ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
И ПОСТРОЙКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
ГОФРИРОВАННЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ
ВСН
176-78
Минтрансстрой
Москва 2002
ДОПОЛНЕНИЕ № 2
РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИСом Минтрансстроя (д-р. техн. наук Н.А.
Перетрухин, кандидаты техн. наук В.П. Каменцев, Г.С. Рояк, Л.Н. Слоев,
М.Д. Харит, Г.Я. Волченков, канд. хим. наук Ф.Б. Глазман, при
участии инженеров Н.А. Сафроновой, А.Е. Щукаревой, С.В. Осиной); Новосибирским
филиалом ЦНИИСа (СибЦНИИСом) (канд. техн. наук А.С. Потапов, при участии
инженеров М.Г. Раткевича, Е.Ф. Казначеевой, Ю.П. Куркина); при участии
МПС (инженеры О.С. Шебякин, К.И. Томилин) и СКТБ Главбамстроя (канд.
техн. наук Ю.Б. Нарусев).
ВНЕСЕНЫ ЦНИИСом.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К
УТВЕРЖДЕНИЮ отделом научно-исследовательских работ Главного технического
управления Минтрансстроя.
СОГЛАСОВАНЫ
Государственным комитетом СССР по делам строительства 24 июня 1985 г. №
ДП-2904-1; Главтранспроектом, ГУЖДС Урала и Сибири и Главстройпромом
Минтрансстроя.
УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством транспортного строительства и Министерством путей сообщения 15
июля 1985 г. № АВ-548/Т-21955*.
*Ограничение действия Дополнения № 2 снято.
Дополнения направлены на расширение области применения и
повышения качества строительства металлических гофрированных труб (МГТ) на
железных дорогах в условиях тундры и лесотундры севера Западной Сибири.
Срок
действия установлен с 1.01.1988 г. по 1.01.1989 г.
1.
Пункт 1.5 дополнить абзацем
следующего содержания: «В болотистых районах тундры и лесотундры севера
Западной Сибири металлические гофрированные трубы под железную дорогу должны
располагаться выше уровня воды в болоте, не допуская опасного повышения уровня
воды».
2. Пункт 1.10 дополнить
абзацем следующего содержания: «Допускается сооружение металлических
гофрированных труб при высоте насыпи до 4 м и длине трубы до 25 м».
3. Пункт 3.6 дополнить абзацем
следующего содержания: «При пересечении железной дорогой водотоков с малыми
уклонами лога в тех случаях, когда ожидается, что большая часть осадки
проявится в период отсыпки насыпи, допускается до засыпки трубы превышение
отметок лотка в средней части под отметкой его на входе в трубу на величину не
более чем половина расчетной осадки».
4. Пункт 4.16. Последнее
предложение изложить в новой редакции: «Количество очков должно быть не более
трех».
5. После пункта 4.19 текст
дополнить пунктом 4.19а следующего содержания:
«4.19а. При проектировании труб, располагаемых на
вечномерзлых грунтах, для трубы и примыкающих к ней участков насыпи
рекомендуется применять один и тот же принцип использования грунтов в качестве
основания.
Расчеты по прогнозу температурного режима в основании в зоне
теплового влияния трубы следует выполнять в соответствии с дополнениями к
приложению 13, приведенными для условий севера
Западной Сибири» (см. п. 19 Дополнений).
6. Пункт 4.22 дополнить
текстом следующего содержания: «Трубы, располагаемые на оттаивающих
вечномерзлых грунтах, допускается применять при условии, что суммарная величина
осадки грунтов основания может быть компенсирована величиной строительного
подъема.
В необходимых случаях при наличии в основании оттаивающих
мерзлых грунтов II
- IV
категорий просадочности для соблюдения этого условия следует разрабатывать
индивидуальные проекты, предусматривая замену слабых или просадочных при
оттаивании грунтов, а также другие меры по уменьшению глубины и неравномерности
оттаивания. В случае замены слабых или просадочных при оттаивании мерзлых
грунтов работы по отрытию котлована и устройству основания следует выполнять
только в зимнее время».
7. Пункт 4.24 дополнить
текстом следующего содержания:
«В условиях большой снегозаносимости для предотвращения
попадания снега в трубу необходимо оборудовать концы труб инвентарными
крышками. При необходимости сохранения вечной мерзлоты рекомендуется
предусматривать применение вентиляционных труб, концы которых выводятся за
пределы снежных отложений, и других устройств, обеспечивающих отводы тепла из
трубы в зимнее время».
8. Пункт 4.25 дополнить
абзацем следующего содержания:
«На оттаивающих в период эксплуатации мерзлых грунтах
основная осадка трубы на выходе по условию беспрепятственного отвода воды от
нее не должна быть больше допустимой, при которой может быть обеспечено
устройство отводящего русла с уклоном не менее 0,002».
9. Пункт 4.26 дополнить
абзацем следующего содержания: «Ширину полосы заменяемого грунта следует
назначать в соответствии с указаниями п. 4.10.
При необходимости замены в основании оттаивающих мерзлых грунтов III - IV категорий просадочности ширина полосы заменяемого грунта принимается не
менее величин, указанных в п. 4.10, и не менее D(п + 2) + l(n - 1), где D - диаметр трубы; n - число очков; l - расстояние в свету между очками».
10. Пункт 4.46 дополнить
абзацем следующего содержания:
«В районах тундры и лесотундры Западной Сибири допускается применение
металлических гофрированных труб на железных дорогах в среднеагрессивных
средах. В этих случаях для каждой железнодорожной линии с МПС согласовывается
проект объекта представителя».
11. Пункт 4.47. В первом
абзаце после слов «при слабой» добавить «и средней».
12. Пункт 4.47 дополнить
абзацем следующего содержания: «Окрашивать элементы труб эмалями ЭП-1155 и
ЭП-5118 необходимо только в заводских условиях».
13. Пункт 4.53 дополнить
абзацем следующего содержания: «На железных дорогах трубы на водотоках при
малом количестве твердых частиц в потоке (до 1 % по объему и до 2 мм по
размеру) и малой скорости его (до 2 м/с) допускается проектировать без
устройства специальных защитных лотков, предусматривая нанесение на внутреннюю
поверхность лотковой части трубы полимерных защитных покрытий марки Э-1».
14. После пункта 4.54 текст
дополнить пунктом 4.54б следующего содержания:
«4.54б. Укрепление русла и откосов насыпи у труб
в случае ожидания значительных просадок необходимо производить каменной
наброской, а в других случаях - допускается применять плитные или решетчатые
конструкции.
Крепление на мелких песках должно производиться с
устройством обратного фильтра из геотекстильных материалов».
15. Пункт 5.1 дополнить
текстом следующего содержания: «Сооружение труб необходимо производить
сквозными комплексными специализированными бригадами, выполняющими весь объем
работ при постройке гофрированных труб на участке данного треста или управления
с обеспечением их необходимыми машинами, механизмами, инструментами и приборами.
Такая бригада, созданная в одном из строительных подразделений, должна
выполнять работы на участках этого и других подразделений, используя вахтовый
или другие методы организации строительства.
Рабочие и инженерно-технические работники должны пройти
специальное обучение и сдать экзамены на знание комплекса работ по
строительству металлических гофрированных труб».
16. Пункт 5.2 дополнить
абзацем следующего содержания: «При постройке труб на вечномерзлых грунтах,
кроме того, следует:
выполнять работы по сооружению
трубы и насыпи около нее по возможности в конце зимы или весной;
не допускать уничтожения мохорастительного покрова;
не допускать проезда транспорта и строительных машин вне
подъездных дорог;
устраивать подъездные дороги к трубам путем подсыпки грунта
толщиной в зависимости от нагрузки от транспортных и строительных машин, но не
менее 0,5 м;
обеспечивать беспрепятственный отвод поверхностных вод;
не допускать скопления воды вблизи трубы;
заполнить грунтом местные понижения согласно указаниям п. 4.31».
17. После пункта 5.83 текст
дополнить пунктом 5.83а следующего содержания:
«5.83а. Для повышения несущей способности трубы и
надежности ее работы рекомендуется до засыпки придавать ее поперечному сечению
овальность с большей осью по вертикали, увеличивая вертикальный диаметр трубы
на величину до 3 % номинального и закрепляя сечение стойками. Создание
овальности целесообразно производить с помощью двух последовательно
переставляемых домкратов, выполняя работы в следующем порядке: в лотке и своде
трубы укладывают прогоны, раскрепляя их временными стойками; в начале и конце
одного из звеньев на участке, где необходимо создать овальность, ставят
домкраты и увеличивают вертикальный диаметр до заданной величины. Между
домкратами устанавливают стойку; затем последовательно переставляя домкраты,
устанавливают стойки на всем участке. Рекомендуется делать стойки инвентарными,
а для облегчения демонтажа устанавливать их на клиньях. Стойки удаляют после
отсыпки насыпи на проектную высоту».
18. Приложение 10. Пункт 2.4 изложить в новой редакции:
«2.4. Подготовка поверхности оцинкованных элементов под окрашивание
должна состоять в удалении грязи и жира с нее перед приданием ей шероховатости.
Удалять загрязнения следует моющими составами или растворителем (уайт-спиритом)
с помощью щеток или протироточного материала в соответствии с ГОСТ 9402-80.
Затем поверхности придается шероховатость, равная 40 - 50
мкм.
Не допускается попадание на подготовленную под окрашивание
поверхность воды, масла, коррозионно-активных жидкостей и паров».
Пункт 2.5 исключить.
19. Приложение
13. Пункт 1 после слов «районов БАМа» дополнить словами: «и
севера Западной Сибири».
Пункт 3 перед последним абзацем дополнить абзацем
следующего содержания: «для севера Западной Сибири высота насыпи при d =
1 - 2 м H = 3 - 4 м; при d
= 2,5 - 3,0 м Н = 4 м».
Пункт 4, подпункт а). Формулу
«x
= x3К»
заменить на формулу
«x
= x3КК1»
и указать: «где К1 с учетом снежных заносов для севера Западной
Сибири принимается в зависимости от температуры вечномерзлых грунтов до начала
строительства (t0) по
таблице
Глубина оттаивания в характерных сечениях (см. рисунок), м
|
Температура вечномерзлых грунтов t0, °C
|
минус 1
|
минус 3
|
минус 5
|
x1; x2
x3
|
1,4
0,4
|
1,2
0,4
|
0,8
0,4
|
Промежуточные значения x
принимаются по интерполяции».
Пункт 4, подпункт б) дополнить словами:
«(для севера Западной Сибири не применяется)».
Пункт 5. Наименование программы
«ТСЛ-1» заменить на «PQ021».