СССР |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ |
ГОСТ
6667-56 |
Комитет стандартов, мер и измерительных приборов |
Бензины авиационные |
|
Взамен |
при |
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
ГОСТ 6667-53 |
Совете Министров |
ПЕРИОДА СТАБИЛЬНОСТИ |
Союза ССР |
Группа Б19 |
Настоящий стандарт устанавливает метод определения периода времени от начала окисления до начала разложения тетраэтилсвинца и помутнения этилированного авиационного бензина при окислении его кислородом воздуха при температуре 110° С и под давлением, создаваемым насыщенными парами испытуемого бензина.
Применение метода предусматривается в стандартах и ведомственных технических условиях на авиационные бензины.
I. АППАРАТУРА, РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ
1. При определении периода стабильности авиационных бензинов применяется следующая аппаратура, реактивы и материалы.
а) Прибор для окисления (см. чертеж), представляющий собой воздушный термостат и состоящий из цилиндрического корпуса I, крышки 2, электрической плитки 3, крыльчатки 4, вращаемой электромотором 5, диффузора 6, четырех герметически закрывающихся стеклянных колб 7, имеющих диаметр 50 мм и объем 130 + 5 мл каждая, рукоятки 8 для вращения кассеты с колбами, двух смотровых окон 9, двух электрических ламп 10, контактного термометра 11 и ртутного стеклянного термометра 12.
Герметичность колб достигается при помощи специального устройства, укрепленного на горле колбы и прижимающего прокладку из бензостойкой резины к поверхности горла. В горло колбы вклады-
Срок введения 1/IV 1957 г.
Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов 24/XII 1956 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону. Перепечатка воспрещена
вается прокладка из алюминия, предотвращающая контакт паров бензина с резиновой прокладкой.
|
Схема прибора для окисления |
б) Футляр из металлической сетки высотой не менее 1000 мм, диаметром 500 мм, прикрепленный к столу, или вытяжной шкаф, окна которого снаружи защищены металлической сеткой.
в) Цилиндр измерительный по ГОСТ 1770-64 вместимостью 25 мл.
г) Воронка стеклянная конусообразная по ГОСТ 8613-64.
д) Воронка стеклянная с оттянутым кондом.
е) Авиационный бензин Б-70 Т < по ГОСТ 1012-54.
ж) Ацетон по ГОСТ 2603-63 или ацетоно-бензольная смесь, для приготовления которой смешивают в отношении 1 : 1 ацетон по ГОСТ 2603-63 и бензол по ГОСТ 5955—51, или бензол чистый каменноугольный по ГОСТ 8448—61, или бензол чистый нефтяной.
з) Аммоний уксуснокислый по ГОСТ 3117-51 «ч. д. а.», 30%-ный водный раствор; можно применять также раствор, полученный смешением 95 мл водного аммиака по ГОСТ 3760-64; 100 мл уксусной кислоты по ГОСТ 61-51 и 125 мл дистиллированной воды по ГОСТ 6709-53.
и) Хромовая смесь.
к) Вода дистиллированная по ГОСТ 6709-53.
л) Бумага фильтровальная по ГОСТ 12026-66.
II. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2. Прибор для окисления помещают в футляр из металлической сетки или в вытяжной шкаф, окна которого защищены металлической сеткой.
3. Пробу испытуемого бензина в количестве 60—70 мл фильтруют через бумажный фильтр.
4. Стеклянные колбы перед испытанием промывают раствором уксуснокислого аммония, ополаскивают водой, моют хромовой смесью, промывают водой, ополаскивают дистиллированной водой и сушат.
Если стекло после такой промывки не приобретает первоначальной прозрачности, то колбы моют неэтилированным бензином, потом ацетоном или ацетоно-бензольной смесью, а затем уже так, как указано выше.
5. Алюминиевые прокладки моют раствором уксуснокислого аммония, промывают дистиллированной водой и насухо вытирают фильтровальной бумагой.
6. Каждые две стеклянные колбы при помощи воронки с оттянутым концом наливают измерительным цилиндром при комнатной температуре по 25 мл испытуемого бензина, вкладывают алюминиевую, а затем резиновую прокладку и прижимают последнюю с помощью нажимного винта к поверхности горла колбы.
Колбы с бензином вставляют в кассету.
Подготовленные для испытания колбы с бензином не должны стоять на свету.
7. Для проверки герметичности колб кассету с колбами погружают в водяную баню, имеющую температуру 95—98° С. При выделении отдельных пузырьков из какой-либо колбы кассету вынимают, подвинчивают нажимной винт затвора колбы и снова погружают кассету в водяную баню, добиваясь прекращения выделения пузырьков. При бурном выделении пузырьков колбу заменяют и новое испытание проводят с другой порцией бензина. Герметично закрытые колбы вынимают из кассеты, насухо вытирают и снова вставляют в кассету.
8. Нагревают прибор до температуры испытания 110° С.
III. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
9. Кассету с колбами помещают в термостат, нагретый до температуры 110° С. Время помещения кассеты с колбами в термостат фиксируют как начало определения.
10. Далее через каждые 30 мин или через другой отрезок времени визуально проверяют прозрачность бензина в колбах, не вынимая их из термостата. Помутнение бензина фиксируют как конец определения для данной колбы (примерный порядок записи результатов наблюдений и измерений по окончании испытания указан в приложении). За результат испытания принимают меньшее значение времени из параллельных определений в двух колбах.
11. По окончании испытания снимают крышку прибора, охлаждают прибор в течение 10—15 мин, затем вынимают из термостата кассету с колбами, охлаждают колбы до комнатной температуры, бензин из каждой колбы выливают в измерительный цилиндр и заме-372
ряют количество оставшегося бензина. Если количество бензина после испытания окажется меньше 23 млу испытание проводят заново с другой порцией бензина.
IV. ДОПУСКАЕМЫЕ РАСХОЖДЕНИЯ ДЛЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
12. Расхождения между параллельными определениями периода стабильности не должны превышать 1 ч.
Замена
ГОСТ 1770-64 введен взамен ГОСТ 1770-51.
ГОСТ 8613-64 введен взамен ОСТ 10054—39.
ГОСТ 8448-61 введен взамен ОСТ 10463—39.
ГОСТ 2603-63 введен взамен ГОСТ 2603-41.
ГОСТ 3760-64 введен взамен ГОСТ 3760-47.
ГОСТ 12026-66 введен взамен ГОСТ 7246-54 кроме п. 14, подпункта 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОРЯДОК ЗАПИСЕЙ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПЕРИОДА СТАБИЛЬНОСТИ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА
а) Записи во время испытания |
Время |
Прозрачность |
колба 1 |
колба 2 |
10 ч — начало испытания 10 » 30 мин |
Прозрачи. |
Прозрачн. |
11 * 00 » |
» |
» |
11 > 30 » |
» |
} |
12 > 00 » |
» |
» |
12 » 30 » |
» |
|
13 » 00 » |
» |
» |
13 » 30 » |
} |
|
14 > 00 » |
» |
» |
14 » 30 » |
* |
» |
15 » 00 » |
э |
» |
15 » 30 » |
» |
» |
16 » 00 * |
» |
|
16 » 30 » |
|
|
17 > 00 » |
» |
» |
17 » 30 * |
» |
|
18 » 00 » |
* |
» |
18 * 30 » |
|
Помутнение |
19 » 00 » |
Помутнение |
Осадок |
Период стабильности = 8,5 ч |
|
|
|
б) Записи по окончании испытания |
Показатель |
Колба 1 |
Колба 2 |
Количество оставшегося бензина, мл |
23,5 |
24,0 |
|