МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
Дороги автомобильные общего пользования
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ
|
Москва
Стандартинформ
2016 |
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГБУ «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. №46)
За принятие проголосовали: |
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Т аджикстандарт |
Узбекистан |
uz |
Узстандарт |
|
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 г. № 1121-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33181-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок— в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ, 2016
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО МКС 93.080.01
Поправка к ГОСТ 33181-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания
В каком месте |
Напечатано |
Должно быть |
Пункт 7.1. Таблица 3. Графа «Вид снежно-ледяных образований*». Строка 1 |
Толщина уплотненного снега, см, не более** |
Толщина уплотненного снега, мм, не более** |
|
(ИУС № 7 2017 г.) |
|
64
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дороги автомобильные общего пользования ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ
Automobile roads of general use. Requirements for winter maintenance level
Дата введения — 2015—12—01 с правом досрочного применения
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к уровню зимнего содержания.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 33387-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 зимнее содержание автомобильных дорог: Комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах в зимний период года, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.
3.2 противогололедные материалы; ПГМ: Твердые, кристаллические или жидкие материалы либо их смеси, распределяемые по дорожному покрытию для предупреждения или ликвидации зимней скользкости.
3.3 зимняя скользкость: Все виды снежных, ледяных и снежно-ледяных образований на проезжей части, укрепленных обочинах, площадках отдыха, остановках маршрутного транспорта, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках, приводящие к снижению сцепных свойств поверхности покрытия.
3.4 рыхлый снег: Неуплотненный слой снега, образующийся на проезжей части дороги, обочинах тротуарах во время снегопада и/или метели.
Издание официальное
3.5 уплотненный снег (снежный накат): Слой снега на проезжей части дороги, уплотненный колесами проезжающих транспортных средств.
3.6 уплотненный снежный покров; УСП: Специально сформированный уплотненный слой снега на дорожном покрытии, устраиваемый для обеспечения непрерывного и безопасного дорожного движения с установленными скоростями в зимний период года.
3.7 уровень зимнего содержания: Допустимое по условиям безопасности дорожного движения состояние конструктивных элементов автомобильных дорог, устанавливаемое с учетом их классификации, интенсивности движения и природно-климатических факторов.
3.8 неблагоприятные опасные погодные явления: Очень опасная погода с метеорологическими явлениями экстремальной интенсивности (сильные снегопады, метели, гололедные явления и т. п.), которые могут привести к серьезному материальному ущербу и человеческим жертвам.
4 Классификация
Зимнее содержание автомобильных дорог для целей настоящего стандарта классифицируют на пять уровней: 1,2, 3,4, 5.
Наивысшим уровнем зимнего содержания является уровень 1.
Минимально допустимым является уровень 5.
Участки дорог, относящиеся к соответствующему уровню содержания, установлены в нормативных документах государств — членов Содружества Независимых Государств.
5 Общие положения
5.1 В национальных стандартах государств — членов Содружества Независимых Государств могут быть установлены более высокие требования к уровню зимнего содержания автомобильных дорог.
5.2 Сроки очистки проезжей части от снежно-ледяных образований, в том числе от снежных валов, должны быть установлены в национальных стандартах государств — членов Содружества Независимых Г осударств.
5.3 В случае, когда в зимний период года эксплуатационное состояние участков автомобильных дорог не соответствует требованиям настоящего стандарта, на них вводят временные ограничения или прекращение движения, в порядке, установленном в нормативных документах государств — членов Содружества Независимых государств.
5.4 На автомобильных дорогах с УСП допустимая скорость движения транспортных средств должна быть установлена в национальных стандартах государств — членов Содружества Независимых Государств.
5.5 При неблагоприятных и опасных метеорологическихявленияхдорожные работы выполняют в соответствии с требованиями национальных стандартов государств — членов Содружества Независимых Государств, с учетом обеспечения безопасного и бесперебойного движения по автомобильной дороге.
6 Обочины и разделительные полосы
6.1 Состояние обочин и разделительной полосы должно соответствовать требованиям таблицы 1.
Таблица 1 — Требования к состоянию обочин и разделительной полосы |
Показатель |
Норма по уровню содержания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Возвышение обочин и разделительной полосы с уплотненным слоем снежно-ледяных отложений над проезжей частью, см., не более |
Не допускается |
2 |
3 |
6 |
Толщина рыхлого снега на обочине во время снегопада и до окончания снегоочистки, см, не более |
2 |
3 |
4 |
7 |
12 |
Относительная ширина очистки обочин, %, не менее |
80 |
70 |
60 |
50 |
50 |
|
ГОСТ 33181-2014
6.2 Формирование снежных валов на дорогах не допускается:
- перед железнодорожным переездом в зоне треугольника видимости вне обочины;
- перед пересечениями в одном уровне, железнодорожными переездами, пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств на обочинах согласно таблице 2 — высотой более 0,5 м;
- на участках дорог с ограждениями или повышенным бортовым камнем;
- на тротуарах с их перекрытием более чем на 30 % ширины до момента очистки от снега.
Требования к размещению снежных валов приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Требования к размещению снежных валов |
Элемент дороги |
Расстояние до элемента дороги, м, менее |
Железнодорожный переезд |
250 |
Пересечение в одном уровне |
150 |
Остановочный пункт маршрутных транспортных средств |
20 |
Пешеходный переход |
15 |
|
7 Покрытие проезжей части
7.1 Состояние покрытия проезжей части автомобильных дорог после проведения мероприятий по снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 3.
Таблица 3 — Требования к состоянию проезжей части |
Вид снежно-ледяных образований* |
Норма по уровню содержания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Толщина уплотненного снега, см, не более** |
Не допускается |
30 |
60 |
100 |
Наличие зимней скользкости |
Не допускается |
Толщина рыхлого снега, в том числе на мостовых сооружениях во время снегопада и снегоочистки, см, не более |
1 |
2 |
2 |
3 |
5 |
|
* Описание видов снежно-ледяных образований приведены в разделе 3.
** Участки дорог с уплотненным снегом, отнесенные к 3—5 уровням содержания, должны быть обработаны фрикционными или химико-фрикционными ПГМ, удовлетворяющими требованиям ГОСТ 33387. |
7.2 Дороги с интенсивностью движения до 1500 авт/сут, а также дороги с дорожными одеждами переходного и низшего типов, могут содержаться в зимний период сУСП в соответствии с национальными стандартами государств — членов Содружества Независимых Государств.
Показатель ровности УСП должен быть не более 6,0 м/км по показателю IRI.
УСП не должен иметь дефектов и участков с рыхлым (талым) снегом, влияющих на безопасность дорожного движения согласно таблице 4.
Таблица 4 — Дефекты УСП |
Вид повреждения |
Размер повреждения |
Колея глубиной, см, не более |
3 |
Отдельные возвышения (углубления) высотой (глубиной) более 4 см площадью м2, не более |
0,9 |
Рыхлый свежевыпавший снег на УСП толщиной, см, не более |
8 |
|
8 Мостовые сооружения
На проезжей части мостовых сооружений УСП не допускается.
Состояние тротуаров и лестничных сходов мостовых сооружений в период уборки снега должны соответствовать требованиям таблицы 5.
Таблица 5 — Требования к состоянию тротуаров и лестничных сходов мостовых сооружений |
Показатель |
Норма по уровню содержания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Толщина рыхлого снега на тротуарах и лестничных сходах за исключением тротуаров и сходов, не имеющих регулярного пешеходного движения, во время снегопада и до окончания снегоуборки, см, не более |
6 |
8 |
10 |
12 |
12 |
Отсутствие обработки тротуаров и лестничных сходов в населенных пунктах противогололедными материалами при регулярном пешеходном движении |
Не допускается |
|
9 Водопропускные трубы
Состояние водопропускных труб должно соответствовать требованиям таблицы 6.
Таблица 6 — Требования к состоянию водопропускных труб |
Показатель |
Норма по уровню содержания |
1 2 3 4 5 |
Наличие снежно-ледяных отложений внутри трубы до начала паводка |
Не допускается отложения более 2/3 высоты трубы |
Наличие нераскрытых входных и выходных отверстий |
Не допускается во время обильного снеготаяния |
|
10 Тоннели, галереи, балконы и пешеходные переходы
Проезжая часть тоннелей, галерей, балконов и пешеходных переходов в разных уровнях в зимний период года должна быть свободной от различного мусора (бутылки, банки, бумага, пакеты и т. п.) и снеж-но-ледя н ых отложе н ий.
11 Элементы обустройства
Состояние покрытия тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек, площадок отдыха и остановок маршрутных транспортных средств должно соответствовать требованиям таблицы 7.
Таблица 7 — Требования к состоянию элементов обустройства |
Показатель |
Норма по уровню содержания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Толщина рыхлого или уплотненного снега на тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках после окончания снегопада (метели) и снегоуборочных работ, см, не более* |
6 |
8 |
10 |
12 |
12 |
Невыполнение работ по обработке тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек ПГМ |
Не допускается |
Толщина рыхлого или уплотненного снега на площадках для пассажиров, площадках отдыха, остановках маршрутных транспортных средств после окончания снегопада или метели, см, не более |
9 |
10 |
10 |
12 |
12 |
* При обязательной обработке фрикционными ПГМ. |
|
4 |
УДК 625,76:006.354 МКС 93.080.01
Ключевые слова: зимнее содержание автомобильных дорог, зимняя скользкость, уровень содержания, снежно-ледяные отложения, противогололедные материалы
5
Редактор АЛ. Баканова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М.И. Першина Компьютерная верстка ИЛ. Налейкиной
Сдано в набор 11.03.2016. Подписано в печать 23.03.2016. Формат 60x84%. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 0,93. Уч.-изд. л. 0,65. Тираж 41 экз. Зак. 827.
Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru