СИСТЕМА
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ,
СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ
И ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ
НОРМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ТСН
10-301-2003 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Администрация
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2003
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Закрытым акционерным обществом
«Инженерная ассоциация «Ленстройинжсервис» (руководитель темы, канд. техн. наук
М.А. Иванов, инж. К.Г. Адамянц)
2 ВНЕСЕНЫ
Комитетом по строительству Администрации Санкт-Петербурга
3 ПРИНЯТЫ И
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 06.06.03 №
1397-ра
4
ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ в Госстрое России письмо от 23.06.03 № 9-29/543
ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения. 2
2 Нормативные ссылки. 2
3 Общие положения. 2
4 Порядок разработки ТСН.. 2
5 Согласование ТСН.. 4
6 Утверждение и введение в действие ТСН.. 5
7 Внесение изменений в ТСН.. 5
8 Хранение подлинников ТСН, изменений и поправок к ТСН.. 6
9 Опубликование ТСН.. 6
10 Структура
нормативных документов в строительстве
Приложение А Форма обложки территориальных строительных
норм Санкт-Петербурга. 6
Приложение Б Норма первой страницы
территориальных строительных норм Санкт-Петербурга. 7
|
Введение
Градостроительным
кодексом Российской Федерации субъектам федерации предоставлено право разрабатывать
и утверждать территориальные нормативные документы в области строительства.
Территориальные
строительные нормы субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга разработаны в
соответствии с основными принципами и общей структурой системы нормативных документов
в строительстве и с учетом действующих законодательных и нормативных актов
Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Настоящие
территориальные строительные нормы содержат положения, регламентирующие порядок
разработки, согласования, утверждения и введения в действие территориальных
строительных норм Санкт-Петербурга, внесения в них изменений, поправок и
хранения подлинников.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ,
УТВЕРЖДЕНИЯ И ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ
НОРМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Дата
введения 2003-07-07
1 Область
применения
Настоящие
территориальные строительные нормы (ТСН) устанавливают общие положения порядка
разработки, согласования, утверждения и введения в действие территориальных
строительных норм Санкт-Петербурга.
Положения
настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий,
организаций, объединений независимо от форм собственности и принадлежности,
иных юридических и физических лиц, осуществляющих разработку территориальных
строительных норм Санкт-Петербурга.
2 Нормативные ссылки
В
настоящих территориальных строительных нормах использованы ссылки на следующие
документы:
ГОСТ
Р 1.5-2002 Государственная система стандартизации Российской Федерации.
Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и
обозначению
Измененная
редакция. Изм. № 1.
3 Общие положения
3.1 Территориальные строительные нормы
Санкт-Петербурга разрабатываются на основании перспективной номенклатуры ТСН и
годового перечня ТСН, формируемыми в соответствии с порядком, установленным
настоящими нормами.
Измененная
редакция. Изм. № 1.
3.2 Территориальные строительные нормы
разрабатывают научно-исследовательские, проектные и другие организации и
объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и
необходимым опытом практической работы в соответствующей области.
К
разработке могут привлекаться общественные строительные, архитектурные и
проектные союзы и ассоциации.
3.3 Заказчиком на разработку территориальных
строительных норм Санкт-Петербурга могут быть отраслевые комитеты Правительство
Санкт-Петербурга или любая другая заинтересованная организация (предприятие) по
согласованию с соответствующим отраслевым комитетом.
Измененная
редакция. Изм. № 1.
3.4 Финансирование разработки территориальных
строительных норм Санкт-Петербурга осуществляется, как правило, за счет
бюджетных средств Санкт-Петербурга.
4 Порядок разработки ТСН
4.1 ТСН должны разрабатываться в пять стадий:
1-я стадия - организация разработки ТСН;
2-я стадия - разработка проекта ТСН в первой редакции,
получение отзывов и заключения ведущей
организации по соответствующему направлению нормирования (определяется
заказчиком), проведение согласительного совещания по первой редакции ТСН;
3-я стадия - подготовка проекта ТСН в окончательной
редакции разработчика, согласование, прохождение технической экспертизы (необходимость проведения экспертизы определяется заказчиком или
отраслевым комитетом, в ведении которого находится вопрос нормирования) и представление его заказчику;
4-я стадия - рассмотрение, принятие заказчиком,
утверждение ТСН уполномоченным
исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга;
5-я стадия - регистрация ТСН и издание ТСН.
Допускается совмещение стадий или выделение
отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных
положений, концепций); опытное проектирование и др.
Пункт
4.1 Измененная редакция. Изм. № 1.
4.2 Организация разработки ТСН включает в себя:
-
формирование перспективной номенклатуры подлежащих разработке и пересмотру
территориальных строительных норм Санкт-Петербурга;
-
формирование годового перечня территориальных строительных норм
Санкт-Петербурга, подлежащих разработке, пересмотру и внесению в них изменений
на основе номенклатуры территориальных строительных норм Санкт-Петербурга.
Перспективная
номенклатура подлежащих разработке и пересмотру территориальных строительных
норм Санкт-Петербурга разрабатывается отраслевыми комитетами Правительства Санкт-Петербурга,
научно-исследовательскими, проектными и другими организациями и объединениями,
а также творческими коллективами, обладающими научным потенциалом и необходимым
опытом практической работы в этой области.
Перспективная
номенклатура ТСН в дальнейшем дополняется и уточняется по заявкам
заинтересованных организаций строительной отрасли Санкт-Петербурга.
Пункт
4.2 Измененная редакция. Изм. № 1.
4.3 Заявки на включение в номенклатуру (перечень)
темы ТСН вносят предприятия и организации строительной отрасли, общественные
строительные, архитектурные и проектные организации Санкт-Петербурга. Заявки
вносятся в отраслевой комитет Правительства города, в ведении которого находится вопрос
нормирования.
Измененная
редакция. Изм. № 1.
4.4 Заявка должна содержать обоснование
необходимости разработки ТСН, цели и задачи разработки, этапы работ, сроки их
выполнения, ориентировочный объем финансирования.
4.5 Заявка в месячный срок рассматривается
отраслевым комитетом Правительства Санкт-Петербурга для установления целесообразности
включения заявляемого документа в номенклатуру (перечень) ТСН, подлежащих
разработке.
Измененная
редакция. Изм. № 1.
4.6 В случае положительного решения отраслевой
комитет направляет предложения по разработке ТСН в Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга для составления сводной заявки и представления ее в
городскую комиссию по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга.
Измененная
редакция. Изм. № 1.
4.7 Органом, рассматривающим проекты перспективной
номенклатуры и годового перечня ТСН, подлежащих разработке, является городская
комиссия по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга.
4.8 По результатам рассмотрения заявок и с учетом
необходимого объема бюджетных средств городской комиссией по строительству при
губернаторе Санкт-Петербурга составляется перспективная номенклатура разработки
ТСН, определяется приоритетность разработок, устанавливаются сроки разработки
документов и объем финансирования.
Перспективная
номенклатура представляется для утверждения вице-губернатору Санкт-Петербурга -
председателю Комитета по строительству и после утверждения направляется
Комитетом по строительству в Госстрой России на согласование.
Годовой
перечень разработки ТСН формируется городской комиссией по строительству при
губернаторе Санкт-Петербурга из тем, включенных в перспективную
номенклатуру разработки ТСН.
В
годовом перечне разработки ТСН уточняется приоритетность разработок,
устанавливаются сроки разработки документа и объем финансирования с выделением
разработок, финансируемых из бюджета.
Годовой
перечень разработки ТСН утверждается вице-губернатором Санкт-Петербурга, курирующим вопросы строительства и архитектуры
и служит основанием для формирования бюджетной заявки отраслевыми комитетами -
заявителями разработок.
Пункт
4.8 Измененная редакция. Изм. №
1.
4.9 После утверждения годового перечня разработок
ТСН и выделения бюджетных средств отраслевые комитеты Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с предоставленными им полномочиями
заказчика заключают в установленном порядке договоры со специализированными
организациями на разработку (пересмотр, внесение изменений) ТСН.
При
заключении договора заказчик утверждает техническое задание на разработку ТСН,
в котором указывает основные цели и задачи разработки,
организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на
отзыв и на согласование, в том числе государственную вневедомственную
экспертизу по вопросам, входящим в ее компетенцию.
Измененная
редакция. Изм. № 1.
4.10 Разработка
проекта ТСН в первой редакции организуется основным разработчиком и
соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную
подготовку ТСН в сроки, установленные договором. Подготовленный проект ТСН
рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают
на отзыв с пояснительной запиской в соответствии с 5.4.
Подготовку проекта нормативного документа для
представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных отзывов. При
отсутствии отзывов каких-либо организаций разработку документа продолжают в
соответствии с календарным планом.
Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту ТСН основной
разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное
совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций.
Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке
отзывов.
Пункт
4.10 Измененная редакция. Изм. №
1.
4.11 Построение, изложение и оформление ТСН
осуществляется в соответствии с требованиями, установленными для стандартов
положениями ГОСТ
Р 1.5, с учетом требований настоящих территориальных строительных норм.
Измененная
редакция. Изм. № 1.
Титульный
лист и первую страницу оформляют в соответствии с приложениями А и Б
настоящего документа, а в заголовках применяют прямой порядок слов.
4.12 Нормативные ссылки и определения применяемых
терминов при нецелесообразности размещения в тексте документа из-за большого
объема помещают в приложениях.
5 Согласование ТСН
5.1 Проект ТСН согласовывается в соответствии с
требованиями технического задания заказчика.
5.2 Заказчик в техническом задании на разработку
ТСН должен определить органы и организации, которым документ
направляют на отзыв и согласование, в том числе на заключение ведущим научно-исследовательским и проектным институтам, по
соответствующим направлениям нормирования и стандартизации.
Измененная
редакция. Изм. № 1.
Документы,
положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора,
должны быть согласованы с этими органами.
5.3 Проект ТСН с органами государственного надзора
и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку,
согласовывает разработчик до представления документа на утверждение.
5.4 Документ на отзыв и согласование направляется с сопроводительным письмом
отраслевого комитета Правительства Санкт-Петербурга, в ведении которого
находится вопрос нормирования.
Подлинники
отзывов на проект ТСН отраслевой комитет передает разработчику для составления
сводки отзывов, проведения согласительного совещания и подготовки ТСН в
окончательной редакции.
Измененная
редакция. Изм. № 1.
5.5 Проект
документа направляют на согласование в окончательной редакции разработчика.
Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления.
Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не
допускается.
5.6 Разногласия, возникшие при согласовании проекта
документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их
дополнительного рассмотрения с заинтересованными организациями принимает
городская комиссия по строительству при губернаторе Санкт-Петербурга.
5.7
Проект ТСН, согласованный со всеми заинтересованными
организациями, по решению заказчика или отраслевого комитета Правительства
Санкт-Петербурга, в ведении которого находится вопрос нормирования,
направляется на экспертизу в ФГУП ЦНС («Центр методологии нормирования и
стандартизации в строительстве»). Экспертиза осуществляется на договорной
основе. Договор на проведение технической экспертизы заключается заказчиком
или, если это предусмотрено договором на разработку ТСН, основным
разработчиком. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него
необходимые уточнения.
Пункт
5.7 Измененная редакция. Изм. №
1.
5.8 Согласованный
и отредактированный для публикации проект ТСН представляется основным
разработчиком заказчику нормативного документа в 4 экземплярах, а также в
электронном виде, если иное не определено договором, с сопроводительным письмом
и следующей документацией в одном экземпляре: пояснительной запиской к проекту
документа по ГОСТу
Р 1.2 с обоснованиями; проектом документа, рассылавшегося на отзывы (первая
редакция), и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;
подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на отзыв, и
сводкой отзывов; подлинными документами, подтверждающими согласование проекта
органами государственного надзора и другими организациями, или протоколом
разногласий (если согласование требовалось техническим заданием); предложениями
об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с
введением нового нормативного документа.
Пункт
5.8 Измененная редакция. Изм. №
1.
6 Утверждение и введение в действие ТСН
6.1 Территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга
утверждаются уполномоченным исполнительным органом
государственной власти Санкт-Петербурга.
Измененная
редакция. Изм. № 1.
6.2 Проект
ТСН представляется на утверждение заказчиком нормативного документа совместно с
основным разработчиком через отраслевой комитет Правительства Санкт-Петербурга,
в ведении которого находится вопрос нормирования.
При
необходимости проект ТСН до утверждения может быть направлен заказчиком на
одобрение в городскую комиссию по строительству при губернаторе
Санкт-Петербурга.
Пункт
6.2 Измененная редакция. Изм. № 1.
6.3 В случае прохождения экспертизы проекта ТСН в ФГУП ЦНС, на
утверждение проект направляется с экспертным заключением ФГУП ЦНС.
Пункт
6.3 Измененная редакция. Изм. № 1.
6.4 Утвержденные территориальные
строительные нормы с экспертным заключением, справкой о том, какие замечания
приняты или сведениями о разногласиях (при их наличии), направляются в Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга
для регистрации в Реестре территориальных нормативных документов по
строительству.
Пункт
6.4 Измененная редакция. Изм. № 1.
6.5
Территориальные строительные нормы вступают в
действие по истечении месяца с даты их регистрации в реестре Комитета по
строительству Правительства Санкт-Петербурга.
Пункт
6.5 Измененная редакция. Изм. № 1.
6.6 Территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга
отменяются уполномоченным исполнительным органом государственной
власти Санкт-Петербурга по представлению отраслевого комитета
Администрации Санкт-Петербурга, в ведении которого находится вопрос нормирования.
Измененная
редакция. Изм. № 1.
7 Внесение изменений в ТСН
7.1 Изменения к территориальным строительным нормам
Санкт-Петербурга разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку
разработки, согласования и утверждения, приведенном в настоящем нормативном
документе.
В случаях, предусмотренных техническим зданием,
порядок разработки изменений может быть упрощен.
7.2 Внесение изменений в территориальные
строительные нормы Санкт-Петербурга, не прошедших установленную настоящими
нормами процедуру, запрещается.
8 Хранение подлинников ТСН, изменений и поправок к
ТСН
8.1
Хранение утвержденного подлинника ТСН, изменений и
поправок к ним, осуществляет Комитет по строительству Правительства
Санкт-Петербурга.
Пункт
8.1 Измененная редакция. Изм. № 1.
8.2 Принимаемый на хранение подлинник документа
должен регистрироваться в специальном реестре и храниться на правах документов
строгой отчетности.
9 Опубликование ТСН
9.1 Издаются и распространяются зарегистрированные
территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга специализированной
организацией за ее счет (по соглашению с Заказчиком).
10. Структура нормативных
документов в строительстве.
10.1. К нормативным документам в строительстве
Санкт-Петербурга относятся:
- территориальные
строительные нормы (ТСН), устанавливающие обязательные для применения в Санкт-Петербурге
требования и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические,
социальные особенности и экономические возможности города как субъекта
Российской Федерации;
- территориальные строительные правила (ТСП), устанавливающие
рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований
территориальных строительных норм;
- территориальные руководящие документы в
строительстве (ТРД), устанавливающие обязательные и рекомендуемые положения в
отношении организационно-технологического порядка в проектировании и
строительстве;
- территориальные методические документы (ТМД),
включающие рекомендации, инструкции, указания по осуществлению проектирования и
строительства в Санкт-Петербурге.
10.2. Территориальные строительные правила
разрабатываются и согласовываются в порядке, аналогичном порядку разработки и
согласования территориальных строительных норм. Утверждаются ТСП руководителем
организации-разработчика и одобряются и рекомендуются к использованию уполномоченным
исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
10.3. Территориальные руководящие документы в
строительстве (ТРД) разрабатываются, согласовываются и утверждаются в порядке,
аналогичном порядку разработки и согласования и утверждения территориальных
строительных норм.
10.4. Территориальные методические документы
разрабатываются и согласовываются в порядке, аналогичном порядку разработки и
согласования территориальных строительных норм. Утверждаются ТМД руководителем
организации-разработчика и одобряются и рекомендуются к использованию
уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
10.5. Территориальные строительные правила,
территориальные руководящие документы в строительстве и территориальные
методические документы проходят обязательную регистрацию в Реестре
территориальных нормативных документов по строительству в Комитете по
строительству Правительства Санкт-Петербурга.
Хранение подлинников документов, изменений и поправок к ним,
порядок внесения изменений и дополнений, а также опубликования нормативных
документов осуществляется в соответствии с настоящим нормативным документом.
Раздел 10 введен дополнительно. Изм. № 1.
Приложение А
(обязательное)
Форма обложки территориальных строительных норм
Санкт-Петербурга
Приложение
Б
(обязательное)
Форма первой страницы территориальных строительных норм
Санкт-Петербурга
Ключевые слова:
система нормативных документов, территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга,
разработка, согласование, утверждение, регистрация, хранение, пересмотр,
внесение изменений, экспертиза, публикация