ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ
ТОНКОСТЕННЫЕ ФЛАНЦЕВЫЕ ВКЛАДЫШИ
РАЗМЕРЫ, ДОПУСКИ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
ГОСТ 28341-89 (ИСО 6864-84)
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ Москва
УДК 621.822.5*2.001.24 : 658.562 : 006.354 Группа Г16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ГОСТ
28341—89
(ИCO 6864—84)
Подпитки скольжения
ТОНКОСТЕННЫЕ ФЛАНЦЕВЫЕ ВКЛАДЫШИ
Размеры, допуски и методы контроля
Plain bearing Thin-walled flanged half bearings. Dimensions, tolerances and methods of checking
ОКСТУ 4282 10
Дата введения 01.01.91
Настоящий стандарт устанавливает основные размеры и допуски для тонкостенных фланцевых вкладышей, применяемых в механизмах с возвратно-поступательным движением. По согласованию между потребителем и изготовителем возможно устанавливать размеры, отличные от приведенных в настоящем стандарте, однако применение стандартных размеров приведет к экономии затрат при изготовлении тонкостенных подшипников.
Настоящий стандарт распространяется на основные размеры и допуски для тонкостенных фланцевых вкладышей, применяемых в корпусах с внутренним диаметром от 40 до 250 мм. Фланцевые вкладыши для корпусов с большим или меньшим внутренним диаметром используются очень редко.
Настоящий стандарт устанавливает также размеры и допуски для конструктивных деталей тонкостенных фланцевых вкладышей. Решение о включении этих деталей в определенную конструкцию принимает потребитель в зависимости от применения подшипников.
Допускается в качестве фланцевого вкладыша применять предварительно полученное соединение вкладыша без фланца с двумя упорными полукольцами. При этом технические условия согласуются между заказчиком и изготовителем.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
В настоящем стандарте принято следующее определение фланцевого подшипника:
Издание официальное
2—1358
фланцевый подшипник — сочетание радиального подшипника (цилиндрическая радиальная часть) и осевого подшипника (фланцы по краям) (см. черт. 1).
Перепечатка воспрещена
© Издательство стандартов, 1990
|
лек) товителей)
Черт. 5. Скос на флате |
Таблица 6
Раамеры и допуски скоса фланцев мм |
Диаметр керауса DL |
и
+0,2 |
±0,2 |
и
+0,3 |
Л, в |
До 120 |
0,1 |
5ц5 |
|
3 |
Се. 120 до 250 |
|
8 |
|
3.6.5. Зона перехода между радиальной частью шодшипника и фланцем зависит от метода изготовления и соотношения между толщиной стенки и толщиной фланца.
Для того, чтобы избежать трещин, должен соблюдаться размер А зоны перехода между радиальной частью и фланцем, указанный на черт, бив табл. 7.
ГОСТ 28341-89 С. 11
|
Черт. 6. Два типа зоны перехода между радиальной частью н фланцем |
Таблица 7
Минимальная высота (и ширина) зоны перехода |
Днанатр корпуса 0L |
кш1п |
До 120 |
2 |
Св. 120 » 250 |
э |
|
Чтобы избежать загрязнения участка скругления и внутренне* го диаметра корпуса, геометрия зоны перехода должна соответствовать форме вала.
3.6.6. Смазочные отверстия и канавки
3.6.6.1. Смазочные канавки и отверстия на поверхности соединения
Положение кольцевых канавок и смазочного отверстия показано на черт. 7.
3.6.6.1.1. Смазочные канавки
Размеры канавок определяют функциональными требованиями и не устанавливают настоящим стандартом. Предпочтительная форма канавок указана на черт. 8.
С. 12 ГОСТ 28341-89
Черт. 7* Расположение кольцевых канавок и смазочного отверстия
Черт. 8. Предпочтительные формы канавки Примечания:
1. Размер г\ должен быть согласован.
2. Размер G w должен быть согласован.
& Размер Ge должен быть согласован.
4. Углы а равны ЭО или 451° (наиболее часто используются).
ГОСТ 28341-89 С. 13
3.6.6.1.2. Смазочные отверстия
Смазочные отверстия могут высверливаться или пробиваться. В том и в другом случае следует скруглить острые углы и снять заусенцы со смазочных отверстий, за исключением зоны перехода к смазочной канавке. Форму фаски выбирает изготовитель. На поверхностях скольжения в фасках нет необходимости.
3.6.6.2. Смазочные канавки и смазочные карманы на поверхностях фланца
Приведенные на черт. 9 и 10 типы канавок и карманов обычно используются на фланцах с наружным диаметром до 160 мм. При больших диаметрах могут использоваться другие формы канавок и карманов.
Предпочтительно, чтобы глубина канавки или кармана была больше толщины антифрикционного слоя.
Допуск на GE равен —0,30 мм.
Черт. 9. Форма канавок на поверхностях фланца
3.5.6.2.2. Смазочные карманы
В~В - / |
|
/—диаметр фрезы (по усмотрению изготовителя)
Черт. 10. Форма масляного кармана |
Таблица 8 Размеры и допуски канавок на поверхности фланца мм |
Диаметр фланца Dt |
Gw
+0,5 |
О
в ом ИИ. |
X
допуск. |
До 60 |
3,5 |
12*5 |
±1,5 |
€в. 60 до 80 |
|
17,5 |
±2,5 |
Св. 80 до 100 |
|
22,5 |
±2,5 |
Се. 100 до 120 |
4,5 |
27,5 |
±2,5 |
Св. 120 до ! 10 1 |
|
32,5 |
±2,5 |
Св. 140 до 160 1 |
I |
37.3 ! |
±2.: |
|
ГООТ 2М41-М С. 18
Таблица 9
Размеры н допуски масляного кармана на поверхности фланца мм |
Диметр фланце 0г |
С
шомик. |
допуск. |
Г
±0,3 |
До» |
12.5 |
1.8 |
5 |
Св. 00 * 80 |
17,5 |
2J5 |
7 |
* 80 » 100 |
22,5 |
2,5 |
7 |
*100 » 120 |
27,5 |
2Д |
9 |
» 120 » 140 |
32,5 |
2.5 |
9 |
» 140 » 160 |
37,5 |
2Д |
9 |
|
4. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ РАЗВЕРТКИ |
4.1. При измерении длины развертки фланцевых подшипников применяют типовое устройство, приведенное на черт. И, имеющее внутренний диаметр Д* контрольного блока, равный максимальному диаметру корпуса подшипника.
|
Черт. 11. Устройство для измерения длины развертки подшипника:
7—контрольный блок; 2—база; 3 и 4—контрольные нагрузки; 5—прижимная плита; б—упор: а) контрольное устройство с одним упорам (выступание равно S^); б) контрольное устройство без упора (выступание равно + F-fWa) |
4.2. Контрольная нагрузка
4.2.1. При измерении длины развертки фланцевых вкладышей на стальной основе следует применять контрольную нагрузку. F в ньютонах, вычисляемую по формуле
F—125-zX^r,
где z — номинальное расстояние между фланцами, мм; ет — номинальная толщина стенки подшипника, мм.
Примечания:
1. Значение контрольной нагрузки следует округлить до ближайших 500 Н.
2: Расстояние между фланцами учитывается формулой, так как в настоящем стандарте не рассматривается номинальная ширина.
4.2.2. Значение контрольной нагрузки для фланцевых вкладышей на стальной основе, а также для монометаллических подшипников оговаривается по соглашению между заказчиком и поставщиком.
ГОСТ 28341-89 С. 17
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по управлению-качеством продукции и стандартам, ВНИИНМАШ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 22.11.89 № 3422 введен в действие государственный стандарт СССР ГОСТ 28341-89, в качестве которого непосредственно применен международный стандарт ИСО 6884—84
2. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕН- |
ТЫ |
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
ГОСТ 25347-82 |
3.2 |
|
Редактор Р. Г. Говердовская Технический редактор Г. Л. Теребинкина Корректор В. М> Смирнова
Сдано в наб. 11.112.89 Подп. в печ. 06.03.90 1,26 уел. п. л. 1,25 уел. кр.-отт. 9,82 уч.-изд. л. Тираж 18 000 Цена б к.
Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123557, Москва, ГСП, Нояопресменскнй пер., i Тип. «Московский печатник». Москва, Лялкн пер., 6. Зак. 1353
С 2 ГОСТ 28341-82
|
Черт. 1. Фланцевый вкладыш 2. БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ |
Dl — диаметр корпуса; А—внутренний диаметр подшишнк ка; Db» — наружный диаметр подшипника; А — наружный диаметр фланца; Д* — диаметр отверстия контрольного блока; ет — толщина стенки подшипника; е\—толщина фланца; Z — расстояние между фланцами; Ll — ширина корпуса; Ь\ — общая ширина подшипника; SN или Sm+Sm — выступание; F=Fi=F2— контрольная нагрузка, Н; Ех — эксцентриситет; А — ширина фиксирующего выступа; В — длина фиксирующего выступа; No—высота фиксирующего выступа; И — расстояние между выступом я фланцем; h — высота и ширина зоны между радиальной частью и фланцем; / — расстояние между выступом и канавкой; Е — ширина паза; Nz — длина паза; G— высота паза; Но — высота скоса на поверхности соединения; PD — глубина скоса на поверхности соединения; в} — толщина стенки в месте соединения; I — высота скоса на фланце; t — глубина скоса на фланце; Gw — ширина канавки; Ge — толщина стенки под канавкой; а — угол между краями канавки; г, — радиус скругления канавки; г2 — радиус скруг-ления масляного кармана; Gx— расстояние между осями канавок и фланца.
3. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ И ДОПУСКИ
3.1. Острые края должны быть притуплены. В случае применения фасок их угол должен составлять 45°.
3.2. Номинальные размеры
Номинальные размеры внутреннего диаметра корпуса, внутреннего диаметра и толщины стенок подшипника приведены в табл. 1.
ГОСТ 28341-89 С 8
Диаметры корпуса, внутренние диаметры, толщина етенки, наружные диаметры фланцев и расстояние между фланцами
Таблица 1 |
|
Внутренний диаметр Dt для |
толщины стенки еТ |
|
|
|
|
• >> 2 в S S* |
2,0 |
2.1 |
3.0 |
3,5 |
4.0 |
5,0 |
6,0 |
|
|
Z |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1" 1 |
|
|
4Э |
36 |
35 |
— |
_ |
_ |
_ |
|
52 |
15 |
17 |
|
38 |
37 |
— |
— |
— |
_ |
_ |
54 |
16 |
18 |
22 |
42 |
41 |
40 |
— |
— |
— |
_ |
_ |
57 |
17 |
19 |
24 |
45 |
44 |
43 |
— |
— |
— |
_ |
_ |
60 |
18 |
21 |
25 |
48 |
46 |
45 |
—. |
— |
— |
— |
|
62 |
18 |
21 |
26 |
50 |
49 |
48 |
— |
— |
— |
_ |
_ |
65 |
19 |
23 |
28 |
53 |
52 |
51 |
|
— |
— |
— |
_ |
68 |
20 |
24 |
29 |
55 |
56 |
55 |
— |
— |
— |
— |
. - |
72 |
22 |
25 |
31 |
50
63 |
59 |
58 |
— |
|
|
— |
— |
79 |
23 |
27 |
33 |
67 |
_ |
62 |
61 |
_ |
_ |
|
|
83 |
24 |
28 |
34 |
— |
66 |
85 |
— |
— |
— |
|
87 |
25 |
29 |
36 |
71 |
— |
70 |
69 |
— |
— |
— |
. . _ |
91 |
26 |
31 |
38 |
75 |
— |
75 |
74 |
— |
— |
— |
- |
96 |
28 |
33 |
41 |
80
85 |
— |
80 |
79 |
|
|
— |
— |
105 |
30 |
35 |
43 |
90 |
|
. |
84 |
83 |
|
|
|
ПО |
3! |
37 |
45 |
— |
— |
89 |
88 |
— |
— |
._ |
115 |
33 |
39 |
48 |
95 |
— |
— |
95 |
93 |
— |
— |
_ |
12С |
34 |
41 |
50 |
т |
— |
— |
99 |
98 |
— |
— |
|
129 |
36 |
43 |
53 |
106 |
— |
— |
104 |
103 |
— |
— |
. |
134 |
38 |
45 |
56 |
ПО
120 |
— |
— |
114 |
11Э |
|
“ |
— |
144 |
41 |
49 |
60 |
|
|
|
|
118 |
117 |
__ |
|
149 |
42 |
50 |
62 |
125 |
— |
— |
_ |
123 |
122 |
— |
|
154 |
44 |
52 |
65 |
130 |
— |
— |
|
1'33 |
132 |
— |
|
170 |
46 |
56 |
70 |
140 |
_ |
__ |
- .. |
143 |
142 |
— |
|
180 |
51 |
60 |
75 |
150
160 |
— |
— |
— |
153 |
152 |
|
— |
190 |
54 |
64 |
80 |
|
|
|
|
|
162 |
160 |
|
200 |
57 |
68 |
84 |
170 |
_ |
|
__ |
— |
172 |
170 |
|
210 |
60 |
72 |
89 |
180 |
|
._ |
. |
— |
182 |
180 |
|
220 |
64 |
76 |
94 |
190
200 |
— |
— |
— |
— |
192 |
190 |
— |
230 |
67 |
80 |
99 |
|
|
|
|
|
|
200 |
198 |
250 |
70 |
83 |
103 |
210 |
_ |
— |
- |
— |
—. |
210 |
208 |
260 |
73 |
87 |
108 |
220 |
|
_ |
._ |
|
|
230 |
228 |
280 |
80 |
95 |
118 |
240
250
i
1 |
1 i |
|
i |
1 |
|
240 |
238
i |
290
i |
83 |
99 |
123 |
|
С. 4 ГОСТ 28341-89
Номинальная общая ширина должна быть равна номинальному расстоянию между фланцами плюс две номинальные толщины стенок.
3.3. Допуски на диаметр корпуса
Корпуса из черных металлов должны изготовляться с допусками Н6 по ГОСТ 25347. В тех случаях, когда корпуса изготовляют из металлов с высоким коэффициентом расширения или учитывают податливость корпуса, размер корпуса может иметь допуск, отличный от Н6, но находящийся в пределах 6-го квалитета допусков.
3.4. Допуски на величину выступания и толщину стенки
Подшипники, рассматриваемые в настоящем стандарте, являются тонкими и гибкими, их наружный диаметр не поддается измерению обычными способами. Поэтому в разд. 6 приведен метод измерения длины развертки.
В настоящем стандарте невозможно регламентировать длину развертки, так как действительный размер будет зависеть от непосредственного применения (например, необходимо учитывать такие факторы, как жесткость корпуса, материал, рабочие температуры).
Однако допуски на длину развертки механически обработанных подшипников при их изготовлении должны находиться в соответствии с размерами допусков на измеряемую величину выступания (см. черт. 11), указанную в табл. 2.
Допуск на толщину стенки ег зависит от способа обработки внутреннего отверстия, т. е. подлежит оно механической или электролитической обработке. Соответствующие допуски приведены в табл. 2.
Таблица 2
Допуски на измеряемую величину выступания SN и толщину
стенки ет |
Внутренний диаметр |
Допуск на Sy "max "min |
Догтуа
механически обработанный подшипник |
s ка ет
электролитически
обработанный
подшипник |
До 45 |
0,030 |
0,008 |
0,:0.12 |
Св. 45 » 75 |
0,035 |
0,008 |
0,012 |
» 75 » 110 |
0,040 |
0,010 |
0,015 |
» 110 » 160 |
0,045 |
0,015 |
0,022 |
* 160 > 200 |
0,050 |
0,015 |
0,022 |
* Ш » 250 |
0,055 |
OJ02JO |
0,030 |
|
П римечание. Еолее точные значения полей допусков должны согласовываться между заказчиком и изготовителем. |
ГОСТ 28341-89 С. 5
Отдельные небольшие вмятины на поверхности наружного диаметра допустимы при условии, что их будет не слишком много. Однако в этих зонах не следует проводить измерение толщины стенки.
3.5. Допуски: на расстояние между фланцами, ширину корпуса, ширину подшипника, толщину фланца и наружный диаметр фланца
3.5.1. В общем случае устанавливают только допуск на толщину фланца с той стороны, с которой воздействует нагрузка, для того, чтобы верхний и нижний вкладыши имели одинаковую толщину фланцев. В этом случае положение фланцев относительна установочного замка зафиксировано.
В случае, если верхний и нижний вкладыши имеют одинаковые конструкции, фланцы одного вкладыша должны иметь одинаковую толщину в диапазоне допусков, представленных в табл. 3. В этом случае значения толщины фланца получают исходя из ширины вкладыша и расстояния между фланцами. Тем не менее по соглаг шению между заказчиком и изготовителем могут применяться другие допуски.
3.5.2. Наружный диаметр фланца должен быть меньше диаметра буртика вала.
Таблица 3
Расстояние между фланцами, ширина корпуса, ширина подшипника, толщина фланца и наружный диаметр фланца
мм |
|
Допуск на |
Диаметр хорпуеа DT |
Z1» з |
1-L |
|
«2.3 |
Zi |
До 75 |
+<№5 |
—0,02 —0,07 |
«-0,12 |
|
±1 |
Св. 75 до 110 |
+0,07 |
-0,02
—0,07 |
—0*12 |
-0,05 |
Св. 110 до 250 |
+ 0,07 |
-0,02
-0.10 |
—0,12 |
|
±1,5 |
|
1 В свободном состоянии.
2 Под нагрузкой, см. п. Э.4.1.
’ Допуски не суммируются, а представляют предельную допустимую величину для каждого размера. |
3.6. Элементы конструкции
3.6.1. Эксцентр ическое внутреннее отверстие
В некоторых случаях возникает необходимость использовать фланцевые вкладыши с эксцентрическими внутренними поверхностями, когда толщина стенки вкладыша равномерно уменьшается по направлению к поверхности разъема (черт. 2).
Примечание Эксцентриситет Ех в радиальной плоскости характеризуется расстоянием между центром С| наружной Поверхности подшипника и центром Сз внутреннего отверстия.
|
Черт. 2. Эксцентрическое внутреннее отверстие |
3.6.2. Распрямление вкладыша
На распрямление оказывают влияние следующие показатели: материал антифрикционного слоя, его толщина и физические свойства, материал основы и его свойства, рабочая температура узла. В связи с тем, что эти показатели не устанавливаются в настоящем стандарте, величина распрямления также не регламентируется. Распрямление во всех случаях должно быть таким, чтобы после эксплуатации механизма в нормальных условиях величина распрямления в подшипнике была достаточна для обеспечения ремонта или замены детали. Фактическую величину распрямления определяют по соглашению между изготовителем и заказчиком.
3.6.3. Фиксирующие выступы и пазы в корпусе
В случае использования фиксирующих выступов размеры выступа и паза должны соответствовать указанным на черт. 3 и в табл. 4.
Разность между Я и Л не должна быть меньше 2 мм для того, чтобы избежать разрушения антифрикционного материала, что возможно при обработке внутреннего отверстия подшипника. По этой же причине размер / не должен быть меньше 2 мм. В противном случае выступ может войти в канавку для смазки.
Размеры фиксирующего выступа, пазов и допуски на расстояние между фиксирующим выступом и фланцем
Таблица 4
мм |
Диаметр корпуса |
Установочный замок |
Допуск на Н |
Паз |
А |
В |
% |
Е |
^ Z |
G |
До 45 |
2,2—2*35 |
3-4 |
0,8-1,1 |
+0,15 |
3,06-2,84 |
5,5—4,5 |
1,75—1,50 |
Св. 45 до 65 |
3,2-3,35 |
5—6 |
1—1,3 |
4,06—3,94 |
8,5-7 |
2,15-1,75 |
Св. 65 до 85 |
4,2—4,36 |
5—6 |
1,2—1,5 |
5j07—4,93 |
10—8 |
2,60—2 |
Св, 85 до 120 |
5,2-5,35 |
6-7 |
1.4—1,7 |
6,07—5,93 |
12—9 |
3—2,25 |
Св. 120 до 200 |
6,2—6,35 |
8,5—10 |
1,5—2 |
+<уг |
8,08—7,92 |
15,5—12 |
4—3 |
Св, ?<Ю до 250 |
7,2—6,35 |
11,5—13 |
2—2,5 |
10,08-9,92 |
20—15 |
4,70—3,50 |
|
ГОСТ 28341-89 С. 9
3.6.4. Скосы
3.6.4.1. Скос на внутренней поверхности соединения
На обеих сторонах вкладыша по всей его ширине предусматриваются скосы (черт. 4) с размерами, указанными в табл. 5.
|
Черт. 4. Скос на поверхности соединения |
Таблица 5 Размеры и допуски скоса на поверхности соединения
мм |
Диаметр корпуса Оь |
Допуск на Яр |
ej |
До 85 |
—3 |
0,12^-0,025 |
Св. 85 > 120 |
■—4 |
0,015—0,030 |
» 120 > 200 |
—5 |
0,020—0,040 |
> 2Ю0 » 250 |
—6 |
0Д30—0,055 |
|
Размер Яг» зависит от конкретных условий и устанавливается по соглашению заказчиком и изготовителем.
Размер HD считают равным 1/1 внутреннего диаметра.
3.6.4.2. Скос на поверхности фланца
На всех стыках (dm. черт. 5, сечение А— А) и на краях поверхностей скольжения предусматриваются скосы (см. черт. 5, выносной элемент X). Размеры скоса на поверхности фланца см. в табл. 6.