 |
Объемная |
|
М4-/53
2 3 4
irvrmr цпидитг w г irrim-tt-rnr г~ттгтр fr “t ~тгтг i -цмг'Г
038ijiat ткани, гобелен, кружева, ковры, мах, кожа
it
1 • <•* N.
\ЬМ
i )i s<§
i 4 ^ Ь
I 'o -k: 5-
u'iH :£?£ : J
f cf > Ъ ><js
L
4'
Кость |
Фарфор, керамика, стекло, эмаль |
I |
2,3 |
|
Утварь: стеклянная, металлическая |
I |
I |
Объемная |
леревяшшя |
П |
% |
— | |
Скульптура:
мраморная, гипсовая, чугунная |
I |
1 |
_
Объемная |
бронзовая |
I |
2 |
—w- |
Мебель леревяшшя |
П |
3 |
Объевшая |
Минералы, горные порозы |
I |
1,2,3 |
|
Бабочки, чучела |
ш |
4 |
_п_ |
Техническое оборудование |
I |
1.2,3 |
_ н_ |
|
/ii
I - высоко®, П - совиной 1 Ш - вязкой светостойкое*!;
по цветовым характеристикам - на 4 группа:
1 - ахроматические нив серые, т.в. не имеющие выраженного цветового тона;
2 - окноцветные, имеющие оо всей поверхности более или менее оливаковый тон;
3 - многоцветные тональные, в пределах площади поверхности которых цветовой тон меняется, но при атом ляжет быть выделен преобладавший (например, теплый, холодный или нейтральный) ;
4 - многоцветные пестрые, для которых можно считать равноценными все цветовые тона.
Определение группы светостойкости экспонатов должно выполняться с участием хранителей музеев.
1.64 Проектирование искусственного освещения музеев необходимо производить с учетом естественного света и во вновь строянихся зданиях рекомендуется, как правило, применять систему совмещенного освещения, т.е. освещения, при котором недостаточное по нормам естественное освещение пополняется искусственным; при этом рекомендуется предусматривать регулирование искусственного освещения в зависимости от уровня естественного света*
1*7. В комплексе с освещением должны решаться строительная часть я архитектурное оформление интерьеров в музеях*
- а) С целью более эффективного использования естественного света для освещения экспонатов при проектировании вновь строящихся зданий музеев устройство с вето проемов в экспозиционных залах необходимо увязывать с учетом размещаемой в валах экс-
позиции. Рекомендуется часть экспозиционных помещений устраивать с верхними с вето проемами, например, вдя экспозиции масляной живописи; часть помещений - с боковыми светопроамами - для экспозиции объемных экспонатов, например, скульптуры, и часть помещений - без естественного света, для размещения экспонатов низкой светостойкости*
б) Для снижения интенсивности естественной освещенности, исключения попадания прямого солнечного света на экспонаты, а также ограничения ультрафиолетовой и тепловой радиации естественного света, светопроеыы необходимо снабжать светозащитными устройствами (СЗУ), как стационарными ( козырьки, экраны, ячей-, ни), так и регулируемыми (шторы, жалюзийные решетки). Экрана- | рованне светопроемов должно осуществляться в течение всего года в светлое время суток. Светоэкранирующие устройства должны предусматриваться при строительстве зданий.
в) Строительные элементы 8даниб музеев должны проактироваться с учетом размещения осветительных приборов» электрооборудования и электропроводок*
г) Отделка внутренних поверхностей экспозиционных помещений должна производиться материалами макс шал ьво поглощавши ультрафиолетовые излучения, в частности, должны применяться . Красители на основе окиси цинка или двуокиси титана. Окрашенные поверхности должны быть.матовыми, создавать необходимый фон для экспонатов ( реэко контрастирующий фон нежелателен)
и -иметь коэффициенты отражения, указанные в табл.1.2,-
'.....л) Совместно с вопросами освешения§ как правило, должны
решаться вопросы вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях для поддержания необходимого темпе ратурно-влажнеет-
Таблица 1*2
Рекомендуемые значения коэффициентов отражения поверхностей экспозиционных помещений
|
|
|
Экспозиционные помещения |
Коэффициенты отр |
ажения |
|
потолка |
стен |
пола |
|
Картинные галереи 0,8 0,2-0,35 0,1-0,3
Скульптурные залы 0,8 0,25-0,5 0,25-0,4
Залы технических музеев 0,75 0,2-0,65 0,35-0,5
ного режима (рекомендуемые температура окружаювего воздуха в экспозиционных помещениях 17-*21°С а относительная влажность 50*60%).
е) При разработке музейного оборудования (витрин, стендов и т.п.) необходимо предусматривать встроенное или пристроенное освещение, в случае, если стенды и витрины не освещаются светильниками обоего равномерного или общего локализованного освещения* .......
"1.8, В помещениях существующих музеев, расположенных в старинных зданиях или дворцах, представляющих историческую и архитектурную ценность, со своеобразными интерьерами, а также в помещениях, имеющих мемориальное значение, рекомендуется, по возможности, сохранять способы освещения, принятые в них ранее, причем, если они освещались свечами, газом или керосиновыми лампами, то в старых арматурах'следует устанавливать
МЫ53
электрические ламш. Для поле ветки отдельны* экспонатов, при необходимости. может предусматриваться местное освежение* 1.9, Проектные решения по электроосвещению основных помещения рекомендуется согласовывать с хранителями музеев, а при необходимости - с Государственной Инспекцией по охране памятников.
2. ОСШШЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСКУССТВЕНШМУ . ШВЕДЕНИЮ
2*1, Искусственное освещение музеев должно выполняться в соответствии с их назначением, архитектурно-строительными особенностями, художественным оформлением помещений, с учетом содержания экспозиции и требованиями сохранности экспонатов.
2*2. Освещение должно обеспечивать:
- возможность полноценного осмотра экспонатов при достаточном уровне освещенности и правильной цветопередаче;
- создание достаточного общего уровня зрительной адаптации и светового комфорта для находящихся в помещении людей;
- возможность выявления представляющих художественную ценность деталей архитектурного оформления интерьера (резьбы, росписи и т.д«);
\ •
- сохранность экспонатов от вредного воздействия света* особенно излучений в ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра;
- условия для круглосуточной охраны экспонатов и уборки
помещений в темное время суток; , - -
М 4/53
- нормальные условия работы в рабочих помещениях;
- возможность безопасно! эвакуация люде! и, в необходимых случаях*, для бесперебойной работы отдельных объектов при нарушении нормальных условий электроснабжения (см.разделы 3 и 9).
2.3. Указанные в п.2.2 задачи должны решаться путем выбора рациональных способов освещения с учетом обеспечения качественных показателей, надежности и пожаробезопасности осветительных установок, требований экономики и удобства эксплуатации.
3. В1ДЫ ОСВДЕШЯ
3.1. В музеях предусматриваются следующие виды искусственного освещения: рабочее; аварийное, эвакуационное и дежурное.
3.2. Во всех помещениях музеев должно устраиваться рабочее освещение, обеспечивающее нормируемые освещенности.
3.3. Аварийное освещение должно устраиваться для обеспечения бесперебойной работы диспетчерских, операторских, кино-аппаратшх, узлов связи, электро щитовых, аккумуляторных* дежурных пожарных постов, постов постошной охраны, в гардеробах с числом мест хранения 300 и более, в главных кассах*
В помещениях насосных, тепловых пунктов и бойлерных аварийное освещение выполняется только при постоянном пребывании в них дежурного персонала или, если электроприемники данных помещений относятся к нагрузкам I категории по надежности электроснабжения.
Л/4/53
В музеях местного значения, а также в музеях-квартирах и т.п. небольших музеях аварийное освещение попускается не устраивать.
Зж4. Эвакуационное освещение предусматривается для эвакуации людей, а также в необходимых случаях и музейных ценностей из здания музея.
Эвакуационное освещение рекомендуется устраивать на всех путях эвакуации из зпанийг в экспозиционных залах, переходах, коридорах» холлах, фойе и вестибюлях, гардеробах, лестницах, а также в фондохранилищах, реставрационных шстерских и в других производственных помещениях, в которых вследствие отключения рабочего освещения и продолжения при этом работы производственного оборудования может возникнуть опасность травматизма (ремонтные мастерские, производственные помещения? пункты общественного питания и т.п.5.
Для эвакуационного освещения используются световые указатели выхода, отдельные лампы в многоламповых светильниках или устанавливаются дополнительные светильники*
Для аварийного и эвакуационного освещения, включаемого или переключаемого на питание от аккумуляторной установки, должны применяться лампы накаливания.
3*5. В помещениях музеев Необходимо устанавливать световые указатели, указывающие выход из помещений или здания и направление к выходу. Расстояние мажду указателями на путях эвакуации рекомендуется принимать не более 20 и. Предпочтительна их установка вал дверными проемами. В качеотве световых указателей могут использоваться специально разработанные светильники, либо светильники общего назначения, а также
A/4/5J
электро люминесцентные панели или светильники со встроенными автономными источниками питания. На поверхности указателей делается налаясь "Выход" со стрелкой в направлении выхода или выполняется пиктограмма.
3.6. Дежурное освещение в музеях устраивается с целью охраны экспонатов и может использоваться во время уборки помещений. Для дежурного освещения в экспозиционных залах, коридорах, вестибюлях, реставрационных мастерских и фондохранилищах рекомендуется использовать светильники эвакуационного освещения или часть светильников рабочего освещения.
4. СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ
4.1* В основных помещениях музеев преимущественно рекомендуется применять: .
а) в экспозиционных залах в зависимости от характера экспонатов и способа их размещения - систему общего или комбинированного (общее плюс местное) освещения;
б) в реставрационных мастерских - систему комбинированного освещения;
в) в фондохранилищах - систему общего освещения.
4.2. Общее равномерное освещение рекомендуется предусматривать в экспозиционных залах, в которых основной экспозицией является мебель, отделка или убранство, а также в залах исторических и технических музеев, когда экспонаты не требуют подсвета*
4.3, В экспозиционных залах, в которых преобладают экспонаты, расположенные на стенах, рекомендуется, как правило.
с: |
V |
р* |
Г\ |
|
(| |
|
А |
|
wL |
|
V |
|
СП |
о |
t" |
1 |
3- |
«о
«О |
В |
|
|
|
Е |
б |
S
Гч? |
|
'А |
<*. |
£ |
о |
|
|
В |
Обложка
Титульный лист Содержание
Основные исполнители работы Введение
Принятые сокращения
1. Общие положения
2. Основные требования к искусственному освещению
3. Виды освещения
4. Системы освещения
5о Освещенность, коэффициент запаса и качество освещения
Jt листа
1
2 3
5
6
7
8
17
18 20
22
32
i
I
<о
тэ
Е
о
f§
о
с:
Г§
g
тс
Источники света
Осветительные приборы и устройства
Требования к защите экспонатов от
вредного действия света
Электротехническая часть Распределительные устройства и распределение энергии для освещения Управление освещением Выполнение осветительных сетей Безопасность осветительных установок
Эксплуатация осветительных установок
МЫ 55
о базе вокализованное освещение или сочетание общего равномерного и направленного на экспозицию (вокализованного) освещения*
4.4. Для залов с трехмерншя объектами (скульптурой, барельефами, разными натуральными экспонатами и др.) обаяй рассеянный свет необходимо дополнять направленным тенеобразующим (как правило, верхнебоковым) освещением для выявления форм объектов*
4.5. При расположении в экспозиционных залах экспонатов на стендах (картины) может быть принята в зависимости от строительных параметров помещения и конструкций стендов как система общего освещения (равномерного и локализованного), так
и система комбинированного освещения.
4*6. Комбинированное освещение преимущественно рекомендуется для залов, где экспонаты располагаются в витринах, шкафах, на стеллажах и т.д*
4.7* При всех системах освещения экспозиционных залов для улучшения условий восприятия экспонатов рекомендуется создавать вне зоны их расположения пониженные уровни освещенности*
4.8. В случаях, когда предполагаются последующие перепланировки экспозиций, следует предусматривать возможность устройства "гибких”, т.е. легко трансформирующихся систем освещения, обеспечивающих возможность установки и подключения источников света по мере необходимости в различных точках помещения.
4.9. Для стабилизации светового режима в экспозиционных залах должна предусматриваться регулируемая система общего
II« Рекомендуемые способы освещения Графика, живопись Скульптура и барельефы Витрины Витражи
Панорамы и диарамы Реставрационные мастерские Фондохранилища
Приложение I. Требования к устройству свето-проемов естественного света в заднйях щузеев
Приложение 2. Рекомендации по применению светозащитных устройств и материалов
54
55 58 58
61 |
62 !
63 68
80
82 !
Основными исполнителями ванной работы являются* Ю.Б*Оболвнцвв, В*И.Геосонекая (Ленингравское отведение ВНИШ
Тяжпромэяежтропроект), (Центральное произволе тво ШИШ Тяжпромэлектропровкт),
(ШИШ),
З.КвГорбачева, С.А.Клюев
Бревняков А.В., Девина Р.А.
Е.А.Оболвнцева
Ю. В.Тимохин
та (£а$о'егофб^'82. /t-т? Ф09-79
(ГосужаретвенныЙ Эрмитаж), (НШСФ).
ВВЕДЕНИЕ
В 1987-88 гг. по заданию Министерства культуры СССР была выполнена работа "Рекомендации по искусственному освещению музеев", заманившая аналогичную работу, выполнявшуюся в 1973 году. Исполнителей работы 1987-88 гг. были ВНИШ Тяжпромэдектро- I проект Сотдвлы светотехнических установок Ленинградского отделения института и Центрального производства в Москве) при участии Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации (ВНИИР) Министерства культуры СССР, Государственного Эрмитажа и Научно-исследовательского института строительной физики (НИШФ) Госстроя СССР. !
Настоящая работа выполнена на основании указанных выше I "Рекомендаций" 1987-88 гг. с учетом накопленного за последние 2-3 года пополнительного опыта по устройству искусственного [ освещения музеев и картинных галерей. |
При выполнении работы учтен отечественный и зарубежный опыт освещения музеев, как например, экспозиций музеев Московского Кремля, витрин Государственной Оружейной палаты Московского Кремля, экспозиции Государственного Эрмитажа, Государственной картинной галереи СССР, галереи "Тейт" в Лондоне, реставрированной части музея "Прадо" в Мадриде, Новой Пинакотеки в Мюнтене и во.
Использованы результаты исследований, проведенных ЛО ВНИШ Тяжпромэлектропроект совместно с БНШР по выбору оптимальных уровней освещенности и цветности источников света при освещении различных видов музейных экспонатов, результаты исследований и рекомендаций БНШР по завште экоповатов от вредного действия излучений естественного света, по применению
М4 /53
новых осветительных приборов с зеркальными лампами накаливания, разработанных ШИИР совместно с Всесоюзным научно-исследователъ-ским и конструкторско-технологическим институтом технических средств культуры (ВШКТИ ТСК).
В настоящее время в мировой практике освещения музеев
наблюдается тенденция ограниченного использования естествен*
\
но го свата и стремление к преобладающему акцентированию света на экспонатах. Применяется современная аппаратура для автоматического поддержания постоянной заданной освещенности в экспозиционных залах как при естественном, так и искусственном освещении, а также необходимого спектрального состава излучения и ограничения времени его воздействия. Такие осветительные уста-ноши создают возможность для наиболее благоприятного восприятия произведений искусства и наилучшей их сохранности. |
Создание подобных осветительных установок в отечествен- f вой практике в полном объеме пока трудно выполнимо. Имеются лишь отдельные примеры автоматического управления искусственным освещением в зависимости от уровня естественного освещения и в зависимости от наличия посетителей (музеи Московского Кремля, реконструируемая Третьяковская галерея).
Недостаточно удовлетворителен также ассортимент отечественных источников света, обеспечивающих качественную цветопередачу и имеющих минимально безопасную для экспонатов активность УФ и ИК излучений, а также целевых осветительных приборов для музейных экспозиций.
Большинство рекомендаций, содержащихся в данной работе по устройству освещения музеев, могут использоваться при проектировании освещения картинных галерей и выставочных залов раз- I
ного назначения
МЫ 53
ПРИНЯТЫЕ СОКРАДЕНШ
1ЯН - Галогенные лампы накаливания ИК - Инфракрасное излучение ИЗ - Источник света
КЕ-0 - коэффициент естественной освевенноети
ЛИ - Лампы накаливания
ЛЛ - Люминесцентные даман
ГОЭ - Правила устройства электроустановок
РЛВД - Разрядные лампы высокого давления
ОЗУ - Светозащитные устройства
Тцв - Цветовая температура
Уф - Ультрафиолетовое излучение
M4I53
Копировал
I. ОБЩИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ
1.1, Настоящая работа предназначена для использования при проектировании искусственного освещения вновь строящихся и реконструируемых музеев: исторических (общеисторических, историко-революционных, археологических, этнографических и т.п.), вс тес тввнно- научных (зоологических, ботанических, геологических и т.п,), искусствоведческих (изобразительного искусства, прикладного искусства, театральных, музыкальных и т.п.), литературных, технических, а также мемориальных и комплексных, например, историко-краеведческих и общественных. Рекомендации могут использоваться также при устройстве освещения временных выставок,
1.2. Наряду с указаниями данной работы при проектировании освещения музеев должны учитываться требования действующих общанормативных документов: Правил устройства электроустановок (ПУЭ) 6-го издания, главы СНиП П-4-79 по проектированию естественного и искусственного освещения, ВСН 59-88/Гос-комархитактура "Электрооборудование жилых и общественных зданий*.
В работе учтены уточненные в соответствии с разъяснениями ГУШ МВД (письмо S 7/1/825 от 28.03.86 г.) положения "Правил пожарной безопасности для театрально-зрелищных и культурно-просветительных учреждений" (Москва, Министерство Культуры СССР 1981 г.), а также требования "Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР" (Москва, Министерство культуры СССР, 1984 г.).
J.3. Указания данной работы распространяются ва проектирование электрического освещения основных помещений музеев:'
копировал
экспозиционных (выставочных) валов, фоштохоанидии-(запасников) и реставрационных мастерских. Ос веление остальных помещений (кабинетов административно-хозяйственной службы, рабочих комнат сотрудников, лабораторий, производственных мастерских, библиотек, актовых залов и кинозалов, фойе, гардеробов, лестниц, коридоров и т.н.) должно выполняться в соответствии с обженорматившаш требованиями к освежению общественных и зрелищных зданий и помещений*
1*4. Особенностью устройства освежения музеев является то, что при создании условий для показа экспонатов, обеспечивающих их полноценное восприятие, т.е. с достаточным уровнем освещенности, высоким качеством цветопередачи и т.п., необходимо также учитывать возможный вред, который может нанес-; ти экспонатам свет. Музейные экспонаты необходимо показывать J так, чтобы они несмотря на воздействие света по возможности дольше сохраняли свой первозданный вид.
Указанное требование вызывает необходимость ограничения влияния на экспонаты как видимых излучений (снижение освещенности и времена ее воздействия), так особенно ультрафиолетовых (УФ) и инфракрасных (Ж) излучений, присутствующих в спектре применяемого источника света. Чем выше освещенность, УФ и тепловое воздействие на экспонаты, там больше вероятность изменения их вида и даже разрушения (выцветание, образование трежин и т.д.).
Требованиями зажиты экспонатов от вредного действия света обусловлен выбор типов источников света (см.разпел 6). Так, адсокие значения световой отдачи, срока службы и, для многих типов ламп, качество цветопередачи определяют предпочтитедь^